Меню

Проект требования архитектурное освещение



Проект требования архитектурное освещение

Назначение архитектурного освещения

Виды архитектурной подсветки

  • Локальное, или локализованное. Позволяет выгодно выделить декоративно-пластические или тектонические характеристики здания, а также элементы благоустройства: газоны, подпорные стенки, цветники и пр. Для создания локальной подсветки осветительные приборы устанавливают непосредственно на фасаде зданий.
  • Акцентирующее. Необходимо, чтобы обратить внимание на ключевую деталь объекта, к примеру, элемент. Это достигается за счет увеличения освещенности или выделения светом другого цвета на фоне окружения.
  • Контурное. Один из вариантов световой графики, который направлен на проявление силуэтного рисунка объекта. С помощью линейных светильников выделяют грани и углы здания.
  • Светящийся фасад. Подобный прием используют на светопропускающих фасадах, чаще стеклянных. Осветительные приборы ставят внутри и направляют их на стекло.
  • Фоновая заливка. Общий силуэт здания затемняется за счет направления пучка света с заднего плана. Это позволяет подчеркнуть очертания объекта.

Общие требования к архитектурному освещению

Проектирование архитектурной подсветки происходит в комплексе с разработкой освещения автомобильных дорог общего пользования. В процессе используют следующие нормативные документы:

  • ГОСТ Р 54350;
  • ГОСТ 14254;
  • ГОСТ Р 522398.

Основные требования и нормы наружного архитектурного освещения городских объектов:

  • Равномерность яркости для заливающей подсветки в пределах освещаемого фасада (UL) составляет 0,3 для фасадов с одноцветной и гладкой поверхностью, 0,2 – с рельефной и многоцветной поверхностью.
  • Полуцилиндрическая освещенность центральных аллей – не менее 2 лк по оси аллеи.
  • Коррелированная цветовая температура (КЦТ) для объектов с «холодно-белыми» оттенками поверхностей составляет 4000-6000 К, с «тепло-белыми» цветами – 2200-3500 К.
  • Полихромные объекты должны освещаться источниками света с общим индексом цветопередачи (Ra) не менее 80.
  • Для создания архитектурной подсветки можно использовать осветительные приборы со степенью защиты от окружающей среды не ниже IP
  • Светильники с мощностью более 150 Вт должны быть оборудованы светоэкранирующими устройствами либо установлены так, чтобы не находиться в поле зрения водителей по направлению их движения. Если такие приборы будут находиться на земле или на уровне, где к ним может прикоснуться человек, их необходимо оснащать декоративными защитными кожухами.

Используемые светильники

В архитектурной подсветке используют практически все существующие осветительные приборы, но особую популярность приобрели светодиодные светильники. В отличие от других видов, они могут работать при любых климатических условиях, поскольку имеют абсолютно герметичный корпус.

LED-светильники на 100% пожаробезопасны, а также имеют нужный стандарт защиты – от IP65. К плюсам подобных приборов также относят экономичность и простоту обслуживания, что значительно снижает затраты на поддержание подсветки в нормальном состоянии. Для создания уникальных концепций иллюминации используют разные светильники:

Разработка концепции архитектурной подсветки

Для создания концепции сначала изучают особенности здания и улицы, на котором оно находится. Учитываются следующие факторы:

  • наличие рекламных баннеров;
  • значимость проспекта или улицы, ее расположение в городе;
  • наличие на фасаде архитектурных деталей;
  • характер утилитарного освещения улицы;
  • расположение здания и его стилистику;
  • строительные и отделочные материалы объекта;
  • назначение здания (офис, торговый центр, государственное учреждение и пр.)

В концепции предусматривают 2 режима работы архитектурной подсветки: повседневный и праздничный. Для каждого из них прописывают приемы освещения и используемые светильники. Чтобы наглядно представить концепцию, на панораму здания или улицы накладывают визуализацию освещения. Это позволяет скорректировать концепцию и прийти к окончательному решению в отношении иллюминации.

