Каким должно быть освещение торгового зала
|
Нормы освещения торгового зала
Искусственное освещение в торговых залах должно быть таким, чтобы покупатель в процессе выбора товара не испытывал дискомфорта. С этой целью на уровне законодательства были определены нормативные значения освещенности, которых нужно придерживаться. Они приведены в СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», в Приложении К. Значения приводятся в люксах – единице измерения освещенности. Норма искусственного освещения в торговом зале магазина составляет:
- 400-700 лк – в супермаркетах.
- от 400 лк – в продовольственных магазинах с самообслуживанием.
- от 300 лк – в магазинах без самообслуживания.
- от 300 лк – в магазинах посуды, спорттоваров, мебели, машин, игрушек, стройматериалов и канцелярских товаров. Также эта норма применима для залов демонстрации новых товаров и примерочных кабин.
- 300-500 лк – в помещениях касс.
|
Особенности применения норм освещенности в разных магазинах
Перечисленные нормы приведены для небольших магазинов. В большинстве крупных торговых залов для комфорта покупателей поддерживают освещенность на уровне 1000-1500 лк. Хотя в отдельно стоящем магазине допускается и не очень высокая освещенность – около 700-800 лк. Здесь очень важно учитывать специфику магазина:
- Магазины средней ценовой категории стараются выделиться с помощью света. Для этого делают акцентное освещение, которое ярче общего примерно на 500 лк.
- В более элитных магазинах и бутиках общую освещенность снижают до 300-400 лк, а товары выделяют локально при помощи яркой подсветки.
С помощью световых акцентов можно направить покупателя в те зоны, которым они уделяют меньше внимания. Также подобный подход помогает выгодно представить клиентам новую коллекцию. Таким образом, с помощью игры света создается целый маршрут, по которому покупатель обойдет весь магазин.
Важное значение при разработке схемы освещения имеет тип продаваемых товаров и особенности самого помещения:
- Если в магазине продаются меха, то освещенность должна быть высокой, поскольку меховые изделия имеют высокий уровень светопоглощения. Оптимальное значение – 1000 лк.
- При слишком плотной расстановке товара все отражающие поверхности (стены) оказываются закрыты, поэтому подсветка тоже должна быть очень интенсивной.
- Больше света требуют помещения с отделкой в темных тонах, а также залы, где продаются ковры, поскольку они поглощают часть светового потока.
Виды освещения в торговом зале
В каждом магазине должны быть тщательно продуманы 3 типа освещения:
- Общее (объемное). У него чисто практическая функция – обеспечить в помещении хорошую видимость и поддерживать общий световой дизайн, в котором общее освещение служит своеобразным фоном.
- Акцентирующее. Заключается в направлении светового потока на определенные зоны и товары с целью выделить их из общей массы.
- Декоративное. Как и наружная архитектурная подсветка, служит для выделения некоторых элементов, например, названия или баннеров в магазине, которые могли бы привлечь проходящего мимо клиента. Такая подсветка не должна перетягивать внимание с акцентирующей.
В торговом помещении нужно осветить витрины, стойку продавца и кассира, стенды с товарами, а также примерочные.
|
Какие источники света использовать в торговых залах
Создавая освещение торгового центра, важно придерживаться одного принципа. Свет в помещении должен соответствовать типу продаваемого товара:
- Для «теплых» товаров, таких как золото, ковры, фрукты, хлебобулочные изделия нужен теплый свет с цветовой температурой (Тц) около 3000 К (градусов Кельвина). По СП 52.13330.2016 для торговых залов рекомендован диапазон 3500-5500 К при освещенности 300-500 лк. Такой свет создает ощущение уютной домашней атмосферы, что также актуально для магазинов мебели в спальную или детскую комнату.
- Товары, которые ассоциируются с холодом, лучше освещать холодными источниками света с температурой 4500-5000 К. Это касается замороженной продукции, бытовой техники, молока и молочных продуктов, спортивного инвентаря. Холодный свет настраивает людей на работу, поэтому он будет уместен в магазинах деловой одежды и аксессуаров, офисного оборудования и мебели.
Для акцентного освещения в основном используют направленный свет, для создания которого применяются:
- Встроенные и точечные светильники или прожекторы, монтируемые на пол, стены, потолок.
- Трековые системы в случае с бетонными потолками, в которые не могут быть встроены источники света.
- Светодиодные светильники, устанавливаемые в витринах. Они позволяют подчеркнуть особенности продаваемого товара и обратить на них внимание покупателя.
Светодиодные светильники считаются оптимальными, поскольку у них самая высокая светоотдача и длительный срок службы. В результате владелец торгового зала получает экономичную систему освещения, которая не требует много средств как на электроэнергию, так и на обслуживание. Кроме того, светодиодные светильники не испортят товар, поскольку они практически не выделяют тепло.
Источник
Основные принципы освещения торгового зала
Качественное освещение торгового зала – это наиболее успешный и эффективный инструмент воздействия на покупателей со стороны продавца. Комфортный свет вызывает положительные эмоции, максимально увеличивает продолжительность пребывания клиента в торговом зале, оттеняет недостатки и подчеркивает преимущества товара и как следствие – повышает продажи.
Нормы освещения торгового зала
Основное правило, которое учитывается при расчете освещения магазина, заключается в том, что света должно быть достаточно для того, чтобы покупатель, совершая покупки, не испытывал дискомфорт.
В соответствии со СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утвержденное постановлением Министерством строительства России от 2 августа 1995 года № 18-78) для проектирования освещения торговых залов используются следующие нормы:
- торговый зал супермаркетов – от 400 — 700 Лк;
- торговый зал магазина без самообслуживания — не менее 300 Лк;
- торговый зал магазина: посудный, мебельный, стройматериалы – не менее 200 Лк;
- примерочные кабины, зал демонстрации новых товаров – не менее 300 Лк;
- помещение касс – от 300 — 500 Лк.
*Люкс (от лат. lux — свет; русское обозначение: лк, международное обозначение: lx) — единица измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ). Люкс равен освещённости поверхности площадью 1 м² при световом потоке падающего на неё излучения, равном 1 лм.
Освещаемые объекты | Уровень освещения на торговыхповерхностях, лк |
Торговые залы супермаркетов | 500 |
Торговые залы магазинов без самообслуживания: продовольственных, книжных, готового платья, белья, обуви, тканей, меховых изделий, головных уборов, парфюмерных, галантерейных, ювелирных, электро-, радиотоваров, игрушек, канцтоваров | 300 |
Торговые залы продовольственных магазинов и магазинов самообслуживания | 400 |
Торговые залы магазинов: посудных, мебельных, спорттоваров, стройматериалов | 200 |
Примерочные кабины, залы демонстрации новых товаров | 300 |
Отделы заказов, бюро обслуживания | 200 |
Помещения для подготовки товаров к продаже: разрубочные, фасовочные, комплектовочные отделы заказов | 200 |
Помещения для подготовки товаров к продаже: помещения нарезки тканей, гладильные, мастерские магазинов радио-, электротоваров | 300 |
Помещения главных касс | 300 |
Мастерские подгонки нового платья | 400 |
Рекламно-декорационные мастерские, мастерские ремонта оборудования и инвентаря, помещения бракеров | 300 |
При недостаточной освещенности, то есть меньшей, чем указано в строительных нормах и правилах, зрение человека будет постоянно напрягаться, а вследствие этого покупатель будет испытывать дискомфорт, а значит и постоянным клиентом он вряд ли станет. В то же время слишком большое количество света также может привести к отрицательному эффекту. На сегодняшний день наиболее благоприятной считается освещенность в 1000 – 1500 Лк для торгового зала. Этот параметр замеряется на расстоянии одного метра от пола. Хотя индивидуальные особенности освещения могут варьироваться в зависимости от субъективных характеристик помещения, требований заказчика, окружающих условий. К примеру, освещенность отдельно стоящего магазина может и не превышать 700 – 800 Лк, но покупатели будут чувствовать себя вполне комфортно. А вот магазин, который располагается в большом торговом центре, с таким уровнем освещения будет проигрывать своим соседям.
В любом случае игра светом позволяет добиться необходимого уровня освещенности и соответственно более акцентного выделения некоторых отделов или сторон помещения.
Расчет освещенности торгового зала
Итак, как рассчитать освещение торгового зала? Для начала рассчитаем требуемый световой поток.
Fтребуемое=Sтп*Eнлм
где, Ен представляет собой нормативную освещенность (от 200 Лм);
Sтп – площадь торгового зала (к примеру, 80 кв.м.);
Таким образом, к примеру = 81*200= 16200 Лм.
На втором этапе расчетов определяем световой поток светильника:
ф= Eн*Кз* SТП*z/(n*u)
где, Кз является коэффициентом запаса освещенности (от 1,2 до 1,5);
z – представляет собой коэффициент, который характеризует неравномерность освещения. Он зависит от расстояния между светильниками и расчетной высотой z=f(l/hpассчетное)=1;
n- количество светильников;
u – является коэффициентом использования светового потока. Данная величина расчитывается как соотношение светового потока, падающего на расчетную поверхность к световому потоку от источников света.
Рассчитываем коэффициент использования светового потока — u=f(pnотолка; pcтен; pпола)
pnотолка – выражен в виде коэффициента отражения светового потока от потолка. Величина, зависящая от отражающей поверхности:
— для побеленных стен = 0,7;
— бетонные небелёные — 0,3;
— решетчатая конструкция -0,1.
pcтен — белая = 0,7; стеллажи = 0,5; небелёная со стеллажами = 0,3.
pпола = 0,1.
Для того, чтобы рассчитать количество светильников специалисты пользуются следующей формулой:
ф= Eн*Кз* SТП*z/(фтребуемое *u)
Если под данную формулу подставить наши значения, то получится:
ф=200*1,2*81*1*(16200*0,5)=19440/8100=2,4=2 светильника в ряду.
Далее определяем количество рядов светильников:
N=фтребуемое/ ф1ряда
Допустим, что наш светильник состоит из двух ламп, каждая из которых имеет мощность в 40 Вт и световой поток в 3150 Лм.
ф1ряда=2* 2 * 3150= 12600 Лм
Таким образом, нам потребуется 2551500 Лм. N=16200/12600= 1 ряд.
Расположение освещения в зале
После того как произведен расчет необходимого уровня освещенности торгового помещения, необходимого определить, как лучше расположить освещение в зале. Главный принцип создания световой композиции заключается в постепенном наращивании освещения к периметру и создании там выделенных световых зон. Это значит в том числе и то, что на всей площади торгового участка не должно быть затемненных зон. Только так можно создать направленное и равномерное движение покупателей. Интенсивность освещения достигается при помощи световых карнизов или использования оборудования со встроенной подсветкой, локальной подсветки отдельных участков, а также световых панно и указателей. Торговый зал, в котором освещение нарастает к задней стенке, покупатели воспринимают как укороченный, который можно легко и просто обойти. Свет манит покупателей к задней стенке. Особенно важна правильная схема световой композиции в крупных магазинах и в торговых залах, вытянутых вглубь.
Для того чтобы выделить собственный магазин в торговом центре необходимо учесть влияние соседей. Более ярко освещенный, использующий световые акценты магазин будет иметь явное преимущество, выделяться из череды торговых точек и заставлять посетителя торгового центра остановиться и зайти внутрь. Например, в одном торговом центре рядом находятся два магазина с одеждой. Один освещен мягким светом. Он прекрасно смотрелся бы, если рядом не находилась такая же торговая точка, но с более ярким освещением. В результате, первый магазин проигрывал уже с входа в него. Весь выставляемый товар казался блеклым и потускневшим. Такое восприятие у покупателей происходило на бессознательном уровне благодаря освещенности помещения.
Покупатель не любит затененных участков и темных углов и старается избегать их. Ведь при затемнении прилавка у клиента возникает мысль о том, что магазин пытается продать некачественный товар. Сильная, густая тень может привлечь внимание так же, как и световое пятно, – только к себе, а не к товару, который будет невозможно разглядеть. Поэтому освещение должно располагаться равномерно, для того чтобы создавать широту возможности выбора.
Единственный случай, когда можно играть с перепадами освещения – это свет в модном бутике. Зона яркого света олицетворяет собой активную самодемонстрацию и поиск партнера, а участок с приглушенным светом – последующее уединение с партнером. Но даже в таком случае, при создании магазина необходимо быть уверенным в квалификации дизайнера-светотехника, который не нанесет ущерб бизнесу.
В магазинах самообслуживания, особенно в крупных, часто применяются модульные подвесные системы с люминесцентными лампами.
Замечено, что для покупателя является дискомфортной та среда, в которой освещение зоны продажи товара распределено неравномерно или какой-либо источник света оказывает слепящее действие. Такое возможно при размещении подсветки сзади или сбоку товара. К тому же слишком высокая яркость отвлекает от товара, и покупатель испытывает раздражение. Низко расположенные осветительные приборы и подсветка торгового оборудования тоже могут создать эффект ослепимости. Это происходит в тех случаях, когда угол между источником света и уровнем глаз меньше 30°.
Если в торговом зале освещение сделать неравномерным, то покупатели будут двигаться по светлым зонам и максимально избегать затемненные. Поэтому по периметру помещения всегда необходимо устанавливать наиболее освещённые объекты, которые будут привлекать внимание покупателей.
Иногда, для того, чтобы создать сложный и извилистый маршрут движения клиентов создается освещение, которое подчеркивает особенности панировки. Так, потолочные светильники могут располагаться над проходами, образовывая «карту» помещения. Но в любом случае, основной акцент должен сосредотачиваться на товарах. Самый значимый свет должен совпадать с наиболее интересным для магазина товаром. Существенное световое акцентирование в интерьере возникает в тех случаях, когда освещенность в месте акцента в три раза превышает общую освещенность.
Источник