Меню

Великая французская революция годы света



Французская революция: Годы света и Годы ужаса (фильм 1989)

Приглашаем смотреть фильм Французская революция: Годы света и Годы ужаса (1989) онлайн в хорошем качестве, а перед этим коротко о содержании:

В основе двухсерийной картины раскрыты события начиная с 1789 года — период, когда французский король Людовик XVI еще находился на королевском престоле, и следуют по 1894 год. В этот период включены самые важные исторические действия, которые происходили во Франции в ходе революции — свержения и казни на гильотине монарха и борьба революционеров друг с другом, также закончившаяся для многих из них гильотиной.

Французская революция: Годы света и Годы ужаса 1989

Если вы видите ошибку, плеер не отображается или не запускается, отключите Adblock, обновите страницу, попробуйте другой браузер. Ошибка плеера Playback Error возникает на смартфонах. Фильм с такой ошибкой можно посмотреть только на компьютере или телевизоре. Если это не помогло, вероятно фильм удалён по требованию правообладателя и мы заранее приносим свои извинения перед вами.

Уважаемые посетители, вы можете смотреть онлайн фильм Французская революция: Годы света и Годы ужаса (1989) на телефоне, планшете и компьютере полностью бесплатно. Для включения высокого качества HD 720 и HD 1080 используйте настройки плеера .

После просмотра Французская революция: Годы света и Годы ужаса, выберите себе новый фильм из категории фильмы про 18-19 век .

Источник

К 200-му юбилею Великой Французской Революции

Оригинальное название: La rvolution franaise
Страна: Франция, Италия, ФРГ, Канада, Великобритания
Год: 1989
Жанр: история, военный, драма
Режиссер: Робер Энрико, Ричард Т. Хеффрон
Сценарий: Дэвид Эмброуз, Даниэль Буланже, Робер Энрико
Композитор: Жорж Делерю
В ролях: Клаус Мария Брандауэр, Джейн Сеймур, Франсуа Клюзе, Жан-Франсуа Бальмер, Анджей Северин, Марианн Басле, Питер Устинов, Клаудия Кардинале, Сэм Нил, Витторио Меццоджорно и др.
Описание: Постановка истории Французской революции. Первая серия «Годы света» охватывает события 1789-1792 годов (когда король Людовик XVI находился на престоле). Вторая серия «Годы ужаса» завершается событиями 1794 года. В ней отображены перипетии истории, связанные со смертью на гильотине Людовика XVI, Марии-Антуанетты, Дантона и других революционеров.

«Allons enfants de la Patrie,
Le jour de gloire est arriv !
Contre nous de la tyrannie
L’tendard sanglant est lev. »

12 июля 1789 года прохожие в Пале-Рояле были привлечены яркой речью молодого человека, взобравшегося на возвышение. Его пламенный взор, казалось, устремлялся куда-то выше толпы, выше города на берегах Сены. Речь же его наполнена смыслом, отзывающим к мыслям, давно уже повисшим в воздухе. И тогда молодой человек в порыве вдохновения сорвал зеленый листок и прикрепил его к своей шляпе. Этот зеленый листок, окрещенный «цветом надежды», подал сигнал к началу события, великого и ужасного, давшего старт для пересмотра мировых устоев. Молодого человека с ораторским талантом звали Камилл Демулен, и именно ему удалось зажечь толпу. и разразилась Великая Французская Революция.

«Это бунт?» — «Нет, сир, это не бунт, это – революция».

14 июля 1789 года почти обезумевшая голодная толпа с оружием и факелами добралась до печально известной крепости-тюрьмы Бастилии. Взятие Бастилии имеет скорее символический символ. Ведь на момент ее разрушения в ней содержались всего семь узников. Однако для французов Бастилия – оплот абсолютной власти и безграничной вседозволенности монархии. Ее уничтожением народ давал знать власть имущим, что многовековое терпение кончилось.

Франция давно уверенно приближалась к пропасти. За фасадом великолепия королевской власти, пышности Версаля, красоты и изысканности придворного бытия, скрывалась ужасающая бедность простого народа. При этом только третье сословие облагалось налогом. Те, кто порой не имел куска хлеба на обед, кормили и одевали дворянство и духовенство. Надо сказать, терпели долго, но когда на твоих глазах заболевают и гибнуть ненакормленные дети, волей-неволей просыпается не просто чувство неудовлетворенной справедливости, но и жажда что-либо изменить.

