Меню

Типы светильников рекомендуемые для общего освещения помещений гигиена



Гигиена освещения (естественного и искуственного)

Среди факторов внешней среды важное место занимает освещение. При низкой освещенности помещений развивается близорукость, снижается работоспособность. Кроме специфического действия, свет оказывает общее тонизирующее воздействие на организм. На предприятиях общественного питания плохое освещение производственных помещений приводит к снижению качества приготовляемых блюд, быстрой утомляемости работников, что может быть причиной производственных травм.

Освещение может быть естественным и искусственным.

Естественное освещение имеет наибольшее гигиеническое и физиологическое значение и должно наиболее полно и рационально использоваться на предприятиях общественного питания. Оно обязательно предусматривается в залах, горячем, холодном и заготовочных цехах, в административно-бытовых помещениях.

В кладовых, хлеборезке, вестибюлях, гардеробных, душевых, бельевых, туалетах и коридорах допускается освещение вторым светом (через стеклянные перегородки смежных помещений) или только искусственным. Допускается освещение вторым светом и в небольших моечных отделениях.

Естественное освещение может быть верхним (через фонари в потолке), боковым (через окна) и комбинированным. Естественная освещенность помещений колеблется в широких пределах и зависит от светового климат местности, ориентации окон по странам света, от времени года, метеорологических условий. При южной ориентации интенсивность солнечной радиации внутри помещения составляет 25% наружной. На освещенность влияет также конструкция светопроемов, их чистота. Загрязненные окна (при двойном остеклении) снижают естественную освещенность до 50—70%, запыленные, замерзшие — до 80%.

На освещенность помещений влияет окраска стен и потолка. Наибольшее отражение дает белый цвет (80%), поэтому на предприятиях общественного питания стены, потолки, оконные переплеты и оборудование должны быть окрашены в светлые тона.

Загроможденность проемов резко снижает естественную освещенность помещений. Запрещается заставлять окна оборудованием, тарой, заменять стекла фанерой и т. п.

Естественное освещение должно быть достаточно равномерным и оцениваться по следующим гигиеническим показателям: коэффициент естественной освещенности (КЕО), световой коэффициент (СК), угол падения световых лучей и угол отверстия.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО) — относительная величина, показывающая отношение освещенности внутри помещения к освещенности снаружи здания, умноженное на 100. При боковом освещении величина КЕО для залов и буфетов, помещений для персонала должна быть равна 0,5; для производственных цехов и раздаточных — 1,0; для вестибюлей и гардеробных — 0,25. Для определения освещенности используется специальный прибор — люксметр.

Световой коэффициент (СК) — косвенный показатель, менее объективный, чем КЕО, представляет собой отношение площади застекленной поверхности окон к площади пола. Для производственных, административных и торговых помещений предприятий общественного питания рекомендуется СК не менее 1:8, бытовых— 1:10. Поскольку этот показатель не учитывает затемняющего действия противостоящих зданий, деревьев и др., определяют дополнительно углы освещения.

Угол падения образуется линиями, проведенными от точки на рабочем месте к верхнему краю окна и горизонтально к оконной раме. Угол падения должен быть не менее 27°. При затемнении окон соседним зданием определяют угол отверстия — угол, образованный линиями, соединяющими точку на рабочем месте с верхним краем окна и с наивысшей точкой затемняющего окно здание. Он должен быть не менее 5°.

Источник

Методичка по гигиене.2 тема.Освещение

ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра общей гигиены с курсом радиационной гигиены

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСКУСТВЕННОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ, ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Учебно-методическое пособие для студентов

Печатается по решению Центрального коордиационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

Профессор кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, д.м.н. Галлямов А.Б.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, к.м.н. Габидуллина С.Н.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, к.м.н. Растатурина Л.Н.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, к.м.н. Идиятуллина Ф.К.

Профессор кафедры гигиены, медицины труда с курсом медэкологии КГМУ, д.м.н. Яруллин А.Х.

