Меню

Когда выключать свет после похорон



40 дней после смерти: какие традиции важно соблюсти и почему

еловек и душа неразрывно связаны. Когда умирает физическое тело, духовное начинает новый путь к вечному существованию. Куда уходит душа после смерти, определяется тем, как жил человек и как ведут себя родственники в течение 40 дней. По христианским обычаям, 3-й, 9-ый и 40-й дни имеют огромное значение. Это рубежи, навсегда отделяющие вечное существование от земного.

40 дней со дня кончины – непростая цифра. Она означает длительность пути до последнего пристанища. В данном материале рассмотрим, что происходит с душой человека после смерти до сорока дней. Второй вопрос, который будет освящен – как проводят церемонию в соответствии с традициями.

Значение сорокового дня

Он имеет особое значение и тому два объяснения. Во-первых, в это время дух проходит путь от земного тела до вечной жизни. Во-вторых, эта дата обозначает, когда душа приходит попрощаться. Люди часто задают спрашивают, что делает душа после кончины и сколько дух умершего находится на земле, вернувшись на сороковой день. Ответим на них.

Путь после смерти до обретения вечного существования достаточно сложен и включает 3 стадии:

  1. 1-3 сутки. Первым считается день смерти. В течение первых трех суток дух покойного осмысляет новое состояние. Происходят мытарства возле тела. Дух покойного посещает дорогие ему места. Он чувствует стыд за совершенные прегрешения. Затем он в покидает землю и отправляется на небо.
  2. 3-9 сутки. Когда дух покидает дом и телесную форму, Ангел Хранитель проводит его на небо, защищая от злых духов. Затем душа умершего предстает перед Господом и кается в грехах. Данный поступок дается ей с огромным трудом, так как нужно нести ответственность за сделанное пред Пречистой Девой и Господом. После душа до девятого дня знакомится с Царством Небесным.
  3. 9-40 сутки. Дух на девятые сутки попадает в ад. Здесь душа проходит всевозможные искушения. Испытания демонстрируют, насколько духовное тело может совладеть с желаниями и пороками.

Таким образом, душа умершего человека после смерти до сорока суток не определена и блуждает между небесами и адом. После поминания она обретает покой.

Подсчет сорокового дня

Родственники зачастую не знают, как высчитать и вычислить сороковой день. Это актуальный вопрос и важно правильно посчитать его. Срок отсчитывается с момента, когда человек умер, не имеет значение в какое время суток это произошло.

Обязательно ли поминать

Согласно поверьям, если дух, спустившись на землю, не увидит поминального обеда по себе, он будет вечно страдать. Поэтому на сорок дней надо накрыть стол и собрать родственников. Родные и друзья тоже приходят, чтобы помянуть и помолиться о душе.

Поминание раньше или позже срока

Священнослужители не видят греха в том, чтобы делать поминки раньше или позже срока. Разрешается переносить панихиды по умершему в церкви и дома. Но поминание на кладбище переносить нельзя.

Порядок проведения дома

Проводы длятся 1-2 часа, каждый присутствующий должен вспомнить усопшего добрым словом и поминальной молитвой, это поможет душе преодолеть все испытания.

Поминание на 40 дней после смерти организуется с целью помощи умершему обрести новую жизнь. Важно это сделать, соблюдая правила поминок, разберем некоторые из них.

  1. Крошки с поминального стола не выбрасывают. Их собирают и когда будут посещать кладбище, оставят на могилке. Так умерший узнает, что обед состоялся.
  2. При сервировке отказываются от острых приборов. Поэтому лучше подавать блюда, которые удобно есть ложкой.
  3. После поминальной трапезы раздают гостям ложки. Этот ритуал берет корни из древности, когда раздавали данный столовый прибор на долгую память об ушедшем.
  4. На столе должна стоять рамка с фотографией, перетянутой в нижнем углу черной лентой.
  5. После похорон до 40 дней в доме обязательно стоит стакан воды с хлебом наверху. Воду нужно брать и обновлять ежедневно, как и хлеб. После сорокадневной панихиды можно выливать воду.
  6. Вечером нужно поставить рюмку с водкой. Бывает так, что на утро спиртное поубавилось и родные не знают, куда оно девается. Это духовное тело ее отпило.
  7. В ночь на сороковины запираются все двери и окна.
  8. Разрешается плакать по усопшему сорок дней, на поминальном обеде плач заставит душу остаться и страдать.
  9. Нужно накрыть место и для погибшего.

Меню на поминальный стол

Рассмотрим, как накрыть стол на поминки на 40 дней, что готовят на данное мероприятие и чем угощают пришедших.

Главное требование, предъявляемое к меню – простота, особенно если мероприятие выпадает на ограничения в пост. Стоит отказаться от изысканных мясных блюд, необходимо сократить их до минимума.

Блюдо, которое обязательно ставят на стол – рыба, которая может быть приготовлена в любом виде. Принято готовить сдобные блины, овощные салаты, котлеты, рыбное заливное, пироги. Из напитков на стол ставится квас, соки и морсы, кисели, сбитень. Необходимо так же приготовить лесенку, это специальное обрядовое печенье в форме лестницы. Она символизирует духовное восхождение в рай.

Готовят ли кутью на поминки? Да, она обязательно должна быть.

Поминальные слова

Обязательно произносится поминальная речь на 40 дней, а затем объявляется минута молчания. Если близкие члены семьи покойного в состоянии, лучше дать слово им. В ходе поминок гостям предстоит произнести поминальные тосты.

Если приглашают батюшку, он читает молебен и проповедь. Если же поминание проходит в узком кругу, молебен читают присутствующие. При этом рекомендуется зажечь и поставить свечку.

Посещение кладбища

Люди ходят на кладбище и носят цветы на сороковины, чтобы поддержать умершего в его нелегком пути к вечному существованию. Согласно религии, ходить на кладбище после похорон до 40 дней можно. Это поможет усопшему обрести вечную жизнь. Священнослужители одобряют когда ездят на кладбище в течение сорокадневного периода. Но важно учитывать, что разрешено посещение кладбища только до захода солнца.

Что принести

Приглашенные часто спрашивают, что приносят на кладбище , надо ли соблюдать приметы. С собой можно принести цветы, свечки и сладости. Принесенную еду необходимо раздать встречным и попросить их помянуть усопшего.

Какие цветы

Несут или покупают на кладбище искусственные и живые венки. Разрешается принести строгий букет, оптимальный вариант – розы и гвоздики.

На 40 день

Обязательно посещают могилу, прибираются, поправляют крест.

Многие ошибочно считают, что на могиле нужно ставить водку. Это не так. Правда следующая: церковь не приветствует употребление алкоголя на поминание и в течение сорокадневного периода.

Раньше 40 дня

Некоторые ошибочно считают, что ходить на кладбище до 40 дней и посещать могилу нельзя, пока усопший не обрел последнюю обитель. Единственно что нельзя, это убираться на могиле или поправлять крест. Нужно просто посидеть рядом, помолиться об упокоении.

Мытарства души после смерти

С девятых по сороковые сутки проходят воздушные мытарства, что является серьезным испытанием духа. Дьявол не имеет власти над духом, но мытарства должны испытать душу и показать, что умерший обречен на страдания за темные поступки.

По истечению сорокадневного срока духовному телу предстоит Страшный суд, в ходе которого будет определено, куда он уходит после: в рай или ад.

Молитвы на поминках

Скорбь является естественным чувством, которое испытывает каждый человек после потери родных и близких, лучше всего ее выразить молитвой. Молитвы родственников и близких по усопшему до и после 40 дней помогают духовному телу обрести новую жизнь.

На сороковой день

На 40 день необходимо заказать панихиду в церкви или пригласить священнослужителя в дом /на место его погребения. Необходимо учитывать, что церемонии не проводятся в церковные праздники (престольные, двунадесятые и годовые). Поминальная молитва не читается в церкви на святки, до и после Святого Христово Воскресенья.

После 40-го дня

После 40-го дня обязательно нужно молиться на годовщину смерти, второй и третий год после смерти, а также во Вселенские субботы и Родительские дни.

До 40-го дня

Помимо личной молитвы, необходимо заказать в церкви Сорокоуст. Это ежедневное поминовение до 40 дней о погибшем. За то, что священнослужители будут читать 40 дней молитвы, они взимают символическую плату. Стоимость и цены необходимо уточнять.

Читайте также:  Анализ поздний свет тебя тревожит

В православии установлены особые поминальные дни. Это третий, девятый и сороковой день после кончины. Именно тогда необходимо особенно усердно читать молитвы за упокой и обращаться к Всевышнему для защиты умершего. Необходимо поминать умершего только добрыми словами, чтобы помочь усопшему склонить весы Божьего Суда в светлую сторону.

Другие частые вопросы

Что раздают людям

После панихиды и трапезы раздаются угощения и милостыня. Каждый получивший их человек должен помянуть покойника молитвой.

Что приносить на поминки

С собой можно принести кутью или сладости.

Что нельзя делать

Список запрещенных действий:

  • Не грызут семечки. Сразу возникает вопрос, почему нельзя грызть семечки до 40 дней. Существует придание, что так добрая память о человеке будет заплевана.
  • Не убираются в доме. Можно сказать, что уборка выметет хорошее, что осталось от человека. Можно убираться только после поминальной трапезы.
  • Не открывают отражающие поверхности. Считается, дух может увести с собой живого.
  • Не носят яркую, вычурную одежду. Родственники носят скромные темные одеяния.

Почему нет вилок

Согласно одному поверью, ножами и вилками пришедшие ранят усопшего. По второму, они олицетворяют дьявола.

Уборка кладбища

Уборка обязательно выполняется по истечению сорокадневного периода. В ходе нее нужно убрать похоронные атрибуты, подмести, поправить крест или памятник.

Поминки в пост

Если поминки выпали на пост, проводить их можно. Единственным ограничением является стол, он должен накрываться в соответствии с требованиями поста. Православные в это время постятся.

Почему не бреются

Согласно поверьям, нельзя бриться 40 дней после смерти и стричься. Не стригутся и не бреются в знак уважения к погибшему.

Просмотр ТВ

Лучше не смотреть телевизор, он является отражающей поверхностью.

Вечернее поминание

В течение сорокадневного периода каждый вечер близкие выполняют вечернее поминание – молятся за умершего.

Как себя вести

Необходимо вести себя максимально скромно, не привлекать внимания. Обязательно выразите соболезнование родным и близким погибшего. Во время речей нужно внимательно слушать говорящего.

Что одеть

Что одеть – немаловажный вопрос. Одеваться на мероприятие нужно скромно, стоит выбирать одежду темных оттенков.

Поминки в воскресенье

Если сороковины выпали на воскресенье Пасхи, их нужно перенести на день, когда закончится праздничный период. В остальные воскресенья поминать усопших разрешается.

Приглашение на поминки

Приглашают тех, кто знал умершего. Это родственники, друзья, коллеги по работе, сослуживцы, одноклассники, одногруппники и хорошие знакомые. Самые близкие обязательно идут на мероприятие, остальные – по усмотрению. Если люди не могут прийти или приехать, они звонят или пишут родственникам умершего для выражения соболезнований.

Мы разобрали, что делается с душой до сорокадневного рубежа и где она находится после. Ответили на самый распространенный вопрос родственников: как отмечать и устраивать поминание. Надеемся, данный материал помог разобраться в нюансах и найти ответы.

Источник

Что можно после смерти близкого?

Когда уходят близкий человек, многих из нас накрывает волна скорби и даже страха. Мы начинаем теряться даже в бытовых и сиюминутных вопросах, словно боясь нарушить неуместным шумом благоговейную тишину. Всплывают и кажутся значительными традиции особого времени похорон, граничащие с суевериями и язычеством. Самые простые вопросы кажутся вдруг сложными и не имеющими однозначного ответа: можно ли смотреть телевизор, слушать музыку, мыть полы, делать ремонт? Многие из этих вопросов задают в церкви священникам. Поэтому “Фома” заранее обратился к опытным клирикам за разъяснениями по самым частым вопросам о том, что все-таки можно делать после смерти близкого.

Можно ли носить кольцо после смерти мужа?

Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино, г. Москва

Если вы недавно потеряли мужа и кольцо вам бесконечно дорого, вы не можете с ним расстаться, то знайте, что христиане не суеверны: кольцо можно носить столько, сколько считаете нужным, причем как на правой, так и на левой руке. Не бойтесь, в этом нет греха. Снимать кольцо, переодевать его на левую руку — не более чем традиция.

Если ж прошло уже много лет, боль от потери стихла, то я бы задал на этот вопрос свой вопрос: ради какого смысла, ради чего носить кольцо после смерти мужа? Ради верности усопшему? Хорошо быть вдовой, но ради чего? Какого-то служения? Например, игуменья Бородинского монастыря потеряла мужа в этом сражении, вырастила сына, но и он умер в юности. И со временем она основала на Бородинском поле женский монастырь. Она сохранила верность своему мужу через подвиг служения другим людям, в том числе и раненым, оставшимся на этом поле, вдовам погибших.

Можно носить, наверное, кольцо, только нужно ли? Если это память об усопшем, наверное, это хорошо. Но если это будет препятствием в дальнейшей жизни, то зачем? Прошел год или более после смерти мужа, и женщина хочет повторно выйти замуж. Нет ничего плохого или зазорного в этом. Но это кольцо, честно говоря, отпугивает тех потенциальных ухажеров, кто-то из которых мог бы стать достойным мужем этой женщины.

Можно носить кольцо на пальце, на цепочке на шее или повесить там, где иконочки, на память. Но главное, чтобы в этом был смысл, чтобы это кольцо давало утешение, вдохновение и не мешало дальше жить. Потому что жизнь не заканчивается смертью. Смерть — это часть жизни и не надо ставить бетонную стену “на этом моя жизнь закончилась”.

Это для нас важны предметы, оставшиеся от усопшего как воспоминание. Но если мы действительно живем мыслью о том, что наше Отечество там, где Господь наш, нам не так важно носить кольца или что-то на память. Здесь, на земле, это может быть важно, но дальше — нет. Господь отвечает законникам в Евангелии: “В Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж”.

Можно ли делать ремонт после смерти близкого человека?

Иерей Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Смерть близкого человека — это в первую очередь трагедия. До сорокового дня продолжается время траура, поминок, скорби, а дальше можно действовать так, как будет получаться.

Если мы только что потеряли дорогого человека, то бежать клеить обои или красить потолок, конечно, нелепо. Мы должны отдать честь покойному, его оплакать, проводить.

При этом, конечно, важно понимать, что такое смерть. На самом деле смерть — это рождение в вечность. И в таком смысле этот день страшный, конечно, и от того, тем более печальный, но и торжественный очень, потому что подводится итог земной жизни. Человек идет к Богу, чтобы, дав Ему отчет о своей земной жизни, оказаться в вечности.

Мы боимся и плачем, тоскуем от смерти, потому что человеку не свойственна смерть. Человек был богоподобен, то есть бессмертен, но совершив грех, человек утратил это богоподобное свойство: состояние гармоничного соединения с Богом исказилось и в мир пришла смерть. Поэтому прежде всего мы должны отдать последнюю честь усопшему, умершему.

Часто бывает, что смерть наступает в результате длительной болезни. И тогда жизнь семьи, пространства дома, квартиры изменяется: появляются лекарства, медицинские приспособления, возможно, кровать специальная, уже не откроешь окно с легкостью, воздух нельзя охладить или прогревать долго. Это все связано с немощами человека из-за длительной болезни. Но ничто не мешает нам сделать ремонт в комнате, где долго болел дорогой нам человек, где он жил. Это вполне естественная потребность. И нарушение мистической связи с близким не произойдет от этого. Время от времени мы обновляем пространство своего жилища, квартиры. Бывает, что протекают потолки или что-то разрушается с годами, изнашивается. И если раньше здесь жили пожилые люди, которые болели, умирали, то теперь разместятся, возможно, дети.

Читайте также:  Потух свет за окном снова

Я уверен, что умершие, любя своих близких, видя их из вечной жизни, конечно, будут рады, что там, где прошла большая или меньшая часть их земного бытия, будет продолжаться жизнь, кто-то будет счастлив.

Но в первые дни после смерти нам в некотором смысле не до того, не до ремонта. Мы трудимся, чтобы тело достойным образом принять, обрядить, подготовить к погребению по христианскому обычаю, устроить поминки. Важно и побыть в какой-то тишине, чтобы осознать то, что произошло. Есть церковное памятование об особых днях, связанных с церковной традицией — третий, девятый и сороковой. Об этом пишет святитель Макарий Александрийский. Это особые дни для души человеческой, которая оставила тело человеческое. До 40го дня мы стараемся прочитать Псалтирь. Обычно собираемся такими группами, чтобы каждый, прочитывая по кафизме (их 20) или по нескольку псалмов в день, участвовал в общем чтении. И если мы найдем человек 40-50, то может получаться, что при чтении каждым нескольких псалмов (часть кафизмы) Псалтирь будет прочитываться вся ежедневно.

Мне кажется, что время до сорокового дня — это минимальный срок, когда ты можешь прийти в себя после смерти близкого человека. Разобрать вещи усопшего, раздать, разложить хотя бы. А дальше, конечно, жизнь продолжается и потребностям ее надо будет следовать.

Можно ли после смерти близкого смотреть телевизор?

Протоиерей Роман Бацман, настоятель храмов Живоначальной Троицы и Воскресения Христова при НИИ им. Склифосовского, домового храма святителя Луки Войно-Ясенецкого Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, г. Москва

Раз вы задаете такой вопрос, видимо, уже чувствуете некоторую несовместимость этих событий: просмотра передач по телевизору и переживание потери человека. Смерть близкого предполагает переживания за него, молитву, что несовместимо с какими-то развлечениями или даже отвлечениями. Поэтому некоторое время дается людям, чтобы они проявили заботу о своем усопшем: отпевание, поминки, 9 день, 40 день. В этот период после смерти люди собираются, чтобы вместе молиться за упокой, стараясь не отвлекаться на второстепенные вещи. Хотя необходимое ежедневное — ходить на работу, на учебу — от чего никуда не денешься и даже, само собой разумеется, мы продолжаем совершать. А те вещи, которые отвлекают человека или развлекают, не являются такими первостепенными, лучше на некоторое время отложить. Тогда можно сосредоточеннее читать Псалтирь, как это положено в церкви. Серьезнее и ответственнее участвовать в богослужениях — не просто ходить в храм, а стараться участвовать в таинствах, исповедоваться перед причастием. Тогда будет польза и самим людям, и усопшим, за кого они переживают. Не зря существует традиция траура, которая в некотором смысле схожа с тридацией поста, подразумевает некоторые ограничения.

Конечно, через какое-то время мы возвращаемся в жизнь со всей полнотой, тем более что по телевизору можно найти и какие-то хорошие передачи, а не только пустые и бессмысленные, которых, к сожалению, сейчас становится все больше.

В любом случае, даже в этот период, если посмотреть какую-то проповедь или передачу о православном празднике, который в это время празднует Церковь, то большого греха не будет, даже польза некоторая может быть.

Можно ли крестить человека после смерти?

Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы

Крестить того, кто умер, после его смерти нельзя. Другое дело, что обращение к теме смерти, столкновение с ней, многих людей приводит к покаянию, некрещеные начинают задумываться о своей душе.

Причин откладывать крещение, к которому готовились, из-за смерти близкого, нет. Если есть вера во Христа, то не стоит тянуть с крещением даже в эти дни скорби по усопшему. Конечно, если человек только что решил креститься, после смерти близкого, то спешить с этим не нужно: стоит подготовиться, пройти огласительные беседы в храме.

Можно ли крестить ребенка после смерти близкого?

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва.

Конечно, можно крестить ребенка после смерти близкого. Такие сомнения относятся к разряду суеверий. В некоторых храмах ежедневно происходят и крестины, и отпевания, и не стоит смущаться на эту тему. Другое дело, что очень часто настрой семьи носит печальный характер, потому что они расстались со своим близким недавно. Именно поэтому люди хотят перенести крещение младенца, чтобы радость от этого события не была омрачена печалью об ушедшем родственнике.

Но мы должны помнить, что смерть христианина — это скорее успение, это больше похоже на сон, в отличие от вечной разлуки, которая была в язычестве. Христиане преставляются Отцу с радостью, оттенки которой есть и в чине отпевания. К сожалению, не все сегодня слышат эти оттенки, не все переносят их на свою жизнь и жизнь усопшего. Плакать на похоронах христианина не принято, потому что это не языческий траур от невыразимой печали. Христианин идет на встречу с Богом.

Обратите внимание и задумайтесь, почему именно отпевания совершаются не в темных облачениях, а в светлых. Мы поем “со святыми упокой”, мы провожаем человека в вечную жизнь.

Отпевание и крещение имеют много общего: трехкратное погружение в воду символизирует три дня, которые Христос провел во гробе до воскресения. Во время крещения младенец соединяется со смертью, и с воскресением Христовым. Так и человек, умирая, рождается в новую жизнь, в вечность.

Можно ли будет встретиться с близким после смерти?

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), г. Москва

Мы верим, что после смерти встреча с близкими возможна. Представление о загробной жизни у нас есть только теоретическое. Мы не знаем, как там будет на самом деле, будет ли встреча близких после смерти, хотя рассуждать можно долго на эту тему.

По опыту служения в больничном храме знаю, что, когда ребенок умирает, мамы уже не спрашивают ничего. В этом шоковом состоянии им не до разговоров. Через некоторое время они могут прийти, мы сможем помолиться вместе, но в сам момент смерти ребенка мамы замыкаются на своем горе.

Очевидно совершенно, что после смерти все мы окажемся в том месте, где царствует Любовь. Но Любовь может царствовать только тогда, когда есть объект любви. Не может человек любить “абстрактно”, ему необходим тот, кого он любит. Конечно, главный объект нашей любви — это Христос. Но и близких своих мы тоже любим. Некоторые так привязываются к животным, что не представляют своей жизни без кота или собаки. Не знаю на счет конкретного кота, но любовь, которую человек переживает в жизни, конечно же будет с ним и там, после смерти. Ради этого человек и был создан, чтобы в любви блаженствовать. Если человек сознательно от этой любви не отгораживается, сознательно ее не отгоняет, тогда, мы надеемся, что будем там утешены.

Можно ли стричься после смерти родственников?

Иерей Борис Осипов, клирик храма Троицы Живоначальной при НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, г. Москва

Православный христианин может стричься после смерти родственников, это не грех. Никаких ограничений нет, только суеверий много. Единственное, что свадьбу, конечно, сразу после похорон не играют. Время траура нужно для самих, вступающих в брак. Если умер близкий человек, то торжество будет отложено просто потому, что не до этого молодым. Нужно время для скорби об усопшем, хотя бы до 40 дней, когда особая молитва совершается о нем, решается посмертная участь и ему нужна помощь близких и любящих его. А что касается рядовых бытовых вещей – подстричься или помыться. Убраться или постирать, — то они не имеют значения для души усопшего.

Читайте также:  Какие света существуют источники света

Можно ли слушать музыку после смерти близкого?

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст”, г. Липецк

Верующий человек, похоронивший близкого, испытывает потребность в молитве за новопреставленного. И хорошо, когда это не только заказанная в храме панихида — выполненная традиция, но и частная молитва. Мы можем читать Псалтирь дома, молиться своими словами. Естественно, что на самое первое время после смерти эта потребность в молитве становится более насущной, чем многие другие дела. И человек молящийся сам чувствует, какие занятия противоречат этой молитве, а какие не противоречат. Если мы ощущаем, что какое-то светское музыкальное произведение или даже слишком веселое праздное общение, или еще какое-то время препровождение с этой молитвой входит в диссонанс, то логично будет от этого отказаться. Но не потому, что мы ограничены какими-то канонами, законами или запретами, а потому что мы сами этот диссонанс ощущаем и следуем зову своего сердца. Но может быть и такая музыка, которая не помешает этой молитве, а наоборот поможет отвлечься от суеты, созданию молитвенного настроя. И это тоже не определяется какими-то правилами, а скорее интуицией, внутренним чутьем самого человека.

Можно ли убираться после смерти близкого?

Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила села Ширингуши Краснослободской епархии, республика Мордовия

К сожалению, существует масса предрассудков и суеверий в теме похорон и отношении к смерти. Это в большинстве случаев не имеет ничего общего с верой во Христа. Вдумайтесь, какая связь между Евангелием и поверьем о том, что “если вынести мусор или убраться, пока покойник в доме, то умрут остальные члены семьи” или “вымыть пол после выноса тела кровным родственникам запрещено”?

Конечно, можно убраться после смерти близкого. Мало того, вещи покойного в чистом и надлежащем виде можно пожертвовать тем, кто в них нуждается и просить их молитв о новопреставленном.

Самое главное, на чем стоит сконцентрироваться после смерти родного человека, это молитва о нем и наши добрые дела в молитвенную память о его душе. В это время мы можем стать ближе к Богу, можем понять духовные законы и глубину жизни в Церкви. Если отложить бытовую суету и задуматься о самом главном, то можно найти время для прихода в храм и беседы со священником. Личное общение в храме и разъяснение всех недоумений значительно эффективнее поиску в интернете ответов на многочисленные вопросы.

Можно ли православному завещать органы после смерти?

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва.

Православный человек может завещать органы после своей смерти, но только по собственному желанию. В Социальной концепции Русской Православной Церкви об этом сказано достаточно четко: изъятие органов для посмертного донорства может являться только результатом добровольного волеизъявления, милосердия человека, который именно таким образом составил завещание.

С церковной точки зрения, так называемая презумпция изъятия органов неприемлема. Мы должны уважать богоданную свободу, которая есть у человека. Донорство не может быть и членовредительством, не должно наносить вред здоровью человека — это тоже позиция Церкви. Что же касается посмертного донорства, то оно может быть оформлено в завещании (существует специальная форма для этого), зафиксировано самим человеком при жизни.

Можно ли мыть полы после смерти человека?

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы села Поливаново, г. Москва

Впервые слышу о таком. Хотя знаю, что существует масса суеверий и предрассудков вокруг смерти. Но развивая идею о том, что мыть полы после смерти человека нельзя, можно перестать мыться, причесываться, переодеваться, стирать и прочее. Надеюсь, очевидна абсурдность такого хода мыслей.

После смерти близкого стоит в первую очередь подумать о себе. О том, что смерть ожидает каждого, меня в том числе. Если мы правильно принимаем смерть человека, не как повод для горя и траура, а как окно возможностей, то мы задумаемся о смысле жизни и своей судьбе в вечности, о том, чем я сейчас могу помочь новопреставленному. Тогда мы понимаем, что самое главное сейчас наше дело — это молитва. Причем этот труд будет полезен и мне в том числе. Можно в это время взять Псалтырь и начать ее читать. Это особенно важно в первые 40 дней после смерти близкого вам человека.

Можно ли сжигать тело после смерти?

Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы

Да, тело после смерти кремировать (сжигать) можно, но Церковь не рекомендует это делать. Бог воскресит всех: и погибших на фронте от разрыва бомбы, и утонувших, и зарытых в вечную мерзлоту в сталинских лагерях. Воскресение будет всеобщим. И то, как именно родные похоронили тело человека, на воскресение влиять не сможет.

Церковь не рекомендует кремировать потому, что кремация причиняет боль не ушедшему, а живым, ибо это образ отчаяния. А погребение усопшего, когда тело предают земле, — это евангельский образ зерна, которое затем прорастет – в час воскресения. “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю”. (Ин 12:24-28).

В православной традиции тело умершего христианина воспринимается как святыня. Причиной тому не только вера в Воскресение, но и тот факт, что чин отпевания складывается в II-III веках, в эпоху гонений, когда каждый христианин был в той или иной степени исповедником, а многие оканчивали жизнь мученически. Первых христиан шантажировали, убеждая поклониться языческим богам: вы верите в воскресение, а мы вас сожжем и пепел развеем! И еще в те времена был дан ответ: Бог Воскресения — Творец. Поэтому можно не беспокоиться о судьбе своей плоти. Бог властен над стихиями, картину грядущих событий евангелист Иоанн Богослов описывает так: “Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим” (Откр 20:13). В более позднее время христиан не волновала судьба тела после их смерти. Святая Моника, мать блаженного Августина, жившая в IV веке, умерла вдали от родины. Друзья спрашивали ее перед смертью, “неужели ей не страшно оставить свое тело так далеко от родного города. Ничто не далеко от Бога, — ответила она, — и нечего бояться, что при конце мира Он не вспомнит, где меня воскресить”.

В наше время во время отпевания вы слышим, что тело усопшего именуется мощами, подобно престолу его кадят с четырех сторон и обращаются к Богу с молитвой о причислении усопшего к лику Небесной Церкви: “Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя его во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче” (подробнее об этом можно прочитать у епископа Афанасия (Сахарова) в книге “О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви”). К сожалению, в наши дни во время отпеваний мы чаще молимся о прощении грехов, нежели прославляем. И пусть далеко не все усопшие являют пример жизни во Христе, мы по-прежнему просим Бога, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного” (Ин 3:16), отворить для них врата Его Царствия.

Источник

Adblock
detector