Меню

Свет погас редьярд киплинг про что



Свет погас редьярд киплинг про что

Ключевые слова: НЕОРОМАНТИЗМ; РОМАНТИЗМ; РЕДЬЯРД КИПЛИНГ; «СВЕТ ПОГАС» ; ДИК ХЕЛДАР; МЕЙЗИ; NEO-ROMANTICISM; ROMANTICISM; RUDYARD KIPLING; «THE LIGHT THAT FAILED»; DICK HELDAR; MAISIE.

Настоящая статья посвящена анализу образов главных героев Дика и Мейзи в романе Р. Киплинга «Свет погас» с неоромантической позиции [1].

«Свет погас» (1890) – это первый роман Редьярда Киплинга, который не перестает интересовать современных русских и зарубежных исследователей, среди которых — Н.С. Бочкарева [2], Ж. Аннис [3], Т. Рэдклиф [3].

В этом психологическом романе Р. Киплинга обратился к весьма популярной теме литературы рубежа веков – судьбе художественно одаренного человека. «Дик Хелдар – талантливый живописец, чья кисть следует традициям восточного искусства» [4].

Неоромантизм – симптом культурологического сдвига. Он суггестирует вопрос «ценности», «жизнестроительства», «персонализма», перехода в творчестве от переживания «заката Европы» и свойственных ему иронии, пассеизма, эстетизации форм прошлого, синдрома Гамлета к утверждению «homo novus». Его конституируют ярко выраженные оппозиции: хаос и порядок, бессознательное и сознательное, культура и побег от культуры, маски и лицо, аполлоническое и дионийское, революционное и буржуазное, западное и незападное [5].

В основе мироощущения личности в неоромантизме, как и в романтизме, лежит резкое противоречие между идеальным представлением о мире и самой действительностью. Этот разрыв в поэтике романтизма получил название «двоемирия», в основе которого лежит концепция драматического и даже трагического несовпадения идеала и самой жизни.

Если у романтиков начала века понимание прекрасного всегда отражало нравственное, то у неоромантиков прекрасное нередко совпадало с полезным, что явилось отражением развития позитивистского знания в конце ХIX века.

В основе эстетических принципов неоромантического метода в значительной степени находились философско-эстетические трактаты Дж. Рескина (1819–1900). Он выступил «главным теоретическим противником утилитаризма, суровым критиком морали корыстолюбия и эгоистического расчета, сужденной им во имя нетленных этических и эстетических ценностей» [Цит. по 6]. Эта доктрина социальной активности была актуальна для английского общества конца ХIX века, переживавшего упадок викторианского сознания. В викторианскую эпоху вопрос о социальной активности сводился к выполнению человеком божественной воли, которая отождествлялась с трудом, молитвой, буржуазной замкнутостью. Но под натиском позитивистского знания эта доктрина начала уступать свои позиции: появилась теория социалдарвинизма, Англия вступила в эпоху активных действий по расширению своего влияния, что выразилось в военной и колониальной политике страны.

Эстетический идеал неоромантиков осуществляет себя в выборе героя. Если в романтизме идеал всегда был «отодвинут» от мира, недосягаем и вечен, то в неоромантической поэтике идеал, напротив, как бы приближается к герою, и даже кажется ему близким и возможным. Неоромантики, признавая главенствующую роль реалистического отображения действительности, искали идеальное в самой жизни — в любви, в подвиге, в дружбе, в верности долгу [Ibid.].

Итак, в основе неоромантического направления в литературе лежит романтическое несогласование мечты и действительности, однако неоромантики значительно отличались от своих предшественников-романтиков: для них характерен поиск идеала в самой реальности, они считают, что искусство дает человеку «ключ» к пониманию смысла жизни, верят в сильную личность и т.д.

Неоромантические идейно-философские и мировоззренческие взгляды Р. Киплинг нашли свое отражение и в его романе «Свет погас».

В романе также чувствуется влияние философии социальной активности Дж. Рескина, так как здесь он воспевает верность долгу и действие. Именно поэтому, в отличие от Мейзи, Дик является противником французского импрессионизма, он, будучи военным художником, предпочитает точно воспроизводить действительность, несмотря на ее суровость и жестокость, поэтому картины Дика Хелдара популярны у английских солдат.

