Меню

Правитель четырех стран света



«Царь четырех стран света»

Армения, Эркания, Элам, Вавилонское царство, Парфия – вот далеко неполный список государств, которые покорились великому завоевателю древности Киру II. Он подчинял своей власти народы и смог создать Персидское царство, которому трудно было найти равное по мощи. Впрочем, по свидетельству Геродота, умер Кир совсем не как правитель великой державы: он пал на поле боя с одним из кочевых восточных племен, после чего ему отрубили голову и, судя по всему, в знак его кровожадности положили её в мешок, наполненный кровью.

С одной стороны, Кир II — один из немногих древних полководцев, о которых у нас есть более-менее достоверные сведения. С другой стороны, даже они не позволяют полностью восстановить историю его жизни. Так, например, о юности Кира мы можем узнать из легенд, в которых правду практически невозможно отличить от авторского вымысла.

В частности, Геродот говорит о том, что Кир родился у царевны Манданы, дочери мидийского царя. Ей якобы предсказали, что она родит воина, которому уготовано стать владыкой всего мира. Согласно рассказу «отца истории», Кира должны были убить, но вместо этого пастух и его жена воспитали его как своего сына. Затем мидийский царь случайно встретил его и признал в нем внука, после чего Кира отправили к его настоящим родителям. В общем, есть и другие легенды — в частности, одна из них рассказывает, что Кира выкормила волчица, — но в их правдоподобность поверить ещё сложнее. Даже сам Геродот писал, что, помимо его версии, существует ещё четыре других.

Как бы то ни было, доподлинно известно, что в середине V века до н. э. Кир стал вождем персидских оседлых племён, которые находились в подчинении у мидийского царя. Кир не был готов мириться с чужой волей, поэтому организовал восстание, которое длилось примерно три года. Воюя с армией своего предполагаемого деда, царя Астиага, Кир потерпел немало поражений, однако в конце концов смог склонить чашу весов на свою сторону: его воины вторглись в столицу мидийского царства, однако при этом самого Астиага помиловали — ему разрешили жить при дворе. Так персы, которые вынуждены были раньше подчиняться мидийцам, сами стали владеть этой территорией.

Кир II не получил бы прозвище «великий», если бы остановился на своих первых завоеваниях. По оценке историков, Кир правил персами порядка 30 лет и за это время не было хоть сколько-нибудь длительного периода, в который бы его держава не вела войну. Сразу после покорения мидийцев Кир II пошёл на Лидию — государство на территории современной Турции. При этом лидийский царь успел подготовиться к нападению и заключил целый ряд важных стратегических союзов: на его стороне оказалась Вавилонское и Египетское царство.

Впрочем, даже это не помогло: пусть в решающей битве при Птерии Кир II и не смог одержать решительной победы, но рискованный маневр персов позволил им застать войско противника врасплох — воины Кира пленили лидийского царя Креза в его столице, городе Сарды. Тут, кстати, наука вновь не может дать четкого представления о том, что случилось с Крезом: в одних летописях его помиловали, в других — вавилонских — его казнили.

После победы над Лидией у Кира остался лишь один принципиальный противник — могущественное Вавилонское царство. Между тем, некоторые греческие города, расположенные в прибрежных районах, судя по всему, предвидя возможное разрушение, сами без сопротивления начали присоединяться к набирающей силу империи Кира II.

Войска Кира II остановились перед, казалось бы, непреодолимой преградой — дорогу к Вавилону им преградила вода, которую привели в движение специальные гидравлические сооружения. Впрочем, армия Кира II, прорыв сотни каналов, смогла отвести воду из реки и расчистить себе путь. Вавилонский царь Набонид потерпел жестокое поражение, остатки его войска бежали, в то время как, по одной из версий, жители Вавилона чуть ли не сами открыли ворота в город перед захватчиками. Надо сказать, что Кир II отплатил им сполна: он не дал грабить и убивать жителей, а также пообещал им мир и неприкосновенность.

Владения Кира простирались теперь за пределами Малой Азии, но и это не остановило его — он пошел в новый поход, теперь уже против кочевых среднеазиатских племен. В одной из стычек с массагетами в 530 год до н. э. Кир потерпел одно из немногих своих поражений. Он погиб, и, несмотря на версию, описанную Геродотом, историки склоняются к тому, что Кира II похоронили в древнем персидском городе Пасаргады. Там до сих пор сохранился памятник, который считается гробницей великого полководца древности Кира II.

Источник

Тиглатпаласар III: царь четырех стран света

Из рабов в переселенцы

Испокон веков ассирийцы убивали значительную часть пленных, остальных же заковывали в кандалы и отправляли в рабство. С приходом Тиглатпаласара III политика в этой сфере изменилась. Подобный подход был признан невыгодным. Теперь с населением захваченных территорий поступали преимущественно двумя способами: их ждало либо тягчайшее налоговое бремя, либо переселение. Люди покидали родные места вместе с детьми, имуществом, а также «прихватив» своих богов — прежние верования сохранять не воспрещалось.

При Тиглатпаласаре III неугодное население в Ассирии депортировалось

Пленников направляли в те края, которые были разорены походами. Такая политика была вполне логичной: с одной стороны, земли эксплуатировались и приносили доход, с другой — представители покоренных народов разлучались с друзьями и знакомыми (при этом отдельные семьи старались не разделять) и не могли поднять восстание. Кроме того, подобные переселения способствовали языковым трансформациям. Если раньше господствующим языком в Ассирии был аккадский, то теперь его потеснил арамейский. Впрочем, языком официальных документов по-прежнему оставался первый из них.

Административное деление государства также претерпело значительные изменения. Большие области страны, существовавшие ранее, были разделены на ряд более мелких. Каждой из них руководил областеначальник. Причем практически любой подобный областеначальник был евнухом — таким образом царь защищал себя от создания новой сильной династии.

Ассирийская армия всех сильней

Многочисленные военные походы требовали реформирования армии. Тиглатпаласар III создал профессиональное войско, которое всецело находилось на государственном обеспечении. Средства на содержание армии выделялись из добра, которое удалось награбить ранее. До этого ополчение выставляли общины, теперь же царь перестал зависеть от них в столь важном вопросе.

Тиглатпаласар, сам будучи блестящим полководцем, понимал, насколько важно для успеха военных кампаний обучение солдат, и средств на это не жалел. Также воины Тиглатпаласара получили отличную экипировку и инновационное, говоря современным языком, оружие — стальное. Ассирийцы стали первым народом, широко применявшим его.

Неповоротливые колесницы царь заменил кавалерией. Решение это было удачным: отныне ассирийцы могли внезапно нападать на врага. Также с легкой руки Тиглатпаласара появился такой род войск, как саперы. Они шли впереди войска и прокладывали дороги в тех местах, которые казались непроходимыми.

Походы Тиглатпаласара

В 745 году до нашей эры за помощью к Тиглатпаласару обратился Набонасар, царь Вавилонии. Тот не мог своими силами расправиться с халдейскими племенами. Тиглатпаласар, помогая соседу, прошел все Вавилонское царство. Многие халдеи были отправлены тогда в Ассирию, при этом города почти не пострадали — ассирийский царь был верен своей депортационной политике.

Военные начинания Тиглатпаласара в большинстве случаев увенчались успехом. Ассирийский царь одержал уверенную победу в столкновениях с Урарту, Мидией, Дамаском. Титул царя разрастался и разрастался: «Тиглатпаласар, царь великий, царь могучий, царь множеств, царь Ассирии, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света».

Царем Ассирии Тиглатпаласар был в течение восемнадцати лет. После смерти правителя трон занял Салманасар V, его сын.

Источник

«Царь четырех стран света»

Ассирийский царь Тиглатпаласар II реорганизовал армию и радикально изменил отношение к жителям захваченных земель.

Из рабов в переселенцы

Испокон веков ассирийцы убивали значительную часть пленных, остальных же заковывали в кандалы и отправляли в рабство. С приходом Тиглатпаласара III политика в этой сфере изменилась. Подобный подход был признан невыгодным. Теперь с населением захваченных территорий поступали преимущественно двумя способами: их ждало либо тягчайшее налоговое бремя, либо переселение. Люди покидали родные места вместе с детьми, имуществом, а также «прихватив» своих богов — прежние верования сохранять не воспрещалось.

Читайте также:  Как правильно спать по сторонам света головой

Пленников направляли в те края, которые были разорены походами. Такая политика была вполне логичной: с одной стороны, земли эксплуатировались и приносили доход, с другой — представители покоренных народов разлучались с друзьями и знакомыми (при этом отдельные семьи старались не разделять) и не могли поднять восстание. Кроме того, подобные переселения способствовали языковым трансформациям. Если раньше господствующим языком в Ассирии был аккадский, то теперь его потеснил арамейский. Впрочем, языком официальных документов по-прежнему оставался первый из них.

Административное деление государства также претерпело значительные изменения. Большие области страны, существовавшие ранее, были разделены на ряд более мелких. Каждой из них руководил областеначальник. Причем практически любой подобный областеначальник был евнухом — таким образом царь защищал себя от создания новой сильной династии.

Ассирийская армия всех сильней

Многочисленные военные походы требовали реформирования армии. Тиглатпаласар III создал профессиональное войско, которое всецело находилось на государственном обеспечении. Средства на содержание армии выделялись из добра, которое удалось награбить ранее. До этого ополчение выставляли общины, теперь же царь перестал зависеть от них в столь важном вопросе.

Тиглатпаласар, сам будучи блестящим полководцем, понимал, насколько важно для успеха военных кампаний обучение солдат, и средств на это не жалел. Также воины Тиглатпаласара получили отличную экипировку и инновационное, говоря современным языком, оружие — стальное. Ассирийцы стали первым народом, широко применявшим его.

Неповоротливые колесницы царь заменил кавалерией. Решение это было удачным: отныне ассирийцы могли внезапно нападать на врага. Также с легкой руки Тиглатпаласара появился такой род войск, как саперы. Они шли впереди войска и прокладывали дороги в тех местах, которые казались непроходимыми.

Походы Тиглатпаласара

В 745 году до нашей эры за помощью к Тиглатпаласару обратился Набонасар, царь Вавилонии. Тот не мог своими силами расправиться с халдейскими племенами. Тиглатпаласар, помогая соседу, прошел все Вавилонское царство. Многие халдеи были отправлены тогда в Ассирию, при этом города почти не пострадали — ассирийский царь был верен своей депортационной политике.

Военные начинания Тиглатпаласара в большинстве случаев увенчались успехом. Ассирийский царь одержал уверенную победу в столкновениях с Урарту, Мидией, Дамаском. Титул царя разрастался и разрастался: «Тиглатпаласар, царь великий, царь могучий, царь множеств, царь Ассирии, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света».

Царем Ассирии Тиглатпаласар был в течение восемнадцати лет. После смерти правителя трон занял Салманасар V, его сын.

Источник

Правитель четырех стран света

Правители четырех стран света

Когда исследователи научились читать «глиняные книги», то стали изучать язык, литературу, историю, заинтересовались они и прародиной ассирийцев, относящихся к семье семитов.

Вопрос о прародине ассирийцев остается в науке пока еще открытым. Одни ученые считают, что их прародиной является северная Африка, другие высказывают предположение об Аравийском полуострове.

Сторонники первой концепции утверждают, что приблизительно десять тысяч лет до н. э. изменилось направление ветров, дувших с Атлантического океана и приносивших обильные дожди и влагу в районы Северной Африки. Стали постепенно исчезать растительность, леса, реки, и вместе с этим необходимый корм для скота, — источника жизни пастушеских племен.

Это вынуждало их постепенно оставлять испокон веков обжитые места и постепенно уходить со своими стадами через узкий перешеек, соединявший, как полагают, два континента — Африку и Азию, на Аравийский полуостров.

Климат менялся и здесь. Стадам не хватало пастбищ, корма, и кочевые семитские племена вынуждены были выселяться из этих мест и уходить дальше на север в сирийскую пустыню, а через нее в Месопотамию.

Они заселяли эту страну от района Ниппура к северу, к нынешнему городу Самарра. Весь этот район носил название «страны Аккада». Все семиты, поселившиеся в этой стране, стали именоваться аккадцами по имени их главного города и столицы.

