Меню

Восьмое чудо света признали



ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА — ОНО ТАК И НЕ БЫЛО ДОСТРОЕНО

Г. НИКОЛАЕВ. Использованы иллюстрации из журнала “Bild der Wissenschaft”.

В поисках новых земель

В начале второго тысячелетия до нашей эры греческие племена, известные в истории как ахейцы, двинулись с севера на юг Балканского полуострова и заселили полуостров Пелопонес и некоторые острова Эгейского моря. За ними на юг, как морские волны, следовали на протяжении веков другие племена.

Одними из последних в южную Грецию пришли в XII веке до н. э. племена дорийцев. Перенаселение делало жизнь греков и без того все труднее, но приход этих воинствен ных племен, захвативших власть и навязавших свои порядки, отвечавшие отношениям родового строя, уже отмершего в ахейском обществе, стал почти катастрофой. Возвращение к условиям прошлой жизни для многих означало ущемление их в правах свободного гражданина, а подчас и простое закабаление. Все это родило тягу к поиску новых земель.

Греки — опытные мореходы — стали селиться на западном побережье Малой Азии. Началось переселение издавна — после распада хеттского царства и падения Трои эти земли никто не защищал. Эгейское море, отделявшее их от Греции, не было препятстви ем даже для легких судов. К XII веку до н. э. на Малоазиатском берегу уже стоял греческий город-государство Милет — центр провинции Ионии, крупный по тем временам порт и производитель ремесленных изделий. Город был основным торговым партнером Греции, через него она обменивалась товарами и с остальными землями Малой Азии.

В VII и VI веках до н. э. Милет в своем экономическом развитии стоял впереди городов самой Греции. В историю он вошел как крупный культурный центр Древнего мира. Здесь зародилась так называемая милетская школа натур-философии, трудились Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Отцом исторической науки называют Геродота, жившего в Ионии, прославлен в веках Пифагор, родившийся в этой провинции.

В Милете, видимо, были условия для того, чтобы человеческий ум не бился в тупике повседневных забот о выживании, а мог широко смотреть вперед. Там родились первые гипотезы, относящиеся к астрономии, математике, физике, биологии. Там были созданы первые научные приборы: солнечные часы, модель небесной сферы, гномон — устройство для определения географической широты места. И циркуль был изобретен там.

По своей планировке Милет стал первым в истории человечества городом, в котором осуществилась идея рационального размещения частей города по их назначению и с учетом удобства горожан. В этом проявились демократические основы жизни полиса. Прямоуголь ная сеть улиц, жилые кварталы, застраиваемые равновеликими домами, а вне жилой части располагались торговые площади, святилища и храмы. Архитектура эллинистических полисов наряду с сооружением храмов включала и такие необходимые обществу постройки, как театры, гимнасии (так назывались школы физического развития, а потом и места, где собирались философы и ученые), булевтерии (общественно-административные здания), дворцы.

Мысль упорядочить таким образом жизнь города принадлежала Гипподаму милетскому. По примеру Милета еще в древности стали строить города с регулярной планировкой в Малой Азии и на Ближнем Востоке. И сегодня в городах, построенных после феодализма, преобладает прямоугольная схема.

У Милета есть еще одна заслуга: его мореходы были единственными среди греков, кто постоянно водил суда с людьми, искавшими новое место для поселения. Жители материковой и островной Греции, если они решились покинуть родину, собирались вначале в Милете, оттуда отплывали корабли с переселенцами. Греческие колонии во множестве основывались на берегах Средиземного и Черного морей — всего их было более 80.

Храм для оракула

Возросшая роль Милета и всей Ионии в жизни греческого народа натолкнула отцов города на мысль: не нуждаются ли земли на берегах Малой Азии в своем оракуле, и тогда ее жители при решении важных дел не будут каждый раз добираться до материка, где в Дельфах при храме Аполлона находилась прорицательница, пифия, вещавшая волю бога. Эта мысль подкреплялась и мифом, говорящим, что Аполлон родился в Ионии. Милетяне отправились в Дельфы и получили от пифии своего рода благословение, облеченное в слова: “Вам нужен свой оракул”.

Строительство храма Аполлона, где должен обитать оракул, взял на себя город Милет — его граждане испытывали гордость, чувствуя себя победителями в соперничестве с прародиной, с материковой Грецией. Правда, это было время, когда держава Александра Македонского уже распалась, однако греческое влияние в восточных государствах — наследниках империи оставалось еще сильным, что дало основание назвать этот период развития культуры эллинизмом. Со своей стороны, Греция тоже восприняла идущие с Востока идеи и черты своеобразной культуры. Может быть, больше всего они коснулись искусства и зодчества.

Эллинисская архитектура отличается стремлением к освоению огромных открытых пространств (так работали и зодчие Востока, строившие на равнинах), достигая тем эффекта грандиозности, впечатляя человека величием и смелостью замысла. Из семи чудес света четыре созданы греками.

Читайте также:  Солнце встало светом достало

Храм Аполлона должен был стоять в местечке Дидиме и мыслился как нечто грандиозное , во много раз превосход ящее величественный храм Зевса в Олимпии. По длине святилище Аполлона достигало 108 метров, а по ширине — 50, в то время как главный храм Греции, храм Зевса, имел в длину лишь 64 метра. У храма Зевса было только 34 колонны, а у храма в Дидиме — 120, причем диаметр их составлял 2,3 метра, а высота равнялась 20 метрам. По расчетам нынешних археологов, одну такую колонну тогдашние строители могли сделать лишь за год.

С начала строительства (в 300 году до н. э.) прошло два века, а храм не был готов и наполовину. Как говорят записи тех времен, Аполлон, кому посвящался храм, “высказал ” через дельфийскую пифию свое неодобрение медленным ходом работ. Но Милет теперь переживал кризис и уже не был так богат, как прежде. Надо полагать, власти Милета образовали комиссию (как часто делают и в наши дни), которой надлежало ознакомиться с положением дел на стройке. На эту мысль наводит странный факт: все готовые колонны были выставлены по фасаду так, что создавалось впечатление о скором завершении дел.

Древнегреческий географ Страбон писал о задержке строительства и объяснил ее тем, что не хватало материала для крыши, да и тогдашние инженеры не знали, как перекрыть столь огромный храм. Строительство окончательно прекратилось в I веке н. э., когда христианство изгнало с этих земель олимпийских богов. Спустя еще два века полчища готов вторглись в Малую Азию, и мрамор храма сгодился местному населению для оборонительных сооружений. Другим разрушителем стройки в Дидиме стало землетрясение 1446 года.

Теперь туристы любуются циклопическими развалинами, дающими представление о том, как величественно могло выглядеть восьмое чудо света, если бы оно было завершено. Есть и практическая польза от того, что нам досталось незавершенное здание. На мраморных стенах, еще не получивших окончательную шлифовку, тогдашние архитекторы и механики начертили различные узлы здания. Нигде, кажется, историки не могут столь детально, как здесь, узнать о технологии строительного дела в те давние времена.

Источник

Восьмое чудо света — «Баболовская Чаша»

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи», «Гранитным шедевром» и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца.

На юго-западе города Пушкин, вдали от туристических маршрутов, расположен самый последний из императорских парков. По сравнению с Александровским или Екатерининским, изобилующими изящными архитектурными сооружениями и скульптурами, Баболовский парк выглядит более, чем скромно.

История возникновения Баболовского дворца восходит к 80-м годам XVIII века, когда неподалеку от деревни Баболово (или еще версия : огромная территория почти в 270 гектар, получила название от расположенного неподалеку, но до наших дней не дожившего, финского селения Пабола), в трех верстах от Царского Села, среди болот и низин, заросших лесом, князь Григорий Александрович Потемкин устроил мызу с маленьким пейзажным садом.

Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.