Источник

Разработка проекта архитектурного освещения: этапы, особенности и нюансы

Сегодня архитектурно-художественная подсветка служит своеобразной «обложкой» сооружения, по которой прохожие будут судить все сооружение. Именно поэтому современные мегаполисы по вечерам светятся тысячами огней, заливая светом все пространство. Здесь прекрасно сочетаются подсветка зданий, уличное освещение, рекламные щиты. Все это создает определенную гармонию, без которой человечество существовать уже не может.

Что такое архитектурная подсветка и каковы ее задачи?

Четкого определения, что такое архитектурно-художественное освещение, конечно же, нет. Да и задаваться этим вопросом не стоит. Можно лишь сказать, что такого рода подсветка является прекрасным способом подчеркнуть красоту здания, выделив его основные моменты. Главное все же понять, какие задачи решает она, и как добиться высокого результата.

В первую очередь художественная подсветка дает возможность создать композицию, подчеркнув преимущества сооружения и придать ему индивидуальность. Для решения этой задачи специалисты используют искусственные источники освещения, которые сейчас широко представлены на рынке.

Ассортимент осветительных устройств практически стирает рамки, позволяя дизайнеру максимально точно воспроизвести архитектурный образ c помощью света. Кроме того, композиция может быть максимально функциональной, хотя в большинстве случаев эта составляющая является второстепенной.

Проект — как фундамент грамотной архитектурной подсветки

Оценить художественную подсветку достаточно сложно. В этой сфере понятие «качество» и «красота» являются довольно условными, так сказать, делом вкуса. Поэтому, светодизайнеры пытаются ориентироваться на свой опыт, навыки, а также вкус заказчика. Как понять, что подсветка будет одобрена клиентом и действительно украсит здание? Очень легко — нужно лишь изучить проект.

Современные компьютерные средства дают возможность максимально реалистично воспроизводить композицию, которая получится после проведения монтажных работ. Проект освещения позволяет ознакомиться с результатом задолго до их начала, а главное вовремя внести необходимые коррективы. В процессе может также поучаствовать и заказчик. Научный прогресс шагнул далеко, увидеть еще несуществующую «картинку» можно с помощью компьютерных программ.

С чего начинается создание проекта?

Отправной точкой при разработке проекта освещения является осознании задачи и знакомство с объектом. Начать нужно с изучения следующих пунктов:

  • назначение, режим функционирования здания;
  • градостроительная ситуация в районе объекта;
  • технические возможности при создании освещения;
  • срок разработки проекта;
  • бюджет.

После изучения и анализа вышеуказанных пунктов проектировщик может переходить к непосредственной разработке проекта, где основными этапами считаются выбор источника света и осветительных устройств, проведение расчетов.

Читайте также:  Оптимальный коэффициент естественного освещения зуботехнической лаборатории

Нормирование подсветки и выбор источников света

Под нормированием освещения понимается определение параметров. Так, при слабом освещении объекта он будет теряться на фоне других сооружений, а при слишком сильном — выглядеть аляповато, создавая проблему для водителей транспортных средств, жителей соседних зданий, да и просто прохожих.

Избежать этого поможет грамотное определение яркости фасада в целом и его акцентируемых элементов. Все это регламентируется стандартами и правилами при разработке проектов архитектурного освещения, действующими на территории РФ.

Отталкиваясь от указанных стандартов светодизайнеры производят выбор источников света. Основными критериями здесь являются мощность, размеры, светоотдача, цветопередача, дополнительные возможности (регулировка, работа при сложных климатических условиях) и цена. Нужно отметить, что даже высокая стоимость современных осветительных приборов с лихвой компенсируется их эксплуатационными параметрами и долговечностью.

Большой популярностью сейчас пользуются диодные осветительные приборы. Они отличаются универсальностью: могут применяться как при создании подсветки локальных элементов, так и для «заливки» всего объекта.

Серьезную конкуренцию диодным приборам составляют разрядные источники света. Данная группа представлена сразу несколькими видами ламп:

  • натриевые — характеризуются хорошей светоотдачей, долговечностью, при этом невысокий показатель цветопередачи и красноватый оттенок немного сужают их сферу использования;
  • люминесцентные. В первую очередь они славятся повышенной цветопередачей, светоотдачей, чувствительностью потока в плане регулировки. Отдельного внимания заслуживают варианты трубчатого типа, часто применяемые для линейных светильников заливающего света;
  • ртутные. Сравнительно недорогие устройства, отлично подходящие для освещения элементов ландшафтного дизайна и вспомогательной подсветки;
  • металлогалогенные. Популярный вариант, который помимо других свойств выгодно отличается диапазоном мощностей.

Возможность выбрать конкретный тип лампы для решения определенной задачи очень ценится светодизайнерами и делает разрядные источники лидерами в данном сегменте рынка.

Выбор расположения приборов

Расстановка светотехнического оборудования такая же важная составляющая, как и выбор приборов. При выполнении данного этапа дизайнер должен проанализировать как параметры осветительных приборов (тип, мощность), так и особенности сооружения. К

ак правило, устройства для заливающего освещения монтируются на отдельных опорах либо на объектах, расположенных рядом. Также, популярным решением считается установка приборов на специальных кронштейнах, закрепленных прямо на сооружении.

Локальное освещение зачастую располагается около того элемента, который оно выделяет. При больших размерах элемента прибор может выноситься на опору, роль которой играет выступающая часть, например, лоджия.

Общие правила размещения архитектурно-художественной подсветки выглядят следующим образом:

  • необходимо обеспечить удобство установки устройств и их техобслуживания в будущем;
  • нужно предусмотреть техническую возможность подведения к устройствам электропитания;
  • требуется гарантия того, что осветительное оборудование будет абсолютно безопасным для людей, находящихся в здании и за его пределами.

Светотехнический расчет и установка оборудования

Под светотехническим расчетом художественной подсветки здания понимается создание модели с помощью компьютерных технологий. Данный процесс позволяет проверить соответствие проекта действующим правилам и подкорректировать проект. Спецпрограмма сможет наглядно показать ошибки дизайнера, связанные со слишком интенсивной подсветкой, нежелательными затенениями.

Итогом такого расчета является перечень необходимых устройств и окончательная схема их местоположения, а также геометрия вспомогательных конструкций.

Последним этапом создания проекта архитектурного освещения выступает разработка схемы электроустановки. Для всех групп приборов предусматривается сеть питания, разрабатывается схема прокладки кабеля и выбираются способы управления.

Источник

Архитектурное освещение – нормы и секреты монтажа

Архитектурно-художественное освещение, в последнее время приобретает все большую популярность. Его используют для подсветки не только исторических и культурных зданий, но и для офисных и торговых центров, жилых домов, садовых и парковых зон — и даже производственных зданий.

Такой тип освещения способен преобразить самое унитарное здание. Здесь, главное, правильно его смонтировать и настроить.

И вот с этим аспектом, у наших доморощенных светоинженеров далеко не все так хорошо. Поэтому в нашей статье мы постараемся раскрыть основные нормы и правила создания качественного архитектурного освещения.

Требования, предъявляемые к архитектурному освещению

Прежде чем разбираться, как правильно организовать архитектурное художественное освещение давайте, разберемся с теми аспектами, от которых мы будем отталкиваться при его проектировании. Ведь правильное определение условий — это уже половина победы.

Одним из самых важных параметров при выборе освещения, является расположение дома. А также, имеет значение расположение смежных зданий, наличие габаритных зеленых насаждений, интенсивность движения транспорта в прилегающей зоне. Почему нам это важно?

Например: рядом с нашим зданием расположено однотипное или отличное здание, уже оборудованное системой подсветки. Значит, нам необходимо будет подстраиваться под его цветовую гамму, стилистику оформления освещения, и учитывать его отраженное освещение.

В противном случае, наша подсветка дома просто выбьется из архитектурного ансамбля, и будет выглядеть бельмом. Если же соседнее здание не имеет подсветки, то нам все равно следует учитывать его цветовое оформление, затеняющее воздействие — и, возможно, отражающее влияние.

Наличие габаритных зеленых насаждений, несколько ограничивает нас в геометрии расположения светильников. А в некоторых случаях, для создания целостного ансамбля, требует и их светового оформления.

Наличие транспорта и пешеходных зон вблизи дома, накладывает на нас определенные обязательства. В частности, ослепляющего эффекта от нашего освещения не должно быть. И это касается не только подсветки фасада, но и любого другого декоративного освещения нашего ансамбля.

Очень важным аспектом является угол и зона обзора нашего здания. Для этого вычисляется линия наиболее вероятного угла зрения человека при осмотре данного здания. Ведь согласитесь, дом, который будут осматривать с расстояния в 100 – 300 метров, требует совершенного другого подхода, чем здание, на которое будут смотреть с расстояния в километр и более.

Читайте также:  Освещение во дворах гост

При этом, если у нашего здания есть участки фасада, не просматриваемые зрителем, то их можно и вовсе не освещать — либо снизить интенсивность их освещения. Между прочим, цена такой экономии для отдельных зданий, может быть весьма и весьма существенной.

Очень важным аспектом является материал и цвет отделки фасада здания. Различные материалы обладают неодинаковым коэффициентом отражения. Поэтому требуется соблюдать правильный угол падения света, что в свою очередь отражается на общей структуре светового оформления.

Нормы и правила архитектурного освещения зданий

Теперь, давайте рассмотрим каждый из этих аспектов более подробно, с указанием норм и правил, предъявляемых к каждому из них. Кроме того, изучим рекомендации, которые дают нормативные документы к различным объектам.

Прежде всего, рассмотрим вопрос: «Почему нормы архитектурного освещения так требовательно относятся к расположению здания?».

Допустим, есть два здания: одно из них располагается на центральной улице крупного города, второе — в загородном дачном поселке. Интенсивность освещения для этих зданий должна быть разная. Ведь в загородном населённом пункте, фоновая освещенность на порядок ниже.

Исходя из этого, в СНиП 23-05-95 была разработана классификация улиц и площадей по фоновой освещенности. Данная классификация сведена в табл.37 нормативного документа.

Согласно нее, освещенность фасада дома в крупном городе должна быть 10 кд/м 2 . Освещение же фасада загородного дома может быть всего 4 кд/м 2 .

Если не придерживаться этих норм, здание в центре города будет слишком блеклым, а дом в загородном поселке, будет иметь слишком яркое освещение.

Еще один аспект, на который мы бы советовали обратить внимание — это окружающее пространство. Если рядом с нашим домом расположено здание со значительными площадями остекления, из которого струится освещение, то это следует учесть при расчетах.

В этом случае, независимо от категории улицы, яркость фона следует принимать более 5 кд/м 2 . Соответственно, средняя освещённость нашего фасада должна быть не меньше 10 кд/м 2 .

Обратите внимание! На освещение витрин магазинов не распространяются нормы по освещению фасадов. Для них действуют другие нормативы по максимальной освещенности, которые, кстати, тоже зависят от категории места расположения.

Так же мы рассматривали случай, когда наше здание затенено растительностью. Она значительно снижает яркость фона. Поэтому, независимо от расположения здания, нам в этом случае нужно будет достичь средней освещенности в 4 кд/м 2 .

Еще один вопрос, на котором следует заострить внимание — это точка обозрения здания. Согласно СНиП 23-05-95, если она расположена на расстоянии в 1км и более, то допускается увеличивать среднюю освещенность здания до необходимой величины.

Теперь, что касается угла падения света. Практически все поверхности зданий относятся к так называемым, диффузным поверхностям (с рассеянным отражением света). При угле падения света в 45 о, они по-разному отражают свет — и это следует учитывать при проектировании.

Если у нас имеется гладкая поверхность фасада, покрытая полимерными красками, то мы имеем диффузное отражение света.

В этом случае, свет отражается равномерно во всех направлениях.

Для гладких матовых поверхностей – таких, как шлифованный гранит, мрамор, травертин, неглазурованная плитка, гладкий бетон и тому подобное, отраженность будет направленно-рассеянной.

То есть, в данном случае большая часть отраженного света, будет распределяться по направлению зеркальной отраженности. Меньшая часть света, будет отражаться под другими углами.

Если имеется фасад с матовой офактуренной или шероховатой поверхностью, например: оштукатуренный полимерцементным составом с мелкозернистым наполнителем, то такая поверхность так же даёт направленно-рассеянное отражение света.

Только в этом случае, большая часть отраженного света направлена к источнику.

Если фасад имеет шероховато-блестящую поверхность, например: облицован тесанным гранитом, кварцевым песком или стеклом, то он дает направленно-рассеянное отражение.

Но в этом случае, инструкция говорит нам о том, что отражение будет распределяться примерно поровну между направлением к источнику света и его зеркальным отражением.

Последним вариантом, является фасад с гладкой блестящей поверхностью.

Она может быть получена при использовании шлифованного мрамора, гранита или глазурованной облицовочной плитки.

В этом случае, отражение света будет смешанным со значительными бликами по направлению к зеркальной отлаженности.

Но это еще не все. Как известно, отраженность зависит еще и от цвета облицовки. Так, согласно таблице 38 СНиП 23-05-95, белый цвет дает коэффициент отражения равный 0,6. А черный цвет имеет коэффициент отражения менее 0,15.

Виды и секреты архитектурного освещения

Ну вот, мы и определились с основными нормами и аспектами фасадного освещения. Но это ни на йоту не приблизило нас к ответу на вопрос, как его правильно организовать. Поэтому давайте рассмотрим его основные виды, и раскроем небольшие секреты его монтажа.

Виды архитектурного освещения

Освещение архитектурное может быть нескольких видов: равномерное, комбинированное, контурное, внутреннее и декоративное.

Некоторые из этих видов, в различных источниках имеют различные названия, но это не меняет их сути:

  • Наиболее распространенным, является так называемое равномерное, или как его еще называют: заливное освещение. Оно предполагает равномерное освещение всего фасада дома по всему периметру. В некоторых случаях, применяется равномерное освещение части фасада дома.

Обратите внимание! Для данного типа освещения, существует норма по равномерности освещения. Так, перепад между средним уровнем и уровнем освещенности наиболее затененного участка, не должен превышать показатель 1/3.

  • Комбинированным называется освещение, когда имеется равномерное освещение фасада, а отдельные элементы имеют более яркое освещение. В некоторых случаях, отдельные элементы наоборот затемняются.

  • Контурным называется освещение, когда фасад дома имеет подсветку только по контуру. Иногда применяется частичное контурное освещение, когда подсвечивается контур только одного элемента дома. Обычно это контур крыши, но здесь возможны варианты. Кстати, контурное освещение иногда используют в комплексе с системой охранного освещения.
Читайте также:  Освещение производственного помещения гост

  • Иногда применяется внутреннее освещение фасада. Казалось бы, это не совместимые понятия. Но за счет специально спроектированного включения внутреннего освещения, на фасаде дома можно создавать световые рисунки.

Внимание! При наличии определенных средств автоматизации управления внутренним освещением, можно добиваться изменения светового рисунка в течение определённого времени. Такое решение имеет смысл только для многоэтажных зданий с большим количеством световых проемов, и обычно используется только как временное решение.

  • Декоративным освещением фасада дома называется такой тип освещения, когда при помощи специальных наружных светильников или других световых устройств, на фасаде изображается определенный орнамент. Данный тип освещения достаточно сложно организовать своими руками, и для получения качественного результата требует специального оборудования. Поэтому в большинстве случаев так же является временным.

Секреты архитектурного освещения

А вот теперь пришло время поговорить о том, как правильно выполнять монтаж архитектурного освещения. Ведь дело это достаточно непростое, и требует знания многих нюансов, которые мы и попробуем раскрыть в нашей статье.

Прежде всего, давайте остановимся на местах расположения светильников. Это могут быть специальные ниши ниже уровня земли. В этом случае, следует побеспокоиться о качественном водоотведении, и соответствующем уровне влагозащищенности светильников.

Могут быть светильники, установленные на уровне земли. Обычно их монтируют на специальные бетонные или железные пьедесталы. Можно установить светильники непосредственно на самом здании. Для обеспечения требуемого угла падения света, при этом следует использовать специальные держатели.

В некоторых случаях, для освещения фасада дома используют светильники, установленные на крышах соседних зданий. Если такой возможности нет, то можно устанавливать светильники на специальных мачтах или столбах.

Выбор места установки светильников осуществляется, исходя из конструкции здания, его отделочных материалов и окружающего пространства.

Давайте рассмотрим некоторые варианты:

  • Когда здание имеет форму башни, то светильники следует располагать на уровне земли. Если это невозможно, то следует использовать два или три светильника, расположенные в диаметрально противоположных участках здания, и равноудаленные от ее основания.
  • Если у здания имеются вертикальные выступы. Это могут быть элементы конструкции, пилястры и другие подобные элементы. В этом случае, следует выбрать основное направление наблюдения, и разместить светильники справа и слева от мест наблюдения. Для освещения затененных участков, следует применить дополнительные светильники. Причем, их яркость может отличаться от яркости основного заливного освещения.

  • Если на нашем здании присутствуют небольшие горизонтальные выступающие поверхности – балки, пояса и тому подобное. Светильники следует располагать на уровне земли, но на некотором удалении от здания.

Обратите внимание! Если наше здание имеет ширину больше чем высоту, то имеет смысл применять светильники с высокими углами горизонтального рассеяния. Если же здание напротив, в высоту намного больше чем в ширину, то следует применять прожекторы с высокими углами вертикального рассеяния.

  • При наличии балконов, лоджий и других габаритных горизонтальных выступающих частей, светильники следует располагать на земле, но на значительном удалении от здания. Размещать светильники выше уровня земли не рекомендуется из-за попадания света внутрь помещения.

Теперь давайте обсудим зависимость угла установки светильников от облицовки здания. Здесь то же есть определенные требования.

Если для отделки фасада применяется материал с диффузным отражением света, то угол падения света на фасад и взгляда наблюдателя, должен быть в пределах 30 – 45 о . Для зданий, отделанных материалами с направленно-рассеянным отражением, светильники следует размещать так, чтобы угол между углом падения света и взглядом наблюдателя, был в пределах 45-60 о .

Если же это материалы с шероховатой блестящей поверхностью, то светильники следует располагать таким образом, чтобы свет падал снизу-вверх. При этом угол падения света не должен быть больше чем 45 о .

Это же правило касается и освещения зданий с отделкой из гладких блестящих материалов. Только в этом случае, угол падения не нормируется. При этом следует полностью исключить попадание бликов в поле зрения человека, как на видео.

Давайте остановимся и на требованиях установки, предъявляемых к светильникам исходя из окружающей обстановки. В первую очередь, это касается зеленых насаждений.

Если таковые есть перед зданием, то светильники следует располагать между деревьями и зданием. В некоторых случаях допускается их скрывать в зеленых насаждениях, но при этом следует исключить попадание в луч света отдельных веток.

Если здание расположено на берегу водоема или бассейна, то светильники для подсветки следует расположить на уровне или ниже уровня земли. Это необходимо для отсутствия бликов на воде, и красивого отражения силуэта здания в водоеме.

Обратите внимание! В этом случае не допускается установка светильников с направлением света вниз. А при установке светильников для подсветки отдельных элементов, их следует делать максимально направленными.

Последним важным аспектом, является цветовая гамма архитектурного освещения. Если вы хотите обеспечить качественную цветопередачу, то не стоит пользоваться лампами накаливания и лампами НЛВД.

Ими можно освещать только серо-бежевые и темно-зеленые поверхности. Для остальных поверхностей лучше использовать лампы ДРЛ, ДРИ, диодные. Но тут, тоже не без оговорок, касающихся цветопередачи отдельных диодных ламп.

Вывод

Освещение архитектурно художественное — это целый раздел в осветительных системах. Здесь следует правильно выбрать не только технические параметры, системы управления, выполнить монтаж, но и обладать определенным талантом. Поэтому для создания действительно качественного фасадного освещения, советуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к профессионалам.

Источник