Меню

Выводы по опытам с преломлением света



Конспект занятия «Преломление светового луча»

Екатерина Шагова
Конспект занятия «Преломление светового луча»

Тема: «Преломление светового луча»

Цель: Развивать познавательною активность детей в процессе экспериментирования; развивать умение выдвигать гипотезы, проверять предположения и формулировать выводы.Словарная работа со словами: выгнутая, вогнутая, отображение, преломляться, черпак.

• Повторить свойства света и светового луча;

• Познакомить детей с помощью опытной деятельности с понятием – преломление светового луча;

• Рассказать где используется эффект преломления светового луча;

• Разобрать виды отображающей поверхности;

• Исследовать формы отображающей поверхности;

• Исследовать зависимость отображения от формы отображающей поверхности.

• Создание проблемной ситуации (показ видео ролика, для активации познавательной активности детей, и желания решать возникающие вопросы при помощи опытно экспериментальной деятельности.

• Пиктограммы света и светового луча;

• Картинки с изображением очков, фотоаппарата, видеокамеры, зеркала.

• Зеркало на подставке;

• Стакан наполненный на половину водой;

• Металлическая столовая ложка.

• Зеркала на подставке;

• Стакан наполненный на половину водой;

• Металлическая столовая ложка.

Изучение свойств света и светового луча, наблюдение за воздухом и водой,

рассматривание отображений на разных отображающих поверхностях.

Ход работы

I. Подготовительный этап

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами продолжаем изучение свойств света и его использование.

Давайте вспомним свойства светового луча.

Выходит ребёнок и по пиктограммам рассказывает о свойствах света и светового луча: — — Источником света может являться не только солнце но и обычная лампа;

— Луч света прямолинеен;

Свет расходится одинаково во всех направлениях;

— Луч света проходит через прозрачные предметы.

Воспитатель: продолжая исследовать свойства светового луча я предлагаю вам провести опыт.

Опыт1. «Почему сломалась ложка»

У детей на столе стоит стакан с ложкой и стакан с водой. Предлагаю их внимательно рассмотреть. Стакан с ложкой прозрачный, но не совсем пустой.

— Ребята как вы думаете, чем наполнен стакан?

Воспитатель: Правильно воздухом. Ложку хорошо видно в стакане?

Дети: хорошо видно потому что стакан и воздух прозрачны.

Воспитатель: Выньте ложку из стакана осмотрите её внимательно, не сломана ли она?

Дети: нет с ложкой все в порядке.

Воспитатель: Положите ложку обратно в стакан с воздухом изменилась ли форма ложки?

Воспитатель: Поставьте стакан с ложкой и возьмите стакан с водой. Посмотрите внимательно часть стакана наполнена водой, а часть воздухом. То место где вода соприкасается с воздухом называется границей воды и воздуха.

Ребята скажите а пройдет ли луч света через воду и воздух?

Дети: да пройдёт, потому что воздух и вода прозрачны, а световой луч проходит через прозрачные предметы.

Воспитатель: Ребята давайте теперь вынем ложку из стакана с воздухом и поставим ложку в стакан с водой. Посмотрите внимательно произошли какие ни будь изменения с ложкой?

Дети: да, с ложкой произошли изменения, ложка кажется сломанной.

Воспитатель: А как вы думаете почему так получилось?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Ложка кажется сломанной потому что луч света ни одинаково проходит сквозь воздух и воду. Луч света преломляется на границе воды и воздуха. Такой эффект называется преломлением светового луча.

Какой мы можем сделать вывод?

Дети:Вывод: Луч света не одинаково проходит через воду и воздух — преломляется на границе.

Такой эффект называется преломлением светового луча.

Воспитатель предлагает детям отобразить это на пиктограммах.

Воспитатель: ребята мы с вами изучили ещё одно свойство светового луча – преломление. Это свойство используется при изготовлении очков, фотоаппаратов, видеокамер и зеркал.

Сегодня мы с вами будем исследовать еще и отражающие поверхности. Но перед этим я хочу, чтобы мы с вами немножко отдохнули перед предстоящими исследованиями.

Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули и теперь с новыми силами можем приступать к новым исследованиям.

II Основной этап.

Представьте себе ясный солнечный день, вы стоите на берегу реки и смотрите в неё что вы видите в воде?

Дети: Своё отражение.

Воспитатель: А смогли бы вы увидеть своё отражение если бы не было солнца и была бы полная темнота?

Дети: Нет, потому что не было бы источника света.

Воспитатель: правильно без источника света не будет и отражения.

А где ещё можно увидеть своё отражение?

Дети: в зеркале, металлических предметах, в окне когда на улице темно, а в помещении светло.

Воспитатель: Ребята, а давайте изучим с вами свойства некоторых отражающих поверхностей.

И для начала я предлагаю вам пройти в наш видео зал и посмотреть очень интересный видеоролик.

Дети рассаживаются перед экраном и смотрят отрывок из мультфильма «Ну погоди!» «Комната смеха» (Волк и заяц рассматривают себя в кривых зеркалах).

После просмотра видеоролика воспитатель предлагает детям пройти обратно в экспериментальную лабораторию.

Читайте также:  Сквозь пелену прорвется свет

Воспитатель: ребята как вы думаете, почему в разных зеркалах у волка и зайца было разное отражение?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: А давайте чтобы проверить ваши догадки мы проведем некоторые опыты.

Опыт2. «Отражение в зеркале»

Воспитатель: Ребята у вас на столах стоят зеркала, возьмите их в руки, осмотрите их, какая поверхность зеркала?

Дети: ровная гладкая.

Воспитатель: а теперь давайте посмотримся в них, что вы видите?

Дети: Мы видим своё отражение.

Воспитатель: Да зеркала отражают ваш образ.

Докоснитесь пальцем до носа, уха, щеки. Что вы видите?

Дети: Мы видим, что отображение повторяет все за нами.

Воспитатель: Правильно, ваше отображение полностью повторяет все ваши движения.

Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Отображение в зеркале полностью повторяет все движения.

Воспитатель предлагает отобразить это на пиктограмме.

Воспитатель: Ребята мы с вами рассмотрели отображение в зеркале и выяснили что оно полностью повторяет вши образы и движения.

А о каких еще отражающих поверхностях мы с вами говорили?

Воспитатель: посмотрите на свои столы лежит ли на них что-то металлическое?

Дети: Да, столовая ложка.

Опыт 3. «Сломанная ложка»

Воспитатель: возьмите ложку, рассмотрите. Та часть за которую мы держимся называется ручкой, а та часть ложки, которой зачерпываем пищу – черпаком. Черпак имеет две стороны внешнюю – выгнутую, и внутреннюю – вогнутую сторону.

Давайте с вами посмотримся во внешнюю – выгнутую сторону черпака. Вы видите свое отображение?

Дети: да мы видим своё отображение.

Воспитатель: а давайте помашем себе рукой. Ваше отображение повторяет за вами как отображение в зеркале?

Дети: Да наше отображение повторяет за нами как в зеркале.

Воспитатель: А есть ли какая ни будь разница между отображением которое мы видели в зеркале, и отображением которое мы видим в выгнутой стороне черпака?

Дети: Изображение во внешней стороне черпака уменьшает наше отображение.

Воспитатель: да, из-за не ровной, а выгнутой поверхности черпака ваше отображение уменьшилось.

Давайте теперь посмотримся во внутреннюю – вогнутую сторону черпака, и тоже помашем себе рукой. Повторяет ли ваше отображение за вами?

Дети: Да повторяет.

А изменилось ли что ни будь в вашем отображении по сравнению с отображением во внешней стороне черпака?

Дети: Да, изменилось. Наше отображение не только уменьшилось, но и перевернулось.

Воспитатель: Какой мы из этого можем сделать вывод?

Дети: В зависимости от формы отображающей поверхности меняется отображение, но оно всегда повторяет наши движения.

Воспитатель предлагает запиктографировать полученный результат.

III Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята мы с вами проделали опыты с 3 разными видами отображающей поверхности, С ровной, вогнутой и выгнутой. На основании наших исследований мы можем сказать от чего же зависит наше отображение в отражающей поверхности?

Дети: Наше отображение зависит от формы отражающей поверхности.

Теперь мы можем ответить на вопрос от чего у волка и зайца были такие разные отображения в зеркалах?

Дети: Да. У волка и зайца были разные отображения из -за разной формы зеркал.

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами повторяли свойства света и светового луча. Что мы узнали нового о световом луче?

Дети: Световой луч по разному проходит через воду и воздух. На границе воды и воздуха световой луч преломляется. Такой эффект называется преломлением светового луча. Он используется в изготовлении очков, видеокамер, фотоаппаратов и зеркал.

Воспитатель: Что мы узнали о отражающих поверхностях?

Дети: Отражающие поверхности бывают разных видов и форм. Наше отображение повторяет все наши движения и зависит от формы отражающей поверхности.

Перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Перспективное планирование по опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Месяц Блоки НОД (цели и задачи).

Прогулка с детьми первой младшей группы в адаптационный период. Постройки из песка «Пирожки для медвежонка» Хоту представить к вашему вниманию уважаемые коллеги, прогулку в 1 младшей группы в период адаптации, где дети очень быстро в ступили, в.

Источник

Исследовательская работа по теме «Преломление света». 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Проблема исследования – объяснить образование радуги и миражей

Цель: исследовать световое явление рефракции (преломления света)

Задачи исследования:

  • осуществить поиск информации по обозначенной проблеме;
  • подобрать необходимое оборудование;
  • осуществить экспериментальную часть исследования;
  • провести анализ полученных результатов;
  • оформить результаты исследования в форме презентации

Эту тему я выбрала потому что, мир солнечного света интересен, огромен, разнообразен. Описанные в работе световые явления можно наблюдать всегда и везде: в ясный и в пасмурный день, на суше и на море, в сельской местности и даже в городах. Напряженный ритм жизни приковывает внимание человека к тому, что он видит перед собой в непосредственной близости на Земле. Человек отвыкает наблюдать за небом. Поэтому хочется призвать всех: при каждой возможности отрывайте взгляд от земли и смотрите на небо! Как разнообразно оно и каждый раз по-своему удивительно красиво!

Читайте также:  Как платить за свет если поменяли счетчик

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

–Я думаю, вы узнали, какое явление описано в поэтических строках Ф.И.Тютчева? (Радуга)

Радуга – одно из самых красивых явлений природы, и люди уже давно задумывались над её природой.

Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Ответ на этот вопрос я искала в дополнительной литературе. Вот, что я узнала.

1. Значение слова по словарю Ожегова:

Радуга — разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

2. Авторы этимологического словаря указывают, что слово “радуга” произошло от «райская дуга»

3. В древнегреческой мифологии — это дорога Ириды (богини радуги), посланницы между мирами богов и людей.

4. В Библии радуга появилась после всемирного потопа как знак того, что Бог простил людей, что потопа никогда больше не будет (Быт.9:13-15)

Первые попытки дать научное объяснение одному из красивейших явлений природы сделал ещё древнегреческий учёный Аристотель.

Его учение продолжил немецкий монах и учёный Теодорик из Фрайберга.

Первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы была сделана архиепископом Антонио Доминисом.

Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 году. Он объяснил возникновение радуги на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя.

Спустя 30 лет Исаак Ньютон дополнил теорию Декарта, объяснив, как преломляются цветные лучи в каплях дождя. В 1666 году Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета.

Итак, что же сделал Ньютон? “Я затемнил мою комнату, — писал он, — и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света”. На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко — призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Он первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.

Радуга – самый знаменитый, всем известный спектр. Значит, чтобы появилась радуга, солнечному лучу надо пролететь сквозь призму? Но ведь на небе нет никаких призм! Как же тогда появляется радуга?

Капли воды рассеивают белый свет солнца – то есть разделяют его на спектр, подобно призме. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба.

Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такие фразы: “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан”. “Как Однажды Жак-Звонарь Голубой Стащил Фонарь”. По первым буквам слов и вспоминают цвета.

Все радуги — это солнечный свет, который проходит через дождевые капли, как сквозь призмы, преломляется и отражается на противоположной стороне неба.

Тогда возникает вопрос: почему мы не всегда во время дождя при солнце видим радугу?

Для этого необходимы следующие условия:

  1. Радуга появляется только тогда, когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу.
  2. Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя.
  3. Находиться надо строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед тобой).

Солнце, наши глаза и центр радуги должны находиться на одной линии! Иначе радугу не увидеть!

Если солнце высоко в небе, то такую прямую линию провести невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Радуга появляется при условии, что угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.

Можно ли видеть целый круг радуги?

С поверхности Земли мы можем наблюдать радугу в лучшем случае в виде половины круга, когда Солнце находится на горизонте. С самолета можно наблюдать радугу в виде целого круга. Описание такой круговой радуги было помещено в журнале “Природа”. Ее видели пассажиры самолета, летевшего на высоте 1000м.

Нередко радугу можно увидеть в брызгах водопада, фонтана или даже поливальной машины. Иногда можно наблюдать побочную радугу, которая расположена над первой и имеет обратное чередование цветов. Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.

Вывод: радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.

Читайте также:  Пресеты с солнечным светом

А бывает ли радуга без дождя?

Оказывается, такое чудо тоже бывает. Зимой в воздухе “плавают” кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой. 8 ноября 2006 зимняя радуга украсила небо над Москвой.

А как образуются миражи?

Кто не слышал о миражах или не читал их описаний, сделанных путешественниками по пустыням Азии и Африки. Появление миража обычно описывается примерно так. По раскаленным Солнцем безжизненным пескам пустыни, страдая от нестерпимой жары и жажды, медленно движется караван верблюдов. И люди и животные давно устали. Вода в бурдюках кончилась. И вдруг вдали, на горизонте, среди песков блеснула полоска воды. Нет, это не узкая полоска, а целое озеро, сверкающее на Солнце. Озеро кажется как бы парящим в воздухе.

Такие кажущиеся “озера” жители северной Африки называют “морями дьявола”. В восточных сказаниях и легендах говорится о коварной фее Моргане, которая заманивала путников в пустыню, показывая им хрустальные воздушные дворцы. По имени этой сказочной героини сложного вида миражи и теперь называют “фата — моргана” (от латинского “фата” — “фея”).

Слово мираж французского происхождения и имеет два значения: “отражение” и “обманчивое видение”. Оба значения этого слова хорошо отражают сущность явления. Мираж представляет собою изображение реально существующего на Земле предмета, часто увеличенное и сильно искаженное. Различают несколько видов миражей в зависимости от того, где располагается изображение по отношению к предмету. Миражи бывают: верхние, нижние, боковые и сложные. Нижние миражи наблюдают, как правило, в пустынях и степях. Они возникают над сильно нагретой поверхностью. Мираж называется нижним, так как изображение предмета помещается под предметом. В нижних миражах кажется, будто под предметом находится водная поверхность, и все предметы в ней отражаются.

Верхние миражи возникают, наоборот, над сильно охлажденной поверхностью, например над холодной водой. В верхних миражах изображение располагается над предметом. В одних случаях они дают прямое изображение, в других случаях в воздухе появляется перевернутое изображение

К числу верхних миражей, по-видимому, следует отнести “Летучий голландец” — призрачное парусное судно необычайно больших размеров без видимой команды на борту. Оно внезапно появлялось, безмолвно шло, не отвечая на сигналы, и так же внезапно исчезало. Встреча с “Летучим голландцем” считалась роковой, надо было ждать шторма или другой беды.

Что же в действительности представлял собой “Летучий голландец”? Это был, без сомнения, верхний мираж, то есть изображение какого-либо обыкновенного парусного судна, которое спокойно шло где-то далеко за горизонтом, а его увеличенное и искаженное изображение, в виде верхнего миража, поднималось в воздух, и его принимали за “Летучего голландца”.

И в нашей местности в жаркий летний день можно увидеть миражи в виде мокрого асфальта.

Все выше перечисленные явления связаны с преломлением света. Так что же такое преломление?

Когда луч света, минуя одну прозрачную среду, проходит в другую, например, сквозь воздух в стекло, то его скорость меняется, а направление движения искривляется, т.е. свет движется не вниз, а вверх. Это явление называется преломлением, или рефракцией.

С явлениями рефракции мы часто сталкиваемся в жизни. Из-за преломления кажется, что ложка в стакане согнута на уровне воды, а купающемуся, бассейн кажется более мелким, чем он есть на самом деле.

Преломление света можно получить с помощью мыльных пузырей. Стенка пузыря состоит из трех слоев. Сверху и снизу слои из молекул мыла, а между ними – слой воды. Свет, проходя сквозь такую пленку, преломляется, как в призме (пускает пузыри).

Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём, я провела опыт, который описан в книге “Большая книга экспериментов для школьников”. Я получила радугу, используя ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и воду. (Демонстрация опыта)

А сейчас я продемонстрирую прибор, который разлагает луч света. (Демонстрация прибора, разлагающего луч света).

Осуществление данного исследования позволило мне развить навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, обосновывать итоги исследований.

Во время работы

я узнала о таком световом явлении, как преломление света (рефракция), о том, как образуется радуга, миражи;

в результате практической работы научилась получать радугу в домашних условиях.

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы учителями школы, преподающими естественные науки, при прохождении темы “Световые явления” или при проведении внеурочных занятий.

Литература.

  1. Белкин И.К. Что такое радуга? — “Квант” 1984, №12
  2. Булат В.Л. “Оптические явления в природе”, М.: Просвещение, — 1974
  3. Зверева В.Л. “Солнечный свет в атмосфере”, М., — 1988
  4. Тарасов Л.В. “Физика в природе”, М.: Просвещение, — 1988
  5. Ресурсы-интернет.

Источник

Adblock
detector