Доцент кафедры гигиены, медицины труда с курсом медэкологии КГМУ, к.м.н. Тафеева Е.А.

Гигиеническая оценка искусственного и естественного освещения помещений лечебно-профилактических, детских и подростковых учреждений / А.Б. Галлямов, С.Н. Габидуллина, Л.Н.Растатурина, Ф.К.Идиятуллина. – Казань: КГМУ, 2008. – 22 с.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам для изучения гигиенических требований к естественному и искусственному освещению помещений ЛПУ, детских и подростковых учреждений.

© Казанский государственный медицинский университет, 2008

Естественное и искусственное освещение оказывает благотворное влияние на состояние здоровья и психику людей. Недостаток света отрицательно сказывается на разнообразных физиологических и биохимических процессах в организме. Нерациональное освещение ведет к утомлению глаз, центральной нервной системы, понижает умственную и физическую работоспособность, способствует развитию ряда заболеваний, в частности, близорукости у детей, повышает травматизм. Поэтому все помещения, предназначенные для длительного пребывания людей должны освещаться прямым солнечным светом и иметь оптимальное искусственное освещение.

Цель занятия: научится исследовать условия естественного и искусственного освещения помещений различного назначения и давать им гигиеническую оценку.

Студент должен знать: критерии гигиенической оценки естественного и искусственного освещения, факторы, влияющие на уровень естественного и искусственного освещения, гигиенические параметры различных видов освещения.

Студент должен уметь: измерять световой коэффициент, пользоваться люксметром и вычислять коэффициент естественной освещенности, рассчитывать необходимое количество светильников для создания заданной искусственной освещенности, делать расчет искусственной освещенности по количеству светильников, давать гигиеническую оценку естественной и искусственной освещенности и рекомендации по их улучшению, пользоваться нормативной документацией.

1. Гигиеническое значение освещения.

2. Единица освещенности.

3. Показатели, характеризующие естественное освещение.

4. Прибор для измерения освещенности.

5. Понятие о местном и общем освещении.

6. Лампы, применяемые для искусственного освещения.

7. Преимущества и недостатки люминесцентных ламп.

8. Виды светильников.

9. Нормы общего искусственного освещения.

Алгоритм работы студента:

1. Самоконтроль усвоения материала и готовности к выполнению инструментальных замеров и расчетов;

2. Измерить площадь застекленной части окна, площадь пола и рассчитать световой коэффициент в учебной комнате;

3. Изучить устройство и работу люксметра;

4. Измерить естественную освещенность внутри помещения, под открытым небом и рассчитать КЕО;

5. Рассчитать искусственную освещенность в учебной комнате по удельной мощности (метод Ватт);

6. Оформить в рабочей тетради в виде протокола полученные данные, дать рекомендации по улучшению естественной и искусственной освещенности в учебной комнате.

7. Ответить на вопросы итогового контроля.

Г ИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСКУССТВЕННОМУ И ЕСТЕСТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ В ПОМЕЩЕНИЯХ ЛПУ, ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ

Свет, как естественный, так и искусственный является обязательным условием жизни человека, необходим для сохранения здоровья и высокой производительности труда, основанным на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств.

Читайте также:  Лампа освещения салона маяк

Обеспечивая непосредственную связь организма с окружающим миром. Свет является сигнальным раздражителем для органа зрения и организма в целом. Свет оказывает влияние на формирование суточного ритма, физиологических функций организма человека. Однако свет может оказаться и вредным фактором, если его параметры не отвечают гигиеническим нормативам. Нормальное освещение действует тонизирующее, улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, стимулирует обменные и иммуннобиологические процессы. Основная информация об окружающем нас мире – 90% — поступает через зрительный анализатор.

Для оценки условий освещения принята Международная система световых величин и единиц.

Сила света – пространственная плотность светового потока. Единица силы света – кандела (кд).

