Меню

Ты свет этому миру библия



Толкование Евангелия на каждый день года.
12 февраля

Сказал Господь Своим ученикам: вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

«Вы свет мира», — говорит Христос, обращаясь к Своим ученикам. И это относится ко всем христианам и, в первую очередь, к тем, кто призван к пастырству. Как свет, они видны всем, и глаза многих устремлены на них. «Не может укрыться город, стоящий на верху горы». Одни восхищаются ими, радуются их присутствию, другие завидуют им и ненавидят их, и ищут уничтожить их. Потому они должны ходить со всякой осмотрительностью, помня об этом. Как свет мира, они призваны освещать других и сообщать свет другим.

Христос зажег эти свечи не для того, чтобы поставить их под сосудом. Свет Христова благовестия столь силен и столь самоочевиден, что светит всем в доме — всем, кто приходит в Церковь. Мы слышим эти слова во время архиерейского облачения посередине храма — в начале Божественной литургии: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрые дела твоя, и прославят Отца нашего, иже на небесех». Тот, кто Христов, должен быть светом пред людьми. Жизнью и словом истины пастырь должен быть светильником горящим и светящим. Мы должны делать добрые дела не для того, чтобы увидели наш свет, который всегда может стать тьмой, а для того, чтобы увидели в нас и в наших делах присутствие света Христова. Не для того, чтобы прославили нас, а для того, чтобы прославили Отца нашего, Который на небесах.

Как Христос пришел не для того, чтобы нарушить закон или пророков, но исполнить, — так те, кто Христов, и прежде всего Его пастыри, должны дорожить всем, что исходит от Бога. И в послушании всему, что хранит Церковь, устремляться к свету Христову. «Истинно говорю вам, — торжественно провозглашает Тот, Кто Аминь, Свидетель верный, — доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Слово Господне пребывает вовек — слово Закона и слово Евангелия. Так заботится Бог о Своей Церкви, что все, что принадлежит в ней Богу и носит печать Его имени, сколь бы ни казалась оно незначительным, должно свято храниться. И Христос дает заповедь Своим ученикам — всем христианам и прежде всего пастырям — соблюдать все установления церковные, показывая, как опасно пренебрегать ими. «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Среди заповедей Божиих и правил Церкви есть такие, которые меньше других. Но они только относительно малейшие. Опасно в вероучении и в духовной жизни отменять малейшие Божии предписания. В этом — посягательство на святыню Божию. Чем дальше идет отступление, тем оно разрушительней. «Посему, братия, — говорит великий учитель Церкви святой Иоанн Дамаскин, — да стоим на Церковном Предании, как на камне веры нашей, не передвигая границы, которую поставили святые отцы наши, не давая места тем, кто желает нововведений и разрушения здания Святой Божией Вселенской Апостольской Церкви, ибо, если каждый будет поступать по своей воле, мало-помалу разрушится все дело Церкви». Нечестиво разорять малейшую заповедь, но несравненно ужасней научить этому других. Кто поступает так, тот будет малейшим по отношению к Царству Небесному, к Царству славы. Но есть в Церкви Христовой великие святые, которые сподобились сотворить добро и научить добру других. Ибо те, кто не творят так, как учат, одной рукой строят, а другой разрушают. А те, кто говорят от опытного боговедения, те, кто живут согласно тому, что они проповедуют, подлинно велики. Они просветятся как солнце в Царствии Небесном.

Источник

«Вы – свет мира»

Обращаясь к своим Апостолам и последователям, Иисус Христос назвал их не только солью земли, но и сказал: «Вы – свет мира» ( Матф.5:14 ). Иными словами Иисус Христос сказал о том, что Его последователи должны просветить весь мир светом Его Божественного Учения. В словах Иисуса Христа о том, что Его последователи есть свет мира, заключается и та мысль, что сторонники учения Христова должны стать настоящими светочами жизни, распространяющими Слово Божие. Иисус Христос, сравнивая Своих учеников со светом, говорит также о том, что как свет не может не светить, так и люди, проникнутые духом Слова Божьего, не смогут не просвещать мир учением Христовым. Как свет маяка во мраке ночи указывает путь кораблям в безопасную гавань, так и последователи Иисуса Христа, среди тьмы заблуждений и порока этого мира, должны просвещать души людей Словом Божьим и приводить их к праведной жизни во Христе (по Законам Христовым) для последующего наследия Царства Божьего.

Очень часто, беседуя с народом, Иисус Христос Свои поучения иллюстрировал понятными для людей явлениями природы. Согласно описанию, данному в одном из апокрифов, люди собрались, чтобы услышать Иисуса Христа с раннего утра. В этот день утреннее солнце величественно поднималось на фоне голубого неба, рассеивая остатки ночной мглы в зеленых долинах и горных ущельях. Медленно таяла красота утренней зари, и лучи восходящего солнца своим победоносно-проникающим светом все ярче озаряли окружающую собравшихся людей местность. На спокойной поверхности прохладного Генисаретского озера отразились чистая лазурь утреннего неба и пронизанные восходящим солнцем золотисто-кремовые облака. Распустившиеся цветы и листья были покрыты каплями переливающейся росы и птицы уже начали свое чудесное пение. Казалось, вся природа радовалась наступлению теплого солнечного дня. В этот момент Спаситель обвел Своим взором собравшихся вокруг Него людей, а затем, взглянув на торжественно восходящее солнце, сказал Своим ученикам пророческие слова: «Вы свет мира» ( Матф.5:14 ). И как восходящее солнце рассеивает мрак уходящей ночи, так и последователи Иисуса Христа должны просвещать души людей Словом Божьим, озаряя светом учения Христова тех, которые находятся во мраке грехов и заблуждений.

В свете утреннего солнца рельефно вырисовались очертания города, стоящего вдали на холме. Иисус Христос взглянул на город, и указывая в его сторону рукой, сказал: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» ( Матф.5:14 ). Действительно, как невозможно скрыть от взора путника город, стоящий на вершине горы, так невозможно скрыть от людей учение Христово.

Дальше, после небольшой паузы, Иисус Христос продолжал свою речь: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Матф.5:15 ). Этот пример с горящей свечей Иисус Христос привел потому, что большинство слушавших Его людей были бедняки, земледельцы и рыбаки. Свои бедные лачуги, которые часто состояли из одной комнаты, они освещали одной единственной свечей, которую ставили на возвышение на подсвечнике. И эта свеча светила всем, находившимся в доме.

Затем Иисус Христос продолжал говорить: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Матф.5:16 ). О каком свете в этом месте Своей беседы говорит Иисус Христос? Никакой свет не приносил людям такой огромной пользы, как свет истины, исходящий от Иисуса Христа и Его учения. В Библии о Спасителе говорится: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Иоан.1:4 ). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Матф.5:9–12 ).

Последователи Иисуса Христа, становились носителями этого Божественного Света, и сохраняя в своей душе любовь Христову, делались светом мира. Без Иисуса Христа человек подобен не зажженной свече, и не имеет в себе сил и душевного света для борьбы с темным миром. Но как только человек обратится к Учению Христову и проникнется светом праведности, то его душа озарится присутствием Божьим, а разум будет просвещен мудростью и ясностью, исходящими, как свет от солнца, от учения Христова. Это и дает человеку силы и возможность иметь добрые помыслы и совершать добрые действия.

Последователи Иисуса Христа должны озарять свои добрые дела и поступки светом учения Христова так, чтобы эти добрые дела видели остальные люди, и беря пример с последователей Иисуса Христа, тоже совершали добро и прославляли Отца Нашего Небесного – Господа Бога. Видя добрые дела последователей Иисуса Христа, люди начинают интересоваться учением Христовым. Это помогает им выйти из тьмы духовной и получить истинные понятия о Боге. Видя добрые дела христиан, люди начинают служить истинному Богу, так как познав истинное учение, они понимают что вселенной управляет единый Бог, Который достоин прославления. Поэтому зажженные примером совершения добрых дел, исполняемых христианами, люди становятся на истинный путь добродетели и прославляют Отца Небесного, Который заботится о своих чадах. Поэтому последователи Иисуса Христа должны быть не только одинокими источниками света во тьме греха, но и светом мира, то есть той частью человечества, которая светом своей праведности изгоняет и рассеивает царство тьмы, наполняя мир светом всепобеждающих истин учения Христова негасимым светом.

Читайте также:  Датчик движения для включения света регулировка чувствительности

Своими словами о том, что Его последователи есть свет миру, Иисус Христос уточняет и указывает на великую миссию и предназначение Своих учеников. Поэтому всем Своим сторонникам Иисус Христос говорит: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Иоан.20:21 ). Как Отец Небесный послал в мир людей Сына Своего Единородного для спасения греховного человечества, так и теперь Иисус Христос посылает в мир Своих учеников. Как Иисус Христос открыл миру Отца Своего Небесного, так и ученики Христовы должны открыть миру Иисуса Христа, озарить души людей всепобеждающим светом Его Учения. Поэтому назначение истинных христиан (вытекающее из слов Христа о том, что Его ученики есть свет мира) состоит в том, чтобы светить людям ярким светом Учения Христова, быть орудием, через которое действует сам Христос, просвещая души людей светом истины. Своими словами о том, что подлинные Его последователи есть свет мира, Иисус Христос указывает и на то, как отличить истинных учителей духовных от лжепроповедников. Истинный христианин всегда наполнен живительным светом Христа к которому тянутся человеческие души. И этот свет последователь Христа не может спрятать в себе, так как излучает на окружающих людей слово Божие и творит дела праведные во все времена.

«Сущий в них Дух Христов» ( 1Петр.1:11 ) делал истинных слуг Божиих светочами для их современников. Так, например, патриарх Иосиф был носителем света в Египте, и своей благотворительностью, чистотой, просвещал сердца египтян-язычников. Пророки еврейского народа Моисей, Даниил и другие, своими добрыми делами светили людям и через них Бог открывался миру. Таким же образом последователи Христовы должны быть светочами для людей на пути к граду Небесному, источая свет Божественной истины, который не могут скрыть в себе. А лжепророки и лжепроповедники не распространяют вокруг себя света, так как у них нет связи с источником света – Богом.

Слова Иисуса Христа «вы свет мира» показывают на то, что любой человек, без учета его национальности, происхождения, социального положения, может стать последователем Иисуса Христа, светочем учения Христова. Этими словами Иисус Христос разрушает ложное представление (созданное фарисеями и книжниками, основанное на национальном себялюбии и гордыне) о том, что только евреи являются богоизбранным народом, через которых Бог общается с людьми. Господь говорит, что любой человек может стать истинным приверженцем христианства и слугой Бога. Такой позицией Спаситель уничтожает границы между странами и национальностями, между разграничением положений созданных в обществе людей, между близким и дальним, своим и чужим.

Спаситель учит о том, что к каждому человеку нужно относиться как к ближнему своему. А на мир нужно смотреть как на поле просветительской деятельности, а к жизни нужно относиться как к возможности служения Богу через добрые дела. Как солнечные лучи, изгнав ночную тьму, проникают во все уголки озаренной местности, так и свет Учения Евангельского, проникая в душу человека, озаряет её светом истинной мудрости. «Говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Иоан.8:12 ). Благодарность при благословении, терпение в испытаниях, кротость и милосердие, приветливость души и сердечная любовь, ясный ум в познании истины, это те лучи, которые исходят от людей, ставших светом мира. В грешных душах, в которых свили гнездо тьма эгоизма, черствое сердце, мрак злобы и агрессивности, сумерки рассудка в познании истины, темнота стяжательства, властолюбие, сребролюбие, блуд, гордость, тщеславие и другие пороки, не сияет свет Божественной истины. Каждого человека, который становится на путь служения Богу, Иисус Христос принимает с радостью. «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света» ( Еф.5:8 ). В душе такого человека Иисус Христос соединяет Божественное и человеческое начало, и через таких людей открывает миру тайну Божественной любви. Именно такой человек, несущий миру слово Божие, становится светочем жизни, озаряя светом Учения Христова души людей.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 5:14

Свт. Иоанн Златоуст

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Вслед за тем Христос переходит к другому, высшему сравнению: «вы есть», говорит Он, «свет мира». Опять — «мира», не одного народа, не двадцати городов, но всей вселенной; свет духовный — подобно, как и соль духовная, — который превосходнее лучей видимого солнца. Сперва Он назвал их солью, а потом светом, чтобы ты знал, сколько выгод от строгих слов, и сколько пользы от чистого учения. Оно обуздывает и не позволяет рассеиваться, но, направляя к добродетели, делает внимательным. «Не может укрыться город, стоящий на верху горы». И, «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике» (Мф. 5:15). Этими словами Христос опять побуждает учеников Своих к строгой жизни, научая их быть осторожными, так как им надлежало явиться перед лицом всех и подвизаться на поприще целого мира. Не смотрите, говорит, на то, что мы сидим теперь здесь, что мы находимся в самой малой частичке мира. Нет, — вы так будете приметны всем, как город, стоящий на верху горы, как светильник, поставленный на подсвечнике и светящий всем, находящимся в доме.

Где теперь неверующие в могущество Христово? Пусть услышат это и, подивившись силе пророчества, благоговейно поклонятся Его могуществу! Подумай, в самом деле, сколько обещано было тем, которые были неизвестны даже в своем городе! Земля и море узнает их, и слава о них распространится до пределов вселенной, или — лучше, — не слава, а самые их благодеяния, — потому что не громкая слава сделала их везде известными, но величие самых дел. Они, как птицы, пронеслись через всю вселенную быстрее солнечного луча, распространяя повсюду свет благочестия. Здесь Христос, по моему мнению, старается в учениках Своих поселить еще смелость, потому что словами: «не может укрыться город, стоящий на верху горы» ясно выражает Свое могущество. Как такой город не может укрыться, так и благовествованию невозможно утаиться и остаться в неизвестности. Так как прежде Христос говорил о гонениях, злословии, наветах и вражде, то, чтобы ученики не подумали, что все это может воспрепятствовать их проповеди, Он, ободряя их, говорит, что благовествование не только не останется в неизвестности, но и просветит всю вселенную, а через это и сами они станут славными и знаменитыми. Итак, здесь Христос показывает Свое могущество, а в последующих словах требует смелости от Своих учеников.

Беседы на Евангелие от Матфея.

См. Толкование на Мф. 5:13

Свт. Иларий Пиктавийский

Ст. 14-15 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме

[Христос] называет городом плоть, которую Он воспринял, ибо как в городе живет много разных жителей, так и в Нем благодаря природе воспринятого тела содержится некое соединение всего человеческого рода. Таким образом, через соединение в Себе нашего [рода] Он стал городом, а мы соучастием в Его плоти — населением города. Следовательно, Христос уже не может быть скрыт, потому что становится виден всем, пребывающий на высоте высот у Бога и созерцаемый и постигаемый в Своих дивных делах. Светильник, скрытый под сосудом, не светит. Какая же польза использовать светильник, который спрятан? Поистине справедливо Господь сравнил сосуд с синагогой, которая, удерживая приобретенные плоды только внутри себя, сохраняла установленную меру соблюдения правил. Однако теперь, после прихода Господа, она стала совершенно бесплодной , поэтому светильник Христов уже не следует прятать под сосудом, а синагогу скрывать под покрывалом. Ибо повешенный на крестном древе Господь подает вечный свет всем членам Церкви.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Господь назвал Своих учеников солью земли, потому что они «приправляют» небесной мудростью сердца человеческого рода, ослабленные дьяволом. Теперь Он именует их также светом мира, потому что они, освещенные Им Самим, истинным и вечным светом, сами стали светом во тьме. Ибо если Он Сам — солнце правды (Мал. 4:2), то не без основания и Своих учеников называет светом мира, потому что через них, словно через некие сверкающие лучи, Он излил свет Своего учения на весь мир, а они изгнали из людских сердец тьму заблуждения, явив свет истины.

