Меню

Свет своими руками сценарий



Свет своими руками сценарий

Световые сценарии в дизайне интерьеров – это условные наборы инструментов, правил и рекомендаций, помогающие правильно использовать и комбинировать между собой разные источники света.

Такие инструменты используются с целью создания комфортных условий проживания в том или ином помещении. Их разработка – всегда индивидуальный процесс, учитывающий множество функциональных, психологических, физических и иных факторов.

Зачем нужны световые сценарии

Главный смысл разработки световых сценариев для дома состоит в том, чтобы при помощи различных источников света создавать пользователям максимально комфортные и удобные условия для повседневных дел и занятий.

Помимо этого световые сценарии могут решать следующие задачи:

  • «подстраивать» окружающее пространство и менять его визуальное восприятии в зависимости от разных потребностей владельцев;
  • расставлять в комнатах акценты и разделять пространство на функциональные зоны;
  • обеспечивать тот уровень освещённости комнат, который необходим и достаточен для использования помещений по назначению;
  • всеми доступными средствами поддерживать физический и психологический комфорт пользователей;
  • украшать пространство, делать его визуально более привлекательным и интересным.

Световые сценарии стали по-настоящему универсальными и очень эффективными инструментами для управления окружающим пространством и подстраивания его под индивидуальные потребности пользователей.

Как создаются световые сценарии

При создании световых сценариев чаще всего используются следующие инструменты:

  • одиночные или сгруппированные определённым образом осветительные приборы;
  • функциональные элементы осветительных систем: переключатели, розетки, панели управления, датчики движения и т.д.;
  • дополнительные опции осветительного оборудования: диммеры, регуляторы температуры света, системы дистанционного управления и т.д.;
  • окна и другие источники естественного света;
  • некоторые особенности интерьера: отделочные материалы, элементы меблировки помещения, зеркала и иные отражающие поверхности и т.д.

Принципы выбора осветительных приборов для той или иной комнаты дома и способы их размещения в интерьере определяются с учётом функционального назначения освещаемых зон и помещений.

Световые сценарии для разных комнат

Гостиная

Для главной комнаты дома существует огромное множество разнообразных световых сценариев. Подходящие подбираются исходя из интересов и увлечений пользователей этого помещения. Обычно в гостиной есть как минимум 3-4 источника света, в том числе традиционная люстра, настенные бра, торшеры, настольные лампы и т.п.

С их помощью можно реализовать следующие световые сценарии:

    «Для гостей». При нем света должно быть как можно больше, и особенно это касается обеденной зоны помещения. Такой сценарий создаёт в гостиной атмосферу, которая располагает к активному дружескому общению, веселью, обеспечивает праздничное настроение и т.д.

«Для семьи». При этом сценарии интенсивность света значительно ниже, чем при предыдущем. Подсветка включается только в определённых зонах – там, где вся семья собирается вместе, чтобы поужинать, почитать, посмотреть телевизор, заняться любимыми хобби и т.д. Нужный уровень света обеспечивается локальными светильниками без использования основной люстры.

«Для двоих». Этот сценарий светом акцентирует внимание на зоне отдыха. Здесь локальные источники мягкого освещения создают приятную романтическую атмосферу, настраивающую на отдых и общение с близким человеком.

Для гостиной имеет смысл приобретать осветительное оборудование с дополнительными опциями: встроенными диммерами, дистанционным управлением, регуляторами температуры света и т.д. При помощи таких приборов гораздо проще настраивать нужный уровень освещённости и при необходимости переключаться между сценариями.

Спальня

Комната для отдыха не нуждается в большом количестве световых сценариев. Обычно здесь реализуются три основных варианта освещения:

    утреннее – в это время включается самый яркий свет – такое освещение способствует пробуждению, бодрит и активизирует все силы организма. Утреннее освещение обычно создаёт основной источник света в помещении – потолочная люстра или её аналог;

вечернее – при котором комфортно отдыхать, читать любимую книгу, общаться с близким человеком – в общем, приятно проводить время перед сном. Для этого сценария актуально мягкое рассеянное освещение, которое способны создать локальные источники света – настенные бра, торшеры, настольные лампы и т.п.;

ночное – когда яркость света минимальна. Комната может освещаться только одним ночником, декоративной светодиодной лентой, встроенной в основание кровати или маломощными точечными светильниками, вмонтированными в пол комнаты. Такая подсветка не станет помехой для комфортного и полноценного сна, и с ней же гораздо удобнее будет передвигаться по комнате, если другие светильники включать нет возможности или желания.

В некоторых квартирах спальня может совмещать в себе функции места для отдыха и рабочего кабинета. Для таких случаев необходимо продумать зонирующее освещение. В зоне для работы отдельно предусматривают локальные источники света, которые будут полноценно освещать рабочее место, но при этом не будут мешать тем, кто отдыхает здесь же.

Читайте также:  Утро красит нежным светом стены древнего кремля рингтоны

Кухня

На кухне особенно важно соблюсти все нюансы организации основного и дополнительного освещения, ведь именно здесь нехватка света или его избыток могут создавать значительный дискомфорт всем пользователям помещения.

Освещение этой комнаты дома делится на рабочее и общее. Первое необходимо для комфортного приготовления пищи и решения других бытовых задач, второе обеспечивает комфортное пребывание на кухне во время семейных ужинов, дружеских посиделок и т.п.

    Рабочее освещение чаще всего создаётся при помощи точечных светильников: это могут быть встраиваемые приборы, а если габариты кухни позволяют, то и трековые, и спот-системы освещения.

В обеденной зоне располагается потолочный светильник, обладающий достаточной яркостью, но не «бьющий» по глазам сидящих за столом. Это может быть, к примеру, светильник на подвесе с красивым объёмным абажуром или плафоном.

В кухонное помещение лучше подбирать простые по форме и лёгкие в плане ухода осветительные приборы. Текстиль, хрусталь, сложный декор – здесь не особенно уместны, они сильно осложнят жизнь хозяйки, которой постоянно придётся мыть, протирать и стирать такие люстры.

Кабинет

Освещение рабочего пространства должно отвечать самым строгим критериям качества и безопасности. От того, насколько правильно подобран световой сценарий для кабинета, напрямую зависит и работоспособность человека, и его самочувствие во время нахождения в этом помещении.

При недостаточной освещённости будет постоянно чувствоваться сонливость, а также будут частыми проблемы с концентрацией на задачах. Если же света слишком много, он может стать источником раздражительности и повышенной утомляемости.

Для домашнего кабинета актуальны два основных световых сценария: общий и рабочий.

Первый «включается» в периоды отдыха, второй нужен для полноценной и результативной работы.

    Общий свет обеспечивается основным светильником – как правило, это лаконичная люстра с несколькими режимами интенсивности освещения. Её могут дополнять торшеры, настенные бра и другие локальные светильники, размещённые в непосредственной близости от места отдыха.

Рабочий свет создают настольные лампы, споты или светильники-трансформеры, которые располагаются рядом с письменным столом или около него. Основное требование к ним – возможность изменения направления светового потока.

Выбирая место для светильника, нужно учитывать и то, является ли пользователь правшой или левшой. Если человек – правша, источник света должен располагаться с левой стороны стола, если левша – наоборот, с правой.

Детская

В комнате для ребёнка все элементы интерьера, включая систему освещения, должны подчиняться требованиям безопасности и удобства маленького пользователя. Осветительные приборы подбираются с учётом возраста и потребностей ребёнка.

Естественно, что светильники для комнаты новорождённого и для комнаты школьника будут соответствовать разным качественным и количественным критериям.

Оптимальной комбинацией для детской является использование основного потолочного светильника в сочетании с несколькими дополнительными приборами: ночником, торшером, настенным бра. В комнате для школьника будет нужна также настольная лампа.

Все приборы лучше подбирать максимально простой формы и конструкции. У них не должно быть мелких элементов, острых углов и граней. Не стоит приобретать для ребёнка металлические, хрустальные или стеклянные светильники – они могут стать причиной травмы во время подвижных игр и иного активного времяпрепровождения. Лучше подобрать приборы с плафонами из прочного термостойкого пластика или абажурами из качественного текстиля.

Свет в детской должен быть максимально близким к естественному, но не слишком тусклым и не слишком ярким. Если света будет не хватать, ребёнок скорей всего будет регулярно испытывать вялость, лень и апатию. От слишком яркого освещения будет накапливаться усталость и раздражительность.

Ванная

Для санузлов стандартной площади и планировки традиционным световым сценарием считается использование одного универсального светильника для всех случаев и ситуаций. Обычно в ванной комнате устанавливается потолочная люстра-таблетка или «тарелка» и её света вполне хватает для выполнения повседневных гигиенических процедур. Более просторные санузлы могут дополнительно освещаться парой настенных светильников, располагающихся в зоне зеркала.

На самом деле в интерьерном дизайне есть множество других приёмов, с помощью которых можно разнообразить световые сценарии для ванной комнаты. Среди них – использование:

    точечной подсветки – встраиваемые споты могут заменить собой основной источник света. Они создают более яркое и энергоэффективное освещение, а сам интерьер при этом кажется более стильным и современным;

светодиодных лент – ими чаще всего декорируют зону хранения: полки, шкафчики, ниш и т.д. Если площадь и планировка позволяет LED-подсветкой можно декорировать основание ванной – это будет выглядеть очень эффектно и необычно;

цветных светильников – их используют в дополнение к основному источнику света. С помощью таких приборов можно легко менять настроение интерьера, создавая в помещении самые разные сценарии: для быстрого пробуждения, спокойного, отдыха, романтического времяпрепровождения и т.д.