Прислушаться бы королю к ропоту своего народа. Но Луи XVI, при том, что человеком он не был ни злым, ни порочным, однако, правителем оказался крайне слабым. Он умудрялся слушать советы не тех, кого стоило бы слушать, он отдалил от себя тех, кто мог еще спасти ситуацию. А многовековая неограниченная власть монархии и вовсе застила глаза королю, так, что он не просто не понимал, что происходит вокруг, но и не мог и не желал. Тем более, что рядом находилась любимая жена Мария-Антуаннета, влияние которой на порядочного мужа-семьянина только лишь усугубило дело. И можно утверждать, что в трагедии не виновата королева, всего лишь супруга, не отдававшая прямых приказов, только в случае с Луи XVI, не слишком умная жена, сыграла роковую роль. Потому что он прислушивался к ней. Она же, имея на него большое влияние, протаскивала своих фаворитов и ставленников, которые далеко не отличались государственным умом. Так или иначе, но произошло то, что назревало долгое время.

Фильм «Французская революция» снят в аккурат к 200-ой годовщине знаменитого события. И с точки зрения художественной, это очень и очень замечательный фильм. При этом картина разделена на две части (опять-таки символичные): «Годы света» и «Годы ужаса». Первая часть – это последние годы перед революцией, вторая же охватывает первые годы молодой республики, охваченной внутренними противоречиями противоборствующих политических сил.

Читайте также:  Моделирование стандартных источников света

Историческая часть тоже довольно хороша. Конечно, уложить все события Великой Французской революции в два фильма, пусть и каждый по почти три часа, дело объективно невозможное. Но, тем не менее, охвачены некоторые важные события. При этом никаких особых искажений в плане исторической достоверности замечено не было.

Картина носит нейтральный оттенок, т.е. создатели не становятся на позицию той или иной противостоящей стороны. И роялисты и республиканцы показаны с набором человеческих красок. Актеры – это безусловное достояние фильма, ибо глаза разбегаются от таких талантов! Каждый отыграл безупречно! Король Луи XVI показан человеком добрым, но слабым. Это непростительно монарху. Но швейцарский актер Жан-Франсуа Балмер изобразил такого короля, что ему сопереживаешь, ему сочувствуешь, его благородство и достоинство, с которыми он принимает удары судьбы, не могут не тронуть. Он действительно не желает страданий своему народу, но все его попытки спасти хоть как-то ситуацию, не приводят к успеху.

Его королевой в фильме предстала Джейн Сеймур. Признаться, поначалу совершенно неожиданный выбор режиссера. Но как же здорово она сыграла! Мария-Антуанетта показана не пустоголовой кокеткой и любительницей пирожных и увеселений, нет, в ней есть разная гамма чувств, но недалекой ее точно не назвать. Она, наоборот, тонко чувствующая, растерянная, но достойно принимает свою участь.

Две личности умеренные: Лафайет и Мирабо. Маркиз де Ла Файет (Сэм Нил) – знаменитый участник Американской войны за независимость, военный и политик, занимал умеренную позицию, выступая за ограничение, а не уничтожение монархии. Граф де Мирабо (Питер Устинов) – вот это самый настоящий хитрец, любитель жизни во всех смыслах, и готовый пойти на сделку с монархией за спиной у революционеров. Устинов есть Устинов: Мирабо прочувствован тонко и точно.

От целой яркой палитры революционеров, представленных в картине, аж дух захватывает. Начать стоит с двух «вишенок на торте» — Дантон и Робеспьер. Оба эти товарища не нуждаются в представлении. Это две противоположные мысли, два подхода, два образа жизни. Из них двоих, конечно, Дантон выглядит более человечным, более земным. До «Французской революции» я успела посмотреть великолепную картину Анджея Вайды «Дантон» с блистательным Жераром Депардье в главной роли, и не менее выдающийся Войцех Пшоняк в роли Робеспьера. Вообще, Депардье и Пшоняк – великолепно сыграли, просто безупречно, даже не знаю, можно ли их перепрыгнуть и сделать лучше. Но, тем не менее, австрийцу Клаусу Мария Брандауэру и поляку Анджею Северину (кстати, интересно, оба великолепно сыгранных Робеспьреа – поляки) удалось показать свою версию, и тоже убедительно. Дантон получился, каким он и был, громогласным, заметным, жизнелюбом. Это романтик и прагматик революции в одном лице. Он стоял у ее истоков, но глядя на то, во что все эти благородные начинания вылились, Дантон начинает разочаровываться и отходить от руля власти, предпочитая интеллектуальные баталии на трибуне Национального конвента рыбалке и отдыху с семьей. Робеспьер же оправдывает свое звание «Неподкупный», четко и методично продвигая свои идеи. Думаю, он действительно стремился к лучшему, но террор и гильотина оказались не самым лучшими помощниками в достижении светлого будущего.

