Меню

Тот кто гасит свет про что



Рецензия на фильм «Тот, кто гасит свет»

Северная столица становится жертвой очередного серийного убийцы. Каждую среду маньяк убивает и расчленяет девочек в возрасте от 9 до 12 лет. Поставившее на уши весь Санкт-Петербург дело ведет капитан милиции Петр Моисеев. Ряд зацепок и собственная интуиция приводят Моисеева в небольшой областной городок Светлогорск, где, как считает следователь, душегуб совершил своё первое злодеяние. Но местные органы правопорядка не слишком рады появлению питерского пинкертона. Город-то маленький, и лишняя шумиха тут ни к чему…

Тема умалишенных, выходящих на охоту по зову своего больного разума, в отечественном кино, в отличие от Голливуда, ещё не раскрыта и настоятельно требует разработки и художественного осмысления. Именно такую задачу (иначе какой смысл вообще браться за проект?) перед собой поставил Андрей Либенсон. Образцов для подражания предостаточно, западные коллеги сиё культурное поле не только вдоль и поперек вспахали, но и добротный урожай (вкупе с приятными кассовыми всходами) каждый год получают. У нас же по этой части всего ничего: лебедевский «Змеиный источник» и пустота. Единственная проблема, которую любому смельчаку, решившему в жанровое кино с оглядкой на Голливуд поиграть, просто не избежать: сравнения, параллели с теми самыми оригиналами, которые большинство зрителей видели, знают и любят.

Система координат «Того, кто гасит свет» будет очевидна любому киноману со стажем: в конце концов, крепких триллеров про серийников-психопатов («Молчание ягнят», «Семь») не так уж и много. Режиссёр сам без стеснения подкидывает зрителю подсказки, отсылая к тем или иным эпизодам всем известных картин, но главное здесь, конечно, не вся эта милая цитатная канитель, а то, что дебютант Либенсон готов предложить от себя. За своеобразные новшества могут сойти монтажные срезки, как бы сжимающие время действия до возможного минимума и операторская работа, удачно передающая всю неуютность и холодность провинциального Светлогорска. Сама же история отчаянного и честного капитана Моисеева движется к финалу неспешно, порой застывая в мнимой нерешительности, а иногда и вовсе забредая в глухой лес невразумительных деталей и намёков. И если в середине картины вопрос «Кто убийца?» ещё приятно волнует, то ближе к развязке превращается в обычный атрибут любого детективного расследования, когда ответ уже фактически не важен и малоинтересен.

«Тот, кто гасит свет» – не самый худший образчик чистого жанра. Такие дебюты нужны. Но чуда не случилось. После выхода на экраны картины Либенсона крепких качественных триллеров в нашем кино, увы, не прибавилось.

Источник

Рецензия на фильм «Тот, кто гасит свет»

В триллере «Тот, кто гасит свет» маньяк, убивающий девочек, бесчинствует в Питере, а искать его измученным следователям приходится в провинции.

Трейлер

Усталый следователь не должен, раздевшись и помывшись, как человек лечь спать в свою постель на хрустящие простыни. Он обязан забыться тревожным сном за письменным столом. Хрустеть у него должны только кости, разминаемые после неудобного лежания щекой на следственных материалах. По стенам у него должно быть развешено то, что нельзя было подложить под щеку по морально-этическим соображениям. Вы это где-то видели уже?

Кадр из фильма «Тот, кто гасит свет»

«Тот, кто гасит свет» (2008) – очередная честная попытка пересадить ядовито-плодоносный триллер на наш суглинок. На этот раз решили обойтись без экспериментов и привить самую типовую историю, но с родными лицами Гуськова-Гармаша-Горбунова и проч. в морозно-снежном пейзаже.

Неуловимый маньяк по средам убивает в Питере маленьких девочек, отрубает им руки-ноги, счет в маньякову пользу все увеличивается, честный следователь, капитан Моисеев (Гуськов) уже сходит с ума от бессилия. Поскольку душегуб пойман примерно на восьмой минуте фильма, ясно, что это имитатор. Полковник (Редникова да, да, Редникова), присланный подбодрить подчиненных, слышать не хочет о продолжении дела и, мрачно потирая явно зловещего происхождения шрам на белой груди, отмечает: «Страх всему государь». Но след ведет в провинциальный Светлогорск, где было совершено первое убийство серийщика. Моисеев на свой страх и риск едет разбираться туда один.

Читайте также:  Прибор свет кто производит

В провинциальном городке, красивом своей величественной дамбой, северной стылостью и общей обаятельной разрухой, от чести быть родиной маньяка отпираются как могут. Власть там в руках главного милиционера, который, кажется, навел порядок весьма сомнительными средствами. При этом воду расследования мутят все, кому не лень – папа убитой девочки, ее старшая сестра (счастливая обладательница внешности актрисы Вилковой), заезжий из Питера художник, по невероятному стечению обстоятельств рисующий портреты маленьких девочек, местный следователь (обладатель внешности крашенного в соломенного блондина актера Артура Смольянинова).

Кадр из фильма «Тот, кто гасит свет»

Да мутят, считай, все, потому что наш кинематограф объявил на провинцию какую-то, ей-богу, облаву. Самые гнусные типажи высовывают тревожные рыла из провинциальной действительности – уклончивые истеричные пьяницы, святые блудницы, какие-то вечные бабки с мистическим налетом, надуто-харизматичные бандиты или наоборот – столпы города. Все готовы начать учить жизни столичных пижонов, и с пол-оборота начинают демонстрировать душевные бездны. Зачем так? – спросит зритель. Ну как зачем – можем ответить мы. Это и есть наш суглинок. Неразменный пятак нашего жанрового кинематографа, наше серьезное отличие. Если действие жанрового фильма происходит в столичных Москве-Питере, то все совсем скисает. И непонятно тогда, зачем смотреть собственно русское.

Жанр у нас, как известно, прорастает очень трудно, особенно этот, страшный. И вовсе, конечно, не потому, что и так у нас все страшно, это все старомодные отговорки. Может быть, потому что в типовом триллере или детективе, как ни цинично это звучит, все должно происходить энергично, слаженно и убедительно. Пытались и создатели фильма «Тот, кто гасит свет», подтянув серьезную мужскую харизму Гуськова и Горбунова и тягучую провинциальную жуть.

Энергично. Слаженно. Убедительно. Ну сами посудите – разве этим мы тут сильны?

Источник

Рецензия на фильм «Тот, кто гасит свет»

Российский кинематограф что есть мочи рвется в мейнстрим, одним рывком пытаясь преодолеть столетнюю пропасть между мосфильмовскими навыками и голливудским опытом. Понятно, что попытки эти сколь естественны, столь же и бесполезны — в чаянии продемонстрировать высший пилотаж на свет производится большей частью неудобоваримое нечто: достаточно дорогое, чтобы миновать этап телевизионной премьеры, достаточно бездарное, чтобы с уханьем провалиться в прокате. Профессиональная пресса зубоскалит и свистит, по умолчанию провожая в коричневое небытие все, что прикидывается жанровым. А зритель платит рублем интернет-провайдеру за возможность соприкоснуться с прекрасным в адекватной усредненному художественному качеству фильмов экранной копии.

Ситуация плачевна, но, в общем-то, справедлива. За исключением тех случаев, когда мейнстрим оказывается действительно конкурентоспособным, а жанровость — крепкой.

На первый взгляд, криминальный триллер — распоследнее, что хочется увидеть в мультиплексе. Отечественный детектив изжил сам себя объединенными усилиями канала НТВ и литературных негров под лэйблом Дарьи Донцовой. Но Андрей Либенсон ловко вышел из положения, заставив «Государя» (название сценария, по которому снимался «Тот, кто гасит свет») мимикрировать под лучшие образцы голливудского стиля. Если бы не знакомые лица, было бы вообще невозможно определить национальность картины: так аутентично интегрирован полицейский триллер в жизнь, протекающую за окном.

Что отличает хороший детектив от плохого? Непредсказуемость. Детский восторг от того, что полтора часа тебя водили за нос, вроде бы и давая ключики к верной разгадке, но при этом мягко подталкивая к неправильным выводам. Удовольствие от обманок, когда уже сформировавшийся в голове обвинительный пакт оказывается ошибкой, и увлекательную головоломку опять приходится разгадывать сначала. Всего этого у Либенсона с избытком, в обрамлении воспаленной атмосферы «Бессонницы» и нервно дышащего монтажа. Тропки неожиданно сплетающихся в единый клубок сюжетных линий, отчаяние и одержимость, странное ощущение сна наяву, когда все вдруг начинает источать угрозу — и уже не следователь Моисеев, а ты сам лезешь в ледяную прорубь, цепляясь за последнюю надежду. Кино это, как живой организм, заключает в свои объятия и не думает отпускать до финальных титров.

Читайте также:  Почему волновая теория света гюйгенса френеля вытеснила корпускулярную теорию ньютона

Конечно, при известном желании и в нем можно найти неровности и заклеймить ленту собранием штампов, мелко остроумничая о драматических способностях Редниковой и укравшей картину партии Гармаша. Можно, но зачем? Ведь развевающееся пальто с вечно поднятым воротником и комната для допросов с зеркальным окном — это такие же правила игры, как несуразные маски каждого из темных рыцарей и бесконечный пистолетный магазин любого шварценеггера. Да, из сценария торчат «уши» не вошедших в конечную редакцию сцен, не каждое ружье выстреливает, а привязка и без того не лучшего названия к «настраивающему» прологу выглядит надуманной (рабочим вариантом, к слову, была роскошная «Среда страха»). Но ведь это совершенно непринципиальные мелочи, теряющиеся за общим послевкусием.

И если принять за аксиому, что настоящее кино, это то, к которому обязательно хочется продолжения, то «Тот, кто гасит свет» — безусловно, настоящее.

Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!

Источник

Тот, кто гасит свет

Тот, кто гасит свет
Жанр триллер,
драма,
детектив
Режиссёр Андрей Либенсон
Продюсер Сергей Мелькумов
Дмитрий Месхиев
Сергей Шумаков
Автор
сценария
Андрей Либенсон
Олег Осипов
В главных
ролях
Алексей Гуськов
Екатерина Вилкова
Артур Смольянинов
Алексей Горбунов
Андрей Смоляков
Екатерина Редникова
Юрий Ицков
Иван Кокорин
Андрей Зибров
Марина Солопченко
Сергей Гармаш
Оператор Сергей Мачильский
Композитор Юрий Потеенко
Кинокомпания «Non-Stop Productions»
Длительность 86 мин
Бюджет $ 3,4 млн.
Страна Россия Россия
Язык русский
Год 2008
IMDb ID 1002985
Официальный сайт

Слоган фильма — «Страх — всему государь» [2] .

Общероссийская премьера триллера состоялась 2 октября 2008 года [1] .

Содержание

Сюжет

Второй месяц в Петербурге орудует серийный убийца. Каждую среду его жертвой становится девочка в возрасте от 9 до 12 лет. Невероятная жестокость маньяка погружает город в состояние беспредельного ужаса. Родители боятся отпускать детей на улицу без сопровождения. Пресса нагнетает атмосферу страха и истерии, критикует спецслужбы, не способные, по её мнению, поймать маньяка.

Ведущий это уголовное дело капитан милиции Пётр Моисеев издёрган постоянными поисками, его нервы на пределе, он не общается со своей семьёй, полностью погрузившись в расследование.

Цепь необъяснимых убийств приводит Петра в провинциальный Светлогорск. Чтобы докопаться до истины и найти маньяка, капитан Моисеев должен разгадать тайны этого маленького городка. Пока ведётся расследование, убийца даёт понять Петру, что он — рядом, и в ближайшую среду собирается принести в жертву ещё одну девочку. Капитану Моисееву предстоит не только поймать маньяка, но и преодолеть свой собственный страх…

Источник

Энергетический кризис в триллере «Тот, кто гасит свет»

Триллер с серийными убийствами «Тот, кто гасит свет» рассказывает о петербургском оперуполномоченном, который, охотясь за маньяком, не только поймал преступника, но и пресек злоупотребления в провинциальном отделении милиции. Несмотря на намерение авторов сделать «нервное» кино, картина снята в режиме максимальной экономии как электрической, так и эмоциональной энергии, что показалось ЛИДИИ Ъ-МАСЛОВОЙ не совсем оправданным.

