Меню

Журнал для художников по свету



Профессия «Художник по свету»: как создается магия концертов и fashion-шоу

Марина Ларикова, художник по свету с 20-летним профессиональным опытом, провела открытую лекцию в Санкт-Петербурге. Она рассказала, в чем специфика ее работы, как должен выстраиваться процесс подготовки к мероприятию, а также какое оборудование сейчас в тренде. Лекция состоялась в рамках лектория «Ясная поляна». ITMO.NEWS записал главные тезисы.

Освещение на концерте. Источник: unsplash.com

Художник и техник в одном лице

Существует три специальности, которые нередко путают: осветитель, светооператор и художник по свету. Но если разобраться, то станет ясно, что у них всё-таки разные сферы ответственности. Осветитель — это технический специалист, который делает монтаж, подключение, направку света и управляет световым оборудованием. Светооператор частично выполняет функции художника по свету, но в основном в его обязанности входит программирование пульта, создание световой партитуры, направка приборов, как правило, он программирует свет вместе с художником по свету.

А вот художник по свету — это более глубокая профессия, потому что он разрабатывает световую композицию, которая отвечает замыслу режиссера и художника декоратора, в то же время он должен хорошо разбираться в работе с цветом, в светотеневой композиции, электротехнике и подключениях, чтобы не создать макет, который просто невозможно реализовать.

Лекция «Световые решения для мероприятий»

Как говорить о свете и цвете с клиентом

Художник Теодор Юнг говорил: «Свет не умел ставить только мой сосед, потому что он был слепым». Эта фраза должна объяснить вам, что интуитивно в свете разбираются все, потому что свет — это «вкусовщина». Но всё-таки есть профессиональные знания, которыми художник по свету отличается от обывателя, в частности это теория восприятия цвета, цветовая температура, естественное свечение объекта (SRI).

Все эти знания призваны вам помочь понять желания клиента по яркости, тону лиц на фотографиях, освещенности зала и так далее. И в то же время именно эти понятия будут вашей аргументацией, если возникнут спорные вопросы, связанные с пресловутой вкусовщиной в цвете и свете на мероприятии.

Лекция «Световые решения для мероприятий»

Этапы работы художника по свету

Также Марина Ларикова поделилась алгоритмом своей работы, который, на ее взгляд, может уберечь проект от финансовых провалов и неучтенных моментов.

  • Первое совещание. Особенность его в том, что там должны присутствовать все главные лица проекта: заказчик, организатор, художник по свету, мультимедиа-режиссер, технический директор, художник постановщик и режиссер постановщик. Заказчик рассказывает, что он хочет, какие финансовые рамки готов предложить, организатор предлагает идеи, делится тем, как он видит реализацию желаний клиента, совместно с другими специалистами обсуждается реалистичность идеи, возможные решения задумок.
  • Второе совещание. Оно ориентировано на техническую сторону вопроса: поэтому туда приглашаются менеджеры технических компаний-подрядчиков, а на повестку дня выносится размещение приборов, их количество и примерный план монтажа.
  • Третье совещание. На продуманный эскиз накладывается декорация и визуализируется световой макет. Это этап совместной работы декоратора и художника по свету.
  • Утверждение сметы. Окончательный бюджет должен быть озвучен только после того, как творческая и техническая группы утвердят эскиз.
  • Техническое совещание. Художник по свету готовит детальный технический чертеж, визуализацию, программинг, график монтажа и подробное ТЗ для всех служб.
  • Оборудование. Далее художник по свету делает лайтпод для световой компании: обозначает точки подвеса, длины кабелей, расположение тросов и стоек, готовит подробную техническую документацию для подрядчика.
  • Предпрограмминг. Чтобы сэкономить время, художник по свету на этом этапе собирает схему будущей программы, подключается к световому пульту и заранее программирует шоу, чтобы на этапе репетиций нужно было вносить только конкретные правки в зависимости от специфики труппы.
  • Репетиция. В идеале художник по свету должен отработать на двух репетициях, чтобы и он, и артисты смогли запомнить расположение световых точек, динамику выступления и ее синхронизацию со светом.
  • Финальный монтаж, направка света.
  • Мероприятие.
Читайте также:  Как отключить ближний свет от сигнализации

Лекция «Световые решения для мероприятий»

Свет для разных мероприятий

На каждом этапе работы нужно задавать конкретные вопросы: по таймингу, ожиданиям и так далее. Но самое первое, что вы должны определить — это тип мероприятия, с которым вы работаете. Существует несколько типов задач, с которыми вы можете столкнуться: театральные спектакли, fashion-шоу, стадионные шоу, боксерские бои, ледовые шоу, концерты, конференции, встречи аудитории сетевого маркетинга, выставки, крупные корпоративные мероприятия, ТВ-съемки (ток-шоу), уличные фестивали, open air.

