Меню

Освещение улично дорожной сети города



Освещение улично дорожной сети города

ГОСТ Р 55706-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road Lighting. Classification and requirements

* В ИУС 10-2014 ГОСТ Р 55706-2013
приводится с ОКС 91.040. —
Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров — по ГОСТ Р 55707.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55707 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров

ГОСТ Р 55708 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.9 участники движения: Лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения — водители или пассажиры транспортных средств и пешеходы.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной определяемой стандартными условиями наблюдения.

Примечания

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

Читайте также:  Процесс нервного возбуждения при слабом освещении

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

Примечание — Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируют освещенность на дорожном покрытии.

3.17 коэффициент эксплуатации; : Отношение освещенности в заданной точке, создаваемой осветительной установкой (далее — ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к освещенности в той же точке в начале эксплуатации.

Примечание — Величина, обратная коэффициенту запаса.

4 Классификация

4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.

Примечание — Классификация объектов улично-дорожной сети установлена в [1].

4.2 Классы по освещению пешеходных пространств установлены в таблице 2.

Таблица 1

Класс объекта по осве-
щению

Основное назначение объекта

Расчет-
ная скорость движе-
ния, км/ч

Число полос движе-
ния

Пропуск-
ная способ-
ность, тыс. ед/ч

А
Магист-
ральные дороги и улицы общего-
родского назначения

За пределами центра города*

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях

В центре города

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Б
Магистрали и улицы районного значения

За пределами центра города

Основные дороги и улицы города районного значения

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В центре города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В
Улицы местного значения

Жилая застройка за пределами центра города

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

Жилая застройка в центре города

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В городских промышленных, коммунальных и складских зонах

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-
складских зон

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

* Центр города — территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

5 Нормы освещения

5.1 Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей

5.1.1 Для участков улиц, дорог и площадей со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости и пороговое приращение яркости .

Нормы средней освещенности на дорожном покрытии, ее равномерности и предельного значения силы света ОП в зоне слепимости применяют при проектировании освещения улиц, дорог и площадей:

— на участках с нестандартной геометрией;

— с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, бетонные плиты и другие материалы);

— в поселениях, расположенных в северной климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты европейской части России.

Нормы освещения проезжей части в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских поселений приведены в таблице 3.

Таблица 3

Источник

Офонаревшие дороги. Что происходит с освещением автотрасс в России 18:00, 5 сентября 2020 Версия для печати

Интеллектуальные системы управления освещением становятся обязательным атрибутом дорожных инноваций. Разбираемся, каким модернизациям подвергается свет, заливающий проезжую часть.

Обустроенные современным искусственным освещением автомагистрали наши водители ассоциируют с комфортом и безопасностью. Правда, такая идиллия не по всему пути. И не везде…

В СВЕТЛЫЙ ПУТЬ, ДРУЗЬЯ

С приходом осени и сокращением светового дня тема освещения автотрасс особенно актуальна. Попробуем разобраться, с чем страна подходит к сезону «длинных ночей».

Статистика не умиляет, но и не удручает: ежегодно только федеральная дорожная сеть, в среднем, прирастает на 400, а иногда и больше километров новых линий освещения.

В 2020‑м будет не меньше. Правда, на фоне 53 000 км ее автомагистралей это очень мало. Многие эксперты склоняются к мнению, что полная электрификация автодорог в условиях России ни к чему. Особенно в глубинке, где транспортный трафик по тайге, тундре или где-то в сопках «у самого синего моря» мизерный, а плотность населения составляет менее 5 человек на квадратный километр. Для сравнения: в Московской области по состоянию на 1 января 2020 года на каждом квадратном километре теснилось 173,5 человека. Соответственно, дорожная сеть в пристоличном регионе, как и вблизи любого города-миллионника, краевого или областного центра, густо разветвленная, а потоки легковой, пассажирской и грузовой техники очень интенсивные.

Читайте также:  Светодиодное освещение для оранжереи

На дороге «Каспий» в 130 километрах от Астрахани у села Владимировка использованы самые современные технологии обустройства освещения с интеллектуальной системой управления.

Потому продлевать световой день или восполнять недостаток света в зимнее время и межсезонье за счет искусственного освещения в первую очередь нужно на дорогах с большим транспортным трафиком.

В настоящее время общая протяженность линий электроосвещения федеральной дорожной сети составляет 9510 км.

Если выстроить все опоры с фонарями освещения в одну линию, то это даже больше, чем расстояние от Брянска до Владивостока (9310,9 км). Практически освещены все крупные мосты и путепроводы, не забыты сложные дорожные развязки, подъезды к крупным населенным пунктам, участки трасс с высокой интенсивностью движения, обходы городов и т. д.

Сетовать на то, что в Евросоюзе дорожная сеть совсем «офонарела», некорректно. Во-первых, там от города до города рукой подать, можно сказать, в шаговой доступности. Во-вторых, плотность населения на территории ЕС составляет 108 человек на 1 кв. километр. В России на такой площади живет всего 8,5 человека, а за Уральским хребтом или где-то в северных регионах и того меньше, а дороги между городами тянутся на сотни, а кое-где и на тысячи километров.

Вот так сегодня выглядит древний Крымский тракт с интеллектуальной системой дорожного освещения на участке дороги «Крым» в Белгородской области.

Если в прошлом году на установку освещения из Федерального бюджета России было освоено 4,5 млрд руб., то в 2020 году эта статья расходов превысила 5,5 млрд руб. Вся сумма, как заверили журнал «Автопарк» в «Росавтодоре», будет освоена: в условиях принятых мер по борьбе с коронавирусом работы идут в соответствии с графиком, а дорожные службы отнесены к непрерывно действующим предприятиям. Оттягивать с вводом объектов или тормозить их строительство не позволено: 40 % наездов транспорта на людей происходит именно в темное время суток. К таким выводам по результатам исследования пришли аналитики РосдорНИИ.

К слову, их коллеги из Минтранса Германии отметили позитив от освещения дорог. Как оказалось, статистика ДТП с пешеходами на освещенных автомагистралях снизилась на 68 %, летальных исходов стало меньше на 45 %, количество аварий, в целом, упало на четверть.

Россия по обустройству автомагистралей искусственным освещением наращивает темпы. В 2019 г. в рамках комплексного обустройства федеральных дорог построено более 700 км линий освещения. Охвачено более двух сотен населенных пунктов, отдельные мосты и путепроводы, развязки, автобусные остановки и пешеходные переходы. В настоящее время разработан План мероприятий на 2020‑2025 годы по устройству стационарного электрического освещения участков автомобильных дорог общего пользования, проходящих через населенные пункты. К примеру, Ульяновская область на таких участках федеральных дорог в этом году построит 14 км освещения. На сегодняшний день тамошняя суммарная протяженность освещенных участков федеральных дорог — 80,2 км.

В 2020–2022 годах постройка элементов искусственного электроосвещения также будет выполнена на 2854 участках вне населенных пунктов, среди которых кольцевые пересечения, автобусные остановки, пешеходные переходы и локальные пересечения. При этом упор на всех новых объектах делается на интеллектуальные системы управления освещением и экономичные лампы.

СВЕТИТ И ДАЖЕ ГРЕЕТ

Сразу уточним, что хорошее освещение и душу греет, и настроение поднимает, и безопасность дорожного движения повышает. Заливающий проезжую часть свет разный по цвету, поскольку на федеральных трассах можно встретить как газоразрядные (металлогалогенные и натриевые лампы высокого давления), так и светодиодные светильники. Правда, в последнее время из-за экономии электроэнергии и снижения затрат на ее оплату идет постепенная замена газоразрядных ламп на LED, то есть светодиодные.

Во-первых, такой светильник потребляет в два раза меньше электроэнергии. Он долговечнее, выдерживает до 100 000 часов эксплуатации, то есть 4167 суток или 11,3 года непрерывной работы. На протяжении всего ресурса светодиодный дорожный фонарь сохраняет отличное качество освещения и мощность светового потока. Вытесняемые газоразрядные лампы ДРЛ с инертным газом в колбах со временем «садятся», имеют в 8 раз меньший ресурс, натриевые лампы — в 4 раза, а галогенные аналоги — в 15–20 раз.

Солнечные панели автономной системы освещения на автодороге «Байкал» выгодные, но еще капризные в эксплуатации.

Есть еще один постулат привлекательности: полупроводниковые источники света после выработки своего ресурса не требуют специализированной утилизации, поскольку в их конструкции нет ртутных и других токсичных включений. Если лампа накаливания свыше 90 % потенциала теряет на нагревание, то магистральный светодиодный светильник имеет 98 % КПД. Приплюсуйте сюда еще экономический эффект от интеллектуальных систем управления освещением, которые стали обязательным атрибутом дорожных инноваций.

К примеру, в Брянской области восемь участков федеральной трассы М-3 «Украина», обустроенных светодиодными светильниками, приросли интеллектуальной системой управления. Она учитывает климатические условия, автоматически подстраиваясь под меняющуюся погоду, надвигающиеся сумерки, рассвет и при малейших признаках ограничения видимости без вмешательства человека, даже днем в условиях низкой облачности над данной местностью и осадков, озаряет дорогу светом от фонарей LED.

Читайте также:  Расстояние освещения ближнего света фар

Грузовики с КМУ уже стали визитной карточкой объектов обустройства освещения трасс в Ставропольском крае.

Здесь уместно подчеркнуть, на какой именно уровень освещенности реагируют датчики интеллектуальной системы. Специалисты дорожной службы в официальном ответе редакции написали: «Если днем при низкой облачности или вечером естественная освещенность снижается до 20 лк, то свет включается. В утренние часы аппаратура настроена иначе. Когда на пороге ночи и рассвета естественная освещенность повышается до 10 лк, то светильники отключаются».

Диспетчер центрального пункта управления АСУДД того или иного Упрдора может производить корректировку, регулировать яркость освещенности дорожного полотна исходя из ситуации. Расстилающийся по поверхности проезжей части яркий или приглушенный свет дискомфорта водителям ни в легковых машинах с низкой посадкой, ни в магистральных грузовиках или автобусах с более высоким постом управления не привнесут.

Современные светодиоды излучают хотя и мощный, но в любом случае мягкий свет, спокойный и практичный для человеческих глаз.

Средний интервал между опорами составляет 40 метров. За отправную точку упомянутое расстояние брать нельзя, поскольку опоры могут иметь разную высоту, стоять как за пределами обочины, так и посреди разделительной полосы, иметь один или несколько светильников. Соответственно, расстояние между ними может колебаться. Все это определяет ГОСТ 33176‑2014 с конкретной привязкой проекта и техзадания непосредственно к месту будущего объекта. Впрочем, водитель об этом не знает и о закулисных производственных методиках никак не задумывается, так как для него важнее иметь комфортные дорожные условия.

СВЕТИ, СВЕТИ ЯСНО…

И будут светить, если это проплачено. На редакционный запрос в «Росавтодоре» ответили, что стоимость освещения трассы зависит от потребляемой мощности. В среднем освещение всех автомобильных дорог общего пользования федерального значения обходится в 3 млрд рублей в год. Оплата проводится за счет средств Федерального бюджета, ни копейки из казны муниципалитетов, по территориям которых проходят обустроенные искусственным освещением участки таких дорог, не тратится.

Энергия от солнечных батарей, конечно, дешевле, но альтернативные источники освещения на федеральных трассах в настоящее время используются мало. Как бы мы этого ни хотели, но Россия северная страна и для желаемого обеспечения трасс электричеством от солнца требуется размещение избыточного количества солнечных панелей и оборудования хранения электрической энергии. Причин много. Во-первых, из-за недостаточной инсоляции (облучения поверхностей солнечным светом) батареям требуется для зарядки нужной емкости продолжительное время. Во-вторых, такое оборудование и его обслуживание имеют высокую стоимость, которая зависит от мощности солнечной батареи и количества потребляемой энергии.

Однако некоторые позитивные наработки имеются. Лучше всего автономные источники питания внедряет примыкающая к Монголии Республика Бурятия.

К слову, в ФКУ Упрдор «Южный Байкал» редакции подчеркнули, что «…природно-климатические условия Бурятии идеально подходят для использования как солнечной энергии, так и ветровой». Внедрение подобных инноваций там ведется с 2014 года. Заметим, это приятные исключения, в целом же по стране освещение автодорог осуществляется за счет подключения к сетям ЛЭП.

По состоянию на 1 сентября 2020 года самой «офонаревшей» дорогой России является федеральная трасса М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург: на протяжении всех ее 762 км стоят опоры освещения, на которых размещено 28 406 светильников LED. Ничего подобного в стране нет.

Самой красивой системой освещения в России славится мост через пролив Босфор на остров Русский во Владивостоке. Его вантовые канаты в темное время суток расцвечены российским триколором. Проезжая часть получила оптимальный по яркости и цвету световой поток, который не слепит водителей наземного транспорта и рулевых морских судов. Световая среда создавалась с учетом сложных климатических условий, сейсмической активности, перепадов температуры и других факторов. Там используются светодиодные светильники специализированной серии IntiLINE marine компании IntiLED.

Крымский мост через Керченский пролив по световому решению тоже попал в рейтинг красивейших транспортных объектов с удачной интегрированной в наземно-морскую среду магистральной и декоративной подсветкой. На автомобильной части сооружения установлено 1092 мачты освещения, из них 14 стоят непосредственно в зоне арки. На железнодорожной части — 2479, из них 36 — на арке.

В архитектурной подсветке моста задействовано 2000 светодиодов. Непосредственно рабочую зону моста освещают натриевые лампы высокого давления с электромагнитным пускорегулирующим аппаратом. Такие лампы пришлось использовать из-за их контрастного освещения объекта в любых погодных условиях, что особенно важно для автодороги через Керченский пролив, где густые туманы явление частое. И это оправданно: безопасность — превыше всего.

НЕ СВЕТОМ ЕДИНЫМ…

Как бы дорожники ни старались, но даже самым красивым и полным искусственным освещением дорог обеспечить безопасность движения не получится. Это — лишь часть комплекса мероприятий, куда еще входит устройство шумовой разметки, барьерное ограждение и т. д.

Все перечисленное и многое другое в целом и обеспечивает комфорт: едущий по любой освещенной трассе водитель меньше напряжен и чувствует себя более защищенным безопасной дорожной обстановкой. Это снижает аварийные риски и, понятное дело, уменьшает количество ДТП. Жалко, что таких мест на российских автомагистралях не просто мало, а очень мало…

фото: автора и пресс-службы «Росавтодор»

Источник

Adblock
detector