Меню

Сила света фар при проверке прибором



Порядок проверки технического состояния световых приборов

Для проведения проверки технического состояния фар головного освещения транспортного средства с помощью соответствующего прибора следует выполнить ряд подготовительных операций в указанной последовательности:

  1. Установить проверяемое транспортное средство на рабочую площадку всеми колесами так, чтобы до передней границы площадки оставалось расстояние не менее 1 м, а до боковых границ — не менее 0,5 м. (Под рабочей площадкой понимается ровная горизонтальная площадка с твердым покрытием, имеющая отклонение от горизонтального положения не более 3 мм на 1 м и метрологически поверенная по этому показателю.)
  2. Проверить давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до нормы.
  3. Проверить целостность фар и надежность их фиксации.
  4. Для транспортных средств, оборудованных регулируемой подвеской, завести двигатель и установить подвеску в транспортное положение всех осей, после чего заглушить двигатель.
  5. Проверить работоспособность корректирующих устройств света фар. После проверки установить корректор в соответствующее загрузке положение. На транспортных средствах, оборудованных регулируемой подвеской всех осей, установить корректор в нулевое положение независимо от загруженности транспортного средства.
  6. Для порожних транспортных средств категории М1 обеспечить загрузку транспортного средства массой (70 ± 20) кг (человек или груз) на заднем сиденье.
  7. Определить первоначальный наклон светотеневой границы ближнего света фар по обозначению завода-изготовителя.
  8. Определить тип фар по обозначениям, нанесенным на их рассеиватели.
  9. Расположить прибор так, чтобы расстояние от рассеивателя фары до линзы прибора было равно расстоянию, предусмотренному инструкцией по эксплуатации прибора.
  10. Разместить оптическую камеру по высоте таким образом, чтобы середина фары по высоте находилась на одном уровне с серединой по высоте положения линзы.
  11. Сориентировать оптическую камеру прибора так, чтобы продольная ось камеры располагалась в одной плоскости с исходной осью фары. Для этого следует использовать ориентирующее приспособление прибора, как показано на рисунке.

Рис. Установка прибора для проверки света фар: 1 — ориентирующее приспособление; 2 — поворотный штатив; 3 — оптическая камера; 4 — тележка для перемещения по полу

Рис. Лимб рукоятки для установки положения измерительного экрана: 1 — рукоятка; 2 — шкала; 3 — указатель

Далее проверяется свет фар:

  1. Включить ближний свет фар.
  2. С помощью рукоятки с нанесенной шкалой установить измерительный экран прибора в положение, при котором горизонтальная линия на нем совпадает с левой частью светотеневой границы фары. Определить абсолютное значение указанного снижения по шкале.
  3. Проверить характер расположения светового пятна на экране. Световое пятно должно иметь выраженную светотеневую границу в соответствии с нанесенной на экран разметкой. Точка пересечения правой и левой частей светотеневой границы фары должна находиться на средней вертикальной линии Н-Н экрана.
  4. При наличии на транспортном средстве фар, оснащенных газоразрядными источниками света, проверить исправность автоматического корректора фар путем наблюдения за неизменностью положения светотеневой границы при покачивании подрессоренной части транспортного средства путем периодического приложения усилий к кузову в вертикальной плоскости, а также омывателя фар путем приведения его в действие.
  5. Проверить уровень положения левой части светотеневой границы, который должен соответствовать значению, указанному в условном обозначении, а при его отсутствии — указанному в таблице.
  6. К полученному значению уровня снижения прибавить 150 мм (1,5 %) и измерить в этом положении силу света фары. Сравнить полученное значение с нормативным для освещенной части экрана. Положение фотоприемника на измерительном экране должно соответствовать указанному на рисунке.
  7. Вычесть из абсолютного значения снижения светотеневой границы 100 мм (1,0 %) и измерить в этом положении силу света фары. Полученное значение сравнить с нормативным для теневой части экрана. Положение фотоприемника на измерительном экране должно соответствовать указанному на рисунке.
  8. Включить дальний свет фар.
  9. Установить с помощью рукоятки измерительный экран прибора в нулевое положение по лимбу рукоятки. Проверить расположение светового пятна на экране: вертикальная ось симметрии светового пятна должна совпадать с вертикальной линией разметки. Центр светового пятна не должен быть выше центра разметки экрана.
  10. Для фар типа И (НИ, DR) проверить силу света, установив фотоэлемент в точку, наиболее ярко освещенную на экране. Для фар типа СИ (НСИ, DCR) проверить силу света, установив фотоэлемент в точку, находящуюся на 100 мм (1 %) выше светотеневой границы ближнего света этой же фары.
  11. Повторить операции по установке прибора для проверки света фар, расположенных по другому борту транспортного средства, после чего осуществить проверку ближнего и дальнего света, как указано выше. По окончании проверить и сложить контрольные значения силы света всех одновременно включаемых фар дальнего света, нанесенные на рассеиватели. Сравнить полученное значение с предельно допустимым.
  12. Включить противотуманный свет.
  13. Установить измерительный экран прибора с помощью рукоятки в положение, при котором горизонтальная линия на нем совпадает со светотеневой границей света фары. Определить по шкале лимба абсолютное значение указанного снижения.
  14. Проверить расположение светового пятна на экране. Оно должно иметь выразительную горизонтальную светотеневую границу.
  15. Проверить уровень положения светотеневой границы, который должен соответствовать значению, указанному в таблице
  16. От полученного значения уровня снижения отнять 530 мм (5,3 %) и измерить в этом положении силу света фары. Полученное значение сравнить с нормативным для теневой части экрана. Положение фотоприемника на измерительном экране должно соответствовать указанному на рисунке.

