Меню

Освещение при съемке пейзажа



Про качество света в пейзажной съемке

Фотограф-профессионал Рик Келлер (Rick Keller) рассказывает о том, что означает качество света в пейзажной фотографии, а также о различных сценариях, в которых фотограф может использовать свойства света для создания определенного эффекта.

Nikon D800, Nikkor 24-85 мм F/3,5-4,5 G ED VR

Nikon D5000, Nikkor 55-200 мм F/4,0-5,6 G ED VR

При создании пейзажной фотографии важно подходить к качеству света с учетом двух взаимосвязанных свойств: направленности и цветовой температуры. Направленность света определяет важнейшее качество теней, контрастности и текстур в пейзаже. В свою очередь, тени — это то, что создает глубину, форму и размерность в сцене, а также может вызывать настроение и эмоции.

  • Рассмотрим простой лист мятой бумаги. Если мы изменим направление света, повлияет ли это на внешний вид?

Лист освещается исключительно потолочной лампой накаливания. Направленность этого света более или менее равномерна, но не полностью. Как видите, есть тени, которые придают видимость формы, размера и текстуры, но эффект не является убедительным.

Если отрегулировать освещение, оставив верхнюю лампу накаливания включенной и поместив ее перед объектом, непосредственно за объектом и с обеих сторон, то по сравнению с предыдущим изображением, этот объект станет безжизненным и скучным.

Давайте оставим бумагу освещенной только с левой стороны под низким углом. Источник света теперь является однонаправленным и смещается по объекту под небольшим углом, мы можем видеть более длинные тени, больше формы и контуров, больше текстур и есть ощущение глубины.

Давайте осветим бумагу только лампой сзади под небольшим углом (т.е. с подсветкой).

С одной стороны, остаются длинные тени, что означает, что мы можем оценить те же физические атрибуты (форма, текстура, глубина), а также наблюдать драматизм в фотографии. Разница в том, что сам «ландшафт» изменился из-за изменения направления теней. Вместо того, чтобы длинные тени отбрасывались перпендикулярно оси объектива, теперь тени отбрасываются к объективу.

Тени теперь более скрыты, почти так же, как тени были скрыты в первых двух примерах, когда были заполнены более равномерным освещением. Теряется большая часть физической глубины, текстур, форм и настроения, которые были заметны при боковом и заднем освещении.

По сути, переднее освещение аналогично свету, который используют многие фотографы-портретисты, а именно переднее рассеянное освещение (то есть «освещение бабочка»), чтобы скрыть дефекты на коже лица. Для фешн-фотографов это качество света может быть тем, что нужно; но для фотографа-пейзажиста регистрация подобных «дефектов» — необходима.

Тени и контраст являются важным визуальным сигналом для человеческого разума в восприятии формы и глубины в трехмерном пространстве. Качество света, хорошо подходящее для пейзажной фотографии, — низкий угол, однонаправленный боковой или задний свет.

Боковое освещение

Однонаправленность этого света прекрасно создает заманчивые тени, текстуры и форму, а также придает сцене трехмерность и настроение.

Рассмотрим следующую пейзажную сцену, где падающий солнечный свет проникает под небольшим углом, почти перпендикулярным оси объектива.

Икеда Анба 4×5, Nikkor-SW 75 мм f/4,5, Ilford HP5 Plus, Wratten

Как хорошо видно тени в песке, листве и в скалах из песчаника создают иллюзию глубины, а также множество интересных текстур.

На следующей фотографии, сделанной во время прогулки по высокогорьям Исландии, свет падал под небольшим углом, почти перпендикулярным оси объектива. Тени и контрасты были заманчивыми, как и чувство размерности и текстуры.

Nikon D800, Voigtander 40 мм f/2 SL II

Как можно увидеть, свет проникает через гору под низким углом и перпендикулярно объективу. Обратите внимание на направление теней, общий контраст и грубые текстуры на снегу и скале.

Мамия 7II, 210мм f/8, Kodak T-Max 100, Wratten

Подсветка

На следующей фотографии песчаных дюн свет проникает через пейзаж сзади под небольшим углом, отбрасывая тени к объективу. Как и в случае бокового освещения, этот свет волшебным образом выявляет текстуры песка и прекрасно подчеркивает форму и контуры, благодаря взаимодействию теней и бликов.

Nikon D800, Nikkor 28-300 мм f/3,5-5,6 G ED VR

Силуэты

На следующей фотографии силуэты сосен на фоне лучезарного заката создали живое и романтическое настроение.

