Меню

При каком свете проявлять пленку



2. Свет и цвет

В общем случае цветное изображение будет удовлетворительно передавать сюжет, если освещение соответствует сорту пленки, то есть днем нужно снимать на пленку, предназначенную для съемок при дневном освещении, а при свете ламп накаливания — на пленку, предназначенную для освещения лампами накаливания. Кроме того, чтобы полностью использовались свойства пленки, выдержка должна быть определена достаточно точно.

Иногда целесообразно повлиять на цвет объекта съемки, применив светофильтры на источнике света или фотоаппарате. Изменяя условия обработки, можно повлиять на тональность, уменьшить или увеличить контраст. Практикой выработаны рекомендации, как значительно усилить впечатление, например, от цветового решения большинства встречающихся сюжетов. Рассмотрение этого вопроса выходит за рамки этой книги. Остановимся только на технической стороне дела.

Точность передачи цвета зависит главным образом от качества фотопленки, ее цветового баланса, спектрального состава света, экспозиции при съемке и условий обработки. Довольно часто приходится слышать, особенно от лиц, пользующихся сменной оптикой, о непригодности для цветной съемки фотоаппарата, о «теплом» или «холодном» объективе. На практике со свойствами объективов обычно мирятся, хотя качество цветопередачи легко исправить, применив светофильтры.

Мнение о непригодности фотоаппарата для съемки на цветную пленку связано с тем, что лучи разного цвета по-разному отражаются от внутренних деталей камеры, причем это, естественно, происходит и в пасмурную погоду. Поэтому один и тот же сменный объектив дает разное изображение на разных камерах. Простейший метод предупреждения этого явления — постоянное применение достаточно глубокой бленды, а в необходимых случаях — улучшение чернения светового тракта камеры.

Просветленные объективы в отличие от непросветленных часто пропускают ультрафиолетовые лучи, что дает преобладание синих оттенков при съемке на море, в горах, у воды и т. д. Улучшить цветопередачу этих объективов можно с помощью ультрафиолетовых светофильтров.

Современные объективы с многослойным просветлением не пропускают ультрафиолетовых лучей. Кроме того, из-за уменьшенного светорассеивания в конструкции они дают достаточно сочное изображение и без бленды. Тем не менее, если подобный объектив установлен на камере с неудовлетворительным чернением, применение бленды уменьшит рассеяние света, что значительно улучшит изображение. Незначительные внутренние паразитные отражения света в камере почти не влияют на характер изображения при съемке на черно-белую пленку, но цветное изображение в неблагоприятных случаях они могут совершенно исказить (фото 3).

Цветоискажение возникает в основном из-за того, что синий свет рассеивается больше, чем зеленый, и таким образом интенсивность желтого цвета в изображении существенно снижается (фото 4).

Использование светофильтров при съемке во многом расширяет возможности фотографа, помогая полностью использовать все свойства негативных и особенно обращаемых цветных пленок. С их помощью сравнительно легко изменить цвет изображения и в затруднительных случаях снимать днем, скажем, на пленку для съемки при лампах накаливания и наоборот (фото 5).

В художественной фотографии светофильтры применяют для коррекции цветовых оттенков и для создания «цветовых» эффектов (фото 6-10). Для устранения несоответствия чувствительности эмульсии к каким-либо лучам применяют так называемые конверсионные светофильтры. Наиболее частый случай — съемка вечером при лампах накаливания на пленку для съемки при дневном освещении и, наоборот, днем на «вечернюю». Последнее время в любительской кинематографии это становится законом. Сегодня в большинстве выпускаемых кинокамер даже встраивается светофильтр типа А, который располагается сзади объектива и вводится в световой поток специальной рукояткой. Для съемки применяют только один тип пленки — «вечернюю». При дневном освещении вводят светофильтр. Световые эффекты можно получить и с помощью простейшей бленды, затемнив, в частности, углы изображения (фото 12).

