Меню

Православные старцы конец света когда



«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)

О признаках наступления конца света

Тревожные события последних месяцев вызывают у некоторых людей апокалиптические настроения. Во избежание излишней паники представляется полезным вспомнить, чему учит нас Святая Церковь о признаках, предваряющих Второе пришествие Христа и окончание мировой истории.

Наверное, не существовало ни одного столетия после Рождества Христова, в котором бы человечество было свободно от ожиданий скорого конца света. Апостолы с тревогой спрашивали Господа: «Скажи нам, когда это будет?» (Мф. 24: 3). Раннехристианские общины жили в ожидании скорого пришествия Христа. «Маранафа» – «Господь грядет», – писал коринфянам апостол Павел (1 Кор. 16: 22). «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22: 20), – вторил ему апостол Иоанн Богослов. Апостолу Павлу пришлось написать два послания фессалоникийским христианам, недоумевающим по поводу того, что вот, уже некоторые из христиан умерли, а Христос все не приходит. Духовная жизнь христиан I и II веков также отличалась напряженностью по причине периодически возникавших гонений. Ввиду этого христиане первых веков «не рассчитывали на долгое существование мира и ожидали открытия Царства Христова» [1] .

Усиление гонений увеличивало это ожидание. К примеру, гонение начала III века, инициированное римским императором Септимием Севером,

«показалось современникам до такой степени жестоким, что один из церковных писателей (Иуда), объяснявший в то время седьмины Даниила, полагал, что наступило пришествие антихриста» [2] .

Подобные настроения возникали в христианском обществе каждый раз, когда мирная жизнь нарушалась политическими и религиозными волнениями, смутами и войнами.

Апокалиптические настроения возникали каждый раз, когда мирная привычная жизнь нарушалась

Апокалиптические ожидания были распространены на Руси в конце XV века. Некоторые русские люди были настолько уверены, что конец света наступит в 1492 году (7000 лет от сотворения мира), что в этот год не засеивали землю зерном.

С середины XVII века ожидание антихриста становится непрестанным фоном чаяний раскольников-старообрядцев. Особенные «надежды» возлагались ими на 1666 год от Рождества Христова. Связанный на 1000 лет по Рождестве Христовом сатана освободился и овладел Римом. Прибавленное к этой тысяче число зверя дает 1666. Царь объявляется антихристом, патриарх – ложным пророком. Впрочем, время вынуждает переносить сроки:

«Связание сатаны на 1000 лет надо считать не с Рождества Христова, а со дня Его сошествия во ад: 1000+33½+666=1700. Антихрист царствует тоже 3½ года. Таким образом, 1703 год – год конца мира… Все это туманное богословие об антихристе нужно было, чтобы “раскачать” простых людей на дерзновенный уход из Церкви… в страшную трагическую пустоту» [3] .

Напряженные апокалиптические настроения этой эпохи сопровождаются массовыми самоубийствами сторонников старого обряда. Старообрядцы совершают самозаклание, топятся в водоемах, постятся до смерти. Наибольшее распространение получают массовые самосожжения. Группы обрекших себя на добровольную смерть в огне достигают порой почти трех тысяч человек. Упоминание о массовых «гарях» последователей «старого обряда» встречаются вплоть до начала XIX века. Самоубийство это сами раскольники воспринимают как подвиг мученичества. Другого пути спасения они зачастую уже не видят.

«Поистине нельзя, чтобы нам не гореть, некуда больше деться», – признается в 1722 году один из расколоучителей «старец Сергий» [4] .

1666 год еще долго воспринимается в старообрядческих кругах как некий апокалиптический рубеж. В 1844 году святитель Филарет (Дроздов) в одной из раскольнических книг нашел учение о том,

«что с 1666 года… христиане брачующиеся суть змеино гнездище сатанино и бесов его прескверное дворище; что теперь о умножении рода человеческого промышляет сатана и к зачатию младенца душа дается от диавола» [5] .

Во время холеры 1830–1831 годов вокруг Москвы были расставлены карантинные посты, через которые пропуск осуществлялся по специальным справкам. Раскольники стали распространять слухи о том, что

«якобы наступило время антихриста и что карантийные билеты, по их мнению, есть не что иное, как печать или знамение антихристово» [6] .

