Меню

Схема задержки выключения освещения салона



Плавное выключение освещения салона

Во многих иномарках есть удобная функция плавного отключения освещения салона. Если вдруг ваш автомобиль лишен такого преимущества, эту опцию можно без труда внести самостоятельно. Принципиальная электрическая схема управления освещением состоит из двух транзисторов VT1 и VT2, трех резисторов R1, R2 и R3, одного диода VD1 и оксидного конденсатора С1 (Рис. 1)


В момент закрывания дверей в автомобиле, происходит размыкание контакта дверного выключателя SF1. При этом конденсатор С1 разряжен. По цепи +12В, через лампу салона EL1, конденсатор C1, резистор R1, эмиттерный переход транзисторов VT1 и VT2 начинает течь ток. Транзисторы открываются. На них устанавливается напряжение, равное суммарному напряжению на их эмиттерных переходах (1,4…1,5 В).

Лампа салона EL1 светит ярко, поскольку на ней установлено напряжение бортовой сети за вычетом незначительного падения напряжения на транзисторах.

Далее конденсатор С1 начинает заряжаться, а ток, который протекает через него уменьшаться. Вследствие, базовые и коллекторные токи транзисторов VT1 и VT2 также падают. Напряжение и ток на лампе EL1 уменьшаются и она постепенно гаснет. Время полного отключения освещения зависит от характеристик всех элементов схемы. В предложенном варианте (см. рис. 1) оно составляет примерно 5 с. При необходимости изменить время отключения освещения следует поменять емкость конденсатора С1. Чем емкость выше, тем дольше задержка отключения света, и наоборот.

Необходимо заметить, что при открывании любой двери лампа EL1 загорается мгновенно. Для этого в цепь впаян диод, который при замыкании контакта дверного выключателя быстро разряжает конденсатор С1.
В схеме можно применять транзисторы средней и большой мощности любого типа. При применении транзисторов с переходом p-n-p следует поменять полярность подключения самого устройства к выключателю SF1 и полярность подключения конденсатора С1 .

Хотя оба транзистора находятся в активном режиме короткий промежуток времени (приблизительно 5с), теплоотдача от их работы невелика. Но для повышения надежности устройства следует использовать небольшой теплоотвод.

Установку и подключение собранного устройства к сети автомобиля целесообразнее всего произвести в центральной стойке около выключателя освещения. Устройство не влияет на работу сигнализации, которая также подключена к дверным выключателям, поскольку ток потребления в отключенном состоянии очень мал.

Источник

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Схема задержки выключения освещения в автомобиле

Всем авторадиолюбителям привет. Значит ситуация такая: когда закрываю дверь автомобиля, свет внутри сразу выключается. Очевидно нужна схема задержки выключения. Поискав в Интернете нашел десятки различных схем задержки выключения. Так что решил не создавать новую схему с нуля, но пришлось немного доработать существующую.

  • R1-2 Резистор 2.2 кОм 1/4 Вт
  • R3 Резистор 33 кОм 1/4 Вт
  • R4 Переменник 47K
  • C1 Электролитический конденсатор 47 мкФ 25 Вольт
  • D1 1N4002
  • D2 1N4148
  • Т1 BD243 силовой транзистор NPN
  • Т2 BD140 PNP транзистор средней мощности
  • T3-4 BC547 транзистор NPN

Цепь из трех резисторов (R1-R2 и R4) выполняет функцию делителя напряжения, который регулирует напряжение на базе T4. Транзистор T4 будет контролировать, насколько быстро C1 будет разряжаться через его переход, параллельно с R3. Чем больше ток через Т4, тем быстрее разряд.

При подаче питания на цепь на разъемах CON1 (плюс +12 В) и CON2 (0 В) конденсатор полностью заряжен. Транзистор Т1 пропускает весь ток. Ток контролируется транзистором T2, который прикреплен к его базе. Транзистор Т2 управляется транзистором Т3.

При отключении питания (дверь машины закрыта) конденсатор начнет медленно разряжаться. По мере того как напряжение на R3 (база T3) падает, T1 постепенно пропускает меньший ток. Это и есть основная идея данной схемы.

Эта цепь подключена параллельно выключателю потолочного света, который управляется дверными выключателями. Вот как надо подключить схему:

В корпусе светильника надо найти три разъема. Один идет на землю. Другой напрямую на аккумулятор. Третий подключается к дверным выключателям. Эти переключатели подключаются параллельно непосредственно к земле.

В схеме, которую нашел, эти переключатели были подключены параллельно к плюсу батареи. Здесь же цепь подключена параллельно к минусу (CON 2) и к дверным выключателям (CON 1). И никакой другой проводки не требуется.