Световой поток — мощность лучистой энергии, оцениваемая по световому ощущению, которое оно производит. За единицу светового потока принят люмен (лм) — световой поток, излучаемый абсолютно черным телом площадью 0,5305 мм 2 при температуре затвердевания платины.

Освещенность — плотность светового потока на освещаемой поверхности. За единицу освещенности принят люкс (лк) — освещенность поверхности в 1 м 2 , на которую падает и равномерно распространяется световой поток, равный 1 лм.

Яркость – характеристика светящихся тел, равная отношению силы света в каком-либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную к этому направлению. Яркость измеряется в нитах

К основным зрительным функциям относятся:

1. острота зрения

2. контрастная чувствительность

3. быстрота различения деталей

4. устойчивость ясного видения

5. цветовая чувствительность

Острота зрения – максимальная способность различать отдельные объекты. Нормальный глаз различает две точки, видимые под углом 1 0 . При недостаточном освещении в первую очередь страдает острота зрения.

Контрастная чувствительность – способность глаза различать минимальные уровни яркости объекта и фона. Установлена зависимость контрастной чувствительности от условий освещения и яркости. Максимальная контрастная чувствительность обеспечивается яркостью фона в пределах 100-2200 нит. За пределами этих величин контрастная чувствительность понижается. Наличие в поле зрения очень больших яркостей не только вызывает временное ослепление, но и может приводить к повреждению светочувствительных элементов сетчатки.

Скорость зрительного восприятия или быстрота различения деталей – минимальный промежуток времени, необходимый для различения объекта работы, очень важна для успешного проведения работы, связанной с необходимостью различения мелких предметов и отдельных деталей в наикратчайший период времени. Эта функция также находится в прямой зависимости от уровня освещенности.

Устойчивость ясного видения – способность длительное время различать контуры мелких деталей или рассматриваемый объект. Состояние этой функции определяется как отношение времени ясного видения к общему времени рассматривания детали. Наблюдается заметное повышение устойчивости ясного видения при увеличении уровня освещенности и ее снижение в процессе работы в результате развития зрительного утомления. При одинаковых условиях освещенности устойчивость ясного видения при менее напряженной работе будет выше, чем при более напряженной.

Цветоощущение – значение этой функции возрастает при выполнении производственных операций, связанных с необходимостью цветоразличения. Наиболее благоприятные условия цветоощущения создаются при естественном освещении, а также при искусственном освещении люминесцентными лампами с исправленной цветностью.

Зрительная адаптация – приспособление к изменяющимся условиям освещения. Благодаря процессу адаптации зрительный анализатор обладает способностью работать в широком диапазоне освещенности. Частые изменения уровней яркостей приводят к снижению зрительных функций, развитию утомления вследствие переадаптации глаза. Зрительное утомление, связанное с напряженной работой и частой переадаптацией, приводит к снижению зрительной и общей работоспособности.

При недостаточной освещенности рабочих мест могут развиться следующие процессы:

1. Утомление нервной системы, снижение умственной и физической работоспособности, при нарастании этих процессов происходит снижение производительности труда работающего.

2. Зрительное утомление и изменения зрительного анализатора (при недостаточной освещенности светочувствительные клетки зрительного анализатора постепенно отмирают).

3. Близорукость – приспособительная реакция в неудовлетворительных условиях освещенности.

4. Конвергентная миопия – удлинение глазного яблока за счет сокращений определенных мышц глаза. При длительной работе в условиях недостаточной освещенности временная конвергентная миопия переходит в постоянную.

С учетом основных зрительных функций разработаны принципы гигиени-

ческого нормирования освещенности:

— наименьший размер деталей различения;

— контраст фона с объектом различения;

— скорость различения деталей;

Для предупреждения негативного влияния низкого уровня освещенности необходимо организовать рациональное освещение рабочего места.

Гигиенические требования к рациональному освещению:

3. близость к спектральному составу солнечного света;

4. отсутствие ослепляющего действия;

5. отсутствие блескости.