Рабочим названием маньяческого триллера Андрея Либенсона сначала было «Государь»: если внимательно вслушиваться в зловещие разговоры персонажей, можно различить реплику «Страх — всему государь», которую произносит страшным шепотом один из самых экзотических персонажей, девушка-полковник из Генпрокуратуры. Ей по чину вроде бы такие аффектированные заявления не положены, однако если учесть, что ее играет Екатерина Редникова, то склонность полковничихи к драматическим эффектам становится по-человечески понятна.

Читайте также:  Сколько время света от земли до луны

Поменяв название, продюсеры ушли от неуместных монархических ассоциаций, зато словосочетание «Тот, кто гасит свет» с легкой руки оператора Сергея Мачильского приобрело прочную юмористическую связь с Анатолием Чубайсом. Посмотрев фильм, внятно растолковать, при чем тут на самом деле свет, газ и прочие коммунальные услуги, тоже не так-то легко, если пропустить начальные титры, на которых происходит «кастинг» маньяков,— это следователь (Алексей Гуськов) просматривает записи допроса сознавшихся убийц. Один из них как раз и рассказывает о том, как принимает решение об убийстве, исходя из освещенности ночных окон: если они гаснут у него на глазах, то и маньяк идет спать несолоно хлебавши, а если продолжают будоражить его своим светом, то поднимается в квартиру и нажимает выключатель собственноручно.

Прослушав весь этот художественный свист, следователь, видимо, приходит к выводу, что претенденты скорее стремятся приписать себе чужие подвиги, нежели сделать чистосердечное признание, и бессильно откидывает натруженную голову на спинку дивана. Панорама по сиротливой холодной сковородке с почти не тронутой яичницей довершает картину крайнего психического истощения и напряжения всех душевных сил следователя, утратившего сон и аппетит в поисках маньяка, который каждую среду неукоснительно убивает девочку-подростка, потом отрубает трупу руки и надевает на голову холщовый мешок. Поимев тяжелый разговор с безутешным отцом (Сергей Гармаш) последней убитой девочки, герой отправляется на службу и быстро ловит еще одного самозванца (Юрий Ицков), который несет совсем уже белогорячечную чушь, завершая монолог воплем: «Я не никто! Я кто!» Следователь с негодованием отвергает имитатора, однако красавица полковник со змеиным шипением отстраняет его от расследования и делает победоносное заявление для прессы, стоя перед фотографами на мраморных ступеньках в кашемировом пальто,— выглядит очень круто, совсем как в заграничном кино. Отстраненный (во всех смыслах) герой Гуськова, давно подозревавший, что маньяк приезжает в Петербург на гастроли, берет под мышку папку с протоколами и самовольно едет проводить частное расследование в сибирский Светлогорск, где когда-то случился первый эпизод по делу. Там он встречает еще одного обезумевшего от горя отца (Андрей Смоляков) и лишенную строгих правил сестру покойной девочки (Екатерина Вилкова), за которой ухаживает вся местная милиция в количестве двух человек (Алексей Горбунов и Артур Смольянинов), да и следователь вскоре решает не выделяться на общем фоне и тоже поддается ее чарам.

Не зная точно, из чего и каким образом на экране получается страх, режиссер и автор сценария Андрей Либенсон заставляет своих персонажей все время о нем разговаривать, то и дело вставляя в диалоги реплики типа «У каждого свой кошмар» или «Весь город страхом пророс». «А чего боятся люди — болезней, одиночества, смерти»,— обстоятельно разъясняет нашедший убитую девочку персонаж по фамилии Страхов (Александр Тютрюмов), один из подставных псевдоманьяков, которых авторы фильма пытаются подсунуть зрителю, чтобы он немножко помучился неизвестностью и погадал: «Тот или этот? Может, отец девочки, а может, не приведи господь, и сам следователь?» Неизвестность эта, однако, мучит скорее скукой, чем страхом, который авторы справедливо считают самым сильным человеческим чувством, сопоставимым разве что с кайфом от способности внушать страх. Этим ощущением власти над людьми и руководствуется убийца, вполне вменяемый в общем и целом, просто наслаждающийся тем, что каждую среду весь Питер трясется в ожидании его визита, однако авторам фильма «Тот, кто гасит свет» это удовольствие напугать публику пока оказалось недоступно.

Источник