Читайте также:  Постоянный студийный свет своими руками

При разработке и реализации любого светового сценария в ванной комнате, нужно учитывать, что здесь допускается использовать только те приборы, которые имеют повышенный уровень влагозащиты. Это условие обеспечения безопасности всех пользователей помещения.

Светодизайн обладает поистине безграничными возможностями, но чтобы их реализовать в полной мере, важно внимательно разобраться с основными принципами построения световых сценариев, то есть изучить особенности разных типов осветительного оборудования и правила их комбинирования.

Источник

Световой сценарий как основа интерьера

Неясно, почему свет — мощнейший инструмент восприятия и фактор, влияющий на человека на уровне психики, — до сих пор бывает недооценен профессионалами дизайна и архитектуры. Уверенно можно сказать одно: не стоит забывать о грамотном архитектурном освещении, оно способно преобразить любой проект.
Архитекторы и декораторы, тщательно прорабатывающие планировку и мастерски выбирающие мебель, часто не используют потенциал света в полную силу. Вешая пышную люстру и комплект бра, привносящих уют в дом, они идут на компромисс между тусклым светом и его полным отсутствием. Грамотное же освещение — наука, основанная не только на нормативах, но и на понимании подсознательной психологии, работа с архитектурой пространства и качественным оборудованием.Основы основ светодизайна
Три важнейших принципа светодизайна обозначил еще 60 лет назад основоположник этого направления, Ричард Келли. За свою карьеру он приложил руку более чем к тремстам проектам, имеющим отношение к световому дизайну, работал со знаменитыми архитекторами Филипом Джонсоном и Людвигом Мисом ван де Роэ и кардинально повлиял на отношение архитекторов к использованию возможностей света и архитектурного освещения.
Основываясь на огромном опыте, Ричард Келли сформировал три принципа светодизайна, широко цитирующихся до сих пор.1. Свет, чтобы видеть
Светодизайн призван решать проблемы, и самая очевидная — это освещенность помещения в целом. Данное направление Келли называл «свет, чтобы видеть» — абсолютный минимум, обеспечивающий визуальный комфорт. Тут можно полагаться на принятые для жилых и рабочих зон нормы, что само по себе не гарантирует безоговорочный успех проекта. Важно учитывать предназначение пространства и уметь к месту использовать горизонтальное и вертикальное освещение.2. Свет, чтобы увидеть
Второе направление Ричард Келли обозначил как «свет, чтобы увидеть», включающий в себя споты, направляющие внимание на тот или иной объект, и светильники, заливающие стены, — они взаимодействуют с архитектурой пространства, практически выстраивая её.
Правильный симбиоз архитектурных форм, направленного и отраженного света, залитых стен и направленного света может полностью поменять восприятие комнаты, придать ей дополнительный объем, разделить на зоны и дополнительно подчеркнуть выигрышные ходы.3. Свет, чтобы смотреть
Последнее направление, «свет, чтобы смотреть», включает в себя декоративное освещение и эффекты. В связке с остальными направлениями, этот вид освещения создает атмосферу, подчиняясь тому или иному сценарию. Во многом это пересечение со вторым пунктом, с той разницей, что сценарии работают непосредственно на человека и его сознательное или подсознательное восприятие пространства. Так,скажем, залитая в меру ярким белым светом ванная комната поможет проснуться утром и настроиться на продуктивный день, но не подойдет для комфортной и успокаивающий вечерней ванны перед сном.
Выстраивание сложных световых сценариев, оптимальных для разных занятий, времени суток и даже членов семьи выгодно отличает архитектурное освещение от привычной, но ограниченной в возможностях, комбинации «верхний свет / нижний свет».О психологии света
Свет несет огромную эмоциональную нагрузку и действует как на уровне подсознания, так и ассоциаций — например, холодный флюоресцентный в белом помещении сразу же напомнит больницу (более широко — стерильное пространство), направленный светильник-спот создаст атмосферу камерности и привлечет внимание. Цветные световые решения меняют пространство до неузнаваемости, не зря «красные фонари» стали именем нарицательным,в то время как ночники, в основном, успокаивающе синие.
Менее очевидны подсознательные эффекты света. Так, например, ученые сопоставляли реакцию на сценарии с вертикальным и горизонтальным освещением в общественных и личных пространствах.Горизонтальный свет
То есть, освещение потолка и пола. Чаще используется в проектах общественных пространств. В частности, за счет отражения с поверхностей, света кажется больше, четче считывается общая архитектура помещения. Все эти факторы подсознательно влияют на уровень комфорта человека в открытом непривычном пространстве. Такой вид освещения также воспринимается как более формальный и отлично работает в лобби отелей или в крупных магазинах.Вертикальный свет
Напротив, в домашней комфортной обстановке горизонтальное освещение может быть излишним. В таком случае, предпочтение отдается вертикальному свету, направленному на стены, и спотам, отделяющим различные зоны и создающим визуальные островки внимания. Кроме того, вертикальный свет визуально увеличивает пространство, что может сыграть на руку при работе с узким коридором или прихожей.
В идеале же и частные, и общественные пространства должны комбинировать оба варианта освещения и позволять их вариацию в разных сценариях.Совет: Не стоит экономить на оборудовании. Хотя стоимость хороших европейских вариантов может показаться высокой, в неё входят пониженные электро-затраты и техническая поддержка команды профессионалов, предельная проработка деталей (например, светильник не слепит глаза за счет увеличения количества отражающих граней внутри конструкции), отличное качество, а с ним и более долгая жизнь светильников (отдельные производители оперируют цифрой в 20 лет, говоря о долговечности лампочек). Последнее крайне удобно, кроме того, с точки зрения эксплуатации — менять перегоревшие лампочки в потолочном светильнике хочется как можно реже.Архитектурный свет зачастую отпугивает заказчиков своим внешнем видом. Действительно, большинство таких светильников выглядят технологично. Но то, где они проигрывают во внешности, с лихвой наверстывают в функциональности, не говоря уже о том, что грамотный архитектурный свет полностью растворяется в пространстве. Подумайте когда вы в последний раз обращали внимание на светильники в музее, если только они не бросали сильныесветовые пятна на произведения искусства?
Архитектурные светильники всем своим видом призваны не привлекать внимание и останутся незаметными, если только не выделять их специально.Совет: Не нужно полностью отказываться от декоративного света. Во-первых, как и следует из самого его названия, такой вид светильников несет на себе эстетическую нагрузку и дополняет интерьер.
Во-вторых, настольная лампа на рабочем месте или люстра над обеденным столом выполняют вполне определенные роли — точечного света и создания атмосферы соответственно.