Е СТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение – использование световой энергии солнца и искусственных источников света для обеспечения зрительного восприятия окружающего мира.

Освещение помещений делится на 3 вида: естественное, искусственное и совмещенное (одновременное использование естественного и искусственного освещения).

Естественное освещение обеспечивается солнечными лучами и рассеянным светом небосвода. Оно биологически наиболее ценно, к нему максимально приспособлен глаз человека.

На величину естественного освещения оказывает влияние инсоляционный

режим, который зависит от ориентации помещения по сторонам света. Под инсоляцией понимают освещение здания солнечными лучами и попадание прямых солнечных лучей через светопроемы в помещение. Инсоляционный режим оценивается продолжительностью инсоляции в течение суток, процентом инсолируемой площади помещения и количеством радиационного тепла, поступающего через проемы в помещение. различают три типа инсоляционного режима (табл. 1).

Типы инсоляционного режима помещений

При западной ориентации наблюдается смешанный инсоляционный режим. По продолжительности он соответствует умеренному, а по нагреванию воздуха помещений – максимальному инсоляционному режиму.

Интенсивность естественного освещения в помещениях зависит от вре-

мени суток и года, светового климата, ориентации зданий по сторонам света, степени затенения света противостоящими соседними зданиями, деревьями и т.п., облачности, загрязнения атмосферного воздуха пылью и газами, которые поглощают солнечные лучи, а также от количества и устройства окон.

Верхний край окна должен подходить к потолку на 15-30 см, так как это способствует более глубокому проникновению света в помещение, площадь оконных переплетов — не более 25% общей поверхности окна. В настоящее время распространено так называемое ленточное остекление, занимающее большую часть стены, которое допускается при строгом учете светового и теплового климата, чтобы не было перегрева или охлаждения помещения в теплое и холодное время года. Стекла должны быть ровные, прозрачные и содержаться в чистоте. Волнистые и загрязненные окна задерживают до 50% света, а промерзшие — до 80%. Тюль поглощает до 40% света, плотные белые ткани — до 50-60%, тяжелые портьеры — до 80%.

Читайте также:  Плафоны освещения багажника шкода фабия

Для оценки естественного освещения в помещениях используют следующие показатели:

1. световой коэффициент (СК);

2. коэффициент заглубления;

3. угол падения световых лучей;

4. угол отверстия;

5. коэффициент естественной освещенности (КЕО).

Световой коэффициент представляет собой отношение остекленной поверхности окон к площади пола. СК выражается дробью, числитель которой – единица, а знаменатель – частное от деления площади помещения на площадь поверхности стекол. В жилых комнатах этот коэффициент составляет не менее 1:8-1:10, в детских учреждениях, больничных палатах и других помещениях, нуждающихся в большем доступе света — 1:5-1:6, в школьных классах — 1:4-1:5. В отличие от КЕО световой коэффициент носит не законодательный, а рекомендательный характер.

Недостатком светового коэффициента является то, что он не учитывает вероятность затенения окон противостоящими зданиями, деревьями, форму окон, чистоту стекол, удаленность рабочих мест от окон.

Пример определения светового коэффициента .

Задача. Больничная палата имеет площадь18 м. В палате 2 окна высотой 2 м и шириной 1 м каждое. Переплеты занимают 25% площади окон. Вычислите световой коэффициент для этого помещения и дайте гигиеническую оценку.

Решение. Сначала рассчитываем площадь окон: S = 2 x 2 м х 1м = 4 м²

На площадь оконных переплетов приходится 25%, что составляет – 1 м 2 . Следовательно, застекленная поверхность окон равна 4 м²– 1 м² = 3 м².

Заключение: Световой коэффициент соответствует гигиеническим нор-

Коэффициент заглубления – это отношение расстояния от пола до верхнего края окна к расстоянию до противоположной стены (глубина комнаты). Этот показатель должен быть не менее 1/1,5 – 1/2.

Угол падения характеризует угол, под которым падают из окна световые лучи на данную горизонтальную поверхность в помещении. Угол падения на рабочем месте должен быть не менее 27°. По мере удаления рабочего места от окна угол падения будет уменьшаться и, следовательно, освещенность станет хуже. Угол падения зависит также от высоты окна. Чем выше окно, тем угол падения больше.

Для определения угла падения нужно провести две линии (рис.1).

Рис.1. Углы освещения

Линия ВС проводится горизонтально из центральной точки поверхности рабочего стола к оконной раме, линия АВ — от рабочего стола (из той же точки) к верхнему наружному краю окна. Угол AВС и есть угол падения. Для его определения можно воспользоваться таблицей натуральных значений тригонометрических функций (табл.1).

Поскольку треугольник AВС является прямоугольным, то катет АС есть расстояние по вертикали между поверхностью рабочего места и верхним краем окна. При высоте поверхности рабочего места над полом, равной высоте подоконника, этот катет соответствует высоте окна. Катет ВС — расстояние от центральной точки поверхности рабочего места до окна.

Пример определения угла падения . Высота окна в учебной комнате (АС) — 1,6 м, расстояние от рабочего места до окна (BC) – 2,5 м. Определите угол падения световых лучей, дайте гигиеническую оценку.

Решение. Тангенс угла АВС равен отношению противолежащего катета 1,6 м (по условию задачи) к прилежащему 2,5 м.

tg ABC = 1.6 2.5 = 0.64

Зная тангенс угла по таблице тангенсов определяем сам угол (табл. 2). В нашем примере угол падения АВС равен 33°.

Заключение: Угол падения световых лучей отвечает гигиеническим требованиям.

В случае отсутствия таблицы натуральных значений тангенсов можно угол падения вычислить другим путем. Для этого на бумаге нужно начертить прямоугольный треугольник, катеты которого должны иметь размеры, соответствующие натуральным, в уменьшенном масштабе. Угол между гипотенузой и горизонтальным катетом и есть угол падения, который можно измерить транспортиром.

Таблица натуральных значений тангенсов

Угол отверстия характеризует величину участка небосвода, свет от которого падает на рабочее место и непосредственно освещает рабочую поверхность. Угол отверстия не должен быть менее 5°. Чем больше участок неба, видимый из окна, тем больше угол отверстия, тем лучше освещение.

Угол отверстия образуется двумя линиями (рис.1). Линия АВ соединяет рабочее место с верхним (наружным) краем окна. Линия BE идет от рабочего места к высшей точке противостоящего затеняющего объекта (здания, дерева). Угол ABE и является углом отверстия.

Для его определения один человек садится за рабочий стол и мысленно проводит прямую линию от поверхности стола к самой высокой точке противоположного здания. Другой человек по указанию первого отмечает на стекле окна точку, через которую эта линия проходит, и фиксирует эту точку (на рис.1 это точка D).

Затем измеряют расстояние по вертикали DC между этой точкой и поверхностью рабочего места, и расстояние по горизонтали СВ от окна до рабочего места. Отношение DC к СВ есть тангенс угла DBC .

По таблице натуральных значений тангенсов находят угол DBC.АВD = АВC — DВС

Пример определения угла отверстия . Допустим, что воображаемая ли-

ния BE, идущая от поверхности рабочего стола к высшей точке противоположного здания, пересекает окно в точке D на высоте 1,2 м от поверхности рабочего места. Рабочий стол находится от окна на расстоянии 2,5 м.

tg DBC = DC CB = 1.2 2.5 = 0.48

Угол DВС равен 26 0 (табл. 2). Угол падения AВС из указанного выше примера равен 33°. Отсюда угол отверстия

ABD = ABC − DBC = 33 °− 26 °= 7 °

Заключение: Угол отверстия световых лучей отвечает гигиеническим требованиям.

