Меню

Является ли статуя свободы чудом света



Cтатуя Свободы

Статуя Свободы —
символ американской демократии для всего мира

Статуя Свободы — ее официальное название «Свобода, озаряющая мир» — одна из самых любимых скульптур в США и, пожалуй, самая известная в мире. Американский символ свободы и демократии — как для самих американцев, так и для мировых СМИ. Статуя возвышается приблизительно в трех километрах юго-западнее от южной оконечности Манхэттена на острове Свобода, носившем до 1956 г название Бедлоу.

Наверное не стоит особо описывать этот памятник, известный во всем мире. Женщина, олицетворение свободы держит в правой руке факел, а в левой — табличку с надписью «4 июля 1776» — день подписания Декларации Независимости. Одна нога символично стоит на разбитых оковах. Рост женщины, стоящей на высоком постаменте, около 47 метров, высота всего сооружения — 93.

Статуя изготовлена из меди, ее вес более тридцати тонн. В короне размещено 25 окон — символ лучей, освещающих мир. На короне — семь лучей, символизирующих семь океанов и семь континентов. Со смотровой площадки, расположенной в короне — замечательный вид на гавань Нью-Йорка. В пьедестале статуи находится музей.

Статуя была подарена Соединенным Штатам Францией в честь столетия принятия Декларации Независимости. Принимая дар 28.10.1886 президент Гроувер Кливленд от имени американского народа сказал: «Мы всегда будем помнить, что Свобода избрала это место своим домом, и алтарь ее никогда не покроет забвение».

Создателем статуи Свободы является скульптор Фредерик Огюст Бартольди. Для ее создания потребовался железный каркас, который соорудил Гюстав Эйфель, тот самый, что построил Эйфелеву башню. Каркас пьедестала изготовил Ричард Моррис Хант.

Статуя была окончена французской стороной в июле 1884 года. Ее доставили в нью-йоркскую гавань 17 июня 1885 французским судном «Изере» разобранную на 350 частей и упакованную в 214 ящиков. Часть статуи, а именно рука с факелом, увидела свет прежде чем вся «леди Свобода» — ее экспонировали в Филадельфии на всемирной выставке 1876 года и потом в Нью Нью-Йорке в Мэдисон Сквере. Пока во Франции изготавливали саму статую, американцы строили постамент на месте, выбранном самим скульптором Бартольди — острове Бедлоу.

Здесь начиная с XIX века размещался форт в форме звезды. Первоначально статуя Свободы выполняла роль маяка и в течении шестнадцати лет смотрители поддерживали огонь в факеле. Статуя и остров были закрыты с 11 сентября 2001 г. по август 2004-го вследствие атаки террористов.

Источник

92. Статуя Свободы

92. Статуя Свободы

Статуя Свободы величайшая женщина в мире» стоит на входе в нью-йоркскую гавань и вот уже более века приветствует всех прибывающих в Нью-Йорк. В то же время она напоминает каждому об идеалах, на которых строилась целая нация. Высоко поднятый в ее руке факел стал символом свободы и справедливости. А началось все в 1856 году, когда французский профессор-правовед и общественный деятель Эдуард де Лабулэ выдвинул идею сооружения монумента, который поначалу мыслился как памятник в честь войны за независимость. А возникла эта идея во время его встречи с молодым скульптором Ф. — А. Бартольди. Разговор между ними происходил в год окончания гражданской войны в США, в которой демократы Франции симпатизировали северянам.

Не говоря уже о французских эмигрантах, уехавших за океан после революции 1848 года и непосредственно сражавшихся в армии северян. Во время этой встречи собеседники вспоминали о давних связях Франции с заокеанской республикой, о традициях дружбы, которые так ярко проявились во время войны за независимость.

В это время намечалась поездка Бартольди в Америку. Уже в самый первый момент, прибыв в нью-йоркскую гавань, он обратил внимание на остров Бедлоу и не переставал думать о нем как о наиболее удачном месте для будущего монумента.

