Меню

Кто отвечает за содержание уличного освещения



Статья 21. Содержание объектов (средств) наружного освещения

Статья 21 . Содержание объектов (средств) наружного освещения

21.1. Наружное освещение подразделяется на уличное и придомовое.

К элементам наружного освещения относятся: светильники, кронштейны, опоры, провода, кабель, источники питания (в том числе сборки, питательные пункты, ящики управления).

21.2. Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением городского округа должно способствовать созданию безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения.

21.3. Организация уличного освещения осуществляется в соответствии с ГОСТ Р50507-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ 24940-96 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности», СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение», а также «Указаниями по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов», утвержденными Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12 мая 1988 года N 120.

21.4. Все устройства уличного, придомового и другого наружного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Содержание и ремонт уличного и придомового освещения, подключенного к единой системе уличного освещения, осуществляет эксплуатирующая организация.

Содержание придомового освещения, подключенного к вводным распределительным устройствам жилых домов, осуществляют организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома или управляющие организации.

21.5. Запрещается самовольное подсоединение и подключение проводов и кабелей к сетям и устройствам наружного освещения.

21.6. Опоры электрического освещения, опоры контактной сети общественного и железнодорожного транспорта, защитные, разделительные ограждения, дорожные сооружения и элементы оборудования дорог должны быть покрашены, содержаться в исправном состоянии и чистоте.

При замене опор электроснабжения указанные конструкции должны быть демонтированы и вывезены владельцами сетей в течение 3-х суток.

За исправное состояние, безопасное состояние и удовлетворительный внешний вид всех элементов и объектов, размещенных на опорах освещения и опорах контактной сети общественного и железнодорожного транспорта, несет ответственность собственник данных опор.

21.7. Инженерные сети должны быть покрашены и изолированы, иметь удовлетворительный внешний вид, очищены от надписей, рисунков и посторонних предметов.

21.8. Не допускается эксплуатация сетей и устройств наружного освещения при наличии обрывов проводов, повреждений опор, изоляторов.

21.9. Металлические опоры, кронштейны и другие элементы устройств наружного освещения должны содержаться в чистоте, окрашиваться собственниками и не иметь очагов коррозии.

21.10. Организации, в ведении которых находятся устройства наружного освещения, обеспечивают их технически исправное состояние, при котором количественные и качественные показатели соответствуют заданным параметрам, своевременное включение и отключение и бесперебойную работу устройств наружного освещения в ночное время.

21.11. Включение и отключение наружного освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и других освещаемых объектов производится по графику, утвержденному органами местного самоуправления.

21.12. Собственники (владельцы, пользователи) объектов наружного освещения или объектов, оборудованных средствами наружного освещения, а также организации, обслуживающие объекты (средства) наружного освещения, обязаны:

21.12.1. следить за надлежащим освещением улиц, дорог, качеством опор и светильников, осветительных установок; при нарушении или повреждении производить своевременный ремонт;

21.12.2. следить за включением и отключением освещения в соответствии с установленным порядком;

21.12.3. соблюдать правила установки, содержания, размещения и эксплуатации наружного освещения и оформления;

Читайте также:  Нормирование искусственного освещения рабочего места учителя

21.12.4. своевременно производить замену фонарей наружного освещения.

21.13. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95% от их общего количества, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, одного за другим.

21.14. Включение наружного освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов производится при снижении уровня естественной освещенности в вечерние сумерки до 20 лк, а отключение — в утренние сумерки при ее повышении до 10 лк.

21.15. Включение и отключение устройств наружного освещения подъездов жилых домов, систем архитектурно-художественной подсветки, рекламы производится в режиме работы наружного освещения улиц.

21.16. Нарушения в работе устройств наружного освещения, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Вывоз поврежденных (сбитых) опор уличного освещения и контактной сети электрифицированного транспорта осуществляется собственниками либо эксплуатирующими опоры организациями:

— на основных улицах — незамедлительно;

— на остальных территориях, а также демонтируемые опоры — в течение суток с момента обнаружения (демонтажа).

Срок восстановления свечения отдельных светильников не должен превышать 5 суток с момента обнаружения неисправностей или поступления соответствующего сообщения.

21.17. В охранной зоне инженерных сетей производится скашивание травы и уборка дикорастущей поросли собственниками (пользователями) инженерных сетей.

21.18. Эксплуатацию дворового освещения, козырькового освещения и освещения адресных таблиц (указатели наименования улиц, номера домов) домов обеспечивают собственники либо лица, осуществляющие по договору управление/эксплуатацию многоквартирными домами.

21.19. Осветительное оборудование должно соответствовать требованиям пожарной безопасности и не представлять опасности для жизни и здоровья населения.

21.20. Не допускается самовольный снос или перенос элементов наружного освещения.

21.21. С целью художественно-светового оформления территории городского округа устанавливаются следующие виды наружного освещения:

21.21.1. уличное (утилитарное) освещение — освещение проезжей части магистралей, тоннелей, эстакад, мостов, улиц, площадей, автостоянок, функциональных зон аэропортов и территорий спортивных сооружений, а также пешеходных путей территории городского округа с целью обеспечения безопасного движения автотранспорта и пешеходов и для общей ориентации в пространстве;

21.21.2. архитектурно-художественное освещение — освещение фасадов зданий, сооружений, произведений монументального искусства для выявления их архитектурно-художественных особенностей и эстетической выразительности;

21.21.3. ландшафтное освещение — декоративное освещение зеленых насаждений, других элементов ландшафта и благоустройства в парках, скверах, пешеходных зонах с целью проявления их декоративно-художественных качеств;

21.21.4. рекламное и информационное освещение — конструкции с внутренним или внешним освещением: щитовые и объемно-пространственные конструкции, стенды, тумбы, панели-кронштейны, настенные панно, перетяжки, электронные табло, проекционные, лазерные средства, арки, порталы, рамы и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений или вне их, а также витражи (витрины) в оконных, дверных проемах и арках зданий, функционально предназначенные для распространения рекламы или социальной рекламы, конструкции с элементами ориентирующей информации (информирующие о маршрутах движения и находящихся на них объектах), места остановок, стоянок, переходов и т.д., световые сигналы, указывающие транспорту и пешеходам направления движения.

21.22. Освещение главных улиц и площадей городского округа, а также расположенных на них отдельных зданий, сооружений и монументов выполняется в соответствии с основными направлениями архитектурного, дизайнерского и цветового оформления городского округа.

Читайте также:  Новинки освещения для гаража

Установки архитектурно-художественного освещения должны иметь два режима работы: повседневный и праздничный.

21.23. Проект наружного освещения разрабатывается с учетом места размещения объекта, а также количества и дислокации собственников (арендаторов) отдельных встроенных или встроенно-пристроенных помещений. В проекте закладываются общие принципы и способы архитектурно-художественного освещения, праздничной подсветки, размещения элементов рекламы и декоративно-художественного оформления с учетом членений фасадов, пропорций отдельных элементов, а также вида, цвета и рисунка материалов отделки.

21.24. Отдельные элементы рекламы и дизайн-оформления (как световые, так и не световые), размещаемые на фасадах зданий и сооружений, выполняются в соответствии с общими принципиальными решениями, заложенными в проекте. В случае желаемого или вынужденного отклонения отдельных элементов от общих решений проект подлежит корректировке.

21.25. Монтаж и эксплуатация линий уличного освещения и элементов праздничной подсветки (иллюминации) улиц и площадей городского округа, осуществляется специализированной энергетической организацией в соответствии с требованиями законодательства.

Монтаж и эксплуатация установок архитектурно-художественного освещения и праздничной подсветки отдельных зданий и сооружений осуществляется собственником (арендатором) здания либо специализированной организацией, привлекаемой собственником (арендатором) по договору.

Эксплуатация наружного освещения осуществляется в соответствии с техническими требованиями, установленными законодательством.

21.26. Каждый объект наружного освещения должен иметь рабочий проект и исполнительную документацию. Проектирование объектов наружного освещения, а также контроль за их состоянием в процессе эксплуатации, осуществляется в соответствии с требованиями Свода правил СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение» и с учетом обеспечения:

21.26.1. экономичности и энергоэффективности применяемых установок, рационального распределения и использования электроэнергии;

21.26.2. эстетики элементов осветительных установок, их дизайна, качества материалов и изделий при их восприятии в дневное и ночное время.