Основным нормативным показателем степени достаточности естественного освещения служит коэффициент естественной освещенности (КЕО) — отноше-

ние горизонтальной естественной освещенности в наиболее удаленной от окон точке помещения к единовременной освещенности под открытым небосводом на том же горизонтальном уровне в условиях рассеянного света, выраженное в процентах.

КЕО носит законодательный характер (нормируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному

и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» – М., 2003).

В жилых помещениях при боковом освещении считается достаточным, когда на расстоянии 1 м от стены, противоположной окнам, КЕО равняется не менее 0,5% наружной освещенности, а в классах, читальнях—не менее 1,2% и др.

Измерение освещенности на рабочем месте и под открытым небом производят люксметром, принцип действия которого основан на преобразовании светового потока в электрический ток.

Люксметр состоит из измерителя – гальванометра, фотоэлемента и четырех насадок. Прибор имеет две градуированные в люксах шкалы: одна состоит из 30, вторая — из 100 делений. Если стрелка гальванометра выходит за пределы шкалы, для расширения диапазона измерения применяют специальные насадки – светопоглощающие фильтры. Насадка из белой пластмассы, обозначенная на внутренней стороне буквой К, применяется только совместно с одной из трех других насадок М, Р, Т, которые увеличивают диапазон измерений в 10, 100, 1000 раз.

Читайте также:  Приборы для освещения предприятий

При измерениях фотоэлемент люксметра устанавливают горизонтально на обследуемой поверхности. При помощи переключателя, расположенного на передней панели люксметра, устанавливают шкалу измерения на 30 или 100 и снимают показания. При высокой освещенности используют светопоглощающие фильтры и показания гальванометра умножают на соответствующий коэффициент.

По окончании работы фотоэлемент следует отключить от гальванометра и закрыть его с целью предупреждения загрязнения и действия света.

Пример определения КЕО.

При определении КЕО на рабочем месте в помещении выключаем источники искусственного света и с помощью двух люксметров одной марки проводим одновременно измерение естественной освещенности на рабочей поверхности и

под открытым небом. При определении уровня естественной освещенности на рабочей поверхности в помещении насадки на фотоэлемент люксметры не устанавливаются, т.к. естественная освещенность на крайнем от окна рабочем месте, как правило, меньше 100 лк.

Допустим, естественная освещенность в самой удаленной точке помещения на рабочей поверхности составила 30 лк, под открытым небом — 2000 лк.

30лк х 100% КЕО=——————— = 1,5% 2000 лк

Заключение: Коэффициент естественной освещенности на рабочем месте в помещении составляет 1,5%, что отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.

И СКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Искусственное освещение. Различают общую, местную и комбинированную системы освещения. Для освещения всего помещения применяют общее освещение, для чего лампы укрепляют на расстоянии 2,6-2,8 м от пола. В жилых помещениях со сниженной высотой комнат высота подвеса светильников близка к высоте помещения. Местное освещение предназначено для локального освещения рабочей поверхности. При комбинированном освещении одновременно используется общее и местное освещение. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% нормируемой для комбинированного освещения.

Источниками искусственного освещения чаще всего являются лампы накаливания и люминесцентные лампы. Лампы накаливания наполнены инертным газом, в которых световая энергия образуется за счет накала вольфрамовой нити при прохождении через нее электрического тока. В последние годы получили все большее распространение люминесцентные лампы — матовые стеклянные трубки, в концы трубок впаяны электроды, а внутренняя поверхность их покрыта люминофорами — веществами, способными светиться.

Люминесцентные лампы имеют определенные преимущества перед лампами накаливания:

— высокая экономичность (светоотдача в 2-3 раза больше, чем у ламп накаливания)

— близость спектра излучения к солнечному

— длительный срок службы

— не нагревают воздух

Недостатками люминесцентных ламп считаются: — возможность искажения цветопередачи

— шум на рабочем месте

Искусственная освещенность обеспечивается различными светильниками. Светильниками называются источники света, заключенные в осветительную арматуру. В зависимости от перераспределения светового потока различают светильники прямого, рассеянного и отраженного света.

Светильники прямого света почти весь световой поток направляют вниз. Они дают резкие тени и не обеспечивают равномерного распределения света в помещении. Светильники прямого света оказывают слепящее действие, вызывают утомление глаз, неблагоприятно влияют на нервную систему, в результате чего понижается работоспособность.

Светильники отраженного света направляют большую часть светового потока к потолку благодаря непроницаемому абажуру, расположенному под лампой; оттуда уже свет отражается вниз. Это наиболее пригодный в гигиеническом отношении тип светильника, дающий равномерное, мягкое, приятное для зрения освещение. Однако экономически эти светильники невыгодны, так как для получения должной световой отдачи требуется значительное увеличение расходуемой электроэнергии. В залах общественных зданий нередко практикуется подача света на потолок от источников, скрытых в нишах под потолком.

Наибольшее распространение получили светильники рассеянного света, удовлетворяющие гигиеническим и экономическим требованиям. Они обеспечивают защиту глаз от яркого света и достаточно равномерное направление его во все стороны. К этому типу светильников относятся лампы, заключенные в шар из матового стекла, и другие, более совершенные конструкции.

Для местного освещения используют настольные лампы, которые должны иметь абажуры для защиты глаз от прямого света, что лучше всего достигается при использовании ламп с изменяемым наклоном. Внутренняя поверхность абажуров из стекла и пластмассы должна быть белой. При недостаточном естественном освещении, например, к вечеру, можно подключать местное освещение; мнение, что это совмещение вредно для глаз, необоснованно.

Естественное и искусственное освещение жилых и общественных зданий нормируется специальным разделом строительных норм и правил (СНиП “Естественное и искусственное освещение») и соответствующими разделами санитарных норм и правил (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»). Согласно нормативной документации, минимальная освещенность на условной плоскости, обычно 0,8 м от пола, рассчитана на применение люминесцентных ламп. При использовании ламп накаливания допускается снижение освещенности на одну ступень по шкале освещенности. Например, при норме освещенности 100 лк, при лампах накаливания достаточна освещенность в 75 лк, при норме 200 лк — 150 лк, при 300 лк — 200 лк, при 400 лк — 300 лк и т. д.

Г ИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

1. Вычисление искусственной освещенности на горизонтальной поверхности через удельную мощность (Вт/ м²).

Для определения искусственной освещенности через удельную мощность пользуются формулой: Е = Е т х R , где

Е – горизонтальная искусственная освещенность при данной мощности ламп на каждый м² помещения в лк.

Е т – горизонтальная искусственная освещенность, соответствующая удельной мощности в один Ватт на 1 м² помещения в лк (находится по таблицам).

R – фактическая удельная мощность ламп для данного помещения Вт/ м² (находится – суммарная мощность всех ламп в данном помещении в Вт деленная на площадь пола в м²).

Пример: Учебная комната площадью 40 м² освещается 10 светильниками общего освещения, дающими рассеянный свет. Источниками света (искусственного) являются лампы накаливания, мощностью 200 Вт каждая, включенные в сеть с напряжением 127 В. Какова минимальная горизонтальная освещенность (Е)?

Решение: Удельная мощность ламп в данном примере равна: R = (200 вт х 10 ламп) ÷ 40 м 2 = 50 вт/м 2

Е т по табл.2 равна 3,68 лк. Следовательно, расчетная освещенность равна

Е = 3,68 лк х 50 вт/м 2 = 184 лк

Заключение: искусственная освещенность в учебной комнате отвечает гигиеническим требованиям.

Таблица 3 Минимальная горизонтальная освещенность (Е, лк) при удельной

мощности ламп накаливания в 1Вт на 1м² при общем равномерном освещении

Источник

Adblock
detector