Бартольди много путешествовал, за несколько месяцев он объездил всю страну и, по собственному признанию, узнал страну лучше многих американцев.

Вернувшись в Париж, скульптор вновь встретился с Лабулэ и его друзьями. Теперь о монументе шел уже вполне конкретный разговор, и Бартольди даже представил его проект, в котором будущее сооружение все еще фигурировало как монумент Независимости. В эти годы Бартольди выполнял много других заказов, но создание монумента для Америки стало для него главной работой в течение пятнадцати лет.

Трудность представляло не только наиболее точное художественное решение и техническое исполнение замысла. Мысленно Бартольди видел будущий монумент грандиозным, установленным на острове Бедлоу. Но нью-йоркская гавань и остров часто подвергались ураганным ветрам, и нужно было позаботиться о прочности монумента.

Что же касается художественного замысла, то он (как утверждает биограф скульптора) возник из давнего эпизода, который еще юный скульптор увидел во время уличных сражений в Париже в 1851 году. Ему запомнилась девушка с баррикады, в легком одеянии и с поднятым в руке горящим факелом, которая и стала прообразом статуи. Некоторые историки утверждают, что моделью ему служила собственная мать, другие же считают этот вопрос спорным, так как портретное сходство установить довольно трудно.

Читайте также:  Когда нужно использовать ближний свет

Первая глиняная модель была высотой четыре фута, затем скульптор сделал еще три последовательно увеличивавшиеся в размерах рабочие модели. Они корректировались и доделывались до тех пор пока не был достигнут оптимальный вариант. Когда скульптор переключился на остов, который должен был поддерживать статую, он обратился за помощью к французскому инженеру Г. Эйфелю, и тот разработал для статуи сложный чугунностальной остов.

Сооружение требовало больших средств. Для сбора их и для координации действий по возведению монумента был учрежден Франко-Американский союз во главе с Лабулэ.

Французский комитет в Париже возглавил Ф. Лессепс, строитель Суэцкого канала, во главе американского комитета встал юрист Вильяме Эвартс. Таким образом, проект стал детищем совместных усилий двух стран: французская сторона полностью взяла на себя создание статуи, американцы должны были обеспечить строительство пьедестала для нее.

В сентябре 1875 года в Париже было опубликовано обращение к французской общественности, которое призывало отметить 100-летие американской независимости и роль Франции в ее завоевании сооружением монумента. В этом обращение впервые стало фигурировать официальное название памятника: «Свобода, освещающая мир», — и объявлялось начало кампании по сбору средств. Для привлечения к кампании влиятельных кругов устраивались банкеты, вечера, светские приемы, концерты. На одном из таких обедов присутствовали президент Франции Мак-Магон, министры, дипломаты, деятели культуры и искусства (в частности, Александр Дюма и Жак Оффенбах). Во французской опере состоялось музыкальное представление, к которому Шарль Гуно написал ораторию, посвященную статуе, и сам дирижировал оркестром.

Французская и американская пресса оживленно комментировали начало кампании.

Но за океаном весьма смутно представляли замысел французских друзей и во что это может вылиться. Американскую публику нужно было расшевелить, дать ей наглядное представление о будущем монументе. Отчасти из-за этого Бартольди взял на себя функции заместителя французского комиссара на Всемирной выставке в Филадельфии, приуроченной к 100-летию независимости. Он отправился за океан и среди прочих экспонатов вез с собой модель статуи и ее деталь — руку с факелом в натуральную величину.

Пребывание в Филадельфии скульптор старался использовать для популяризации своего творения. Кроме того, он снова осмотрел облюбованный им остров Бедлоу и говорил о нем как о месте для будущего памятника с заинтересованными людьми Нью-Йорка. Но достичь желаемого результата не удалось. Демонстрация детали будущей скульптуры не произвела впечатления ни в Филадельфии, ни в Нью-Йорке. Рука с факелом воспринималась скептически, зрители не могли себе представить скульптуру в целом. Высказывались сомнения в реальности всей затеи и даже в компетентности скульптора. В связи с тем, что Бартольди готовился демонстрировать голову статуи на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, «скептики предрекали, что статуя Свободы будет иметь руку в Нью-Йорке, голову в Париже и ничего другого где бы то ни было».