Неоромантическая тенденция проявляется у Р. Киплинга в романе «Свет погас» в выборе своего главного героя, в личности которого писателем как бы утверждается единство обыденного и возвышенного, его мечтаний и той реальности, в которой он находится. Для Дика искусство неотрывно от солдатской походной жизни, то есть возвышенное сочетается с земным и жестоким. Он мечтает о любви Мейзи, которая неспособна на нее, что подчеркивает пропасть между мечтаниями героя и реальностью.

Силу любви Дика к Мейзи можем продемонстрировать следующий отрывок:

And in the flood-tide of his exaltation there came upon him a great desire to pick up this maiden who nodded her head and said, ’I understand. Go on,’ to pick her up and carry her away with him, because she was Maisie, and because she understood, and because she was his right, and a woman to be desired above all women. (Ch. 5)

Анализируя внутренний монолог Мейзи, можно отметить, что ее мысли неглубоки и она просто не способна испытывать настоящие чувства и понимать чувства Дика, не способна ценить помощь и поддержку, она резка и груба по отношению к Дику:

Читайте также:  Луномосик света получила двойку

Maisie put her chin in her hands and decided that there could be no doubt whatever of the villainy of Dick. To justify herself, she began, unwomanly, to weigh the evidence. There was a boy, and he had said he loved her. […] Then there was an interval, and men had told her that they loved her just when she was busiest with her work. Then the boy came back, and at their very second meeting had told her that he loved her. Then he had. But there was no end to the things he had done. He had given her his time and his powers. […] In return she had given him nothing whatever, except here she brushed her mouth against the open-work sleeve f her nightgown the privilege of kissing her once. And on the mouth, too. Disgraceful! Was that not enough, and more than enough? (Ch. 15)

В романе «Свет погас» главный герой выступает как «сврехчеловек», как сильная личность, превозмогшая не только все препятствия, стоящие перед ней, но и самого себя. В этом отразилось его увлечение Киплингом философией Ницше, что является одной из черт неоромантического литературного направления [7].

История Дика вписана в реальности самой жизни с ее трудностями, голодом, болезнями и всеми другими невзгодами, которые ему приходится преодолевать. Дик демонстрирует такие высокие свойства личности, как преданность, верность в любви и готовность жертвовать собой.

Например, несмотря на то, что Дик обнаруживает, что Мейзи — художница заурядная, что ей не хватает одарённости, чувственности, техники рисования, Дик любит её больше всего на свете. Он готов все поменять ради Мейзи:

’That’s what men say when they go to say good-bye to a woman. It’s more easy though to get rid of three women than a piece of one’s life and surroundings.’

‘But a woman can be,’ began Dick, unguardedly. (Ch. 8)

Cлепота, постигшая Дика из-за старой раны, призвана подчеркнуть не только слабость, но и силу воли Дика. Уже ослепшим, Дик снова отправляется на Восток, чтобы обманом попасть на передовую и намеренно погибнуть в бою, доказав право сильной личности диктовать судьбе свои правила.

В выборе героя осуществляет себя эстетический идеал Р. Киплинга. Трудный нравственный выбор, который делает Дик в пользу выполнения своего долга, определяет его движение к идеалу.

Таким образом, неоромантический метод находит свое отражение в романе Р. Киплинга «Свет погас». Дик, военный корреспондент, прославившийся своими зарисовками боев, выступает как человек действия, он приверженец искусства, точно воспроизводящего действительность, в отличие от Мейзи – сторонницы импрессионизма. Для Дика искусство неотрывно от солдатской походной жизни, то есть возвышенное сочетается с земным и жестоким. Он мечтает о любви Мейзи, которая неспособна на нее, что подчеркивает пропасть между мечтаниями героя и реальностью, а слепота Дика разрывает мечты и действительность полностью. Дик Хелдар – это «сверхчеловек», преодолевающий множество трудностей; его смерть – это доказательство сильной личности диктовать судьбе свои правила.

Источник

Свет погас

Дик Хелдар, мальчик-сирота, живёт у своей опекунши, злобной вдовы миссис Дженетт. После шести лет пребывания у неё Дик знакомится с Мейзи, длинноволосой сероглазой девочкой, новой воспитанницей вдовы. Между ними возникает дружба. Несколько лет они живут в одном доме, но потом опекуны Мейзи отправляют её на учёбу во Францию. Перед её отъездом Дик признается ей в любви.

