Меню

Какая сила света маяка



Как работает маяк и зачем он нужен в наше время

О чем вы думаете, когда слышите слово “маяк”? Кто-то представит себе GPS-трекер, кто-то — шпионские маячок, кто-то — мигалку на полицейской машине, а кто-то — просто радио Маяк. Но, скорее всего, большинство людей представит именно ту большую красивую башню на берегу моря, окруженную ореолом романтики и стаями голодных чаек. Чтобы вы не представили, но истоки этого слова ведут именно к навигационному сооружению. Если хотите, это первая стационарная навигационная башня. В давние времена она позволяла кораблям не натыкаться на скалы и рифы, а сейчас выполняет эту и некоторые другие не менее важные функции. Эта конструкция сложнее, чем кажется, но важнее, чем можно подумать, просто прогуливаясь по берегу.

Маяки не только красивы, но и функциональны.

Прежде всего, как обычно, стоит понять, что вообще такое маяк и каким определением можно дать ответ на этот вопрос.

“Маяк — башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове или в устье реки.” — определение согласно словарю Ожегова.

Как правило, маяками являются именно стационарные конструкции, установленные на берегу, хотя иногда они бывают плавучими. В этом случае они устанавливаются на специальных понтонах или буях и крепятся якорем ко дну. Выполняемые функции в этом случае схожи с функциями стационарного сооружения.

Когда появился первый маяк

Строительство маяков ведется с древних времен. Когда появился первый из них, сказать сложно, но точно это было примерно в те времена, когда появились более-менее большие корабли и началось массовое движение по воде.

Несмотря на это, есть маяк, который можно назвать самым известным. Им является Александрийский маяк, построенный в III веке до нашей эры. Он даже признан одним из чудес света.

В основе первых маяков лежал огонь. Началось все с того, что греки и финикийцы размечали кострами опасные водные проходы. Постепенно это переросло в стационарные сооружения, в которых в качестве топлива использовались каменный уголь, рапсовое масло и даже керосин.

Важным этапом в истории развития маяков стало появление линзы Френеля, которая позволяла направить поток света в сторону кораблей, но не одним тонким лучом, а в виде рассеянного источника. Так дальность действия маяка становилась существенно выше. Сама линза появилась на свет в 1820 году.

Линза Френе́ля представляет собой оптическую деталь со сложной ступенчатой поверхностью. Она может заменить как сферическую, так и цилиндрическую линзы, а также другие оптические детали, например, призмы.

Если отдельно говорить о других типах маяков, можно отметить, что первый плавучий маяк на реке появился в 1820 году в устье Темзы, а на море только 60 лет спустя. Было это на Северном море.

В истории нашей страны первые маяки появились в восемнадцатом веке. При этом они почти сразу начали появляться не по одному. Наблюдался бурный рост их количества, а связано это было с указами Петра I и развитием флота в тот период. Многие маяки находились в частном владении, но 8 июля 1807 года вышел указ Александра I, согласно которому все они были переведены в подчинение морского ведомства. Только так можно было обеспечить надлежащий уход за столь сложным, но важным сооружением и его своевременно обслуживание.

Так выглядит линза Франеля в маяке.

Все это время за маяками следили специальные люди, которые назывались смотрителями маяков или маячниками, но только в конце тысячелетия у них появился профессиональный праздник — день маячника России. Впервые он был отпразднован 8 июля 1997 года в 190-ю годовщину перевода, про который я говорил выше.

По ту сторону океана, в США, маяки, как и в каждой стране, развивались своим путем. Первый из них был построен в 1716 году рядом с Бостоном. Вы спросите, почему только в это время в крупных странах началось строительство этих сооружений, если они были еще до нашей эры, и будете правы. Строительство действительно шло не очень быстро и в конце XIX века во всем мире насчитывалось всего около ста подобных объектов. Тем не менее, примерно в это время маяки начали строиться и во многих других странах. Например, в Японии.

Один из переломных моментов в конструкции маяков, и вообще в их истории, произошел в начале XX века (1907 год), когда Густавом Даленом был изобретен солнечный клапан. Это позволило сделать маяки автоматическими. Они выключались после восхода солнца и зажигались снова, когда оно садилось или скрывалось за плотными облаками в плохую погоду. Изобретение такого клапана даже было удостоено Нобелевской премии по физике в 1912 году с формулировкой “за изобретение автоматических регуляторов, использующихся в сочетании с газовыми аккумуляторами для источников света на маяках и буях”.

Примерная конструкция солнечного клапана.

Солнечный клапан — устройство для зажигания сигнального огня, обеспечивающее выделение газа только в ночное время или в плохую погоду.

В основе конструкции солнечного клапана лежит колба, в которую помещено четыре стержня. В середине находится зачерненный, а вокруг него установлены три отполированных, которые должны отражать солнечный свет на зачерненный стержень и нагревать его. За счет нагревания он расширяется, давит на клапан и перекрывает подачу газа. В этот момент свет выключается. Когда стержень остывает и сжимается, газ снова открывается и свет зажигается. Принцип работы этого клапана основан на свойствах расширения материалов при нагревании.

Во многом после появления солнечного клапана профессия смотрителя маяка начала исчезать. Сейчас она вообще почти не нужна. За маяками следят в основном техники, которые просто приходят ремонтировать их, если они ломаются. О поломке, опять же, сообщит специальная система самодиагностики.

Раз уж мы говорим об истории маяков, нельзя не отметить и некоторые интересные исторические факты. Например, самое известное происшествие в истории этих навигационных объектов, когда одновременно бесследно пропали три смотрителя маяка на Островах Фланнана в декабре 1990 года. Об их судьбе ничего не известно.

Береговая линия во Франции не обозначалась огнями вплоть до XVII века, чтобы избежать нападения пиратов. А в США с 1886 по 1902 год в качестве маяка использовалась Статуя Свободы. Собственно для этого она и строилась. По задумке она должна была приветствовать своим огнем уставших путников, пересекших Атлантику.

Мало кто знает, но главный открыточный символ Нью-Йорка строился как маяк.

На данный момент самым старым из известных маяков является маяк, находящийся в испанском городе Ла-Корунья. Он был построен во времена римского императора Траяна (II в.).

Читайте также:  Силы света воины добра

Классификация маяков

Маяки делятся на несколько типов, в том числе, по месту установки и по выполняемым функциям.

Как уже было сказано выше, маяки бывают береговыми и плавучими. Первые устанавливаются на берегу или в непосредственной близости от него (на островах, рифах, скалах), вторые плавают вдали от берега на специальных платформах или кораблях, как правило, обозначая вход в порт.

По выполняемой функции маяки различаются на опознавательные и створные. Первые являются одиночными, а вторые обязательно должны работать в паре.

Опознавательные маяки служат для обозначения препятствия в опасных местах, в качестве точки навигации, например, около которой надо совершить поворот, а также служат знаком захода в порт.

Створные маяки куда интереснее. Они не просто показывают, что “Вот тут скалы! Разобьетесь!”, а указывают маршрут до конкретного места. Например, безопасный фарватер при заходе в порт.

Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.

Створные маяки всегда выстраиваются так, чтобы было понятно, в какую сторону движется корабль и какой маневр ему надо совершить, чтобы пройти сложный участок. Впервые такая система обозначения была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «ведущих огней» (англ. Leading Lights). Подобные маяки используются не только на море, но и в речной навигации.

Существует и дневная система опознавания маяков. Для этого они окрашиваются особым образом, чтобы при подходе к нему было понятно с какой стороны от опасной зоны он установлен. Белый цвет означает безопасный сектор, красный обозначает левую от безопасного сектора область, а зеленый — правую.

Принцип работы маяка

Про основы конструкции маяка можно сказать, что она представляет собой прожектор, сила света которого пропорциональна площади собирающего свет зеркала или линзы, а угол, в котором распространяется свет, обратно пропорциональная этой площади.

Сами оптические элементы не делаются из единого куска стекла, так как они очень большие и при условии монолитности будут очень дорогими, сложными в производстве и уязвимыми. А так как это не телескоп, где важна идеальная точность, применение сборной конструкции вполне оправдано.

Так выглядит линза маяка.

Одной из самых удачных конструкция стала та, в которой применялась линза Френеля. При этом конструкция из сборки таких линз и зеркал должна вращаться вокруг источника света. Так достигается возможность не только дальнего обнаружения, но и охват на 360 градусов. В современных маяках используется электропривод элементов, а раньше вместо него был часовой механизм или система грузов. “Заводились” они при помощи мускульной силы смотрителя маяка, которому время от времени приходилось потрудиться.

В качестве источника света в старых маяках использовался огонь, а в современных — электрические лампы, которые питаются от электричества, поданного с берега или дизельного генератора. В плавучих морских маяках используется солнечная энергия и дизельный генератор в качестве резервного источника.

Еще больше интересного контента в нашем Яндекс.Дзен!

Кроме традиционного источника света и вращающегося элемента, в современных маяках часто используется импульсная система. Она позволяет не только визуально узнать конкретный маяк за счет особо ритма срабатывания, но и дать в разных направлениях разное освещение, чтобы капитан мог понять, с какой стороны он подходит в маяку.

Кроме этого, современные маяки оснащаются дополнительными навигационными приборами. Например, радиостанциями или звуковыми излучателями. Это позволяет ориентироваться по ним в условиях плохой видимости. В качестве дополнительного сигнала маяк может выступать в роли отражателя радиосигнала с корабля, опять же давая капитану больше информации для принятия решений.

Даже современным кораблям нужны маяки.

Сколько в мире маяков?

Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков, как навигационного средства, несколько снизилась и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.

Можно спросить, для чего они вообще нужны, если есть спутниковые системы глобального позиционирования и другие современные навороты, включая эхолоты, сонары и прочее. Истинная важность маяков кроется в том, что любая система может дать сбой, а источник света на горизонте вечен. Это как с самолетами, которые могут садиться по приборам, но есть специальные сигнальные огни, которые позволяют визуально контролировать точность захода по глиссаде.

В конце концов, вы же не едете на машине по навигатору, смотря только на него. Он лишь помогает, как и другие элементы, включая дорожные указатели. Именно поэтому, несмотря на развитие техники, визуальное наблюдение остается важнейшим средством ориентации на море, и потому маяки продолжают использоваться.

При этом используются не только старые маяки. В некоторых местах строятся новые, которые должны обезопасить морские пути в условиях изменения навигации и ландшафта. В ближайшее время предсказать отказ от такого средства обнаружения, как маяк не получится, поэтому они еще долго будут существовать и освещать путь кораблям.

Источник

Освещение маяков.

Диоптрические приборы, введенные впервые Френелем в 1819—22 г., совершили переворот в деле маячного освещения. Основные части, из которых Френель составлял свои приборы, следующие: 1) ступенчатые собирающие стекла. Эти стекла, предложенные впервые Бюффоном в 1748 г., состоят из центральной плосковыпуклой чечевицы и нескольких окружающих ее концентрических колец, задняя поверхность которых тоже плоская, а передняя отшлифована по шаровым поверхностям. Фиг. 4 представляет сечение такой чечевицы; угол ВАС может доходить до 74°.

Такое расположение выгодно отличается тем от обыкновенной плосковыпуклой чечевицы, что, будучи правильно рассчитано, почти не имеет сферической аберрации (см. Оптические стекла) и посылает лучи, исходящие из А, почти параллельным пучком. Обыкновенно такой ступенчатой системе придают вид прямоугольника (см. фиг. 4); соединив несколько таких прямоугольников, получают многоугольную, обыкновенно 8-угольную замкнутую призму (тамбур или барабан), внутри которой на оси ее помещается источник света; таким путем получается ряд равноотстоящих параллельных пучков. Более равномерное веерообразное распределение получается с помощью 2) ступенчатых цилиндров. Если вращать профиль ступенчатого стекла вокруг линии, проходящей перпендикулярно его оси через фокус стекла, то получится бочонкообразный полый цилиндр; помещенный внутри его на оси источник света даст равномерный горизонтальный веерообразный пучок, вроде как прибор Марсе. Вертикальное сечение ступенчатого цилиндра изображено на фиг. 5.

Как ступенчатые стекла, так и ступенчатые цилиндры шлифуются не из одного куска, но, по предложению Френеля, составляются из многих отдельных частей, порознь приготовленных. 3) Призматические кольца с полным внутренним отражением. Представим себе (фиг. 6) кольцо, которого сечение есть ABC, при определенном положении его относительно лампы S можно углы его А, В, С рассчитать так, что пучок лучей, попадающий на нижнюю грань AB, благодаря преломлению у AB, полному внутреннему отражению у ВС и новому преломлению у АС из АС выйдет параллельным пучком; такое призматическое кольцо равносильно, следовательно, узкому элементу ступенчатого цилиндра.

Читайте также:  Франческо боччиа чудеса света

Из этих основных элементов Френель раньше всего скомбинировал оптические маячные системы для веерообразного О. всего горизонта. Для этого он строил восьми или десятигранный барабан из ступенчатых стекол; такой барабан захватывал и направлял все лучи, выходящие из источника под углом в 45° — 75°; почти все остальные лучи перехватывались и направлялись либо рядом кольцевых зеркал с параболическим сечением, либо рядом призматических колец. Прибор первого рода изображен в разрезе на фиг. 7, прибор второго рода на фиг. 8.

Приборы Френеля для О. всего горизонта остались основными типами для такого рода маячных оптических приборов; современные приборы этого рода лишь в деталях отличаются от приборов Френеля. Значительному усовершенствованию подверглись, однако, в Англии системы для направления всего света параллельным пучком в одном определенном направлении: работы А. Стивенсона по этому вопросу привели к изобретению и устройству голофотных систем. Голофоты Стивенсона вполне окружают горелку, так что только те лучи не попадают по назначению, которые идут по направлению самой горелки вниз или вверх. Первый голофот Стивенсона (катадиоптрический) состоял из отражающего параболоида с усеченной через фокус его верхушкой, из отражающего полушара с центром в фокусе параболы и из ступенчатого стекла (фиг. 9).

