Меню

Освещение при пейзажной съемке



Виды пейзажного освещения

В течение дня солнце совершает постоянное движение, меняется интенсивность его света и угол лучей. Вследствие этого пейзажное освещение тоже меняется. Кроме того, в течение года также происходит подобный процесс: летом солнце поднимается высоко над горизонтом (в северных широтах) или стоит в самом зените (на экваторе).

Зимой солнце поднимается над линией горизонта гораздо ниже и продолжительность светового дня существенно сокращается. Аналогичная картина наблюдается в соответствующих широтах к югу от экватора и усиливается по мере приближения к южному полюсу.

Рисунок 1. Схема движения солнца по небосводу

Таким образом, направление света попадает в зависимость от следующих факторов:

  1. широты, на которой производится съемка;
  2. направления фотокамеры при съемке;
  3. времени года (суток).

В соответствии с приведенными факторами пейзажное освещение может проводиться спереди, сбоку, сзади или сверху, а также под различными углами к этим направлениям.

Каждый вид пейзажного освещения придает особую картину. Используя направление света можно выделять одни детали фотографируемого пейзажа и приглушать другие. От угла падения лучей света зависит качество проработки объемов и фактуры объектов на снимке.

Рассмотрим, какое действие оказывает каждый вид освещения на снимаемый пейзаж.

Фронтальное пейзажное освещение

При таком пейзажном освещении солнце располагается за спиной фотографа, и солнечные лучи освещают все передние элементы пейзажа. Такое освещение придает пейзажу плоский вид на снимке, особенно по мере того как солнце склоняется к горизонту.

Снимок 1. Фронтальное пейзажное освещение

При таком фронтальном пейзажном освещении выявляются все детали предметов, вследствие прямого их освещения. Фактура предметов практически не выявляется. Если какая-либо часть объекта отражает лучи света, то происходит потеря деталей из-за большой экспозиции.

Фронтальное освещение дает искажение формы предметов, делая их двумерными, как бы вырезанными из бумаги, которые прикреплены к пейзажу, а отсутствие видимости теней на снимке не передает ощущения глубины.

Снимок 2. Фронтальное освещение придает снимку двумерность

Несмотря на все недостатки фронтального пейзажного освещения его можно применять, если фотографу нужно получить сверкающие поверхности на снимке. Если такой цели нет, то лучше избегать его использования.

Боковое пейзажное освещение

Когда свет падает на объект сбоку, а не спереди, то выразительность снимка усиливается в разы. При этом сразу образуются тени и проявляется фактура поверхностей предметов, направленных в сторону фотокамеры.

Снимок 3. Боковое освещение позволяет выявить объем и фактуру предметов

Это действие тем сильнее выражено, чем больше угол между оптической осью объектива фотокамеры и направлением падения лучей света.

Важную роль в композиции пейзажа начинают играть тени. Очень хорошо выглядят объекты ярко освещенные сбоку и затененные спереди. Освещенные объекты на фоне теней, образованных другими объектами, находящимися сзади позволяют получить очень хорошие снимки.

Снимок 4. Боковое освещение создает тени, которые играют важную роль в пейзажной композиции

Читайте также:  Демонтаж опоры освещения расценка смета

Если объект съемки имеет сложную форму в виде кривой, то освещение сбоку создает плавные переходы от теней к свету, подчеркивая контуры предметов.

Чем ниже к горизонту опускается солнце, тем длиннее становятся тени и снимок получается более выразительным. Можно получить весьма необычный снимок, если приступить к съемке, в момент, когда солнце находится у самой линии горизонта и светит под прямым углом к оптической оси объектива фотокамеры.

Если нужно, чтобы снимок выглядел естественно, то снимать нужно в момент, когда солнце находится в среднем положении между зенитом и линией горизонта. В этом случае тени от объектов привычные для глаза зрителя.