В холеру 1830–1831 годов раскольники распространяли слухи, что «карантийные билеты – знамение антихристово»

XIX век характеризуется распространением апокалиптических настроений по всему миру. Под влиянием ожидания конца света и в результате попыток его вычисления сформировались такие известные в наше время секты, как «Адвентисты седьмого дня» и «Свидетели Иеговы». Назначенный конец света постоянно по необходимости передвигается, но, как ни странно, эти ошибки не мешают названным и подобным им сектам со временем увеличиваться.

В XX веке, особенно во второй его половине, появление апокалиптических сект превращается в массовое явление. Возникает множество тоталитарных сект, таких как «Народный храм», «Храм солнца», «Небесные врата», «Аум Синрикё» и другие, в основе верований которых лежит учение о скором конце света. Несбывшиеся ожидания во многих случаях приводят к массовым самоубийствам и убийствам. К сожалению, это нетерпеливое ожидание скорого конца света увлекает порой и православных христиан. Многие помнят, как группа из более чем 30 человек (в том числе детей) в Пензенской области «назначила» конец света на май 2008 года. Эти люди в ожидании Армагеддона прожили под землей с осени 2007 года по май 2008-го. Причем до выхода на свет Божий дожили не все.

Из предложенного выше краткого и неполного обзора можно сделать вывод, что ожидание окончания этого мира не всегда является полезным для христианина, но может быть опасным, вредным и даже губительным. Конечно, православные христиане верят, что этот мир конечен, что конец мира наступит с пришествием Господа нашего Иисуса Христа во славе. Но все же православное отношение к этой теме смягчено осознанием того, что для каждого человека достаточно заботы о подготовке к своей собственной смерти, которая может наступить в любой момент. Святитель Иоанн Златоуст так писал об этом:

«Положим, что кончина последует через двадцать лет, через тридцать, через сто лет: какое это имеет к нам отношение? Не составляет ли для каждого кончины века конец его жизни? Отчего много любопытствуешь о всеобщей кончине и отчего причиняешь себе этим печаль? Но что бывает с нами в других (случаях), то же и в настоящем. Как в других (случаях) мы, не обращая внимания на собственные дела, беспокоимся о чужих, говоря: такой-то блудник, такой-то прелюбодей, тот украл, этот обидел, а о своих не говорим ни слова, напротив, больше печемся о поступках всех других людей, нежели о своих собственных, – так и здесь каждый из нас, оставив заботу о своем конце, желает узнать об общей кончине» [7] .

Тем не менее Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках, чтобы избежать излишнего беспокойства, полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?

Прежде всего следует указать на неизвестность времени Второго пришествия.

  • «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36);
  • «…бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42), – говорит Христос Своим ученикам.

Отсюда можно сделать вывод, что все попытки определить дату Второго пришествия Христова обречены на неудачу. Догадки такого рода исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом и являются свидетельством неверия словам Евангелия, то есть – словам Самого Христа.

Догадки о времени конца света исходят всегда из среды сектантской или увлеченной сектантским духом

Мало того, на подобного рода вычисления мы имеем прямое запрещение Господа, которое Он оставил в лице апостолов всем Христианам:

Читайте также:  Волкова дарья по секрету всему свету

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).

Попытки дерзновенно приоткрыть тайну Божиего Промысла не могут принести нам пользы и не останутся безнаказанными.

Среди признаков приближающейся кончины мира есть те, которые можно найти практически в любую эпоху истории человечества. Это падение нравственности, стихийные и общественные бедствия, войны, появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Такого рода явления существовали всегда, и последние времена будут отличаться лишь крайней степенью их развития. Но поскольку любое понижение общественной морали и любое ухудшение природных условий существования воспринимаются старшим поколением как крайние, небывалые доселе, то признак этот носит по большей части субъективный характер и не может служить твердым ориентиром в рассматриваемом вопросе.

Из более объективных признаков, предваряющих Второе пришествие Христово, прежде других следует назвать проповедь Евангелия всему миру:

«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).

Нужно заметить, что, согласно святоотеческим толкованиям, здесь говорится о проповеди не еретиками и раскольниками, но именно – православными. Стоит ли говорить, насколько мы далеки от этого? До сих пор еще на земле ученые-путешественники время от времени заявляют об открытии новых диких племен. Некоторые из этих племен обитают в столь густых джунглях, что никогда не видят солнца. Тем более они не могли ничего слышать о Солнце правды – Христе. Что же касается православной проповеди, то на земле существует еще множество уголков, куда не ступала нога православного миссионера.

Прежде наступления конца света, согласно апостолу Павлу и святоотеческим толкованиям, совершится также массовое обращение ко Христу израильского народа (См.: Рим. 11: 25–26).