Вопрос об О., даваемом маяками, и о видимости их трактуется весьма различно и не вполне еще разработан. Сила О., равномерно пo всем направлениям свободно распространяющегося света, убывает обратно пропорционально квадратам расстояний от источника света; когда эта сила падет ниже некоторой определенной величины, источник света делается невидимым для глаза. Если за единицу расстояния принять километр, а за единицу света — карсель, то для нормального зоркого глаза предел замечаемого О. есть 0,01, т. е. свет от одного карселя на расстоянии 10 км (1/102 = 0,01). Это дало бы простой расчет для видимости маяка (маяк силой в S карс. виден на расстоянии х км., которое получается из уравнения S/x2 = 0,01), если бы воздух был всегда и совершенно прозрачен. Между тем прозрачность воздуха, т. е. дробь 1/p, которая показывает, какая часть света проникает через слой толщиной в единицу, напр. 1 км., весьма сильно меняется и от 1 (прозрачный воздух) доходит иногда до 0 (сильный туман). Через слой в х км. до какой- нибудь точки пройдет лишь (1/p)x того количества света, которое дошло бы через абсолютно прозрачный воздух, т. е. (1/p)x∙S/x2. Приравняв эту величину пределу видимости (0,01) можно, зная S и р, определить х — видимость маяка; так, напр., если S = 8 карc., а 1/p для данной погоды (туман) равна 1/2, то х получается из уравнения (1/2)x ∙8/x = 0,01 равным 5 км. Отсюда видно, что дальность видимости чрезвычайно сильно зависит от атмосферных условий; поэтому иногда, наоборот, состояние атмосферы выражают в дальности видимости какого-либо определенного источника света, напр. 1 карселя; наблюдения над видимостью маяков и производятся на многих прибрежных станциях для определения прозрачности атмосферы при различных условиях. Так как прозрачность (1/p) весьма сильно меняется, то (по Аллару) условились принимать три степени прозрачности, а, следовательно, и три степени видимости маяка. Средняя дальность видимости есть то наибольшее расстояние, с которого маяк может быть виден в течение половины всех дней в году, малая же и большая дальность соответствуют наименьшему и наибольшему расстоянию, с которых маяк может быть виден в течение 1/12 всех дней в году. На берегах Франции (по Аллару), напр., у одного из огней в 900 карселей эти три дальности видимости равны 19, 39 и 77 км.; по этим данным легко рассчитать и соответствующие величины 1/p. Опыты, правда довольно несовершенные, над зависимостью дальности видимости от цвета источника показали, что при равной интенсивности и прочих равных условиях красный свет виден лучше всех других. Кроме того, видимость маяка может быть ограничена благодаря сферической форме земли; эта «географическая» (в противоположность «оптической») видимость зависит от высоты маяка; так, один и тот же маячный огонь, расположенный на высоте 200 м., будет виден еще на расстоянии 60 км., между тем он же, расположенный на высоте 50 м., будет виден не дальше 34 км.; в легкой степени географическая видимость зависит и от рефракции (см.), и от высоты наблюдателя. Что касается приборов, посылающих параллельный пучок света в определенном направлении, напр. голофотов, то, предполагая полную параллельность лучей, мы придем к заключению, что видимость такого маяка обусловливается единственно прозрачностью воздуха. Ступенчатые стекла Френеля испускают свет, который дает О. изменяющееся в весьма сложной зависимости от расстояния освещаемой поверхности от маячного огня. Опыт показывает, что О. центральной частью пучка света, исходящего из френелевского ступенчатого аппарата, увеличивается с увеличением расстояния освещаемого предмета до некоторого, впрочем, недалекого предела: наибольшая сила О. обнаруживается всего в 80—150 м. расстояния от стекла. С дальнейшим увеличением расстояния О. ослабевает в зависимости не только от неизбежной расходимости лучей, но и от становящегося заметным поглощения их атмосферой. Некоторые подробности о распределении силы в полном пучке света, испускаемого ступенчатыми стеклами, см. Стекла ступенчатые. Сравнение силы О. в 100 м. расстояния от прибора показало, что увеличение собственно силы света лампы той или другой системы, пламя которой помещено в фокусе аппарата, в разных маячных приборах очень неодинаково. При употреблении керосиновой лампы с 5 концентрическими светильнями в фонаре 1-го разряда (1,85 м. в поперечнике) О. фонарем в 100 м. расстояния в 34 раза сильнее О. непосредственно лампой, а такая же лампа в аппарате, имеющем 0,5 м. в поперечнике, получает усиление только в 7 раз. На таком же расстоянии электрический свет силой в 125 карселей получает напряженность в 14800 карс. (т. е. в 118 раз более), выходя из одной грани десятигранного френелевского аппарата. В новейших приборах эта сила света, подобным образом измеренного, превосходит 100000 карселей. О видимости перемежающегося О., о потере света в маячных оптических аппаратах, об устройстве вращающихся приборов, дающих перемежающееся О. — см. специальные сочинения.

Читайте также:  От яркого света текут слезы

К ст. Освещение маяков.

Таблица маячных огней на русских берегах.

I. По берегам Балтийского моря с заливами. а) Постоянные: 1) с электрическим освещением: Михайловский (зимой освещается пиронафтом); имеет аппарат Френеля I разряда (бел.), 2) с освещением сурепным и нефтяным маслом; с аппаратами Френеля:

Николаевский нижний (красн. огонь).
Гогландский верхний (белый огонь).
Пакерорт (бел.).
Тахкона (бел.).
Дагерортский верхний (бел.).
Фильзанд (бел.).
Церель (Свальферорт, бел.).

Стирсуден (бел.).
Сескар (бел.).
Нерва (бел.).
Экгольм (бел.).
Кокшер (бел.).
Южный Катеринентальский (бел.).
Нарген (бел.).
Рэпшер (Норкалаудд, бел.).
Юссарэ (бел. и красн.).
Оденсхольм (бел.).
Вормс (бел. и красн.).
Богшер (бел.).
Люзерорт (бел. и красн.).
Бакгофен (бел.).
Большой Любавский (бел. и красн.).
Домеснес (бел.).
Руно (бел.).
Устьдвинский (Динаминд, бел. и красн.).
Вердер (бел.).
Шельшер (бел.).
Иттергрунд (бел.).
Вальсэрарнэ (бел. и красн.).
Танкар (бел.).

Николаевский верхний (бел. и красн.).
Толбухин (бел.).
Соммерс (бел.).
Южный Гогландский (красн.).
Нижний » (бел.).
Родшер (бел.).
Степшер (бел.).
Сэдершер (бел.).
Грохара (бел. и красн.).
Северный Катеринентальский (бел.).
Нижний Дагерортский (красн.).
Руссарэ (Гангэ, бел.).
Кюпо (бел.).
Логшер (бел.).
Меркет (бел.).
Утэ (бел.).
Нюстадский (Эншер, бел.).
Каскэ (Шельгрунд, красн.).
Стремнингсбодан (Варгэ-Гадарнэ, красн.).
Северный Кваркен (Норршер, бел.).

Петергофский северный (красн.).
» южный (бел.).
Нижний Суроп (бел.).
Стейнорт (бел.).
Мессарагоцем (красн. и бел.).
Патерностер (бел. и красн.).
Бьернеборгский (Себшер, бел.).
Улькокалла (бел.).
Улеаборгский (бел.).

Трутклиппан задний (бел.).
» передний (бел.).

Пограничный (бел.).
Магнусхольм (зелен.).
Румпельгрунд (бел.).
Бредхеллан (бел. и красн.).

Маяки с небольшими диоптрическими аппаратами или без специальных маячных аппаратов:

Боргместаргрунд (бел. и красн.).
Хельэн (белый и красн.).
Кронштадтский (синий и бел.).

3) Маяки с катоптрическими (отражательными) аппаратами:

Верхний Суроп (бел.) — 19 ламп.
Нарвский (бел.) — 7 ламп.
Кунда (бел. и красн.) — 1 лампа.
Кашпервик (бел., зелен. и красн.).

б) Плавучие: 1) с электрическим освещением: Либавский (бел.). 2) с освщением нефтяным маслом, с аппаратами Френеля.

Стуркаллегрунд (бел.) — 3 лампы.

Эрансгрунд (красн.) — 2 огня по 3 лампы.
Реландерс грунд (красн.) — 3 лампы.
Кваркен (Снипан, красн.) — 3 лампы.
Хельсингкаллан (бел.) — 3 лампы.
Нахкиайнен (бел.) — 2 ап. по 3 лампы.
Плевна (красн.) — 3 лампы.

С небольшими диоптрическими фонарями:

Лондонский (бел.) — 5 фонарей.
Верккомоттала (красн.).

3) С отражательными аппаратами:

Елагинский (бел.) — 6 ламп.
Невский (бел.) — 8 ламп.
Кольбоденгрунд (бел.) — 8 ламп.
Ревельстейн (бел.) — 8 ламп.

II. По берегам Черного и Азовского морей. а) Постоянные: 1)с электрическим освещением: Одесский, с аппаратом Френеля I разряда (бел.), Нижний Бердянский (бел.) с аппаратом III разряда. Таганрогский (бел., красн., и зелен.), с аппаратом III разряда. Батумский портовый (строится). 2) С освещением нефтяным маслом, с аппаратами Френеля:

Тарханкутский (бел.).
Херсонесский (бел.).
Айтодорский (бел.).
Чаудинский (бел.).
Кыз-Аульский (бел.).
Чурубашский (бел.).
Камыш бурунский (красн.).
Еникальский (бел.).

Тендровский (бел.).
Кодошский (бел.).
Сухумский (бел.).
Потийский (бел. и красн.).
Батумский (бел.).
Бирючий (бел.).

Воронцовский (красн. и бел.)
Свято-Троицкий (бел.).
Павловский (бел.).
Пенайский (красн. и зелен.).
Дообский (бел.).
Соги (бел.).
Пицундский (бел. и красн.).
Верхний Бердянский (бел.).

Днепровско-Лиманский створный ближний (красн.).
Днепровско-Лиманский створный дальний (красн.).
Верхний Волошский (бел. и красн.).
Константиновский (бел.).
Евпаторийский (бел. и красн.).
Генический (красн.).

Днестровско-Цареградский (красн.).
Керчинский (красн.)

С небольшими преломляющими аппаратами или без специальных маячных аппаратов:

Меганомский (бел.).
Феодосийский (красн. и бел.).
Сиверский створный нижний — с 2 отражат. и 1 преломляющей лампой (красн.).

3) С отражательными аппаратами:

Белосарайский (бел.) — 14 ламп.
Инкерманский створный верхний (бел.) — 2 лампы.
Инкерманский створный нижний (бел.) — 2 лампы.
Сиверский створный верхний (бел.) — 2 рефлектора.
Дидова хата (бел.) — 2 рефлектора.
Суворовский (бел.) — 6 ламп.
Верхний Викторовский створный (бел.) — 4 рефлектора.
Нижний Викторовский створный (красн.). — 4 рефлектора.
Аджигиольский створный дальний (бел.) — 4 рефлектора.
Аджигиольский створный ближний (красн.) — 6 рефл.

б) Плавучие маяки 1) с небольшими фонарями Френеля:

Аджигиольский (бел.) — 3 фонаря.
Тургинский (бел.) — 3 фонаря.
Маяк Донских гирл (бел. и красн.) — 3 фонаря.

2) С отражательными аппаратами:

Песчаный (бел.) — 10 ламп.
Беглицкий (красн.) — 10 ламп с отражательным преломляющим аппаратом.

3) Без специальных маячных аппаратов:

Мариупольский (красн.) — 1 фонарь.

III. По берегам Каспийского моря. а) Постоянные: освещаемые нефтяным маслом, с аппаратами Френеля:

Ашперонский: два огня: а) белый, аппар. I разряда, б) красн., зелен, или бел., аппар. III разряда.
Маяк на острове Жилом (бел.)
Свиной (бел.).

Четырехбугорный (бел.)
Чеченский (бел.).
Амбуранский (бел. и красн.).

Петровский (зелен. и красн.).
Дербентский (бел.).

Наргинский (бел.).
Ленкоранский (бел.).

Бакинский (Девичья Башня, бел. и красн.).

б) Плавучие — все с отражательными аппаратами:

Средне-жемчужный (красн. и бел.) — 7 ламп.

Ашурадеский (бел.) — 8 ламп.
Красноводский (бел.) — 8 ламп.

IV. По берегам Белого моря и Северного Ледовитого океана. а) Постоянные: 1) с аппаратами Френеля.

Маяк на Святом носу (бел.).
Зимнегорский (бел.).
Жижгинский (бел.).

Орловский (бел.).
Сосновец (бел.).

2) С отражательными аппаратами.

Жужмуйский (бел.) — 20 ламп.
Моржовский (бел.) — 15 ламп.
Модьюгский (бел.) — 14 ламп.
Соловецкий (бел.) — 11 ламп.

б) Плавучий маяк. — Северно-Двинский (красн. и бел. огни), с френелевским аппаратом VI разряда.

V. По берегам Восточного океана. Постоянные: 1) с аппаратами Френеля.

Аскольд (бел.).
Поворотный (бел.).

Ларионовский (бел. и красн.).
Речной (бел).

2) С отражательными аппаратами:

Клостеркампский (бел.) — 16 ламп.
Крильонский (бел. и красн.) — 15 ламп.
Жонкиерский (бел.) — 15 ламп.
Петропавловский (бел.) — 14 ламп.

Примечание. В настоящий список вошли огни, называемые в лоциях маяками; что же касается до так назыв. малых маячных огней, портовых огней, огней на башнях, бакенах, будках и т. д., то они в списке не упомянуты. Подобные огни имеют горелки самого разнообразного устройства: с керосином, бензином, газолином, астралином и т. д.; иногда снабжены малыми маячными фонарями системы Френеля.

Литература. Fresnel, «Mémoire sur un nouveau système d’éclairage des phares» (П 1822); Stevenson, «Treatise on the History, Construction and illumination of Light houses» (Л., 1880); Thos. Stevenson, «Light house illumination» (3-е изд., Л., 1881; нем. перев. Nehls’a со 2 изд., Ганновер, 1878); Allard, «Mémoire sur l’intensité et la portée des phares» («Anales des Ponts et Chaussées», 1876); Баженов, «Маяки, их осветительные аппараты и звуковые приборы» (СПб., 1884). Расчет осветительной силы параболических отражательных приборов можно найти в «Осветительная способность прожекторов» В. Чиколева и В. Тюрина (СПб., 1892).

Источник

Adblock
detector