Но скульптор продолжал неустанно трудиться, и к началу 1884 года работа над статуей была завершена. Внутри ее смонтировали лестницу, и в течение трех месяцев парижане могли осматривать статую в окончательном виде. Посетителей, желающих взглянуть на это «восьмое чудо света» (так ее порой тогда называли), оказалось немало, среди них был и знаменитый писатель Виктор Гюго.

Постепенно стало складываться и общественное мнение о статуе. Подчеркивалась грандиозность произведения — ничего подобного до сих пор парижане не видели, а также сложность технического исполнения, четкость пропорций и линий скульптуры.

Но, в частности, отмечались холодность и бесстрастность трактовки образа Свободы. Не случайно почти все видевшие монумент отмечали, что Свобода «слепа», а монументальность передавалась лишь размерами.

Внушительность размеров произвела впечатление и на американских ценителей искусства, но популярность в глазах широкой американской публики статуя приобрела значительно позже. В годы же ее создания за океаном к ней не проявляли сколько-нибудь заметного интереса.

А в Америке все это время шел сбор средств, но очень медленно: публика неохотно развязывала кошельки. Чтобы собрать необходимую сумму, по всей стране проходили театральные представления, спортивные соревнования, балы. Прошло даже поэтическое состязание в поддержку «пьедестальной» кампании. Поэтесса Эмма Лазарус, воодушевленная образом Свободы, написала поэму «Новый Колосс», слова из которой позднее были высечены на пьедестале статуи.

Читайте также:  Как провести ритуал света вов

Неизвестно, как бы вообще сложилось дело у американской стороны, если бы в кампанию не включился новый издатель нью-йоркской газеты «Уорлд» Дж. Пулитцер. «В нашем городе, — писал он, — более 100 мультимиллионеров, любой из них может оторвать от себя сумму, которая покажется ему не более чем долларом. Они охотно растрачивают ее на спекуляции и роскошь; для иностранной балерины или примадонны их карманы всегда открыты. Но что для них значит статуя Свободы, которая напоминает им всего лишь о равенстве граждан республики?». В передовых статьях своего издания Дж. Пулитцер критиковал имущих граждан за их равнодушие и жадность, призывал всех американцев последовать примеру французского народа и внести свой вклад в общенациональное дело. Кроме того, он пообещал опубликовать имена всех вкладчиков, какие бы малые суммы они ни вносили. Неуспех кампании часто объясняли местничеством. Действительно, американцев, живущих где-нибудь на Юге или на Западе, трудно было убедить, что будущий монумент — дело общенациональное. Одна газета из Миннеаполиса даже писала, что деньги можно было бы собрать в два счета, если бы статуя предназначалась для их штата.

Неуспех кампании часто объясняли местничеством. Действительно, американцев, живущих где-нибудь на Юге или на Западе, трудно было убедить, что будучи монумент — дело общенациональное. Одна газета из Миннеаполиса даже писала, что деньги можно было бы собрать в два счета, если бы статуя предназначалась для их штата.

Из-за отсутствия средств начало работ на острове Бедлоу затягивалось, лишь в начале 1884 году приступили к бетонированию фундамента. 4 июля 1884 года в Париже и в Нью-Йорке (на острове Бедлоу) состоялись церемонии, связанные с будущей судьбой статуи. Проходили они одновременно, но разительно отличались по характеру проведения.

Во Франции была устроена официальная церемония, на которой статуя была преподнесена послу США как дар французов американскому народу. А на острове Бедлоу в тот же день отмечали лишь закладку фундамента для будущего пьедестала. Были произнесены речи, а в основание будущего монумента замуровали капсулу с любопытным содержанием. В нее вместе с экземпляром Декларации независимости вложили медальоны с изображениями американских президентов, портрет скульптора Бартольди, списки участников пожертвований и. куски золота и серебра.

