Меню

Указание по уличному освещению



Указание по уличному освещению

ГОСТ Р 55706-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road Lighting. Classification and requirements

* В ИУС 10-2014 ГОСТ Р 55706-2013
приводится с ОКС 91.040. —
Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров — по ГОСТ Р 55707.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55707 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров

ГОСТ Р 55708 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.9 участники движения: Лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения — водители или пассажиры транспортных средств и пешеходы.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

Читайте также:  Электрическое освещение основные требования

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной определяемой стандартными условиями наблюдения.

Примечания

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

Примечание — Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируют освещенность на дорожном покрытии.

3.17 коэффициент эксплуатации; : Отношение освещенности в заданной точке, создаваемой осветительной установкой (далее — ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к освещенности в той же точке в начале эксплуатации.

Примечание — Величина, обратная коэффициенту запаса.

4 Классификация

4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.

Примечание — Классификация объектов улично-дорожной сети установлена в [1].

4.2 Классы по освещению пешеходных пространств установлены в таблице 2.

Таблица 1

Класс объекта по осве-
щению

Основное назначение объекта

Расчет-
ная скорость движе-
ния, км/ч

Число полос движе-
ния

Пропуск-
ная способ-
ность, тыс. ед/ч

А
Магист-
ральные дороги и улицы общего-
родского назначения

За пределами центра города*

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях

В центре города

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Б
Магистрали и улицы районного значения

За пределами центра города

Основные дороги и улицы города районного значения

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В центре города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В
Улицы местного значения

Жилая застройка за пределами центра города

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

Жилая застройка в центре города

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В городских промышленных, коммунальных и складских зонах

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-
складских зон

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

* Центр города — территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Читайте также:  Дальность освещения прожектора led

Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

5 Нормы освещения

5.1 Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей

5.1.1 Для участков улиц, дорог и площадей со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости и пороговое приращение яркости .

Нормы средней освещенности на дорожном покрытии, ее равномерности и предельного значения силы света ОП в зоне слепимости применяют при проектировании освещения улиц, дорог и площадей:

— на участках с нестандартной геометрией;

— с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, бетонные плиты и другие материалы);

— в поселениях, расположенных в северной климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты европейской части России.

Нормы освещения проезжей части в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских поселений приведены в таблице 3.

Таблица 3

Источник

Уличное освещение в сельской местности

В Российской Федерации уделяется достаточно большое внимание вопросам освещения территорий проживания. В городах вопросы уличного освещения не являются глобальной проблемой. А вот для деревень и сельских поселений уличное освещение – больное место. Зачастую проблема освещения улиц на селе снижает качество жизни населения. Решение данных вопросов находится в ведении местных органов власти. На практике гражданам небольших населенных пунктов приходится обращаться в разные инстанции, чтобы защитить свои права.
Сложности возникают по причине специфики организации освещения в сельской местности. Освещение на селе отличатся от городского тем, что интенсивность транспортного и людского потока здесь ниже, количество объектов торговли, культуры, административных зданий меньше.
Но, несмотря на указанные факторы, система обеспечения достаточности уровня освещенности, должна обеспечивать комфорт для жителей в вечерние и ночные часы время.

Законодательство по вопросам освещения сельских населенных пунктов

Освещение в сельских населенных пунктах попадает под действие СНиП 23 – 05 – 95. В данном документе устанавливаются нормы, по которым должно осуществляться наружное освещение.

В населенных пунктах, расположенных на территориях сельской местности установлены действующие нормы:
• для главных улиц — уровень освещенности не менее 4лк;
• на территориях, прилегающих к общественным зданиям и в районах жилых застроек уровень освещенности должен быть так же не менее 4лк;
• второстепенные улицы и переулки — уровень освещенности снижается вдвое, т.е. не менее 2лк;
• поселковые дороги, проезды — не менее 2лк;
• может быть меньше в два раза и составляет всего 2лк.
• второстепенные дороги в сельской местности могут иметь освещенность 1лк;
• садовые и огороднические товарищества (дороги и улицы, являющиеся основными проездами) освещаются по норме в 2 лк;
• территория у водоисточника и пожарного гидранта, находящегося в сельском поселении, подлежит обязательному освещению по норме 2лк.

Указанные нормативные значения представляют собой эксплуатационные величины. Менее, чем указанные значения освещенность быть не должна. Это касается всего периода эксплуатации. В разные сезоны светильники могут загрязняться, поэтому они нуждаются в обслуживании. В электрической сети возможны колебания напряжения, что также может влиять на световой поток. Освещенность территории может меняться даже от высоты расположения уличных светильников.
Все указанные факторы нужно учитывать при планировании освещения территории в сельской местности.

Оборудованием нового поколения, приводящего в движение различное гидравлическое оборудование, является гидравлическая насосная маслостанция. Сфера применения ее достаточно широка: буровые работы, дорожные работы, подъем и перемещение крупногабаритных конструкций, подача смазки в узлы машин, перекачка и фильтрация масел, испытания гидравлической техники и трубопроводов. Сегодня на отечественном рынке представлены различные модели как российских, так и и зарубежных производителей. Современное российское предприятие Пневмакс предлагает приобрести унифицированные гидростанции в сборе с распределительной гидроаппаратурой различных моделей и габаритов pneumax.ru/hydrosystems/gidravlicheskie-nasosnye-stantsii/unifitsirovannye-maslostantsii-ctr-kv-sam-v-sbore-s-gidroapparaturoy/. Гидравлические маслостанции имеют более низкую стоимость, так как не требуют затрат на проектирование и разработку.

Ответственные за организацию освещения улиц в селах и деревнях

Решение вопросов по организации уличного освещения находится в ведении Главы сельского поселения. В его обязанности входит должное обеспечение организации своевременной подачи электроэнергии для подачи света сельские улицы. Эти обязанности вменяются Главе администрации поселения на основании законодательства о местном самоуправлении (ФЗ за номером 131). Председатель сельского совета должен организовывать и контролировать процесс освещения территории в соответствии с нормами.
Вопрос освещения относится к благоустройству территории. Данная обязанность напрямую в соответствии с законодательством возлагается на муниципальную власть.
Существует социальный стандарт освещенности территории сельского поселения. В соответствии с указанным стандартом норма освещенности составляет 80 процентов.
В некоторых случаях в малонаселенных деревнях принимается решение устанавливать один столб в начале территории (небольшие улицы), второй столб – в конце.
Глава сельского поселения должен обеспечить освещенность социально значимых объектов – школ, детских дошкольных учреждений. медицинских и акушерских пунктов, учреждений культуры и иных социальных объектов при наличии.

Читайте также:  Мелетинский мифы древнего мира сравнительном освещении

Выбор осветительных приборов для сельской местности

Решение о выборе осветительного прибора основывается на нормах СНиП 2.07.01-89. В данном документе рассматриваются нормы градостроительства, вопросы планировки и застройки сельских поселений. СНиП указывает, что на территориях общественного пользования должны устанавливаться приборы освещения. Число светильников на определенной территории рассчитывается на основе норм освещенности.
При выборе типов ламп, которыми оснащают приборы освещения для сельской местности, учитывается, что обслуживание и замену ламп в силу территориальной отдаленности выполнять затруднительно.
Поэтому металлогалогеновые лампы, светоотдача которых высокая, но срок службы короткий, для сельских населенных пунктов не подходят.
Для обслуживающих организаций затруднительно и неэффективно выезжать на отдаленные участки для замены ламп.

Предпочтительнее остановить выбор на светодиодных светильниках:
• период службы такого источника света очень высокий, примерно 50000 часов;
• высокий уровень светоотдачи, поскольку для светодиодов характерно преобразовывать практически всю получаемую электроэнергию в световую;
• низкая степень энергопотребления, что существенно экономит расходы на оплату электроэнергии;
• возможность выбрать цветовую температуру: от холодных оттенков до привычных теплых.

Таким образом, при организации освещения в сельской местности рекомендуется использовать светодиодные лампы. Применение таких источников света позволит снизить расходы на оплату электроэнергии за счет снижения энергопотребления и эксплуатационных расходов.

Длительность срока эксплуатации позволит обеспечить бесперебойное освещение территории, что повлияет на качество жизни сельского населения.
Еще один важный фактор – возможность реализации дизайнерских решений при освещении различных участков сельской территории.

Установка столбов в сельской местности

С целью обеспечения необходимым уровнем освещения наибольшую площадь, светильники устанавливаются на расчетной высоте. Для установки нужны столбы. В настоящее время столбы для сельской местности могут быть изготовлены:

• из дерева. Опору изготовляют из хвойной древесины. Цена столбов не высокая, устанавливать их просто. Но срок службы деревянных столбов не большой. К тому же требуется обработка специальными составами от гниения.
• из бетона. Стоимость опоры низкая. Их отличает проста эксплуатации и долговечность. Угрозу для бетонных опор представляют грунтовые воды. Внешне такой столб смотрится грубо.
• из железобетона. Отличаются долговечностью, устойчивостью к коррозии. Цена выше, чем у бетонных. Внешне от бетонных опор практически не отличаются.
• Из металла. Отличаются долговечностью, прочностью, устойчивостью и эстетичностью внешнего вида. Но цена на такие опоры довольно высокая..

Устанавливая столбы, необходимо контролировать изготовление фундамента. При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. В зависимости от места установки глубина должна составлять от 0,8 до 1,6 метра. Для сельской местности прочный фундамент – это дополнительные гарантии качества освещения.
От бордюра столб ставится на расстояние от 0,3 до метра в зависимости от назначения дороги.

Если в сельской местности проблема с освещением

Часто на территории сельских поселений складывается ситуация с недостатком освещения либо даже полным отсутствием света. Какие меры могут предпринять жители?
Первоначально подается жалоба в местные органы самоуправления. Жалобу принять обязаны, но ответной реакции может не последовать.
Следующий шаг – это жалоба в надзорные органы. Т.е. жители должны обратиться с в прокуратуру или судебные органы непосредственно. В заявлении указывается. что имеется факт отсутствия освещения и отсутствие реакции местной власти на обращение граждан. Основанием для обращения в надзорные и контрольные органы или в суд является ФЗ РФ № 131, где четко указано, что решение местных вопросов – это обязанность органов местного самоуправления.
Судебные органы или прокуратура рассматривают заявление и выносят решение устранить проблему. Решения данных органов обязательны к исполнению местными властями. Следует отметить, что местные власти не всегда могут выполнить судебные решения и предписания из-за отсутствия средств.

Итак, проблемы освещения сельских территорий имеют свою специфику – это отдаленность территорий, затруднения в обслуживании, высокие затраты на содержание и эксплуатацию приборов освещения. Но все же в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону.

Источник

Adblock
detector