Каменный дворец был построен в 1785 г. по проекту И. Неелова. До этого на его месте находилась деревянная усадьба. Архитектор придал каменному зданию «готический» вид: окна со стрельчатыми завершениями, зубчатые парапеты. Вид готических построек придавала дворцу и восьмигранная башня с шатровой кровлей. В главном зале установили большую мраморную ванну для купания в жаркие дни. Баболовский дворец был одноэтажным летним зданием, состоящим из семи комнат, каждая из которых непосредственно выходила в парк.

Возле дворца, названного Баболовскиместь рукотворный Большой Баболовский пруд. Он был сделан, когда протекающую неподалеку реку Кузьминку перегородили плотиной. Прямо за особняком расположен другой пруд, Зеркальный, или Серебряный. От дворца в парк путь проходит по Баболовскому мосту-плотине. Через рощу, дорога вела к зданию кухни. Она просуществовала до 1941 года и была уничтожена вражескими снарядами. Чуть дальше можно найти аллею серебристых ив, возраст которых доходит до полутора сотен лет.

Первоначально расчистили только небольшую территорию возле дворца, а везде вокруг оставался сплошной еловый лес. Еще через некго протекала канава с чистой, очень холодной водой, и в ней водились огромные налимы. Называли её «монаховой»: якобы в гроте, из которого она вытекала, стояла фигура монаха. Расширение парка началось в середине 19 века. Тогда стали осушать окрестные болота, выкорчевывать старые деревья, а на их месте сажать новые молодые дубы, клены, липы и березы. Проложили дороги и прорубили просеки для пеших прогулок и езды на экипажах.

Читайте также:  Как растения едят свет

Из Парижа был вызван архитектор-декоратор Ронди, который представил проект создания в Баболовском парке публичного развлекательного комплекса. Новый парк должен был изобиловать аттракционами, фонтанами и водопадами. Но, получив смету расходов, император отказался от затеи. Чтобы «сохранить лицо», было объявлено, что предназначено место для уединенных прогулок и наслаждения красотой окружающей природы.

В 1783 году возле дворца был разбит английский сад. Со стороны северного фасада дворца был расположен Большой (или Баболовский) пруд, образованный речкой Кузьминкой после постройки на ней плотины, к югу от дворца расположен Зеркальный (или Серебряный) пруд. Дворец пережил второе рождение после перестройки, осуществленной В.П. Стасовым в 1824-1825 годах.

Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну. Композиционным центром дворца стал овальный зал, размеры которого архитектор значительно увеличил для того, чтобы разместить в нем новую ванну.

Уникальный бассейн из гранитного монолита, вмещающий 8000 ведер воды, был заказан инженером Бетанкуром известному петербургскому каменотесу Самсону Суханову, известному тем, что он руководил изготовлением Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. Мастер согласился за 16000 рублей вырубить ванну. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет (1818-1828). Ванна имеет уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Её сначала установили, а затем возвели вокруг стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда.

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна : высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным — 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна – 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита«.

Архитектор Стасов писал: «По случаю высочайшего повеления о сделании каменного купола, вместо предположенного деревянного потолка над овальною залою, строящейся вокруг поставленной гранитной ванны при Баболовском павильоне, сделалось потребным:

1. Утолстить фундаменты и стены соразмерно тягости и распору такого купола и для сего.

2. Сломать оставшуюся часть бывшей залы и некоторую часть прилегающих стен павильона с их фундаментами…»

Архитектор завершил работы в 1829 году, сохранив готический облик сооружения со стрельчатыми окнами и зубчатым аттиком. Фасады дворца были оштукатурены, отделаны под камень и окрашены в коричневый цвет.

Историк И. Яковкин считал это изделие «из первейших в мире», а профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита».

В Баболовском дворце до войны размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа г Пушкина. В начале войны она была подвергнута жестоким бомбардировкам.

Уникальный Баболовский дворец пострадал во время войны. Рухнули его каменные своды. Лишь одна ванна, которой уже почти 200 лет, прекрасно сохранилась. Во время ВОВ немцы собирались вывезти ее, как редчайший экспонат, но не смогли. А потом им уже было не до того.

