Меню

Описание картины лунный свет



Описание картины «Лунный свет» — Эдвард Мунк

Updated on 8 апреля, 2020 By Admin

Пейзажи, лишенные человеческих следов, есть и у Мунка его эпохи «бури и натиска». Это — один из них. Разумеется, это не реалистический пейзаж, тут все стилизовано — и сама луна, и деревья, и линия берега, и особенно лунная дорожка,

протянувшаяся по водной глади.

Копии этой лунной дорожки присутствуют еще в ряде работ Мунка.

«Лунный свет» — странный и, несомненно, мистический образ. Таких образов хватает в творчестве Мунка этого периода. Все они объединены одной особенностью — они как бы «неотмирны» и фантастичны, но живут, тем не менее, по законам реального мира, становясь неотъемлемой его частью.

Этот прием делает подобные картины Мунка еще более притягательными.

Похожие картины:

Описание картины «Мужчины на пляже» — Эдвард Мунк Обнаженные фигуры привычны в творчестве Мунка. Мужскую обнаженную натуру художник чаще всего изображал вполне бесстрастно — как, например, в работе «Мужчины на пляже». Иным было отношение художника к обнаженной женской натуре. Образы […].

Описание картины «Влюбленные» — Эдвард Мунк Мунк был одним из выдающихся граверов XX века. Любимыми его техниками всегда оставались офорт, литография и гравюра по дереву. Трудно найти художника, равного ему в этой области по мастерству. Несмотря на все […].

Описание картины «Зевающая девушка» — Эдвард Мунк «Зевающая девушка» — картина Эдварда Мунка, написанная в 1913 году. На ней в типичной экспрессионистской манере Мунка изображена почти обнаженная женщина, сидящая на краю кровати и уже готовая подняться. Рот ее широко […].

Описание картины «Дровосек» — Эдвард Мунк Почти не интересуясь политикой, Мунк испытывал большую симпатию к тем, кто зарабатывает себе на жизнь тяжелым трудом. Наверное, было в этом что-то от вечно живой памяти детства — так же добывал средства […].

Описание картины «Звездная ночь» — Эдвард Мунк Звезды всегда привлекали Мунка, служили таинственным объектом его творческого поклонения. Он написал несколько картин, объединенных общей темой. Одна из них «Звездная ночь». Точнее не одна, их несколько. У Мунка была одна особенность […].

Описание картины «Долина Мари» — Эдвард Мунк Начало художнического пути Мунка было ничем не примечательным. Его ранние произведения невелики по размеру, невыразительны по сюжету и, в общем-то, оставляют зрителя равнодушным. К ним относятся семейные портреты, наброски фигур, интерьеров, натюрморты […].

Описание картины «Весна» — Эдвард Мунк 1889 год стал трудным для художника, он тяжело болел, но после болезни, во время выздоровления, написал очень автобиографичное плотно «Весна». В нем сочетаются воспоминания и о собственной болезни, и о болезни сестры, […].

Описание картины «Меланхолия» — Эдвард Мунк Эта картина — одна из тех, что завершает парижский период Мунка. Пребывание в тогдашней столице художественного мира не прошло для художника даром. Около этого времени он записал в дневнике: «Камера не может […].

Описание картины «Голгофа» — Эдвард Мунк Эта картина являет собой пример еще двух влияний, претворенных Мунком в абсолютно самобытную манеру. Мы имеем в виду, с одной стороны, Мориса Дени с его декоративностью, а с другой — фовистов с […].

Описание картины «Крик» — Эдвард Мунк Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик. Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских […].

Описание картины «Солнце» — Эдвард Мунк Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло, обозначили перелом в мироощущении художника. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Хотя до этого Мунку никогда не доводилось работать с такими […].

Описание картины «Мадонна» — Эдвард Мунк Обнаженная молодая женщина с распущенными черными волосами, полуприкрытые в экстазе глаза. Такой увидел Мадонну норвежский живописец Эдвард Мунк. С каноническим изображением ее роднит лишь одна деталь — нимб непривычного ярко-красного цвета, сияющий […].

Описание картины «Больной ребенок» — Эдвард Мунк В норвежской живописи восьмидесятых годов XIX века «детская» тема весьма популярна, особенно часто художники выбирают мотивы страдающего, обездоленного или больного ребенка. Однако когда в 1886 году картина Мунка «Больной ребенок» была представлена […].

Описание картины «Танец жизни» — Эдвард Мунк Значительное число произведений норвежского художника Э. Мунка представлено в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло. Наряду со знаменитым «Криком», в стенах музея можно увидеть и не менее значимый цикл полотен […].

Описание картины «Вампир» — Эдвард Мунк Написанная в 1893 году картина «Вампир» входит в цикл «Фриз жизни», над которым мастер работал в 1890-1900 годах. На ее основе Мунк соpдаст несколько десятков гравюр — настолько «колоритным» покажется ему образ […].

Описание картины «Девочка-эпилептик» — Эдвард Мунк Мунк, большой мастер цвета, никогда не отрицал значения рисунка. «Следуя за Микеланджело и Рембрандтом, я придаю первостепенное значение линии, а не цвету», — писал он. Поэтому не приходится удивляться тому, что художник […].

Описание картины «Автопортрет» — Эдвард Мунк На автопортрете Эдварда Мунка мы видим фигуру мужчины с зажженной папиросой, окутанную сизым табачным дымом, который призван увеличить на картине выразительность лица художника и его правой руки. Фактически, этот дым становится рамкой, […].

Описание картины «Портрет Августа Стриндберга» — Эдвард Мунк Большая часть ранних портретов написана Мунком с его друзей. Позже он не брезговал и заказными портретами. Кроме того, художник создал серию автопортретов — своеобразную «кинопленку» собственной жизни. Официальные портреты Мунка наследуют традициям […].

Описание картины «Весенний день на Карл-Юханс-гате» — Эдвард Мунк Работа Эдварда Мунка «Весенний день на улице Карла Йогана», написанная в 1890 году во время пребывания художника в Норвегии, показывает его творчество с другой стороны. На картине явно прослеживается влияние импрессионистов. Картина […].

Описание картины «Ревность» — Эдвард Мунк Ревность — опустошающее чувство, деформирующее личность, да и весь окружающий мир. Художник анализирует причины, показывает результаты, философствует, но никак не может докопаться до сути, найти лекарство, назвать причины. Картины с одинаковым названием […].

Описание картины «Поцелуй» — Эдвард Мунк «Поцелуй» воплощает любовную страсть, объединяющую двоих людей. Мунк представляет «фатальное сексуальное влечение»: картина призвана не столько вызвать у зрителя эротические ассоциации, сколько убедить его в опустошающем, уничтожающем воздействии секса. Мы не видим […].

Описание картины «Пепел» — Эдвард Мунк Сюжет картины можно пересказать одной пушкинской строкой: «Все кончено: меж нами связи нет.» Художник привлекает внимание зрителя к эмоциональному состоянию героев. Мужчина закрылся от мира, его переживания глубоко внутри, он замкнут и […].

Описание картины «Утро» — Эдвард Мунк Эдвард Мунк пишет «Утро» на двадцать втором году жизни. К тому времени он уже второй год является учеником Христиана Крога, и совершенно естественно, что его творчество того периода воплощает в себе принципы […].

Читайте также:  Девушка при солнечном свете

Описание картины «Созревание» — Эдвард Мунк Картина «Созревание», датированная 1894 годом, является второй версией полотна, написанного Мунком за восемь лет до этого и уничтоженного во время пожара в его мастерской. Эта картина честно и откровенно передает пробуждающееся сексуальное […].

Описание картины «Расставание» — Эдвард Мунк Расставанье — маленькая смерть. Расхожее выражение как нельзя точно характеризует сюжет этой картины. Тяжело переживает мужчина, торжествует женщина. Скорее всего, автор предлагает публике ситуацию, пережитую им самим. Страдание мужчины физические. Лихорадочно вцепившись […].

Описание картины «Девушки на мосту» — Эдвард Мунк К своим излюбленным мотивам Мунк возвращается всю жизнь. Картина «Девушки на мосту» — одна из восемнадцати живописных версий этой темы, созданных в период с 1899 по 1935 год. Сцена встречи девушек неизменно […].

