Меню

Проектирование освещения железнодорожных путей



Освещение железнодорожных путей

Фактор безопасности выступает главным условием освещения железнодорожных путей. Такая особенность определяется большим количеством работников, постоянно присутствующих на объектах железнодорожной инфраструктуры. Грамотно спроектированная и качественно выполненная система освещения снижает травматизм и обеспечивает требуемый уровень безопасности.

Требования к освещению железнодорожной инфраструктуры

Основными параметрами освещения железнодорожных путей, которые регламентируются ГОСТ 54984-2012 и ОСТ 32.120-98, выступают освещенность конкретных участков, равномерность распределения света и показатель ослепленности.

Основной особенностью освещения железнодорожных станций выступает тот факт, что наличие на путях подвижного состава определяет особые требования к освещению пространства между путями. На этих участках недопустимо наличие глубоких резких теней, к формированию которых добавляется отсутствие отраженного светового потока.

Территории железной дороги и способы их освещения

Железнодорожные объекты инфраструктуры и прилегающие к ним территории разделяются на две основные группы:

грузовые, сортировочные и пассажирские участки станций, где большая часть путей используется для прохождения и стоянки подвижного состава;

территории не занимаемые подвижным составом — горки, складские комплексы, пространства стрелочных переходов, платформы для пассажиров.

Для первой группы освещаемых территорий источники света размещаются на жестких или гибких поперечинах контактной сети, а также на П-образных металлических порталах с железобетонными опорами. Данный способ обеспечивает высокое качество света с минимальным коэффициентом затемнения, но требует сложной системы обслуживания светильников в виде трапов, лестниц и ограждений, являющихся составной частью опорных конструкций.

Для второго перечня территорий в качестве основания для осветительных приборов используются металлические опоры или мачты различной высоты и конструкции. Обслуживание данных источников света производится с помощью специальных машин.

Светодиодные источники света и их преимущества

Железная дорога является крупнейшим потребителем электроэнергии, а освещение железнодорожной инфраструктуры входит составной частью в перечень расходов на энергоресурсы.

Применение LED источников света позволяет самым существенным образом сократить эту статью затрат, а долговечность светодиодных светильников снизит эксплуатационные расходы.

сильный уровень вибраций железнодорожных путей, связанный с прохождением тяжелых составов, определяет повышенные требования к вибрационной устойчивости источников света. Светодиодные светильники данному требованию соответствуют в полной мере;

высокий индекс цветопередачи не накладывает ограничений на использование светодиодов, в отличии, например, от натриевых ламп высокого давления, применение которых на железной дороге запрещено;

широкий спектр моделей светильников, от точечных источников света до распределенных систем освещения, полностью перекрывает весь круг решаемых задач для всех железнодорожных объектов;

высокая отдача светового потока светодиодных приборов освещения на один ватт подведенной мощности дает возможность существенно снизить расходы на монтаж осветительных сетей;

грамотный выбор диаграмм направленности (кривых силы света) светильников позволяет добиться требуемого нормативными документами показателя ослепленности.

Приемлемые цены, самый широкий в этом сегменте рынка ассортимент и опыт проектирования сложных систем дают нашим клиентам возможность не только купить светодиодные источники света, но получить услуги полного цикла — от проекта до запуска в эксплуатацию.

Источник

Проектирование освещения железнодорожных путей

ГОСТ Р 54984-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Нормы и методы контроля

Outdoor lighting of railway objects. Requirements and methods of control

Дата введения 2013-01-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Читайте также:  Разделы проектов по электроснабжению освещение

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы наружного освещения объектов, искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта и методы их контроля.

Настоящий стандарт не устанавливает нормы наружного освещения железнодорожных пунктов пропуска приграничных станций и нормы охранного освещения при применении технических средств охраны (систем телевизионного наблюдения, средств охранной, пожарной, охранно-пожарной сигнализации и систем ограничения доступа).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения

ГОСТ Р 54350-2011 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 54814-2011/IEC/TS 62504:2011 Светодиоды и светодиодные модули для общего освещения. Термины и определения

ГОСТ Р 54944-2012 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 8.332-78 Государственная система обеспечения единства измерений. Световые измерения. Значения относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения

ГОСТ 15049-81 Лампы электрические. Термины и определения

ГОСТ 16703-79 Приборы и комплексы световые. Термины и определения

ГОСТ 26148-84 Фотометрия. Термины и определения

СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 54814, ГОСТ Р 53431, ГОСТ 15049, ГОСТ 16703 и ГОСТ 26148, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 аварийное освещение: Освещение, предусматриваемое в случае выхода из строя питания рабочего освещения.

3.1.2 владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора [1].

3.1.3 владелец железнодорожного пути необщего пользования: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта [1].

3.1.4 дежурное освещение: Освещение в нерабочее время.

3.1.5 железнодорожная станция: Пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами [2].

3.1.6 железнодорожные пути необщего пользования: Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд [1].

3.1.7 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование [1].

3.1.8 коэффициент запаса; (для наружного освещения): Расчетный коэффициент, учитывающий снижение освещенности в процессе эксплуатации осветительной установки вследствие загрязнения и невосстанавливаемого изменения отражающих и пропускающих свойств оптических элементов осветительных приборов, спада светового потока и выхода из строя источников света.

3.1.9 местное освещение: Освещение, дополнительное к общему, создаваемое осветительными приборами, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.

3.1.10 осветительный прибор со светодиодами: Осветительный прибор, в котором в качестве источника света используют светодиоды.

Читайте также:  Расчет количества точек освещения

3.1.11 освещение рабочее наружное: Освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) для обеспечения безопасности движения поездов, работников железнодорожного транспорта и пассажиров.

3.1.12 общее освещение: Освещение, при котором рабочие и соседние с ним поверхности освещаются осветительными приборами, расположенными на опорных и поддерживающих конструкциях.

Примечание — К опорным конструкциям относят осветительные мачты, опоры, порталы; к поддерживающим — кронштейны в комплекте с опорами и настенные, гибкие поперечины.

3.1.13 освещение комбинированное: Освещение, при котором к общему освещению добавляют местное.

3.1.14 охранное освещение: Освещение (при отсутствии специальных технических средств охраны), предусматриваемое вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время.

3.1.15 показатель ослепленности; Р: Критерий оценки слепящего действия осветительной установки.

3.1.16 пешеходный переход через железнодорожные пути: Специально оборудованное место, пересекающее железнодорожные пути, обозначенное знаками и предназначенное для перехода пешеходов.

3.1.17 равномерность распределения освещенности: Отношение минимальной освещенности к максимальной.

3.1.18 рабочая поверхность: Поверхность, на которой проводят работу и нормируют или измеряют освещенность.

3.1.19 резервное освещение: Вид аварийного освещения для продолжения работы в случае отключения рабочего освещения.

3.1.20 световая отдача источника света: Отношение излучаемого источником светового потока к потребляемой им мощности.

3.1.21 светодиод: Полупроводниковый прибор с p-n переходом, испускающий некогерентное видимое излучение при пропускании через него электрического тока.

[ГОСТ Р 54814, статья 3.22]

3.1.22 фон: Поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается.

Примечание — Фон считают светлым — при коэффициенте отражения поверхности более 0,4; средним — при коэффициенте отражения поверхности от 0,4 до 0,2 и темным — при его значении менее 0,2.

3.1.23 эвакуационное освещение: Вид аварийного освещения для эвакуации людей или завершения потенциально опасного процесса.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ДРЛ — лампа дуговая ртутная высокого давления;

МГЛ — лампа металлогалогенная;

НЛВД — лампа натриевая высокого давления;

ОП — осветительный прибор;

ПТО — пункт технического обслуживания;

СЦБ — сигнализация, централизация и блокировка;

ТО — техническое обслуживание;

ТР — текущий ремонт.

4 Классификация и общие требования к видам освещения

4.1 Наружное освещение классифицируют по следующим видам:

— рабочее (общее и местное);

— аварийное (резервное и эвакуационное);

— охранное;

— дежурное.

4.2 Рабочее освещение, в зависимости от путевого развития и конфигурации освещаемой территории, проектируют в виде систем:

— общего равномерного освещения, когда ОП равномерно рассредоточены по освещаемой территории (на ригелях жестких поперечин, опорах и осветительных мачтах малой и средней высоты, гибких поперечинах);

— высокомачтовой (заливающего света), когда ОП сконцентрированы в небольшом количестве на опорах или осветительных мачтах высотой более 16 м, находящихся на значительных расстояниях друг от друга (на горочных и стрелочных горловинах сортировочных парков и других территориях станций);

— смешанной, состоящей из системы общего равномерного освещения и высокомачтовой.

4.3 На территориях, где норма освещенности для отдельного участка (рабочего места) выше нормы освещенности системы общего освещения, следует применять систему комбинированного освещения.

Примечание — Местное освещение включают на время выполнения соответствующих работ с помощью отдельных ОП, расположенных недалеко от рабочего места.

4.4 В железнодорожных тоннелях следует предусматривать резервное освещение, обеспечивающее норму освещенности на уровне головок рельсов и в сервисных штольнях не менее 1 лк (как и при рабочем освещении).

Резервное освещение в соответствии с СП 5213330* (пункт 7.110) должно обеспечивать 50% нормы освещенности через 15 с после нарушения питания рабочего освещения и 100% нормы освещенности через 60 с.
______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: СП 52.13330, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

4.5 Эвакуационное освещение предусматривают в соответствии с СП 5213330 (пункты 7.104-7.106).

4.6 Охранное освещение предусматривают в тех случаях, когда в течение продолжительного ночного времени работы можно не производить, или требуется охрана участка производства работ и/или охрана коммерческих грузов.

4.7 Охранное освещение при отсутствии специальных технических средств охраны должно обеспечивать в соответствии с СП 5213330 (пункт 7.122) норму освещенности не менее 0,5 лк на уровне земли в горизонтальной плоскости или на уровне 0,5 м от земли на одной стороне вертикальной плоскости, перпендикулярной к линии границы.

Читайте также:  Цоколи ламп освещения салона

4.8 Общие требования к осветительным установкам приведены в приложении А.

5 Нормы освещения

Территории и искусственные сооружения

Число чисток ОП в год, не менее

Сортировочные и грузовые станции, склады сыпучих и навалочных грузов, площадки для экипировки электровозов и тепловозов, позиции очистки полувагонов и крытых грузовых вагонов в ПТО, подземные железнодорожные тоннели

Остальные железнодорожные объекты

1 Значения коэффициентов запаса приведены для любых источников света.

5.2 Нормы освещенности должны быть не ниже значений, установленных в таблицах 2-14. Нормы освещенности приведены в точках ее минимального значения на рабочей поверхности для любых источников света.

5.3 Нормы освещенности открытых территорий пассажирских и пассажирских технических станций должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Пути (парки) приема и отправления поездов пассажирских и пассажирских технических станций

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

2 Островки безопасности для осмотрщиков вагонов, принимающих поезда сходу

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки

От уровня верха головок рельсов до 1,5 м по боковой стенке вагона

3 Пути осмотра и технического обслуживания пассажирских поездов в пунктах формирования и оборота

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

4 Пути безотцепочного ремонта, снабжения вагонов топливом, заправки водой, внутренней уборки и экипировки вагонов

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки

5 Стрелочные горловины в местах работы дежурных стрелочных постов

На уровне верха головок рельсов

6 Пути и стрелочные горловины, маневровые зоны пассажирских и пассажирских технических станций

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

7 Пути (парки) отстоя сформированных пассажирских составов и отдельных вагонов

8 Специализированные ремонтные пути в пунктах формирования оборота и ПТО

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки

9 Смотровые канавы на открытых путях

На уровне различно ориентированных рабочих поверхностей подвагонного оборудования

Норма освещенности на путях, свободных от подвижного состава, и в междупутье при наличии подвижного состава на смежных путях.

Норма освещенности должна быть обеспечена боковым освещением, при котором световой поток ОП направлен на боковые стенки вагонов.

Для обеспечения нормы освещенности труднодоступных мест необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В.

Норма освещенности при условии отсутствия работ по ТО и ТР.

Светильники устанавливают в специально предназначенных для этого нишах.

Светильники по типу светораспределения в зоне слепимости должны соответствовать ГОСТ Р 54350.

5.4 Нормы освещенности открытых территорий грузовых станций должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 3.

Таблица 3

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Приемо-отправочные и сортировочные пути (парки) и горловины, вытяжные и подъездные пути грузовых и припортовых станций

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

2 Выставочные пути для отстоя вагонов, ожидающих подачи на грузовые пункты

3 Открытые механизированные склады

На уровне земли (настила)

4 Погрузочно-выгрузочные пути, площадки (грузовые фронты)

5 Погрузочно-разгрузочные эстакады

На уровне настила эстакады

6 Повышенный путь (выгрузочная эстакада)

На уровне верха головок рельсов, настила эстакады

7 Весовые пути и вагонные весы (при погрузке и выгрузке навалочных и насыпных грузов)

Вдоль оси пути против весовой будки на уровне от 1 до 3 м от уровня верха головок рельсов

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

8 Склады и базы нефтепродуктов, резервуарные парки

На уровне земли

9 Железнодорожная сливо-наливная эстакада

На уровне настила эстакады, переходного трапа

10 Погрузочно-выгрузочные пути перевалочных станций, осуществляющих перегрузку из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

11 Контейнерные площадки, терминалы

На уровне земли, площадки

12 Открытые склады тяжеловесных грузов, негабаритных, длинномерных и крупногабаритных грузов

Источник