Меню

Цепь освещения номерного знака



Цепь освещения номерного знака

Все современные автомобили и иная техника обязательно имеет номерные знаки, которые должны читаться в любое время дня и ночи. Для этой цели используются специальные осветительные приборы — подсветка заднего номерного знака, о конструкции, выборе и замене которой подробно рассказано в данной статье.

Что такое подсветка номерного знака

Подсветка номерного знака — осветительный прибор, предназначенный для освещения заднего номерного знака механических транспортных средств в темное время суток.

Автомобили всех классов, тракторы и иная техника при постановке на учет получают два государственных регистрационных знака (номера), размещаемых в передней и задней части транспортного средства. В действующих на территории РФ Правилах дорожного движения указано, что номера должны читаться в любое время суток и в любую погоду на расстоянии не менее 20 метров. В темное время суток передние номера освещаются светом фар встречного транспорта (для них специальной подсветки не предусмотрено, мало того — ее установка может повлечь санкции вплоть до лишения водительского удостоверения на срок до полугода), а для освещения заднего номера используются специальные огни — подсвета номерного знака.

Подсветка заднего номера является одним из элементов транспортного средства, отсутствие или неисправность которого может повлечь наложение штрафных санкций на автовладельца. Поэтому неисправный фонарь следует как можно скорее отремонтировать или заменить. Но прежде, чем браться за эту работу, следует разобраться в конструкции и особенностях данных осветительных приборов.

Конструкция и особенности подсветки номерного знака

Конструкция фонаря освещения номера, встроенного в дверь задка

Подсветка номерного знака, интегрированная в рамку

В соответствии с действующим законодательством и ГОСТ 8769-75 все транспортные средства (за исключением тех, для которых номера не предусмотрены — троллейбусов и некоторых типов специальной техники) должны оснащаться одним или несколькими фонарями освещения заднего номерного знака. Данные огни должны излучать только белый цвет, что исключает введение в заблуждение водителей автомобилей, движущихся сзади. Все это обуславливает конструктивные особенности и характеристики подсветки.

Фонари подсветки заднего номера можно разделить на несколько конструктивных типов:

  • Фонарь, выполненный в виде отдельной конструкции;
  • Фонарь, интегрированный в деталь кузова автомобиля — багажник или дверь задка;
  • Фонарь, интегрированный в рамку номерного знака;
  • Лампы, объединенные с задними фонарями.

Отдельный фонарь — классическое решение, которое и сегодня широко продолжает применяться на всех типах и классах транспортных средств. Этот прибор состоит из корпуса, в котором установлен один или два патрона под лампы, и прозрачного («белого») рассеивателя. Как правило, в таких фонарях нет рефлектора, либо он заменен светоотражающим покрытием внутри корпуса. Конструктивно прибор выполнен так, чтобы свет от лампы (ламп) направлялся вниз на наибольшую площадь номерного знака. В некоторых моделях фонарей (например, ФП131, ФП134 и аналогичных) установлен круговой рассеиватель, а плоский луч света формируется пластиковой или металлической крышкой с прорезью на нижней боковой поверхности. Монтаж отдельного фонаря выполняется с помощью двух винтов, подключение к электросети — через стандартные разъемы (колодки) или ножевые клеммы различных типов.

Фонари, интегрированные в дверь задка или багажника — наиболее современное решение, которое используется на большинстве актуальных моделей легковых автомобилей, фургонов и коммерческих грузовиков. Эти осветительные приборы тоже состоят из корпуса с патронами под лампы и рассеивателя, однако они не имеют декоративного оформления, так как встраиваются в предусмотренные под них ниши. Монтаж фонарей может выполняться винтами или пластиковыми защелками. Существуют и бескорпусные конструкции, которые собираются из нескольких деталей непосредственно в нише багажника или двери задка. Такие фонари состоят из металлического рефлектора с патроном под лампу и рефлектора, все детали монтируются с помощью винтов, а подключение к электросистеме осуществляется с помощью стандартного разъема.

Читайте также:  Наружное освещение образовательного учреждения

Фонари, интегрированные в рамку заднего номера — конструкции, используемые на легковом и коммерческом транспорте. Устройство таких приборов аналогично описанным выше, корпусом для них является рамка номерного знака. Фонари располагаются в верхней части рамки, подключение к электросистеме осуществляется с помощью жгута проводов со стандартными разъемами.

Наконец, подсветка номера, объединенная с задними фонарями — решение, которое широко использовалась на легковых автомобилях 60-х – 90-х годов выпуска, но сегодня практически вышло из употребления. Такая подсветка представляет собой конструкции, аналогичные описанным выше, интегрированные в боковые части (направленные в сторону номера) комбинированных задних фонарей. Патроны ламп подсветки располагаются на общем основании фонаря, подключение осуществляется с помощью стандартных разъемов.