Вид мероприятия определяет технические особенности предстоящей работы, бюджет, цели, а также сроки, например, для единоразовой конференции вы можете установить сложную монтажную конструкцию, которая не подойдет для гастролирующего концерта. Там нужно придумать механизм, который можно будет достаточно быстро установить и собрать обратно. Если это уличный фестиваль, то стоит предусмотреть изоляцию оборудования от непогоды, схемы по удалению проводов из пространства со зрителями, чтобы никто не споткнулся, не поранился и не сломал конструкцию.

Освещение на концерте. Источник: unsplash.com

Сила светодиода

Основные типы светильников, с которыми художник по свету работает на мероприятии, — это светодиодные палки, «анимационное звездное небо» (диоды в бархате применяются для создания графических элементов), светодиодная лента (для контурного освещения, в особенности на сложных конструкциях и большой высоте), световоды, лазеры.

Сейчас в тренде — Table LED (беспроводные настольные лампы). Они обладают умеренным свечением и могут добавить свет на столы, не мешая гостям, при этом подсветив еду и сервировку для качественных фотографий.

Table LED. Источник: designersofas4u.co.uk

Еще одно трендовое направление в освещении мероприятий — светодиодные браслеты, шнурки, костюмы, управляемые с пульта художника по свету. Это возможность включить зрителей в процесс создания световой картинки мероприятия. Если вы раздадите им на входе браслеты, шарфы или другой элемент костюма, а потом будете управлять его свечением с пульта, то сможете комбинировать свет со сцены с залом, таким образом создавая уникальную картинку.

Источник

Уроки для художников по свету от Нейла Фрейзера

Уроки сценического освещения. Часть 1. Введение

Нейл Фрейзер: «Работая над этой статьёй, я предпринял попытку перечислить, чего мы стремимся достичь с помощью сценического освещения. Конечно, не всё из сказанного будет верным в каждом конкретном случае, получившийся список — это моя попытка как можно полнее ответить на этот вопрос».

Итак, сценическое освещение:

  • даёт нам возможность видеть происходящее на сцене,
  • характеризует место и время действия пьесы,
  • сообщает нам о настроении сцены,
  • высвечивает те места, которые особенно важно видеть,
  • придаёт сцене необходимую привлекательность,
  • подчёркивает жанр и стиль пьесы,
  • покоряет нас специальными эффектами.
Читайте также:  Блок управление света приора как его разобрать

Работа художника по свету заключается как раз в том, чтобы знать, как достичь всего этого наиболее эффективным способом (конечно, в соавторстве с другими людьми : режиссёром,художником-постановщиком и т. д.) Это знание включает в себя несколько аспектов, которые мы обсудим в рамках этого курса, а именно:

Для начала отметим, что первые три пункта (угол, форма и цвет) характеризуют сам свет, тогда как последние два (движение и композиция) описывают то, как мы используем этот свет для создания световых картин.

Все пять составляющих жизненно необходимы: с их помощью мы рассказываем историю, создаём настроение или просто передаём зрителям определённую информацию. То, как мы это делаем, зависит от того, что мы успели узнать о природе света, о том, как он работает — этот опыт мы получаем, накапливаем и систематизируем всю свою жизнь, с самого рождения.

Опираясь на эти знания, художники по свету решают, под каким углом будет освещаться каждая сцена, какими должны быть цвет и форма лучей, как всё это выстроится, и как будет меняться в соответствии с замыслом пьесы. Зрители тоже не остаются в стороне. Они становятся экспертами по интерпретации световых картин, хотя зачастую не осознают этого. С этой точки зрения мы можем говорить об эффективномосвещении-то есть, о таком освещении, которое позволяет зрителям уловить смысл и ощутить настроение световой сцены.

Для большей части световых решений не существует понятий «правильно» или «неправильно», и это очень важно, поскольку позволяет художнику по свету реализовывать его собственное понимание, собственный стиль. Однако Нейл Фрейзер настоятельно советует начинающим художникам по свету уточнять и развивать свои идеи в сторону эффективного освещения. Для этого существует несколько способов.

