Меню

Опыты со светом для средней группы



«Опыты со светом»

Конспект занятия в средней группе.

Автор: Беляева Татьяна Валентиновна, воспитатель, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей N61, г.Апатиты Мурманская обл.

Цель: расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи: 1) Дать понятие о возникновении света и тени.
2) Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
3) Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
4) Активизация словаря: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, картон, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, чашка, ложка, чайник, вилка, молоток, кукла.
Ход занятия:
Ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поиски сюрприза. Давайте присядем на дорожку. Перед нашим путешествием я хочу прочитать вам небольшой отрывок из сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». (Воспитатель читает отрывок).
Ребята, а почему в сказке наступила темнота? (ответы детей)
-Что даёт нам солнце? (свет, тепло)
-А от чего ещё бывает светло? (по ходу ответов детей выставляются иллюстрации солнца, звёзд, месяца, свечи, электрической лампочки, фонарика)
Путешествие наше будет интересным. Может нам придётся идти при свете, а может и в темноте. А сможем ли мы с вами идти в темноте? (нет) Значит, что нужно взять с собой в путешествие? (фонарики)
Прежде, чем я раздам вам фонарики, ответьте, как ими пользоваться, чтобы они не принесли нам вред? (ответы детей)
-А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
В путь мои друзья! (идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет)
-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.
-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)
-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
-На что похож свет от фонариков?
-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)
-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (свет становится больше)
-Свет рассеивается. Давайте повторим слово — рассеивается.
-Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)
-Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)
-Когда светло фонарики можно выключить.
-Ребята, посмотрите, что я нашла (подходит к столу с разными предметами)
-Давайте посмотрим, что это за предметы (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки)
-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)
-Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей)
-Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)
-А почему?
Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
-Через какие предметы свет проходит?
-А через какие предметы свет не проходит?
В путь мои друзья. ( на пути настольная лампа и свеча)
-Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)
-Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)
-Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать? (включить свет)
-Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)
-А фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)
-А как включить свечу? (её надо зажечь)
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.
-Что же светит ярче?
-Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану)
-Ребята, а вот здесь нас ждут загадки. А загадки мои необычные. Присаживайтесь на стулья. Закройте глаза. Откройте. Что изображено на экране? (ответы детей)
-Это тень. Скажем хором это слово.
Воспитатель закрывает свет от прожектора.
-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)
-А почему не стало тени? (нет света)
-Значит, бывает тень без света? (нет)
-А я ещё умею показывать тени ладошками. Хотите посмотреть? (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т.д.)
-А вы хотите поиграть с тенью? (дети показывают тени)
-Ребята, а теперь мой волшебный фонарик покажет своим светом где спрятан сюрприз. (дети находят сюрприз)
-Ребята, посмотрите в отверстие в крышке коробки. Вы видите, что в ней лежит? (нет)
-Почему? (там темно)
-А теперь отвернитесь. (воспитатель кладёт включенный фонарик в коробку)
-А теперь видно, что внутри? (да)
-Почему? (там светло)
-Ребята, я дарю вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать об нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью.

Источник

НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Свет»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Скачать:

Вложение Размер
nod_po_svetu.docx 20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

«Опыты со светом»

Цель: расширить знания детей об окружающем мире.

1) дать понятие о возникновении света и тени;

2) развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

3)познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него;

4) способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

5)воспитывать самостоятельность, активность.

проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.

фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, ткани разного цвета и разного свойства, дощечки, пластмассовые тарелочки, расческа, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сбоку. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарики, свеча, лампочка и др.

Ребята к нам сегодня пришли гости ,давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.Я предлагаю отправится в лабораторию и поиграть со светом.А кто мне скажет :»Что такое лаборатория ?»Ответы детей:»Лаборатория-это место ,где проводят опыты и делают выводы»В лаборатории все работают в белых халатах и шапочках.

Дети одеваются. Но прежде чем играть нам надо вспомнить правила игры и поведения в лаборатории. Дети вспоминают правила.На мольберте висят правила.Дети называют.

И так мы отправляемся в зал №1В этом зале на столе стоит закрытая коробка белого цвета, дети рассматривают коробку и она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие. Что лежит в коробке.

Смотрят дети, ничего не видят.

— Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно).

Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет.

А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Ответы детей:»Зажигает фонарик, опускает его в коробку. «Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

В коробке картинка: звездное небо, луна.

— Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)

Воспитатель сообщает детям: Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.

— Что является главным источником света для нас днем? (Солнце). А ночью? (Луна).

А что помогает видеть нам вечером? (Лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).

— Правильно, значит: свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет, т.е. изготовленный людьми.

Вначале нашей игры вы мне сказали,что ученые делают выводы ,давайте и мы сделаем вывод по первому залу лаборатории.Вывод: : свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

Отправляемся во второй зал лаборатории.На столе стоит настольная лампа,фонарик и свеча.Воспитатель:»Как работает лампа?»Ответы детей:»Она работант от света,включается в розетку.»А как ток попадает в дома. Существуют электроподстанции откуда свет попадает в трасформаторные будки ,а по проводам к нам в помещения. А как работает фонарик? Фонарики работают от батарейки и есть которые работают когда их заряжают .Если в фонарике села батарейка ее надо поменять. Воспитатель :»А старую надо выкинуть в ведро мусорное»Дети:»Нет ,только в специальный комтейнер, иначе батарейки загрязняют окружающую среду»А как работает свеча? Дети: ее надо спичкой зажечь, но это делать должен только взрослый»

Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Вывод: чем больше источник, тем ярче свет. Надо закрепить слова посмотрите на схему.

Это три разных предмета ,а что у них общее? Ответы :они все дают нам свет. Молодцы .

Пройдем в третий зал лаборатории. На столе лежат ткани, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги. дети прикладывают к фонарику предметы с подносов, проверяют – проходит свет или нет.

-Давайте попробуем, что получится? (Свет не проникает).

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

-Через какие предметы свет проходит?

-А через какие предметы свет не проходит?

Вывод:свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

Воспитатель:»Уважаемые гости, а вы не хотите поиграть с нами?»

Пройдемти в зал №4,на столе лежат разного размера фонарики.Давайте вспомним когда мы включаем фонарики?Ответы:

Путешествие продолжается. Возможно, мы будем двигаться при свете, а возможно, и в темноте. А что нам поможет двигаться в темноте? (Фонарики). Давайте возьмем с собой фонари.

Давайте вспомним правила пользования фонариком. : включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться.

В. А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.

Как светят фонарики при свете?Ответ:тускло.

В путь мои друзья (вдруг гаснет свет).

-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно.

Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке).

-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (Ярко).

-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (Наверху будет свет).

-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?

-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (Свет уменьшится)

-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (Дети поднимают руку с фонариком вверх – света становится больше).

-Свет рассеивается. Давайте повторим слово: рассеивается.

-Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет).Воспитатель направляет свет на экран телевизора и спрашивает:»На что похож свет ?Ответы: На солнце.А солнышко хочет поиграть с вами.Проводится физминутка на глаза «Солнышко прячется» и вы гости делайте гимнастику. Надо вспомнить ,что голова не поварачивается,наблюдаем только глазками..

Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).

— Что видите на листе бумаги? (Тень от расчески).

— На что она похожа? (На палочки, деревья, забор и др.)

. Что видим ? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены). Воспитатель закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (Нет).

-А почему не стало тени? (Нет света).

-Значит, бывает тень без света? (Нет).

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки, играют с тенью.

-Ребята, на основе игры света и тени люди придумали теневой театр.

«Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с воспитателем рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Игра «Угадай сказку» ( по тени).

Показ сказки «Теремок».

Наше путешествие закончено, спасибо всем за активное участие в экспериментах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию.

Сюрпризный момент — приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра «Про что я говорю». Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета «Посади картофель».

формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо.

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато.

Выступление на методическом часе на тему:«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА&raquo.

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода к организации иссл.

Источник

Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом» (средняя группа)

Людмила Симонова
Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом» (средняя группа)

: расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи:

1) Дать понятие о возникновении света и тени

2) Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

3).Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него

4) Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

5). Воспитывать самостоятельность, активность.

Активизация словаря:

проникает, яркий, тусклый, тень, отражается, рассеивается.

Оборудование:

фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, расческа, экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.

Ход занятия:

Ребята! Сегодня мы будем играть со светом. Отправимся путешествовать. Видим коробку, она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие. Что лежит в коробке.

Смотрят дети, ничего не видят.

— Почему ничего не видно? (потому, что в коробке темно).

Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает коробку, туда попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Зажигает фонарик, опускает его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

В коробке картинка: звездное небо, луна.

— Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)

Воспитатель сообщает детям: Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.

— Что является главным источником света для нас днем? (солнце, а ночью? (луна).

А что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).

— Правильно, значит : свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер) и искусственным, т. е. что изобрели люди, то, что испускает свет – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

Игра «Свет бывает разный»

— Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.

Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Путешествие продолжается. Возможно, мы будем двигаться при свете, а возможно и в темноте. А что нам поможет двигаться в темноте? (фонарики). Давайте возьмем собой фонари.

Давайте вспомним правила пользования фонариком.

Дети: — включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться

В. -А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.

В путь мои друзья (вдруг гаснет свет)

-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.

Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке)

-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)

-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)

-На что похож свет от фонариков?

-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?

-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)

-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (дети поднимают руку с фонариком вверх) (света становится больше)

-Свет рассеивается. Давайте повторим слово — рассеивается.

-Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)

-Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)

-Когда светло фонарики можно выключить.

Подходит к столу с разными предметами

-Посмотрим, что это за предметы, ребята (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, бумага писчая, пластмассовые тарелочки, книги)

-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)

-Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать

сквозь дощечку? (ответы детей)

Проводим опыты:

дети прикладывают к фонарику предметы с подносов, проверяют – проходит свет или нет.

-Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

-Через какие предметы свет проходит?

-А через какие предметы свет не проходит?

Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

В путь мои друзья. (на пути настольная лампа и свеча)

-Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)

-Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика?

-Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать? (включить свет)

-Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)

-А фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)

-А как включить свечу? (её надо зажечь)

«Что дает больше света?

Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают

-Что же светит ярче? Делают вывод, что ярче светит настольная лампа, свеча дает меньше света.

Опыт «ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ»

Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Спрашивает, почему плохо видно?

— Что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот) .

Опыт «Расческа»

Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).

— Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)

— На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)

Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенями

на листе бумаги?

Свет «бежит» от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.

-Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану). Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.). Воспитатель закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

-А почему не стало тени? (нет света)

-Значит, бывает тень без света? (нет)

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

-Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

• «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с воспитателем рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

Игра «Угадай сказку»

Показ сказки «Заюшкина избушка»

Наше путешествие закончено, спасибо всем за активное участие в экспериментах.

А это маленький фотоотчёт.

Спасибо всем педагогам, посетившим мою страничку!

Конспект занятия «Ознакомление со свойствами света» Цель: — подвести детей к пониманию того, что освещенность предметов зависит от силы источника и удаленности от него, — познакомить с образованием.

Мы экспериментируем. Игры со светом Игры со светом «СВЕТ ВОКРУГ НАС» ЦЕЛЬ: Определить принадлежность источников свата к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые.

Источник

Читайте также:  Цвет лампочек фар ближнего света