21.27. Обслуживание элементов наружного освещения на территориях ограниченного пользования обеспечивается собственниками таких территорий. Обслуживание элементов наружного освещения на землях общего пользования, за исключением установки объектов наружного освещения при строительстве, реконструкции, ремонте зданий, строений физическими, юридическими лицами для освещения прилегающей к этим объектам территории, осуществляют лица, на обслуживании и (или) содержании которых находятся данные объекты.

21.28. Содержание опор наружного освещения, используемых для крепления контактной сети электрического транспорта, обеспечивается собственниками указанных объектов и (или) лицами, на обслуживании и (или) содержании которых находятся данные объекты.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Кто отвечает за содержание уличного освещения

Городские жители привыкли к тому, что каждый вечер на улицах, в скверах, парках и во дворах зажигаются фонари. Освещение в деревнях и поселках имеет свою специфику. Его главной особенностью можно считать значительное отличие от городского освещения. Это объясняется тем, что в населенных пунктах нет интенсивного потока транспортных средств и людей.

Кроме того, в поселках ограниченное число административных, культурных и торговых объектов, которым требуется уникальная архитектурная подсветка. Но даже при таких отличиях уличное освещение деревни обустраивают по тому же принципу – обеспечить достаточный уровень освещенности, который будет комфортным в вечернее и ночное время.

Кто отвечает за обустройство освещения в деревнях и поселках

Множество мелких населенных пунктов в сельской местности не имеют должного освещения улиц. Местным жителям это доставляет большой дискомфорт, особенно в зимнее время. Именно поэтому вопрос, кто отвечает за уличное освещение в деревне, сегодня стоит очень остро.

Ответственные за этот вид благоустройства действительно есть – их устанавливает Федеральный закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Освещение улиц и дворовых территорий входит в обязательства органов местного самоуправления, т. е. администрации сельского поселения.

Такое правило приведено в статье 14 закона №131-ФЗ от 6.10.2003 г., в пункте 19, где говорится об утверждении правил благоустройства и осуществлении контроля за их выполнением.

Нормативная база для организации освещения деревень.

В поселках и деревнях установка уличного освещения должна происходить с учетом правил, описанных в СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». В п. 7.5.1.14 приводятся нормы средней освещенности Eср и ее равномерность Uh на дорожном покрытии сельских поселений. Нормируемые показатели представлены в таблице 7.11 указанного пункта:

При организации освещения улицы в деревне важно учитывать и следующие правила:

  • Средняя освещенность проездов между рядами хозяйственных построек или сараев, которые расположены вне жилой зоны поселения, принимается равной 1 лк.
  • Освещенность частей дорог общей сети, проходящих через сельское поселение, должна определяться как для улиц категории Б, т. е. как для магистральных улиц районного значения. При определении конкретного значения освещенности учитывается интенсивность движения (менее 500 ед./ч, 500-1000 ед./ч, 1000-2000 ед./ч или более 2000 ед./ч).
  • Если на неосвещенных частях улиц располагаются противопожарные водоисточники, то подъезд к ним тоже должен быть освещен. Средняя горизонтальная освещенность в этом случае составляет 1 лк.
  • На дорогах и улицах, где величина средней яркости составляет 0,3 кд/м2, а средней освещенности – до 4 лк, в ночное время не допускается ни частичное, ни полное отключение освещенности.

Особенности выбора светильников для сельских поселений

Согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка сельских поселений», озелененные территории общего пользования должны благоустраиваться светильниками. Их количество рассчитывают исходя из нормы освещенности.

Металлогалогеновые лампы имеют достаточно большую светоотдачу, но служат недолго. В связи с этим для наружного освещения поселков, куда из-за отдаленности затруднен выезд обслуживающего персонала, особенно популярны стали светодиодные светильники. Из плюсов таких фонарей можно отметить:

  • очень большой срок службы, который составляет более 50 000 часов;
  • высокая степень светоотдачи, т. е. светодиод преобразует в свет практически всю полученную энергию;
  • низкое энергопотребление в сравнении с другими видами светильников;
  • экономичность за счет сочетания в LED-светильниках длительного срока службы, высокой светоотдачи и низкого потребления энергии;
  • широкий выбор цветовой температуры: от более привычного для всех теплого света (2700-3000 К) до холодного белого (дневного) света (5000-6500 К).

Светодиодные светильники компактные, гибкие и имеют разнообразные модули LED, что позволяет не только устанавливать простые осветительные приборы, но и реализовывать различные дизайнерские решения.

Источник