Меню

Примеры по теме свет



Картотека опытов по теме «Свет»
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Картотека разработана для занятий по дополнительной услуге с использованием наборов по экспериментированию.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_opytov_po_teme_svet.docx 17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Картотека опытов по теме «Свет»

Динисламова Динара Мурзалиевна

Опыт №1 «Источники света»

Оборудование: карточки с изображением источников света.

Проведение опыта: Рассмотрите карточки, назовите источники света, изображенные на карточках. Подумайте, какие еще бывают источники света.

Опыт №2 «Свет распространяется прямолинейно».

Оборудование: фонарик, экран с щелью, лист белой бумаги.

Проведение опыта: Положите на стол лист белой бумаги. Установите на него экран со щелью. Включите фонарик и с расстояния вытянутой руки осветите щель. На листе бумаги за щелью будет прямая полоска света.

Опыт №3 «Образование тени».

Оборудование: предмет-стойка, фонарик, лист белой бумаги, различные мелкие предметы.

Проведение опыта: Установите на лист белой бумаги предмет-стойку. Осветите его светом фонарика с расстояния вытянутой руки сверху, меняя высоту фонарика. Обратите внимание на изменение формы и размера тени.

Проделайте то же самое с другими предметами.

Опыт №4 «Отражение».

Оборудование: зеркало, подставка под зеркало, экран со щелью, фонарик, лист белой бумаги и предмет-стойка.

Проведение опыта: Установите зеркало в подставку и поставьте его на лист белой бумаги.

А) Поставьте перед зеркалом экран со щелью и осветите щель светом фонарика так, чтобы было видно отражение полоски света на листе бумаги. Поворачивайте слегка зеркало и наблюдайте, как меняется положение отраженного луча света. Теперь, не трогая зеркала, поворачивайте экран и наблюдайте изменение положения отраженного луча.

Б) Перед зеркалом поставьте предмет-стойку так, чтобы видно было его отражение. Слегка поворачивайте зеркало и наблюдайте, как меняется положение изображения. Теперь, не трогая зеркала, слегка перемешайте предмет-стойку относительно зеркала и наблюдайте, как меняется положение изображения.

Опыт №5 «Преломление».

Оборудование: маленькая прямоугольная кювета, лазерная указка, стакан с водой и немного молока.

Проведение опыта: Налейте в маленькую кювету воды и каплю молока так, чтобы вода стала мутной, но совсем чуть-чуть. Это нужно для того, чтобы луч от лазерной указки, проходящий через воду, был видимым.

Посветите сверху лазерной указкой и посмотрите, что луч проходит прямо. Посветите наклонно к поверхности воды и наблюдайте, как луч света как будто ломается на границе с водой (преломляется).

Опыт №6 «Оптическое приподнимание предметов»

Оборудование: плоская кювета, палочка и стакан с водой.

Проведение опыта: Налейте в кювету воды почти доверху. Опустите палочку вертикально, а затем наклонно. Глядя сверху, наблюдайте, как меняется вид той части палочки, которая под водой,- она как будто приподнимается.

Опыт №7 «Поглощение».

Оборудование: черная и белая пластины, фонарик и коробочка с отверстием.

А) Положите на стол белую и черную пластины. Посветите фонариком сначала на одну, потом на другую. Обратите внимание на разницу в яркости светового пятна и сделайте вывод о том, что больше поглощает свет.

Б) Возьмите коробочку с отверстием. Посмотрите, какого она цвета. Обратите внимание на то, что отверстие всегда выглядит черным. Сравните

с цветом черной пластины, приложив ее к коробочке рядом с отверстием.

Опыт №8 «Рассеяние».

Оборудование: фонарик, лазерная указка, лист белой бумаги и матовая пластина.

А) Посветите фонариком на лист белой бумаги. Теперь приложите к фонарику матовую пластину и посветите сквозь нее. Обратите внимание на то, как изменилось световое пятно на бумаге.

Б) Сделайте то же самое с лазерной указкой.

