Меню

Маяк свет как крылья



Как работает маяк и зачем он нужен в наше время

О чем вы думаете, когда слышите слово “маяк”? Кто-то представит себе GPS-трекер, кто-то — шпионские маячок, кто-то — мигалку на полицейской машине, а кто-то — просто радио Маяк. Но, скорее всего, большинство людей представит именно ту большую красивую башню на берегу моря, окруженную ореолом романтики и стаями голодных чаек. Чтобы вы не представили, но истоки этого слова ведут именно к навигационному сооружению. Если хотите, это первая стационарная навигационная башня. В давние времена она позволяла кораблям не натыкаться на скалы и рифы, а сейчас выполняет эту и некоторые другие не менее важные функции. Эта конструкция сложнее, чем кажется, но важнее, чем можно подумать, просто прогуливаясь по берегу.

Маяки не только красивы, но и функциональны.

Прежде всего, как обычно, стоит понять, что вообще такое маяк и каким определением можно дать ответ на этот вопрос.

“Маяк — башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове или в устье реки.” — определение согласно словарю Ожегова.

Как правило, маяками являются именно стационарные конструкции, установленные на берегу, хотя иногда они бывают плавучими. В этом случае они устанавливаются на специальных понтонах или буях и крепятся якорем ко дну. Выполняемые функции в этом случае схожи с функциями стационарного сооружения.

Когда появился первый маяк

Строительство маяков ведется с древних времен. Когда появился первый из них, сказать сложно, но точно это было примерно в те времена, когда появились более-менее большие корабли и началось массовое движение по воде.

Несмотря на это, есть маяк, который можно назвать самым известным. Им является Александрийский маяк, построенный в III веке до нашей эры. Он даже признан одним из чудес света.

В основе первых маяков лежал огонь. Началось все с того, что греки и финикийцы размечали кострами опасные водные проходы. Постепенно это переросло в стационарные сооружения, в которых в качестве топлива использовались каменный уголь, рапсовое масло и даже керосин.

Важным этапом в истории развития маяков стало появление линзы Френеля, которая позволяла направить поток света в сторону кораблей, но не одним тонким лучом, а в виде рассеянного источника. Так дальность действия маяка становилась существенно выше. Сама линза появилась на свет в 1820 году.

Линза Френе́ля представляет собой оптическую деталь со сложной ступенчатой поверхностью. Она может заменить как сферическую, так и цилиндрическую линзы, а также другие оптические детали, например, призмы.

Если отдельно говорить о других типах маяков, можно отметить, что первый плавучий маяк на реке появился в 1820 году в устье Темзы, а на море только 60 лет спустя. Было это на Северном море.

В истории нашей страны первые маяки появились в восемнадцатом веке. При этом они почти сразу начали появляться не по одному. Наблюдался бурный рост их количества, а связано это было с указами Петра I и развитием флота в тот период. Многие маяки находились в частном владении, но 8 июля 1807 года вышел указ Александра I, согласно которому все они были переведены в подчинение морского ведомства. Только так можно было обеспечить надлежащий уход за столь сложным, но важным сооружением и его своевременно обслуживание.

Так выглядит линза Франеля в маяке.

Все это время за маяками следили специальные люди, которые назывались смотрителями маяков или маячниками, но только в конце тысячелетия у них появился профессиональный праздник — день маячника России. Впервые он был отпразднован 8 июля 1997 года в 190-ю годовщину перевода, про который я говорил выше.

По ту сторону океана, в США, маяки, как и в каждой стране, развивались своим путем. Первый из них был построен в 1716 году рядом с Бостоном. Вы спросите, почему только в это время в крупных странах началось строительство этих сооружений, если они были еще до нашей эры, и будете правы. Строительство действительно шло не очень быстро и в конце XIX века во всем мире насчитывалось всего около ста подобных объектов. Тем не менее, примерно в это время маяки начали строиться и во многих других странах. Например, в Японии.

Один из переломных моментов в конструкции маяков, и вообще в их истории, произошел в начале XX века (1907 год), когда Густавом Даленом был изобретен солнечный клапан. Это позволило сделать маяки автоматическими. Они выключались после восхода солнца и зажигались снова, когда оно садилось или скрывалось за плотными облаками в плохую погоду. Изобретение такого клапана даже было удостоено Нобелевской премии по физике в 1912 году с формулировкой “за изобретение автоматических регуляторов, использующихся в сочетании с газовыми аккумуляторами для источников света на маяках и буях”.

Примерная конструкция солнечного клапана.

Солнечный клапан — устройство для зажигания сигнального огня, обеспечивающее выделение газа только в ночное время или в плохую погоду.

В основе конструкции солнечного клапана лежит колба, в которую помещено четыре стержня. В середине находится зачерненный, а вокруг него установлены три отполированных, которые должны отражать солнечный свет на зачерненный стержень и нагревать его. За счет нагревания он расширяется, давит на клапан и перекрывает подачу газа. В этот момент свет выключается. Когда стержень остывает и сжимается, газ снова открывается и свет зажигается. Принцип работы этого клапана основан на свойствах расширения материалов при нагревании.

Читайте также:  Расчетная сумма за свет

Во многом после появления солнечного клапана профессия смотрителя маяка начала исчезать. Сейчас она вообще почти не нужна. За маяками следят в основном техники, которые просто приходят ремонтировать их, если они ломаются. О поломке, опять же, сообщит специальная система самодиагностики.

Раз уж мы говорим об истории маяков, нельзя не отметить и некоторые интересные исторические факты. Например, самое известное происшествие в истории этих навигационных объектов, когда одновременно бесследно пропали три смотрителя маяка на Островах Фланнана в декабре 1990 года. Об их судьбе ничего не известно.

Береговая линия во Франции не обозначалась огнями вплоть до XVII века, чтобы избежать нападения пиратов. А в США с 1886 по 1902 год в качестве маяка использовалась Статуя Свободы. Собственно для этого она и строилась. По задумке она должна была приветствовать своим огнем уставших путников, пересекших Атлантику.

Мало кто знает, но главный открыточный символ Нью-Йорка строился как маяк.

На данный момент самым старым из известных маяков является маяк, находящийся в испанском городе Ла-Корунья. Он был построен во времена римского императора Траяна (II в.).

Классификация маяков

Маяки делятся на несколько типов, в том числе, по месту установки и по выполняемым функциям.

Как уже было сказано выше, маяки бывают береговыми и плавучими. Первые устанавливаются на берегу или в непосредственной близости от него (на островах, рифах, скалах), вторые плавают вдали от берега на специальных платформах или кораблях, как правило, обозначая вход в порт.

По выполняемой функции маяки различаются на опознавательные и створные. Первые являются одиночными, а вторые обязательно должны работать в паре.

Опознавательные маяки служат для обозначения препятствия в опасных местах, в качестве точки навигации, например, около которой надо совершить поворот, а также служат знаком захода в порт.

Створные маяки куда интереснее. Они не просто показывают, что “Вот тут скалы! Разобьетесь!”, а указывают маршрут до конкретного места. Например, безопасный фарватер при заходе в порт.

Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.

Створные маяки всегда выстраиваются так, чтобы было понятно, в какую сторону движется корабль и какой маневр ему надо совершить, чтобы пройти сложный участок. Впервые такая система обозначения была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «ведущих огней» (англ. Leading Lights). Подобные маяки используются не только на море, но и в речной навигации.

Существует и дневная система опознавания маяков. Для этого они окрашиваются особым образом, чтобы при подходе к нему было понятно с какой стороны от опасной зоны он установлен. Белый цвет означает безопасный сектор, красный обозначает левую от безопасного сектора область, а зеленый — правую.

Принцип работы маяка

Про основы конструкции маяка можно сказать, что она представляет собой прожектор, сила света которого пропорциональна площади собирающего свет зеркала или линзы, а угол, в котором распространяется свет, обратно пропорциональная этой площади.

Сами оптические элементы не делаются из единого куска стекла, так как они очень большие и при условии монолитности будут очень дорогими, сложными в производстве и уязвимыми. А так как это не телескоп, где важна идеальная точность, применение сборной конструкции вполне оправдано.

Так выглядит линза маяка.

Одной из самых удачных конструкция стала та, в которой применялась линза Френеля. При этом конструкция из сборки таких линз и зеркал должна вращаться вокруг источника света. Так достигается возможность не только дальнего обнаружения, но и охват на 360 градусов. В современных маяках используется электропривод элементов, а раньше вместо него был часовой механизм или система грузов. “Заводились” они при помощи мускульной силы смотрителя маяка, которому время от времени приходилось потрудиться.

В качестве источника света в старых маяках использовался огонь, а в современных — электрические лампы, которые питаются от электричества, поданного с берега или дизельного генератора. В плавучих морских маяках используется солнечная энергия и дизельный генератор в качестве резервного источника.

Еще больше интересного контента в нашем Яндекс.Дзен!

Кроме традиционного источника света и вращающегося элемента, в современных маяках часто используется импульсная система. Она позволяет не только визуально узнать конкретный маяк за счет особо ритма срабатывания, но и дать в разных направлениях разное освещение, чтобы капитан мог понять, с какой стороны он подходит в маяку.

Кроме этого, современные маяки оснащаются дополнительными навигационными приборами. Например, радиостанциями или звуковыми излучателями. Это позволяет ориентироваться по ним в условиях плохой видимости. В качестве дополнительного сигнала маяк может выступать в роли отражателя радиосигнала с корабля, опять же давая капитану больше информации для принятия решений.

Даже современным кораблям нужны маяки.

Сколько в мире маяков?

Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков, как навигационного средства, несколько снизилась и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.

Можно спросить, для чего они вообще нужны, если есть спутниковые системы глобального позиционирования и другие современные навороты, включая эхолоты, сонары и прочее. Истинная важность маяков кроется в том, что любая система может дать сбой, а источник света на горизонте вечен. Это как с самолетами, которые могут садиться по приборам, но есть специальные сигнальные огни, которые позволяют визуально контролировать точность захода по глиссаде.

Читайте также:  Почему свет назвали светом

В конце концов, вы же не едете на машине по навигатору, смотря только на него. Он лишь помогает, как и другие элементы, включая дорожные указатели. Именно поэтому, несмотря на развитие техники, визуальное наблюдение остается важнейшим средством ориентации на море, и потому маяки продолжают использоваться.

При этом используются не только старые маяки. В некоторых местах строятся новые, которые должны обезопасить морские пути в условиях изменения навигации и ландшафта. В ближайшее время предсказать отказ от такого средства обнаружения, как маяк не получится, поэтому они еще долго будут существовать и освещать путь кораблям.

Источник

Маяки России: 10 живописных мест

Маяки — романтичные сооружения, которые освещают путь мореплавателям, предупреждая об опасности и о том, что берег совсем близко. Мы привыкли любоваться ими где-то за границей, но в нашей стране тоже есть, на что посмотреть.

О самых живописных маяках в разных странах мы уже писали , а в этой статье поговорим о самых интересных маяках России, от Камчатки до Калининграда.

Осиновецкий маяк

  • Где находится : в посёлке Ладожское озеро, Ленинградская область.
  • Как добраться : от Финляндского вокзала ехать до ж/д станции «Ладожское озеро». От станции идти 20 минут по шоссе: маяк видно издалека, мимо точно не пройдёшь.

Действующий маяк, строительство которого началось в 1905 году, расположен на юго-западном берегу Ладожского озера. Его высота — 70 м: чтобы подняться на маяк, нужно преодолеть 366 ступеней.

Посещение маяка можно совместить с пляжным отдыхом на озере.

Маяк не охраняется, так что можно осмотреть его вблизи.

Кстати, свет его прожектора виден за 40 км. Во время блокады Ленинграда Осиновецкий маяк служил важным ориентиром на Дороге жизни — единственной на тот момент транспортной магистрали через Ладожское озеро.

В наши дни маяк находится в ведении Минобороны России, но не охраняется: туристы могут подойти поближе, чтобы осмотреть историческое сооружение.

Дербентский маяк

  • Где находится : в Дербенте, республика Дагестан.
  • Как добраться : пешком — маяк расположен в центре города между парками им. Кирова и Низами.

Самый южный маяк России находится в городе Дербент и включён не только в список охраняемых памятников нашей страны, но и в исторический список ЮНЕСКО.

Самый южный маяк России. Фото: Шамиль Магомедов / wikipedia.org (слева) и Oleg Moro / wikipedia.org (справа)

Дербентский маяк был построен в 1853 году и до сих пор функционирует: его сигнал виден на расстоянии до 33 км.

Отыскать маяк не составит труда — он расположен в центре Дербента. Его можно увидеть с улицы Советской, если пройти мимо парка Кирова в направлении моря и свернуть направо сразу за парком.

Маяк «Ирбенский»

  • Где находится : в Калининграде, на набережной Петра Великого, 1.
  • Как добраться : приходи в музей Мирового океана.

«Ирбенский» — последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире! Он появился в 1962 году и ещё в 70-80-е годы прошлого столетия плавучий маяк выходил в Балтийское море для предупреждения навигационной опасности и указания мореплавателям точки подхода к порту.

Плавучий маяк (обитаемый) — последний подобный экземпляр в мире. Фото: Pavel Kosolapov / Shutterstock.com

После смерти своего капитана «Ирбенский» остался не у дел. В 2009 году судно выставили на торги в качестве металлолома, однако его удалось спасти: у плавучего маяка появился новый хозяин — Музей мирового океана, у которого уже был опыт реставрации и экспонирования уникальных кораблей в Калининграде и Санкт-Петербурге.

Музей добился передачи судна от Министерства обороны России в свою собственность, и в ночь на 30 июня 2017 года ошвартовался у причала Музея Мирового океана . Посещение временно приостановлено, но следить за информацией можно на официальном сайте.

Анапский маяк, Краснодарский край

  • Где находится : в Анапе, Краснодарский край, на берегу мыса Анапский.
  • Как добраться : тебе нужна улица Крепостная, ⅔.

Маяк был основан в 1898 году. В 1909 году он заработал и стал освещать путь прибывающим и проплывающим мимо кораблям.

У маяка интересная конструкция: он имеет восьмигранную башню, высота которой 21 м, с тремя чёрными горизонтальными полосами. Высота центрального огня над уровнем моря — 43 м, дальность действия — 18,5 миль (около 30 км).

Внутрь не пускают, но это и не нужно — и так красиво.

Во время Великой Отечественной Войны маяк был разрушен: стратегически важный объект удалось восстановить только в 1955 году.

В наши дни маяк считается режимным объектом: попасть внутрь не получится, но никто не мешает фотографировать достопримечательность снаружи. Что ещё посмотреть в Анапе, помимо маяка, рассказали в этой статье .

Маяк Анива

  • Где находится : Сахалинская область, Корсаковский городской округ.
  • Как добраться : проблематично — маяк построен на небольшой скале Сивучья в суровом проливе Лаперуза, добраться к нему можно только по воде — по суше попросту не получится. На лодке подойти сюда тоже непросто: течения сильные, дно изобилует каменистыми банками и отмелями.

Маяк Анива считается одним из самых труднодоступных маяков России. В 1939 году его установили на небольшой скале Сивучья, возле скалистого мыса Анива. Район изобилует течениями и частыми туманами: по фото это местечко кажется таинственным и зловещим.

Маяк появился в тот период, когда южная часть Сахалина отошла Японии. Автором проекта был инженер Синобу Миура. Анива стал самым сложным техническим сооружением на всём Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени.

Читайте также:  Культура как свет артефактов

Добраться сюда — дело не из лёгкий.

Маяк уже начал разрушаться, так что любуемся, пока есть возможность.

Сложность заключалась в том, что все материалы приходилось доставлять по бушующему морю. Хранить на месте их было негде, поэтому они сразу встраивались в конструкцию.

После окончания Второй Мировой войны в Южно-Сахалинск вошли советские войска. В 90-е годы прошлого столетия военные установили на маяке автономную систему питания и сняли с вахты персонал, который до этого нёс службу на Аниве.

В прошлом году маяк отметил свой 80-летний юбилей. С 2006 года за ним перестали следить: маяк потух и пришёл в запустение. К сожалению, Анива постепенно разрушается под воздействием тайфунов, воды и времени.

Токаревский маяк

  • Где находится : во Владивостоке, Приморский край. Маяк находится во Фрунзенском районе, на полуострове Шкота.
  • Как добраться : проще всего на авто — на машине или такси дорога из центра займёт 15–20 минут.

Один из старейших маяков Владивостока был возведён ещё в 1876 году на оконечности токаревской кошки — искусственно насыпанной дамбы на узкой отмели. Именно здесь заканчивается материк и начинается Японское море, впадающее в Тихий океан.

Здесь начинается Японское море.