Сначала проверяем идею на макетной плате.

Приступаем теперь к пайке деталей на печатной универсальной плате. Окончательный размер примерно 3 см х 3 см. Он мог бы быть намного меньше, но под светильником достаточно места.

Читайте также:  Солнечные батареи для освещения билбордов

Источник

Универсальная схема плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе.

  • Самоделкин 2 мая 2013
  • Самоделки для авто (автомобилей и мотоциклов)Свет

Сегодня мы расскажем, как своими руками сделать универсальную схему плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе.

Ранее я публиковал статью о плавном отключении света в салоне автомобиля daewoo, но некоторым автомобилистам она может показаться слишком сложной для повторения. Я решил опубликовать самую простую схему задержки выключения и плавного гашения света на конденсаторе и нескольких вспомогательных элементах. Эта схема подойдет для любого автомобиля, вне зависимости от производителя. Все что вам потребуется, это припаять схему параллельно клемам подключения лампы вашего салонного фонаря.
Давайте рассмотрим как действует схема. Верхний на схеме диод защищает схему от переполюсовки и препятствует обратному ходу тока. То есть предотвращает разрядку конденсатора на других потребителей кроме лампы салона. В некоторых автомобилях параллельно лампе салона установлена лампа освещения багажника. Чем больше потребителей, тем большую емкость конденсатора придется задействовать для организации плавного тушения света.
Далее, ток поступает непосредственно на лампу и на токоограничивающий резистор номиналом несколько Ом (на схеме указан 1 Ом). Его функция заключается в ограничении тока зарядки конденсатора.
При подключении разряженного конденсатора к бортовой сети автомобиля будет наблюдаться большой импульс тока, так как в разряженном виде конденсатор представляет собой КЗ, что может вывести из строя предохранитель отвечающий
за цепь освещения салона. Через этот резистор происходит заряд конденсатора и накопление в нем энергии, которая при отключении освещения (на схему перестанет поступать напряжение от борт сети) начнет отдавать запасенную энергию через резистор и параллельно ему подключенный диод к нашей лампочке.
По мере разряда конденсатора напряжение на лампе будет падать и будет создаваться визуальный эффект плавного отключения освещения салона. Время задержки выключения подсветки определяется емкостью конденсатора, чем выше емкость, тем больше задержка.
Следует отметить, что в случае применения в осветителе не ламп накаливания, а светодиодных лампочек потребуется меньшая емкость конденсатора и резистор осуществляющий «дотушивание». Это вызвано тем, что ток потребляемый светодиодной лампой при снижении напряжения (на конденсаторе) не линеен и сильно падает при снижении напряжения до 7-8 вольт.
Без дотушивающего резистора вы увидите плавное тушение до определенного предела, а после лампа будет еще минуту светиться в 10% яркости.

Если у вас так же имеются самоделки для автомобиля, поделитесь ими. Пришлите их на нашу почту samodelkainfo@yandex.ru или зарегистрируйтесь на сайте и самостоятельно опубликуйте ваше творение.

Автор статьи “Универсальная схема плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе” Самоделкин

Источник

Простая схема плавного гашения салонного света

Я собираюсь рассказать Вам здесь о простой схеме плавного выключения освещения в салоне автомобиля. В её состав входит небольшой конденсатор и несколько необходимых для работы этого устройства вспомогательных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту, схема может сгодиться для любого автомобиля. Всё, что для этого потребуется – это бережно и аккуратно припаять её к двум клеммам плафона салонного освещения.

Теперь осветим подробнее, как должна работать данная схема. Спрямляющий диод призван защитить устройство от переполюсовки и надёжно препятствовать непредвиденной утечке тока в противоположном направлении. Тем самым полностью предотвращается случайный разряд заряженного конденсатора в цепь.

Необходимо также учесть, что в ряде автомобилей плафон салона изначально запараллелен с багажной лампочкой. При большем расходе тока нам потребуется, соответственно, и большая ёмкость, которая задействована в нашем устройстве.

От диода ток прямиком направляется на плафон, а также и на сопротивление величиной 1 Ом. Основная функция вспомогательного резистора – ограничение силы тока, напрямую влияющего на зарядку конденсатора. Если подключенный к сети конденсатор окажется полностью разряженным, то произойдёт резкий всплеск потребляемого тока. Конденсатор в данном случае – потенциальный источник короткого замыкания. Именно это может явиться причиной поломки предохранителя, защищающего электросеть от короткого замыкания.

