Меню

Нормы наружного освещения городов



Приложение 1. Нормы наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов

Нормы наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов

1. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог, проездов и площадей городов и поселков с усовершенствованными асфальтобетонными покрытиями регламентируется средней яркостью покрытия согласно табл. 1. При этом средняя яркость тротуаров, примыкающих к проезжей части, должна быть не менее половины ее средней яркости.

Категория объекта по освещению

Улицы, дороги и площади

Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, единиц в 1 ч

Средняя яркость покрытия,

Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк

Скоростные дороги*, магистральные улицы общегородского значения; площади**: главные, вокзальные, транспортные, предмостные и многофункциональных транспортных узлов

Св. 1000 до 3000

Магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения (общегородского значения), площади перед крупными общественными зданиями и сооружениями (стадионами, театрами, выставками, торговыми центрами, колхозными рынками и другими местами массового посещения)

Св. 1000 до 2000

Улицы и дороги местного значения: жилые улицы, дороги промышленных и коммунально-складских районов, поселковые улицы и дороги

Поселковые улицы, площади перед общественными зданиями и сооружениями поселкового значения

* Средняя яркость покрытия скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта принимается 1,6 в черте города и 0,8 вне города на подъездах к аэропортам, речным и морским портам крупнейших городов.

** Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух или более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, а на съездах и ответвлениях в черте города — не менее 0,8 или 10 лк.

2. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей населенных пунктов, расположенных в Северной строительно-климатической зоне азиатской части СССР и севернее 66° северной широты в европейской части, регламентируется средней горизонтальной освещенностью покрытия проезжей части согласно табл. 1.

3. Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и простейшими покрытиями регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б (см. табл. 1) должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытия — 4 лк, при покрытии простейшего типа — 2 лк.

4. Уровень освещения различных объектов регламентируется значениями средней горизонтальной освещенности на уровне покрытия.

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади .

Тротуары, отделенные от проезжей части, на улицах категории:

Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий .

Автостоянки на улицах всех категорий .

Пешеходные туннели днем .

Пешеходные туннели вечером и ночью .

Лестницы пешеходных туннелей вечером и ночью .

Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий:

Пешеходные аллеи и дороги .

Внутренние, служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды .

Автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при

Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты

Групповые и физкультурные площадки .

Площадки для подвижных игр зоны отдыха**.

Проезды и проходы к корпусам и площадкам .

Больницы и госпитали

Въезд на территорию, зона приемного отделения .

Проезды и проходы к лечебным корпусам .

Прогулочные дорожки и площадки .

Площадки зоны отдыха .

Санатории, пансионаты, дома отдыха

Въезд на территорию .

Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и другим зданиям .

Аллеи парковой зоны:

зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (массового отдыха, перед открытыми эстрадами и т.п.) .

для настольных игр, открытые читальни .

Сельские населенные пункты

Площадки общественных и торговых центров .

Поселковые улицы с покрытиями:

асфальтобетонными и переходных типов .

Улицы и дороги местного значения и пешеходные .

* Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В и с переходными и простейшими типами покрытий.

Читайте также:  Обслуживание сетей уличного освещения окпд

** Уровни освещенности на столах для чтения и настольных игр применяются по действующим нормам для закрытых помещений.

5. Уровень освещения участков автомобильных дорог общей сети в пределах поселков городского типа и сельских населенных пунктов нормируется так же, как для улиц категорий Б, в зависимости от типа дорожного покрытия (см. табл. 1 и п. 3 настоящего приложения).

6. Средняя горизонтальная освещенность на уровне поверхности обособленного трамвайного пути 4 лк.

7. Уровень освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должен соответствовать уровню освещения улиц.

8. Средняя горизонтальная освещенность проезжей части городских транспортных тоннелей должна быть не ниже значений, указанных в табл. 2.

Средняя горизонтальная освещенность, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м

Источник

Нормы наружного освещения городов

ГОСТ Р 55706-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road Lighting. Classification and requirements

* В ИУС 10-2014 ГОСТ Р 55706-2013
приводится с ОКС 91.040. —
Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров — по ГОСТ Р 55707.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55707 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров

ГОСТ Р 55708 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Освещение над пеленальным столиком

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.9 участники движения: Лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения — водители или пассажиры транспортных средств и пешеходы.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной определяемой стандартными условиями наблюдения.

Примечания

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

Примечание — Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируют освещенность на дорожном покрытии.

3.17 коэффициент эксплуатации; : Отношение освещенности в заданной точке, создаваемой осветительной установкой (далее — ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к освещенности в той же точке в начале эксплуатации.

Примечание — Величина, обратная коэффициенту запаса.

4 Классификация

4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.

Примечание — Классификация объектов улично-дорожной сети установлена в [1].

Читайте также:  Схема управления освещением с фотореле для уличного освещения

4.2 Классы по освещению пешеходных пространств установлены в таблице 2.

Таблица 1

Класс объекта по осве-
щению

Основное назначение объекта

Расчет-
ная скорость движе-
ния, км/ч

Число полос движе-
ния

Пропуск-
ная способ-
ность, тыс. ед/ч

А
Магист-
ральные дороги и улицы общего-
родского назначения

За пределами центра города*

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях

В центре города

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Б
Магистрали и улицы районного значения

За пределами центра города

Основные дороги и улицы города районного значения

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В центре города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В
Улицы местного значения

Жилая застройка за пределами центра города

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

Жилая застройка в центре города

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В городских промышленных, коммунальных и складских зонах

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-
складских зон

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

* Центр города — территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

5 Нормы освещения

5.1 Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей

5.1.1 Для участков улиц, дорог и площадей со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости и пороговое приращение яркости .

Нормы средней освещенности на дорожном покрытии, ее равномерности и предельного значения силы света ОП в зоне слепимости применяют при проектировании освещения улиц, дорог и площадей:

— на участках с нестандартной геометрией;

— с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, бетонные плиты и другие материалы);

— в поселениях, расположенных в северной климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты европейской части России.

Нормы освещения проезжей части в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских поселений приведены в таблице 3.

Таблица 3

Источник