Меню

Свет для школьного театра



Освещение актового зала

Объект – большой актовый зал на 450-500 посадочных мест со сценой и отдельным светотехническим помещениям.

Основная задача – организовать систему профессионального динамического освещения объекта, которая позволит освещать сцену и создавать дополнительные световые эффекты при проведении развлекательных мероприятий или живых музыкальных выступлений. Данная система должна быть полностью совместима с системой звукоусиления объекта, обладать гибкостью, возможностью масштабирования и иметь простое централизованное управление.

Решением данной задачи, может быть множество вариантов, которые будут зависеть от особенностей конкретного объекта, поставленных задач, площади объекта, размещения зон для освещения и конечно же, самого желания Заказчика. Ниже будет представлено несколько вариантов решения вышепоставленной задачи (дорогой и более бюджетный), которые учитывают особенности данного объекта, просчитаны исходя из площади сцены и вышеуказанной вместительности зала, конкретного размещения освещаемых объектов (выступающих), а также возможности прокладки коммуникаций.

Вариант №1. Световое оборудование для актового зала

В этом примере рассмотрим качественную систему динамического освещения сцены актового зала с использованием оборудования известных мировых производителей, которое способно обеспечить необходимую световую мощность, создание различных динамических эффектов, а также необходимую гибкость, возможность расширения или изменения системы. Основной целью такой системы, является создание праздничной атмосферы при проведении развлекательных мероприятий или живых музыкальных выступлений, освещения сцены и выступающего в случае проведения заседаний, переговоров или деловых конференций.

Исходя из технических характеристик объекта и поставленных задач, был проведен предварительный расчет требуемой светосилы системы, благодаря которому принято решения использовать двенадцать мощных светодиодных прожекторов EURO DJ LED PAR-543 RGBW, которые обеспечат освещение задника сцены и придадут объем выступающим на сцене. Данные прожектора размещаются в соответствии с графическим планом и крепятся к специальным монтажным фермам, которые монтируются в две линии над сценой. Также на данных фермах крепятся зеркальные шары EURO DJ MIRROR BALL 16″ и два типа вращающихся голов – EURO DJ LED SPOT 180 и EURO DJ LED ZOOM 3610. Зеркальные шары и вращающиеся головы предназначены для создания различных световых эффектов и должны равномерно размещаться на каждой из ферм (в соответствии с графическим планом). Для подсветки лиц выступающих, данным решением предусмотрены четыре отдельные светодиодных прожектора EURO DJ LED PAR 1812 RGBAW/UV. Данные прожектора размещаются в соответствии с графическим планом, на специальной выносной ферме, которая крепится к потолку над первым рядом сидений в зале. Также на данной ферме крепятся два стробоскопа EURO DJ STROBE 1500 DMX и ультрафиолетовый светильник EURO DJ BLACKLIGHT 400 SPOT. Отдельно решением предусматривается дым-машина EURO DJ HAZER-500 для создания эффекта тумана на сцене и усиления световых эффектов, а также прожектор следящего света Theatre Stage Lighting LED Followspot 350, который устанавливается в конце зала и позволяет направленным лучом освещать выступающего.

Отличительной особенностью используемого оборудования, являются мощные LED светодиоды различных цветов, благодаря которым имеется возможность получить практически любую цветовую гамму эффектов. Также все приборы очень функциональны и поддерживают 4 режима работы (автоматический, режим звуковой анимации, Master/Slave и управление по протоколу DMX-512), что позволяет гибкую настройку системы, разнообразные способы коммутации и дальнейшего управления. В данном случае управление всем световым оборудованием производится по протоколу DMX-512 от специального пульта EURO DJ Lightmaster 500. Данный пульт размещается в помещении светотехника и имеет 2 независимых DMX канала, которые в общей сложности позволяют подключать до 80 различных устройств. Данным решением предусмотрено подключения вращающихся голов на первый выход пульта, а светодиодных прожекторов и прочих используемых устройств на второй выход. Также, для максимальной простоты управления и повышения ремонтоспособности системы, решением предусмотрено использование специального блока прямых включений EURO DJ SWITCH-10. Данный блок имеет десять выходных каналов 220 В переменного тока на каждый из которых подключаются устройства определенной модели. Таким образом получим десять отдельных групп устройств, каждая из которых подключена на отдельный канал блока. Также, как и пульт управления световым оборудованием, блок прямых включений размещается в помещении светотехника, и к нему подключаются сгруппированные устройства.

Читайте также:  Свет супер марио 64

Источник

Варианты освещения сцены: какой должна быть подсветка, схемы

Искусство сегодня проявляется в самых разнообразных формах. Одним из его частых атрибутов является цена, на которой, к примеру, ставятся спектакли в театре или группа играет свой концерт. И здесь само освещение становится частью искусства, оно может влиять и влияет на силу восприятия зрителями увиденного.

Освещение сцены требует грамотного и профессионального подхода, который включает не только правильное размещение светильников, но и выбор требуемого оборудования (прожекторы, софиты и т.д.). Без этого не получится создать своими руками подсветку сцены ни в театре, ни для актового зала или всего дома культуры. О том, чем нужно руководствоваться при самостоятельной организации освещения сцены самых разнообразных сооружений, расскажет наша сегодняшняя статья.

Принципы, которым необходимо следовать

Сценическое освещение представляет собой искусственный тип подсветки, но здесь существует большое количество нюансов, о которых стоит знать. Для того чтобы освещение на сцене дома культур или концертного зала соответствовало нормам и правилам, существуют конкретные принципы, которым нужно следовать. К ним относятся:

  • световое освещение здесь не является отдельным элементом. Оно служит основой для создания с его помощью визуального образа. Этот образ должен подчеркнуть в наиболее выгодном свете все, что происходит на сцене любого культурного сооружения (актового или концертного зала дома культуры и т.д.);
  • схема, по которой размещается световое оборудование (потолочные лампы, софиты, прожекторы и т.д.), должно учитывать специфику происходящего на подмостках;

Обратите внимание! Освещения сцены всегда должно отражать происходящее на ней. Иначе оно будет неуместным и не сможет в полном объеме осветить происходящее. Например, для рок-концерта и выступления народных артистов нельзя использовать одну и ту же схему освещения.

Освещение концертной сцены

  • оценка габаритов. Для актового зала, дома культуры и других небольших площадок стоит использовать не очень мощное осветительное оборудование (прожекторы, софиты и т.д.). А вот для огромных залов может создаваться многоуровневая световая система, состоящая из большого количества оборудования;
  • отсутствие монотонности во время представления или концерта. Для того чтобы разнообразить световое сценическое освещение используется разное оборудование. К примеру, софиты, потолочные или настенные прожекторы и т.д. При этом обязательно следует учитывать особенности сцены актового или концертного зала. Благодаря этому принципу получается длительное время удерживать внимание зрителей на происходящем.

Стоит отметить, что для дома культуры и актового зала, освещение может быть как главным, так и дополнительным элементом. К примеру, при выступлении музыкантов большее значение будет играть акустика помещения, а световое сопровождение будет лишь дополнением.

Назначение сценической подсветки

Ориентируясь на приведенные выше принципы, можно своими руками организовать правильное световое сопровождение для различного рода представлений, театральных выступлений или концертов.
Прежде всего нужно знать, что используемое оборудование (прожекторы, софиты и прочее) должно отвечать определенным требованиям:

  • создавать необходимый уровень освещенности;
  • соответствовать требованиям ГОСТа;
  • быть безопасным для людей;
  • иметь простое обслуживание;
  • иметь высокую четкость подсветки, которая при необходимости позволяет рассмотреть даже незначительные детали;
  • потреблять минимум электроэнергии.
Читайте также:  Схема включения ближнего света газ 31029

Осветительное оборудование сцены

При этом все оборудование, включая софиты и прожекторы, должны выполнять соответствующие функции:

  • создать качественный и мощный световой поток;
  • формировать необходимую атмосферу, чтобы добиться у публики правильного настроя;

Обратите внимание! Световое освещение на сцене и в зале должно иметь возможность по мере разворачивания действия смещать световые акценты.

  • подчеркивать все действия, происходящие на сцене, чтобы они были видны со всех ракурсов и углов;
  • четко подсвечивать различные элементы: декорации, исполнители, оркестр и т.д. При этом само оборудование (прожекторы и софиты) может подсвечивать различные сценические элементы, в зависимости от надобности. К примеру, световой оператор в течение выступления может менять направленность светового потока, который излучают прожекторы.

Как видим, большую роль в организации освещения на сцене играет именно оборудование и все, что касается его размещения и использования.

Варианты освещения

Сегодня, в зависимости от различных факторов, световое оформление может реализовываться следующими способами:

  • с помощью одного источника света. Им может быть один мощный прожектор;
  • с помощью нескольких, а то и целой группы, источников света. Обычно в данной ситуации используется разнообразное оборудование (например, прожекторы и софиты).

Использование того или иного способа подсветки определяется несколькими параметрами:

  • габариты помещения (актового или концертного зала);

Освещение актового зала

  • предназначение: для проведения концертов, детских утренников, театральных выступлений и т.д.;
  • уровни освещенности, прописанные в регламентирующей документации для данного типа помещения (актового или концертного зала и т.д.);
  • технические характеристики, которые имеет используемое оборудование (софиты, прожекторы и т.д.);
  • мощность используемых источников света. Здесь можно использовать разнообразные источники света: светодиодные, люминесцентные, галогеновые и другие типы лампочек.

Рассмотрим каждый вариант подсветки более детально

Освещение одним источником света

Освещение одним источником света

Данный вариант имеет достаточно сложную реализацию, так как требует щепетильного подбора оборудования по мощности.

