Меню

Еврейское имя означающее слуга света



Еврейские имена
Имена на буквы «А-Я»

Имена на буквы «А-Я»

Аарон

Аарон был первым первосвященником и братом Моисея. Он был знаменит также тем, что «любил мир и стремился к миру». «Аарон» означает «гора» или «сияющий».

«Абба» означает «отец». Это имя стало популярным во времена Талмуда. Самым знаменитым Аббой был мудрец, рожденный в 4 в. в Вавилонии и переехавший затем в Эрец-Исраэль (Талмуд — Брахот 24 б).

«Ави» означает «мой отец». «Ави» — сокращённое от «Авраама» (см.).

Авива

— «весна». Время возникновения: Новое. (распространенное) производное от Авив.

Авигайиль

— «мой отец — радость». Авигаиль в ТаНаХе — жена царя ДАВИДА (Шмуэль I, 25:42). Вариант: АБИГАИЛЬ. Время возникновения: Танах. (редкое)

Авигдор

«Авигдор» означает «установивший границы» для еврейского народа. Поэтому «Авигдор» в традиции — одно из имен Моисея. Имя «Авигдор» упоминается в Танахе, в Диврей а-Йамим I, 4:4).

Авиталь

— «роса моего отца». Время возникновения: Танах. (редкое) , одна из жен царя Давида. (Шмуэль II, 3:4). Авиталь означает «мой отец — роса» (подразумевается «Всевышний, посылающий пропитание»). В соответствии с каббалистической традицией, это имя «говорит» о том, что пропитание посылается Всевышним тайно: как роса, которая выпадает незримо для людей и «поит» растения.

Авишаг

«Авишаг» — точное значение неизвестно. Авишаг в ТаНаХе — девушка, которая ухаживала за царем ДАВИДОМ в его старости (Млахим I, 1:3).

«Мой отец — Бог». Время возникновения: Танах. Редкое. Мать царя Хизкиягу.

Авнер

Авнер означает «мой отец — свет». Авнер в Танахе — дядя царя Шауля и военачальник (Шмуэль I, 14:50). Варианты: АБНЕР, АВИНЕР.

Авраам

Авраам был первым евреем. Он посвятил свою жизнь распространению учения о едином Б-ге. Это первый праотец еврейского народа. Главным качеством Авраама был хэсэд — милосердие. «Авраам» означает «отец многих народов» (См. Берешит 17:5). Варианты имени: АБРАМ.

Агува

— «Любимая». Время возникновения: Новое. Распространенное.

— производное от «украшение». Время возникновения: Новое. Распространенное.

Адам был первым человеком. Адам означает «земля» (См. Берешит 2:7).

Адасса

— «миртовое дерево». Еврейское имя царицы ЭСТЕР (см.) было «Адасса».

Адина

— «нежная», «изысканная». Время возникновения: Новое. (распространенное).

Азриэль

«Азриель» — имя ангела, которое означает «Моя помощь — Б-г». Азриель в Танахе — отец одного из глав колена Нафтали (Диврей а-Йамим I, 27:19), см. также Ирмияу 36:26.

Айелет

— «газель», а также музыкальный инструмент «айелет а- шахар», см. Псалмы 22:1. Время возникновения: Новое. (редкое) газель.

Акива

Имя «Акива» состоит из тех же букв, что и «Яаков», и означает «удержанный за пятку». Знаменитый раби Акива жил во времена Талмуда. Он был пастухом и в возрасте 40 лет ещё не знал алфавита. Однажды он проходил мимо камня, в котором постоянно падавшие капли проделали отверстие. Он подумал: «Если вода, такая мягкая, в силах проделать отверстие в твердом камне, то тем более в силах Тора — которая подобна огню — оставить вечный отпечаток на моем сердце». Рабби Акива решил изучать Тору и стал самым великим мудрецом своего поколения, у него было 24,000 учеников (вариант: АКИБА).