А тем временем в Париже Бартольди и его помощники были поглощены работой. Статую размонтировали, бережно уложили в 214 ящиков, и она стала ждать путешествия через Атлантику.

Весной 1885 года после месячного путешествия французский парусный военный корабль «Изер» доставил драгоценный груз в нью-йоркскую гавань. Его прибытие в сопровождении нескольких кораблей было встречено залпами пушек, музыкой и толпами возбужденных нью-йоркцев. А пьедестала все не было, и для его завершения требовались немалые деньги. Манифестация и факт прибытия статуи произвели должное впечатление на американскую публику, и в августе необходимая сумма была собрана. 28 октября 1886 года — день официального праздника по случаю открытия монумента.

На торжества прибыли президент США Г. Кливленд, государственный секретарь Байард, министры, главнокомандующий войсками федерации Шеридан, иностранные послы и дипломаты. В полном составе присутствовала французская делегация.

Возбуждение всех собравшихся достигло пика. Но вот наконец покрывало сорвано, и в этот момент возгласы восхищения и залпы пушек потрясли воздух. Атмосфера праздника была несколько омрачнена дождливой погодой, из-за которой пришлось отменить парадный фейерверк. К тому же в течение некоторого времени «Свобода, освещающая мир» сама оставалась вечерами и ночами неосвещенной: Конгресс почему-то не предусмотрел ассигнований на это.

Во время открытия монумента на пьедестале не было никакой надписи, но мысль о том, что ее необходимо сделать, высказывалась неоднократно. Сразу же стали поступать всевозможные предложения, причем не обходилось и без курьезов. Так, некий экстравагантный американский бизнесмен предложил начертать на стекле фары, которую держала в руке Свобода такие слова: «Свобода дыхания достигается только с помощью пастилок «Жерадель» (ими излечили от легочного заболевания его дочь). Один журнал опубликовал даже эскиз этой надписи, а автор-бизнесмен предложил за реализацию своего замысла огромную сумму.

Сейчас на статуе выбиты слова Э. Лазарус: Отдай мне твои усталые, твои бедные, твои толпящиеся массы, жаждущие вздохнуть свободно. Несчастные обломки твоих плодородных берегов. Пришли ко мне их, бездомных, гонимых бурей. Я поднимаю фонарь над золотой дверью.

Статуя, весом 255 тонн, представляет собой увенчанную короной женскую фигуру, попирающую ногами разорванные кандалы тирании. Семь остроконечных зубцов ее короны символизируют свободу, распространяемую на семь континентов и семь морей.

В левой руке Свобода держит некое подобие книги с высеченными на ней двумя датами: 4 июля 1776 года — день принятия Декларации независимости и 14 июля 1789 года — день взятия Бастилии. Скульптор Бартольди представлял, что эти события идейно связаны между собой. Правая рука поднимает на высоту 305 футов над уровнем моря символический факел. Факел и корона по вечерам подсвечиваются.

Читайте также:  Ах этот свет луны светит огнем любви

Благодаря постаменту, на котором Свобода установлена, статуя кажется огромной.

Ее высота — 151 фут, размеры головы — 10×17 футов. Правая рука с факелом — 42 фута в длину и 12 футов в диаметре, ее указательный палец — 8 футов.

Остров Бедлоу в 1956 году переименовали в остров Свободы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Какие размеры имеет статуя Свободы в Нью-Йорке?

Какие размеры имеет статуя Свободы в Нью-Йорке? Возвышающаяся у входа в Нью-Йоркскую гавань статуя Свободы имеет следующие размеры:– высота от основания пьедестала (включая факел) – 91,5 метра;– высота фигуры (включая факел) – 45,3 метра;– высота от подошвы фигуры до

СТАТУЯ, ПОТЕРЯВШАЯ ГОЛОВУ

СТАТУЯ, ПОТЕРЯВШАЯ ГОЛОВУ Однажды утром, открыв дверь сводчатого зала Театра восковых фигур Тюрнера, сторож с удивлением обнаружил, что одна из фигур за ночь изменила позу и ее голова лежит на полу.Театр, открытый в Сакраменто, Калифорния, в 1857 году, был детищем Ричарда