Контровое пейзажное освещение

Когда угол между оптической осью объектива фотокамеры и направлением лучей солнца становится тупым, получаем контровое (заднее) освещение. Если угол находится в пределах от 90 до 180 градусов, то фактура освещенной поверхности объекта проявляется с графической четкостью, давая контраст с глубокими тенями на противоположной стороне.

Снимок 5. Контровое освещение придает глубокий контраст теням

Впечатление от пейзажа становится еще более впечатляющим, когда солнце находится напротив фотокамеры. Лучи солнца, падая из-за облаков самой причудливой формы, придают небу особый интерес, что оно может выступать в качестве основного объекта, отдавая самому пейзажу второстепенную роль в кадре.

Находясь высоко в небе солнце освещает верхнюю часть непрозрачных объектов, к примеру зданий, но по мере склонения к горизонту, освещенность этих предметов уменьшается и по контуру появляется ореол света. Он контрастирует с более мягким светом, падающим на предмет спереди, и тем самым выделяет его на фоне.

При освещении воды контровым светом, на гребешках волн появляются яркие световые блики.

Снимок 6. Контровой свет на гребешках волн создает яркие блики

Снимая при контровом свете фотограф должен правильно определить экспозицию. Когда расчет производится по свету, отраженному пейзажем в сторону фотокамеры, то получается снимок мягкий по свету с нерезким ореолом света, который сливается с фоном и краями самого предмета.

С уменьшением экспозиции кайма света становится более яркой и четкой и окружает силуэты объектов, форма которых зависит только от этих световых пятен.

Снимая прозрачные предметы при контровом освещении, создается совершенно другой эффект. Свет проходит сквозь сам объект, ореол при этом отсутствует. К примеру, цветы сразу же приобретают вид, как будто они имеют внутренний источник света. Эффект усиливается, когда имеется темный фон.

Снимая при контровм освещении, фотограф может столкнуться с проблемой бликов, которые особенно заметны при попадании в кадр солнца. Это связано с тем, что свет, попадая на объектив, многократно отражается от его линз. В итоге ослабляется общий контраст изображения и появляется целая цепочка бликов, имеющих форму отверстия диафрагмы, которые исчезают, стоит лишь изменить угол съемки.

Читайте также:  Светильники для наружного освещения входа

Устранить этот эффект можно путем установки бленды на объектив, которая защитит его от бликов.

Верхнее пейзажное освещение

Пейзажное освещение в данном случае самое неподходящее. Тени от предметов отбрасываются вниз, лишая их фактуры и формы. Кроме того возникает высокий контраст.

Такой снимок у зрителя вызывает ощущение жаркого дня. Но верхнее освещение можно использовать на благо, например, для того, чтобы тени от листвы деревьев падали на землю делили пространства, придавая разнообразность снимаемому пейзажу.

Если у фотографа нет возможности снимать при другом пейзажном освещении, то рекомендуется выждать момент, когда свет солнца будет рассеян облаком и произойдет смягчение теней.

Источник

25 советов для съёмки идеальных пейзажных фотографий

Рекомендации и примеры от пейзажного фотографа из Румынии + видео с подробными пояснениями.

Хотя на первый взгляд ландшафтная фотография может показаться очень простой, на самом деле это куда больше чем “навел камеру — щелкнул затвором”. Цель ландшафтной фотографии — передать внутреннее состояние, выразить что-то большее, а не просто показать ландшафт перед собой.

Мы видим реальность каждый день. Именно поэтому, на мой взгляд, пейзажная фотография не должна просто ее воспроизводить. Объекты не должны находиться перед зрителем или занимать все фото: композиция должна вести взгляд к конечному пункту снимка — точке интереса, вашему объекту.

Как и у любой другой формы искусства, у пейзажной фотографии есть свои правила. На то, чтобы овладеть светом, композицией, выбором объекта для съемки, постобработкой, требуется много времени, а окончательные результаты будут разниться от человека к человеку.