Нельзя не упомянуть о неистовом Марате и революционере-романтике Демулене. Жан-Поль Марат (Витторио Меццоджорно), который, наверное, вообще не испытывал ни к кому жалости, готов был отправлять за «правое» дело тысячи жизней на смерть. А Камилл Демулен, которого прекрасно сыграл Франсуа Клюзе, кажется, правда верил, что лучшее не за горизонтом. Он был с детства близким другом Робеспьера, они вместе учились и вместе взрослели, вместе танцевали на свадьбе Демулена, Робеспьер даже стал крестным отцом сына Демулена. Но постепенно бывшие друзья расходятся во взглядах. Демулен сближается с Дантоном, а у Робеспьера появляется Сен-Жюст. Но все же до самого конца Робеспьер боролся за Демулена, до последнего старался уберечь его от гильотины. Но для «правого» дела и такой жертвы не много.

Отдельной строчкой Луи Антуан де Сент-Жюст, ибо я к нему вообще неровно дышу (почему-то). Американец Кристофер Томпсон просто прекрасно представил «Архангела смерти». У Сен-Жюста две яркие особенности: характер и внешность. Характер: безжалостный, принципиальный, суровый, энергичный. Он первым осмелился, хотя в его случае осмелился не слишком верное слово, скорее, просто взял и провозгласил с трибуны, что король – враг государства, преступник, и он должен либо править, либо умереть. Вообще же, несмотря на всю холодность и непреклонность, документы, оставшиеся после этого человека сложившего свою голову под ножом гильотины месяца не дожив до своего 27-го дня рождения, свидетельствует о его недюжинном интеллекте. Внешность: как замечали все его друзья и недруги – красавцем был невероятным (и красоту свою, несмотря на всю суровость характера, подавал правильно, хоть и не намеренно). Так вот Томпсон порадовал во всем: и взгляд у его голубых глаз холодный и стойкий, и внешне он красив (ой, и даже сережку в ушке не забыли) с этими длинными волосами. Но, поскольку мне его всегда мало, то и тут, мне не хватило, правда, это отсылает к тому, что я уже выше упоминала – не все события уместились в картине.

Читайте также:  Зачем сми пугает концом света

Все остальные герои и актера переданы замечательно! Интернациональный состав подобран филигранно. Эпизоды наполнены символизмом, многие из них действительно пронзительны: например, после термидорианского переворота Сен-Жюст смотрит на раненого Робеспьера, а потом на Декларацию прав и свобод человека и гражданина; или танцы и цветы при казни Робеспьера; или сильная речь Дантона во время суда над ним и его сподвижниками, и Марсельеза, которую внезапно запели присутствующие, когда обвиняемых уводили из зала. Таких моментов-символов в фильме много, что его обогащает, безусловно. И, конечно, музыка. Музыка – эпична, и она очень точно меняется в зависимости от того или иного эпизода.

«Мы уничтожили тиранию и привилегии. Мы покончили с древним злом – существование прав, недоступных для простых людей. Мы покончили с привилегией богатых и знатных от рождения получать важные должности в государственных учреждениях, в церкви, в армии, — во всех органах этого огромного тела, французского государства. Мы провозгласили самого скромного человека равным самым великим людям этой страны. Мы завоевали свободу для себя и дали ее нашим рабам. И мы оставляем ее миру, чтобы он строил будущее на фундаменте надежды, которую мы ему дали. Это больше, чем победа в сражении. Это сильнее, чем все мечи и пушки. Это чаяние и надежды всех людей во всем мире. Это стремление к свободе, с которым всегда придется считаться. Наши жизни, посвященные этому, отданы не зря. ».

Таким образом, очень хороший фильм, как для тех, кто знаком с ВФР, так и для тех, кто только приобщается))

P.S. По каким-то непонятным причинам кинематограф не слишком доброжелателен к ВФР. А жаль, ведь редко когда случаются такие грандиозные события с участием такого огромного количества примечательных характеров.

Видео: отрывок из фильма + саундтрек




Источник

Французская революция: пять лет, которые потрясли мир

Взятие Бастилии и казнь короля напугали всю Европу, но современная цивилизация построена на провозглашенных в 1789 году идеалах свободы, равенства и братства.