Подойти к маяку можно только во время отлива.

Во время отлива к маяку можно пройти по тонкой полоске суши, во время прилива — пройтись босиком или заранее позаботиться о непромокаемой обуви.

Туристы и местные жители приходят сюда не только за атмосферными фотографиями, но и чтобы посмотреть на здешних обитателей — пятнистых тюленей-ларг, приплывающих зимой.

Святоносский маяк

  • Где находится : на северо-востоке Кольского полуострова.
  • Как добраться : скажем как есть — с трудом. Если ты не гидрометеоролог или военный, то вряд ли здесь побываешь.

Святоносский маяк — один из самых отдалённых маяков России. Старейший и до сих пор действующий маяк Баренцева моря функционирует с 1862 года.

В первые годы маяк обслуживала команда из нескольких человек (в разных источниках — от семи до восьми), однако после того, как многие умерли от цинги, было решено, что за маяком присмотрят вольнонаемные служащие.

Навряд ли кто-то из нас там окажется, поэтому просто будем знать, что и такие маяки бывают. Фото: Сергей Груздев / wikipedia.org

Во время Первой мировой войны маяк функционировал не всегда — только по указанию военного командования, когда необходимо было обеспечить проход российских кораблей.

С 1968 года и по сей день штат маяка состоит из семи человек. В 2002 году Святоносский маяк включили в «список вновь выявленных объектов на территории Мурманской области, представляющих историческую, научную или иную художественную ценность».

Маяк в Мержаново

  • Где находится : Неклиновский район, Ростовская область. Маяк расположен на берегу Таганрогского залива в хуторе Мержаново.
  • Как добраться : на машине из Таганрога по трассе Ростов — Таганрог / E58 / А-280, время в пути — примерно 45 минут. Из Ростова-на-Дону ехать около часа по E58 / А-280.

В 2017 году маяк в Мержаново построили для съёмок телесериала «Смотритель маяка». После того как работа над кинокартиной закончилась, башню разбирать не стали.

Маяк остался после съемок сериала и стал местной достопримечательностью.

За постройками следят, так что территория облагорожена. Тут приятно погулять.

В течение следующих полутора лет конструкция оставалась без внимания и стала постепенно разрушаться. Весной 2019 года сооружение перешло в руки частных лиц, которые занялись благоустройством территории.

Сегодня к маяку можно приехать, чтобы побывать на месте съёмок и сделать красивые фотографии. Стоимость посещения — 100 руб.

Створный маяк

  • Где находится : Геленджик, Краснодарский край.
  • Как добраться : приходи по адресу Лермонтовский бульвар, 22.

Строительство маяка длилось почти 10 лет и было завершено в 1906 году возведением примыкающей к двухэтажному жилому дому белой каменной четырёхгранной башни высотой 13 м.

Сразу и не скажешь, что и это маяк.

Прошло больше 100 лет, но маяк до сих пор функционирует: светооптический аппарат с красным огнём, свет которого виден почти на 15 км, обеспечивает безопасность кораблей при входе в Геленджикскую бухту.

Экскурсий по территории маяка не проводят, но к зданию всегда можно подойти, чтобы рассмотреть сооружение ближе.

Тарханкутский маяк

  • Где находится : на мысе Тарханкут, село Оленевка.
  • Как добраться : проще всего на автомобиле из Оленевки. Дорога займёт не более 15 минут.

Маяк, расположенный на одноимённом мысе, представляет собой 38-метровую башню, выполненную из инкерманского известняка.

Маяк функционирует уже более 200 лет: он был построен ещё в 1816 году. С тех пор его облик практически не изменился, менялось лишь оптическое оборудование на самой башне.

Действующий маяк, куда, по слухам, можно попасть, если повезёт договориться с охранниками.

На вершину маяка ведёт лестница, состоящая из 142 ступеней. Официально башня считается закрытым объектом. Судя по информации в интернете, охрана время от времени разрешает туристам попасть внутрь, чтобы подняться на смотровую площадку – надеемся, тебе повезет!

Маяки притягивают людей своей атмосферой, ведь именно здесь заканчивается земля и начинается океан (или море). Скажем честно: не ко всем из вышеперечисленных маяков так просто добраться, но если будешь где-то поблизости — обязательно выдели время на осмотр. Оно того стоит.

Источник

Adblock
detector