Существует множество видео с советами и идеями на эту тему, но главное: все это не имеет значения, если вы не выйдите и не начнете фотографировать как можно больше и каждый день, чтобы понять, что работает, а что — нет.

Это — 25 советов и идей для пейзажных фотографий. Надеюсь, они вам пригодятся (подробности о каждом из них — в видео):

1. Снимайте один и тот же объект на рассвете и закате. Разный свет, разные углы, совершенно разные результаты.

2. Низкий угол съемки значительно изменяет перспективу, создавая более интересный кадр… картинку, которую вы видите не каждый день.

3. Если на рассвете туманно, снимайте против света, чтобы туман подсветился лучами солнца.

4. Силуэты лучше всего получаются перед рассветом, при безоблачном небе.

Это простая идея, как создать что-то интересное в неинтересный момент. Все, что вам потребуется — интересная форма.

5. Темные области направляют взгляд к светлым.

6. Длинные выдержки помогут больше рассказать о погоде: ветре, температуре, движении облаков.

7. Если на небе темные облака, это не означает, что нужно остаться дома.

Свет в прорехах между облаками, сквозь облака — красивый момент, стоящий того, чтобы его запечатлеть.

Читайте также:  Удельная мощность при освещении прожекторами

8. Яркое пятно цвета в печальном сером пейзаже может произвести сильное впечатление на зрителя.

9. Обращайте внимание на задний план, когда хотите выделить объект, особенно при съемке в лесу.

10. Туманные дни зимой могут показаться скучными.

Но найдите одинокое дерево и поместите его в центр, чтобы сделать акцент на объекте. Отрицательное пространство будет передавать ощущение большой пустоты и того, как малО дерево на его фоне.

11. Отражения — это всегда красиво.

Земля же — не всегда, и отражения могут помочь избавиться от нежелательных элементов.

12. Двигайте камерой при нажатии затвора.

Лучше всего это работает, когда объект четко отделен от фона.

13. Контраст способен очень помочь в отделении объекта от фона.

Небольшой белый цветок на зеленых листьях, чуть выделенный светом, может создать простое, но красивое фото.

14. Панорамы — замечательный способ передать масштабы пейзажа в лесу.

15. Облачное небо на закате может не предложить ничего…

…или подарить практически чудо, когда всего на секунду сквозь тучи пробьются солнечные лучи.

16. Иногда небо может стать зеркалом пейзажа — когда облака повторяют линии объектов на земле.

17. Туманное утро — замечательное время, особенно если в какой-то момент солнце прорывается сквозь туман.

Выберите позицию для съемки так, чтобы ваш объект находился в тумане, между вами и солнцем.

18. Свет в конце лесной тропы, когда все остальное в темноте, может создать прекрасный снимок.

19. Лучший момент для съемки водопадов — начало весны, когда в горах тает снег.

20. Фотографируйте деревья, которые выглядят необычно… особенно старые деревья.

21. Величину пейзажу могут передать горы на заднем плане, за домами — используйте длиннофокусный объектив для съемки.

22. При съемке в городских условиях ищите сложные динамические линии. Кроме того, несколько вертикальных планов придадут снимку объемность.

23. Отделите освещенную область от окружения с помощью длиннофокусного объектива — и получите великолепное фото.

24. При съемке думайте о других перспективах — это может дать уникальный взгляд на простой объект.

25. Не забывайте видеть детали.

Иногда большой пейзаж может отвлечь ваше внимание от более мелких элементов. Текстуры — великолепная вещь, они могут смотреться практически как абстрактное искусство.

Подробный разбор всех примеров — в этом видео:

Надеюсь, советы вам понравились и показались полезными. Продолжайте снимать — это единственный способ стать лучше как фотограф!

Об авторе: Тома Бончу — фотограф из Румынии, специализирующийся на пейзажной и тревел-фотографии. Другие его работы — на его сайте и страницах в YouTube, Instagram и Facebook.

Редакция сайта может не разделять мнение автора и не несёт ответственности за авторские материалы.

Источник

Adblock
detector