1. Практика. Используйте каждую возможность протестировать ваши идеи, пробовать что-то новое, исследовать и творить,

2. Наблюдение. Везде — в помещениях и на улице, в кино и в реальном мире — обращайте внимание на свет и определяйте, каким образом он был получен и как вы сможете воссоздать его на сцене.

3. Обучение. Учитесь у живописцев использовать свет и выстраивать композицию своих картин.

Хорошими примерами могут стать творения Рембрандта, Караваджо или Дэвида Хокни.

Самое главное — начать размышлять о том, как «работает» свет и как мы можем это использовать. Это — первое практическое задание для тех, кто хочет стать настоящим профессионалом в области сценического освещения.

В следующем выпуске серии — «Getting an angle on lighting» — Нейл Фрейзер рассказывает о том, как выбрать правильный угол для освещения. Желаем вам творческих успехов!

Часть 2. Найти нужный угол

Во втором уроке Нейл Фрейзер отвечает на вопрос, откуда должен падать свет на сцену, рассказывает о различных углах освещения и предлагает целый ряд полезных упражнений для построения световых картин.

Выбирая угол, под которым падает свет, важно найти компромисс между тем, насколько ясно публика видит освещаемый объект, и драматическим восприятием этого объекта. Прекрасно, когда воплощаются обе идеи, но часто одна из них вытесняет другую. Например, так происходит, когда кто-то пытается сделать объект более заметным для зрителей и убирает тени, придающие ему нужный характер.

Читайте также:  Авто прокат вокруг света

Обычно, глядя на угол, под которым падает свет, мы можем предположить, где расположен его источник. Сложнее определить, какой именно источник излучает свет: солнце, настольная лампа или уличный фонарь. Так, интерпретируя свет на сцене, публика может и не провести аналогии между углом падения света и знакомым ей реальным источником света.

Основные углы освещения

Ниже перечислены пять основных углов, характеризующие расположение источника света по отношению к освещаемому объекту:

  1. Горизонтальный (плоский) свет – свет, падающий прямо на объект по линии взгляда зрителя
  2. Задний свет – свет, исходящий сзади и сверху
  3. Боковой свет – свет со стороны на уровне объекта
  4. Верхний свет – источник расположен прямо над объектом
  5. Рамповый свет – источник расположен перед объектом снизу

Совместив некоторые из этих направлений, можно получить также:

  • Верхний передний свет – свет сверху и спереди объекта
  • Диагональный свет – свет сверху в сторону от объекта

Выбор угла освещения зависит от того, что мы хотим сообщить зрителю. Поэтому давайте представим эмоциональное значение этих углов.

Комбинируем углы освещения

Использование нескольких источников света на сцене делает световую картину интереснее. Ниже приводятся несколько замечаний по этому поводу:

  1. Эффект от источников света, расположенных под основными углами по отношению к объекту, может сильно отличаться от того, что получается в результате их комбинации. Сочетая разные углы освещения, мы должны помнить о том, какой вклад вносит каждый источник света в общую картину. Например, один угол используется для придания картине ясности, а другой – для создания драматического света.
  2. Каждый художник по свету знает, что присутствие в схеме освещения сильного доминирующего источника света делает световую картинку более привлекательной. Можно предположить, что сильный ключевой свет воспринимается нами как приятный на подсознательном уровне (как это происходит в ясный солнечный день). Это можно использовать: сделать один источник света более сильным, чем другой, нетрудно, а выглядит это хорошо.
  3. Следует помнить, что использование слишком большого числа углов освещения делает общую картину размытой или пересвеченной. Видно хорошо, но смотреть не интересно. Здесь (как и во многих других ситуациях) работает поговорка «лучше меньше, да лучше».
  4. Свет на сцене способен «передвигать» объект, например, приближать или удалять его. Это хорошо заметно, когда вы используете задний свет, который в сочетании с другими углами освещения приобретает реальную силу: создавая ореол вокруг объекта, он будто подталкивает его по направлению к зрителю, подчёркивает его форму, демонстрирует его трёхмерность.

Обычно способы, которыми художник реализует освещение на сцене, отталкиваются от того, как это происходит в реальном мире. Если сценический объект выглядит привычным образом, зритель легко додумывает известный ему источник света. Тогда можно говорить о естественном (реалистичном) свете на сцене.

Источник