Проходит десять лет. Дик путешествует по колониальным фронтам Британии и зарисовывает сцены сражений. К этому времени он уже стал талантливым художником-баталистом. В Судане он знакомится с представителем Центрального Южного Синдиката, военным корреспондентом Торпенгоу и благодаря его посредничеству получает место рисовальщика при синдикате. Во время одной из битв Дик, прикрывая Торпенгоу, который стал его близким другом, оказывается ранен в голову. Он на время теряет зрение и в ночном бреду все время зовёт Мейзи.

Читайте также:  Свете фикс ets 2

Суданская компания заканчивается, голова Дика заживает. Торпенгоу уезжает в Лондон, а Дик слоняется по Кипру, Александрии, Измалии, Порт-Саиду и продолжает рисовать. К тому моменту, когда деньги у него уже подходят к концу, он получает телеграмму из Англии от Торпенгоу, в которой друг вызывает его в Лондон известием о том, что синдикат хочет продлить с ним контракт, ибо его рисунки очень нравятся публике.

Приехав в Англию, Дик по предложению Торпенгоу селится вместе со своим другом. Вскоре к нему приходит глава Центрального Южного Синдиката, грузный пожилой мужчина с больным сердцем, которого Дик заставляет вернуть ему все его рисунки, сделанные в Судане. Не согласному с требованиями Дика господину все же приходится уступить напору молодого художника. Дик самостоятельно устраивает выставку своих работ, которая проходит очень успешно, так, что ему даже удаётся продать все свои рисунки. Отныне он одержим желанием заработать как можно больше денег, чтобы компенсировать те лишения, которые выпали на его долю из-за их нехватки. Он начинает заноситься, считает, что может ради денег рисовать то, что нравится публике, халтурить, и это не повредит его репутации. Друзья пытаются его вразумить. Торпенгоу даже рвёт одну из его работ.

Однажды, во время прогулки по набережной, Дик случайно встречает Мейзи, с которой не виделся уже более десяти лет. Он узнает, что теперь Мейзи художница, живёт в Лондоне и снимает квартиру вместе со своей подругой импрессионисткой. В душе Дика с новой силой вспыхивает зародившееся ещё в детские годы чувство.

На следующий день и отныне каждое воскресенье Дик отправляется к Мейзи, чтобы по её просьбе помогать ей овладевать тайнами искусства. Он быстро обнаруживает, что Мейзи — художница заурядная, но фанатически мечтающая об успехе. Работа — главное в её жизни. Она занимается живописью ежедневно и с титаническим терпением. Однако ей не хватает одарённости и чувственности, да к тому же она слабо владеет техникой. Несмотря на это, Дик любит её больше всего на свете. Она же заранее его предупреждает, что надеяться ему в отношении неё ни на что не следует и что главной целью её жизни является успех в живописи.

Дик терпелив, он не торопит события и ждёт, когда обстоятельства сложатся в его пользу и в Мейзи проснётся любовь. Так продолжается несколько месяцев. Сдвига в их отношениях нет и не предвидится. Дик забрасывает свою работу и живёт лишь мечтой о любви Мейзи. Однажды он решает сдвинуть ситуацию с мёртвой точки и, неожиданно для Мейзи явившись к ней в будний день, увозит её на прогулку в пригород, туда, где они жили в детстве у миссис Дженетт, в надежде пробудить в ней воспоминания о былом времени и о том вечере, когда на признание Дика в любви Мейзи ответила, что она навеки принадлежит ему. Сидя на берегу моря, он красноречиво рассказывает ей о далёких островах и странах, призывая бросить Англию и уехать с ним в путешествие. Душа Мейзи остаётся закрытой, она холодна и ещё раз приводит Дику надуманные доводы о невозможности их совместной жизни. Чувства Дика по-прежнему сильны, и он обещает ей, что будет ждать её столько, сколько потребуется. Мейзи и сама презирает себя за свой эгоизм и чёрствость, однако не в силах ничего с собой поделать.

