Меню

Какое чудо света сжег герострат



В 356 году до н.э., чтобы увековечить свое имя, вандал сжег храм Артемиды

В ночь на 21 июля 356 г. до н.э. в бассейне Средиземного моря произошли два важных события. Одно создало историю, другое стерло ее.

В ту ночь в городе Пелла, столице древнегреческого королевства Македонии, жена короля Филиппа II родила мальчика. Этот ребенок через несколько лет создаст одну из крупнейших империй древнего мира, переписав историю большей части Европы, Азии и северо-восточной Африки. Он был Александром Великим.

Другое событие было более прозаичным: поджигатель уничтожил храм. Этот храм, однако, не был обычной постройкой. Это было одно из величайших святилищ на земле, которое путешественники и ученые в течение последних двух тысяч лет считали одним из семи чудес древнего мира.

Храм Артемиды

Этот храм Артемиды, был расположен недалеко от древнего города Эфест от современного города Сельчук, в Турции. Посвященный богине Артемиде, он, предположительно, был первым греческим храмом, построенным из мрамора.

Колоссальное сооружение было длиной более ста метров и шириной пятьдесят. Его периферийные колонны высотой в 12 метров, стояли в два ряда. Они образовывали широкий церемониальный проход вокруг целлы, в которой находился культовый образ богини. Эти колонны были покрыты сложной резьбой.

Черное дело во имя славы

Той ночью, в то время как королевство Македония радовалось рождению своего нового принца и будущего короля, в пятистах километрах от Эгейского моря, скромный бандит по имени Герострат творил свой след в истории. Он вошел в храм Артемиды и поджег его.

Деревянный интерьер святилища, особенно его деревянные балки, статуя Артемиды и предметы декора, быстро охватило пламя. И все, что осталось к утру — это тридцать шесть почерневших мраморных колонн и тлеющие руины.

Герострат был быстро арестован, и когда его пытали, этот сумасшедший признался, что сжег храм, пытаясь увековечить свое имя в истории. Эфесские власти не только казнили Герострата, но и запретили кому-либо упоминать его имя, тем самым обрекая его на вечное забвение. Наказание, прямо противоположное желанию Герострата.

Наказание забвением не сработало

Многие историки, такие как Цицерон и Плутарх, продолжали соблюдать указ, подавляя упоминание имени поджигателя, но некоторые ранние авторы уже нарушили распоряжение властей.

Одно заметное нарушение было сделано Феопомпом (380 г. до н.э. — 315 г. до н.э.), который упоминает Герострата в своей биографии царя Филиппа II, «Филиппике». Первая из сохранившихся работ, в которой упоминается Герострат, принадлежит греческому географу и историку Страбону (64 г. до н.э. — 24 г. н.э.).

Римский историк первого века Валерий Максимус снова упоминает Герострата по имени. Его эссе под названием «Из аппетита к славе» приводит случай Герострата в качестве примера преследования негативной славы посредством преступного деяния:

«Здесь аппетит к славе с участием кощунства. Был найден человек, который планировал сожжение храма Эфесской Дианы, чтобы благодаря разрушению этого прекраснейшего здания его имя могло распространиться по всему миру. Это безумие он раскрыл, когда его положили на стойку».

Максимус отмечает, что «Послание к Ефесянам» мудро уничтожило память о злодее указом, но красноречивый гений Феопомпа включил его в свою историю.

Действительно, имя Герострата продолжает появляться в учебниках истории на протяжении веков. Английский писатель 17-го века Томас Браун с большим интересом отметил, что поджигатель даже пережил имена тех, кто его судил, и тех, кто пытался изгнать его в неизвестность.

Новое святилище

После кощунственного акта Герострата граждане построили еще более великолепный храм на месте разрушенного. Ефесянам потребовалось некоторое время, чтобы собрать средства. В какой-то момент сам Александр предложил заплатить за восстановление храма при условии, что работа будет посвящена ему в надписи. Но ефесяне тактично отказали ему, сказав, что «нехорошо, чтобы бог предоставлял храмы в честь богов».

Читайте также:  Завтра конец света ванга

Новый храм был колоссом — длиной 137 метров, шириной 69 метров и высотой 18 метров. В нем насчитывалось более чем 127 колонн. Этот храм простоял шестьсот лет, прежде чем был разрушен готами, восточногерманским племенем, в 3 веке. Камни разрушенного храма были перенесены и использованы при строительстве других зданий.

Некоторые из колонн, находящихся в соборе Святой Софии, а также несколько статуй и других декоративных элементов, рассеянных по всему Константинополю, изначально принадлежали храму Артемиды.

Сегодня существует модель храма Артемиды в парке Miniatürk, Стамбул, Турция.

Источник

Герострат и слава Герострата: сожжение храма Артемиды Эфесской и история выражения

Герострат — уроженец греческого города Эфеса, которой в IV веке до н.э. сжег храм богини Артемиды, чтобы прославиться. В результате его имя было покрыто позором, но сохранилось в веках.

Фразеологизм слава Герострата означает дурную, но громкую славу, равносильную вечному позору. «Стяжать лавры Герострата» или «приобрести геростратову славу» — это значит прославиться дурными делами, уничтожением чего-то хорошего, созданного другими людьми.

Имя Герострата стало нарицательным — так можно назвать честолюбца, добивающегося славы любой ценой, либо вандала, который губит произведения искусства.

Забыть Герострата: сожжение храма Артемиды Эфесской

В греческом городе Эфесе в Малой Азии стоял великолепный храм Артемиды Эфесской. В 356 году до н.э. местный житель по имени Герострат (Ἡρόστρατος) поджег храм, и тот сгорел дотла.

Согласно преданию, в ночь пожара в Македонии родился царевич Александр — будущий завоеватель Александр Великий.

Под пыткой Герострат признался, что уничтожил храм, желая таким способом прославиться. Тогда безумца казнили и велели предать вечному забвению: суд под страхом смерти запретил произносить и записывать его имя.

Но изгладить память о Герострате не удалось. О его злодеянии рассказал историк того времени Феопомп. Со ссылкой на отрывки его сочинений об этом же писали в дальнейшем Страбон, Авл Гелий и Валерий Максим. Таким образом, Герострат добился своего — он получил дурную славу на тысячелетия.

Следующее желание славы соединено со святотатством. Ибо нашелся такой человек, которой для того вознамерился сжечь храм Дианны Ефесской, чтоб погублением оного наипрекраснейшего здания имя его известно сделалось во всем свете: которое впрочем неистовство мыслей показал он в пытке. Однако Ефесцы весьма разумно поступили в сем деле, истребив память того негоднейшего человека определением нарочным: которое конечно бы и погибло, ежели бы Феопомп по великому своему красноречию и разуму не внес оного в своих повествованиях.

Валерий Максим. «Достопамятные деяния и изречения» (Перевод Ивана Алексеева, 1772 год)

На пепелище храма жители Эфеса построили новый храм Артемиды Эфесской — он был еще великолепнее и считался одним из семи чудес света, сообщает Страбон. До нашего времени этот храм не сохранился, и мы можем лишь догадываться, как он выглядел.

Предполагаемый вид храма Артемиды Эфесской. Источник: The Print Collector / Print Collector / Getty Images

Герострат и слава Герострата. Примеры употребления

Холоп венчанного солдата,
Благодари свою судьбу:
Ты стоишь лавров Герострата
И смерти немца Коцебу.
А.С. Пушкин. Эпиграмма на Стурдзу

О Потапенке ходят самые гнусные рассказы, кои по гнусности я и передавать не стану. Вообще мы стали популярны геростратически.
Александр Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову

«А что, если всем этим прославленным безумцам не чужд геростратизм? — задумался он. — Может быть, многие разрушают храмы только для того, чтоб на развалинах их утвердить свое имя?»
Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина»

Уильям Брайан приобрел геростратову славу в качестве судьи на пресловутом «обезьяньем процессе» в штате Тенесси, осудившем учителя Скоупса за нарушение закона, запрещавшего преподавать учение Дарвина американским школьникам.
А.И. Опарин. «Наука — враг догматизма» // «Наука и жизнь»

Читайте также:  Как посчитать сколько нагорело за свет

Он в ту пору был еще антимилитаристом и геростратовской славы создателя сверхоружия вовсе не жаждал.
Д.С. Данин. «Нильс Бор

Теляковский жадно накидывается на всякого, кто награжден шумом рекламы и славы, хотя бы геростратовой, вроде г. Мейерхольда…
Юрий Елагин. «Темный гений»

Неудивительно после этого, что при жизни Александра I истинный поджигатель Москвы Ростопчин отпирался от славы русского Герострата.
Александр Архангельский. «Александр I»

Вообразите: эфесский храм сгорел только по недосмотру пожарной службы, и чтобы это скрыть, сочиняют версию о поджоге, с запретом называть имя поджигателя. Такой версии обеспечен успех.
М.Л. Гаспаров. «Записи и выписки»

Руины храма Артемиды Эфесской на территории современной Турции. Фото: Wikimedia / FDV

Источник

Герострат поджег храм Артемиды. Зачем?

Герострат сжег храм Артемиды в ту ночь, когда на свет появился Александр Македонский.

Пожар в храме был явным предзнаменованием того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу было суждено полностью подчинить её. Не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой храм.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города Эфеса, в котором был установлен храм, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления самого города (около 1,5 тыс. лет до н. э.) — местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н. э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великой Матери» чрезвычайно здесь почитаем. Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё величественный храм, который современники практически сразу внесли в список чудес света.

Храм Артемиды. Источник: pinterest.com

Деньги на возведение храма дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому он применил несколько нестандартных и оригинальных инженерных решений. Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов не попал по сопернику, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора — так проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто — и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались. Болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью — и только после этого сверху начали строить фундамент.

Артемида. Источник: wikipedia.org

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина — 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом. В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

Читайте также:  Как правильно ставить грядки по сторонам света

Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Однако, храм простоял недолго — около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Преступление Герострата

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до н. э. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища. Власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал? Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным. Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке н. э. Он включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным. Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Александр Македонский. Источник: wikipedia.org

Попробуем найти в поступке Герострата другие возможные мотивы преступления. Греческие города на побережье Малой Азии оказываются во власти окрепшей Персии. В 396 г. до н. э. персы захватили Эфес. Большинство соотечественников Герострата припрятали ненависть к персам до лучших времен. Герострат — отчаянно-безрассудный житель города (видно по поджогу) — мог принадлежать к узкому кругу лиц, не желавших смириться с создавшимся положением. Знаменитый земляк Герострата — Гераклит Эфесский считал, что все изменяется, невозможно дважды вступить в одну и ту же реку — на входящего текут новые воды, так и жизнь человека постоянно изменяется, причем изменения эти происходят в результате борьбы. К тому же, Гераклит считал мировой процесс цикличным, по истечении «великого года» все вещи обращаются в огонь, из огня они и возникают в начале следующего цикла.

Храм Артемиды был восстановлен довольно быстро — уже к началу III в. до н. э. — при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу: при реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание. Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Отреставрированный храм Артемиды простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н. э. после того, как было принято христианство, а язычество было запрещено, — святилище богини плодородия разрушили: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны — и их постепенно засосало болото.

Источник