При съемке на натуре основной источник света — солнце. С точки зрения фотографа, солнечный свет постоянен, но в зависимости от положения солнца на небосводе до наблюдателя доходят разные лучи спектра из-за того, что часть их рассеивается, часть поглощается атмосферой. Рассматривая, например, портрет, снятый в тени, нетрудно заметить на лицах неестественные оттенки (фото 17). Также неестественно выглядят и другие детали в тенях (фото 13). Утром освещение багровое, цветовая температура близка к 2000-3000К (фото 11). В дневное время она колеблется в пределах 5500-12000 К (фото 14). Время, в течение которого цветовая температура не превышает 7000 К, называют в съемочной практике периодом нормального освещения (фото 16). Именно на это время и рассчитано большинство «дневных» фотоматериалов. В околополуденное время освещение становится «голубым», кроме того, значительно изменяется характер теней (фото 15). Часто, если на небе нет облаков, рассеивающих свет, освещение становится контрастным, свет жестким, пейзаж получается плоским, невыразительным (фото 18), а портреты — без мягких переходов от светов к теням (фото 19). В последнем случае можно применить подсветку вспышкой или с помощью каких-либо экранов отразить солнечный свет на объект съемки. К вечеру свет желтеет (фото 20).

Зимой от снега характер освещения резко меняется. Снег отражает свет и подсвечивает тени (фото 22). Кроме того, значительно возрастает яркость: днем предметы кажутся голубоватыми, а утром красноватыми, особенно в тенях. Пейзаж часто получается с характерным цветовым рисунком, подчеркивающим ощущение мороза (фото 21). Несложно цветовым решением создать впечатление оттепели (фото 23) и т. д.

Облачность изменяет характер освещения в любое время дня (фото 29, 30). Как правило, облака закрывают часть неба и существенно уменьшают цветовую температуру. При солнце белые кучевые облака значительно, в несколько раз, увеличивают подсветку теней (фото 24). На снимках получаются мягкие цветовые оттенки. Увеличиваются подсветка и отражения от всевозможных поверхностей, например зданий (фото 31).

Характер изображения во многом зависит от положения снимающего по отношению к солнцу. Например, снимая поверхность воды, можно либо подчеркнуть воздушность пространства (фото 25), либо, наоборот, полностью притемнить воду (фото 26). Этим же приемом пользуются натуралисты, чтобы подчеркнуть мимикрию (фото 28).

Важное значение имеет выбор точки съемки как на природе при рассеянном освещении, особенно в пасмурную погоду (фото 27), так и в помещении.

Наиболее высокие требования предъявляются к качеству фотопортретов: главное воспроизвести естественный цвет лица (фото 36, 37). Впечатление от снимка во многом зависит от фона (фото 32-41). Причем соответствующий выбор спектрального состава света — дело довольно сложное и требует для воплощения художественного замысла достаточного набора светофильтров (фото 42).

Светофильтры, предназначенные для черно-белой фотографии, при цветной съемке применяют редко, только для создания одноцветных монохроматических эффектов (фото 43). Исключение составляют ультрафиолетовые и нейтральные светофильтры. Нейтрально-серые светофильтры служат для уменьшения освещенности в случае, когда нужно, не уменьшая выдержку, снимать при полностью открытой диафрагме (например, чтобы получить смазку) для уменьшения глубины резкости и т. д. (фото 44). Довольно часто их применяют при съемке со вспышками. Принято считать, что нейтральные светофильтры не искажают цветопередачу.

Сравнительно мало искажают цветопередачу поляризационные светофильтры. С их помощью обычно притеняют небо в тех сравнительно частых случаях, когда оно портит кадр своей белесостью (фото 45).

Для проведения съемки часто не хватает света. Приходится использовать искусственный свет обычно от электрических ламп накаливания (фото 46). Съемка при таком освещении особых трудностей не представляет. Заметим только, что цветовая температура света ламп накаливания сильно зависит от напряжения в сети. При нормальном напряжении она близка к 3200 К, при понижении его резко уменьшается — свет делается «красным», при повышении — «голубым». В настоящее время получили распространение лампы на повышенное напряжение 230-245 В, свет их при напряжении сети 220 В красноватый, что обязательно учитывается. По возможности напряжение на лампах нужно контролировать, а еще лучше регулировать с помощью теристорных регуляторов, применяемых для регулировки света бытовых светильников. При пониженном напряжении сети на 220 В можно через такой регулятор включить лампочки на 127 В, нужно только, чтобы было соответствие по току регулятора и применяемых лампочек. У 100-ваттной лампочки на 127 В сила тока близка к 1 А, а у 220-вольтной лампочки на 100 Вт сила тока 0,5 А, поэтому нужно брать светорегулятор на 250 Вт, у которого рабочий ток около 1 А. Взяв маломощный регулятор, можно быстро вывести его из строя. Этим способом пользуются при пересъемках марок, слайдов и т. д.

Читайте также:  Как скрыть выключатель света

Для освещения больших объектов, например портрета или натюрморта, применяют галогенные лампы на напряжение 127 или 220 В. Их выпускают мощностью 500 и 1000 Вт. Кроме того, можно использовать маломощные низковольтные галогенные лампы от диа- и кинопроекторов. Они выпускаются мощностью от 100 до 250 Вт. Для их питания необходим понижающий трансформатор. Регулируется напряжение галогенных ламп чаще всего автотрансформаторами.

Галогенные лампы обеспечивают стабильные условия съемки, так как у этих ламп в течение всего срока службы не меняется световой поток. Цветовая температура света 3400 К, поэтому изображение на слайдах получается с небольшим голубым оттенком. При небольшом понижении напряжения изображение становится нормальным или даже красноватым.

Снимая при свете ламп накаливания на пленку для дневного света, когда требуется, например, снять зрителей, смотрящих цветное изображение на экране телевизора, применяют светофильтры, укрепленные перед источником света. Такими светофильтрами широко пользуются в осветительных установках для создания различных световых эффектов на сцене (фото 47).

Наиболее сложный случай съемки — при освещении сюжета люминесцентными лампами. Несмотря на то, что некоторые марки ламп носят название «дневных» или правильной цветопередачи, в их лучах отсутствует большая часть спектра, характерная для дневного (солнечного) или вечернего (от ламп накаливания) освещения. Поэтому правильной цветопередачи при люминесцентных лампах нельзя получить ни на каком сорте фотопленки. Не могут помочь делу и светофильтры. При съемке как на «дневную», так и на «вечернюю» цветную пленку изображение получается зеленовато-желтым (фото 48).

Люминесцентные лампы с широким спектром в практике съемки не используются.

Сравнительно большое распространение получили импульсные источники света, известные как фотовспышки. Их встраивают в фотоаппараты среднего класса. В некоторых моделях при недостатке света вспышка срабатывает автоматически.

Фотовспышка незаменима в случаях съемки с моментальными выдержками при недостатке света, например в спортивных залах. При съемке мелких объектов — макросъемке — большое количество света позволяет сильно задиафрагмировать объектив, увеличив тем самым глубину резкости и гарантируя качество снимка. С помощью фотовспышки можно снизить контраст освещения, например, при портретной съемке на солнце или против света на фоне окна, или, наоборот, повысить контраст, применив пленку низкой чувствительности. При искусственном освещении с фотовспышкой особенно часто снимают на цветную обращаемую пленку для дневного света, получая правильную цветопередачу. Именно этот случай побудил заводы-изготовители фотоаппаратуры встроить вспышку в фотокамеру. Хорошие результаты по цвету дает и съемка с подсветкой на открытом воздухе в пасмурную погоду.

Фотовспышка стала проникать в фотостудии, занимающиеся портретными и рекламными съемками. Студийная фотовспышка — это обычно комплект приборов с автоматической системой управления светом и с галогенными лампами, по свету которых подбирают характер освещения до съемки. В некоторых моделях регулируется длительность светового импульса от повышенной — в 1/250 с — для устранения искажения цвета на обращаемых пленках, до коротких — 1/5000 — 1/20000 с при трюковой съемке (например, разбивающегося стакана с водой). Освещение системой из многих фотовспышек изменило характер работы в студии, устранило цветовые искажения от ламп накаливания, упростило работу с широкоформатными камерами. Моментальные выдержки при значительном диафрагмировании дали возможность добиваться большей глубины резкости при многоплановой композиции.

В современных электронных вспышках свет излучается импульсной газоразрядной лампой, заполненной инертным газом, чаще всего ксеноном.

В обычных условиях ксенон не электризуется, потому его нужно ионизировать. Ионизация производится импульсом тока, пропущенным по вспомогательному электроду. Импульс создается разрядом вспомогательного конденсатора через первичную обмотку импульсного трансформатора, во вторичной обмотке которого получается напряжение в несколько тысяч вольт. Наиболее уязвимое место импульсных ламп — токопроводящий слой на наружной поверхности стеклянной трубки (вспомогательный электрод). Восстановить работоспособность лампы, у которой разрушен токопроводящий слой, можно, равномерно навив на нее 10 витков тонкой, 0,05-0,25 мм, проволочки. Концы ее подпаивают к токопроводящим выводам лампы.

Электрический конденсатор после вспышки разряжается не полностью — только до напряжения гашения лампы. Поэтому к выводам конденсатора нельзя прикасаться в течение нескольких часов. Разрядить его можно, замкнув выводы через резистор в несколько килоом.

Заряжается конденсатор от сети или батарей. Для зарядки необходимо напряжение около 300В. Зарядка конденсатора от сети занимает 8-10 с, для оперативной съемки это довольно долго. Время зарядки от высоковольтных батарей — 3-5 с. Поэтому многие вспышки, работающие от сети, иногда целесообразнее питать от батарей, например, «Молнии» на 300 В, которые в свежем виде имеют напряжение 340 В. Ряд моделей питается от встроенных аккумуляторов. Аккумуляторы требуют периодической подзарядки, даже если вспышка не используется, а это не всегда удобно. Кроме того, число циклов «заряд — разряд» обычно не превышает 100. В силу указанных причин напряжение на импульсной лампе не всегда будет номинальным и соответственно сила света будет неодинаковой, скажем, у новой и пролежавшей некоторое время без употребления фотовспышки. Поэтому в цветной съемке не рекомендуется пользоваться непроверенными аккумуляторными фотовспышками.

Наша промышленность выпускает приставку, которая преобразует напряжение одной-двух батареек от карманного фонаря до напряжения в 300В. В отдельных моделях вспышек предусмотрены встроенные преобразователи, питающиеся от низковольтных батарей типа «Марс». Пользуясь ими, следует помнить, что при разряженных батарейках преобразователь не дает номинального напряжения и, следовательно, количество света, излучаемого вспышкой, значительно уменьшается.

Емкость конденсатора существенно зависит от температуры — при снижении до 10°С она падает на 1/3, при возрастании до 30°С емкость увеличивается на 1/3. Поэтому, если пробные съемки делались в жаркий летний день, а основная съемка в прохладный вечер, нужно дополнительно открыть диафрагму объектива.

При длительном перерыве в работе емкость электролитических конденсаторов значительно уменьшается. Для восстановления емкости прибор необходимо выдержать под номинальным напряжением — произвести формовку. Формовку, если допускает конструкция, лучше сделать от сети: при этом сохраняются батарейки. Ее целесообразно проводить один раз в месяц — в течение 15 мин. При годовом перерыве — в течение трех час. Использовать вспышку до окончания формовки не рекомендуется.

Свет электронной вспышки близок по цветовой температуре — 6000 К — к солнечному свету. Поэтому, применяя обращаемые цветные фотопленки, сбалансированные на 5500 К, например, «ОРВО UT-23», для точного соблюдения цветопередачи используют красно-коричневый светофильтр небольшой плотности, снимающий с пленки голубой оттенок. Фотопленки ЦО сбалансированы на 5500 К, поэтому фильтры не требуются.

Длительность светового импульса зависит от емкости конденсатора и напряжения, до которого он заряжен. Повышая напряжение, можно уменьшить длительность импульса, а увеличив емкость, соответственно увеличить его, чем часто пользуются в практике съемки.

Кроме электронных промышленность производит вспышки, в которых свет получается от сгорания металлической фольги в кислороде. Эти вспышки отличаются автономностью, постоянной готовностью к работе, стабильностью количества излучаемого света, нечувствительностью к повышенной влажности, малым весом и объемом.

У современных вспышек в прочной миниатюрной колбочке, заполненной кислородом под давлением, помещена тончайшая циркониевая фольга. Зажечь такую лампу-вспышку можно от батарейки с напряжением всего в 3-5 В или от пьезоэлектрической зажигалки.

В фотовспышке «Зеленоград» свет излучается при сгорании циркониевой проволочки. Четыре колбочки собраны в кубик, который поворачивают по мере использования очередной колбочки. Куб закрыт пластмассовым колпачком голубого цвета. Цвет пластмассы подобран таким образом, чтобы можно было производить съемку на цветную обращаемую фотопленку для дневного света. Для питания электросхемы поджига применена батарея «Крона». После четырех снимков кубик заменяют новым. Интервал между снимками — 10 с, это время, необходимое на зарядку конденсаторов. Любители часто монтируют из нескольких кубиков блок или, если нужно, вынимая колбочки из кубика. Свет от блока иногда многократно увеличивает освещенность.

Читайте также:  Квантовые свойства света что такое квант

Большинство любительских фотоаппаратов снабжены центральными затворами, которые полностью открываются при любых выдержках, либо шторно-щелевыми, у которых планка открывается только при сравнительно длинных выдержках (1/30 — 1/250 с).

У ламп-вспышек с цирконием время срабатывания составляет 1/5-1/200 с. Длительность светового импульса у электронных вспышек для обычной фотографии 1/400-1/2000 с. Следовательно, фотовспышки можно применять при выдержках 1/30 с и более со всеми типами затворов, а с центральными — при любых выдержках. Заметим, что при импульсах света в 1/1000 С и меньше на слайдах получаются синие оттенки.

При необходимости проверить исправность цепей синхронизации нужно в темноте поместить в фильмовый канал фотоаппарата кусочек фотобумаги и провести съемку, по результатам проявки фотобумаги судят о характере работы камеры и вспышки (проявить бумагу проще и быстрее, чем пленку).

Количество света, излучаемого фотовспышками обычной конструкции, постоянно. Дозировать падающий на фотопленку световой поток изменением выдержки (отсекая часть светового импульса) практически возможно только в фотоаппаратах с центральным затвором. Поэтому, чтобы получить правильно экспонированный негатив, приходится применять диафрагмирование или несколько нейтральных фильтров. Диафрагму устанавливают, учитывая мощность и характер светового импульса, чувствительность фотопленки, расстояние от объекта, а в отдельных случаях и его окраску.

Мощность электронных фотовспышек часто указывается в джоулях. Дело в том, что мощность вспышки определяется емкостью конденсатора и напряжением, до которого он заряжается. Рассчитывают мощность по формуле:

где Е — получается в джоулях, если напряжение U выражено в вольтах; емкость С — в фарадах.

Мощность и характер светового импульса во многом зависят от рефлектора. Зеркальные рефлекторы отражают до 95% света, «перфорированные» рефлекторы, дающие мягкий свет, отражают 25-60% света. Поэтому изготовители дают для вспышки так называемое ведущее число. Ведущее число приводится для определенной чувствительности фотопленки и справедливо только для негативных черно-белых и цветных пленок. Для обращаемых фотопленок оно меньше в 0,7 раза. На практике это означает, что, например, пленку «ОРВО UT-18» чувствительностью 18 ДИН нужно экспонировать как фотопленку, близкую к чувствительности 15 ДИН.

Диафрагму для конкретного случая съемки определяют делением ведущего числа (Л) на расстояние (С) в метрах до снимаемого объекта:

Если съемка производится на фотопленку с чувствительностью иной, чем та, для которой дается ведущее число, то необходимо ввести поправку: проще всего ее определить по калькулятору на корпусе вспышки или по прилагаемой к ней инструкции.

Приведенная выше формула справедлива для расстояний не менее одного метра. При меньших расстояниях необходимо учитывать масштаб съемки. Для этого случая применяют формулу:

где М — масштаб съемки.

Все ведущие числа рассчитывают на объект средней яркости. Диафрагму при съемке темных предметов необходимо открыть на одно деление, а светлых — закрыть на столько же против расчетного значения. На практике обычно делают два-три снимка с разными диафрагмами.

В последнее время получили распространение автоматические фотовспышки, не требующие подбора диафрагмы. Они снабжены устройством для измерения света, отраженного объектом. Как только количество света становится достаточным для получения нормальной плотности негатива, импульсная лампа гаснет. Значение чувствительности и выбранной диафрагмы устанавливают на вспышке заранее и учитывают автоматически. При освещении такими вспышками часто наблюдается искажение цветовых оттенков, например при съемке светлых объектов или при макросъемке. В таких случаях длительность вспышки может быть очень маленькой, в результате на изображении появятся голубые тона, часто значительно искажающие его.

Случается, что световой поток, даваемый обычной вспышкой, оказывается слишком велик. Особенно часто это бывает при съемке с близкого расстояния, когда нежелательно сильно диафрагмировать объектив с тем, чтобы задний план не попал в зону резкости. В этом случае применяют фотоаппарат с центральным затвором и освещают объект съемки лампой-вспышкой типа «Зеленоград». При съемке используют короткие выдержки, отсекающие лишний свет, внося соответствующие поправки в значение ведущего числа.

Во многих случаях целесообразно сделать угол освещения близким к углу зрения объектива. Угол освещения зависит от свойств рефлектора и насадки, помещаемой перед вспышкой. Вспышка обычной конструкции дает расходящийся пучок света с углом при вершине около 50°, что соответствует углу зрения стандартного (F = 50 мм) объектива. При съемках широкоугольным объективом можно получить значительное ослабление по краю кадра, фактически не устранимое ни на цветных отпечатках, ни на слайдах. В некоторых конструкциях рефлектор может двигаться относительно импульсной лампы, в результате чего меняется угол освещения (фотовспышка ФИЛ-102). Во многих моделях, особенно маломощных с импульсной лампой в виде прямой трубки, можно изменить угол освещения за счет поворота рефлектора из нормального горизонтального положения в вертикальное.

Довольно часто угол изменяют насадочными линзами и т. д., укрепляемыми перед рефлектором.

Для многих видов съемки, например портретной, требуется рассеянное освещение. Чтобы уменьшить жесткость фронтального освещения, используют свет, отраженный от какой-либо поверхности: в комнате от потолка, для чего направляют на него фотовспышку под углом 45°. Проще всего это сделать с помощью штатива ВРШ (имеется в продаже). Можно применить поворотный адаптер или обычную штативную головку.

Свет, отраженный от потолка, полностью меняет свой характер. В изображении смягчаются жесткие тени. Получается мягкое освещение, которое во многих случаях можно совместить с естественным, например, его успешно применяют в портретной съемке и при съемке интерьеров на цветную обращаемую пленку. Такой прием применяют и для равномерного освещения одной вспышкой протяженного по фронту и глубине сюжета.

Заметно изменяется характер освещения с применением нескольких вспышек. Промышленность выпускает ряд моделей, включающих две вспышки. Причем некоторые из них (ФИЛ, «Луч») снабжаются светосинхронизаторами. Одна вспышка подключается к синхроконтакту камеры, а вторая срабатывает от светового импульса первой вспышки. Фотовспышки ФИЛ со светосинхронизатором продаются отдельно, поэтому из них можно собрать комплект из нескольких вспышек. Одну используют для освещения фона, вторую — для общего освещения, третью — для направленного, одну-две для среднебокового освещения объекта съемки и т. д. Работу можно упростить, если запускающая фотовспышка (связанная с синхроконтактом фотоаппарата) имеет автоматическую дозировку импульса.

Работу в павильоне можно упростить, применив установочный свет, эквивалентный свету фотовспышки. На корпусе каждой вспышки монтируют электрическую лампочку с рефлектором, дающим примерно тот же угол освещения, что и вспышка. Определив пробной съемкой соответствие между светом лампочки и фотовспышки, по показаниям обычного экспонометра определяют необходимую диафрагму. Так же поступают при использовании нескольких вспышек одновременно.

Рассмотрим случаи съемки при смешанном освещении — искусственном и естественном — на примере съемки спорта.

Архитектурный облик спортивных сооружений на снимке во многом определяется светотехническими устройствами. Создаваемый ими искусственный свет дополняет естественное освещение, а в необходимых случаях может его полностью заменить.

На многих спортивных аренах создано освещение, позволяющее вести цветные телевизионные передачи и киносъемку независимо от погодных условий и времени суток.

Стадионы и открытые площадки освещаются светильниками с параболическими отражателями. Источниками света в них служат трубчатые ртутные лампы дугового разряда с галогенидами металлов. Они отличаются высокой цветовой отдачей, длительным сроком службы, в несколько тысяч часов, и дают удовлетворительную цветопередачу. Светильники расположены так, чтобы обеспечить наиболее равномерное освещение. В необходимых случаях на них установлены ограничители света — цилиндрические насадки, ограничивающие пучок света, что препятствует появлению световых пятен, возникающих от воздействия сразу нескольких приборов.

Читайте также:  Египет это какая часть света

В закрытых помещениях установлены светильники с такими же лампами, как и на открытых площадках. «Световая архитектура» во многих случаях придает неповторимый образ сооружению, выявляет его внешние и внутренние формы и создает соответствующее зрительное впечатление.

В закрытых спортсооружениях потоки дневного света вливаются через огромные световые остекленные проемы, создавая своеобразный световой климат.

Свет, излучаемый лампами, имеет цветовую температуру — 6000 К. Сила его не регулируется — светильник может быть либо включен, либо выключен.

Интенсивность и характер освещения сюжета во многом зависят от естественного света. Цветовая температура падающего света определяется временем суток и состоянием облачности.

Утром преобладают холодные синие оттенки, днем — желтые. Ранним утром и вечером появляются багровые оттенки.


Таблица 1. Цветовая температура некоторых источников света

В сомнительных случаях, когда цветовая температура явно не соответствует имеющейся фотопленке и нет нужных светофильтров, лучше снимать на цветную негативную пленку (фото 57).

Съемка больших спортивных зрелищ специфична (фото 58- 62). Как правило, нет возможности уйти со своего места с тем, чтобы выбрать точку съемки, уточнить экспозицию, убрать блики со спортивных снарядов и т. д.

При определении выдержки следует помнить, что искусственное освещение спортсооружений дает освещенность 1500 лк. В телестудиях средняя освещенность около 1200 лк. Фотопленка чувствительностью 32 ед ГОСТ при освещенности в интервале 1000-2000 лк при диафрагме 4 должна быть экспонирована с выдержкой 1/25 с.

Избавиться от большей части световых бликов, от деревянных лакированных поверхностей, окрашенных предметов, блеска стекла и поверхности воды можно с помощью поляризационных светофильтров.

В осветительных студийных приборах направленного и направленно-рассеянного света используют галогенные лампы. Сила света всех светильников, за исключением отдельных переносных напольных, регулируется с пульта светотехника от 0 до 100%. Некоторые светильники снабжены шторками, держателями для цветных светофильтров, светорассеивателями и т. д. Осветительные приборы подвешивают к потоку на раздвигающейся телескопической подвеске, причем световой поток может быть повернут в любом направлении по горизонтали и вертикали. Подсветка может передвигаться по специальным направляющим. Цветовая температура освещения близка к 3200 К. Она может изменяться светофильтрами, что при съемке обычно не учитывается. Если есть необходимость включить а кадр телевизионный экран и при этом снять комментатора, сидящего перед телекамерой, то следует принять во внимание, что кинескоп рассчитан на среднюю цветовую температуру в 6000 К (фото 49, 50). Лицо комментатора будет освещаться студийным светом с температурой в 3200 К, и поэтому на слайдах будет по цвету отличаться от оригинала. Избежать этого можно, применив для подсветки кадра фотовспышку, которая, однако, не должна засвечивать экран. Кроме того, следует учитывать, что яркость экрана незначительна и для пленки чувствительностью 50 ед. ГОСТ при выдержке 1/25 с диафрагма составляет обычно 2,8. В этом случае для получения необходимой глубины резкости приходится сильно диафрагмировать объектив, поэтому снимать лучше со штатива с выдержками близкими к 1 с. Все сказанное полностью относится к съемке зрителей у телевизора, освещенных электролампами (фото 51).

Определенные сложности представляет съемка при смешанном освещении: дневной свет и лампы накаливания, дневной свет и люминесцентные лампы и т.д. (фото 52-54).

Поскольку цветные фотопленки обладают незначительной фотографической широтой, требуется тщательно определять экспозицию даже в простейшем случае (фото 55-63).

Целенаправленным изменением выдержки можно изменить характер цветового решения снимка (фото 64-67).

Во многих случаях выдержку устанавливают по сюжетно важному месту, которое, однако, не всегда просто определить.

Особая точность при определении экспозиции требуется при съемке на один кадр нескольких сцен (фото 68), в частности, для особо контрастных сюжетов (фото 69-71). Иногда приходится делать целую серию снимков, чтобы выбрать из них наилучший по экспозиции (фото 72, 73, 89).

Наиболее неприятный случай — передержка, тогда на снимках пропадают детали в светлых местах изображения (фото 74).

Встречаются натурные объекты, не имеющие насыщенных красок, (фото 75), их можно подправить искусственными приемами в процессе обработки пленки. Например, пастельные тона можно получить, не полностью используя чувствительность пленки, — передержка при съемке с последующей недопроявкой (фото 76).

Много неприятностей доставляет брак при обработке пленки. Наиболее частый вид брака — полосы, в том числе по краю пленки (фото 77, 78, 81), получающиеся от воздушных пузырей, скапливающихся в этих местах при обработке в проявителе. К примеру, голубые пятна свидетельствуют о наличии пузырей в цветном проявителе (фото 80). Иногда это явление используют целенаправленно для получения цветовых эффектов — сливают немного цветного проявителя, чтобы край пленки находился в зоне воздушных пузырей: так можно притемнить небо (фото 79).

Пятна на поле изображения чаще всего получаются от воздушных пузырей, возникающих при промывке пленки (фото 81).

Довольно частый вид брака — кусочки эмульсии, попавшие с пленки на изображение (фото 82).

Во многих случаях брак обусловлен небрежным обращением с мокрой пленкой (фото 83).

Попавшая в фотоаппарат пыль вызывает царапины на сухой фотопленке (фото 84).

Съемка на устаревшей пленке приводит чаще всего к искажению цветопередачи (фото 85), причем не всегда по всему полю изображения. Другие виды брака показаны на фото 86-88.

Рассмотрим особенности основных сортов пленок, используемых фотолюбителями.

Для дневного освещения предназначены цветная негативная фотопленка ДС-4 и цветная негативная фотопленка ЦНД. Для съемок при искусственном освещении с цветовой температурой 3200 К выпускается фотопленка ЦНЛ. Пленка NC-19 ОРВО является универсальной, ее можно применять и при дневном и при искусственном освещении, она хорошо воспроизводит цвета при свете в 3000-6000 К. Пленка NC-21 ОРВО предназначена для съемки днем.

Цветные обращаемые пленки типа ЦО с индексом Д предназначены для съемки при дневном освещении. Они сбалансированы для5500 К. При искусственном освещении применяется фотопленка ЦО с индексом ЛМ. Цветные обращаемые пленки производства ОРВО сбалансированы на разные температуры — пленка UT-18 на 5600 К, пленки UT-21 и UT-23 — на так называемый средний дневной свет 5500 К. Пленка UT-17 предназначена для съемок при искусственном освещении (3200 К). По сравнению с обычной UT-18 на ней получается более высокая насыщенность красок и более мелкое зерно.

Новые фотопленки OPBO-UT-18 и OPBO-UT-23 отличаются улучшенной цветопередачей, повышенной резкостью и, что весьма важно для съемок спортивных сюжетов, способны лучше воспроизводить объекты с большим контрастом. Их полезный интервал экспозиции — 1,7, правильно воспроизводит соотношение яркостей в объекте — 1:50. Фотопленки отличаются лучшей цветовой насыщенностью изображения, высокой бриллиантностью цветовых оттенков. Чувствительность фотопленки UT-23 — 160 ед. ГОСТ.

Старый сорт пленки UT-18 легко отличить от нового по маркировке — у старой пленки марка UT-18 на упаковке нанесена зеленой краской по белому полю, у новой, наоборот, — белой краской по зеленому полю.

В случае больших отклонений от цветовой температуры, на которую рассчитана фотопленка, могут возникнуть недопустимые цветовые искажения. Например, лица могут иметь зеленый оттенок, белое платье окажется светло-коричневым и т. д. Зная цветовую температуру, можно подобрать компенсирующий светофильтр и избежать значительных искажений цветопередачи.

При отсутствии готовых светофильтров с успехом применяются фильтры из набора для цветокоррекции при печати. Подбирают их опытным путем — снимая портрет вместе с каким-либо темно-серым предметом. При правильном подборе светофильтра серый предмет не должен иметь цветовых оттенков, а цвет лица должен быть близок к естественному. Снимаемого иногда освещают лампой накаливания, лучше в софите, перед которой помещают требуемые светофильтры из того же набора. Проверку производят при режиме обработки, который будет применен после основной съемки, а он может быть форсированным с тем, чтобы поднять чувствительность.

Источник