Изобразительное искусство. 3 класс
Конспект урока
Конспект урока № 7 по предмету
«Изобразительное искусство» для 3-го класса.
Тема урока: «Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции».
- Что такое натюрморт?
- Какие предметы быта можно встретить в крестьянской избе?
- Что такое светотень?
- Какие элементы светотени вы знаете?
- Как в работах художников переданы быт и убранство крестьянской избы?
Глоссарий по теме
Композиция, цвет, линия, форма, объём, падающая тень, собственная тень, блик, светотень, натюрморт.
Термины и понятия
Блик — отражение источника света.
«Композиция-это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину» Л.Б. Альберти. Это составление целого из частей. А главное в композиции — это создание художественного образа, а выделяют его с помощью: формы, размера, цвета и расположения.
Натюрморт- от французского «мертвая натура» — жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди (овощи, фрукты, хлеб и т. д.), цветов и прочего.
Падающая тень – тень от предмета на какой-либо поверхности.
Рефлекс – отраженный свет окружения.
Светлота цвета – одно из основных качеств цвета: светлота тем выше, чем выше количество отражённого света по сравнению с количеством поглощённого этой же поверхностью цвета.
Светотень – градации светлого и тёмного, распределение по яркости цветов и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объём предмета и окружающую их световоздушную среду.
Свет — делит поверхность предмета на теневую и освещенную стороны.
Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое темное место.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
«Натюрморт» — жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, снеди, цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру.
Издревле люди украшали свой быт изделиями декоративно-прикладного творчества. Эти изделия можно было не только использовать в хозяйстве, но они еще несли в дом красоту, радовали глаз.
В крестьянской избе источником всего была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни. У печи, так же устраивали деревянные настилы –на них спали. Печь — олицетворяла материальный центр дома.
Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. В свободном углу устанавливали ткацкий станок. Почти в каждой избе была детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Перед печкой устраивались полки с чугунной, глиняной посудой, ведра, сковородки, черпаки, ухваты. Все и даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными и диковинными цветами, птицами и зверями.
Остановимся подробнее на некоторых предметах быта.
Формы и объемы самоваров были бесконечно разнообразны. Блестящий, шумящий, кипящий самовар как бы оживал и одухотворялся, таким образом семейное чаепитие сближало людей, скрепляло род.
Квашня – посуда для заквашивания теста, глиняная или деревянная. Считалась символом плодородия и производящей силы.
Светец (светило, светильник, светильня) – приспособление для держания горящей лучины. Светцы имели различную форму и величину.
Столешник — ткань для покрытия стола.
А как художники передают объём на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой?
Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов.
Свет делит поверхность предмета на теневую и освещенную стороны. За светом всегда следует полутень.
Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое темное место.
Рефлекс – отраженный свет окружения. Без рефлекса невозможно получить объемность изображения.
От предмета падает тень, которая так и называется – падающая тень.
Блик – отражение источника света.
Натюрморт повествует нам о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, рассказать о жизни людей. Сегодня мы углубили наши знания о натюрморте, о светотени, познакомились с бытом и убранством крестьянской избы. Всё это поможет нам понимать картины художников, направит в создании своего натюрморта.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.
Разбор типового тренировочного задания:
Какой из предложенных натюрмортов передаёт быт крестьянской избы?
Правильный ответ: в).
Разбор типового контрольного задания:
Разгадайте ребус.
Правильный ответ: самовар.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Авторские программы по изобразительному искусству:
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 3 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.
Источник
Значение света в живописи. Часть 2. Как освещение влияет на цвет и форму.
СКОЛЬЗЯЩИЙ СВЕТ ИЛИ ВЫЯВЛЯЮЩИЙ ДЕТАЛИ.
Свет может распределяться по предметам и объектам как абсолютно хаотично, образуя причудливую игру бликов и разрушающих форму солнечных зайчиков, так и логично распределяясь по форме, выявляя её, как бы вычленяя предметы их почти абстрактной среды.
В первом случае, свет случаен и выхватывает из темноты только части предметов, скользя по формам и преобразуя их в совершенно неузнаваемые конфигурации цветов и форм. В таком освещении предметы теряют форму и объём, изменяют свой локальный цвет в свету, а тени сливаются в единый мутно-тёмный монолит, в котором рассыпаны отдельные светлые пятна частей предметов. Для учебных задач такое освещение в натюрморте совершенно противопоказано, зато для творческих работ нет ничего лучше. Особенно могут пригодиться подобные этюды и рисунки, фотографии и просто наблюдения натуры художником в занятиях композицией и для создания необычных, оригинальных творческих работ.
Во втором случае, когда свет задан с учётом характера предметов, их формы, объёма и расположения в пространстве, он подчёркивает все вышеперечисленные характеристики, усиливает реалистичность предметов, чётко и понятно демонстрирует зрителю реалистический характер натюрморта и задачи, поставленные художником. Такое освещение обязательно для занятий живописью (если свет в натюрморте не конкретный, форма и объём плохо читаются — не стоит начинать этюд, есть вероятность сделать много лишних ошибок и запутаться). Учебный или постановочный натюрморт следует освещать боковым светом, направленным сверху (лучше холодным, например, от окна). Если заниматься живописью днём нет возможности, можно использовать софит (настольную лампу, фонарь и т.д.).
КОНТРАСТНЫЙ ИЛИ РАССЕЯННЫЙ СВЕТ.
Также свет влияет на резкость и контрастность теней по отношению к свету. В натюрморте это особенно хорошо заметно, так как помимо тональных отношений, цветовые и разница в тепло-холодности ярко выражены. Например, при контрастном, заданном свете, когда предметы находятся близко к источнику света (к окну, софиту и т.д.), граница света и тени на предметах хорошо читается, градации тона и цветовые рефлексы сильны и очевидны. Это позволяет даже начинающим художникам нарисовать натюрморт с натуры достаточно реалистично, точно расставив по местам все оттенки цвета и тона.
Рассеянный свет (удалённый от объектов и предметов на значительное расстояние) делает границы форм, теней и частей формы размытыми, неясными, как бы погружает предметы в негустой туман. В таком освещении рисовать предметы художнику сложнее, но именно в таком свете и визуальном качестве мы видим их чаще всего, то есть в меру рассеянный свет наиболее привычен для восприятия действительности человеческим глазом и помогает создавать более гармоничное, правдивое изображение.
Почти вся живопись эпохи Возрождения демонстрирует зрителю объекты в рассеянном свете, именно поэтому она столь интересна и приятна для рассматривания (не говоря уже о композиции, грамотном классическом рисунке, цветовом строе и т.д.). Даже знаменитое сфумато Леонардо да Винчи (рассеивание краёв предметов, растворение контуров изображения в среде) демонстрирует качественное сочетание в меру рассеянного, в меру контрастного освещения в живописи.
В живописи и фотографии используется термин светосила или сила света , для определения степени освещённости предмета источником света.
ЦВЕТ СВЕТА.
Цветовая составляющая потока света, разумеется, влияет на цвета предметов не только в свету, но и в тени, изменяя локальный цвет иногда до совершенно неузнаваемых оттенков. Это хорошо заметно, если наложить на осветительный прибор, который используется для освещения постановки под живопись, цветной фильтр. Это наглядно продемонстрировано в приведённых ниже изображениях, где натюрморт был последовательно освещён красным, синим и насыщенным зелёным светом.
Сравнивая фотографию натюрморта и его этюд в традиционном ненасыщенном тёплом свете и колористические эксперименты в живописи под воздействием ярких цветовых фильтров разница вполне ощутима и очевидна.
Как видите, с изменением цвета освещения меняется не только цвет предметов в свету и в тени (соответственно, колористическое решение натюрморта в целом), но и светлота цветовых оттенков (цвета высветляются и затемняются) и эмоциональное восприятие натюрморта зрителем (тревога, покой, напряжение, драматизм, меланхоличность и т.д.).
ДВОЙНОЙ СВЕТ.
Очень часто мы, художники, можем наблюдать модель, освещённую одновременно разными источниками света. Это тоже усложняет восприятие формы и цвета, запутывает зрителя и мешает изображать объекты и предметы так, как того требует изобразительная грамота. Например, сложное освещение может образоваться при одновременном освещении предметов рассеянным верхним и заданным боковым светом одновременно, или при освещении предметов холодным светом из окна и тёплым светом от лампы в помещении одновременно (или светом от электронного устройства (локальный свет) и верхней лампы (общий свет)).
Так или иначе, смешанная тепло-холодность в освещении, случайные разнонаправленные потоки света, одинаковая светосила от двух источников уничтожают форму, объём, цвет и пространство в постановке. Чтобы этого избежать, сложность света стоит минимизировать, отдав предпочтение чему-то одному. И уж конечно, рисовать красками в таком освещении начинающим художникам не стоит категорически. Облегчите себе задачу, создайте благоприятные условия для работы, чтобы иметь надлежащий результат занятия по живописи.
Некоторые мастеровитые художники используют оригинальные идеи двойного освещения в своих работах — это выглядит, действительно, оригинально и интересно. Но такие эксперименты могут себе позволить уже состоявшиеся мастера, для которых написать традиционный по освещению сюжет не составляет никакого труда. Такие художники тысячекратно изобразили модель во всевозможных ракурсах, освещённости, пропорциях, перспективе и вольны распоряжаться своим мастерством в угоду фантазии и творческой задумки.
Для художников учеников такие эксперименты не только нежелательны, но и даже опасны.
Также у художников существует понятие “сложное освещение” — это тот случай, когда модель освещена не в привычном нам верхнем боковом свете, а каким либо другим способом, уже описанным мной выше и в предыдущей статье https://jotto8.ru/blog/znachenie-sveta-v-zhivopisi-chast-1-kak-osveschenie-vlijaet-na-tsvet-i-formu . Сюда же относится и местный свет в постановке (например, пламя свечи или костра). Ещё раз подчеркну, что писать модель в таком нестандартном освещении сложнее, хоть и интереснее, поэтому начинающим художникам не стоит этого делать.
Изучать натуру художнику приходится постоянно, разглядывать, анализировать, искать выгодные ракурсы, освещение, формы. Именно это и формирует мастерство, владение изобразительной грамотой и творческую свободу. Надеюсь, теперь вы будете замечать больше нюансов цвета в постановке и видеть, как свет меняет форму, пространство, объёмы, а иногда и силуэты предметов и объектов.
Одна и та же модель может выглядеть совершенно по разному в разных условиях освещения. Это происходит потому, что меняются одновременно все три основные характеристики цвета — цветовой тон, светлота и насыщенность. Меняется положение градаций тона, задающих форму, меняется тепло-холодность, меняется ясность восприятия модели и контрастов в ней, меняется видимое качество объёмов и общая темнота всех элементов постановки. Разумеется, что под воздействием всех этих факторов модель внешне будет меняться. А как именно, вы можете, проанализировав, понять и изобразить сами. Теперь вы понимаете, как изменяются внешние характеристики предметов под разным освещением в живописи. Осталось только применить эти знания в живописных работах своими руками.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Екатерина Крюкова(Пилипенко) — художник-педагог во втором поколении, член Союза художников России, член Международной Федерации Искусств UNESCO, участник и лауреат многочисленных выставок в России и за рубежом. Подробнее можно прочитать нажав на этот текст>>>
Источник