В 80-е года XVIII века Францией правил безвольный король Людовик XVI, которым как куклой вертела высшая аристократия. Страну раздирали противоречия между привилегированными сословиями (дворянство и духовенство) и так называемым «третьим сословием», объединявшим торговую и промышленную буржуазии, горожан и крестьян. Эти люди составляли 96% населения Франции, но не обладали почти никакими правами. Государственные финансы находились в полном раздрае. Министры предлагали поправить дела, обложив налогами дворян и церковь, но те яростно противились этому. Всё же король был вынужден в 1788 году объявить о созыве Генеральных штатов — парламента, не собиравшегося уже 200 лет. Штаты собрали весной следующего года. Депутаты от третьего сословия начали разрабатывать конституцию, а представители дворян и духовенства в знак протеста покинули заседание. Оставшиеся депутаты объявили себя сперва Национальным, а через неделю Учредительным собранием и продолжили работу.

В Париже начались волнения. Для их усмирения в город ввели иностранные полки, стрелявшие в толпу. Возмущенные парижане 14 июля захватили оружие и штурмом взяли тюрьму Бастилию. Этот день считается началом Революции. Король сперва не придал этому событию большого значения, но дальнейшие события заставили его призадуматься. 26 августа Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, отменившую привилегии и уравнявшую всех французов перед законом. Аристократы вознегодовали, и сразу пошли слухи о том, что в Версальском дворце мечтают задушить Революцию. Пятого октября толпа женщин пришла в Версаль и заставила королевскую семью переехать в Париж.

«Праздник федерации 14 июля 1790 года» (Исидор Хелман) Источник: en. wikipedia.org
На пару лет установилось относительное спокойствие. Никто не покушался на королевскую власть. Политики занимались принятием новых законов, которые народ с воодушевлением приветствовал.

Контрреволюция: заговорщики голубых кровей

Еще летом 1789 года многие аристократы покинули Францию и из-за границы начали плести заговоры, желая вернуть прежние порядки. Эти попытки пользовались поддержкой дворян, оставшихся в стране, и монархов европейских держав, боявшихся революционной заразы. Все они считали королевскую семью, жившую теперь в парижском дворце Тюильри, заложниками и стремились освободить «узников». 21 июня 1791 года Людовик с семьей сбежал из Парижа. Попытка провалилась: беглецов узнали и схватили всего в нескольких часах езды от границы. После этого отношение парижан к королю заметно ухудшилось. Антироялистскую демонстрацию на Марсовом поле 17 июля пришлось разгонять пушками революционного правительства.

В начале 1792 года монархи Англии, Пруссии и Австрии, науськанные эмигрантами, начали войну против Франции. Неудачи на фронте революционная пресса объясняла тайными связями Людовика с его зарубежными коллегами. 10 августа вооруженная толпа ворвалась в Тюильри и арестовала королевскую семью. Через несколько часов Людовик был низложен и вместе с женой и детьми помещен в тюрьму Тампль. В ответ на это интервенты начали новое наступление. Чтобы предотвратить восстание роялистов в Париже, революционеры устроили массовую резню в тюрьмах, перебив несколько тысяч заключенных. 22 сентября во Франция провозгласили Республику. [Сборник: Свержение монархии во Франции]

Ситуацию в стране это не улучшило: дела на фронтах шли с переменным успехом, в городах начинался голод. Революционный конвент обвинил во всех проблемах свергнутого короля. В конце года над ним начался суд. 21 января 1793 года Людовику XVI отрубили голову. Через несколько месяцев на эшафот взошла королева Мария-Антуанетта. Их сын умер в тюрьме.

Читайте также:  Свет вселенской любви новости перехода всевышнего

Прощание короля с семьей перед казнью Источник: pinterest.com

В ответ на казнь короля вспыхнуло восстание в роялистски настроенной провинции Вандее. У эмигрантов и иностранных монархов появилась святая цель — отомстить за короля-мученика. Чтобы отразить опасности, угрожавшие Республике со всех сторон, в Париже создали Комитет общественного спасения под руководством Дантона и Робеспьера. Они сконцентрировали в своих руках огромную власть.

Революционный террор: кровавый междусобойчик

Вместо того, чтобы объединиться для борьбы с общими угрозами, победившие революционеры затеяли борьбу между собой. Гильотина заработала, всё ускоряя свой темп. Первыми из революционеров под её нож легли лидеры умеренной партии жирондистов, в июне 1793 года обвинённые якобинцами в заговоре против Республики. Затем уже между победителями начались распри, причем проигравшая сторона неизбежно отправлялась на эшафот. Страну захлестнула волна революционного террора. Её старательно разжигал пропагандист Марат, убитый за это Шарлоттой Корде. Робеспьер объявил, что с помощью гильотины он спасает Отечество, а на деле таким образом он устранял конкурентов.