Этот объект, называемый в народе Царь-ванна, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но до сих пор не признан музейным экспонатом. К уникальному объекту, вырубленному из гранита, власти относятся как к мусору…

Разница в возрасте между питерским и египетским шедеврами, конечно, огромна. Если саркофагу в пирамиде Хеопса минимум 5 000 лет, то гранитной Царь-ванне менее 200 лет. Но не все так просто! Удивляют размеры, вес и техника обработки ванны. Российским каменотесам не приходилось создавать ничего подобного ни до изготовления Царь-ванны в конце XIX века, ни после нее. Даже современным умельцам с передовыми технологиями и соответствующим оборудованием по обработке гранита будет непросто выполнить подобный заказ.

Любопытно, что современные ученые, после тщательного изучения саркофага внутри пирамиды Хеопса, пришли к выводу – он вовсе не предназначался для фараона. Какие функции выполнял этот гранитный короб до сих пор неясно, хотя версий очень много. Такая же ситуация складывается и с Царь-ванной! Она таит в себе не меньше загадок, чем египетский саркофаг.

Читайте также:  Установка датчика света пассат б6

Изначально глыба красного гранита с вкраплениями зелёного лабрадора, из которой собрались вырубить ванну, весила более 160 тонн. После завершения работы вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. «Дырочка», на дне ванны никак не тянет на сливное отверствие и скорее всего сделана относительно недавно.

Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая – бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? — Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения.

И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой. Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать – это своеобразный аккумулятор холода. Тут надо вспомнить, что следующий царь Николай Павлович летом отдыхал уже не в Царском, а в Петергофе (коттедж в Александрии). А там было много возможностей купаться. Хотя для дам был устроен интересный павильон на жаркие дни — Царицын на Ольгином пруду. Там была применена иная система охлаждения воздуха.

Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства.

Вторая версия — «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

Есть и третья версия, — юмористически-космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..«

Версия четвертая: согласно первоначальному замыслу, по всей вероятности, у Ванны должен был быть слив. Подача и слив воды планировалось производить самотеком соответствующими задвижками (это видно по схеме). Но потом возможно побоялись сверлить — вдруг треснет !

Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.

Есть предположение, что снизу разводили костер и нагревая гранит, постепенно нагревали и воду. Действительно, под ванной есть ниша. Полно мусора, к сожалению, но видно, что царь ванна стоит на 4-х гранитных кубиках и есть небольшое расстояние от пола. Но это действительно небольшое расстояние. Здесь не поместится достаточное количество дров для разогрева ванны с водой. Более того, если присмотреться, то нижняя часть царь ванны совершенно необработана. На ней много мест, в которые попадала бы сажа от растопки и гранит здесь был бы очень черный, а очистить его было бы невозможно. Да и помещение небольшое, если разжигать в нем огонь, то все помещение заполнится дымом и будет очень трудно дышать, не говоря уже о водных процедурах.

Царь-ванна продолжает ряд знаменитых, но бесполезных, предметов. Ведь из Царь-пушки никогда не стреляли, Царь-колокол никогда не звонил, ну а в Царь-ванне никогда не купались. Но если два первых раритета видят благодарные туристы в Кремле, то наша царственная ванна спрятана от людских глаз среди груды мусора в темном нутре полуразрушенного дворца.

С осени 2014 года Баболовский дворец был обнесен деревянным забором, внутри поставлена сторожевая будка с охранником и вход для посетителей и туристов закрыт. Категорически! На реставрацию.

И несколько простых вопросов:

— Каким образом «с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн»? Почти 30 км по пересечённой местности.
— Работа выполнялась, естественно, вручную, только камень, молоток и зубило, и, конечно, «на глазок», хотя и с удивительной точностью. Как это возможно вообще?
— И, наконец, самый простой казалось бы вопрос: зачем так сложно-то?

Может это и не ванна вовсе, а что-то другое? Но мы, современные люди, в силу своего шаблонного мышления не способны понять.

Источник

Adblock
detector