Меню

Освещение для витрин музеев



Освещение музеев и выставок

Музеи и выставки могут охватывать широкий спектр тем — от археологии до современного искусства, от литературы до современных технологий. Площадь некоторых залов составляет всего несколько квадратных метров, в то время как другие экспозиции могут занимать целые районы. Однако всех их объединяет миссия: собирать, сохранять и изучать и, даже более того, представить свою тему и рассказать о ней.

Дизайнеры музеев и выставочных залов придерживаются строгих стандартов качества в вопросах освещения. В результате понятие свет «музейного качества» стало эталоном в осветительной сфере.

Хорошее музейное освещение должно не только отвечать требованиям посетителей, но и быть комфортным для смотрителей и работников, помогать сохранению экспонатов, а также быть экономически эффективным и надежным. Освещение, отвечающее этим критериям, помогает сохранять культурное наследие человечества для будущих поколений.

Чтобы все экспонаты были представлены наилучшим образом, освещение не должно мешать просмотру. Для этого есть несколько правил:

  • Не должно быть никаких отвлекающих теней или узоров света на стенах или потолке.
  • Нужно избегать бликов и нежелательных теней на картинах и произведениях искусства. Чтобы их не возникало при направленном свете нужно расположить светильники так, чтобы их расстояние от экспоната было примерно равно трети от высоты стены.
  • Тени не должны падать на соседние экспонаты.
  • Большое расстояние между светильниками заливающего света и стеной делает освещение более равномерным, но увеличивает риск появления бликов. Компромисса между равномерностью и визуальным комфортом можно достичь, если угол падения света будет 25-30°.

Цвет, структура и коэффициент отражения потолка, стен и пола влияют на визуальное восприятие экспонатов и атмосферу в зале. Насколько ярко освещены должны быть стены и потолок, то есть насколько высока будет их отражательная способность, зависит только от желания дизайнера. Тут невозможно дать никаких общих рекомендаций.

Освещение плоских объектов

Чтобы отдельно осветить картину в зале используются узконаправленные лучи света, это усиливает драматический эффект. Регулирование контраста между темными и ярко освещенными участками играет главную роль в оформлении выставочного помещения. Интерьер и архитектура тоже влияют, но они здесь второстепенны. Сфокусированные лучи притягивают взгляд посетителей к объекту и концентрируют их внимание на произведении искусства. С помощью сменных линз для разных диаметров лучей, освещение можно приспособить для изображений разных размеров.

На некоторых выставках специально усиливают контраст между светлыми и темными зонами, в зависимости содержания картин. В этих случаях акцентирующее освещение добавляет особую магию к происходящему, так как настроение в этих картинах гармонирует с атмосферой на выставке. Хорошо настроенный свет красиво оформляет произведения искусства и придает им особое очарование, благодаря чему начинает казаться, что картины светятся сами по себе.

Использование разных уровней освещенности при акцентном освещении поможет создавать иерархию в восприятии и придаст выставке структуру. Равномерный заливающий свет обеспечивает нейтральный фон для экспонатов и представляет работы на стене более объективно. Он создает гармоничную атмосферу, в которой изображения и стены образуют единое целое. Этот вариант подойдет, если нужно создать более созерцательное, а не драматическое настроение для просмотра. Однородное освещение вертикальных поверхностей создает ощущение светлой и просторной залы.

Для некоторых выставок использовать только сфокусированное или, наоборот, только равномерное заливающее освещение — это слишком бескомпромиссный подход. Комбинирование обеих этих концепций освещения открывает дополнительные возможности. Равномерный заливающий свет с одной стороны создает базовое освещение в зале и обеспечивает хорошее восприятие экспонатов на стене. С другой стороны, сфокусированное освещение выделяет отдельные произведения искусства или подчеркивает детали в скульптурах, используя направленный свет для усиления освещения.

Светильники заливающего света с широкоугольным лучом подходят для освещения более крупных произведений искусства или нескольких объектов. Такой свет идеально подходит, например, для того, чтобы подчеркнуть группу картин, длинный стол или настенный стеллаж. Благодаря тому, что для такого освещения потребуется только один светильник вместо двух или трех, этот подход поможет сэкономить на дизайне выставочного помещения.

Читайте также:  Настольные лампы освещения для компьютера

Освещение объемных объектов

Прямой свет от светильников с узконаправленными лучами создает резкие тени, которые выделяют формы объемных объектов. Положение источника света имеет решающее значение для размера и формы теней. Если свет падает на коротком расстоянии под острым углом, то это создаст длинные и большие тени. Как правило, угол падения света 30° оптимален для того, чтобы подчеркнуть лепнину скульптуры.

Выставочное освещение, основанное исключительно на направленном свете, обеспечивает резкий контраст света и тени. Локализованные лучи фокусируют свет и создают волшебную атмосферу, в которой отдельные детали могут таинственно выделяться из темноты.

Отблески нужны для привлечения внимания к конкретным деталям экспоната, выделяя таким образом части поверхности. Блеск может проявляться и перемещаться в зависимости от местоположения наблюдателя.

Кроме того, отблески усиливают восприятие объектов, так как подчеркивают их форму, края и текстуру. Такие проявления блеска зависят от сфокусированности света, тогда как интенсивность света имеет здесь второстепенное значение. Поэтому LED светильники с узконаправленным светом идеальны как инструменты для яркого акцентирующего освещения.

Управление освещением в музее

Поскольку экспозиция может часто меняться, то важно иметь возможность легко управлять освещением и автоматически его регулировать. Для этого можно использовать по отдельности или в сочетании друг с другом различные элементы системы контроля освещения. Сюда входят датчики движения, реагирующие на присутствие, датчики, регулирующие степень освещения или частичное его отключающие, в зависимости от яркости дневного света, предварительно запрограммированные сцены освещения и многое другое.

Вот несколько вариантов, как может использоваться управление светом в музеях:

  • Создание различных по степени освещённости зон в зале. Например, это возможно благодаря приглушению яркости у отдельных светильников. Такой эффект может представить выставку в драматическом освещении или защитить отдельные экспонаты от разрушающего действия света.
  • Система управления освещением может записывать данные о работе светильника и, таким образом, об излучении света, которому подверглись экспонаты.
  • Свет может включаться, отключаться или изменять свою интенсивность в ответ на изменения в дневном освещении.
  • Аварийное освещение легко может быть встроено в систему управления освещением.
  • Создание сцен освещения или динамических эффектов.

Управление освещением позволяет не устанавливать каждый раз новую светотехнику для новой выставки, а использовать уже установленные светильники, назначая им новые задачи. Также система может проверять работу осветительных приборов, сообщая о поломках и функциональном статусе. Используя контроль освещения, можно значительно сократить потребление энергии.

Источник

Освещение для витрин музеев

К освещению для музеев и галерей предъявляются особенно высокие требования. Это связано с его функциональным назначением. Свет в таких учреждениях должен обеспечивать не только достаточную освещенность, но и комфортные условия для посетителей, а также акцент на экспонатах и картинах.

По этой причине особую важность приобретает именно сам свет, в частности его качественные характеристики. Очень тщательно должна быть продумана цветопередача, поскольку в музее и галерее основная цель – привлечь внимание к выставочным стендам. По такому же принципу устраивается архитектурная подсветка, которая также играет важную эстетическую роль.

Особенности освещения в музеях и галереях

Освещение для музеев достаточно сложное в плане организации, и тому есть несколько причин, связанных с особенностями музейных помещений:

  • Комнаты очень просторные, поскольку должны вмещать не просто отдельные экспонаты, а целые экскурсионные группы.
  • В одном помещении могут в разное время размещаться абсолютно противоположные по тематике экспозиции. Их главное отличие – расположение экспонатов: вдоль стены, по центру, на специальных витринах или пьедесталах и пр.
  • Из-за специфики конфигурации здания музеев уровень естественного освещения часто низкий, поэтому приходится очень много внимания уделять именно искусственному свету.
Читайте также:  Ауди систем адаптивного освещения

Не менее важно организовать правильное охранное освещение. Это важный момент, поскольку в музеях хранятся ценные экспонаты, требующие соответствующего уровня защиты. Сложности организации общего освещения еще связаны с обширным перечнем задач, которые оно должно выполнять:

  • Давать полноценное общее освещение для свободного перемещения людей по залам.
  • Обеспечивать собранность всех объектов экспозиции.
  • Расставлять акценты на конкретных предметах искусства или изделиях выставки.
  • Обеспечивать безопасные условия для показа картин – некоторые из них могут терять свои краски под действием постоянного освещения.

Последнее условие касается всех слабостойких к свету экспонатов, для которых губительно слишком яркое инфракрасное или ультрафиолетовое излучение. В связи с особенностями работы музеев и галерей их освещение достаточно сложно продумать. Но задача вполне выполнима – для начала необходимо изучить нормы уровня освещенности.

Нормы освещенности для музеев и галерей по СП

Каковы нормы освещения в музеях галереях:

  • 50 лк – для выставочных объектов из ткани, газетной бумаги, а также для акварели;
  • 30-50 лк – экспонаты низкой светостойкости (темпера, рисунки, рукописи, марки, графика);
  • 150 лк – для экспонатов со средней светостойкостью (изделия из дерева, кости, картины масляной живописи);
  • 200-300 лк – крупногабаритные экспонаты высокой светостойкости (бронзовые, мраморные скульптуры);
  • 300-500 лк – экспонаты высокой светостойкости с мелкими деталями (ювелирные изделия, фарфор, монеты, оружие);
  • 500 лк – для драгоценных металлов и камней.

Важные требования к освещению в музеях и галереях:

  • Правильно подобранная цветопередача. Она позволяет наилучшим образом передать колористическое решение произведений искусства.
  • Не слишком высокая мощность светового потока. В случае с полотнами это может приводить к их выгоранию.
  • Четко продуманное расстояние от источника света до экспозиции. При постоянном направленном потоке поверхность экспоната может нагреваться, что может опять же привести к его порче.

Лучшей цветопередачей на сегодня обладают светодиодные светильники. Еще одно их преимущество в том, что они практически не нагреваются, а значит, их негативное влияние на экспонаты стремится к нулю.

Особенности организации освещения в музеях и галереях

Для каждого вида выставленных экспонатов есть свои особенности освещения. К примеру, изящество скульптурных элементов можно подчеркнуть с помощью целой системы света: контрольного, контражура (располагается позади объекта) и бокового, который удаляет блики и исключает появление тени от проходящих мимо посетителей.

В целом для каждой музейной ценности оптимальной считается пропорция освещенности фона и самого экспоната 2:1. Специалисты считают, что при таком освещении на объекте будет сделан акцент, но при этом он не станет выглядеть излишне драматично.

Что еще важно учесть при организации освещения галереи или музея:

  • Исключить эффект ослепления, бликование и чрезмерную контрастность.
  • Соблюсти баланс между обеспечением нужных условий для экспонатов и комфорта для посетителей.
  • Учесть общую идею или тематику экспозиции – дизайн освещения должен ей соответствовать.
  • Минимизация инфракрасного и ультрафиолетового свечения.
  • Соответствующая концепция архитектурного освещения объекта снаружи.

После 3 лет демонстрации экспонатам необходимо давать отдых, избавляя их от воздействия источников света. Это продлевает жизнь выставочных ценностей. Более подробно об организации освещения можно найти в М4153 «Рекомендации по проектированию искусственного освещения музеев, картинных галерей и выставочных залов». В документе представлена информация:

  • об основных требованиях к освещению;
  • его видах и системах;
  • освещенности и коэффициенте запаса;
  • источниках света, осветительных приборах и устройствах;
  • требованиях к защите экспонатов от света;
  • рекомендуемых способах освещения разных экспонатов.
Читайте также:  Коэффициент мощности электрического освещения

Источник

Освещение музеев

  • Обеспечение максимально качественной экспозиции, способствующей правильному восприятию цвета, формы, текстуры экспонатов;
  • Создание комфортных условий для посетителей и безопасных для экспонатов;
  • Привлечение внимания посетителей и поддержание их интереса с помощью грамотно расставленных акцентов;
  • Соответствие дизайна освещения общей идее и тематике экспозиции в целом.