Фонари подсветки номерного знака подключаются к электросистеме таким образом, чтобы они включались и выключались автоматически при включении и отключении габаритных огней. Отдельное управление данными световыми приборами не допускается.

Унифицированный фонарь подсветки номерного знака ФП131

Светодиодная подсветка номерного знака

В подсветке всех типов используются стандартные лампы накаливания и светодиодные лампы мощностью 5-10 Вт в количестве от одной до четырех штук (реже — больше). Обычно в фонари подсветки номера устанавливаются лампы трех типов:

  • Тип R5W и R10W со штифтовым цоколем BA15s (диаметром 15 мм, симметричное расположение штифтов), а также уменьшенные T4W с цоколем BA9s (диаметром 9 мм);
  • Тип C5W (софитные) с двухсторонним цоколем SV8,5 диаметром 8,5 мм (реже — с цоколем SV7 диаметром 7 мм) длиной 31, 36 и 41 мм;
  • Тип T5 и T10 со стеклянным цоколем W5W (в светодиодном исполнении — с пластиковым цоколем аналогичной конструкции).

Фонари (и, соответственно, лампы в них) изготавливаются в трех исполнениях — на 6, 12 и 24 В для применения в мотоциклетной технике, легковых и грузовых автомобилях, в различной специальной технике и т.д.

Как выбрать, заменить и обслуживать подсветку номерного знака

Казалось бы, выбор и замена подсветки номера — дело простое и не требующее каких-то серьезных затрат. Однако здесь есть ряд особенностей, связанных с уже озвученными стандартами и прописанными в ПДД нормами.

В первую очередь, без фонаря заднего номера эксплуатировать автомобиль запрещено — это, в соответствии с частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, может обернуться штрафом в размере 500 рублей. Поэтому при неисправности данного осветительного прибора его необходимо как можно скорее отремонтировать или заменить. На замену следует брать подходящие по размеру и электрическим характеристикам фонари, отвечающие требованиям отечественного стандарта. Это означает, что такой прибор должен иметь рассеиватель белого цвета и создавать направленный вниз/вбок световой поток, достаточный для нормального освещения номера. Устанавливать фонари красного, оранжевого или иного цвета запрещено — они могут вводить в заблуждение других участников дорожного движения. Наличие цветной подсветки номера, в соответствии с частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ, может стать причиной наложения штрафа в размере 500 рублей.

Читайте также:  Датчик движения для освещения реле

Однако из этого правила есть одно исключение: на автомобилях с боковым расположением заднего номера вполне допускается использовать отдельные фонари подсветки номера с белым рассеивателем, но красным прозрачным корпусом. Такой прибор выступает в роли габаритного огня, поэтому он не нарушает требований стандарта и ПДД.

Установку подсветки номера и замену ламп в ней следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Обычно работа сводится к демонтажу рассеивателя или выемке всего корпуса из ниши, отсоединению электрического разъема и обратной установке прибора. Демонтаж может потребовать вывертывания двух болтов или отжима нескольких (двух и больше) защелок. Обычно эта работа не вызывает сложностей даже у неопытных автовладельцев, но если автомобиль еще на гарантии, то лучше замену подсветки доверить сертифицированным специалистам.

При верном подборе и правильной установке подсветки номерного знака эксплуатация автомобиля в любое время суток будет отвечать стандартам и требованиям безопасности.

Источник

СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ Цепь лампы освещения номерного знака

Когда от главного ЭБУ кузова (бортового ЭБУ сети мультиплексной связи) поступает сигнал TAIL переключателя освещения, включается лампа освещения номерного знака.

СХЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

ПРОВЕРЬТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ И РАЗЪЕМ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖУХА — АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ)

Вид спереди разъема со стороны жгута проводов:

(к распределительному блоку с левой стороны кожуха)

Отсоедините разъем 2G распределительного блока с левой стороны кожуха.

Измерьте напряжение в соответствии со значениями, приведенными в таблице.

Номинальное напряжение
Подключение диагностического прибора Условие Заданные условия
2G-1 — масса Всегда 11 — 14 В

NG

ОТРЕМОНТИРУЙТЕ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ ИЛИ РАЗЪЕМ

OK

ПРОВЕРЬТЕ ТИП АВТОМОБИЛЯ

Проверьте тип автомобиля.

Результат

Результат Следующий шаг
Для моделей с двойной дверью багажного отделения, распахивающейся в стороны А
Кроме моделей с двойной задней дверью, распахивающейся в стороны и с кронштейном запасного колеса B
Кроме моделей с двойной задней дверью, распахивающейся в стороны и без кронштейна запасного колеса C

B

ПРОВЕРЬТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ И РАЗЪЕМ (ЛАМПА ОСВЕЩЕНИЯ НОМЕРНОГО ЗНАКА — РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖУХА И МАССА) Click here

ПРОВЕРЬТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ И РАЗЪЕМ (ЛАМПА ОСВЕЩЕНИЯ НОМЕРНОГО ЗНАКА — РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖУХА И МАССА) Click here

C
А

ПРОВЕРЬТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ И РАЗЪЕМ (ЛАМПА ОСВЕЩЕНИЯ НОМЕРНОГО ЗНАКА — РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖУХА И МАССА)

Отсоедините разъем 2K распределительного блока с левой стороны кожуха.

