Меню

Свет это опыты для детей



Конспект НОД «Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект составлен с использованием технологии исследовательской деятельности для работы с детьми 6 — 7 лет.

Скачать:

Вложение Размер
uvlekatelnye_opyty_so_svetom.docx 20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 40

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Увлекательные опыты со светом

в лаборатории профессора Всезнайки.»

для детей 6 — 7 лет

с использованием технологии

воспитатель высшей категории Н.Е. Смирнова

Программное содержание: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета; узнать, что тень на стене будет более яркой и четкой, если источник света ближе к стене, и наоборот; познакомить детей с отражением, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. Развивать навыки связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия. Воспитывать самостоятельность, активность.

Материал: Глобус, настольная лампа, фонарик, два квадратных листа картона, две подставки для книг, кнопки, несколько книг; линейка, игрушка (машина), лист бумаги, прозрачный лист пластика; небольшое зеркало, черная бумага, прозрачная емкость прямоугольной формы, вода, молоко; черный картон, ножницы, карандаши, клей, кисточки, подставки для кисточек, трафареты, экран теневого театра.

Предварительная работа. Проведение различных опытов в лаборатории. Организация наблюдений за солнцем, луной, звездами, за свечой. Игры с тенью. Показ теневого театра.

Ход процесса деятельности:

Дети с воспитателем подходят к уголку экспериментирования, их встречает профессор Всезнайка.

— Добрый вечер. Я очень рада видеть вас в своей лаборатории. Я профессор Всезнайка. Ребята, что такое лаборатория и что в лаборатории делают? ( Предполагаемые ответы детей- В лаборатории проводят различные опыты и эксперименты над животными, растениями и т.д.)

Правильно, и сегодня мы с вами тоже будем проводить опыты и эксперименты, только со светом.

Скажите, ребята, а какое у нас сейчас время суток? Правильно, утро.

В какое время суток вы уходитеиз детского сада? Что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем? (ответы детей).

Как вы думаете, почему день сменяется ночью, а когда проходит день, то наступает утро, а затем опять день? (ответы детей). А какие источники света, кроме солнца, вы знаете? (Луна, звезды, лампа, фонарь, свеча, костер и т.д.). Хорошо, а теперь давайте представим, что настольная лампа- это солнце, а глобус — это наша планета Земля. Сейчас мы с вами посмотрим, как происходит смена дня и ночи.

Опыт проводит профессор Всезнайка .

1.Включить настольную лампу и направить луч света на глобус ( свет в помещении выключить).

2. Поворачивать глобус разными сторонами в луче света.

Вывод ( делают дети ) : Все время освещена только та часть глобуса, на которую попадает свет. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещается солнцем там день, а которая в тени — ночь.

Дополнение профессора : Лучи солнца распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона Земли находится в тени.

— А сейчас, ребята, вы попробуете доказать почему луч света не может осветить все стороны предмета. Узнаете, что такое тень и почему она меняет форму.

Мы познакомимся с тайнами света, чтобы понять, как он распространяется, какие препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.

Предлагаю разделиться на две подгруппы. Одна подгруппа будет лаборантами и будет проводить опыты, а другая – практикантами, они будут изготавливать фигурки для теневого театра.

Дети проходят за столики, подбирают необходимый материал, пособия. Детьми проводят опыты, делают выводы, зарисовывают результаты, изготавливают фигурки для теневого театра. Профессор Всезнайка помогает, дает советы. Затем профессор Всезнайка вместе с детьми по очереди показывают опыты. Делают выводы.

  1. Свет движется по прямой.

Материал: фонарик, два листа картона, две картонные подставки, несколько книг, кнопка.

В центре каждой картонки сделать отверстие. Установить картонки на подставки так, чтобы отверстия были на одной высоте. На стопку книг положить фонарик. Его луч должен падать на отверстие первой картонки. Встать с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картонки.

Результат . Через оба отверстия видишь свет

Затем сместить одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком.

Результат . Свет не виден.

Вывод. Свет распространяется по прямой линии. Когда что- либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше.

Упражнение для глаз «Мотылек»

2.Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы.

Материал: Книга, лист бумаги, прозрачный лист пластика, картон черного цвета, фонарик.

Поместить все предметы по очереди напротив экрана. Посветить на каждый предмет фонариком.

Результат . За книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое изображение появляется позади листа бумаги.

Вывод. Книга, картон — непрозрачные предметы. Это означает, что свет не может пройти через них. Как только лучи света падают на «непрозрачный» предмет, за ним образуется тень. Бумага -полупрозрачный предмет, часть света может проходить через нее. Поэтому за ней формируется расплывчатая тень.

Материал . Настольная лампа, фонарик, игрушка (машина), фигура животного, вырезанная из картона ( собачка).

Ход опыта . Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой- машиной.

Результат. Чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень

Вывод. Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.

4. Отражение света.

Физминутка. «Игры с солнечными зайчиками».

После физминутки воспитатель спрашивает: « Как вы думаете, ребята, откуда появились солнечные зайчики?» (ответы детей). Правильно, ребята, когда световые лучи соприкасаются с гладкой отражающей поверхностью (как зеркало), они отражаются.

— А вы видели когда-нибудь свое отражение в воде? А как отражаются облака в воде или деревья? (да). Да, ребята, вода тоже имеет свойство отражения. Исходя из этого, мы проведем следующий опыт.

Материал . Прозрачная емкость с ровными стенками прямоугольной формы, фонарик, черная бумага, вода, молоко, кнопка, книга.

Ход опыта. Наполнить емкость водой, добавить несколько капель молока (в этом случае световой луч будет ярче). Закрыть фонарик черной бумагой, проделав в центре нее отверстие кнопкой. Выключить свет. Светить фонариком на емкость с водой под углом.

Результат. Когда луч света проходит через емкость, он отражается под углом от поверхности воды. Получается так, что луч света выходит из емкости с противоположной стороны.

Вывод. Когда свет движется сквозь воду, он проходит прямолинейно. Но поверхность воды ведет себя как зеркало, поэтому часть света отражается под углом.

— Большое спасибо всем лаборантам за такие интересные опыты. А сейчас посмотрим, что нам приготовили практиканты.( Фигурки сказочных героев для теневого театра).

Показ теневого театра по сказке «Колобок».

-Вот видите, ребята, как много мы сегодня узнали. И теперь вы самостоятельно можете разыгрывать различные ситуации, показывать сказки с помощью тени.

Большое спасибо всем за работу в лаборатории Всезнайки. До скорой встречи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное содержание:познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не .

Конспект поисково-исследовательской деятельности с детьми страшего дошкольго возраста с использованием эксперементирования.

Цель: формирование школьной готовности детей посредством развития познавательных процессов.Задачи: .

Конспект НоД с детьми средней группы детского сада по ознакомлению со свойствами воздуха.

Одним из основных факторов, обеспечивающих существование всего живого на земле, является солнечный свет. Свет – источник жизни на Земле! Характеристика света как экологического фактора. Живая пр.

Конспект занятия «Опыты со светом» и невероятное путешествие в театр тенейСмирнова Светлана РомановнаКонспект занятия «Опыты со светом» Цель​ расширить знания детей о.

Источник

Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом» (средняя группа)

Людмила Симонова
Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом» (средняя группа)

: расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

1) Дать понятие о возникновении света и тени

2) Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

3).Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него

4) Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

5). Воспитывать самостоятельность, активность.

Активизация словаря:

проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.

Оборудование:

фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, расческа, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.

Ход занятия:

Ребята! Сегодня мы будем играть со светом. Отправимся путешествовать. Видим коробку, она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие. Что лежит в коробке.

Смотрят дети, ничего не видят.

— Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно).

Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Зажигает фонарик, опускает его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

В коробке картинка: звездное небо, луна.

— Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)

Воспитатель сообщает детям: Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.

— Что является главным источником света для нас днем? (солнце, а ночью? (луна).

А что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).

— Правильно, значит : свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

Игра «Свет бывает разный»

— Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.

Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Путешествие продолжается. Возможно, мы будем двигаться при свете, а возможно и в темноте. А что нам поможет двигаться в темноте? (фонарики). Давайте возьмем собой фонари.

Давайте вспомним правила пользования фонариком.

Дети: — включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться

В. -А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.

В путь мои друзья (вдруг гаснет свет)

-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.

Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке)

-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)

-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)

-На что похож свет от фонариков?

-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?

-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)

-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (дети поднимают руку с фонариком вверх) (света становится больше)

-Свет рассеивается. Давайте повторим слово — рассеивается.

-Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)

-Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)

-Когда светло фонарики можно выключить.

Подходит к столу с разными предметами

-Посмотрим, что это за предметы, ребята (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги)

-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)

-Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать

сквозь дощечку? (ответы детей)

Проводим опыты:

дети прикладывают к фонарику предметы с подносов, проверяют – проходит свет или нет.

-Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

-Через какие предметы свет проходит?

-А через какие предметы свет не проходит?

Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

В путь мои друзья. (на пути настольная лампа и свеча)

-Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)

-Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика?

-Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать? (включить свет)

-Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)

-А фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)

-А как включить свечу? (её надо зажечь)

«Что дает больше света?

Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают

-Что же светит ярче? Делают вывод, что ярче светит настольная лампа, свеча дает меньше света.

Опыт «ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ»

Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Спрашивает, почему плохо видно?

— Что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот) .

Опыт «Расческа»

Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).

— Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)

— На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)

Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенями

на листе бумаги?

Свет «бежит» от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.

-Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану). Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.). Воспитатель закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

-А почему не стало тени? (нет света)

-Значит, бывает тень без света? (нет)

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

-Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

• «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с воспитателем рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Игра «Угадай сказку»

Показ сказки «Заюшкина избушка»

Наше путешествие закончено, спасибо всем за активное участие в экспериментах.

А это маленький фотоотчёт.

Спасибо всем педагогам, посетившим мою страничку!

Конспект занятия «Ознакомление со свойствами света» Цель: — подвести детей к пониманию того, что освещенность предметов зависит от силы источника и удаленности от него, — познакомить с образованием.

Мы экспериментируем. Игры со светом Игры со светом «СВЕТ ВОКРУГ НАС» ЦЕЛЬ: Определить принадлежность источников свата к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые.

Источник

Читайте также:  Александровский маяк чудеса света