Читайте также:  Лампа габаритного света шевроле ланос

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Александрийский

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Как свет истинный есть Он Сам, однако дал это достоинство и другим, ибо говорит: вы есте свет миру (Мф. 5:14) ; так и святым будучи Он один вместе с Богом и Отцом и Святым Духом, как бы от собственной полноты дарует и причастникам Его освящение.

Толкования на пророка Исаию.

Прп. Исаия Отшельник

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Господь сказал: не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14) . О какой горе говорит Он, если не о святом Своем слове? Употребим же, возлюбленные, труд свой с усердием и разумом, на исполнение слова Его, которое говорит: любяй Мя, заповеди Моя соблюдет (Ин. 14:23), да будут для нас такие труды градом неповредимым и огражденным, сохраняющим нас словом Господа, от руки всех врагов наших, пока сретим Его (предстанем пред лице Его). Ибо, если обретем дерзновение, то рассеются все враги наши, силою Святого слова Его, которое есть гора оная, от коей отторгся камень без рук и стер образ златой, четырехсоставный, бывший из серебра, меди, железа и глины, – как сказал Апостол: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6:11-12). Четыре сии начала суть четырехсоставный образ оный, который есть вражда (вражья сила). Их (начала) истнило святое слово Божие, как написано, что камень тот, сокрушивший образ, бысть в гору великую, и наполнил всю землю (Дан. 2:34- 35).

Добротолюбие. Слово седьмое. О добродетелях.

Прп. Макарий Великий

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

А что души праведных соделываются светом небесным (См. Иез. 1:13), – о сем сам Господь сказал Апостолам: «вы есте свет мира».

Духовные беседы. Беседа 1.

Прп. Симеон Новый Богослов

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

когда пришел Христос и так тесно соединил в Себе Божество с человечеством, что два сии, крайне расстоящиеся, то есть Божество и человечество, стали единым лицом, хотя пребывали неслиянными и несмешанными, — с того времени человек сделался уже как бы светом, чрез соединение с оным, первым и невечерним светом Божиим, и не имеет более нужды ни в каком писаном законе, потому что Божественная благодать Иисуса Христа, пребывающая с ним и в нем, плодоприносит ему благобытие, то есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание. Почему Апостол Павел, перечислив такие плоды Святого Духа, и говорит в конце: на таковых несть закона (Гал. 5:22-23), ибо для праведника не требуется закон. Кто же не имеет еще таковых плодов Святого Духа, тот и не Христов, как говорит Апостол: аще кто Духа Христова не имать, сей несть Его (Рим. 8:9). Такому надлежит подвизаться и постараться о том, чтобы соделаться Христовым, да не тщетно верует во Христа, — в каком случае Христос не пользует ему ничтоже. Все старание и весь подвиг его должен быть обращен на то, чтобы стяжать Дух Христов, и таким образом приносить плоды Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие.

Слова (Слово 2-е).

«Плод же Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23), а вместе с ними милосердие, братолюбие, милостыня и следующие за ними; а к ним еще «слово мудрости,… слово знания,… дары… чудотворений» и другое большее; «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому», как хочет (1 Кор. 12:8-11). Ставшие причастниками таких дарований — или всех, или лишь некоторой части, в соответствии с тем, что им полезно — зачислены в лик апостолов, и ныне становящиеся такими зачисляются туда же. Поэтому они — свет миру как сказал Сам Христос: «Никто, зажегши светильник, не ставит его под спудом или под кроватью, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15).

Послание об исповеди. § 15.

Прав. Иоанн Кронштадский

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Мы — свет мира и не должны скрывать своих талантов (Мф. 25:18), своих добродетелей.

Дневник. Том II.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 14-16 Вы есть свет мира. Не может скрыться город, расположенный на верху горы, и не возжигают светильник, и не поставляют его под мерою [modio = четверик, зерновая мера], но на подсвечнике, чтобы светил всем находящимся в доме. Так да сияет свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на Небесах

Спаситель учит верности в проповедании, чтобы апостолы не скрывались из страха и не уподоблялись светильнику, стоящему под сосудом для измерения зерна, но с полной свободой отдавались тому, чтобы провозглашать на кровлях то, что слышали в потаенных местах [как бы в спальнях = in cubiculis] (Мф. 10:27).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Вы — свет мира

Сперва соль, потом свет, ибо изобличающий скрытые дела есть свет. Ведь все, что делается явным, есть свет. Апостолы просветили не один народ, но мир.

Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Господь наставляет их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, потому что на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете скрываться; вы будете на виду; поэтому обращайте внимание на то, чтобы жить непорочно, да не послужите соблазном для других.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя

Вы есте свет мира

Миром опять назвал людей, живущих в мире, – между тем как они покрыты мраком заблуждения. Вы, говорит, избраны для того, чтобы быть для них светом, и чтобы освещать духовные их глаза светом учения и познания, и руководить их по прямому пути Богопочитания. Итак, два служения поручено им – быть солью и светом; прежде нужно защитить от гниения, потом научить.

Не может град укрытися верху горы стоя

Чрез это и следующее уподобление побуждает их к совершенству и чистоте жизни и повелевает им быть твердыми в борьбе, так как они будут положены пред глазами всех людей и будут подвизаться на театре вселенной. Не может, говорит, град укрытися верху горы, стоя, и вы не можете укрыться, положенные на высоте учения. Посему, будьте внимательны, чтобы вам управиться, и взирающим на вас представить прекрасный образ жизни и учения.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Вы — свет мира. Снова речь иносказательная. Светом или, точнее, светилом мира называется солнце (Ин. 11:9). Солнце делает предметы видимыми, показывает их образ, красоту или безобразие и оживляет. Слово свет употребляется в речи об умственном и нравственном просвещении. Свет есть и источник, и образ просвещения (Мф. 4:16; Лк. 2:32; Ин. 1:4; Ин. 8:12; Ис. 49:6 и др.). В таком смысле название света относится собственно к Господу Иисусу, так как Он есть свет, просвещающий мир, источник света всякого ведения. Апостолы, ученики Христовы и все верующие истинные христиане — это лучи этого Солнца Правды и светильники мира настолько, насколько они своей жизнью и учением просвещают то, что Сам Бог возвещает нам о Себе; они должны просвещать умственно слепых и оживлять омертвевших.

Мира. «Опять мира (как и в ст. 13), не одного народа, но всей вселенной» (Златоуст).

Не может укрыться город и прочее. Многие города Иудеи, как и других стран, расположены были на вершинах гор или холмов, так что издали могли быть видимы. Маундрелль говорит, что близ того места, где (предположительно) говорил беседу эту Господь, на горе стоит еще городок, называемый Сафед (древняя Бетулия), видимый издали, и, может быть, Спаситель, произнося эти слова, указывал на этот городок, уподобляя ему Своих учеников. И они издали видимы, и должны быть видимы; их действия не могут и не должны быть скрываемы; очи мира должны быть и будут обращены на них (ср.: Златоуст и Феофилакт). Если бы они малодушно захотели скрываться, то это было бы так же неестественно, как неестественно городу, стоящему на горе, быть невидимым или сокрытым.

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Что это за город? Это Церковь святых, о которой пророк говорит: Славное возвещается о тебе, град Божий (Пс. 86:3)! Ее гражданами являются все верные, о которых говорит апостол: Вы сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19).

Читайте также:  Значение пословицы не мил свет когда друга нет

Лопухин А.П.

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Приветствие становится еще выше и притом без всякого, даже и легкого, оттенка критики относительно учеников. Спаситель называет учеников Своих “светом Мира”. Справедливо замечает Августин, что Сам Христос есть lumen illuminans (свет просвещающий), а Иоанн Креститель был lumen illuminatum (свет заимствованный). В последнем смысле нужно, конечно, понимать выражение и относительно учеников Христа. Сам Христос был “свет Мира” (Ин. 8:12), “свет истинный” (Ин. 1:3) а проч., ученики же были “светом в Господе” (Еф. 5:8), “сынами света” (Лк. 16:8) и др. Здесь заметна даже полнота чувства Христа. Он переходит от одного сравнения к другому и потом снова возвращается к прежнему. Сравнение с светом быстро оканчивается, и ученики далее сравниваются с “городом, стоящим на верху горы”. Указывают здесь на параллельное выражение из “Логий” Иисуса 7: “город, выстроенный и утвержденный на вершине высокой горы не может ни упасть, ни укрыться”. В этой параллели, если она может быть названа таковою, три слова напоминают 14 стих: πόλις (город), δύναται (может) и χρυβηναι (укрыться). Мысль, выраженная в “Логиях,” сходна с мыслью 14 стиха. Едва ли нужно много говорить о том, что точное определение, какой именно город имел здесь в виду Иисус Христос, не представляет большой важности. Πόλις — без члена, какой бы то ни было город. Мысль, которую выразил здесь Спаситель, понятна.

Троицкие листки

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы

Весь мир помрачен грехом, говорит Спаситель Своим апостолам, — вы должны просветить его светом Моим, поэтому вы — свет мира. Есть один только свет истинный, просвещающий всякого человека — Сам Он, Господь наш, как Он и говорит о Себе: Я свет миру (Ин. 8:12). Но как солнце дает свет свой луне, так и Господь просвещает апостолов, а через них весь мир, всех людей, светом Своей благодати. Пророки посылались к одному какому-нибудь народу: апостолы, — во весь мир, поэтому они свет не одного народа, а всей вселенной — духовный свет всего мира. Свет солнца прогоняет тьму; так и апостолы проповедью Евангелия разогнали тьму идолопоклонства. Свет солнца не только светит, но и греет; так и апостолы благодатью Христовой согревали ожесточенные сердца людей и оживотворяли их к деланию добра. Поэтому Господь и говорит апостолам: не скрывайте Моей благодати, Моего спасительного учения; пользуйтесь им не для себя только, но и для спасения других. Будьте осторожны; вы будете на виду у всех: Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Душа, украшенная добродетелями, приблизившаяся к Богу, не может укрыться от очей внимательных.

Троицкие листки. №801-1050.

Митр. Иларион (Алфеев)

Ст. 14-16 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного

Образы света и свечи продолжают и расширяют ту же тему, для раскрытия которой был использован образ соли.

Свет — важнейший символ во многих религиозных и философских традициях. В Новом Завете, в том числе в корпусе Иоанновых писаний, термин «свет» часто применяется по отношению к Богу. О каком свете говорит Иисус, когда призывает Своих учеников: Так да светит свет ваш пред людьми? Термин «свет» здесь понимается в переносном смысле: речь идет о добрых делах, которые должны отличать христиан от язычников. Христианская нравственность должна служить примером для окружающих: в этом смысле христиане должны быть подобны городу, стоящему на вершине горы.

Характерно, что, применяя образ света к Своим ученикам, Иисус говорит не о естественном солнечном свете, а о свете светильника. Русский перевод не вполне точно передает греческий текст, употребляя термины «свеча» и «подсвечник». В греческом тексте употреблены слова λυχνος и λυχνια, означающие, соответственно светильник (лампу) и подставку для такого светильника. Светильники употреблялись в ночное время и представляли собой сосуды с маслом, в которые вставлялись фитили; перед тем как зажечь светильник, надо было убедиться, что в нем есть масло, и поправить фитиль (Мф. 25:3-4, 7). Зажженный фитиль озарял помещение достаточно тусклым светом, если только светильников не было много. Светильники, разумеется, никогда не ставили под сосуд или под кровать (Мк. 4:21); они ставились на видное и возвышенное место, откуда они могли освещать весь дом. Во времена Иисуса дом небогатого человека (а именно таковых было большинство среди слушателей Иисуса) состоял из одной комнаты, в которой жила вся семья.

Говоря в притче о женщине, потерявшей драхму, Иисус использует тот же образ: она зажигает светильник (λυχνος) и начинает мести комнату, пока не найдет монету (Лк. 15:8). Образ светильника (λαμπας) играет важную роль в притче о десяти девах (Мф. 25:1-13).

В том же наставлении Иисус использует образ города, стоящего на вершине горы. Как известно, древние города очень часто строились на возвышенности. Делалось это не из эстетических соображений, а для того, чтобы обезопасить жителей от неприятеля. Построенный на возвышенности город, обнесенный высокими крепостными стенами, был отовсюду виден, но был менее уязвим, чем город, расположенный в низине. Однако думается, что Иисус в данном изречении имел в виду лишь один аспект из всего богатого семантического спектра данного образа. Город, стоящий на возвышенности, не может укрыться от человеческого взора (Мф. 5:14) . Так и последователи Иисуса — они у всех на виду, по ним судят о Его учении и о Нем Самом. Своими добрыми делами они призваны являть людям Отца Небесного, Которого Иисус явил Своей личностью и Своими делами.

Отметим вслед за рядом современных толкователей, что в Нагорной проповеди Иисус не говорит о призвании учеников к тому, чтобы быть солью земли и светом мира, а о том, что они уже таковыми являются. Вы сияете, как светила в мире, — пишет апостол Павел не в повелительном, а в изъявительном наклонении (Флп. 2:15). Называя учеников солью земли и светом мира, Иисус тем самым подчеркивает, что это — изначальное качество их существования. Этому не противоречит переход в повелительное наклонение в словах: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела. Ученики не призываются стать чем-то иным: они должны быть самими собой. Они не были бы учениками Иисуса, если бы не были солью земли и светом мира.

В каком смысле здесь употреблено выражение добрые дела (τα καλα εργα)? Мы не встречаем подобного выражения в Ветхом Завете, однако словосочетание מצש׳ם טןב׳ם («добрые дела») широко используется в раввинистической литературе, где оно понимается как требование Бога, выходящее за рамки того, что предписано законом, в частности как дела любви и милосердия. В Новом Завете это понятие имеет обобщенный смысл и указывает в целом на христианский нравственный кодекс, отраженный, в частности, в Нагорной проповеди. Речь идет в том числе о делах любви и милосердия, но не только: все качества, перечисленные в заповедях Блаженства, должны находить проявление в конкретных добрых делах.

На это указывает использование термина в других новозаветных источниках, например в послании к Евреям: Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10:24). У апостола Петра мы встречаем призыв текстуально близкий к словам Иисуса в Нагорной проповеди: Возлюбленные! прошу вас… прождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1 Пет. 2:11-12). Апостол далее перечисляет те качества, которые могут служить расшифровкой общего понятия добрых дел: последователи Христа призваны быть покорны всякому человеческому начальству, всех почитать, братство любить, Бога бояться, царя чтить, главное же — терпеливо переносить скорби и страдания, следуя в этом по стопам Христа. Слуги должны повиноваться господам, жены — мужьям, мужья — любить своих жен. Христиане должны быть единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры, не воздавать злом за зло или ругательством за ругательство (1 Пет. 2:13-3:9).

Дальнейшее содержание Нагорной проповеди станет расшифровкой того смысла, который Иисус вкладывал в понятие добрых дел. К числу таковых относятся, в частности, воздержание от гнева (Мф. 5:21-26), сохранение целомудрия и супружеской верности (Мф. 5:22-32), воздержание от клятв (Мф. 5:33-37), непротивление злу (Мф. 5:38-42), любовь к врагам (Мф. 5:43-47), милостыня, молитва и пост (Мф. 6:1-18), нестяжательность (Мф. 6:19-21, 24-34), борьба со своими недостатками и снисходительность к недостаткам других (Мф. 7:1-5), способность поступать с людьми так, как человек желает, чтобы они поступали с ним (Мф. 7:12). Эти добрые дела в совокупности составляют то совершенство, которым обладает Отец Небесный и которым в свою меру призван обладать каждый христианин (Мф. 5:48).

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.

Источник