Отсоедините разъем W2 лампы.

Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.

Номинальное сопротивление
Подключение диагностического прибора Значение Заданные условия
2K-3 — W2-1 Всегда Менее 1 Ом
W2-2 — масса
W2-1 — масса Всегда 10 кОм или более

OK

ПРОВЕРЬТЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖУХА Click here

ОТРЕМОНТИРУЙТЕ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ ИЛИ РАЗЪЕМ

ПРОВЕРЬТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ И РАЗЪЕМ (ЛАМПА ОСВЕЩЕНИЯ НОМЕРНОГО ЗНАКА — РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖУХА И МАССА)

Отсоедините разъем 2K распределительного блока с левой стороны кожуха.

Отсоедините разъем h2 лампы.

Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.

NG
Номинальное сопротивление
Контакты для подключения диагностического прибора Условие Заданные условия
2K-3 — h2-1 Всегда Менее 1 Ом
h2-2 — масса
h2-1 — Масса кузова Всегда 10 кОм или более

OK

ПРОВЕРЬТЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖУХА Click here

ОТРЕМОНТИРУЙТЕ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ ИЛИ РАЗЪЕМ

ПРОВЕРЬТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ И РАЗЪЕМ (ЛАМПА ОСВЕЩЕНИЯ НОМЕРНОГО ЗНАКА — РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖУХА И МАССА)

Отсоедините разъем 2K распределительного блока с левой стороны кожуха.

Для левой стороны:

Отсоедините разъем S3 лампы.

Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.

NG
Номинальное сопротивление
Подключение диагностического прибора Условие Заданные условия
2K-3 — S3-1 Всегда Менее 1 Ом
S3-2 — масса
S3-1 — масса Всегда 10 кОм или более

Для правой стороны:

Отсоедините разъем S2 лампы.

Измерьте сопротивление в соответствии со значениями, приведенными в таблице ниже.

Номинальное сопротивление
Подключение диагностического прибора Условие Заданные условия
2K-3 — S2-1 Всегда Менее 1 Ом
S2-2 — масса
S2-1 — масса Всегда 10 кОм или более

NG

ОТРЕМОНТИРУЙТЕ ИЛИ ЗАМЕНИТЕ ЖГУТ ПРОВОДОВ ИЛИ РАЗЪЕМ

OK

ПРОВЕРЬТЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖУХА

Для моделей с левосторонним рулевым управлением:

Снимите распределительный блок с левой стороны кожуха (см. стр. Click here).

Снимите главный ЭБУ кузова (бортовой ЭБУ сети мультиплексной связи) с левого распределительного блока со стороны кожуха в сборе (см. стр. Click here).

Для моделей с правосторонним рулевым управлением:

Снимите распределительный блок с левой стороны кожуха (см. стр. Click here).

Снимите главный ЭБУ кузова (бортовой ЭБУ сети мультиплексной связи) с левого распределительного блока со стороны кожуха в сборе (см. стр. Click here).

Измерьте напряжение в соответствии со значениями, приведенными в таблице.

Номинальное напряжение
Подключение диагностического прибора Условие Заданные условия
2K-3 — отрицательный вывод аккумуляторной батареи Напряжение аккумуляторной батареи подается на контакты 2G-1 и A-14 (TRLY) 11 — 14 В
Напряжение аккумуляторной батареи не подается на контакты 2G-1 и A-14 (TRLY) Менее 1 В
Результат

Результат Следующий шаг
OK (для моделей с левосторонним рулевым управлением) А
OK (для моделей с правосторонним рулевым управлением) B
NG (для моделей с левосторонним рулевым управлением) C
NG (для моделей с правосторонним рулевым управлением) D

А

ЗАМЕНИТЕ ГЛАВНЫЙ ЭБУ КУЗОВА (БОРТОВОЙ ЭБУ СЕТИ МУЛЬТИПЛЕКСНОЙ СВЯЗИ) (см. стр. Click here)

ЗАМЕНИТЕ ГЛАВНЫЙ ЭБУ КУЗОВА (БОРТОВОЙ ЭБУ СЕТИ МУЛЬТИПЛЕКСНОЙ СВЯЗИ) (см. стр. Click here)

B

ЗАМЕНИТЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖУХА (см. стр. Click here)

C

ЗАМЕНИТЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БЛОК С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ КОЖУХА (см. стр. Click here)

Источник

Adblock
detector
D