Казнь на площади Революции, (Пьер-Антуан Демаши) Источник: Britannica.com

В марте 1794 года расправились с крайне левыми последователями Эбера, через две недели настала очередь дантонистов. Террор развернулся по всей стране. Голов лишались не только политики, но и аристократы, лавочники, поэты, крестьяне, просто люди, показавшиеся подозрительными комиссарам Комитета общественного спасения. Никто не мог быть уверен в собственной безопасности. Когда Робеспьер поднимался на трибуну Конвента, у депутатов начинали чесаться шеи. В конце концов, после разоблачения бесчисленных мнимых заговоров, возник заговор настоящий, причем в самом Конвенте. Депутаты восстали против диктатора Робеспьера и его сторонников, объявив их вне закона. 28 июля 1794 года Робеспьер сам лег под нож той самой гильотины, которую заставил бесперебойно работать.

Этот термидорианский переворот, названный так по имени месяца в революционном календаре, некоторые историки считают концом Революции. Другие ученые настаивают, что Революция продолжалась, хотя и без сильных потрясений до 1799 года, а некоторые включают в революционный период всё правление Наполеона Бонапарта, то есть полагают, что Революция во Франции закончилась только в 1814 году, когда была восстановлена монархия и на престол сел Людовик XVIII, брат казненного Людовика XVI. В любом случае, именно период с 1789 по 1794 год стал потрясением для всего мира. Французская Революция открыла человечеству идеалы свободы, правда, затем сильно подмочила их кровью жертв террора.

Революционные события на страницах и экранах

Французская революция, как одно из ключевых событий мировой истории, не обделена вниманием литераторов и кинематографистов. Что можно порекомендовать тем, кто интересуется этим периодом? Исторических трудов, посвященных Революции, чрезвычайно много. Проблема в том, что исследования, публиковавшиеся в годы Советской власти, довольно однобоки. Кровавый террор советские ученые полностью оправдывали исторической необходимостью. А лидеры Революции представали перед читателями идеальными существами без единого порока. Тем не менее, стоит почитать биографии Марата, Дантона и Робеспьера, написанные Николаем Молчановым и опубликованные под общим заголовком «Монтаньяры» в 1989 году в серии «Жизнь замечательных людей». Интересно будет познакомиться и с книгами Альберта Манфреда «Великая Французская революция» и Владимира Ревуненкова «История Французской революции». Из литературных биографий деятелей Революции стоит обратить внимание на книги Стефана Цвейга «Мария Антуанетта: портрет ординарного характера» и «Жозеф Фуше. Портрет политического деятеля». Любителям конспирологии и скрытых пружин мировой истории советую почитать книгу Ефима Черняка «Тайны Франции: заговоры, интриги, мистификации», примерно половина которой посвящена событиям 1789−1794 годов.

На фоне Революции разворачивается действие многих произведений художественной литературы. Следует отметить романы Виктора Гюго «Девяносто третий год», Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах» и Анатоля Франца «Боги жаждут». Перу Александра Дюма принадлежит целый цикл романов о революционной эпохе, объединённых одними героями: «Джузеппе Бальзамо», «Ожерелье королевы», «Анж Питу», «Графиня де Шарни» и «Шевалье де Мезон-Руж». Герои приключенческих романов Рафаэля Сабатини «Скарамуш» и «Возвращение Скарамуша» тоже живут и действуют в революционной Франции.

Кинематограф обратился к революционной теме еще в позапрошлом веке. Фильм «Смерть Марата» был снят в 1897 году. С тех пор количество картин, так или иначе посвященных Революции, перевалило за сотню. Советую посмотреть эпическую дилогию «Французская революция», состоящую из двух фильмов: «Годы света» и «Годы ужаса». Их сняли в 1989 году режиссёры Робер Энрико и Ричард Т. Хеффрон. Снимались в дилогии такие звезды, как Клаус Мария Брандауэр, Сэм Нил, Питер Устинов, Джейн Сеймур и Клаудиа Кардинале. В 1983 году Анджей Вайда поставил фильм «Дантон», главную роль в котором сыграл Жерар Депардье. Из многочисленных картин о Революции стоит упомянуть также «Сен-Жюст и сила обстоятельств» (1974, режиссёр Пьер Кардиналь), «Мария-Антуанетта» (2006, режиссёр София Коппола) и «Шарлотта Корде» (2007, режиссёр Анри Эльман).

Относительно недавно появилась возможность во Французскую революцию и поиграть. В очередном выпуске сериала об ассассинах «Assassin’s creed Unity» в Париже 1790-х годов орудуют последователи таинственной восточной секты. «We. The revolution» позволяет всем желающим почувствовать себя судьей революционного трибунала, распутывающим козни врагов республики и самому поучаствовать в головокружительных событиях, изменивших мир 240 лет назад.

Источник