Кроме того, Второе Христово пришествие будет предваряться всемирной проповедью двух пророков (см.: Откр. 11: 3), один из которых – пророк Илия. Об этом еще во времена Ветхого Завета говорил пророк Малахия:

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4: 5).

Об этом предупреждал и Сам Господь:

«…правда, Илия должен придти прежде и устроить все» (Мф. 17: 11).

Под вторым пророком обычно понимают праотца Еноха или (реже) – пророка Моисея.

Ну и конечно, наиболее известным признаком, предваряющим конец мира, является пришествие антихриста. Он будет конкретной личностью: «человеком греха, сыном погибели» (2 Феc. 2: 3). Согласно книге Откровения святого апостола Иоанна Богослова, антихрист придет как мировой правитель:

«…и дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13: 7).

Отсюда можно сделать вывод, что прежде конца света все земные государства соединятся в одно, чего пока еще в реальности не существует.

Кроме того, этот мировой правитель будет яростным богоборцем и противником Христа:

«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» (Откр. 13: 5).

Он будет требовать себе от человечества божественного почитания и поклонения:

«…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 4).

Это поклонение будет фиксироваться начертанием на теле поклонившегося человека, а именно – на правой руке или на лбу «начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 17).

Важно отметить, что в книге Откровения поклонение антихристу («зверю») и принятие начертания изображаются как взаимосвязанные части воздаяния божественных почестей антихристу:

«…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 9–11).

То есть принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным, будет предваряться отречением от Бога, поклонением антихристу и признанием его Богом.

Антихрист не станет ставить начертание насильно; принятие антихристова начертания будет сознательным и добровольным

Частица «анти» переводится с греческого не только как «против», но и как «вместо». Антихрист есть не только противник Христа, но и подражатель Спасителя, пытающийся заменить Христа, быть вместо Христа. Начертание антихриста будет не чем иным, как пародией на христианское Таинство крещения. Приступающий ко крещению отрицается «сатаны и всех дел его» и сочетается Христу, и само Таинство совершается по вере крещающегося. А принимающий антихриста вместо Бога должен предварительно отречься от Христа и поклониться антихристу как своему богу и спасителю. Без этих отречения и поклонения начертание бессмысленно и недейственно.

Поэтому антихрист и не станет ставить начертание насильно. Сопротивляющихся он будет запугивать, лишать средств существования:

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16–17).

Антихрист будет даже убивать тех, кто откажется поклониться ему или его образу:

«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15).

Но начертание не будет внедряться насильно или тайно. В противном случае оно возымеет не большую силу, чем государственная печать на чистом листе бумаги. Поэтому странными выглядят некоторые современные учения, проповедующие «невольное», «автоматическое» принятие антихристова начертания и, следовательно, не менее автоматическую гибель человека.

Таким образом, мы можем видеть, что распространяемые некоторыми людьми страхи прихода антихриста и его начертания преждевременны и небезопасны и что нам, современным христианам, более полезны воспоминание о своих грехах и мысли о собственной смерти. Тем более что, по слову преподобного Нила Мироточивого, начертание антихриста на сердце – это злопамятство [8] , и тот, кто не избавился от этой страсти, погибает без всяких внешних начертаний. Тех же, кто верен Христу и Его Церкви, старается соблюдать Его заповеди, привык прибегать к Богу в молитве и со смирением приступает к церковным Таинствам, Господь не оставит в неведении о кознях диавольских и поможет преодолеть его ухищрения:

«И вот, Я с вами до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Источник

Пророчества и наставления старца Серафима Вырицкого

Отец Сера­фим обла­дал несо­мнен­ным про­ро­че­ским даром. Об этом крас­но­ре­чиво гово­рят мно­гие живые сви­де­тель­ства, опуб­ли­ко­ван­ные на стра­ни­цах этой книги. Неко­то­рые из про­ро­честв вели­кого старца уже исполнились.

Пред­ска­за­ние стар­цем в 1927 году пат­ри­ар­шего слу­же­ния архи­епи­скопу Хутын­скому Алек­сию (Симан­скому) и при­бли­жа­ю­щихся жесто­ких гоне­ний; про­ро­че­ства подвиж­ника о гря­ду­щей Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне и победе в ней нашего ору­жия; пред­ви­де­ние отцом Сера­фи­мом кон­чины про­то­и­е­рея Алек­сия Кибар­дина через пят­на­дцать лет после соб­ствен­ной, а также точ­ное про­зре­ние судеб мно­гих людей ныне стали неоспо­ри­мыми фактами.

Глу­боко про­ро­че­скими явля­ются строки напи­сан­ного стар­цем в 1939 году сти­хо­тво­ре­ния «Прой­дет гроза над Рус­скою зем­лею…» В годы кро­ва­вых гоне­ний, когда каза­лось, что Цер­ковь обре­чена на ско­рое и пол­ное уни­что­же­ние, отец Сера­фим гово­рит о ее гря­ду­щем воз­рож­де­нии — о воз­об­нов­ле­нии запре­щен­ного тогда коло­коль­ного звона, об откры­тии разо­рен­ных хра­мов Божиих и свя­тых оби­те­лей. Батюшка неустанно напо­ми­нал своим мно­го­чис­лен­ным посе­ти­те­лям об обе­то­ва­нии Божием о неодо­ли­мо­сти Церкви вра­тами адо­выми. Рас­ска­зы­вал отец Сера­фим о воз­рож­де­нии кон­крет­ных оби­те­лей — Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры, Диве­ева и дру­гих. При­ме­ча­тельно, что, пред­ска­зы­вая вос­ста­нов­ле­ние Алек­сан­дро-Нев­ской Лавры, ста­рец гово­рил о том, что вна­чале госу­дар­ство вер­нет Церкви как при­ход­ской храм Свято-Тро­иц­кий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру пере­да­дут мона­ше­ству­ю­щим. Пред­ска­зы­вал также батюшка, что со вре­ме­нем будет осно­ван мона­стырь и в Вырице, а Ленин­град будет вновь пере­име­но­ван в Санкт-Петербург.

Читайте также:  Применение света как электромагнитной волны

Гово­рил отец Сера­фим, что при­дет время, когда в Москве, Петер­бурге и ряде дру­гих горо­дов Рос­сии будут дей­ство­вать пра­во­слав­ные радио­стан­ции, в пере­да­чах кото­рых можно будет услы­шать душе­по­лез­ные нази­да­ния, молитвы и цер­ков­ные песнопения…

«При­дет время, когда не гоне­ния, а деньги и пре­ле­сти мира сего отвра­тят людей от Бога и погиб­нет куда больше душ, чем во вре­мена откры­того бого­бор­че­ства, — гово­рил батюшка, — с одной сто­роны, будут воз­дви­гать кре­сты и золо­тить купола, а с дру­гой — наста­нет цар­ство лжи и зла. Истин­ная Цер­ковь все­гда будет гонима, а спа­стись можно будет только скор­бями и болез­нями. Гоне­ния же будут при­ни­мать самый изощ­рен­ный, непред­ска­зу­е­мый харак­тер. Страшно будет дожить до этих вре­мен. Мы, слава Богу, не дожи­вем, но тогда же из Казан­ского собора пой­дет крест­ный ход в Алек­сан­дро-Нев­скую Лавру».

В ряде пред­ска­за­ний выриц­кого старца зву­чат весьма тре­вож­ные нотки. «Если рус­ский народ не при­дет к пока­я­нию, — гово­рил батюшка, — может слу­читься так, что вновь вос­ста­нет брат на брата».

Несколько важ­ных пред­ска­за­ний отца Сера­фима Выриц­кого было запи­сано Марией Геор­ги­ев­ной Пре­об­ра­жен­ской, пле­мян­ни­цей свя­ти­теля Фео­фана Полтавского.

…Это было сразу после войны. Я пела на кли­росе Пет­ро­пав­лов­ской церкви поселка Вырица. Часто мы с пев­чими из нашего храма при­хо­дили к отцу Сера­фиму под бла­го­сло­ве­ние. Одна­жды одна из пев­чих ска­зала: «Доро­гой батюшка! Как хорошо теперь стало — война кон­чи­лась, зазво­нили снова коло­кола в церк­вах…» А ста­рец на это отве­тил: «Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встре­тите это. Будет очень трудно моло­дежи пере­об­мун­ди­ро­вы­ваться. Кто только выжи­вет? Кто только жив оста­нется? (Эти слова отец Сера­фим повто­рил три­жды). Но кто жив оста­нется — какая будет у того хоро­шая жизнь…» После неболь­шой паузы батюшка вновь задум­чиво про­из­нес: «Если бы люди всего-всего мира, все до еди­ного чело­века (вновь, как бы нарас­пев, повто­рил ста­рец эти слова несколько раз), в одно и то же время встали бы на колени и помо­ли­лись Богу хотя бы только пять минут о про­дле­нии жизни дабы даро­вал всем Гос­подь время на покаяние…»

Рас­суж­дая о про­ро­че­ствах, свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) гово­рит: «Бог изме­нял Свои опре­де­ле­ния, объ­яв­лен­ные и чрез свя­тых про­ро­ков, как то про­ро­че­ство Ионы о нине­ви­тя­нах (Ион.3:10); Илии об Ахаве (3Цар.21:29); Исаии о Езе­кии (4Цар.20:1–11). Кто пре­дал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать впе­ред». Во всех упо­мя­ну­тых свя­ти­те­лем Игна­тием слу­чаях Бог изме­нял гнев на милость после того, как отдель­ные лич­но­сти или же целый народ сми­ря­лись перед Ним, остав­ляли гре­хов­ную жизнь и всту­пали на путь покаяния.

Гос­подь ода­ри­вал отца Сера­фима Выриц­кого мно­гими бла­го­дат­ными откро­ве­ни­ями. Опи­сы­вая одно из своих духов­ных созер­ца­ний, подвиж­ник рас­ска­зы­вал мона­хине Сера­фиме (Моро­зо­вой):

«Я побы­вал во всех стра­нах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры я не видел. Наша вера — выше всех. Это вера пра­во­слав­ная, истин­ная. Из всех извест­ных веро­уче­ний только она одна при­не­сена на землю воче­ло­ве­чив­шимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Сера­фима, гово­рить всем, чтобы от нашей веры никто не отступал!»

Выриц­кий ста­рец не раз гово­рил, что Рос­сия обла­дает бес­цен­ным сокро­ви­щем — она явля­ется хра­ни­тель­ни­цей свя­той Пра­во­слав­ной веры. Истин­ное про­све­ще­ние есть про­све­ще­ние души све­том Пра­во­сла­вия. Не про­цве­та­ю­щий Запад, где конеч­ной целью всего сущего явля­ется зем­ное бла­го­по­лу­чие чело­века, а Русь, бла­жен­ная Русь, при­няв­шая во мла­ден­че­стве своем юрод­ство кре­ста, сохра­нив­шая в глу­би­нах своей необъ­ят­ной души образ Хри­ста Рас­пя­того и несу­щая его в сердце своем есть истин­ный свет миру. Та Свя­тая Русь, кото­рая все­гда жила пред­ощу­ще­нием гор­него, прежде всего, искала Цар­ства Божия и правды Его и нахо­ди­лась в живом обще­нии с небом. Веч­ная сила и кра­сота Пра­во­сла­вия заклю­ча­ется в чуд­ном един­стве небес­ного и зем­ного. В Рос­сии небо было неот­де­лимо от земли. «Чело­век Руси Свя­той все­гда знал, в чем состоит веч­ный смысл жизни, и глав­ной целью было для него стя­жа­ние небес­ных благ», — напо­ми­нал своим питом­цам отец Серафим.

Жизнь выриц­кого подвиж­ника — это целая эпоха в жизни Рос­сии. В тече­ние несколь­ких деся­ти­ле­тий на гла­зах старца про­ис­хо­дили зна­чи­тель­ней­шие собы­тия в жизни рус­ского обще­ства, нахо­див­шие живой отклик в его чистом сердце. Отец Сера­фим про­шел свой зем­ной путь, твердо зная, что вне Пра­во­сла­вия нет спа­се­ния, нет вос­кре­се­ния и бес­смер­тия. «Только Бога нико­гда не забы­вайте! Хра­ните свя­тые истины пра­во­слав­ной веры, всем серд­цем воз­лю­бите Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста!» — часто слы­шали ближ­ние эти слова из уст бла­жен­ного старца.

Соеди­нив­ший дыха­ние свое со слад­чай­шим име­нем Иису­со­вым, отец Сера­фим видел в умной молитве бес­цен­ное сред­ство для стя­жа­ния душев­ного мира и спасения:

«В самые тяже­лые вре­мена удобно будет спа­саться тот, кто в меру сил своих ста­нет под­ви­заться в молитве Иису­со­вой, вос­ходя от частого при­зы­ва­ния имени Сына Божия к молитве непрестанной».

По слову свя­тых отцов это дела­ние не только ограж­дает чело­века от всех иску­ше­ний мира, плоти и диа­вола, но и может соде­лать под­ви­за­ю­ще­гося живым хра­мом Божиим, где без­молвно вос­пе­ва­ется Бог. Такой подвиж­ник еще при зем­ной жизни посред­ством непо­сти­жи­мой силы Божией при­об­ре­тает каче­ства, необ­хо­ди­мые для жизни будущей.