Читайте также:  Замена лампы ближнего света солярис 2013 года

Из чего выбрать? Архитектурное световое оборудование можно разделить на три большие группы: интерьерное, экстерьерное (уличное), и системы управления освещением.

  • В интерьерное оборудование входят системы шин, трековые споты, прожекторы и заливающие светильники, а так же их встраиваемые в потолок аналоги, модульные и линейные светильники (как потолочные, так и втопленные в пол). Подбирать конкретные варианты в каждом отдельном случае нужно, исходя из данных помещения, пожеланий заказчика и гибкости сценариев.
  • Вариантов уличного освещения и того больше: к прожекторам, заливающим и линейным светильникам добавляются парковые, фасадные и встраиваемые прямиком в землю (к примеру, для декоративной подсветки садовых растений). Такое разнообразие дает возможность освещения как непосредственно зданий, так и отдельных элементов архитектуры (лестниц, знаков) и ландшафта.Система управления является специализированной компьютерной программой, которая отвечает за исполнение прописанных световых сценариев. При желании могут быть созданы автоматически включающиеся варианты подсветки на разное время дня или для различных мероприятий, управление же в данном случае максимально упрощено. Это не означает, что заказчик полностью теряет контроль над освещением —управление можно взять и в свои руки.
    Совет: Проработка световой концепции должна быть неотделимой от остальных стадий проекта. Таким образом, можно исключить ошибки при организации проводки и потолка, проработать единый стиль помещения и продумать взаимодействие света с мебелью.При маленьком бюджете скорее стоит уделить внимание общественным зонам квартиры или дома, таким как гостиная, кухня или даже прихожая. Эти зоны требуют разных сценариев освещения. Иногда нужно залить пространство равномерным светом, иногда, наоборот, акцентами подсветить отдельные функциональные зоны, используя, например, локальные приборы освещения. А такие помещения, как спальня или детская, могут довольствоваться парой прикроватных светильников и центральным осветительным прибором.Заказчик однозначно не сможет разобраться с архитектурным освещением самостоятельно. Максимум, наверное, что он может сделать сам, так это купить в строительном магазине встроенные светильники и равномерно расположить их на потолке, посадив на двухклавишный выключатель в шахматном порядке.В этом случае владелец квартиры получит три невнятных сценария освещения: два равномерно тусклых и один равномерно более яркий. Будет ли он при этом достаточно ярким, зависит от количества светильников, на которое клиент не поскупится. Тут не идет разговора об архитектурном освещении в целом — его должны разрабатывать профессионалы.Дизайнеры начинают продумывать освещение на стадии концепции: в рабочем проекте мы прорабатываем его более досконально и доводим всякие моменты. Потом наш проект в виде задания идет к электрикам, для разработки точного плана электрики, по которому строители осуществляют поставленные перед ними задачи.

Источник

Adblock
detector