Читайте также:  Рабочее место без естественного освещения нормы

Икеда Анба 4×5, Kodak Wide Field Ektar 100 мм f/6,3, Fujichrome Velvia 100, 81C

Точно также на следующей фотографии сочетание глубоких теней и ярких бликов создает глубину и эмоции, а подсветка, скользящая по нижней части облаков и поверхности океана, — заманчивые текстуры.

Мамия 7II, 43мм f/4.5, Fujichrome Velvia 50, 85C

Просвечивание

Классический пример — теплое и яркое свечение солнечного света осенью, как показано на следующей фотографии.

Nikon D800, Nikkor 28-300 мм f/3,5-5,6 G ED VR

Переднее освещение

Направленность света, идущего из-за фотографа, эффективно скрывает тени от объектива, что для фотографа-пейзажиста вовсе не желательно. Скрытые тени лишают сцену формы, глубины и текстур, что приводит к плоскому изображению.

Однако есть три сценария, в которых переднее освещение может потенциально использоваться для создания привлекательной пейзажной фотографии. Первый сценарий, когда солнечный свет, в частности, на раннем восходе и на позднем закате освещает отдаленную структуру.

Nikon D3s, Nikkor 50 мм F/1,8 D

Nikon D800, Nikkor 28 мм F/2,8 AIS

Третий сценарий состоит в том, чтобы захватить тени, отбрасываемые объектом, который расположен непосредственно за камерой, чтобы создать интерес на переднем плане в сцене.

Nikon D3s, Никкор 24мм f/1,4G

Ровное освещение

Из-за рассеянного характера этого освещения большая часть теней в ландшафте заполнена. Это приводит к относительно низкому контрасту и плоскому физическому и эмоциональному виду, как показано на следующей фотографии. По этим причинам Рик обычно избегает такого типа освещения при фотографировании пейзажей, если в самом ландшафте нет ничего необычного или уникального.

Nikon D800, Voigtländer 40 мм f/2 SL II

Потенциальным преимуществом рассеянного равномерного освещения в процессе визуализации может быть захват яркости цветов у растений и цветов, особенно при освещении яркого пасмурного неба (между f/5,6 и f/8).

Nikon FM3a, Nikkor 28-70 мм f/3,5-4,5 D, Kodak Ektar 100, 81A

Nikon D5000, Микро Никкор 60мм f/2.8G

Полуденный солнечный свет

Проблема с этим типом не однонаправленного освещения в том, что отбрасываемые тени относительно короче, более резкие, темные и обладают меньшим количеством текстурных деталей, чем более длинные, мягкие и насыщенные деталями тени однонаправленного света.

Nikon FM3a, Nikkor 28-70мм f/3,5-4,5 D, Fujicolor Superia XTRA-400, 81А

Золотой час

Найти этот свет очень просто: вскоре после восхода солнца и незадолго до заката. Продолжительность каждого «часа» может варьироваться в зависимости от вашего местоположения относительно экватора Земли. Этот свет может похвастаться однонаправленностью, которая необходима для создания длинных теней, раскрытия текстур и придания пространству масштаба.

Nikon D800, Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6 G ED VR

Цветовая температура

Цветовая температура представляет из себя интересное физическое свойство света, которое определяет взаимосвязь между температурой источника излучения и цветом света, который излучает источник. В цветной цифровой фотографии цветовая температура света часто является синонимом принципа, называемого балансом белого.

Цветовая температура солнечного света циклична в течение дня, будучи низкой (т.е. визуально теплой) на рассвете, постепенно повышаясь к середине дня (т.е. становясь визуально более холодной или нейтральной), а затем постепенно снижаясь к закату, после чего резко возрастает в сумерках.

Видеоканал Фотогора

Источник

Освещение при съемке пейзажа

Съемка ландшафтов — одно из наиболее сложных и проблемных направлений фотосъемки. Скажу, что у меня, фотографа со стажем, съемка пейзажа до сих пор вызывает трудности. Это не так сложно с технической точки зрения – достаточно иметь штатив, широкоугольный объектив и уделить больше внимания экспозиции. Так что же делает этот вид фотографии таким сложным?

Прежде всего, к съемке пейзажа необходимо подходить творчески, чтобы суметь запечатлеть настроение и передать его зрителю. Если техническую сторону вопроса можно описать, то относительно творческой составляющей фотографии можно только советовать – Вам необходимо развивать свое видение по-настоящему уникальных снимков.