Описание картины «Дикий красный виноград» — Эдвард Мунк На картине «Дикий красный виноград» внимание зрителя привлекает, прежде всего, серо-зеленое лицо па первом плане, а затем взгляд сам собой устремляется к дому, расположенному в глубине композиционного пространства. «Выражение испуга на вытянутом […].

Описание картины «И мы несем свет» — Николай Рерих Картина «И мы несем свет». Здесь изображена процессия монахов, выходящих из храма в сумерки. В их ладонях трепещут крошечные огоньки. Это пламя является символом света духовного, который несут в мир христианские подвижники. […].

Описание картины «Лунный пейзаж с домиком» — Томас Гейнсборо Обладая живым воображением и задатками экспериментатора, Гейнсборо неизменно бывал в восторге, если ему удавалось увидеть что-то новое. Например, его совершенно очаровал так называемый «волшебный фонарь», изобретенный его другом, художником Филиппом де Лютербургом. […].

Описание картины «Лавки тканей в Одэммате» — Андо Хиросигэ Поздние пейзажи Хиросигэ не менее обобщенны и символичны, чем пейзажи Хокусая. Но, в отличие от них, они не порывают с одним из главных принципов укие-э периода расцвета: передавать не только происходящее, но […].

Описание картины «Золотая лестница» — Эдвард Берн-Джонс В картинах Берн-Джонса современников привлекала грация задумчивых фигур с их идеальной красотой, вносящих ностальгическую нотку. После периода забвения творчество художника вновь обретает своих поклонников. Полотна Берн-Джонса отличаются особым ритмом и пластикой, полны […].

Описание картины «Завтрак слепого» — Пабло Пикассо Очень сложно сказать, что явилось причиной «голубого периода» творчества великого мастера. Молодой юноша, чуть за 20, Пабло Пикассо был погружен в драматические, трагические мысли, которые он с присущей ему экспрессией выражал на […].

Описание картины «Мерлин во власти чар» — Эдвард Берн-Джонс Образ Мерлина дошел до нас из глубин веков кельтской культуры как образ воспитателя, верного советника и духовного защитника короля Артура. Всегда проникнутые мудростью советы молодому королю провидец Мерлин давал как пожелания или […].

Описание картины «Тихий вечер» — Эдвард Берн-Джонс Репутация Берн-Джонса уже достигла пика, когда он приступил к работе над «Тихим вечером». Его картины на сюжет «Спящей красавицы» произвели сенсацию, когда были выставлены в галерее Эгнью; на выставку стекались целые толпы, […].

Описание картины «Любовь среди руин» — Эдвард Берн-Джонс Любовь среди руин Берн-Джонса приносит более 22 миллионов долларов на лондонском Christie 11 июля 2013 . Это устанавливает новый мировой рекорд для творчества художника, третья самая высокая цена на аукционе для викторианской […].

Описание картины «Храм любви» — Эдвард Берн-Джонс Уильям Моррис, который познакомился с Берн-Джонсом во время учебы в Оксфордском университете, был плодовитым автором, публиковавшим рассказы, политические статьи, поэмы. На создание этой неоконченной картины художника вдохновила поэма Морриса «Любви довольно», которую […].

Описание картины «Ферма» — Адриан ван де Велде В историю искусства Адриан ван де Велде вошел как яркий представитель голландской живописи XVII в. Творчество художника отличал универсализм. Он работал как офортист, писал пейзажи, портреты, картины на мифологические и религиозные темы, […].

Описание картины «Без названия» — Фрэнсис Бэкон На картине без названия английского художника-экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона изображено фантасмагорическое существо, роялеподобный пианист-страус, принимающий, вернее, пожирающий цветы и аплодисменты в знак благодарности за «виртуозное» выступление. Психологическое воздействие картины на зрителя очень сильное, […].

Описание картины «Человеческий удел I» — Рене Магритт Бельгийский художник, представитель сюрреализма Рене Магрит учился в Брюсселе в Академии художеств. В его ранних работах ощущалось влияние футуризма и кубизма. В 1925, сблизившись с дадаистами, он сотрудничал в основанном ими журнале […].

Описание картины «Кавказ» — Иван Айвазовский Пейзаж включает видимые особенности области земли, включая физические элементы очертаний суши, такие как горы, холмы, водные тела, такие как реки, озера, водоемы и море, живущие элементы растительного покрова включая местную растительность, людей […].

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (136)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (11)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (75)
  • Вопрос-Ответ (2192)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (108)
  • Дальние страны (1055)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (514)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (852)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (255)
  • Земля (137)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (623)
  • Истории любви (168)
  • ИСТОРИЯ (2067)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1104)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (243)
  • Легенды и мифы (158)
  • ЛИТЕРАТУРА (253)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (184)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (147)
  • ЛЮДИ (432)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (43)
  • Москва (73)
  • Музеи (119)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (96)
  • НАУКА (453)
  • Облака (13)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (243)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (193)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (739)
  • Праздники (45)
  • Притчи (34)
  • Проза (455)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (201)
  • Психология (79)
  • Птицы (210)
  • Растения (85)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (100)
  • Россия (1108)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (109)
  • Символы (158)
  • Скульпторы (35)
  • СЛОВАРЬ (60)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1480)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (348)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (209)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (140)
  • Фотографии (439)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (186)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (762)
  • ЦВЕТЫ (43)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (717)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (288)
  • ЭПОХА СССР (318)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Луна в живописи

Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая,
Тогда велит Господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса.
– Сияй, сияй, Луна, всё выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой в мире – есть.

«Луна», Иван Алексеевич Бунин, 15.09.1917

Читайте также:  Не гаснет ближний свет при выключенном зажигании

Фридрих Каспар (Friedrich, Caspar David) – один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа.

Двое, созерцающие луну. Фридрих Каспар, (1819–1820 год)

Философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах так называемого «завещательного» характера. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Тайна движения человеческой души подчас делает пейзажи художника возвышенно-фантасмагорическими. «Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью», позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нём людей.

«Единственным подлинным кладезем искусства является наше сердце. Оно говорит на языке чистой детской души. То произведение, которое не вылилось из этого источника, может быть только фокусничанием. Каждое настоящее произведение искусства замысливается художником в час просветления и затем счастливо рождается (часто совершенно бессознательно) в неудержимом сердечном порыве». (Фридрих Каспар Давид)

Ван Гог (Van Gogh) Винсент – голландский живописец.

Звёздная ночь. Ван Гог, 1889 год

Ван Гог пишет «Звёздную ночь» в июне 1889 года во время пребывания в психиатрической лечебнице Святого Павла Мавзолийского около Сен-Реми-де-Прованс. Винсент переживает тяжёлые приступы депрессии, которые сменяются моментами относительного спокойствия, и тогда он всецело отдаётся живописи. Изображение сцен в лунном свете имеет давние традиции в голландской живописи, однако до Ван Гога ни один художник не писал ночное небо с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной.

«Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем чёрные точки на карте Франции? Подобно тому, как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам. Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд. Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения». (Ван Гог Винсент)

Земной пейзаж соединяет признаки севера и юга Франции и становится как бы обобщённым образом мирного человеческого селения. Над ним царит грозный пейзаж неба. Пока селение спит, посеребрённое лунным светом, в космическом океане длится извечный, непостижимый труд созидания миров. Звёзды, нарочито увеличенные, окружённые громадными сферическими ореолами мерцающего света, бледно-золотого, голубого и раскалённого добела создают ощущение вращения. Полумесяц пульсирует в верхнем правом углу картины, излучая столько света, что кажется больше похожим на солнце. Волна неведомого света прокатывается над горизонтом, а выше мчится, делая двойной изгиб, млечно-голубая крутая спираль, создающая стилизованный образ Галактики.

Примечателен резкий контраст между башней церкви и небесами, то есть башня выглядит довольно смешной по сравнению с Природой. Ещё боле ярок контраст между башней и огромным кипарисом, символом смерти у Ван Гога.

— Исследование математической модели «Звёздной ночи» Ван Гога показало, что картина содержит «статические отпечатки» турбулентности.

— Именно к «Звёздной ночи» Ван Гог вернулся в ночь, когда совершил самоубийство.

Айвазовский Иван Константинович – русский художник-маринист.

