Меню

Если благодатный огонь сошел конца света не будет



Если благодатный огонь сошел конца света не будет

Правда ли, что в Великую Субботу перед Пасхой Христовой сходит Благодатный огонь на Гроб Господень?

На Светлой седмице подошла ко мне одна женщина, которая только-только приехала из святого града Иерусалима. Она была в храме у Гроба Господня во время сошествия Благодатного огня. Я ее попросил:

— Расскажи, что ты видела?

— Батюшка, так интересно! В храме народу — тьма-тьмой! Великое множество. И вдруг в один момент все люди подняли головы вверх и смотрят под купол. Я тоже посмотрела и вижу: там как бы туман. И из этого тумана начали выходить разряды, как молнии, прямо на Кувуклию, где Гроб Господень. По всему храму летали огненные шары. Огромная масса людей начала в восторге свистеть, кричать, шуметь. Народ восточный шумно выражает радость.

Каждый год с замиранием сердца народ ждет, сойдет ли огонь. И когда он сходит, все ликуют! Храм пылает от множества зажженных свечей. Велика радость для душ всех православных!

Святейший Патриарх Диодор с Благодатным огнем вышел из Кувуклии. В одной руке пучок из 33-х свечей, в другой.

В два часа дня обычно сходит Благодатный огонь. К этому времени напряжение ожидающих становится особенно сильным. В храме все лампады потушены. А когда появляются первые всполохи огня под куполом храма, Патриарха начинают разоблачать до нижнего подрясника. Разоблачают его для того, чтобы исключить всякую возможность проношения огня в Кувуклию. Снимают все богослужебные одежды, он остается в одном стихаре. Затем он входит в Гроб Господень, двери за ним закрываются, и он начинает молиться. Когда во время патриаршего моления с Неба начинает сходить Благодатный огонь, разложенная на Гробе Господнем вата принимает его. Огонь сходит в виде росы и имеет голубой цвет. Святейший Патриарх собирает этот огонь, омывает им лицо, руки. Сорок секунд Благодатный огонь не жжет и не опаляет.

Надо сказать, что еще до выхода Патриарха из Кувуклии у некоторых молитвенно настроенных, очищенных стоящих в храме людей обугливаются кончики свечей, а потом вспыхивают сами. Многим это посылается для укрепления веры. Пусть даже они стоят не у Гроба Господня, а далеко у Голгофы, и там у них свечи загораются.

Схождение Благодатного огня на Гроб Господень упоминается у святых отцов с IV-гo века. Он сходит не только в Великую Субботу, но и в другие дни года, даже тогда, когда храм закрыт и в нем нет никого. Это было заснято на камеру, которую оставляли включенной в закрытом храме. Камера зафиксировала всполохи огня.

В XVII веке армяне захотели сами получить Благодатный огонь. Надо сказать, что храм Воскресения Христова очень большой и в нем есть приделы, принадлежащие христианам других конфессий. Армяне не впустили православных в храм, и те остались у входа на площади. Дол го молились армяне, дольше, чем обычно, но Благодатный огонь сошел не на Кувуклию, а перед храмом, там, где стояли православные. Молния попала в каменную колонну: колонна треснула и обуглилась. Из расщелины в колонне вышел Благодатный огонь. След его виден и по сей день, он подтверждает, что Сам Господь определил православных как истинных Своих последователей. После этого случая другие конфессии не решаются оспаривать право православных на получение огня.

Благодатный огонь не дается ни одному Первоиерарху: ни Константинопольскому, ни Армянскому, только благочестивому Иерусалимскому Патриарху, живущему по старому стилю. До сего дня его получает Патриарх Диодор.

Четыре Православные Церкви сохраняют доныне старый стиль: Иерусалимская, Сербская, Грузинская и наша Российская. И Благодатный огонь сходит в Великую Субботу только по старому стилю.

Есть предсказание, что перед концом мира Благодатный огонь не сойдет. Три приметы укажут на близость конца. Одна из них — когда Благодатный огонь не сойдет на Гроб Господень. Другая — когда Мамврийский дуб засохнет, тот, под которым патриарх Авраам принимал трех Ангелов — Святую Троицу. И третья — когда Иверская икона Божией Матери, сама пришедшая по морю на Афон, уйдет.

Милость Божия к роду человеческому велика: Он не оставляет людей, посылает Благодатный огонь и дарует надежду, что жизнь еще продолжается, есть еще время для покаяния. Сошел Благодатный огонь — значит, православные христиане еще могут жить спокойно.

Источник

«Если Благодатный огонь не сойдет, это будет знак того, что конец света близок,» — епископ Николай

Сегодня вечером, 4 мая, накануне праздничного Пасхального Богослужения, из Киева будет доставлен Благодатный огонь

За ним в аэропорт «Борисполь» специально поедут представители кременчугской городской власти и духовенства. Благодатный огонь доставят в Свято-Успенский кафедральный собор (Крюков), где его будут встречать епископ Кременчугский и Лубенский Николай, а также священники православных храмов города. Как сообщили в пресс-службе епархии, предполагается, что Огонь успеют привести до начала праздничного Богослужения, т.е. приблизительно к 10-11 часам вечера. После встречи, священники — представители храмов — зажгут от него специальные лампады и повезут Огонь в другие церкви епархии.

Читайте также:  Маслова света кто это

Почему так важно, чтобы сошел Благодатный огонь? Что будет, если этого не случится? На эти и другие вопросы мы попросили ответить епископа Кременчугского и Лубенского Николая.


— Владыка, каждый год верующие с замиранием наблюдают за чудом схождения Благодатного огня в храме Гроба Господнего в Иерусалиме. Когда это произошло впервые?

— Упоминания о схождении небесного огня есть еще в Ветхом завете. Там описаны несколько случаев, когда Господь посылал огонь с небес в знак того, что ему угодна принесенная жертва, что Он ее принимает. В наши дни, в дни Нового Завета, самые первые сведения о схождении Благодатного огня встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской. Они датируются IV веком. Хотя есть и более ранние упоминания. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа. Это увидел один из апостолов – Петр. Однако называть какую-то конкретную дату нельзя. Можно только говорить, что Огонь начал сходить со времен первых христиан, а это уже более двух тысяч лет тому назад.

— Что означает сам факт схождения Благодатного огня?

— Этим чудом Господь как бы подтверждает благосклонность, благодать Божию к людям. Это когда Бог благоволит к нам, к нашим молитвам, к нашему покаянию.

— Если Огонь не сойдет, может ли это означать приближение конца света?

– Вообще-то, существует три поверья, которые могут предвещать приближение конца света. И говорить о том, что конец света близок можно лишь в том случае, если сбудутся все три. Первое — если будет найден Ноев Ковчег на горе Арарат. Второе — когда засохнет Мамврийский дуб, под которым Авраам встретил Трех Ангелов – Святую Троицу. И третье — если не сойдет Благодатный огонь. Уже есть исторические свидетельства того, что Ноев Ковчег найден. Что касается Мамврийского дуба, то было время, когда он засыхал. Однако в 90-х годах, во время возрождения православной веры, когда открывались церкви и стали полноценно вестись службы, дуб снова ожил. Так в 1996 году на нем видели зеленые листья, а в 1998 году возле корневого ствола появились живые отростки. А ведь этому дереву уже около 5000 лет. Сейчас ствол дуба, к сожалению, засох, его поддерживают металлические подпорки.

Третьим свидетельством приближения конца света будет, если в канун Пасхи, в Великую Субботу, Небесный огонь не сойдет на гроб Господний. Но все зависит от нас. Пока люди в храмах молятся, каются, Господь терпит и посылает Благодать, свидетельством чего и есть схождение Благодатного огня.

— И все же, если Огонь вдруг не сойдет, чего ожидать миру?

— Сегодня уже ни у кого не спросишь и нельзя уточнить, что будет, если чуда схождения Огня не произойдет. Есть церковные предания, есть Святое Письмо. По Святому Писанию, если Огонь не сойдет, это будет знак того, что конец света близок, что будет воцарение антихриста. Настанут страшные дни для людей Божьих, для тех, кто не захочет поклоняться тьме. Как сказано в Писании, все знаки, которые мы получим о приближении конца света, это и будет подтверждением последних дней жизни на земле.

— Схождение Благодатного огня происходит только на православную Пасху и только в присутствии и на молитве православного Патриарха Иерусалимского. Как вы это объясните?

— Только истинностью православной веры. Есть такое свидетельство, что однажды православного Патриарха выгнали из храма Гроба Господнего, закрыв двери в церковь. Патриарх остался на крыльце у входа. Он стоял со свечами в руках и молился. И по его молитве Огонь Божий сошел на колону, возле которой стоял патриарх. Случилось это в 1579 году. Сейчас эта колона так и стоит у входа.

Источник

Чудо или нет?

Благодатный огонь, частицу которого в ночь на Пасху в Россию из Иерусалима доставили члены Фонда всехвального апостола Андрея Первозванного, дарует верующим надежду на следующий год. Однако не все религии и даже христианские конфессии признают его за чудо. Так что же символизирует огонь? Сходил ли он до Христа? Когда его впервые доставили в Россию? Наступает ли Пасха с момента схождения Огня или позже? Об этом корреспонденту «РГ» рассказал проректор Воронежской духовной семинарии священник Сергий Уланов.

Читайте также:  Датчик света 3 вольта

Отец Сергий, в этом году Фонд Андрея Первозванного во главе с Владимиром Якуниным в десятый раз доставляет со Святой земли Благодатный огонь. Существует поверье, что в год апокалипсиса огонь не сойдет?

— Схождение или несхождение огня не символизирует приближение или отдаление последних времен. О символах приближения апокалипсиса четко сказано в Книге откровений Иоанна Богослова. Там нет упоминания о несхождении Благодатного огня как символе приближения конца света. Этот признак там не указан.
Но кроме священного писания, православная вера опирается еще и на священное предание. Такое благочестивое устное предание относительно Благодатного огня есть. Но это не является церковным догматом и вероучительной истиной.

Может, именно это и служит основанием для представителей других конфессий, которые скептически относятся к огню как к чуду?

— Я не знаю. Мы же, православные, убеждены, что схождение Благодатного огня — это чудо Божие. И вот почему. О нем упоминают Евангелия. У Луки сказано, что когда жены-мироносицы пришли ко гробу, то увидели несказанно яркий свет. То же видел и апостол Петр. Доказывать что-то и объяснять, как, каким образом это было сделано можно. Кому интересно, пусть спросит ученых или сам станет ученым. Но способ общения человека и Бога — это вера. Такой способ избран самим Творцом. Поэтому, например, так сложно общаться особенно с неверующими, которые не воспринимают это как аргумент.

Вспомним евангельскую притчу о богаче и бедном Лазаре. Когда они оба умерли, то богач, который мучался после смерти, просит Авраама послать Лазаря, наставить на путь истинный братьев богача, которые еще живы. Авраам отказывает, аргументируя, что у тех есть Моисей и пророки, посланные Богом. Если же они их не слушают, то если кто и из мертвых к ним придет, то и его не послушают.

А почему огонь в первые моменты не обжигает?

— Мы полагаем, что тот свет, который видели жены-мироносицы, был духовным, божественным, и огонь, который сходит в Великую субботу, также является огнем божественным. И тот феномен, который люди называют термином «не жжет», как раз и указывает на божественное происхождение огня. Господь таким образом проявляет себя в этом мире, являет милость миру.

В связи с тем, что Фонд Андрея Первозванного стал регулярно доставлять огонь в Россию, у некоторых, из тех, кто постился, стал возникать вопрос: когда можно разговляться? Если огонь сошел, то значит Христос воскрес и Пасха наступила? Или же Пасха и разговение наступают только в ночь на Воскресение, а не в Великую субботу, когда огонь сходит?

— Благодатный огонь сходит в преддверии Иисуса Христа. Но Пасха наступает все же в воскресение, потому что, согласно священного Писания, Господь воскрес на третий день.

Когда в 70 году нашей эры римляне разрушили Иерусалим, то возвели на месте, где распяли Христа и где сейчас находится Храм Гроба Господня, языческий храм Венеры. Есть ли указания на то, сходил ли Благодатный огонь в те времена и если да, то куда?

— Первые упоминания относятся к 4 веку. Некоторые исследователи полагают, что к девятому веку. С того времени сохранились уже более подробные упоминания, которые можно с большей уверенностью датировать и не сомневаться в их подлинности.

Мы руководствуемся письменными источниками, а они отрывочные, особенно древние. Благодатный огонь, может, и сходил и до 4 века именно в этом месте, но это в дошедших до нас письменных источниках не отражено.

Есть ли указание, на то, что Бог проявлял себя посредством огня и до Христа? Или же Благодатный огонь — это только христианский символ?

— Бог проявлял себя и раньше в виде огня, когда горела, но не сгорала неопалимая купина. Там тоже огонь, как все знают, не обжигал. Также и пророк Илия доказал истинность веры тем, что по его молитвам низвел огонь с неба. В разные времена священной истории Господь являл различные чудеса, связанные с огнем.

Когда впервые на Руси появляются первые письменные свидетельства о чуде в Иерусалиме?

— В начале 12 века, когда из поездки на Святую землю возвратился игумен Даниил. В 1102 году он описал свою поездку.

Некоторые люди, особенно из тех, кто недавно пришел к вере, зачастую не понимают, почему Христос сразу после распятия сошел в ад, а не в рай.

— Согласно вероучению Церкви до Христа все люди — и праведники и грешники — сходили в шеол, место покоя, который мы в просторечии именуем адом. Умерев как человек, Господь, сошел в это место и проповедовал там. И тот, кто в него уверовал как в Спасителя, того он и вывел из этого места и ввел в рай. Только с Воскресением Христовым вновь отверзлись врата рая, которые были затворены после грехопадения наших прародителей Адама и Евы.

Читайте также:  Как отражается свет по цветам

Когда Христос в своей земной жизни говорил, что у Отца моего обителей много, то это означает, что ад вовсе не такой, как мы его зачастую представляем со сковородками, чертями и котлами?

— Конечно, нет. Не только нам, но и великим святым, которым было открыто много, трудно представить себе это место.

Думаю, понять это поможет одно сравнение. Когда мы смотрим на солнце, то надеваем темные очки, чтобы спастись от этого, То же и когда горит яркий прожектор, ищем место потемней. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Бог благ, потому и ад сотворил. Грешники сами прячутся от Божественного света от благодати Божией, которые для них нестерпимы. Они не могут их понести. Им нужно где-то спрятаться. И Бог по любви создает это место, а не отправляет их туда в наказание. И первым насельником этого места был падший ангел — сатана.

Но в творении мира не упоминается о создании ада.

— Да в шестидневном творении мира не упоминается об этом, так как грех и смерть вошли в жизнь человека только с момента грехопадения. И в отношении ада и рая надо понимать, что это не только место, но и состояние души человека. Причем, предчувствие либо райского блаженства, либо ада может начаться еще здесь на земле. То есть это не Бог определяет нам злую кончину, а это мы сами по своей воле решаем то ли грешить, то ли жить праведно. Человек сам определяет быть ему с Богом или без Бога.

Но многие люди, которых мы считаем злыми, так же думают о нас. «Плохими парнями» считают иранцев, сирийцев. Опрос в США, например, показал, что более половины населения считают себя святыми. Так что же получается, они спасутся, а мы нет? А как же тогда слова Сисоя Великого, который говорил: поверьте братия, куда ввержен сатана, туда буду ввержен и я. А когда умирал он просиял весь, но просил у Бога еще хоть немного времени на покаяние. Есть ли где то универсальное понятие греха, когда оно появилось?

— Грех вошел в нашу природу с момента грехопадения. Описание этого события в книге Бытия и является первым описанием греха.

Но оно не применимо к нам. Мы хоть и едим яблоки, но не думаю, что это грех.

— Дело не в яблоке. Наши прародители нарушили заповедь Божию. И с тех пор нарушилась гармония. Грех, по-гречески «амортия», в переводе означает промах, выстрел мимо. Если человек по своей, данной от Бога свободе, отклоняется от цели, то и к Богу не попадает. И тем самым делает хуже себе, хотя может этого и не замечать. Идя за посулами бесов может преуспевать, богатеть, купаться в славе, но при этом удаляться от Бога. С каждым шагом — мимо, мимо и мимо. И когда приходит смерть, то человек может быть бесконечно далеко от Творца. Он становится не готовым к встрече с Богом, не готовым ко вхождению в рай.

И все же как определить, что есть грех, а что нет? В десяти заповедях Моисея и в нагорной проповеди Христа, ничего не говорится о таком экзотическом для многих грехе, как, например, гортанобесие. То есть страсть не просто объедаться, а стремление изыскано поесть.

— Надо понимать, что когда совершилось грехопадение, повредилась сама Богозданная природа человека, но не все грехи сразу проявились в каждом человеке. Хотя мы видим, что уже среди первых людей, а именно в Каине проявился грех убийства, и мы с тех пор говорим о роде каинитов. Чтобы восстановить первозданную природу и пришел Христос, понадобилась его смерть на кресте. Смысл жертвы Христовой состоит в том, что он своей смертью уничтожил смерть и показал нам путь, каким должен идти каждый человек.

Но люди после смерти Христа не перестали грешить, не перестали умирать.

— Да, но с тех пор люди получили возможность по смерти спастись, получить жизнь вечную, вместе с Богом, как это было до грехопадения. А с вероучительной точки зрения получили более подробное указание, как добиться этого.

Источник