Меню

Парфенон как чудо света



LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Личности и судьбы (1034)
  • Женщины (227)
  • История любви (194)
  • Творческие люди (163)
  • Артисты и музыканты (129)
  • Писатели и поэты (103)
  • Жены и дети знаменитых людей (96)
  • Романовы (71)
  • Коронованные особы (61)
  • Художники (60)
  • Ученые (42)
  • Военачальники и государственные деятели (40)
  • Патриархи (13)
  • культура (976)
  • картинная галерея (304)
  • Кино и спектакли (86)
  • Публицистика (56)
  • Критика и литературоведение (49)
  • Музеи (44)
  • Пушкиниана (39)
  • История песни и танца (32)
  • Литературные пратотипы (23)
  • Мультфильмы (8)
  • Лекции (6)
  • лирика (874)
  • Духовная поэзия (79)
  • Стихи о святых и Божьей Матери (58)
  • Стихи о жизни (45)
  • Русская классика (35)
  • Поздравительные стихи (18)
  • Стихи в рамочках (16)
  • Видео и аудио поэзия (16)
  • Стихи о любви (11)
  • Православие (814)
  • проповеди (326)
  • Подвижники и старцы (163)
  • мысли и высказывания святых и старцев (163)
  • Божья Матерь (109)
  • Новости православия (61)
  • Православная публицистика (31)
  • музыка для души (573)
  • Композиторы (64)
  • Караоке (52)
  • Исполнители (47)
  • Православная музыка (28)
  • Романсы (26)
  • Песнопения (18)
  • Авторская песня (16)
  • Песни о Божьей Матери (12)
  • Песни о святых (9)
  • Концерты (9)
  • Музыкальные сборники (5)
  • путешествия и поломничечкие поездки (486)
  • Монастыри России (44)
  • Города и страны (43)
  • Зарубежные монастыри (28)
  • Зарубежные храмы (14)
  • Католические храмы,монастыри и базилики (13)
  • Храмы России (11)
  • История (447)
  • Политика (236)
  • История России (94)
  • Великая Отечественная Война (13)
  • История СССР (4)
  • жития святых (444)
  • Мученики (102)
  • Преподобные (83)
  • Праведные и блаженые (45)
  • Святители (40)
  • Апостолы (34)
  • это интересно (410)
  • Удивительное сделанное руками человека (19)
  • История вещей (14)
  • Психология и тесты (11)
  • Православные праздники (404)
  • Пасха (62)
  • Крещение (39)
  • Благовещение (25)
  • Троица (24)
  • Покров Пресвятой Богородицы (20)
  • Родительские дни (15)
  • Успение Пресвятой Богородицы (15)
  • Преображение Господне\Яблочный Спас (15)
  • Казанская Божия Матерь (14)
  • Введение Богородицы во храм (14)
  • Сретение Господне (13)
  • Вознесение Господне (13)
  • Вербное Воскресение (12)
  • Воздвижение Креста (11)
  • Рождество Пресвятой Богородицы (9)
  • Обрезание Господне, День Василия Великого (8)
  • Рождество (7)
  • Медовый Спас (2)
  • природа (364)
  • животные (138)
  • Сады и парки (13)
  • Удивительное сотворенное природой (12)
  • проза (292)
  • Видеокнига (20)
  • Легенды (15)
  • Притчи (13)
  • Аудикнига (13)
  • фотовыставка (266)
  • Фотохудожники (13)
  • кулинария (235)
  • Салаты (12)
  • Овощи,специи и травы (11)
  • Мясные блюда (9)
  • Фрукты и ягоды (8)
  • Постные блюда (8)
  • Пироги и сладкие блюда (7)
  • Рыбные блюда (2)
  • Заготовки (1)
  • здоровье и красота (222)
  • трагическое (206)
  • Вечная память (30)
  • Некрополь (17)
  • Природные катострофы (8)
  • Катастрофы по вине людей (3)
  • акафисты и молитвы (183)
  • Видиомолитвы и службы (57)
  • Акафисты Божьей Матери (43)
  • Акафисты святым (40)
  • Молитвы (33)
  • Акафисты Господу и к праздикам (13)
  • Всё для блогов (158)
  • Рамочки (13)
  • Документальные фильмы (133)
  • православные (82)
  • ЖЗЛ (51)
  • Поздравительные посты (123)
  • С православными праздниками (56)
  • С Днем Рождения (26)
  • С Днем Ангела (19)
  • Праздники и фестивали народов мира (119)
  • новый год и рождество (113)
  • Старый Новый год (12)
  • о детях (91)
  • уроки (86)
  • детское (83)
  • Памятные дни святых (79)
  • Дни Ксении блаженной (21)
  • Памятные дни Иоанна Предтечи (12)
  • Татьянин день (7)
  • Дни Святителя Николая Чудотворца (7)
  • Православные посты (45)
  • Великий пост (22)
  • Рождественский пост (11)
  • Успенский пост (6)
  • Петровский пост (5)
  • Спорт и спортсмены (41)
  • Музыкально-поэтические посты (26)
  • Времена года и погода (16)
  • Настроение (6)
  • О инвалидах и для инвалидов (20)
  • Цветоводство и огородничество (2)

Новости

Ссылки

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Сообщества

Трансляции

Статистика

ЧУДЕСА СВЕТА (ХРАМ ПАРФЕНОН В АФИНАХ)

Парфенон (греч. Parthenon, от parthenos — дева) — вершина греческой архитектуры, величайший памятник древнегреческого искусства, храм богини Афины Парфенос в Афинах.
Он построен в V веке до н.э. (447—432 г. до н. э.) в Афинах, самом богатом и знаменитом из греческих городов. Создатели здания — Иктин и Калликрат, первому, по-видимому, принадлежал проект храма, а второй заведовал производством строительных работ. Скульптурная отделка велась под руководством величайшего ваятеля Древней Греции — Фидия.

Парфенон, как и большинство греческих храмов, возведен на высоком холме, и его беломраморный силуэт четко рисуется на фоне неба. Геометрия архитектуры Парфенона проста — мраморный четырехугольник, окруженный колоннами. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (30,89 м Х 69,54 м; число колонн 8 Х 17, их высота 10,43 м).
Высота колонн почти вдвое ниже колонн Большого театра в Москве. Но, тем не менее, здание так величественно и красиво, что в древние времена этот храм причисляли к семи чудесам света.

Giovanni Battista Lusieri The Parthenon (Acropolis, Athens) 1802 г.

Johann Michael Wittmer Athen, Tempel des Zeus 1833 г.

Читайте также:  Волкова дарья по секрету всему свету

Внутренность храма состояла из двух частей: из так называемой целлы, длиной в 100 фт. (отсюда — другое название Парфенона — Гекатомпедон, т. е. стофутный храм), и из заднего, менее обширного помещения, или описфодома.
В наосе Парфенона, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой, находилась статуя Афины высотой 12 м работы Фидия.
Богиня была представлена стоящей в простой, но величественной позе, в панцире, с эгидой на груди. У ног ее, на базе, находился щит, слегка прислоненный к левой ноге; на нем покоилась левая рука богини, придерживавшая копье. На ладони правой руки стояла фигура Победы, величиной в человеческий рост, державшая лавровый венок. Высокий шлем Афины был украшен в середине изваянием сфинкса, а по бокам фигурами грифов. Вокруг копья, внизу, обвивалась змея — эмблема мудрости. На внутренней стороне щита была изображена рельефом гигантомахия, а на внешней — битва амазонок. Даже края одежды и сандалии богини были украшены изображениями битвы кентавров с лапифами.
Статуя была сделана из дерева, но снаружи ее лицо и руки обложены пластинами слоновой кости, а шлем, щит и одежда — из чистого золота.

С запада к наосу примыкала сокровищница. Здесь хранились храмовые драгоценности и утварь, казна Афинского морского союза и важные общественные документы.
Фриз фасада был украшен метопами с изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии, фронтоны — скульптурными композициями (тема восточного фронтона — миф о рождении Афины, западного — спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой).
Лучше всего сохранилась стошестидесятиметровая лента рельефа — зофора, которая тянулась позади колоннады Парфенона. Около пятисот фигур, идущих, сидящих, седлающих коней или погоняющих жертвенных животных, как мраморные кадры древней кинохроники, подробно и последовательно рассказывают об эпизодах ежегодного религиозного шествия во время праздника Панафиней.
Скульптуры Парфенона плохо сохранились. От некоторых остались кусок драпировки, плечо, рука.

Вообще, от всего великолепия храма до нас дошли только жалкие, обезображенные остатки.
Со времени завоевания Греции римлянами не происходило в истории этой страны ни одного переворота, который не отражался бы печальным образом на судьбе этого сооружения.
Сначала завоеватели увезли к себе его лучшие украшения, потом христианство, восторжествовав над язычеством, лишило храм всего того, что было противно новой религии.
Святилище Девы-Афины превратилось в церковь Приснодевы Марии, но и это не уберегло его от дальнейших несчастий.
Нашествия славян, крестоносцев и турок, устроивших в Парфеноне мечеть, и наконец осада Акрополя венецианцами, в 1687 г., страшно изувечили храм.
Венецианская бомба, попав через мраморную крышу внутрь здания, где хранился тогда запас пороха, произвела взрыв этого последнего, разорвала Парфенон по длине на две части и обратила его в полуразвалины, из которых местные жители стали таскать камни для выжигания из них извести.

Статуя Афины была уничтожена намного раньше. В конце III в. до н.э. тиран Лахарий снял все золото, заменив его бронзой. Афина продолжала находиться в храме до конца IV в. нашей эры, последнее упоминание о ней относится к 375 г., после этого она сгорела во время одного из пожаров.
В 1801—1803 годах большая часть скульптур Парфенона была вывезена в Великобританию и в 1816 году помещена в Британский музей в Лондоне.
В настоящее время, из 5 не погибших, хотя и искалеченных метопов, только некоторые остаются на своих местах: 16 метопов южного фасада находятся в Британском музее, в Лондоне, один метоп — в Лувре и один — в музее Акрополя, в Афинах.

Edward Dodwell West Front of the Parthenon 1821 г.

Edward Dodwell View of the Parthenon from the Propylea 1821 г.

Гравюра В. Миллера с работы Х. В. Вильямса (1822) Парфенон после Греческой революции 1829 г.

Frederic Edwin Church The Parthenon 1871 г.

Sanford Robinson Gifford Ruins of the Parthenon 1880 г.

Василий Дмитриевич Поленов Парфенон. Храм Афины Парфенос. 1881-82 г.г.

Источник

Загадка Парфенона: не верь глазам своим

Есть шедевры искусства — живописи, музыки, зодчества, которые человеческая цивилизация считает идеальным созданием, эталоном совершенства. Вне исторических рамок, национальных традиций, вне временных оценок.

Одним из таких объектов является Парфенон.

Каждый год толпы туристов поднимаются на афинский Акрополь и совершают обход остатков сооружений, построенных 25 веков тому назад .

Казалось бы, что людей 21 века может удивить в этих сооружениях? Ведь по сути, это — руины, камни, остатки строительных конструкций.

Ведь нужно довольно развитое воображение, чтобы представить — какими прекрасными были эти здания из белого мрамора!

Особенно главное сооружение — Парфенон, храм посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города.

Вот об этом я и хотела рассказать.

Но в этой публикации я не буду рассказывать драматичную многовековую историю Парфенона, дам лишь короткую историческую справку в конце публикации.

Читайте также:  Езда без света с 1 апреля

После окончания греко-персидских войн , в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке Афинского акрополя было решено возвести новый величественный и роскошный храм.

В строительстве задействовали лучших на то время художников и потратили огромные средства.

Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ.

Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Дату начала строительства ученым удалось точно установить, благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты.

Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446-447 до н. э.на протяжении почти десяти лет.

Так что же это за сооружение, которое до сих пор восхищает нас?

Вы скажете — в его идеальных пропорциях.

Ну конечно, пропорции этого сооружения достигли просто космического, абсолютного идеала, гармонии.

Когда-то, французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил:

«Удоволетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции.

Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…».

А как и какими методами и приемами древнегреческие зодчие и мастера-строители достигли такого совершенства?

Так вот. При обмере этого идеального сооружения оказалось, что:

— у Парфенона вообще нет прямых линий, стены криволинейны;

— нет прямых углов (90 градусов) у стеновых блоков;

— все колонны разной толщины и расположены на разных расстояниях;

— мало того, на главном и боковых фасадах есть колонны, которые наклонены в сторону оси симметрии, и от центра симметрии — то есть не имеют вертикальности;

— уровень пола стилобата — не горизонтальный, а имеет выпуклость, в центре сооружения;

— ступени фронтального фасада имеют разную высоту.

И много еще чего.

Сейчас ведутся грандиозные реставрационные работы. И реставраторы сталкиваются с новыми загадками: почему так сделали древние греки? В чем логика мысли античных зодчих?

Вот именно описание этих «неточностей» и их причин логически объяснил древнеримский архитектор Марк Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре», написанном в 13 г. до н. э., и посвященном своему Императору Августу.

Для Витрувия архитектура античной Греции была такой же древностью, как для нас, например, — Римский Форум, Колизей.

Она была для него предметом восхищения и подражания. Сначала он тщательно описывает построение модульных, классических пропорций зданий храмов и других общественных сооружений, а потом описывает — как необходимо нарушить их математически точно выстроенную гармонию.

Вот цитата из его Трактата, глава «2-я Книги 6-й. Извините, но рука не поднимается сократить или укоротить те мысли и предложения, написанные Витрувием ( подчеркивание — мое):

.. 1. Ни на что архитектор не должен обращать большего внимания, чем на то, чтобы пропорции здания находились в полном соответствии с определенною частью, принятой за основную.

Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и, путем сокращений или добавлений, достичь такой уравновешенности, чтобы, после этих сокращений или добавлений в соразмерности, всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности.

2. Ведь предметы имеют иной вид, находясь в непосредственной близости, иной — если они на высоком месте, не такой же в закрытом и отличный на открытом; и в этих случаях надо с большим умом решать, что в конце концов следует сделать.

Дело в том, что глаз не всегда дает верное впечатление, но очень часто обманывает душу в ее суждениях. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская.

Подобным же образом хотя корабельные весла под водою и прямы, однако глазу они кажутся надломленными, и до того места, где их части соприкасаются с поверхностью воды, они представляются, как они и есть, прямыми, но там, где они погружены в воду, они отбрасывают от своих тел текучие образы, всплывающие через прозрачную и редкую от природы среду к самой поверхности воды; и эти движущиеся там образы действуют на глаз так, что весла кажутся надломленными.

3. И видим мы это благодаря воздействию образов или благодаря истечению из глаз лучей, как думают физики; и в том и другом случае очевидно, что зрение глаз ведет к ложным заключениям.

Читайте также:  Ближний свет чери тиго какая лампа

4. Итак, если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями.

Итак, давайте посмотрим на оптические искажения при взляде человека на Парфенон.

Древнегреческие зодчиие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу. Связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.

Тщательные архитектурные измерения Парфенона показали, что в нем линии не прямые и поверхности не плоские, а слегка изогнутые.

Древние зодчие знали, что наши глаза — это сферы и все прямые линии проецируются на поверхность сферы криволинейно!

И, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность издали кажутся прогнувшимися в середине.

Они стремились как бы исправить, изменить это впечатление.

Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру.

Колонны Парфенона также не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.

Примечательно также, что колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны более толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они должны казаться несколько тоньше.

Позже Витрувий говорил, что угловые колонны «поглощаются окружающим светом». В одном из греческих трактатов отмечается, что «цилиндр кажется сжатым посредине» и нужно слегка утолщать его, чтобы не было этого впечатления.

Возможно, что этим объясняется и энтазис — утолщение греческих колонн.

Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.

Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они важны, так как придают храму целостность и собранность.

Все видимые глазом линии связаны друг с другом, нет таких, которые не пересекались бы и казались отчужденными друг от друга.

Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение из огромного количества строительных блоков и деталей не воспринимается поэтому, как «построенное», составленное из отдельных элементов здание. Но кажется «живым», пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасным атлетам.

Мрамор — материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.

То есть, это здание было создано древними зодчими по образу и подобию человека!

И вот — краткое и очень сжатое описание драматической истории Парфенона.

Величайший храм Древней Греции, Парфенон, прошел вместе с ней все этапы ее истории.

С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона — знаменитой композиции «Рождение Афины».

В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью, Парфенон переоборудовали в мечеть, и в его юго-западном углу поднялась высокая тонкая башня минарета.

Главная трагедия произошла в XVII веке. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. Венецианцы осадили Акрополь. Турецкий перебежчик сообщил им, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад. 26 сентября 1687 года венецианцы начали прицельный обстрел Парфенона, и бомба, попав в храм, вызвала взрыв всего порохового склада. Была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады.

Когда, спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию в качестве трофеев фигуру Посейдона и коней его квадриги — остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились.

Материалы для данной публикации.

1. Трактат Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре».

2. Материалы из открытых источников Интернета.

3. Фото, взятые на просторах Интернета, а также личные фотографии.

Источник