Александр

Это имя евреи дают в честь Александра Великого, царя Македонии. Талмуд рассказывает, что когда Александр увидел первосвященника Иерусалимского Храма, он сошел с лошади и преклонился перед ним (Александр редко преклонялся перед кем-либо, а возможно, никогда и не перед кем). Царь объяснил, что видел первосвященника во сне и счёл это добрым знаком. Поэтому Александр мирно включил Землю Израиля в свое растущее царство. В знак благодарности мудрецы постановили, чтобы еврейские мальчики, родившиеся в том году (333 до н. э.), получили имя «Александр». Оно до сих пор остаётся популярным еврейским именем (вариант: СЕНДЕР).

Ализа

— «весёлая», «радостная». В соответствии с каббалистической традицией, имя «Ализа» обозначает способность радостного возвышения над природой. Время возникновения: Новое. (распространенное) веселая.

— «газель». Время возникновения: Новое. (распространенное).

«Алон» означает «дуб». Имя «Алон» встречается в Торе — так звали внука Яакова (Диврей а-Йамим I, 4:37).

Алтер

«Алтер» означает «старый» на идиш. По традиции, если ребенок рождался слабым, он получал имя «Алтер». Его давали как благословение ребёнку, желая ему дожить до старости.

Амалья

— «Сотворенная Богом». Время возникновения: Новое. Распространенное.

Амира

— производное от Амир. Время возникновения: Новое. Редкое.

Амос был одним из 12 малых пророков (См. Нэвиим). «Амос» означает «нагруженный» или «наполненный»; имеется в виду «исполненный мудрости».

Амрам

Амрам был отцом Моисея и главой еврейского народа в поколении перед выходом из Египта. Амрам означает «могучий народ» (См. Шмот 6:18).

Точное значение неизвестно. «Анат» в ТаНаХе — мужское имя (См. книгу Судей 3:31) Время возникновения: Новое. (очень распространенное) точное значение неизвестно. в. Время возникновения: Танахе Анат — мужское имя.

Ариэла

— производное от Ариэль. Время возникновения: Новое. (распространенное).

Ариэль

Ариэль означает «лев Б-га» (Исайя 29:1). Ариэль — имя алтаря в Святом Храме (Йехезкель 43:15), ставшее одним из имён Иерусалима в целом. Ариэль — также имя ангела мира (Исайя 33:7).

Арье означает «лев», царь зверей. Лев символизирует энергию, силу. Такое имя дают ребёнку, желая, чтобы он вырос человеком, который использует каждую возможность сделать мицву (См. свод еврейских законов Шулхан Арух, раздел Орах Хаим 1). Арье — имя, данное Йеуде как благословение: еврейские цари будут из колена Йеуды (См. Берешит 49:9). Вариант: АРИ.

Аснат

Точное значение неизвестно. Время возникновения: Танах. Распространенное. Жена Йосэфа.

Атара

— «корона», см. Диврей а-Йамим I, 2:26.

— «возлюбленная». Слово встречается в ТаНаХе, см. Дварим 21:15; Нехемья 13:26.

Ахиноам

Жена царя ДАВИДА, см. ШМУЭЛЬ I, 27:3.

«Ашер» означает «благословленный» или «счастливый». Ашер — родоначальник одного из 12 колен, сын Яакова (См. Берешит 30:13). Вариант: ОШЕР.

— «газель». Это имя часто ассоциируется с библейским именем «Нафтали», т.к. Нафтали сравнивается в Торе с быстрым оленем (Берешит 49:21)

Барак

«Барак» означает «молния». Барак в Танахе — муж великой пророчицы Дворы (См. Шофтим 4).

Барух

«Барух» означает «благословленный». Барух в Танахе — помощник пророка Ирмияу (См. Ирмияу 32).

Бат-Цион

— «дочь Циона», или «дочь великолепия».

Бат-Шева

— «седьмая дочь». Бат-Шева в ТаНаХе — жена царя ДАВИДА (Шмуэль II, 11:27) и мать царя СОЛОМОНА (Шмуэль II, 12:24). Время возникновения: Танах. (распространенное) седьмая дочь, одна из жен царя Давида.

Батъя

— «дочь Бога». Время возникновения: Новое. (распространенное). Батья была дочерью фараона. Она спасла младенца — Моше, вытащив его из Нила (Шмот 2:5). Варианты: БАТЯ, БАСЯ.

Бейла

— «красивая» на идиш. Возможно также, что это имя восходит к имени БИЛХА (БИЛА). Так звали мать ДАНА и НАФТАЛИ, родоначальников двух из 12 колен Израиля (Берешит 29:29 и 30:3).

Бенцион

«Бен Цион» означает «сын Циона» или «сын великолепия». Имя «Бен Цион» встречается в Талмуде (Эдуйот 8:7).

«Берл» — уменьшительное от имени «Бер» — «медведь» на идиш. Оно ассоциируется с силой; соответствует ивритскому имени Дов (медведь).

Бецалель

«Бецалель» означает «в тени Б-га». Бецалель в Торе — строитель Скинии, переносного святилища, которое евреи несли с собой во время 40-летних странствий по пустыне (Шмот 31:2).

— «понимание», «ум», «мудрость». Время возникновения: Новое. (редкое) разум.

Биньямин

«Биньямин» переводится как «сын правой руки», что значит — «сила». По другому мнению «сын правой руки» означает «любимый сын». Биньямин — родоначальник одного из 12 колен Израиля, младший сын Яакова (Берешит 35:18).

«Боаз» означает «быстрота». По другому мнению — «в Нём — сила». Боаз в Танахе — муж Рут и прадед царя Давида. (Рут 2:1).

Читайте также:  Мегафон интернет вокруг света как подключить

Браха

— «благословение». Средние века. (очень распространенное).

Брурия

— «избранная Богом». Брурия — жена раби МЕИРА, мудреца Мишны, и дочь раби ХАНИНЫ БЕН-ТРАДИОНА, мудреца, погибшего за освящение Имени. Обладала очень большими познаниями в Торе и была, в сущности, мудрецом Торы, выводила галахические решения.

Бруръя

Брурия, -«избранная Богом». Время возникновения: Мишна и Талмуд. (распространенное).

Варда

— производное от «роза». Время возникновения: Новое. (распространенное).

Вардит

производное от «роза». Время возникновения: Новое. (редкое).

Велвел

«Велвел» означает «волк» на идиш. Имя «Велвел» часто ассоциируется с коленом Биньямина, который описывается в Торе как «волк», т.е. могучий и бесстрашный воин (Берешит 49:27).

Веред

— «роза». Варианты: Варда, Вардит.

Вэрэд

— «роза». Время возникновения: Новое. (редкое).

Гавриэла

Габи,- производное от ГАВРИЭЛЬ, см. (вариант: ГАБРИЭЛА). Время возникновения: Новое. (редкое)

Гавриэль

«Гавриэль» означает «Бог — моя сила». Гавриэль в Торе — ангел, который возвестил рождение Ицхака (Берешит 18:10) и перевернул Сдом (Берешит 19). Он же явился Даниэлю (Даниэль 8:16). Традиция говорит, что этот ангел стоит слева от нас, охраняя нас во время ночного сна (вариант: ГАБРИЭЛЬ).

«Гад» означает «удача», «счастье». Гад в Торе — родоначальник одного из 12 колен Израиля, сын Яакова (Берешит 30:11).

Гадаса

— «мирт». Время возникновения: Танах. (распространенное).

Галит

— производное от «волна». Время возникновения: Новое. (редкое).

Гамлиэль

«Гамлиэль» означает «Б-г моя награда». Гамлиэль в Торе — вождь колена Менаше (Бемидбар 1:10). Рабан Гамлиэль — выдающийся еврейский лидер, мудрец Мишны.

Гедалия

«Гедалия» означает «Б-г велик». Гедалия в ТаНаХе — правитель, поставленный царём Вавилонии над евреями, оставшимися в Эрец-Исраэль после разрушения Первого Храма. Его убийство повлекло за собой окончательное изгнание евреев из Эрец-Исраэль и гибель многих тысяч из них (Млахим II, 25:22; Ирмияу 40- 43).

Гершом

«Гершом» означает «чужеземец», «пришелец там». Гершом в Торе — сын Моисея (Шмот 2:22).

Гершон

«Гершон» означает «изгнанный». Гершон в Торе — сын Леви (Берешит 46:11).

Геула

Гидон

«Гидон» означает «могучий воин», «рубящий». Гидон в Торе — один из судей Израиля и военачальник, победивший мидьянитян (Судьи 6:11). Вариант: ГИДЕОН.

— «радость». В соответствии с каббалистической традицией, имя «Гила» связано с корнем «гила» («открыть») и означает «открыть Бога», что является великим источником радости. Время возникновения: Новое. (распространенное) производное от Гиль.

Гиллель

«Гиллель» означает «хвала», «славящий (Б-га)». Гиллель в Торе — отец судьи Авдона (Судьи 12:13). «Гиллель» также — имя одного из величайших еврейских мудрецов эпохи Мишны.

«Гиль» означает «радость» на иврите.

— «хорошая» на идиш. Варианты: ГИТТЕЛ, ГИТТИ.

Источник

Еврейские имена

  1. Популярные
  2. А
  3. Б
  4. В
  5. Г
  6. Д
  7. Е
  8. Ё
  9. Ж
  10. З
  11. И
  12. Й
  13. К
  14. Л
  15. М
  16. Н
  17. О
  18. П
  19. Р
  20. С
  21. Т
  22. У
  23. Ф
  24. Х
  25. Ц
  26. Ч
  27. Ш
  28. Щ
  29. Ъ
  30. Ы
  31. Ь
  32. Э
  33. Ю
  34. Я

Популярные еврейские имена для мальчиков

ААРОН

Аарон был первым первосвященником и братом Моисея. Он был знаменит также тем, что «любил мир и стремился к миру». «Аарон» означает «гора» или «сияющий».

АВРААМ

Авраам был первым евреем. Он посвятил свою жизнь распространению учения о едином Б-ге. Это первый праотец еврейского народа. Главным качеством Авраама был хэсэд — милосердие. «Авраам» означает «отец многих народов» (см. Берешит 17:5). Варианты имени: Абрам, Авраам.

Адам был первым человеком. Адам означает «земля» (см. Берешит 2:7).

АМРАМ

Амрам был отцом Моисея и главой еврейского народа в поколении перед выходом из Египта. Амрам означает «могучий народ» (см. Шмот 6:18).

ГЕФЕН

Гефен — современное израильское имя. «Гефен» означает «виноградная лоза». Виноград — один из семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля: «Ибо Господь, Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую… В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз (гефен), и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда» (Дварим 8:7-8).

ДАВИД

«Давид» означает «любимый», «друг». Давид был вторым царём Израиля, от него происходят еврейские цари, и царь Машиах будет из дома Давида.

ДОРИЭЛЬ

Дориэль — современное имя, означающее «поколение Б-га», а также «подарок Б-га». Передает значение нового, особого звена в цепи поколений.

ИССАХАР

«Иссахар» означает «получит награду». Иссахар в Торе — родоначальник одного из 12 колен, сын Яакова и Леи (Берешит 30:18). Вариант: Йиссахар.

ЙЕУДА

«Йеуда» означает «будет восхвалять (Б-га)». Слово «иудей» произошло от имени «Йеуда». Йеуда в Торе — родоначальник одного из 12 колен, того, которое получило благословение царства (Берешит 29:35). Династия царей Давида и Шломо — потомки Йеуды. Из колена Йеуды будет и царь Машиах. Йеудой звали также одного из героев тех событий, которые мы отмечаем в Хануку, — Йеуда Маккавей.

ЙОЭЛЬ

«Йоэль» означает «Всевышний — Б-г». Йоэль — один из 12 малых пророков.

МИХАЭЛЬ

«Михаэль» означает «Кто подобен Б-гу?» Михаэль в Торе — представитель колена Ашера (Бемидбар 13:13). «Михаэль» — также имя ангела и посланника Б- га, задача которого — защищать еврейский народ. Михаэль стоит справа от нас во время ночного сна, защищая. Правая сторона всегда ассоциируется с милосердием и добром (вариация: Михоэль).

ПИНХАС

Пинхас в Торе — первосвященник, внук Аарона. Благодаря поступку Пинхаса прекратился мор среди сынов Израиля в пустыне. За то, что Пинхас отвратил гнев Б-га от сынов Израиля, Б-г заключил с ним Союз Мира (см. Бемидбар 25). Традиция говорит, что у пророка Элияу была душа Пинхаса.

ТУВИЯ

«Тувия» означает «благо моё — Б-г». Тувия в ТаНаХе — один из изгнанников, вернувшихся в Эрец Исраэль из Вавилонии (Зехарья 6:10). В соответствии с каббалистической традицией, имя «Тувия» имеет то же цифровое значение (32), что и слово «лев», сердце. Традиция говорит, что Тувия — одно из имен Моисея. (варианты: Товия, Тобия, Тевье).

«Ури» означает «мой свет». Ури в Торе — отец Бецалеля, представитель колена Йеуды (Шмот 31:2).

ХАНАН

«Ханаан» означает «помиловал (Б-г)». Ханан в Танахе — глава колена Биньямин (Диврей а-Йамим I, 8:23).

ХАНАНЕЛЬ

«Хананель» означает «помиловал Б-г». Имя из Танаха — см. «башня Хананеля» (Ирмияу 31:37).

«Цион» означает «превосходство». Слово «Цион» употребляется в Торе нескольлко десятков раз — для обозначения Иерусалима.

«Шай» означает «подарок»; также «Шай» — сокращённое от Йешаяу (Исайя). Йешаяу — пророк времён Первого Храма (в 8 веке до н.э.) в Иерусалиме, см. книгу Исайи.

ШАУЛЬ

Шауль в Торе — первый царь Израиля (Шмуэль I, 9:2). «Шауль» означает «испрошенный» (вариант: Саул).

ЭЛИША

«Элиша» означает «Б-г — спасение». Элиша в Торе — пророк, главный ученик пророка Элияу (см. вторую книгу Млахим).

Популярные еврейские имена для девочек

АВИШАГ

«Авишаг» – точное значение неизвестно. Авишаг в ТаНаХе – девушка, которая ухаживала за царем ДАВИДОМ в его старости (Млахим I, 1:3).

«Бина» означает «понимание», «ум», «мудрость».

«Гила» означает «радость». В соответствии с каббалистической традицией, имя «Гила» связано с корнем «гила» («открыть») и означает «открыть Б-га», что является великим источником радости.

ДАЛИЯ

«Далия» означает «цветок» или «длинная ветвь». Вариант этого имени (ДЛАЙА) см. в книге Эзра 2:60.

ДРОРА

Дрора — женская форма имени Дрор. «Дрор» означает «свобода», «воля» (например, «ципор дрор» — «вольная птица»). Это слово упоминается в Торе, когда речь идет о юбилейном годе — «йовеле». В этот год свободу предоставляли земле (не обрабатывали ее) и людям, которые попали в рабство, а владения, которые были проданы, возвращались первоначальным хозяевам: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу (дрор) на земле всем жителям ее…и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семье своей возвратитесь» (Ваикра 25:10). Еще «дрор» означает «ласточка»: «И птица находит дом, и ласточка (дрор) — гнездо себе…» (Тэилим 84:4). (А в современном иврите это слово означает «воробей»).

Читайте также:  Конец света как лож

«Иска» – точное значение неизвестно, возможно, производное от корня, означающего «глядеть». Иска в Торе – брат Авраама (Берешит 11:29). Традиция говорит, что «Иска» было вторым именем САРЫ, потому что она «глядела» – обладала пророческим видением, и потому что другие «глядели» на её красоту.

ЙЕУДИТ

«Йеудит» – производное от ЙЕУДА, см.

КАРМИТ

КАРМИТ означает «виноградник, сад» (вариант: КАРМИЯ).

МААЙАН

«Маайан» означает «родник, источник».

МАЗАЛЬ

«Мазаль» означает «созвездие» и «счастье».

МИРЬЯМ

Мирьям в Торе – пророчица и сестра МОШЕ и ААРОНА (Шмот 15:20). «Мирьям» – производное от «горькая» или от «оказывающая сопротивление». Согласно традиции, она получила такое имя, т.к. была рождена, когда египтяне делали горькой жизнь евреев. Но Мириам оставалась «сладкой», подбадривая евреев в эти трудные времена. (Мидраш Ялкут Шимони к Шмот, 165). Уменьшительные: МИРЕЛ, МИРЕЛЕ, МИРА.

НЕХАМА

«Нехама» означает «утешение».

РЭЙЗЕЛ

«Рэйзел» – «розочка» на идиш. Варианты: РОЗА, РЭЙСЕЛ, РАИСА, РИСА.

ТАЛИЯ

Талия означает «роса от Б-га». См. ТАЛЬ.

ТИКВА

«Тиква» означает «надежда».

ФРУМА

«Фрума» означает «благочестивая» на идиш.

ЦИВЬЯ

«Цивья» означает «газель». Цивья в Торе – мать еврейского царя (Млахим II, 12:2).

ШОШАНА

«Шошана» – «лилия» на иврите. Это слово мы находим в Песни Песней 2:2: «Как между тернами лилия, так подруга моя между дев». Согласно каббалистической традиции, имя «Шошана» имеет то же цифровое значение (661), что и имя ЭСТЕР, см. Напомним, что царица ЭСТЕР жила в городе ШУШАН.

ЭСТЕР

«Эстер» означает «звезда». На иврите это имя толкуется как производное от корня, обозначающего «сокрытие». Речь идёт о сокрытии лика Всевышнего во времена царя АХАШВЕРОША. Тогда Эстер спасла евреев от истребления, которое замыслил царедворец АМАН, см. книгу Эстер. Другое толкование «сокрытия»: известно, что Эстер была очень красивой женщиной, но то, что «скрыто» от глаз, – её качества, свойства её характера, были ещё прекрасней.

ЯКОВА

«Якова» – от ЯАКОВ, см.

От перемены имени жизнь улучшается?

Разрешается ли записаться в паспорте нееврейским именем?

Имя влияет на судьбу?

Отвечаем

От перемены имени жизнь улучшается?
Разрешается ли записаться в паспорте нееврейским именем?

Имя влияет на судьбу?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Как выбрать еврейское имя?

Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима…

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Выбор еврейского имени

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Как взять еврейское имя?

Рав Бенцион Зильбер

Имя, которое было дано во время обрезания, меняют только в особых ситуациях

Мы назвали дочь Лея.

Рав Реувен Куклин

Лея была большой праведницей, и Всевышний посылал ей всё, о чём она молилась.

Изменить имя?

Рав Бенцион Зильбер

Или дать ещё одно?

Нужно ли менять нееврейское имя?

Очевидно, что нет запрета носить нееврейское имя.

Я очень хочу поменять имя на еврейское!

Рав Реувен Куклин

C чего начать? Помогите, пожалуйста!

Я сама предложила назвать дочь именем прабабушки, муж согласился, а теперь начинаю сомневаться.

Какое еврейское имя дать мальчику?

Рав Бенцион Зильбер

Какая недельная глава была тогда, когда он родился?

Хочу дать дочке международное имя. Есть ли запрет на это по иудаизму?

Не могу назвать ребенка именем, которое кто-то пытается мне навязать.

Моя бабушка и мама считали, что нельзя называть детей именами живых родственников.

Это действительно так?

Ребенок категорически отказывается от своего имени.

Моя Ктуба — кошерная?

Рав Бенцион Зильбер

Я писала своё имя не так, как написано в Ктубе.

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Источник