Рис. Установка фотоприемника при измерении силы света фар ближнего света: а — в освещенной части измерительного экрана; б — в теневой части измерительного экрана; 1 — фотоприемник

  1. Ряд измерительных приборов, например ОП, оснащены несколькими фотоприемниками, расположенными одновременно в обеих контрольных точках (-1 % ,+1,5 %). В случае применения таких приборов проверки (см. пп. 6 и 7) проводятся без перемещения измерительного экрана по высоте.
  2. При проверке может возникнуть необходимость перевода единиц освещенности в единицы силы света. Такой перевод можно осуществить, пользуясь таблицей.

Таблица. Примерное соотношение единиц освещенности и силы света

Источник

Проверка освещения и регулировка света фар

Приборы системы освещения и сигнализации (СО и С) относятся к элементам., обеспечивающим безопасность движения. Их проверка производится водителем на линии и контрольным механиком ежедневно на выпуске-возврате автомобиля, как правило, субъективными методами или при проведении ТО-1. и ТО-2 с использованием инструментальных средств.

При ежедневном обслуживании рекомендуется проверять рассеиватели, исправность всех приборов СО и С в различных положениях центрального и ножного переключателя света, а также переключателя указателей поворота, убедиться в исправности контрольных ламп.

При ТО-1 рекомендуется выполнить операции ЕО и проверить: крепление фар, подфарников, заднего фонаря, центрального переключателя света, переключателя указателей поворота и сигналов, крепление и состояние изоляции проводов фар и подфарников, надежность крепления наконечников проводов с клеммами.

При ТО-2 выполняются операции ТО-1, проверяются работа звукового сигнала, установка световых пучков и сила света фар, крепление проводов и переключателей.

Автономные осветительные приборы современного автомобиля должны отвечать двум в значительной степени противоречивым требованиям: создать возможность максимальной дальности видимости и освещать дорогу без ослепления встречного водителя.

Читайте также:  Как светом скрыть лицо

В настоящее время распространение получили два типа светораспределения под условным названием «американское» (на автомобилях старых выпусков) и «европейское». Не отличаясь принципами создания режима дальнего света, они отличаются параметрами, определяющими светораспределение ближнего света. На автомобилях, оснащенных фарами с «американским» светораспределением, регулировка осуществляется по дальнему свету. На автомобилях, оборудованных фарами типа «европейский свет», имеющих как двух-, так и четырехфарную системы освещения, предусмотрена регулировка по ближнему свету. Для наиболее эффективной работы приборов излучаемые световые пучки, кроме соответствия установленным нормативам, должны быть жестко геометрически ориентированы относительно автомобиля. Причем чем выше качественные показатели световых приборов, тем более строго должна выдерживаться ориентация.

Проверка приборов СО и С автомобилей, находящихся в эксплуатации, показывает, что частота следования проблесков у 30 % автомобилей выходит за пределы допуска (промежуток времени от момента включения до первого светового импульса не более 1 с, частота следования световых импульсов 90+30 имп/мин).

Систему освещения и сигнализации следует считать неисправной, если не функционирует группа приборов одного назначения или если выходные параметры хотя бы одного прибора находятся вне пределов допуска. В соответствии со ст. 25.4 Правил дорожного движения запрещается эксплуатация автомобилей с частично неисправной СО и С.

При поиске неисправностей в СО и С можно использо-иать простейшие приборы—контрольную лампу или вольтметр. Один из их проводов подключают на массу, а другим поочередно касаются зажима AM выключателя зажигания, зажимов термобиметаллического предохранителя, зажимов переключателя света (переключатель света при всех этих проверках—в рабочем положении). Если лампа не горит (стрелка не отклоняется), то зажим обесточен.

Исправность предохранителя можно проверить, перемкнув его клеммы (зашунтировав). Если при этом СО и С станет работать, то предохранитель неисправен.

Неисправности электромагнитных прерывателей тока указателей поворота (типа РС57) обусловлены разрегулировкой прерывателя тока—изменением натяжения струны: при сильно натянутой струне лампы не будут гореть, а при ослаблении—горят постоянным накалом, не мигая. При длительной работе прерывателя или завышенном регулируемом напряжении (так же как и вследствие сильного натяжения) происходит перегорание струны или резистора, контакты остаются замкнутыми и лампы горят с постоянным накалом. Нарушение регулировки момента начала замыкания контактов приводит к рассогласованию в работе сигнальных ламп и контрольной лампы на щитке.

Регулировка электромагнитного прерывателя указателей поворота производится на автомобиле. Перед регулировкой необходимо проверить степень заряженности аккумуляторной батареи, исправность и соответствие маркировки ламп указателей. Включив зажигание и переключатель поворотов, осторожно в небольшом диапазоне отверткой поворачивают регулировочный винт и наблюдают за частотой мигания контрольной лампы на щитке приборов.

Частота мигания должна быть в пределах 60. 120 в минуту. Для увеличения частоты винт нужно ввертывать, для уменьшения вывертывать. При несогласованной работе контрольной лампы указателей поворотов снимают металлический кожух реле и подгибанием латунной пластинки регулируют натяжение пружинящей пластины.

Звуковые сигналы регулируют по силе и высоте звука. Уровень звукового давления должен лежать в пределах 90. 114 дБ с частотой 230. 400 Гц. Для регулирования звуковых сигналов используются специальные приборы — спектрометры звуковой частоты. Более грубую регулировку можно осуществлять за счет изменения количества шайб якорьком и сердечником, в результате чего меняется частота вибрации мембраны. Оптимальным считается зазор 0,7. 0,8 мм: при уменьшении зазора высота звука повышается, при увеличении—понижается.

Регулировка реле сигналов заключается в установке оптимальных зазоров между контактами в пределах 0,4. 0,7 мм и между якорьком и сердечником 1,0. 1,2 мм. Эти зазоры регулируются подгибанием стойки неподвижного контакта и ограничителя подъема якорька.

Согласно ГОСТ 25478—82 система освещения и сигнализации считается исправной, если сила света всех фар (при дальнем свете), измеренная в направлении оси отсчета, не менее 20 000 кд. При этом фары с «европейским» светораспределением должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, проходящая через левую часть светотеневой границы пучка ближнего света, была наклонена к плоскости дороги не менее: 52′ — для легковых автомобилей, 86′—для грузовых, автобусов и тракторов, 69′ — для микроавтобусов.

Частота следования проблесков указателей поворота должна находиться в пределах 90±30 проблесков в минуту. Время от момента включения указателя поворота до появления первого проблеска не должно превышать 1 с.

Наиболее популярный метод проверки и регулировки фар с помощью экрана с соответствующей разметкой имеет существенные недостатки: требует довольно больших площадей с весьма жесткими требованиями к плоскостности, не более 5 мм на 1 м2; точной установки (под углом 90+5°) экрана относительно площадки; громоздких и сложных приспособлений, ориентирующих автомобиль; затемненного помещения. Поэтому в последнее время для проверки и установки фар автомобиля все большее распространение находят инструментальные методы с использованием специальных приборов-реглоскопов, приведенных в табл. 23.

Суть метода измерения данными приборами заключается в следующем: перед источником света помещается встречная оптическая система, в фокальной плоскости которой находится фотоэлемент.

При постоянном по всей поверхности коэффициенте пропускания и при диаметре диафрагмы, намного меньшем фокусного расстояния системы (но намного большем кружка рассеивания от дифракций и аберраций), измерение силы света становится индентичным измерению на расстоянии, большем расстояния полного свечения. Конструкции приборов, осуществляющих этот принцип, отличаются между собой главным образом системами ориентации оптической оси реглоскопа относительно автомобиля. В качестве баз обычно используют оси передних, задних колес, ось симметрии автомобиля, симметричные точки кузова.

Прибор должен быть установлен строго на высоте расположения фар (допускаются отклонения, не превышающие ±Ю мм), а его оптическая ось — параллельно продольной оси автомобиля. Согласно требованиям безопасности движения точность ориентации оптической оси реглоскопа относительно продольной, оси должна находиться в пределах dcO,5D в горизонтальной плоскости и ±0,25° в вертикальной.

Перед проверкой на этих приборах давление воздуха в шинах должно быть доведено до нормы.

Выбор в качестве базы оси передних колес существенно ускоряет процесс проверки фар, но при этом отмечаются низкая точность ориентации, составляющая ± 0,6° в горизонтальной и ±0,25° в вертикальной плоскостях, и соответственно низкая точность диагностирования.

Несмотря на то что около 60 % приборов (см. табл.23) ориентированы по плоскости симметрии автомобиля, оптимальная конструкция системы ориентации при таком базировании еще не найдена. Об этом говорит большое разнообразие конструкций реглоскопов, точность которых колеблется от ±0,65° в горизонтальной и ± 1,0° в вертикальной плоскостях у прибора Новатор-66 (ГДР) до ±0,25° и ±0,25° соответственно у ПРАФ-3 (СССР).

Общим недостатком реглоскопов является то, что в рекомендациях по их применению для измерения силы света не учитывается реальное напряжение на лампах приборов СО и С. Указанный методический недостаток не позволяет сопоставлять полученные результаты и, следовательно, не позволяет оценить изменение состояния проверяемого прибора.

Следует отметить, что во всех (за исключением ПРАФ-3) применяемых в настоящее время реглоскопах, имеющих измеритель силы света, измерение силы света производится индикаторным методом («Соответствует» или «Не соответствует»), поэтому их нельзя в полной мере использовать как диагностическое оборудование.

Читайте также:  Чтение от конца света

Сила света фар измеряется фотоэлектрическим устройством, куда луч попадает через отверстие в экране оптической камеры. При измерении силы дальнего света прибор показывает, какая достигается освещенность (минимальная или требуемая).

К оборудованию, предназначенному для контроля состояния приборов сигнализации, следует также отнести:

фотоэлемент с тубусом, который устанавливается на расстоянии 1,5 м от проверяемого прибора и работает в затемненном помещении;

секундомер для определения временных параметров фонаря указателя поворотов;

вольтметр со специальными щупами для измерения падения напряжения в цепях проверяемых приборов. Применение его требует предварительного анализа электрической схемы проверяемого автомобиля.

Прибор K.3Q3 предназначен для проверки и регулировки фар. В данном приборе время на установку оптической камеры соосно с оптической осью фары сокращено за счет того, что оптическая камера смонтирована шарнирно (возможно вращение в горизонтальной плоскости). Прибор передвижной и может быть использован для проверки фар на любой горизонтальной площадке

Для проверки фар автомобиля этим прибором необходимо:

установить тележку прибора перед автомобилем так, чтобы ось камеры с линзой ориентировочно служила продолжением оси рассеивателя проверяемой фары за счет поворота оптической камеры на стойке;

включить фары и по линии пересечения световой плоскости с передней частью автомобиля произвести окончательную коррекцию оптической камеры относительно стойки без перемещения тележки;

зафиксировать положение камеры относительно, гайки;

определить направление светового пучка проверяемой фары по положению светового пятна на экране.

При определении направления светового потока фары экран прибора предварительно настраивают для каждого автомобиля отсчетным диском, на лимбе которого нанесены деления согласно инструкции завода-изготовителя или в зависимости от высоты расположения фар над полом (табл. 24).

Для измерения силы света фар в приборе предусмотрена фотоэлектрическая головка 10. Чувствительный элемент включается нажатием на рычаг шторки экрана 8. Если стрелка миллиамперметра 9 находится в зеленой зоне (40. 100 мА), то фара считается пригодной для эксплуатации.

Прибор ПУР-1 (рис. 2.14) предназначен для регулировки и установки автомобильных фар и подфарников. В корпусе камеры смонтированы линза, система зеркал, контрольный экран со шкалой, горизонтальная управляемая вариатором установочная линия с фотоэлементом и измерительный прибор. Каретка прибора служит для закрепления на ней камеры и перемещения ее в вертикальном направлении.

Установочная штанга, смонтированная на тележке 5 служит для перемещения прибора вдоль продольной оси транспортного средства. Автомобиль следует установить так, чтобы рессоры его получили нагрузку, соответствующую заводским данным. На место, предназначенное для регулировки фар, надо въезжать медленно, чтобы последующая затяжка ручного тормоза не изменила положения рессор. Колеса автомобиля следует установить прямо, параллельно его оси.

Для подготовки устройства необходимо выполнить следующие операции:

закрепить установочную штангу в зажимах тележки;

приставить к передним колесам проверяемого автомобиля буферную раму;

приблизить устройство как можно ближе к фарам так, чтобы оба конца вилки установочной штанги прилегали к буферной раме;

установить в вертикальном положении камеру устройства на такой высоте, чтобы центр фары совпадал с центром линзы камеры;

закрепить камеру, завернув стопорный болт.

Совпадение границы света и тени с нулевой линией экрана при расположении устройства в 10 см от фары соответствует удаленности светового пятна на 10 м. Одно деление шкалы на экране устройства соответствует 2 см на расстоянии 10 м.

При проверке и установке фар в горизонтальной плоскости включают ближний свет и при помощи вариатора, находящегося под экраном, устанавливают горизонтальную установочную линию так, чтобы она совпадала с границей света и тени. Результат измерения определяют по шкале, находящейся на правой стороне экрана. Он должен coответствовать заводским данным для данного автомобиля. В случае расхождения следует отрегулировать установку фары.

При проверке и установке фар в вертикальной плоскости включают дальний свет и рукояткой перемещают устройство влево и вправо, наблюдая одновременно за отклонениями индикаторов измерительного прибора. Светлое пятно должно быть размещено симметрично относительно установочного креста на экране. При правильно установленной фаре максимальное отклонение индикатора должно быть в таком положении, при котором установочная штанга прилегает обоими концами к бамперу. В случае расхождения следует отрегулировать установку фары.

Прибор СЕГ-15 (рис. 2.15). Принцип действия прибора заключается в определении расположения светового пятна на экране оптической камеры и измерении силы светового потока при помощи фотоэлектрического устройства.

Прибор состоит из оптической камеры 3 с фотоэлектрическим устройством 5, закрепленной на стойке 9 с опорной плитой ), и визирного устройства 8. Оптическая камера выполнена в виде металлического корпуса с линзой 2 на передней стенке. На корпусе находится экран 4 с разметкой в виде пунктирных и сплошных линий для грузовых и легковых автомобилей. В верхней части корпуса расположёно смотровое окно для наблюдения за экраном.

В задней стенке корпуса за экраном вмонтирован фотоэлемент, соединенный с электрическим индикатором. Фотоэлемент и индикатор заключены в металлический корпус, на боковой стенке которого находится переключатель. Шкалы электрического индикатора проградуированы для дальнего и ближнего света.

Оптическая камера перемещается штурвалом вертикально по цепи, натянутой вдоль стойки, и закрепляется винтом в требуемом положении. Опорная плита может перемещаться по оси задних колес в пределах ±18 см. На передней оси плиты находится регулировочный винт 13 для настройки симметрии прибора к опорной поверхности.

В верхней части стойки расположена нивелирная рейка б, на которой зажимом 7 крепится визирное устройство 8. Последнее представляет собой пластмассовый разъемный корпус, внутри которого имеются один неподвижный и два подвижных прицела. Подвижность прицелов осуществляется вращением винта с накидной головкой.

Прибор устанавливается перед фарой так, чтобы расстояние между фарами и линзой не превышало 70 см. Допустимое горизонтальное или вертикальное отклонение между серединой фары и серединой линзы до 3 см. При помощи визирного устройства прибор ориентируют параллельно продольной оси автомобиля. Для этого выбирают одну точку на продольной средней линии и две точки, расположенные симметрично продольной оси автомобиля. Путем вращения винта с накидной головкой прорези и мушку одного из боковых направлений прицеливания направляют на выбранную точку, например на внутреннюю кромку фары.

Противоположное направление прицеливания устанавливается при этом автоматически. Прибор подготовлен к процессу установки фары, если все три точки (глаз, прорезь, мушка) образуют одну линию. Для установки второй фары визирное устройство устанавливают на другой стороне нивелирной рейки. Перемещается прибор рукояткой.

Граница между диапазоном «Хорошая освещенность» «Сила света слишком низкая» соответствует значению около 16 лк на расстоянии 25 м на высоте расположения фар. Зеленое поле шкалы индикатора соответствует достаточному освещению, красное — малой силе света.

При измерении силы ближнего света значение ее не должно превышать 1 лк. Этому показателю удовлетворяет зеленое поле. Красное поле указывает на слишкол сильную освещенность. Для измерения дальнего света специальный переключатель устанавливается в верхнел положении, для ближнего — в нижнем.

Читайте также:  Западноевропейская колонизация нового света

В НИИ Автоприборов разработана серия перспективны> приборов для регулировки фар ПРАФ-1, ПРАФ-2, ПРАФ-3 92

Отличительной особенностью этих приборов является использование зеркальной системы ориентации, при помощи которой ориентация производится по плоско линейному изображению симметричных точек кузова на юстировочном зеркале или призме системы ориентации.

Прибор ПРАФ-1 (рис. 2.16, а) состоит из оптической камеры, смонтированной на вертикальном штативе, который и свою очередь установлен на тележке. На оптической камере установлена система ориентации, состоящая из двух зеркал. Оптическая камера имеет возможность перемещаться вдоль штатива с принудительной фиксацией в любом положении. Конструктивное исполнение узла крепления к штативу обеспечивает возможность плавного поворота оптической камеры вокруг штатива.

Прибор устанавливают перед фарой так, чтобы оптическая ось находилась на одной высоте с центром рассеивания. Допустимое отклонение не должно превышать ±10 мм. После этого камеру поворачивают так, чтобы выбранные для ориентации симметричные точки кузова при их визировании через зеркальную систему ориентации совпали с юстировочной линией на зеркале. Сориентированный определенным образом прибор освещают фарой и производят регулировку фар.

Точность ориентации, обеспечиваемая прибором, достигает ±0,25° в вертикальной и ±0,5° в горизонтальной плоскостях, что позволяет использовать широкодиапазонный измерительный прибор и после регулировки проводить измерение абсолютных значений осевых сил света фар и фонарей в предписанном диапазоне.

Прибор ПРАФ-2 (рис. 2.16, б) отличает использование в качестве системы ориентации трехгранной оптической прозрачной призмы, установленной на кронштейне оптической камеры с возможностью поворота вокруг оси параллельной оптической оси камеры реглоскопа. На двух гранях призмы нанесены совпадающие при ортогональном проецировании юстировочные линии.

При работе с прибором кронштейн системы ориентации устанавливают так, чтобы призма располагалась над выбранными для ориентации точками кузова. Затем, поворачивая одновременно призму и оптическую камеру, добиваются положения, при котором эти точки визируются на грани призмы по одной линии. После чего проводят соответственно регулировку и измерение силы света.

Прибор ПРАФ-3 серийно выпускаемый. Октябрьским экспериментально-опытным заводом (рис. 2.16, в), также имеет зеркальную систему ориентации, но выполненную в виде одного зеркала, расположенного на кронштейне, соединенном со штативом в верхней его части. Зеркало снабжено юстировочной линией, перпендикулярной оси оптической камеры, и смонтировано с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси.

Оптическая камера сопряжена с профильной направляющей штатива через приспособление, обеспечивающее поворот оптической камеры при ее перемещении на угол, нормированный по высоте установки фары,

где Н — высота установки фары; а — нормированный угол установки фары в соответствии с требованиями безопасности движения.

Ориентация прибора осуществляется по симметричным точкам кузова, визируемым на юстировочной линии зеркала место оператора сзади оптической камеры. Процесс измерения силы света и диапазон аналогичны приборам ПРАФ-1, ПРАФ-2.

Прибор обладает максимальной из известных приборов точностью, обеспечиваемой за счет принудительной фокусировки пучка ближнего света при повороте оптической камеры, и более высокой производительностью, так как при проведении регулировки и диагностирования фар различных типов автомобилей фотоэлемент занимает предписанное положение автоматически.

Зеркальный тип системы ориентации, аналогичный прибору ПРАФ-3, получил широкое распространение в последние годы и используется рядом фирм в современных приборах «Эфле-50», -51 («Бош», ФРГ), «Лютекс-7535» (Чехословакия), «Искра» (СФРЮ).

Схема регулировки фар

а — наружные фары;
б — внутренние фары;
1 — горизонтальная линия, соответствующая центрам фар;
2 — линия, проходящая через центры световых пятен;

А и В — вертикальные линии, соответствующие центрам наружных фар;

С и Е — вертикальные линии, соответствующие центрам внутренних фар;

О — осевая линия;

h — расстояние центров фар от пола.

Правильность регулировки фар проверяем по расположению световых пятен на экране (см. рисунок).

Проверяем и регулируем фары на ровной горизонтальной площадке. Экраном может послужить лист фанеры (приблизительно 1,0 м высотой и 1,7-2,0 м длиной), светлая стена здания, ворота и т.п. Полностью заправленный автомобиль с домкратом, инструментом и запасным колесом, закрепленными на штатных местах, ставим перпендикулярно экрану на расстоянии 5 м между ним и фарами. Проверяем и при необходимости доводим до нормы давление в шинах. Сажаем помощника на место водителя. Чтобы кузов принял правильное положение относительно колес, качаем автомобиль за крыло. Начинаем регулировку с наружных фар. Мелом размечаем экран, как изображено на рисунке а. Расстояние между нанесенными на экране метками, соответствующими центрам наружных фар, должно быть 1180 мм.

Одну из наружных фар закрываем куском картона или ткани и включаем ближний свет.

Крестообразной отверткой, вращая регулировочный винт, расположенный над фарой, совмещаем горизонтальную границу пучка света с нижней линией на экране.

Рамки фар имеют специальные выемки для доступа к регулировочным винтам. Если один из винтов оказался закрыт — снимаем рамку (см. Замена решетки радиатора).

Вращая второй регулировочный винт, расположенный, если смотреть по ходу автомобиля, справа от правой фары (слева от левой), совмещаем место излома пучка света (место пересечения горизонтальной и наклонной границ) с вертикальной линией центра фары на экране.

Так же регулируем наружную фару с другой стороны автомобиля.

Размечаем экран, как показано на рисунке б. Расстояние между нанесенными на экране метками, соответствующими центрам внутренних фар, 840 мм. Закрываем наружные фары картоном или тканью и включаем дальний свет фар. Попеременно закрывая внутренние фары и вращая регулировочные винты, выставляем центра пучков света, как изображено на рисунке. Винт над фарой изменяет положение пучка по вертикали.

. а слева — по горизонтали.

Регулировать фары лучше в темное время суток либо в пасмурную погоду.

Регулировка света противотуманных фар. Общие сведения

Разметка экрана для регулировки противотуманных фар

Разметить экран определенным образом, при этом линию центров фар M наносить на экране на расстоянии h, равном высоте расположения центров противотуманных фар над уровнем пола. Расстояние h необходимо измерять на снаряженном автомобиле с дополнительной массой, равной 70 кг, на середине заднего сиденья. Топливный бак должен быть заполнен.

1. Расстояние Х от центра фары до середины автомобиля измеряется на автомобиле.

2. Проверить и при необходимости довести до нормированного давление в шинах.

3. Установить автомобиль на горизонтальную площадку перпендикулярно экрану на расстоянии 10 м. При этом продольная плоскость симметрии автомобиля должна проходить по линии 0 на экране.

4. Включить противотуманные фары.

5. Направление светового пятна регулировать для каждой противотуманной фары отдельно. Другую фару во время регулировки закрыть непрозрачным материалом (или одеть защитный колпак).

6. Поворачивая регулировочный винт, выставить фары так, чтобы центр светового пучка находился на пересечении линий N и A (B) (свет противотуманных фар регулируется только по высоте).

Источник

Adblock
detector