В) Обратите внимание на разницу цвета неба ночью и днем. Днем солнечный свет рассеивается в воздухе, а ночью его нет. На планетах, где нет воздуха (например, Меркурий) днем небо черное.

Опыт №9 «Частокол».

Оборудование: расческа, подставка, фонарик, лазерная указка, лист белой бумаги и кусочек тюлевой ткани.

А) Установите расческу в подставку на лист бумаги. Посветите сбоку фонариком сквозь зубцы расчески. Обратите внимание на то, как расходятся лучи света за расческой.

Б) Посветите на стену лазерной указкой. Возьмите кусочек тюлевой ткани и посветите сквозь него лазерной указкой на стену. Обратите внимание, как изменилось пятно на стене.

Оборудование: призма и мыльные пузыри.

А) Возьмите призму в руку и посмотрите сквозь нее, как щель, вокруг. Обратите внимание на радужные полоски.

Б) Выдуйте несколько мыльных пузырей и , пока они летят, обратите внимание на их радужную оболочку.

В) Вспомните, когда в небе бывает радуга.

Опыт №11 «Увеличение с помощью лупы».

Оборудование: лупа и два маленьких одинаковых предмета, например, резиновые подставки.

Проведение опыта: Положите на небольшом расстоянии друг от друга две резиновые подставки. Теперь посмотрите на одну из них сквозь лупу. Обратите внимание, как изменился ее размер по сравнению с такой же, рядом лежащей.

Опыт №12 «Получение изображения».

Оборудование: лупа, линзы, свеча, белый экран, лампа на потолке, лист белой бумаги.

А) Положите на стол лист белой бумаги так, чтобы над ним на потолке была лампа. Поднимите лупу на высоту вытянутой руки над истом и медленно опускайте ее до тех пор, пока на листе не появится четкое изображение лампы.

Б) Вставьте белую пластину и линзу в подставки. Установите на одной линии на столе пластину, линзу и зажженную свечу. Двигая линзу между пластиной и свечой, подберите такое ее положение, при котором изображение будет перевернутым и увеличенным.

Опыт №13 «Солнечные часы».

Оборудование: модель солнечных часов.

Проведение опыта: Соберите солнечные часы, вставив в отверстие основания стержень. Выйдите на освещенную солнцем площадку и установите на ней солнечные часы. Обратите внимание на то, как меняется тень от стержня в течение дня.

Опыт №14 «Передача солнечного зайчика»

Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в .

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Подготовила: воспитатель Домнина А.Е.Це.

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды».

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма.

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ&raquo.

Источник

«Практическое применение законов отражения и преломления света». 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Цели урока:

Обучающие:

  • Учащиеся должны повторить и обобщить знания полученные при изучении темы “Отражение и преломление света”: явление прямолинейности распространения света в однородной среде, закон отражения, закон преломления, закон полного отражения.
  • Рассмотреть применение законов в науке, технике, оптических приборах, медицине, на транспорте, в строительстве, в быту, окружающем нас мире,
  • Уметь применять полученные знания при решении качественных, расчетных и экспериментальных задач;

Развивающие:

  1. расширить кругозор учащихся, развитие логического мышления, интеллекта;
  2. уметь проводить сравнения, делать вводы;
  3. развить монологическую речь, уметь выступать перед аудиторией.
  4. научить добывать информацию из дополнительной литературы и из Интернета, анализировать её.

Воспитательные:

  • прививать интерес к предмету физика;
  • научить самостоятельности, ответственности, уверенности;
  • создать ситуацию успеха и дружеской поддержки в процессе урока.

Оборудование и наглядные пособия:

  • Прибор по геометрической оптике, зеркала, призмы, катафот, бинокль, оптоволокно, приборы для опыта.
  • Компьютер, видеопроектор, экран, презентация “Практическое применение законов отражения и преломления света”

I. Тема и цель урока (2 минуты)

II. Повторение (фронтальный опрос) – 4 минут

III. Применение прямолинейности распространения света. Задача (у доски). — 5 минут

IV. Применение закона отражения света. — 4 минуты

V. Применение закона преломления света:

1) Опыт — 4 минуты

2) Задача — 5 минут

VI Применение полного внутреннего отражения света:

а) Оптические приборы – 4 минуты.

в) Волоконная оптика – 4 минуты.

VII Миражи — 4 минуты

VIII.Самостоятельная работа – 7 мин.

IХ Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.

I. Тема урока, цель, задачи, содержание. (Слайд1-2)

Эпиграф. (Слайд 3)

Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой:
Небо, солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
И.А.Бунин

а) Геометрическая оптика. (Слайды 4-7)

Свет в однородной среде распространяется прямолинейно. Или в однородной среде световые лучи представляют собой прямые линии

Линия, вдоль которой распространяется световая энергия, называется лучом. Прямолинейность распространения света со скоростью 300000км/с используется в геометрической оптике.

Пример: Применяется при проверке по лучу прямолинейности отстроганной доски.

Возможность видеть несветящиеся предметы связана с тем, что всякое тело частично отражает, а частично поглощает падающий на него свет. (Луна). Среда, в которой скорость распространения света меньше, является оптически более плотной средой. Преломление света — это изменение направления луча света при пересечении границы между средами. Преломление света объясняется различием в скоростях распространения света при переходе из одной среды в другую

б) Демонстрация явления отражения и преломления на приборе “Оптический диск”

в) Вопросы для повторения. (Слайд 8)

III. Применение прямолинейности распространения света. Задача (у доски).

а) Образование тени и полутени. (Слайд 9).

Прямолинейностью распространения света объясняется образование тени и полутени. При малых размерах источника или если источник, находится на расстоянии, по сравнению с которым размерами источника можно пренебречь получается только тень. При больших размерах источника света или, если источник находится близко к предмету, создаются нерезкие тени (тень и полутень).

б) Освещение Луны. (Слайд10).

Луна по своему пути вокруг Земли освещается Солнцем, она сама не светится.

1. новолуние, 3. первая четверть, 5. полнолуние, 7. последняя четверть.

в) Применение прямолинейности распространения света в строительстве, в строительстве дорог и мостов. (Слайды 11-14)

г) Задача №1352(Д) (учащийся у доски). Длина тени от Останкинской телевизионной башни, освещенной солнцем, в некоторый момент времени оказалась равной 600 м; длина тени от человека высотой 1,75 м в тот же момент времени была равна 2 м. Какова высота башни? (Слайд 15-16)

Вывод: По этому принципу можно определить высоту недоступного предмета: высоту дома; высоту отвесной скалы; высоту высокого дерева.

д) Вопросы для повторения. (Слайд 17)

IV. Применение закона отражения света. (Слайды 18-21).

а) Зеркала (Сообщение учащегося).

Свет, встречная на своем пути какой нибудь объект, отражается от его поверхности. Если она не ровная, то отражение происходит во многих направлениях и свет рассеивается.Когда же поверхность гладкая, то все лучи отходят от нее параллельно друг другу и получается зеркальное отражение.Так свет обычно отражается от свободной поверхности покоящихся жидкостей и от зеркал. Форма у зеркал может быть разная. Они бывают плоскими, сферическими, циоиндрическими, пароболическими и т.д. Свет, исходящий из обьекта, распростроняется в виде лучей, которые, падая на зеркало, отражаются. Если они вновь после этого соберутся в какой-нибудь точке,то говорят, что в ней возникло действие изображние объекта. Если же лучи остаются разьединенными, но в какой-то точке сходятся их продолжения, то нам кажется, что лучи исходят их неё именно там находится объект. Это так называемое мнимое изображение,которое создается в воображении наблюдения. С помощью вогнутых зеркал можно проецировать изображениена какую-нибудь поверхностьили собирать в одной точке слабый свет, приходящий от удаленного объекта,как это бывает при наблюдении звезд с помощью телескопа-рефлектора. В обоих случаях изображение получается действительным, другие зеркала используются для того, чтобы видить в них объект в натуральную величину (обычные плоские зеркала), увеличенным (такие зеркальца носят в дамской сумочке) или уменьшенным(зеркала заднего вида в автомобилях). Получаемые при этом изображения являются мнимыми(виртуальными). А с помощью кривых, несферических зеркал можно делать изображение искаженным.

V. Применение закона преломления света. (Слайды 22-23).

а) Ход лучей в стеклянной пластинке. Построить и объяснить. (Учащийся у доски)

б) Ход лучей в треугольной призме. Построить и объяснить. (Учащийся у доски)

в) Опыт: Применение закона преломления. (Сообщение учащегося.) (Слайды 24)

Неопытные купальщики нередко подвергаются большой опасности только потому, что забывают об одном любопытном следствии закона преломления света. Они не знают, что преломление словно поднимает все погруженные в воду предметы выше истинного их положения. Дно пруда, речки, водоема представляется глазу приподнятым почти на третью часть глубины. Особенно важно знать это детям и вообще людям невысокого роста, для которых ошибка в определении глубины может оказаться роковой. Причина преломление световых лучей.

Опыт: На дно, стоящей перед учащимися чашки положить монетку так. чтобы она не была видна учащемуся. Попросить его не поворачивая головы, налить в чашку воды, то монетка “всплывёт”. Если из чашки спринцовкой удалить воду, то дно с монеткой опять “опустится”. Объяснить опыт. Провести опыт каждому дома.

г) Задача. Истинная глубина участка водоёма равна 2 метра. Какова кажущая глубина для человека, смотрящего на дно под углом 60°к поверхности воды. Показатель преломления воды равен 1,33. (Слайды 25-26).

д) Вопросы для повторения. (Слайд 27-28).

VI. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы

а) Полное внутреннее отражение. Оптические приборы. (Сообщение учащегося)

Полное внутренне отражение происходит в том случае, когда свет падает на границу между оптически более плотной средой и менее плотной средой. Полное внутреннее отражение находит применение во многих оптических приборах. Предельный угол для стекла 35°-40° в зависимости от показателя преломления данного сорта стекла. Поэтому в 45° призмах свет будет испытывать полное внутреннее отражение.

Вопрос. Почему оборотные и поворотные призмы лучше применять, чем зеркала?

а) Они отражают почти 100 света, так как самые лучшие зеркала — менее 100. Изображение получается более ярким.

в) Их свойства остаются неизменными, так как металлические зеркала тускнеют с течением времени из-за окисления металла.

Применение. Поворотные призмы применяются в перископах. Оборотные призмы – в биноклях. На транспорте применяется угловой отражатель – катафот, его укрепляют сзади – красный, впереди – белый, на спицах колес велосипеда – оранжевый. Световозвращатель или оптическое устройство, отражающее свет обратно к освещающему его источнику независимо от угла падения света на поверхность. Ими оборудуются все транспортные средства и опасные участки дорог. Изготавливается из стекла или пластмасс.

б) Вопросы для повторения. (Слайд 36).

в) Волоконная оптика. (Сообщение учащегося). (Слайды 37-42).

На полном внутреннем отражении света основана волоконная оптика. Волокна бывают стеклянные и пластиковые. Диаметр их очень маленький- несколько микрометров. Пучок этих тонких волокон называется световодом, свет передвигается по нему почти без потерь, даже если предать световоду сложную форму. Это используется в декоративных светильниках, при подсветки струй в фонтанах.

Световоды находят применение для передачи сигналов в телефонной и других видах связи. Сигнал представляет собой модулированный световой пучок и передается с меньшими потерями, чем при передаче электрического сигнала по медным проводам.

Световоды применяются в медицине – передача четкого изображения. Вводя через пищевод “эндоскоп” врач получает возможность обследовать стенки желудка. По одним волокнам посылается свет для освещения желудка, по другим идёт отражённый свет. Чем больше волокон, и чем они тоньше, тем лучше получается изображение. Эндоскоп полезен при обследовании желудка и других труднодоступных мест, при подготовки больного к операции или при поиски травм и повреждений без хирургического вмешательства.

В световоде происходит полное отражение света от внутренней поверхности стеклянного или прозрачного пластикового волокна. На каждом из торцов световода имеются линзы. На торце обращенном к объекту. линза превращает исходящие из него лучи в параллельный пучок. На торце, обращенном к наблюдателю, имеется зрительная труба, позволяющая рассмотреть изображение.

VII. Миражи. (Учащийся рассказывает, дополняет учитель) (Слайды 43-46).

Французская армия Наполеона в 18 веке встретилась в Египте с миражом. Солдаты увидели впереди “озеро с деревьями”. Мираж — французское слово, означает “отражать как в зеркале”. Солнечные лучи проходят через воздушное зеркало, порождают “чудеса”. Если земля хорошо нагрета, то нижний слой воздуха значительно теплее, чем слои расположенные выше.

Мираж — оптическое явление в ясной, спокойной атмосфере при различной нагретости отдельных ее слоев, состоящее в том, что невидимые, находящиеся за горизонтом предметы отражаются в преломленной форме в воздухе.

Поэтому солнечные лучи, пронизывая воздушную толщу, никогда не идут прямолинейно, а искривляются. Это явление называется рефракцией.

Мираж многолик. Он может быть простым, сложным, верхним, нижним, боковым.

Когда нижние слои воздуха хорошо нагреты, то наблюдается нижний мираж – мнимое перевернутое изображение предметов. Так чаще всего бывает в степях и пустынях. Этот вид миража можно увидеть в Средней Азии, Казахстане, Поволжье.

Если приземные слои воздуха гораздо холоднее, чем верхние, то возникает верхний мираж — изображение отрывается от земли и повисает в воздухе. Предметы кажутся ближе и выше, чем на самом деле. Этот вид миража наблюдается ранним утром, когда солнечные лучи еще не успели согреть Землю.

На поверхности моря в жаркие дни моряки видят корабли, повисшие в воздухе, и даже предметы далеко за горизонтом.

VIII. Самостоятельная работа. Тест – 5 мин. (Слайды 47-53).

1. Угол между падающем лучом и плоскостью зеркала равен 30°. Чему равен угол отражения?

2. Почему для транспорта световым сигналом опасности является красный цвет?

а) ассоциируется с цветом крови;

б) лучше бросается в глаза;

в) имеет самый малый показатель преломления;

г) имеет наименьшее рассеивание в воздухе

3. Почему рабочие на стройке носят каски оранжевого цвета?

а) оранжевый цвет хорошо заметен на расстоянии;

б) мало изменяется во время непогоды;

в) имеет наименьшее рассеивание света;

г) согласно требованию безопасности труда.

4. Чем объяснить игру света в драгоценных камнях?

а) их грани тщательно шлифуются;

б) большим показателем преломления;

в) камень имеет форму правильного многогранника;

г) правильным расположением драгоценного камня по отношению к световым лучам.

5. Как изменится угол между падающим на плоское зеркало и отраженным лучами, если угол падения увеличить на 15°?

б) уменьшится на 30°;

в) увеличится на 15°;

6. Какова скорость света в алмазе, если показатель преломления равен 2,4?

б) примерно 125000 км/с;

в) скорость света не зависит от среды, т.е. 300000 км/с;

IХ. Подведение итогов урока. Домашнее задание. (Слайды 54-56).

Анализ и оценка деятельности учащихся на уроке. Учащиеся обсуждают вместе с учителем результативность урока, оценивают свою деятельность.

1. Сколько правильных ответов вы получили?

2.Самая интересная информация на уроке

3. Узнали ли вы что-то новое?

4. Лучший докладчик.

2) Проделать опыт с монеткой дома.

Литература

  1. Городецкий Д.Н. Проверочные работы по физике “Высшая школа”1987
  2. Демкович В.П. Сборник задач по физике “Просвещение” 2004
  3. Джанколе Д. Физика. Издательство “Мир” 1990
  4. Перельман А.И. Занимательная физика Издательство “Наука” 1965
  5. Лансберг Г.Д. Элементарный учебник физики Издательство “Наука” 1972
  6. Интернет-ресурсы

Источник

Читайте также:  Какие лампочки ближнего света тойота камри 2007