Проектирование системы освещения музеев нацелено на решение основной задачи – обеспечение правильного восприятия посетителями музейных экспонатов. Это предполагает минимизацию влияния таких факторов, как: чрезмерной контрастности, затемнения или излишней засветки тех или иных зон, эффекта ослепления и появления бликов на экспонатах. Все это диктует соблюдения равновесия между тремя разнонаправленными векторами:

  • Стремлением обеспечить зрительный комфорт;
  • Требованием создать необходимый уровень освещенности;
  • Обеспечением безопасных условий для экспонатов.

Создание системы освещения, которая учитывает все требования само по себе является искусством. Не будет преувеличением сказать, что музейное освещение является одним из самых сложных из всех типов освещения и предполагает высочайший уровень профессионализма и качества оборудования.

Ссылка на проект освещения: SURROUND ART GALLERY

Важно отметить то, что музейное освещение должно учитывать индивидуальные особенности каждой конкретной экспозиции. Это предполагает обязательное и тесное взаимодействие с экспертами, авторами и музейными работниками.

Уровень освещенности музейных залов во многом зависит от материалов и особенностей экспонатов. Так, живопись, особенно выполненная масляными красками, требует уровня освещенности не выше 150 лк, а изделия из камней или металлов допускают освещенность на уровне 500 лк. Акварели, бумагу, ткань освещают светом в пределах 50 лк. Так как при таком свете трудно отличить цветовые нюансы, рекомендуется использовать приглушенный общий фон интерьера, чтобы глаз воспринимал такое количество света как достаточное. При этом очень важно свести к минимуму воздействие УФ и ИК-лучей, так как эти спектры излучения могут очень негативно влиять на сохранность музейных объектов.

Бумагу можно освещать светом в пределах 50 лк. При более интенсивном свете экспонат может выцветать и выгорать. На фото проект освещения выставки «НЭР: ПО СЛЕДАМ ГОРОДА БУДУЩЕГО. 1959-1977».

Чередуя зоны повышенной или сниженной освещенности, можно создавать определенный ритм, управлять движением посетителей, привлекая их внимание к главным экспонатам или смысловым центрам отдельных зон. Пример на фото, расположенном выше. А можно использовать равномерное освещение, как это реализовано в ЦЕНТРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «УМНЫЙ ГОРОД». На фото ниже.

  • Использование источников света с низким индексом цветопередачи;
  • Неправильное распределение акцентного света, резкие тени или блики на экспонатах;
  • Несоответствие выбранного оборудования тематике экспозиции.

Светильники рассеянного света помогают нейтрализовать слишком активные тени, которые могут возникать от светильников акцентного освещения. Читайте о световых потолках тут.

Одно из основных правил при освещении произведений искусства — обеспечение идеальной цветопередачи, которую могут обеспечить современные источники света. Совсем недавно светодиодные источники света уступали галогенным по индексу цветопередачи, но сегодня уже существуют светодиоды, имеющие индекс цветопередачи Ra более 97.

Источники света, используемые для освещения музеев, не должны выделять ультрафиолетового и ближнего инфракрасного излучения или иметь соответствующие фильтры. При использовании галогенных ламп их следует размещать не ближе чем на 1 метр до экспонатов.

Светодиодные источники света не выделяют вредных излучений и могут быть использованы в сфере экспозиционного освещения без опасений.

Использование прожекторов на шинопроводе позволяет менять режимы освещения в зависимости от задачи. Что так важно в условиях сменяющихся экспозиций.На фото проект освещения МУЗЕЯ-КВАРТИРЫ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА

О том, что могут современные экспозиционные прожекторы читайте в нашей статье.

Источник