Заряженный конденсатор, как только освещение в салоне будет отключено, медленно начинает отдавать наработанную энергию обратно в сеть. По мере того, как будет происходить разряд, напряжение в осветительной цепи неуклонно снижается. Создаётся эффект плавного угасания лампочки в салоне. Длительность его напрямую зависит от ёмкости конденсатора. Чем больше ёмкость, тем медленнее в салоне гаснет свет. И наоборот.

Читайте также:  Патрон для лампы освещения салона

При замене обычных лампочек светодиодами ёмкость конденсатора придётся уменьшить, добавив в схемку «дотушивающий» резистор. Это связано с нелинейностью падения тока в светодиодах. Дело в том, что ток, проходящий через светодиод, при разрядке на него конденсатора нелинеен, и поэтому свет в салоне будет затухать неравномерно. Без такого резистора гаснущий вначале плавно плафон в конце будет продолжать светиться ещё около минуты, сохраняя 10% яркости.

Источник

Схема задержки включения света в салоне автомобиля

В первой схеме когда дверь автомобиля закрыта выключатель SА1 разомкнут, транзисторы VT1 и VT2 заперты и лампа в салоне не светится. Если дверь открыть транзисторы отпираются и освещение в салоне загорится в полную силу. Одновременно с этим будет заряжаться емкость С1. Стоит только закрыть дверь, SА1 разомкнется и свет начнет плавно тухнуть по мере разряда емкости С1.

Если установлена автомобильная сигнализация, которая использует эти выключатели в роли датчиков то в разрыв между резистором R5 и зажимом 1 надо добавить диод FR107 анодом к сопротивлению. Транзистор VT2 желательно закрепить на радиатор площадью 4-6 см 2 . Сопротивлением R3 добиваются оптимальной скорости затухания лампы освещения салона. Если предел регулировки окажеться малым, то подберите резистор R6 в интервале 270 — 430 Ом.

Вторая транзисторная схема

Длительность задержки выключения освещения определяется параметрами цепочки R2C1, плавность гашения — сопротивлением резистора R5 (от О до 3 кОм). Для исключения влияния кратковременных открываний двери служит резистор R4. Диод D2 можно исключить, тогда свет будет загораться плавно (R4 регулирует «плавность»). Составной транзистор VT2 можно заменить любым другим составным или парой транзисторов типа КТ503 -КТ815. Радиатор ему не нужен (работает в ключевом режиме). Транзистор VT1 — любой р-п-р типа с коэффициентом усиления >200. Допустимое напряжение >30 В (чем больше, тем лучше).


Схема задержки подсветки в салоне авто

Технология монтажа. Делают платку размерами 10×40 мм из монтажной платы, на которой монтируют схему. Затем помещают платку в термоусадочный кембрик необходимого диаметра, нагревают его и крепят внутри салона (можно к оббивке). Подключают платку с помощью клемм, которые подбирают по месту.

Защитный диод защищает схему от переполюсовки и препятствует разрядке емкостной задержки от других потребителей в салоне автомобиля. После полупроводника ток протекает к лампе накаливания и к ограничительному резистору. Номинал сопротивления резистора лежит в интервале от 1 до 2 Ом.

При разряде емкости конденсатора напряжение в цепи будет плавно опускаться, благодаря чему лампочка в салоне медленно тухнет. Чем больше номинал емкости, тем дольше будет гореть свет в автомобиле.

Если используется светодиодная подсветка салона необходима установка конденсатора меньшего номинала и сопротивления с системой «дотушивания», так как слишком большое напряжение в цепи может вызвать перегорание светодиодов, а применение обычного резистора приведет к тому, что светодиоды плавно потухнут, но будут светить еле-еле в течении пары минут.

Н1 и S1 это так обозначены детали электропроводки автомобиля, соответственно, осветительные приборы и дверные выключатели. Так как они все соединены параллельно, то на схеме показано как одна цепь.

Устройство подключается к дверному выключателю, к выходному контакту замка зажигания, к общему минусу и к общей положительной цепи питания освещения салона, то есть, практически к + аккумулятора. При открывании двери при выключенном зажигании на вывод 2 D1.1 поступает логический ноль через цепь S1-R2. Запускается одновибратор на элементах D1.1 и D1.2 который формирует импульс длительностью около минуты. Длительность напрямую зависит от параметров цепочки C3-R3. На выходе элемента D1.4 появляется логическая единица, которая поступая на базу транзистора VT1, открывает его. Реле К1 переключается и контактами К1.1 замыкает параллельно дверным выключателям. Теперь, когда дверь закрываете, свет остается гореть, так как на лампы поступает ток через контакты этого реле. Свет будет гореть, пока конденсатор СЗ заряжается через резистор R3.

Затем, на выходе D1.4 установится логический ноль, транзистор закроется, а реле выключит освещение. Теперь второй вариант, — водитель открыл и закрыл дверь, включил зажигание. При открывании и закрывании двери происходит тоже самое, что описано выше, то есть, на выходе D1.4 появляется единица на время зарядки СЗ через R3 и реле замыкает параллельно контактам дверных выключателей. Но, после того как водитель включает зажигание напряжение от замка зажигания через R5 поступает на входы элемента D1.3, На выходе этого элемента устанавливается логический ноль, поступающий на один из входов элемента D1.2. Так как это элемент логики «И- НЕ», то появление нуля на одном из его входов переводит элемент в состояние с логической единицей на выходе независимо от того, какие уровни будут на другом входе данного элемента. То есть, независимо от степени зарядки СЗ, от положения двери, на выходе D1.2 будет единица, а следовательно, на выходе D1.3 будет ноль. Ключ VT1 будет закрыт, и реле К1 не будет замыкать параллельно дверному выключателю.

Таким образом, получается, что после включения зажигания устройство перестает влиять на штатную схему освещения салона автомобиля. Третий вариант, — дверь открыли и закрыли при включенном зажигании. Так как при включенном зажигании устройство не влияет на штатную схему освещения, то оно влиять и не будет. Все будет работать так, как будто дополнительной схемы и нет вовсе. Все детали расположены на небольшой макетной печатной плате, типа «решето». Соединения выполнены прокладкой облуженных голых монтажных проводников и пропайкой их по печатным площадкам монтажной платы. На рисунке показана схема монтажа.

На этой схеме показаны только те печатные площадки, которые используются для пайки выводов деталей или монтажных проводов, идущих к схеме автомобиля, все остальные площадки, имеющиеся на макетной печатной плате на этом рисунке не показаны. При желании на её основе можно сделать и специальную печатную плату для этого устройства просто заменив пропаянные проводники печатными дорожками. Микросхему К561ЛА7 можно заменить импортным аналогом — CD4011.

Диоды 1N4148 можно заменить на КД521, КД522. Электролитические конденсаторы «Jamicon», — аналоги К50-35, только меньше. Реле WJ118-1C можно заменить и другим, например BS-115, несмотря на то, что оно другого размера, его выводы сделаны со стандартным DIP-шагом, и его можно тоже установить на макетную плату «решето», только выводы попадут в другие отверстия, что, в общем-то, никой проблемы не создает, — требует небольшой корректировки монтажа. Налаживание, пожалуй, и не требуется. Можно «поиграть» временем выдержки, установив её больше или меньше чем полу­чится, соответственно, изменив номиналы деталей СЗ и R3. А больше ничего налаживать и не нужно.

Через некоторое время ввел в схему задержки включения освещения дополнение (показано на второй схеме), сделанное еще на одной такой же микросхеме и таком же реле. Теперь можно больше не беспокоиться о включенном или выключенном ближнем свете днем (как этого требуют ПДД). После включения зажигания фары зажигаются сами примерно через 5 секунд. А гаснут через время немного больше минуты после выключения зажигания. Входы элемента D2.1 подключаются к выходу D1.4. Поэтому, при включении зажигания на выходе D2.1 появляется логическая единица. Ею конденсатор С5 плавно заряжается через диод VD4 и резистор R6. На зарядку уходит секунд 5. Потом, как напряжение на С5 достигает порога единицы на выходе D1.3 появляется единица, которая открывает транзистор VT2, реле К2 замыкает выключатель ближнего света фар, к которому её контакты подключены параллельно. После выключения зажигания конденсатор С5 разряжается уже через R7, сопротивление которого значительно больше R6. Поэтому и на разрядку уходит больше времени, — немного больше минуты. Вот через это время после выключения зажигания фары и выключаются. Отключить автоматику можно выключателем S2, он отключит реле от питания, и схема не будет влиять на работу штатного выключателя фар. Налаживание заключается в подборе сопротивлений резисторов R6 (задержка включения фар) и R7 (задержка выключения фар).

Диод VD1 используется для предотвращения разряда емкостей через сигнальные цепи, при условии, что сигнализация установлена в автомобиле и подсоединена к кнопкам дверей. Конструкция смонтирована на печатной плате внешний вид которой со стороны пайки показан на рисунке.

Реле Р1 вставляется в клеммы автомобильной проводки, впаянные в печатную плату. Провод идущий от кнопок дверей Кн. отсоединяется от лампы и подключается к диоду VD1. Лампа освещения салона авто подсоединена к контактной группе реле Р1. Время задержки в секундах можно вычислить по формуле:

при указанных на схеме номиналах, время задержки составляет 4-5 секунд

Источник

Свет и его значения © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector