Меню

Параметры проверки света фар



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СВЕТА ФАР С ПОМОЩЬЮ ПРИБОРА ИПФ-01

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Саратовский государственный технический университет ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СВЕТА ФАР С ПОМОЩЬЮ ПРИБОРА ИПФ-01 Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Организация государственного учета и контроль состояния автомобилей» для студентов специальности (СТМ) всех форм обучения Одобрено редакционно-издательским советом Саратовского государственного технического университета Электронное издание сетевого и локального распространения Саратов 2012

2 Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком. Нелегальное копирование и использование данного продукта запрещено. Составил: ФРОЛОВ Виктор Гаврилович Рецензент А.В. Никитин Редактор К.А. Кулагина Компьютерная верстка Ю.Л. Жупиловой , Саратов, ул. Политехническая, 77 Научно-техническая библиотека СГТУ Тел , htpp://lib.sstu.ru 2 Регистрационный номер 12056Э Саратовский государственный технический университет, 2012

3 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время наблюдается резкое увеличение количества автомобилей на дорогах нашей страны. Приборы освещения и сигнализации оказывают большое влияние на безопасность дорожного движения, особенно в ночное время суток. Неправильная регулировка фар в ночное время может привести к ослеплению водителя встречного транспортного средства и как следствие этого к аварии с самыми тяжелыми последствиями. Установка на автомобиль других типов приборов освещения, не предусмотренных заводом-изготовителем, запрещена. Данное требование относится, например, к самовольной установке на автомобиль ксеноновых фар, которые дают рассеянный световой поток, не поддающийся регулировке. Это требование не относится к автомобилям, на которые ксеноновые фары были установлены заводом-изготовителем и имеют возможность регулировки светового потока. Кроме того, на праворульных автомобилях, предназначенных для левостороннего движения, ввезенных, например, из Японии, должны быть установлены фары, предназначенные для правостороннего движения. Проверка правильности установки фар в соответствии с требованиями завода-изготовителя, а также их параметров, производится при прохождении автомобилями периодического технического осмотра на станциях инструментального контроля. Для этих целей на станциях инструментального контроля используют прибор ИПФ-01. Будущие специалисты должны знать конструкцию этого прибора и уметь им пользоваться. Цель работы: научить студентов на практике проводить определение параметров света фар с помощью прибора ИПФ-01. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ПРИБОРА ИПФ-01 Прибор ИПФ-01 предназначен для проверки технического состояния и регулировки внешних световых приборов транспортных средств в соответствии с требованиями ГОСТ Р «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию и методы проверки». Прибор позволяет производить: измерение углов наклона светового пучка фар автомобилей; измерение силы света внешних световых приборов; измерение времени от момента включения указателей поворота до появления первого проблеска; измерение частоты следования проблесков указателей поворота; измерение соотношения длительности горения указателей поворота ко времени цикла. 3

4 Прибор может работать в составе диагностической линии, при проведении технического осмотра автомобилей, с возможностью передачи измеренных данных в персональный компьютер. Питание прибора может осуществляться: от собственной аккумуляторной батареи напряжением В; от сетевого блока питания с выходным постоянным напряжением В при токе нагрузки до 500 ма; от аккумулятора (или прикуривателя) проверяемого транспортного средства. Функциональная схема измерительного блока прибора приведена на рис Рис. 1. Функциональная схема измерительного блока прибора Световое излучение от проверяемой фары проходит через линзу Френеля 1, светофильтр 2 и попадает на фотодиод 3. Электрический ток фотодиода, пропорциональный силе света, усиливается усилителем 4 и поступает в микропроцессор, расположенный на электронной плате управления и индикации 5. Аналоговый сигнал преобразуется в цифровой вид, и на основе этих данных микропроцессор вычисляет силу света. Результаты вычисления и другие служебные сообщения отображаются на двухстрочном индикаторе 7. Для измерения частоты мигания указателей поворота автомобиля используется внешний фотоприемник 6, электрический сигнал с которого усиливается усилителем 4 и также поступает в микропроцессор, расположенный на электронной плате управления и индикации 5. Частота мигания указателей поворота и другие проблесковые характеристики вычисляются микропроцессором и отображаются на двухстрочном индикаторе 7. Управление работой прибора производится с помощью кнопок управления 8. Внешний вид прибора приведен на рис. 2.

5 Прибор включает в себя: измерительный блок 3; стойку 2; оптический визир системы ориентации прибора 1; тележку 5. Измерительный блок имеет возможность перемещения по стойке с помощью направляющих втулок. Для его ориентации относительно стойки, а также фиксации на заданной высоте служит механизм стопорения с маховиком. Внешний вид измерительного блока представлен на рис. 3. Измерительный блок включает в себя корпус 1, линзу Френеля в оправе 3, смотровое окно 4, маховик перемещения блока 12, лимб 11, разъем подключения питания 8, разъем подключения выносного датчика указателей поворота 7, разъем для подключения линии диагностического контроля 9. Рис. 2. Внешний вид прибора Рис. 3. Внешний вид измерительного блока 5

6 Внутри измерительного блока расположены: электронная плата управления и индикации; фотоприемник со светофильтром, размещенным на экране и закрепленным на дополнительной печатной плате. Внешний вид лицевой панели измерительного блока представлен на рис. 4. Рис. 4. Внешний вид лицевой панели измерительного блока Панель управления измерительного блока включает: индикатор 1; кнопку включения прибора 2; кнопку «ПЕРЕДАЧА» 3; кнопку «ВЫБОР» 4; кнопку «ОТМЕНА» 5; кнопку «ВВОД» 6. Стойка 2 выполнена из металлического профиля прямоугольного сечения. На боковой стенке стойки закреплена измерительная линейка, а в верхней части стойки распложен визир для ориентации прибора относительно транспортного средства. Визир системы ориентации прибора выполнен в виде патрубка с визирным пазом и сооснорасположенной проволокой, выполняющей роль визирной линии, который может перемещаться по стойке вверх-вниз с последующей фиксацией в выбранном положении. Для совмещения положения визирной линии визира с горизонтальными линиями на экране служат винты. Тележка, на которой закреплена стойка, имеет три колеса для ее перемещения. В качестве линзы использована линза Френеля с фокусным расстоянием мм. Оправа линзы металлическая, внизу размещены винты для крепления и регулировки линзы относительно основания измерительного блока. Внешний вид фотоприемника представлен на рис. 5. 6

7 Рис. 5. Внешний вид фотоприемника Фотоприемник внешний включает в себя плату фотоприемника 1, жгут 2, датчик указателя поворота 3, разъем для подключения к измерительному блоку 4, колпачок-присоску 5, корпус 6, крышку 7, винт 8, кронштейн 9, гайку 10. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ К выполнению лабораторной работы допускаются только студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. Лабораторная работа выполняется студентами в составе бригады численностью не менее трех человек. Запрещается выполнять работу без разрешения преподавателя. ПОДГОТОВКА ПРИБОРА К РАБОТЕ Установить аккумуляторную батарею на фиксаторы, расположенные на задней панели измерительного блока. Подключить разъем кабеля аккумуляторной батареи к гнезду питания прибора. При необходимости питания прибора от бортовой сети автомобиля через прикуриватель, подключить кабель питания из комплекта поставки к гнезду питания прибора, а ответную часть в гнездо прикуривателя автомобиля. 7

Читайте также:  Да будет свет адольф гитлер

8 8 ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ Внимание: при зарядке строго соблюдать порядок подключения зарядного устройства. При отключенном питании прибора подключить кабель зарядного устройства к разъему аккумуляторной батареи. Подключить зарядное устройство к сети напряжением 220 В. Во время зарядки на зарядном устройстве должен гореть светодиод красного цвета. Время заряда примерно 8 часов. Прекращение заряда автоматическое. При завершении зарядки светодиод должен гореть зеленым цветом. Примечание: допускается работать с прибором в процессе заряда, при этом время заряда увеличивается. Автоматическое прекращение процесса заряда возможно только при отключенном питании прибора. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Включить прибор кнопкой «ПИТАНИЕ». Прибор подает два кратковременных звуковых сигнала и на индикаторе должно появиться сообщение: НОМЕР ПРИБОРА В ДИАГН. СЕТИ : ХХХ где ХХХ значение от 0 до 255, используемое при работе прибора в «Линии технического контроля» (ЛТК). Примечание. Сетевой номер прибора хранится в энергонезависимой памяти и при изготовлении устанавливается равным семи. Если прибор не будет работать в составе «Линии технического контроля», нажать кнопку ВВОД и затем перейти к следующему пункту. При работе прибора в составе ЛТК можно в случае необходимости изменить значение сетевого номера. При нажатии кнопки «ВЫБОР» происходит увеличение значения номера, кнопки «ОТМЕНА» уменьшение значения номера. Работа в «Линии технического контроля» предусмотрена как с проводной, так и беспроводной связью. Выбрав нужное значение, нажать кнопку «ВВОД». На индикаторе должно появиться общение: НОМЕР ТС 0 Кнопкой «ВЫБОР» выбрать цифру, соответствующую старшей цифре номера проверяемого автомобиля. Подтвердить свой выбор кнопкой

9 «ВВОД», на индикаторе должна появиться следующая цифра. Кнопкой «ВЫБОР» выбрать цифру, соответствующую средней цифре номера проверяемого автомобиля. Подтвердить свой выбор кнопкой «ВВОД», на индикаторе должна появиться следующая цифра. Кнопкой «ВЫБОР» выбрать цифру, соответствующую младшей цифре номера проверяемого автомобиля. Подтвердить свой выбор кнопкой «ВВОД», на индикаторе должно появиться сообщение, которое свидетельствует о правильности работы прибора: Выключить прибор кнопкой «ПИТАНИЕ». Установить транспортное средство на площадке в положение, соответствующее прямолинейному движению. Давление в шинах транспортного средства должно соответствовать норме, указанной в инструкции на автомобиль, в случае необходимости довести его о нормы. Нагрузка на автомобиль должна соответствовать указанной в инструкции по эксплуатации данного транспортного средства. Если имеется автоматическая корректировка фар (бесступенчатое или 2-ступенчатое регулировочное устройство), то следует установить регулятор в положение, соответствующее минимальной загрузке автомобиля. Подготовленный к работе прибор установить напротив фар диагностируемого транспортного средства. Перемещая измерительный блок по стойке, поднять измерительный блок на высоту, при которой центр линзы совпадает с центром фары автомобиля. Допускаемое отклонение может составлять по высоте и в стороны не более ± 3 см. Расстояние от линзы до фары автомобиля должно составлять см. Окончательное ориентирование прибора относительно автомобиля, обеспечивающее установку вдоль направления движения автомобиля, осуществляется по симметричным точкам кузова (краю кузова, симметричным точкам капота, багажника и т.п.) и производится с помощью оптического визира системы ориентации. Ослабив винт крепления визира, повернуть оптический визир так, чтобы в нем наблюдалась передняя часть кузова автомобиля (см. рис. 6). Поворачивая измерительный блок совместно со стойкой в горизонтальной плоскости, добейтесь положения, при котором выбранные для ориентации симметричные точки кузова будут наблюдаться на линии оптического визира. Зафиксировать положение прибора маховиком. В случае, если кузов автомобиля сильно изогнут и не позволяет произвести визирование по симметричным точкам, эти точки проектируются на опорную поверхность отвесом или другим приспособлением. Затем ориентирование производится по проекциям симметричных точек. 9

10 а б 10 в Рис. 6. Ориентирование прибора относительно автомобиля. Изображение автомобиля, наблюдаемое через оптический визир прибора: а, б при неправильном ориентировании; в при правильном ориентировании. РЕГУЛИРОВКА ФАР БЛИЖНЕГО СВЕТА Установить прибор напротив проверяемой фары автомобиля и провести его ориентацию относительно транспортного средства. По измерительной линейке, расположенной на штативе прибора, определить высоту установки проверяемой фары. Вращением маховика перемещения экрана установить необходимое значение на шкале лимба перемещением экрана в соответствии с табл. 1. Номинальный угол наклона светового пучка фары угл. мин % до ,00 10 (В) ,30 13 (В) ,50 15 (В) ,76 17,6 (В) ,00 20 (В) ,20 22 (В) ,90 29 (В) Высота установки проверяемой фары, мм Таблица 1 Значение на шкале перемещения экрана

11 Включить фару. Провести регулировку фары таким образом, чтобы левая горизонтальная часть светотеневой границы пучка ближнего света совпала с левой частью линии «0» на экране, а правая наклонная часть светотеневой границы при этом должна совпадать с наклонной линией на экране (рис. 7). Рис. 7. Положение светотеневой границы, наблюдаемое на экране прибора при правильно отрегулированной фаре ближнего света РЕГУЛИРОВКА ФАР БЛИЖНЕГО СВЕТА Установить прибор напротив проверяемой фары автомобиля и провести его ориентацию относительно транспортного средства. Вращением маховика перемещения экрана установить значение 10 (В) на шкале лимба перемещением экрана. Включить фару. Провести регулировку фары таким образом, чтобы отверстие фотоприемника на экране находилось в центре светового пятна (рис. 8). Рис. 8. Изображение, наблюдаемое на экране прибора при правильно отрегулированной фаре дальнего света РЕГУЛИРОВКА ПРОТИВОТУМАННЫХ ФАР Установить прибор напротив проверяемой противотуманной фары автомобиля и провести его ориентацию относительно транспортного средства. По измерительной линейке, расположенной на штативе прибора, определить высоту установки проверяемой фары. Вращением маховика пе- 11

12 ремещения экрана установить необходимое значение на шкале лимба перемещением экрана в соответствии с табл. 2. Таблица 2 Высота установки проверяемой противотуманной Номинальный угол наклона светового пучка фары Значение на шкале переме- Рисунок фары, мм угл. мин % щения экрана ,0 20 (В) 13.а , В 13.б Включить и отрегулировать фару. Регулирование производится совмещением границы светового пучка с линией «0» на экране прибора, если угол наклона светового пучка фары равен 2% (рис. 9 а) или с линией «3 В» на экране прибора, если угол наклона светового пучка фары равен 4% (рис. 9 б). а 12 б Рис. 9. Положение светотеневой границы, наблюдаемое на экране прибора при правильно отрегулированной противотуманной фаре автомобиля ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ СВЕТА ФАР БЛИЖНЕГО СВЕТА В НАПРАВЛЕНИИ ОПТИЧЕСКОЙ ОСИ ФАР Перед проведением измерения силы света фар ближнего света фары должны быть отрегулированы в соответствии пунктом «Регулировка фар ближнего света».

Читайте также:  Как закрыть ворота с пультом без света

13 Сила света каждой из фар должна соответствовать значениям, указанным в табл. 3. Таблица 3 Тип фары Силы света фары в направлении оптической оси фары, кд, не более (изм. 1 ГОСТ Р ) С ; CR 800 HC; HCR; DC; DCR 950 Кнопкой «ВЫБОР» выбрать режим 1 для правой фары или режим 4 для левой фары. На индикаторе прибора должно появиться сообщение: Для левой фары или для правой фары РЕЖ. = 4 ЛВ. РЕЖ. = 1 ПВ. БЛ. 34В БЛ. 34В Установить прибор напротив проверяемой фары автомобиля и провести его ориентацию относительно транспортного средства. Вращением маховика перемещения экрана установить значение 10 (В) на шкале лимба перемещением экрана. Включить фару ближнего света. Нажать кнопку «ВВОД», в нижней строке индикатора прибора должно появиться измеренное значение силы света фары. Для левой фары или для правой фары РЕЖ. = 4 ЛВ. БЛ. 34В РЕЖ. = 1 ПВ. БЛ. 34В х х х. х cd х х х. х cd где ххх.х измеренное значение силы света фары ближнего света в темной зоне (в направлении оптической оси фары), в канделах. После того как показатели прибора стабилизируются, можно выйти из этого режима. Для этого нажать кнопку «ОТМЕНА». На индикаторе начнут чередоваться сообщения: РЕЖ. = 4 ЛВ. БЛ. 34В х х х. х cd или РЕЖ. = 1 ПВ. БЛ. 34В х х х. х cd и СОХРАНИТЬ? 13

14 При работе с «Линией технического контроля» сохранить измеренное значение в памяти прибора нажатием кнопки «ВВОД», на индикаторе должно появиться сообщение: был измерен или был измерен режим 1 режим Если нет необходимости в сохранении результатов, нажать кнопку «ОТМЕНА», на индикаторе должно появиться сообщение: Нажать кнопку «ВВОД», на индикаторе должно появиться сообщение: РЕЖ. = 1 ПВ. БЛ. 34В Если нужно повторить измерения в этом режиме нажать кнопку «ВВОД», и в противном случае кнопкой «ВЫБОР» выбрать нужный режим. 14 ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ СВЕТА ФАР БЛИЖНЕГО СВЕТА В НАПРАВЛЕНИИ 52 ВНИЗ ОТ ЛЕВОЙ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ЧАСТИ СВЕТОТЕНЕВОЙ ГРАНИЦЫ Сила света каждой из фар должна соответствовать значениям, указанным в табл. 4. Таблица 4 Тип фары Сила света фары в направлении 52 вниз от левой части световой границы, кд, не менее (изм. 1 ГОСТ Р ) C ; CR 1600 HC; HCR; DC; DCR 2200 Кнопкой «ВЫБОР» выбрать режим 2 измерение силы света правой фары или режим 5 измерение силы света левой фары. На индикаторе прибора должно появиться сообщение:

15 для левой фары или для правой фары РЕЖ. = 5 ЛВ. БЛ. 52Н РЕЖ. = 2 ПР. БЛ. 52Н В зависимости от высоты установки проверяемой фары, вращением маховика перемещения экрана установить необходимое значение на шкале лимба перемещением экрана в соответствии с табл. 5. Включить фару ближнего света. На экране прибора левая горизонтальная часть светотеневой границы пучка ближнего света должна совпадать с левой частью линии «52V» на экране (рис. 10). Номинальный угол наклона светового пучка фары угл. мин % до ,00 10 (Н) ,30 13 (Н) ,50 15 (Н) ,76 17 (Н) ,00 20 (Н) ,20 22 (Н) ,90 29 (Н) Высота установки проверяемой фары, мм Таблица 5 Значение на шкале перемещения экрана Рис. 10. Положение светотеневой границы пучка ближнего света Нажать кнопку «ВВОД», в нижней строке индикатора прибора должно появиться измеренное значение силы света фары. для левой фары или для правой фары РЕЖ. = 5 ЛВ. БЛ. 52Н РЕЖ. = 2 ПР. БЛ. 52Н х х х. х cd х х х. х cd где ххх.х измеренное значение силы света фары ближнего света в светлой зоне (52 вниз от светотеневой границы), в канделах. После того как показания прибора стабилизируются, можно выйти из этого режима. Для этого нажать кнопку «ОТМЕНА». На индикаторе начнут чередоваться сообщения: 15

16 и РЕЖ. = 5 ЛВ. РЕЖ.=2 ПР. БЛ. 52Н БЛ.34В х х х. х cd или х х х. х cd СОХРАНИТЬ? При работе с «Линией технического контроля» сохранить измеренное значение в памяти прибора нажатием кнопки «ВВОД», на индикаторе должно появиться сообщение: был измерен режим 2 или был измерен режим Если нет необходимости в сохранении результатов, нажать кнопку «ОТМЕНА», на индикаторе должно появиться сообщение: Нажать кнопку «ВВОД», на индикаторе должно появиться сообщение: РЕЖ. = 2 ПР. БЛ. 52Н Если нужно повторить измерения в этом режиме нажать кнопку «ВВОД», в противном случае кнопкой «ВЫБОР» выбрать режим дальнейших измерений. 16 ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ СВЕТА ФАР ДАЛЬНЕГО СВЕТА Перед проведением измерения силы света фар дальнего света фары должны быть отрегулированы в соответствии с пунктом «Регулировка фар дальнего света». Сила света всех фар типа R, HR, CR, HCR, DR, DCR, расположенных на одной стороне АТС, в режиме «дальний» свет должна быть не менее кандел, а суммарная величина силы света всех головных фар указанных типов не должна быть более кд (изм. 1 ГОСТ Р ). Кнопкой «ВЫБОР» выбрать режим 3 измерение силы света правой фары или режим 6 измерение силы света левой фары. На индикаторе прибора должно появиться сообщение:

17 для левой фары или для правой фары РЕЖ. = 6 РЕЖ. = 3 ЛВ. ДАЛЬН. ПР. ДАЛЬН. Установить прибор напротив проверяемой фары автомобиля и провести его ориентацию относительно транспортного средства. Вращением маховика перемещения экрана установить значение 10 (В) на шкале лимба перемещения экрана. Включить фару дальнего света. Отверстие фотоприемника на экране прибора должно находиться в центре светового пятна (рис. 11). Рис. 11. Положение светотеневой границы пучка дальнего света Нажать кнопку «ВВОД», на индикаторе прибора должно появиться сообщение: для левой фары или для правой фары РЕЖ. = 6 ЛВ. ДАЛЬН. РЕЖ. = 3 ПР. ДАЛЬН. х х х. х cd х х х. х cd где ххх.х измеренное значение силы света фары дальнего света, в канделах. После того как показания прибора стабилизируются, можно выйти из этого режима. Для этого нажать кнопку «ОТМЕНА». На индикаторе начнут чередоваться сообщения: и РЕЖ. = 6 РЕЖ. = 3 ЛВ. ДАЛЬН. ПР. ДАЛЬН. х х х. х cd или х х х. х cd СОХРАНИТЬ? При работе с «Линией технического контроля» сохранить измеренное значение в памяти прибора нажатием кнопки «ВВОД», на индикаторе должно появиться сообщение: 17

18 был измерен режим 3 или был измерен режим Если нет необходимости в сохранении результатов, нажать кнопку «ОТМЕНА», на индикаторе должно появиться сообщение: Нажать кнопку «ВВОД», на индикаторе должно появиться сообщение: РЕЖ. = 3 ПР. ДАЛЬН. Если нужно повторить измерения в этом режиме нажать кнопку «ВВОД», в противном случае кнопкой «ВЫБОР» выбрать режим дальнейших измерений. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ СВЕТА ПРОТИВОТУМАННЫХ ФАР Перед проведением измерения силы света противотуманных фар фары должны быть отрегулированы в соответствии с пунктом «Регулировка противотуманных фар». Сила света противотуманных фар в направлении 3º вверх от положения светотеневой границы должна быть не более 625 кд (изм. 1 ГОСТ Р ). Кнопкой «ВЫБОР» выбрать режим 7 измерение силы света правой противотуманной фары в темной зоне (3 вверх от светотеневой границы) или режим 9 тоже для левой фары. На индикаторе прибора должно появиться сообщение: для левой фары или для правой фары РЕЖ. = 9 ПРТ. ЛВ. 3В РЕЖ. = 7 ПРТ. ПР. 3В Установить прибор напротив проверяемой противотуманной фары автомобиля и провести его ориентацию относительно транспортного средства. Включить фару. Вращением маховика перемещения экрана совместить светотеневую границу светового пучка с линией «3 В» на экране прибора (рис. 12). 18

Читайте также:  Гортензия волшебный лунный свет

19 Рис. 12. Положение светотеневой границы пучка света противотуманных фар Нажать кнопку «ВВОД», на индикаторе прибора должно появиться сообщение: для левой фары или для правой фары РЕЖ. = 9 ПРТ. ПР. 3В РЕЖ. = 7 ПРТ. ПР. 3В х х х. х cd х х х. х cd где ххх.х измеренное значение силы света правой противотуманной фары в темной зоне (3 вверх от светотеневой границы), в канделах. После того как показания прибора стабилизируются, можно выйти из этого режима. Для этого нажать кнопку «ОТМЕНА». На индикаторе начнут чередоваться сообщения: и РЕЖ. = 9 ПРТ. ПР. 3В РЕЖ. = 7 ПРТ. ПР. 3В х х х. х cd или х х х. х cd СОХРАНИТЬ? При работе с «Линией технического контроля» сохранить измеренное значение в памяти прибора нажатием кнопки «ВВОД», на индикаторе должно появиться сообщение: был измерен режим 7 или был измерен режим Если нет необходимости в сохранении результатов, нажать кнопку «ОТМЕНА», на индикаторе должно появиться сообщение:

20 Нажать кнопку «ВВОД», на индикаторе должно появиться сообщение: РЕЖ. = 7 ПРТ. ПР. 3В Если нужно повторить измерения в этом режиме нажать кнопку «ВВОД», в противном случае кнопкой «ВЫБОР» выбрать режим дальнейших измерений. ИЗМЕРЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОБЛЕСКОВ ФОНАРЕЙ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА Частота следования проблесков должна находиться в пределах (90 ± 30) проблесков в минуту или (1,5 ± 0,5) Гц (изм. 1 ГОСТ Р ). Кнопкой «ВЫБОР» выбрать режим В измерение характеристик проблесков фонарей указателей поворота. На индикаторе прибора должно появиться сообщение: РЕЖ. = В ПРОБЛЕСК. Подключить к прибору разъем внешнего фотоприемника. Выносной приемник света установить на фонарь указателя поворота автомобиля с помощью колпачка-присоски. Датчик включения указателя поворота установить на рычаге включения указателей поворота так, чтобы кнопка конечного выключателя, смонтированная на поворотном кронштейне, касалась рычага включения указателя поворота (рис. 13). После выбора режима нажать кнопку «ВВОД» прибора. На индикаторе должно появиться сообщение: 20 РЕЖ. = В Т = *. * с F = *. * Гц К = * * % В случае, если при входе в режим В разъем внешнего фотоприемника не был подключен к прибору, на индикаторе должно появиться сообщение: НЕТ ВЫНОСНОГО ПРИЕМНИКА СВЕТА! Подключить к прибору разъем внешнего фотоприемника, на индикаторе должно появиться сообщение: РЕЖ. = В Т = *. * с F = *. * Гц К = * * %

21 Включение рычага указателя поворота необходимо осуществлять воздействием на тыльную часть кронштейна (рис. 13) с усилием, обеспечивающим срабатывание кнопки датчика. Через время, определяемое задержкой включения указателей поворота, на индикаторе прибора должны появиться измеренные значения характеристик указателей поворота: Т время до появления первого проблеска от момента включения; F частота следования проблесков; К соотношение времени горения фонаря ко времени цикла. Значения F и К обновляются с периодичностью, кратной частоте следования проблесков. После того как показания прибора стабилизируются, можно выйти из этого режима. Для этого нажмите на приборе кнопку «ОТМЕНА» и затем переведите рычаг включения указателя поворота автомобиля в выключенное положение. На индикаторе начнут чередоваться сообщения (например): и РЕЖ. = В Т = 0.4 с F = 1.4 Гц К = 63 % СОХРАНИТЬ? При необходимости сохраните измеренные значения в памяти прибора нажатием кнопки «ВВОД», в противном случае нажмите кнопку «ОТМЕНА». Рис. 13. Установка датчика включения указателей поворота на рулевое колесо и включение указателей поворота 21

22 ПЕРЕДАЧА ИЗМЕРЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ В «ЛИНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ» Передача измеренных значений в линию технического контроля возможна, если проведено измерение хотя бы одного режима (результат измерения сохранен в памяти прибора). Передача производится, когда на индикаторе прибора присутствует сообщение, например: Нажать кнопку «ПЕРЕДАЧА», на индикаторе должно появиться сообщение: ПЕРЕДАТЬ В ПК? Нажать кнопку «ВВОД» для передачи данных в линию, или кнопку «ОТМЕНА» для выхода из режима передачи данных. Если линия неисправна или не подключена к прибору, или на компьютере не запущена программа диагностического контроля, на индикаторе прибора должно появиться сообщение: 22 НЕТ CЕТИ! ПОВТОРИТЬ? После успешной передачи данных в линию на индикаторе должно появиться сообщение: НОМЕР ТС 0 После этого можно приступить к проверке следующего автомобиля. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО РАБОТЕ Отчет должен быть составлен на стандартных листах бумаги формата А4 с выдерживанием полей: левое 30 мм, верхнее и нижнее 20 мм, правое 10 мм. Отчет должен содержать: название работы; цель работы; общий вид прибора ИПФ-01 с кратким описанием принципа его работы; порядок выполнения работы; выводы по работе, с заключением о состоянии световых приборов проверяемого автомобиля.

23 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. К каким последствиям может привести неправильная регулировка фар ближнего и дальнего света на автомобиле? 2. В чем основное отличие световых приборов, устанавливаемых на автомобили с правым расположением руля от световых приборов автомобилей с левым расположением руля? 3. Почему на автомобили запрещена самостоятельная установка ксеноновых фар? 4. Почему максимальная сила света фар ограничивается требованиями ГОСТ Р ? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон 170-ФЗ от 1 июля 2011 г. 2. ГОСТ Р Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. М.: Изд-во стандартов, с. 3. Измеритель параметров света фар автотранспортных средств. ИПФ-01. Руководство по эксплуатации. Жигулевск: НПФ «Мета», с. 23

Источник