Мно­гим духов­ным чадам выриц­кий ста­рец сове­то­вал как можно чаще читать молитву свя­того Ефрема Сирина «Гос­поди и Вла­дыко живота моего…» «В этой молитве вся суть Пра­во­сла­вия, все Еван­ге­лие. Ею мы испра­ши­ваем у Гос­пода помощи на при­об­ре­те­ние свойств нового чело­века», — гово­рил батюшка.

«Ей, Гос­поди, Царю, даруй ми зрети моя пре­гре­ше­ния и не осуж­дати брата моего…» Грех осуж­де­ния отец Сера­фим назы­вал одним из вели­чай­ших духов­ных неду­гов нашего вре­мени! «Мы имеем право судить только самих себя. Даже рас­суж­дая о каком-либо чело­веке, мы уже невольно осуж­даем его», — гово­рил выриц­кий ста­рец. Он особо напо­ми­нал о недо­пу­сти­мо­сти осуж­де­ния свя­щен­ства: «Лич­ные чело­ве­че­ские немощи не могут отнять бла­го­дати руко­по­ло­же­ния. Во время совер­ше­ния Таинств свя­щен­ник явля­ется лишь ору­дием в руках Божиих. Все Таин­ства неви­димо совер­шает Сам Хри­стос. Какой бы ни был батюшка греш­ный, даже если ему уго­то­вано в огне геен­ском гореть, только через него мы можем полу­чить раз­ре­ше­ние от наших соб­ствен­ных грехов».

Отец Сера­фим был глу­боко убеж­ден в том, что чело­век дол­жен гото­вить себя к Веч­но­сти. После того, как душа раз­лу­чится с телом, она сразу пой­мет, что зна­ния и опыт всей преды­ду­щей ее жизни пре­вра­ти­лись в ничто. Те пред­меты, образы и поня­тия, кото­рые на земле пред­став­ля­лись чело­веку самыми цен­ными и важ­ными, ока­жутся ничего не зна­ча­щими, также, как и те собы­тия, кото­рые зани­мали его ум и сердце и каза­лись самыми глав­ными. Более того, свой­ства и каче­ства, кото­рые вос­пе­вал и вос­пи­ты­вал мир, ока­жутся вред­ными и прямо про­ти­во­по­лож­ными тем, кото­рыми дол­жен обла­дать житель бла­жен­ной Веч­но­сти. Един­ствен­ный зем­ной опыт, кото­рый пона­до­бится чело­веку в буду­щей жизни — это опыт позна­ния Хри­ста как свя­той и Боже­ствен­ной Истины. «Земля — страна плача, Небо — страна весе­лия. Небес­ное весе­лие вырас­тает из семян, посе­ва­е­мых на земле. Эти семена: молитва и слезы… Нет на земле выше сча­стия, как познать Бога и при­ле­питься к Нему всею душою. Этот союз от ныне и до века. В этом союзе — усло­вие истин­ного бла­жен­ства веч­ного, пред­вку­ше­ние кото­рого уже начи­на­ется здесь, на земле…» — в пол­ном согла­сии с этими сло­вами свя­ти­теля Игна­тия пре­бы­вал отец Сера­фим. При этом ста­рец насто­я­тельно сове­то­вал всем под­ви­за­ю­щимся ни в коем слу­чае не при­ни­мать ника­ких виде­ний, явле­ний и гла­сов из поту­сто­рон­него мира. Только свя­тые с помо­щью бла­го­дати Божией спо­собны отли­чать свет­лых анге­лов от демо­нов. Послед­ние же, явля­ясь людям, при­ни­мают на себя вид анге­лов света, окру­жают себя вся­че­ской бла­го­вид­но­стью и гово­рят види­мую правду для того, чтобы обо­льстить и погу­бить неопыт­ных, лег­ко­мыс­лен­ных и любо­пыт­ных. «Плот­ские, греш­ные чело­веки недо­стойны видеть Анге­лов и свя­тых. Им свой­ственно обще­ние только с пад­шими тем­ными духами, кото­рое, как пра­вило, ста­но­вится при­чи­ной поги­бели. Будем молиться, чтобы Гос­подь изба­вил нас от иску­ше­ний лука­вого», — нази­дал ближ­них батюшка Серафим.

Читайте также:  Восприятие света глазами животных

Выриц­кий подвиж­ник своей жиз­нью отве­тил на мно­гие вопросы, кото­рые вол­нуют ищу­щих спа­се­ния в совре­мен­ном бушу­ю­щем мире. «Дела, совер­ша­е­мые в духе мира сего, во вред и осуж­де­ние души своей и душ ближ­них, текут как по маслу. Вам всего ближе видеть это: вы видите, как быстро рас­про­стра­ня­ются книги, губя­щие и веру и нрав­ствен­ность, какие рас­ходы дела­ются на напе­ча­та­ние их, с каким усер­дием одни ста­ра­ются рас­про­стра­нить их, а дру­гие поку­пают. Как вы дума­ете, каково это пред взо­рами Бога? И чего должно ожи­дать за это на суде Божием? Неве­ру­ю­щие кри­чат, что нет Бога, нет и суда Божия. Из-за такого крика, кото­рым раз­врат уси­ли­ва­ется заглу­шить пред­став­ле­ния сове­сти, Бог не пере­стал суще­ство­вать. Он есть и непре­менно воз­даст каж­дому чело­веку по делам его. Самое отступ­ни­че­ство пред­ска­зано со всей ясно­стью Свя­щен­ным Писа­нием и слу­жит сви­де­тель­ством того, сколько верно и истинно все, ска­зан­ное в Писа­нии… Впро­чем, Бог предо­ста­вил каж­дому чело­веку во время зем­ной жизни по его про­из­волу делать добро, или не делать его». Эти строки, словно для людей нашего вре­мени, были напи­саны свя­ти­те­лем Игна­тием еще в 1864 году. С гибели отдель­ной души начи­на­ется гибель целого народа. Спа­се­ние же народа зави­сит от той лепты, кото­рую вне­сет в это дело каж­дый отдель­ный человек.

Житием выриц­кого старца Гос­подь подает див­ный образ спа­се­ния в столь непро­стое для рус­ского народа время. Освя­щая каж­дый серьез­ный свой шаг бла­го­сло­ве­нием и молит­вой Матери Церкви, дол­гие годы шел отец Сера­фим путем неза­мет­ного, буд­нич­ного подвига. Это скры­тый от посто­рон­них глаз подвиг, совер­ша­е­мый во внут­рен­нем уеди­не­нии, где нет места раз­го­ря­че­нию и раз­дра­жи­тель­но­сти, уны­нию и отча­я­нию. Это еже­днев­ный подвиг дея­тель­ного пока­я­ния, поста и молитвы; подвиг реаль­ных и посиль­ных дел, совер­ша­е­мых Хри­ста ради и во имя любви к ближ­ним. Это тихое, но твер­дое сто­я­ние в вере, кото­рое тре­бует много боль­шего муже­ства, чем сию­ми­нут­ное горя­че­ние и самые гром­кие выкрики о пат­ри­о­тизме. Там, где бушуют стра­сти, нико­гда не будет бла­го­дат­ного мира Хри­стова, кото­рый явля­ется сви­де­те­лем истины.

Подвиж­ник все­гда пом­нил, что «наша война не про­тив крови и плоти, но… про­тив духов злобы под­не­бес­ных» (Еф.6:12). В ней веще­ствен­ные сред­ства борьбы успеха не при­но­сят. Тер­пе­ние, сми­ре­ние и кро­тость; пока­я­ние, сокру­ше­ние сердца и молитва; мило­сер­дие, любовь и незло­бие — вот глав­ное ору­жие в неви­ди­мой брани. Об этом ясно гово­рит мно­го­ве­ко­вой свя­то­оте­че­ский опыт. «Все зло необ­хо­димо покры­вать доб­ром и любо­вью, сми­ренно при­ни­мая иску­ше­ния, посы­ла­е­мые нам Про­мыс­лом Божиим, — гово­рил отец Сера­фим Выриц­кий, — отве­чая злом на зло, мы при­хо­дим только к его умно­же­нию во все­лен­ной». Глав­ными свой­ствами, кото­рые усвоил враг спа­се­ния рода чело­ве­че­ского, явля­ются гор­дыня и нена­висть. Побе­дить их можно только с помо­щью про­ти­во­по­лож­ных им доб­ро­де­те­лей — сми­ре­ния и любви, кото­рые при­вле­кают к себе все­силь­ную бла­го­дать Божию. От нее в ужасе бегут духи злобы.

Обоб­щая слова древ­них отцов, обра­щен­ные к подвиж­ни­кам нашего вре­мени, свя­ти­тель Игна­тий пишет: «Те, кото­рые по истине будут рабо­тать Богу, бла­го­ра­зумно скроют себя от людей и не будут совер­шать посреди них зна­ме­ний и чудес… Они пой­дут путем дела­ния, рас­тво­рен­ного сми­ре­нием, и в Цар­ствии Небес­ном ока­жутся боль­шими отцов, про­сла­вив­шихся зна­ме­ни­ями». Именно этим путем — путем дела­ния, рас­тво­рен­ного сми­ре­нием, шел несколько деся­ти­ле­тий отец Сера­фим Выриц­кий, всю жизнь свою не помыш­ляя о себе мно­гого, но нахо­дясь в послу­ша­нии Матери Церкви.

Стоит отме­тить, что в насто­я­щее время интер­нет полон пред­ска­за­ний, при­пи­сы­ва­е­мых Сера­фиму Выриц­кому, по сути явля­ю­щихся пло­дом боль­ного вооб­ра­же­ния совре­мен­ных авто­ров, кото­рые даже не удо­су­жи­лись про­чи­тать житие пре­по­доб­ного. К таким лже­пред­ска­за­ниям отно­сятся, напри­мер, следующие:

На вопрос сво­его духов­ного сына [Источ­ник? Кого именно?] о буду­щем Рос­сии, ста­рец пред­ло­жил ему посмот­реть в окно, выхо­дя­щее на Фин­ский залив [«автор» пред­ска­за­ния не знает, что Вырица нахо­дится вовсе не на берегу Фин­ского залива, а свя­той нико­гда не жил на его берегу – см жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­ного]. Тот уви­дел мно­же­ство плы­ву­щих под раз­ными фла­гами кораб­лей [По какому слу­чаю? Празд­но­ва­ние дня Военно-мор­ского флота при Ста­лине, когда жил пре­по­доб­ный Сера­фим, не имело таких мас­шта­бов, как ныне]. — Как это понять? — спро­сил он у батюшки. Ста­рец отве­тил: «Насту­пит такое время, когда будет в Рос­сии духов­ный рас­цвет. Откро­ются мно­гие храмы и мона­стыри, даже ино­верцы будут к нам при­ез­жать кре­ститься [Храмы и мона­стыри уже откры­лись, но про­ро­че­ство пока не сбы­лось, но пока никто спе­ци­ально не едет. Что мешает ино­стран­цам кре­ститься у себя на родине?] на таких кораб­лях [Каких? Воен­ных? Мас­со­вое обра­ще­ние воен­но­слу­жа­щих зару­беж­ных госу­дарств?]. Но это не недолго — лет на 15, потом при­дет анти­христ» [Оче­видно, про­ро­че­ство было состав­лено на рубеже XX-XXI вв., с кото­рым свя­зано воз­рож­де­ние цер­ков­ной жизни в Рос­сии, однако «автор» лже­пред­ска­за­ния в то время и помыс­лить не мог, что прав­ле­ние В. В. Путина будет про­дол­жаться, много более чем 15 лет. Не сты­ку­ются эти «про­ро­че­ства» и с истин­ными пред­ска­за­ни­ями о конце света, кото­рые мы нахо­дим в Свя­щен­ном Писа­нии. Оче­видно, автор, взяв­ший на себя сме­лость гово­рить от имени Сера­фима Выриц­кого, не читал Библию].

Гово­рил, что когда Восток набе­рет силу, все ста­нет устой­чи­вым. Число — на их сто­роне, но не только это: у них рабо­тают трез­вые и тру­до­лю­би­вые люди, а у нас такое пьян­ство… [Попу­ляр­ная в конце 1990‑х гг. мысль о том, что мил­ли­оны хит­рых китай­цев окку­пи­руют Россию].

Еще рас­ска­зы­вали [Кому рас­ска­зы­вали? Кто рас­ска­зы­вал?], как ста­рец гово­рил: «Восток будет кре­ститься в Рос­сии. Весь мир небес­ный молится о про­све­ще­нии Востока» [У кого будут кре­ститься в Рос­сии? У пья­ниц, о кото­рых гово­ри­лось выше?].

И это лишь несколько при­ме­ров, застав­ля­ю­щих нас вспом­нить слова Хри­ста: «Бере­ги­тесь лже­про­ро­ков, кото­рые при­хо­дят к вам в ове­чьей одежде, а внутри суть волки хищ­ные» ( Мф. 7:15 ).

Источник