ЧУДЕСНАЯ СТАТУЯ МЕЛЛИЕХИ

ЧУДЕСНАЯ СТАТУЯ МЕЛЛИЕХИ 20 марта 1893 года воспитанники пансионата английских иезуитов, находившегося неподалеку от города Ла-Валлетта на Мальте, отправились на пикник в Меллиеху, деревеньку на северо-западной оконечности острова. Руководили походом отец Джон Макхейл и

КРОВОТОЧАЩАЯ СТАТУЯ В ТЕМПЛМОРЕ

КРОВОТОЧАЩАЯ СТАТУЯ В ТЕМПЛМОРЕ 1920 год был трудным для Ирландии. Британское правительство запретило Синн Фейн (Ирландское национальное движение) и распустило Дейл (Ирландский парламент), и националисты начали упорную партизанскую войну с имевшими зловещую славу

92. Статуя Свободы

92. Статуя Свободы Статуя Свободы величайшая женщина в мире» стоит на входе в нью-йоркскую гавань и вот уже более века приветствует всех прибывающих в Нью-Йорк. В то же время она напоминает каждому об идеалах, на которых строилась целая нация. Высоко поднятый в ее руке

Статуя Зевса (440–430 гг. до н. э.)

Статуя Зевса (440–430 гг. до н. э.) Лукиан приводит предание о том, как Фидий работал над своим самым известным произведением: «И пусть не смущает тебя то, что ты будешь перерабатывать сочинение, уже ставшее известным читателю, потому что даже Фидий, как говорят, поступил

Статуя Шивалингамутри (II век до н. э.)

Статуя Шивалингамутри (II век до н. э.) Согласно брахманизму и индуизму, являвшихся в течение тысячелетий господствовавшими идеологиями Индии и важнейшими элементами ее духовной культуры, искусство должно выражать в образе божества не идеалы красоты (как в античной

Статуя Августа (I век до н. э.)

Статуя Августа (I век до н. э.) Гай Октавий родился 23 сентября 63 года до нашей эры в Риме. Он рано потерял отца, и решающую роль в его жизни сыграло родство с Юлием Цезарем. Октавий был внуком сестры Цезаря.Октавий получил хорошее воспитание. Его мать Атия очень следила за

Статуя Свободы (1886 г.)

Статуя Свободы (1886 г.) 28 октября 1886 года, под грохот канонады — 21 пушечный выстрел! — состоялось открытие самого знаменитого памятника Северной Америки. Ревели сирены, был устроен грандиозный фейерверк.С тех пор пассажиров всех судов, прибывающих в нью-йоркский порт,

Статуя Эроса (1892 г.)

Статуя Эроса (1892 г.) Пиккадилли — это не только знаменитая площадь Лондона, так называется и прилегающий к ней квартал и его главная улица. Само название родилось предположительно в XVII веке, когда здесь бойко торговали кружевными воротниками — «пиккадиллс». Лондонцы

Статуя Христа (1931 г.)

Статуя Христа (1931 г.) В самом конце 1501 года португальская эскадра в составе трех кораблей под командованием капитана Госпари де Лемуша двигалась с севера на юг вдоль Атлантического побережья Южной Америки. 1 января 1502 года моряки увидели странной формы скалу, очень

Откуда в америке Статуя Свободы?

Откуда в америке Статуя Свободы? В начале XX века первое, что видели приплывающие в Америку в поисках счастья эмигранты, — гигантская женская фигура с факелом. Над американским берегом горел огонь «свободы, равенства, братства».«Дай мне усталых людей с мечтой о свободном

Сфинкс (статуя)

Сфинкс (статуя) Сфинкс (греч. Sph?nx), 1) в Древнем Египте — статуя, изображающая фантастическое существо (дух-охранитель, воплощение царской власти) с телом льва и головой человека (обычно портрет фараона) или священного животного. Крупнейший из сохранившихся С. — так

Источник

Adblock
detector