Однако семиты не оставались только в Аккаде. Они мигрировали и на юг Двуречья и на север. На севере между Тигром, рекой Нижний Заб и горами Загроса они основали свои поселения и города. Крупнейшим их городом был Ашшур. Из страны Аккад ассирийцы принесли в страну Ашшура много преданий и легенд, традиций и обычаев.

Одна из традиций состояла в том, что ассирийские цари называли себя «царями четырех стран света» — севера, юга, востока и запада, как это делал Саргон I Аккадский.

Вполне возможно, что именно с этого времени утверждается и получает дальнейшее развитие концепция мирового господства, возникшая на почве идеи монархии, «выходящей за пределы одного народа и одной страны и имеющей универсальные стремления». Так писал об этом академик Б. Тураев.

В конце III и начале II тысячелетия до н. э. правители Ассирии получали власть в наследство и занимались главным образом вопросами религии. Их политическая власть была слабой, и, по сути, Ассирией руководил совет старейшин. В течение одного года страной правил один член совета, второго года — следующий и т. д. Но наследственные правители — ишшакумы — не хотели мириться со своей слабой ролью в делах государства и постепенно узурпировали власть. Правители Ассирии стали совершать военные походы на юг Двуречья, на запад, на север, но приход к власти Хаммурапи в Вавилоне кладет конец этим агрессивным походам ассирийцев. Больше того, Ассирия оказалась в последующий период под властью Вавилонии, хеттов, касситов.

Ассирия при царе Ашшурубаллите (XV век до н. э.) усилила свои позиции. Его преемники называют себя уже царями Ассирии. Ассирийский царь Салманасар I в начале XIII века до н. э. начал войну против митанни и хеттов — народов, живших на территории современной Турции, разгромил их и предпринял военные действия против Вавилона.

Век спустя ассирийский царь Тиглатпаласар I дошел со своим войском до реки Чорох и Черного моря, нанес поражение Наири — государству, находившемуся в северо-восточной части современной Турции. На западе он дошел до Средиземного моря и захватил северную часть Финикии.

Однако дальнейшие завоевательные походы ассирийских царей были приостановлены появлением из Аравии кочевых племен — арамеев. Они осели в Сирии и Двуречье, стали нападать на Ассирию, грабить ее города и села, наносить ей ряд жестоких поражений. Но полностью уничтожить ее им не удалось, и Ассирия вновь усиливается в X веке до н. э. Она создает одну из самых сильных и прекрасно оснащенных армий, численность которой в IX веке до н. э. достигала 120 тысяч человек. Советский ученый Д. Редер писал о военной мощи Ассирии:

«Наряду с боевыми колесницами стали применяться отряды кавалеристов, особенно незаменимых при преследовании разбитого противника. Гораздо быстрее, чем в соседних странах, происходил в Ассирии (в I тысячелетии до н. э.) переход к железному оружию. Специальные отряды наводили временные мосты для переправы через реки, накладывая поверх бурдюков, надутых воздухом, деревянный настил. Особых успехов достигли ассирийцы также в деле осады неприятельских твердынь. Крепостные стены и башни проламывались таранами, которые подкатывались к ним под прикрытием особых щитов. Затем впервые в мировой истории стали употребляться стенобитные и метательные орудия (которые греки позднее называли баллистами и катапультами). Поскольку взрывчатые вещества были в то время неизвестны, то каменные ядра и сосуды с горящей смолой метались с помощью рычагов, приводимых в движение туго скрученными и быстро разворачивающимися кожаными ремнями.

Глубокое изумление вызывало у древних народов тщательно продуманное построение боевых отрядов ассирийского войска. Неподражаемой была и дисциплина ассирийских воинов».

С такой армией ассирийские цари вновь завоевали потерянные в свое время территории, захватили все северное Древнее Двуречье и после этого начали походы в Сирию, Финикию и другие районы. Особенно сильное сопротивление ассирийцам оказало Дамасское царство со столицей в Дамаске. Дамаск привлек к себе в союзники ряд других государств, и все они оказывали длительное и упорное сопротивление ассирийскому царю Салманасару III (859-824 годы до н. э.). Однако ассирийская дипломатия сумела внести раскол в антиассирийскую коалицию и по одному подчинить их себе. После победы над Дамаском и его союзниками Салманасар III повернул оружие против Вавилонии и народов, живших за горами Загроса в Иране и на севере в Урарту.

Читайте также:  Свет луны очерченный облаком дорама с субтитрами


Армия ассирийских царей завоевывает город

Политика военной экспансии набрала новую силу при ассирийском царе Тиглатпаласаре III, пришедшем к власти в результате государственного переворота. Тиглатпаласар III (745-727 годы до н. э.) провел ряд военных, экономических и административных реформ, сделал государственный аппарат гибким, сосредоточил всю полноту власти в своих руках.

Тиглатпаласар III основал мощное ассирийское государство, для чего ему нужно было совершить несколько победоносных походов против Урарту, ослабивших северную соседку Ассирии.

Ряд решительных поражений он нанес арамейским государствам в Сирии и восстановил ассирийское господство в Финикии и Палестине. Победы ассирийцев в Финикии и Палестине позволили Тиглатпаласару выйти к берегам Средиземного моря. Ему подчиняются царь Тира, князь Библа и царь Израиля. Вассальную зависимость и власть ассирийского царя признают Иудея, Газа в Палестине.

Затем в 732 году до н. э. он завоевывает Дамаск и всю южную часть Месопотамии вплоть до Персидского залива (Нижнего моря). Об этом сам Тиглатпаласар писал в своих военных анналах:

«Обширную страну Кардуниаш (касситский Вавилон) до самой дальней границы я подчинил своей власти и стал господствовать над нею. Меродаха-Баладана, сына Якины, царя Приморья, который не появлялся перед царями, моими предками, и не целовал их ног, охватил ужас перед грозным могуществом Ашшура, моего господина, и он прибыл в город Сапиа и, находясь передо мною, поцеловал мои ноги. Золото — пыль гор в большом количестве, изделия из золота, золотые ожерелья, драгоценные камни. цветные одежды, различные травы, скот и овец я принял в качестве дани».

В 729 году до н. э. Тиглатпаласар захватил столицу Вавилонии — Вавилон и после этого обратил свои взоры на северо-запад к горам Амана, а затем достиг на востоке страны мидийцев.

Но покоренные народы не смирялись со своей участью — часто восставали, выступали против агрессора, нарушали стабильное положение в ассирийском государстве.

К периоду правления Тиглатпаласара относится появление библейской легенды о пророке Ионе, оказавшемся в чреве рыбы-кита. В легенде отражены перипетии борьбы в ассирийском государстве, смуты, выступления рабов, угнетенных широких народных масс. Иноплеменных рабов в столице Ассирии Ниневии, где появился мифический пророк Иона, было много, и говорили они на разных языках, не понимая друг друга. Пророк назвал это непонимание неотличением левой руки от правой.

Но начнем все по порядку. Приключение пророка Ионы, которое Ветхий завет выдает за стопроцентную истину, не что иное, как аллегорический пересказ составителями Ветхого завета событий того бурного времени. В легенде рассказывается: пророк Иона услышал во сне, что господь бог пригласил его посетить столицу Ассирии Ниневию, где он должен был проповедовать божье слово. И решил Иона плыть морем в Ниневию через город Фарсис, и в пути его застал великий шторм.

Все на корабле были перепуганы, кроме Ионы, который никак не реагировал на качку и болтанку, спустился в трюм корабля и преспокойно заснул. Однако корабельщики посчитали, что именно Иона виновен в этой буре и что он один несет ответственность за это. Они решают бросить Иону в море, чтобы оно успокоилось, и делают это с его согласия.

И как только Иона оказался в море, оно стало успокаиваться и вскоре совсем затихло.


Изображение Ионы, которого изверг кит

В Ветхом завете об этом говорится так: «И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей».

Когда Иона попал в воду, то господь бог приказал огромному киту напасть на него и проглотить. Кит проглотил Иону, и тот был в его чреве три дня и три ночи.

Бедняга обратился к всевышнему и просил о проявлении милосердия к нему и избавления. Бог услышал молитву и повелел киту извергнуть его, что тот и сделал. Оказавшись на берегу, Иона отправился в столицу ассирийского царства. Это был по тем временам огромный город с числом жителей около 120 тысяч человек. Иона обошел его, предсказывая, что за свои грехи Ниневия будет разрушена через 40 дней. Жители услышали об этом и решили спастись объявлением поста: начав поститься, они оделись в рубища, а сам царь по обычаю своей страны сел на пепел и оделся во вретище.

Бог услышал мольбы ниневитян, увидел, как они постятся, смилостивился и простил их.

Ученые долго искали историческую подоплеку этой легенды и пришли к выводу, что она появилась приблизительно в 800 году до н. э., перед воцарением Тиглатпаласара III, когда выступления народов против Ассирии казались способными разрушить Ниневию.

Но ассирийскому царю удалось расправиться с восставшими, и пророк говорит, что в этом помог жителям Ниневии всевышний. Русский ассириолог З. Рагозина, исследовавшая историческую и филологическую подоплеку легенды об Ионе в книге «История Ассирии», пришла к выводу, что рассказ о том, как пророк Иона попал в чрево рыбы-кита, можно объяснить тем, что слово «Ниневия» (Нинви) происходит от слова «рыба» — «нуну» (ассиро-вавилонское).

Да и символом этого города служил знак рыбы в садке:


Символ Ниневии — знак рыбы в садке

Ассиро-вавилонские мифы сообщают, что рыба — святое существо и святость — первейшая ее категория. Отсюда «чудище, рыба-кит, проглотившая Иону, было не что иное, как сам город Ниневия, — говорит З. Рагозина, — где пророка уже, конечно, окружало столько опасностей, что отчаянная мольба об избавлении совершенно естественно должна была вырваться из его груди».

В легенде об Ионе есть много других уязвимых мест. Известный французский критик Библии Л. Таксиль писал, что пророк Иона родился в Галилее на расстоянии 600 с лишним километров от Ниневии и не знал ассирийского языка и не мог проповедовать в столице Ассирии на еврейском языке. Кроме того, сам маршрут Ионы в Ниневию неестествен. Вместо того чтобы идти прямым путем по суше, он отправляется кружным путем морем в Фарсис (Испания). И наконец, сам рассказ о ките, по мнению Л. Таксиля, живо напоминает древнегреческие легенды. Он писал, что «Гомер в своей двадцатой книге рассказывает о морском чудовище, набросившемся на Геркулеса. Геркулес провел три дня и три ночи в его чреве, питаясь печенью, которую он себе поджаривал, а через три дня сам победоносно вырвался из своей необычной тюрьмы. Эта сказка о Геркулесе ничуть не хуже сказки об Ионе.

В языческой мифологии есть также история об Арионе, который, будучи брошен в море матросами, был спасен дельфином, дотащившим его на спине до Лесбоса. Но это приключение бледнеет перед приключениями Ионы и Геркулеса».

Мы также хотели бы указать читателю на заимствование идеи поста из клинописных табличек времен правления Тиглатпаласара III.

Именно он приказал в то время правителям всех завоеванных и ассирийских областей провести пост среди всего населения своего царства. Вполне возможно, что в израильском царстве во второй половине VIII века до н. э., в период, к которому восходит образ пророка Ионы, знали об этом и использовали эту идею при составлении этого мифа.

Но сама книга пророка Ионы, как считают ученые, могла появиться не раньше VI века до н. э. и не позднее 200 года до н. э.

В дальнейшем составители Евангелия использовали идею трех дней и ночей пребывания Ионы в чреве кита применительно к мифическому Иисусу Христу.

В Евангелии от Матфея Иисус Христос предсказывает свою смерть и воскресение на третий день. Так те или другие легенды, мифы или просто идеи кочевали от одного народа к другому, влияя на идеологию, использовались, в частности, в данном случае при описании путешествия Ионы и легенды о жизни и смерти Христа.

Отсюда вывод, что идея «троицы», святости числа «три» в христианстве восходит к истории народов Древнего Двуречья, а затем перекочевала в Библию и к христианам всего мира. Хотелось бы также сказать и об идее поста, спасшего Ниневию. Вполне возможно, что с этого времени пост вошел в религиозные обряды современных ассирийцев.

Читайте также:  Энергию солнечного света для синтеза органических веществ способны использовать

Профессор З. Рагозина отмечала, что «. в тяжкие годины общественных невзгод и опасности и у ассирийцев, и у вавилонян существовал обычай провозглашать всенародный пост с покаяниями и молениями, и именно в таких случаях в храмах пелись известные нам «покаянные псалмы».

При сыне Тиглатпаласара III, Салманасаре V (727- 722 годы до н. э.), усиление централизованной власти продолжалось, что, однако, находило сопротивление знати, которая лишалась своих привилегий.

В результате заговора Салманасар V был свергнут и на его место возведен новый царь Саргон II.

Он продолжал завоевательную политику своих предшественников и захватил Сирию и Палестину на западе и совершил ряд походов на север, в Урарту. Сын и преемник Саргона II Синахериб (705-681 годы до н. э.) совершил ряд походов против Вавилонии и в 689 году до н. э. взял и разрушил Вавилон.

Пришедший на смену Синахерибу Асархаддон (680- 669 годы до н. э.) восстановил разрушенный Вавилон, желая смягчить ассиро-вавилонские отношения и завоевать симпатии вавилонян. Оба эти царя вели ожесточенную войну против Египта. Но лишь Асархаддону удалось в 671 году до н. э. покорить его.

С этого времени Ассирия стала самой могущественной державой древнего мира. На востоке ее пределы доходили до гор Загроса, а на западе до Средиземноморья, включая Египет. На юге владения Ассирии распространялись до берегов Нижнего моря (Персидский залив), а на севере — чуть ли не до Закавказья. Вот почему ассирийские цари считали себя владыками «четырех стран света». Среди них из династии Саргона II выделялся Ашшурбанипал (669-630 годы до н. э.).

Он был единственным, кто умел читать и писать, хорошо разбирался в науке, литературе, искусстве. Его считают искусным дипломатом, полководцем, ценителем музыки. Но заниматься науками и искусствами мешали непрерывные войны против народов, не желавших мириться с иностранным игом. И даже родной его брат Шамашшумукин, правивший Вавилонией, и тот хотел независимости и часто выступал против брата за свободу этой страны. Ашшурбанипал решил покончить с мятежной Вавилонией и начал против нее войну. Войска ассирийского царя окружили Вавилон и взяли его.

Шамашшумукин, не желая сдаваться в плен, бросился со стены в горящий дворец и погиб. Пример мятежного Вавилона вдохновил другие покоренные Ассирией народы. То там то сям вспыхивали восстания. Смерть Ашшурбанипала вселила новые надежды в народы, покоренные Ассирией, и они поднялись на освободительную борьбу.

Восстали народы Сирии, Финикии, Иудеи, Египта, Элама и других стран, и ассирийские цари стремились в такой обстановке лишь сохранить расшатанный престол.

Последний период существования Ассирии знаменуется отделением Вавилона и вступлением на вавилонский престол бывшего наместника вавилонского приморья Набопаласара (626-605 годы до н. э.).

Набопаласар был халдеем. Для успешной борьбы против Ассирии он заключил союз с мидийским царем Киаксаром. Этот союз был закреплен женитьбой Навуходоносора — сына Набопаласара — на дочке Киаксара Амите.

Инспирированные вавилонянами и стремлением захватить богатства Ассирии мидийцы во главе со своим царем Фраортом сделали попытку еще при жизни Ашшурбанипала штурмом взять столицу ассирийского государства Ниневию.

Геродот писал: «Хотя все союзники отпали от ассириян и оставили их одних, но вообще ассирияне находились в хорошем положении. Во время похода на них Фраорт погиб, процарствовав двадцать два года; с ним вместе пала и большая часть его войска».

На этот раз город выдержал все атаки и штурмы противника. Его укрепления выстояли.

Город Ниневия был мощной крепостью, представляя собой продолговатый четырехугольник. Длина стен города достигала 150 стадий, а ширина — 90 стадий. По ним могли проехать три колесницы, поставленные в один ряд. На внешнем обводе стен имелось 1500 башен, высотою в 7 метров каждая.

Гарнизон города был хорошо вооружен, население столицы было достаточно многочисленным (120 тысяч человек), чтобы оказать сопротивление нападающим.

Мидийцы были разбиты и отступили. Их царь Фраорт погиб в одной из битв.

Предания сообщают, что Ниневию спас стодневный пост, который был объявлен царем в дни осады.

Следующую попытку сокрушить Ассирию, и на этот раз успешную, сделал сын Фраорта Киаксар. Геродот писал, что «он был еще воинственнее своих предков и первый поделил подчиненные народы Азии на особые военные отряды, организовал их по способу вооружения: копейщики, стрелки из лука и всадники; прежде все это было смешано без различия. Он же объединил под своим главенством всю переднюю Азию по ту сторону реки Га-лиса; потом он собрал все подвластные ему народы и пошел войною на Нин (г. Ниневия. — Авторы), желая отомстить за отца и завоевать этот город».

Однако ему одному не удалось бы сломить мощь Ассирии, если бы он не заключил союз с Вавилонией.

Успехи вавилонян, а позже и их союзников — мидийцев в борьбе против Ассирии объясняются прежде всего безразличием широких ассирийских народных масс, страдавших от своих царей, жрецов, рабовладельцев.

«Крестьянство Ассирии, — писал профессор И. Дьяконов, — находилось в бедственном положении и страдало от поборов, повинностей и рекрутских наборов».

Более того, профессор И. Дьяконов полагает, что наступление Вавилона и Мидии получило всенародную поддержку в Ассирии, так как ассирийские массы стремились сбросить с себя царский гнет и при этом большую роль отводили вавилонским и мидийским войскам.

Война мидийцев, вавилонян и других восставших народов, не желавших более покоряться Ассирии, велась с переменным успехом свыше десяти лет. Победа была на стороне сил, ведших освободительную борьбу.

В 605 году до н. э. с Ассирией как с государством было покончено. Союзники — Мидия и Вавилония — поделили ее территорию.

Но ассирийцы не были уничтожены в результате крушения Ассирии. Этот народ не был истреблен. Мидийцы увели в плен много ремесленников из Ниневии, которые украшали города Персеполис и Экбатану. Искусству резьбы на печатях мидийцев обучили их ассирийские рабы.

В связи с этим древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал в своем труде «Историческая библиотека», что мидийский царь не уничтожил жителей города Ниневии, а расселил их по окрестным деревням и «. каждому свое имение отдал. «.

Ассирийский писатель и историк Б. Арсанис отмечал, что во время крушения Ассирии «ассирийцы спаслись в неприступных горах Ассирии (в теперешнем Курдистане) и там нашли себе убежище на долгие годы. «.

В другой своей книге он вновь возвращается к этому и уточняет: «После падения ассирийского государства ассирийцы не были истреблены, часть из них бежала в горы Ассирии, в Маклуб, Синджар. Десять полководцев с ассирийскими войсками ушли в сторону города Нисибина и там, на месте нынешнего города Урфы, основали новое государство Исрая. Впоследствии оно стало называться Осроена».

Другой ассирийский историк, А. Мнаши, подтверждает эту мысль и отмечает, что во время боев с противником часть ассирийских войск прорвалась сквозь окружение врагов и ушла в горную Ассирию, где было много укрепленных крепостей. Прошли годы, и ассирийцы стали возвращаться к себе на родину и селиться на своих исторических местах.

Английский историк и археолог С. Ллойд писал по этому поводу, что много лет спустя после падения Ниневии остатки ее населения вернулись на берега Тигра.

При этом ассирийский народ, несмотря на выпавшие на его долю несчастья, сохранил свою культуру.

Эту точку зрения поддерживает другой английский историк, В. Виграм, который отмечал, что ассирийский народ, все еще живущий в провинции у развалин Ниневии, сохранил свои старые традиции.

Все это вместе взятое дало право и основание профессору И. Дьяконову написать, что «внезапное уничтожение ассирийского народа, так часто поражавшее некоторых историков, вовсе не имело места. «.

В заключение мы хотели бы отметить, что крушение ассирийского царства не привело к полному истреблению ассирийцев, они устояли против ассимиляции многочисленными завоевателями Месопотамии, сохранили свой язык, обычаи, традиции и в конечном счете свою культуру и самобытность.

Источник