Для того чтобы полноценно осветить площадь любого зала, осветительное оборудование в виде одного светильника (к примеру, прожектора) должно размещаться на значительном расстоянии от него. При этом световой поток, который излучает такой светильник, будет неуправляемым. Поэтому ни о каких световых акцентах в данном случае говорить не приходиться.

Обратите внимание! Максимально эффектно прием с использованием одного источника света будет смотреться, когда на площадке присутствует один исполнитель. В такой ситуации удастся акцентировать весь свет на нем, реализуя все задачи.

Но более актуальным и распространенным вариантом организации подсветки концертного или актового зала является использование нескольких источников света.

Освещение несколькими источниками света

Главным принципом сценического освещения является правильное соотношение размера осветительного прибора с получающейся от него тенью. Этого, в максимально полном объеме, можно добиться лишь в ситуации с использованием в системе освещения нескольких видов осветительного оборудования (например, софиты и прожекторы).

Обратите внимание! Чем меньше будет источник света, тем более резкой получится тень и наоборот. Резкость тени будет повышаться при увеличении расстояния от источника света.

Освещение несколькими источниками света

Полноценное освещение сцен имеет несколько планов:

  • передний и задний;
  • верхний и нижний;
  • боковой;
  • сочетающийся.
Читайте также:  Поставить лампу дневного света

Каждый план системы освещения может быть реализован следующими видами осветительного оборудования:

  • точечные светильники. Это могут быть софиты, сканеры, прожекторы, приборы полного вращения и прочие;
  • световые панели, куда вмонтированы несколько источников света, которые к тому же имеют возможность давать световой поток в требуемом направлении.

Работа художника по свету

Использование нескольких типов светильников дает возможность художнику по свету создать определенную схему подвески для каждого конкретного случая. Благодаря подвижности осветительных приборов он может быстро менять акценты, создавать тени или наоборот, освещать все пространство и т.д. Такие возможности являются незаменимыми практически при всех сценических действах.

Подходы к использованию светильников

Для того чтобы создать полноценное освещение на сцене, существует несколько подходов к использованию сразу нескольких типов осветительных приборов:

  • задействование определенной группы светильников для каждой отдельной сцены;
  • применение одного светового оформления для всех сцен;
  • использование дополнительных групп светильников наряду с основной подсветкой.

Вариант сценического освещения

Использование разных вариантов светильников позволит подобрать художнику по свету оптимальный вариант подсветки.

Кого и что необходимо освещать

На сценах, в зависимости от типа помещений, в которых они установлены (дом культуры, концертный или актовый зал), могут происходить различные действия. Но, несмотря на это, обязательно нужно освещать:

  • главных действующих лиц. При наличии нескольких исполнителей, они должны равномерно освещаться, вне зависимости от их перемещения;
  • солирующих исполнителей. Их освещают дополнительной группой осветительных приборов и также «ведут» при изменении места размещения.

Обратите внимание! Схемы освещения солистов и исполнителей для концертов, актовых залов и театров будут различными, так как они предназначаются для разных целей.

Подсветка солиста на сцене

Наряду с этим необходимо создание раздельного освещения сцены. Она включает в себя переднюю часть площадки, а также ее среднюю и заднюю часть. Очень часто они дополнительно разбиваются на отдельные участки.

Обратите внимание! Желательно, чтобы количество этих участков было нечетным.

В результате такого деления получается матричная структура, которая может состоять из 9 и более участков. Все зависит от площади пространства — количество участков может доходить до нескольких сотен. Такое деление необходимо для того, чтобы каждый световой прибор мог освещать свой конкретный участок.

Варианты схем сценического освещения

Как уже отмечалось ранее, схема освещения сцены может быть различной. Все зависит от размеров помещения, где она располагается, а также от количества установленных светильников. В качестве примера основного типа освещения может использоваться следующая схема.

Схема организации основного освещения сцены

Как видим, в данной ситуации использовались такие варианты светильников:

  • контрсофит для подсветки исполнителя;
  • рампа – для подсветки лица исполнителя;
  • софиты – они размещаются над площадкой, обеспечивая бестеневое освещение;
  • задники – создают фон.

А боковое освещение может организовываться по такой схеме:

Схема для бокового освещения

Данная схема реализуется следующим оборудованием:

  • ложа – освещает передний план сцены;
  • портал – освещают глубь сцены;
  • боковые подсветы – дополняют порталы, обеспечивая объемное освещение.

Это основные, базовые варианты, но наряду с ними есть и другие схемы, которые также с успехом используются.

Заключение

Для того чтобы качественно и, главное, правильно организовать освещение на сцене, необходимо придерживаться определенных принципов и также рекомендаций. Также стоит правильно подобрать осветительное оборудование и расположить его по определенной схеме. Только таким образом можно добиться качественной подсветки сцены в любой ситуации.

Источник

Adblock
detector