Оборудование

Начнем с простейшего. Какой объектив выбрать? Не смотря на то, что отличные фотографии можно получить с помощью любого объектива, предпочтительно, все же, использовать широкоугольные объективы. Они позволяют запечатлеть пространство пейзажа, подчеркнутую перспективу, которая добавляет изображению глубины. Если Вы используете DSLR камеру с APS-C сенсором, то обратите внимание на широкоугольник с ФР 10-20мм; для полнокадровых камер есть выбор из объективов с ФР 12-24 мм, 16-35 мм, 17-40 мм. Зум-объектив удобен в работе, однако лучшее качество обеспечат объективы с фиксированным фокусным расстоянием. В диапазоне ЭФР 12-24 обеспечивается широкий угол обзора, а 16-35 и 17-40 обеспечивают значительно меньший угол обзора, но они обеспечивают меньшие оптические искажения, особенно по углам изображения. Использование сверхширокоугольных объективов и объектива типа «рыбий глаз» сделает снимки более выразительными и оригинальными. Но снимать все кадры только «фишаем» будет неинтересно, поэтому он хорош как дополнение к основному объективу.

Читайте также:  Что такое воздушные линии наружного освещения

При съемке ландшафтов необходимо использовать только ручную фокусировку, особенно при съемке объектов на переднем плане вблизи камеры.

Чувствительность ISO необходимо выставлять наименьшую, которую позволяет камера, обычно это ISO 100-200. Не рекомендуется использовать расширение ISO 50, доступную как опцию в некоторых камерах из-за сниженного динамического диапазона. Снимая при ISO 100, изображение будет практически без шумов, с широким динамическим диапазоном и отличным качеством снимка, резкость которого можно улучшать, при обработке, не опасаясь появления сильных шумов. Выдержка: как вы понимаете, сочетание малой апертуры и малых значений ISO даст большую выдержку. В зависимости от освещённости, выдержка может быть от доли секунды (1/250 или 1/500) до нескольких секунд или даже минут.

Если Вы серьезно увлеклись фотографией пейзажей, то должны понимать необходимость использования штатива. Штатив – основной элемент, обеспечивающий резкие, детализированные снимки, особенно при длительной выдержке. Более того, штатив позволяет тщательно подобрать и продумать композицию. Используя штатив, возможно использовать специальную технику, позволяющую делать потрясающие снимки: на восходе или закате сделайте пару снимков одной и той же сцены – первый экспонируйте на небо, второй на передний план, затем совместите их – получится оригинальный кадр с широчайшим динамическим диапазоном. При съемке с руки будет невозможно снять два абсолютно идентичных кадра.

При пейзажной съемке рекомендуется использовать фильтры — поляризационный, серый нейтральной плотности и градиентный. Ультрафиолетовые и защитные фильтры бесполезны, так как они могут снижать качество изображения, уменьшают резкость и увеличивают вероятность бликов. При выборе фильтров важно учитывать, что их применение на сверхширокоугольных объективах (18 мм и менее) может привести к нежелательному эффекту неравномерной засветки кадра и виньетированию.

Свет

Свет — неотъемлемый элемент при съемке пейзажей. Правильный свет может преобразить даже невзрачный объект, а неправильный может испортить даже лучшую сцену. Занятно, но многие начинающие фотографы полагают, что ясный солнечный день и безоблачное небо – отличные условия для съемки – однако это не так — это худшие условия, которые можно представить для съемки ландшафтов. Лучший свет это не яркий, полуденный, а мягкий свет восхода или заката. Тени становятся четкими, цвета теплыми, насыщенными и приятными для глаз. Опытные фотографы называют это время золотым часом.

Если нет возможности или желания ждать заката или рассвета, снимайте в полдень – это еще одна стратегия получения лучшего освещения. Если небо безоблачно, постарайтесь исключить его из кадра, на сколько это возможно и, наоборот, если облака образуют затейливый рисунок, обязательно сделайте небо частью композиции. Поляризационный фильтр в этом случае поможет подчеркнуть контраст между облаками и небом и сделает более насыщенным краски.

Другая возможность получить отличный снимок – черно-белый кадр. Из фотографии, снятой даже при плохом освещении, можно получить отличный снимок, конвертировав его в черно-белый режим, однако не все снимки выиграют от «обесцвечивания». В черно-белом режиме, явно выигрывают кадры, насыщенные текстурами, гранями и другими контрастными элементами, тогда как другие могут выглядеть «плоскими». В любом случае, не брезгуйте экспериментами с контрастом при пост-обработке в графическом редакторе (не внутрикамерном!).

Настроение

Одни и те же места могут выглядеть весьма различно. Погода, время суток и еще множество различных факторов влияют на окружение – оно никогда не бывает одинаковым.

Эффектные пейзажи можно снять в туманную погоду. Впечатление тумана можно усилить, поместив перед объективом сетку из редкой шелковой ткани. Чтобы передать глубину пространства, в кадре на переднем плане надо поместить какой-нибудь темный предмет.

Читайте также:  Светильник встроенный фасадного освещения

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ
В яркие, солнечные дни контраст пейзажа очень большой, что вызывается сочетанием ослепительно ярких бликов на снегу и, скажем, темных деревьев, особенно хвойных.

Зимний пейзаж лучше фотографировать в утренние или в вечерние часы, когда косые лучи солнца создают удлиненные тени,- это оживляет композицию и хорошо подчеркивает фактуру снега.

1. Правило третей

Хорошая композиция – неотъемлемая часть фотографии ландшафта, однако именно это наиболее сложная задача. Есть несколько «правил», которые помогут Вам улучшить композицию, но Вы должны постоянно развивать «творческий» взгляд, для получения достойных снимков.

Наиболее распространенная ошибка начинающих фотографов – размещение линии горизонта в центре кадра — как результат, статичное и несбалансированное изображение. Первый шаг улучшения композиции – съемка ландшафта согласно правилу «третей». Мы уже рассматривали его в наших предыдущих уроках по композиции, но напомнить будет не лишним. Все очень просто – мысленно разделите кадр на три части по горизонтали. И снимайте в пропорциях 1/3 передний план, 2/3 небо или наоборот – 2/3 передний план, а 1/3 небо. Иными словами – создавайте несимметричную композицию.

Естественно, правило «третей» не будет панацеей для всех фотографий, но помнить о нем надо.

2. Передний план и перспектива

Один из наиболее действенных способов создать сильную композицию – использовать широкий угол обзора и разместить на передний план какой-нибудь объект (цветок, камень и т.д.) Этот объект, в сочетании с усиленной широкоугольным объективом перспективой, даст ощущение глубины.

Глубина резкости должна вмещать все объекты. Поэтому и рекомендуется устанавливать значения диафрагмы f/11 или f/16.

3. Другие элементы композиции

В природе существует множество элементов, помогающих создать выразительную композицию – диагонали наиболее влиятельные из них. Используйте диагональные линии для акцентирования внимания зрителя к объекту. Если Вы присмотритесь внимательнее, то увидите что все вокруг подчинено неким направляющим. Ищите направляющие и пробуйте вписать их в композицию.

Если надо сфотографировать воду, подернутую рябь или небольшой волной, то ее снимают при встречно-боковом освещении под углом 35-45° к оптической оси объектива.

Воду против света фотографируют, когда лучи от солнца, скрытого облаком, падают на воду, создавая выразительные блестящие полосы. Но надо следить за тем, чтобы солнце не попало в поле зрения объектива.

Море лучше снимать с высокой точки. Тогда водное пространство занимает значительную часть кадра, фотография получается более выразительной.

Прибой обычно фотографируют с низкой точки с выдержкой не менее 1/1000 с.

Текущую воду лучше снимать с небольшой выдержкой. В этом случае происходит легкое смазывание изображения, которое и создает впечатление движения воды.

В горах лучше снимать рано утром. В эти часы воздушная среда передается наиболее эффектно. Облачная погода также способствует получению более выразительных снимков.

В солнечные дни сюжет надо выбирать с темным передним планом, по яркости которого и определять экспозицию. В этом случае дали будут несколько передержаны и выйдут на отпечатке светлее, чем передний план, что и подчеркнет глубину пространства, наполнит пейзаж ощущением воздуха, простора.

Наилучшим считается боковое освещение, так как оно подчеркивает форму гор, а просвеченная косыми лучами дымка создает впечатление глубины. Когда солнце находится позади фотоаппарата, изображение становится плоским. Когда — спереди, снимок получается очень контрастным, детали, особенно на переднем плане, пропадают.

Фотографирование горного пейзажа днем при высоком положении солнца выявляет детали изображения, без достаточного контраста.

При определении экспозиции необходимо учитывать, что с высотой в горах увеличивается интенсивность солнечного освещения, и оно приобретает иной характер, чем на равнине. С высотой происходит уменьшение яркостей теней и увеличение яркостей светлых участков пейзажа. Поэтому, когда снимают даль без переднего плана, выдержку по сравнению со съемкой на равнинной местности уменьшают: на высоте 500 м на 1/4, 1000 м — на 1/2, 2000 м — на 3/4, 3000 м — вдвое.

Рекомендуется использовать ультрафиолетовый фильтр.

Чтобы получить блики на поверхности ледника, следует фотографировать при контровом свете.

Источник