Друзья Дика замечают, что он огорчён, и предлагают ему куда-нибудь уехать, чтобы отвлечься, но он отказывается. Через неделю Дик вновь отправляется к Мейзи и узнает, что она намерена писать картину под названием «Меланхолия». Она делится с ним своими нелепыми замыслами. Дик теряет над собой контроль и заявляет, что у неё нет таланта, а есть лишь идеи и стремления. Он тоже решает написать Меланхолию и превосходством своей работы доказать, что Мейзи пора прекратить эту игру в живопись и укротить своё тщеславие, однако поначалу работа не клеится.

Читайте также:  Штрафы за нарушение света фар

Через месяц Мейзи, как обычно, уезжает во Францию в Витри-на-Марне к своему учителю живописи, чтобы под его руководством написать картину. Вернуться она планирует через полгода. Дик расстроен её отъездом. На прощание, перед тем как сесть на пароход, она позволяет Дику поцеловать себя один-единственный раз, и сжигаемому страстью молодому человеку приходится этим довольствоваться.

Вернувшись домой, он застаёт в квартире спящую особу лёгкого поведения. Торпенгоу объясняет, что нашёл её в подъезде в голодном обмороке и принёс в дом, чтобы привести в чувство. Когда она просыпается, то Дик начинает видеть в ней прекрасную модель для своей Меланхолии, ибо глаза её полностью отвечают его замыслу о картине. Девушку зовут Бесси, она ежедневно приходит и позирует Дику. Через некоторое время она как нельзя лучше осваивается в квартире у друзей, начинает штопать им носки, прибирать в мастерской и разливать чай. Дика она смущается, но Торпенгоу пытается привязать к себе и уже почти упрашивает его разрешить ей остаться с ним, как в самый решительный момент Дик прерывает их разговор и спугивает Бесси. Он заставляет Торпенгоу одуматься и убеждает его на время уехать. Бесси проникается к Дику жгучей ненавистью.

В отсутствие Торпенгоу глаза Дику временами начинает застилать пелена. Он отправляется к окулисту, и врач сообщает ему, что у него повреждён глазной нерв и в скором времени он ослепнет. Дик в шоке. Немного придя в себя, он старается как можно скорее закончить картину. Зрение его ухудшается все стремительнее. Дик начинает злоупотреблять алкоголем. За несколько недель он превращается в обрюзгшего, жалкого, небритого, бледного и сгорбившегося субъекта. Вернувшийся Торпенгоу застаёт в коридоре Бесси, пришедшую на последний сеанс. Она в бешенстве оттого, что Торпенгоу не обращает на неё внимания. Перед уходом она портит картину, от которой остаётся одно лишь грязное пятно.

После того как Дик показал восхищённому Торпенгоу ещё не испорченную картину, он почти сразу же окончательно потерял зрение. Поэтому, когда Торпенгоу видит, что Бесси сделала с картиной, он, чтобы не расстраивать друга, ничего не говорит ему в надежде, что Дик об этом никогда не узнает. Дик, помешавшийся из-за слепоты, бредит и в бреду рассказывает всю свою жизнь. Так Торпенгоу узнает о Мейзи и отправляется за ней во Францию. После некоторых колебаний она решает навестить Дика. При виде его несчастья её охватывает безумная жалость, но не больше. Когда же Дик показывает ей свою картину и просит принять её в подарок, Мейзи, решив, что он сошёл с ума, еле сдерживая смех и даже не простившись с ним, убегает. Дик страшно подавлен её поведением.

Торпенгоу с другими корреспондентами уезжает из Англии на очередную войну. На прогулке Дик встречает Бесси. Она, узнав о том, что он ослеп, прощает его, а обнаружив, что он вдобавок ещё и богат, решает, что неплохо было бы выйти за него замуж. Дик, тронутый её участием, предлагает ей жить вместе с ним. Бесси решает, что нужно его чуть-чуть помучить и сразу не соглашаться. Она рассказывает ему о своей проделке с картиной и просит у него прощения. Дик не сердится, однако в корне меняет свои планы. Он отказывается от женитьбы, перечисляет все свои деньги Мейзи, а сам отправляется в Порт-Саид. Там старые знакомые помогают ему добраться до фронта, туда, где находится Торпенгоу. В смутной надежде обрести ту полноценную жизнь, которой он жил когда-то, он подсознательно стремится к смерти. В тот момент, когда Дик добирается до отряда Торпенгоу и видит своего друга, начинается перестрелка, в которой сострадательная пуля попадает ему в голову и кладёт конец его мучениям.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Adblock
detector