Такая разная Луна…
Луна, напоённая сладким летним зноем, сочная как неаполитанский апельсин…
Простывшая ночь укутывает чёрной шалью море и обнажает холодный серо-голубой агат Луны в оправе из серебряного кружева облаков…

Лунная ночь в Константинополе, 1884 год

Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842 год

На полотне «Неаполитанский залив в лунном свете» мы видим залив, объятый ночными сумерками и словно погружённый в сон. На глади воды золотится волшебный свет лунной дорожки. Где-то вдали таинственно вырисовываются очертания Везувия. Древние башни, увитые плющом, погружены в дремоту. В одном окне чуть теплится маленький огонёк. Всё вокруг словно окутано лёгкой прозрачной дымкой.

«На картине этой вижу луну с её золотом и серебром, стоящую над морем и в нём отражающуюся… Поверхность моря, на которую лёгкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!… Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твоё высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!» (из записей Уильяма Тёрнера, посвящённых одному из пейзажей Айвазовского).

Башня. Кораблекрушение

Морской вид при луне, 1899 год

Лунная ночь, 1899 год

Лунная ночь, берег моря, 1885 год

Буря на море лунной ночью

«Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда! Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь. Писать тихо, корпеть над картиною целые месяцы – я не могу». (Айвазовский Иван Константинович)

Дарьяльское ущелье в лунную ночь. Айвазовский Иван Константинович, 1868 год

По дну Дарьяльского ущелья бежит прославленный грозный Терек, вдоль него струится военно-грузинская дорога. Отвесные скалы уходят в высоту не меньше чем на километр. Контраст реки, водяных брызг, скал, за которыми сразу небо, делает ущелье неповторимым. Пейзаж полон мистической отстранённости от всего человеческого и укутан лёгкой грустью лунной ночи. Недаром Михаил Юрьевич Лермонтов именно над скалами Дарьяльского ущелья поселил своего Демона.

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел…
Демон. Восточная повесть
Михаил Юрьевич Лермонтов

Украинский пейзаж с чумаками при луне. Айвазовский Иван Константинович,
1869 год

Левитан Исаак Ильич – русский живописец-пейзажист.

В конце восьмидесятых в творчестве Левитана рождается так называемый пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. В меланхолических, пронизанных тонкой музыкальностью образах Левитана современники находили отражение переживаний одинокой и страдающей души. Художник подчиняет изображение природы выражению своего замысла, передаче определённого её состояния.

«Он самый большой поэт… и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейзаже» (Игорь Эммануилович Грабарь – русский художник, искусствовед …об Исааке Левитане).

Этюд к картине «Сумерки. Луна». Левитан Исаак Ильич, 1899 год

Сумерки. Луна. Левитан Исаак Ильич, 1899 год

Медленно плывёт по небу луна – величественная владычица ночи. Однако она ещё не полностью вступила в свои права, не оттого ли столь неясно и зыбко её отражение в речной воде. Готовится к встрече с иной реальностью пожелтевший осенний лес. Беспокойно клонятся к воде деревья, словно пытаясь прочитать в ней свою судьбу. И, в отличие от луны, их отражения не так расплывчаты, ведь они принадлежат ещё не забытому дню. Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А луна ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими расплывчатыми тенями. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.

Читайте также:  Стиль лофт мебель свет

«Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай! Они – благоразумие… Но это моё прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения…» (Левитан Исаак Ильич)

Тишина. Левитан Исаак Ильич, 1898 год

«Тишина» – малоизвестная картина позднего периода творчества Левитана, для которого стало особенно характерным обращение к сумеречным, вечерним, лунным мотивам, так точно отражающим тревожное и беспокойное время конца 19-го века.

Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 06.09.1836–13.10.1893) – выдающийся английский художник викторианской эпохи, известный своими изображениями ночного города и лунных пейзажей. На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты. Следуя их стилю, он создавал свои полотна с величайшим вниманием к деталям, точно воспроизводя цвета и особенности освещения сцены. Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. С величайшим мастерством прорабатывал Гримшоу свои полотна, добиваясь почти фотореалистичной чёткости.

Лунный свет. Джон Аткинсон Гримшоу, 1882 год

«Его картины как будто пропитаны тусклым светом газовых фонарей; от них веет туманом с набережных – убедительно переданы жутковато-уютное тепло городской ночи и повседневная отчуждённость улиц и набережных» (искусствовед Филлип Дж. Уоллер).

Саврасов Алексей Кондратьевич – русский художник-пейзажист, учитель Исаака Левитана.

Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. Саврасов Алексей Кондратьевич,
1871 год

Картина «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне» Алексея Кондратьевича Саврасова входит в масштабный цикл художника под названием «Осень». Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) в произведениях Саврасова очень остро ощущается печаль, тревога… безмерная тоска.

Волков Ефим Ефимович (23.03.1844–17.02.1920) – русский живописец–пейзажист, член Товарищества передвижных художественных выставок, действительный член и академик Императорской Академии художеств.

При своей жизни русский пейзажист и рисовальщик, передвижник Ефим Ефимович Волков был чрезвычайно популярен. Ему принадлежит более пятисот пейзажей, около тысячи этюдов и великое множество рисунков в альбомах. Во многих крупнейших государственных художественных музеях России имеются работы его кисти.

Лунная ночь в лесу. Волков Ефим Ефимович, 1899 год

Современники называли Ефима Волкова «поэтом русской осени и русских туманов». Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые «ландшафты», а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. В лучших своих работах Волков одухотворяет пейзаж, придавая ему определённое настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя. Ефим Ефимович Волков избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворённости природы. Таков, например, пейзаж «Лунная ночь в лесу», в котором художник мастерской кистью запечатлел тёплую летнюю ночь, полную чарующей неги.

ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ

Кстати – о видимых размерах Луны. Если Вы станете расспрашивать своих знакомых, какой величины представляется им Луна, то получите самые разнообразные ответы. Кто-то скажет, что Луна величиной с большущую головку сыра, но будут и такие, которым она покажется величиной с яблоко или мелкую серебряную монетку. Откуда такая разница в представлениях о величине «ночного светила»?

Диск Луны, когда он находится ближе к горизонту, кажется для наблюдателя больше размером, хотя на самом деле, он меньше примерно на 1,5% по сравнению с тем, когда Луна находится в зените. Объясняется этот феномен оптической иллюзией. По теории «относительного размера», которая в данное время принята большинством учёных, визуальный размер объекта наблюдения зависит в первую очередь от размера других объектов, которые мы наблюдаем одновременно. Таким образом, когда мы наблюдаем Луну близко к горизонту, в поле нашего зрения попадают и другие объекты, на фоне которых, Луна и кажется больше, чем она есть на самом деле.

Иллюзорность этого явления подтверждают результаты измерений поперечного диаметра лунного диска при разных его положениях относительно горизонта. При отсутствии угломерных инструментов можно воспользоваться, например, спичкой, отмеряя тот её отрезок, который на расстоянии вытянутой руки точно соответствует диаметру Луны.

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. Куинджи Архип Иванович, 1890-1895 год

Дарьяльское ущелье проходит по границе Грузии и России. Волей судеб этот величественный пейзаж разделяет государства, но – объединяет художников в стремлении запечатлеть это чудо отвесных стен, воды и воздуха.

Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь. Беггров Александр Карлович, 1882 год

Темза при лунном свете. Генри Петер

Генри Петер (Henry Pether, 1828–1865) – английский живописец. Писал в основном пейзажи, особенно известны его пейзажи при лунном свете. Сын художника Авраама Петера, и брат Себастьяна Петера, также художника. Все трое – отец и оба сына – специализировались на пейзажах при лунном свете. Самым талантливым из них, пожалуй, был Генри.

Ночной пейзаж. Лагорио Лев Феликсович, 1886 год

Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Суриков Василий Иванович, 1870 год

P.S.: Луна изменчива и противоречива…

Луна возводит на пьедестал смерть («Звёздная ночь» Ван Гога, «Башня. Кораблекрушение» Айвазовского…), она свидетельница отчаянья и боли, безмерной, заболоченной тоски…, но она же покровительствует ЛЮБВИ («Двое, созерцающие луну» Фридриха Каспара, «Неаполитанский залив в лунную ночь» Айвазовского…). Луна дарует радость и надежду…

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник