Меню

Как выставлять освещение для портрета



10 схем света для студийной фотосъёмки

Десять схем постановки света со стандартным набором из трёх осветителей Hensel.

Многие фотографы задают вопрос, как ставить свет в студии при съёмке портрета. Понимая, что без примеров учиться очень сложно, мы решили написать статью о фотосъёмке fashion.

Для того чтобы схемы можно было легко повторить в большинстве студий, мы использовали 3 моноблока Hensel 500 Integra.

И самые популярные светоформирующие насадки: октобокс 80 см, серебристый зонт 120 см, портретную тарелку, стандартные рефлекторы, стрипбоксы 60х120 см и 30х180 см (в идеале должны быть одинаковыми, но пришлось работать с тем, что есть).

Помимо этого, мы использовали отражающие панели и чёрные флаги.

Схема 1

В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.

Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.

Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон — только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.

Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.

Схема 2

Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.

При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.

Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.

В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.

Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.

Схема 3

Очень простая схема. В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Модель снималась в полный рост, и для контрового света мы использовали ростовой стрипбокс 30х180 см, который установили слева от модели. Этот стрипбокс удобен для съёмки моделей в полный рост.

В итоге мы получили ярко освещённую модель, выделяющуюся на тёмно-сером фоне.

Схема 4

Схема с одним источником света. Рисующий свет от нашего фаворита — моноблока с октобоксом. По бокам модели две широкие отражающие панели для заполнения светом.

Этого оказалось вполне достаточно для получения интересной фотографии.

Как видите, фон при этом освещён равномерно.

Почему я назвал октобокс фаворитом? Он мне всегда нравился — достаточно мягкий, почти как от зонта, но легко управляемый свет. И в зрачках модели не получается квадратного блика, в отличие от обычного софтбокса.

Схема 5

В данной схеме рисующим стал октобокс, контровой стрипбокс, отделённый от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон.

Чтобы получить на фоне градиент, мы поставили моноблок с рефлектором и сотами.

Светлое пятно на сером фоне оживило изображение.

При достаточной фантазии цветные фильтры, установленные на фоновом светильнике, добавят изображению желаемый эффект и превратят нежно-серый фон в цветной. Размер пятна легко отрегулировать с помощью установки сотовой решётки различной градусности.

Схема 6

В предыдущем кадре мы получили однородный тёмно-серый фон.

Добавив в кадр уже применяемый нами фоновый светильник со стандартным рефлектором и сотами, мы осветили фон и изменили настроение в кадре.

Читайте также:  Светильник светодиодный аккумуляторный аварийного освещения дба 3926

Этот пример лучше всего показывает, как любая схема может быть изменена и пополнена для достижения конкретной цели.

Схема 7

Фотосъёмка достаточно высокой модели в полный рост потребовала равномерного освещения от верхней до нижней границы кадра. Этого легко добиться, используя в качестве рисующего света осветитель с длинным стрипбоксом.

В качестве контрового света также использовался стрипбокс. По бокам модели установили чёрные светопоглощающие панели. Свет от источников попадал на модель, светопоглощающие панели исключали его бесконтрольное переотражение в кадре.

Схема 8

В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Контровой источник со стрипбоксом установили позади модели слева и достаточно высоко, чтобы подсветить причёску.

Для заполнения кадра добавили отражатели справа от модели.

Такая схема постановки позволила нам чуть приглушить освещение фона и обрисовать модель контровым светом.

Схема 9

Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.

В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.

Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).

Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.

Схема 10

В качестве рисующего света мы использовали портретную тарелку. Чтобы получить более направленный пучок света, надели сотовую решётку.

По обеим сторонам от модели установили светопоглощающие панели, так называемые французские флаги. Модель в чёрной кожаной куртке, освещённая узким пучком света, получилась на абсолютно чёрном фоне.

Чтобы куртка не сливалась с фоном, мы осветили последний с помощью стандартного рефлектора.

Итоги

Завершая данный обзор, хочу сказать, что хорошие кадры можно сделать как с одним, так и с двумя источниками света, комбинируя их в соответствии с вашей фантазией. Использование же при съёмке трёх источников света практически делает ваши возможности безграничными. Не зря же многие известные компании, и в их числе Hensel, производящие и продающие осветительное оборудование, комплектуют наборы из трёх осветителей и светоформирующих насадок, упакованных в удобный фирменный кофр.

Бэкстейдж

Источник

Как снимать отличные портреты с одним источником света и отражателем

Освещение для портретной съемки, часто воспринимается как нечто сложное и подвластное только профессионалам, но так ли это? Конечно, с точки зрения технических аспектов, нужно много изучить, прежде чем вы сможете по-настоящему освоить портретное студийное освещение. Также существует множество методик, в которых используются многочисленные источники света настроенных на различную мощность с различными светомодификаторами.

Но нужны ли они? Если вы хотите изучить все аспекты освещения на все 100%, то ответ — да. Тем не менее, если вы новичок, то слишком легко увязнуть в этих сложностях. Ведь на самом деле вы можете сделать хорошую фотографическую карьеру, не касаясь этих методик и связанных с ними сложностей.

Один источник света.

Имея всего один источник света и отражатель, у вас есть достаточно творческих возможностей в плане освещения, чтобы вы могли сделать хорошее и разнообразное портфолио. Технически отражатель — это второй источник света, главное им правильно пользоваться.

Возможно, как только вы освоите основы освещения, вам захочется погружаться все глубже и глубже, пока вы не доберетесь до сверхсложных световых схем. Одна простая световая схема может дать вам как драматические фотографии в темном ключе, так и яркие портретные снимки с в светлом ключе с большим количеством деталей.

Что вы должны знать

В этой статье будут рассмотрены примеры съемки в студии, где выключается весь окружающий свет, и таким образом, наш один источник света и отражатель являются единственными вещами, освещающими модель.

Читайте также:  Параметры для нормирования естественного освещения

Рисующий (ключевой) свет — основной источник света. В нашем случае это вспышка. Это также может быть любой другой тип освещения, такой как свет от окна или уличный свет. Это основной свет, которым вы будете формировать светотеневой рисунок на вашем объекте съемки.

Заполняющий свет — в нашем случае это работа отражателя. При расположении напротив основного источника света отражатель отбрасывает свет обратно на объект и заполняет тени. Это помогает уменьшить контраст, а также приводит к более красивым портретным кадрам. Заполняющий свет можно организовать при помощи второго источника света, но мы как договорились работаем с отражателем.

Отражатель

Во всех этих примерах (кроме одного, который аннотирован), использовался большой, дешевый отражатель 5 в 1. Вы можете купить подобный практически в любом месте, где продается фототехника или просто заказать на aliexpress, как правило цена такого от 700 руб (

$10). Конечно, есть дорогие версии, но по моему опыту, они не стоят дополнительных денег. Возьмите дешевый отражатель диаметром 80 или 100 см.

Если вы не хотите покупать отражатель, то его довольно легко сделать. Белый пенопласт, картон, окрашенный в белый цвет, или фольгированая изоляция — все это легко превращается в отражатели.

Модификаторы света

Поскольку в этом уроке по фотографии мы обсуждаем портретную съемку, то мы будем использовать светомодификаторы, которые дают свет разных характеристик.

Пример 1

Съемка этого кадра была предельно простой. Объект съемки был размещен около метра от фона. Источником света был полуторометровый октабокс, который был расположен под углом в 45 градусов к модели. Расстояние от источника света определяли, наблюдая за тем, как рисующий свет падал на объект, и где в ее глазах были светящиеся блики. Опытным путем определили, что свет хорошо ложится, когда октабокс расположен на расстоянии 1,5 метра.

Поскольку октабокс является довольно большим светомодификатором, было бы возможно отказаться от использования отражателя. Мягкий свет, создаваемый большим модификатором, будет приятно обволакивать модель. Это также означает, что объект может поворачиваться и смотреть в любом направлении.

Несмотря на это, я все же решил добавить отражатель, чтобы осветить теневую сторону. Он был расположен максимально близко к объекту, но так, чтобы не влезал в кадр.

Пример 2

Как и в первом примере, эта фотография была сделана с источником света под углом 45 градусов к объекту. На этот раз модификатор представлял собой софтбокс среднего размера 60х90 см.

Чтобы получить максимально мягкий свет, софтбокс поместили как можно ближе к модели, он даже влез в кадр, потом пришлось ретушировать и убирать его из угла кадра.

На этот раз отражатель был немного повернут от источника света. Я сделал так потому, что не хотел, чтобы вся площадь поверхности отражателя работала и заполняла все тени, я хотел сохранить некоторое драматическое освещение.

Пример 3

На этом снимке источник света по-прежнему под углом 45 градусов, здесь изменился только модификатор.

Софтбокс был заменен на портретную тарелку, чтобы увеличить контраст и добавить драму. Отражатель был слегка повернут, чтобы он максимально воздействовал на теневую сторону.

Пример 4

Чтобы получить по-настоящему контрастное освещением, которое возможно с одним источником света, в этом примере я использовал портретную тарелку с сотовой насадкой. Источник света опять же установлен под углом 45 градусов. Благодаря такой асадке свет падает более направлено и резко по сравнению с большими софтбоксами. Кстати если вам не знакомы светомодификаторы и какой светотеневой рисунок дает каждый, то вам нужно ознакомиться с курсом: “Домашняя мобильная фотостудия для новичка”. В курсе подробно рассказано про все светомодификаторы, как и где их недорого купить, и как получать при помощи них профессиональные фото журнального качества.

Был добавлен серебряный отражатель, чтобы заполнить тени и обеспечить отделение модели от фона.

Пример 5

В этой статье я писал, что вы вполне можете обойтись без использования золотой стороны отражателя 5 в 1. Вместо золотой стороны обычного отражателя 5 в 1 я использовал отражатель Westcott Omega, на котором золотая сторона не гораздо бледнее и дает менее навязчивый, легкий золотой отблеск, что делает его намного более привлекательным для портретов.

Читайте также:  Договор оказания услуг по ремонту освещения

Основным светом на этой фотографии был полуторометровый октобокс с сотовой насадкой. Кроме октабокса были другие источники света, обратите внимание на окна, которые расположены слева от точки съемки. Свет из окна использовался как заполняющий. Золотой отражатель был установлен справа.

Добавляя единственный источник света к окружающему освещению, вы получаете невероятное количество возможностей по освещению.

Пример 6

Этот снимок был создан точно так же, как и предыдущий, с тем же октабоксом и тем же золотым отражателем. Однако на этот раз мощность вспышки была увеличена, чтобы подавить окружающий свет из окон. Отражатель был также расположен немного сзади объекта, чтобы проявить детали в ее волосах.

Пример 7

Одна из техник, которая мне действительно нравится — это поместить источник света прямо перед моделью и как можно ближе к ней. С помощью одного источника света это может создать прекрасные, драматические образы. Этот кадр был сделан с большой портретной тарелкой.

Белый отражатель был расположен под углом в ноль градусов и лежал на коленях модели. В данном случае отражатель заполнял тени на шее и подбородке. Часто для такой цели используют 2 источника света, мы же обошлись всего одним.

Я мог бы продолжать дальше и дальше. Суть в том, чтобы напомнить вам, что вы никогда не должны забывать о силе простоты, когда речь идет о технике освещения.

Несомненно, схемы с шестью источниками света, тремя отражателями, девятью флагами, собакой вашего соседа великолепны, и вы должны обязательно попробовать и их. Но помните, что сила в простоте.

Советы

Вот несколько советов и приемов, которые помогут вам максимально эффективно использовать один источник света:

Устанавливайте источник света ближе. Кроме того, чем больше источник света, вернее, чем больше площадь излучения светомодификатора, тем мягче свет. Чем мягче свет, тем более красиво будет освещен объект съемки.

Не нужно просто устанавливать отражатель, потому что я вам это сказал. Посмотрите, что он делает. Используйте моделирующий свет и научитесь видеть тонкие различия, которые создает отражатель. Сначала это сложно, но с практикой вы начнете видеть разницу и преимущества его использования.

Замеряйте свет с отражателем и без него. Поскольку отражатель действует как второй света, вы можете измерить его экспозицию. Если вы хотите определенное соотношение рисующего и заполняющего света, измерьте его при помощи экспонометра.

Не бойтесь устанавливать отражатель под странными углами. В частности, если это большой отражатель, вам в некоторых случаях не будет нужна вся площадь его поверхности. Поверните его любым способом, который обеспечит эффект, который вы ищете и не важно, что это будет смотреться нелепо.

Нет отражателя? Закажите его прямо сейчас. Шутки в сторону. Если вы занимаетесь портретной фотографией и у вас нет отражателя, вы многое теряете. Цены на aliexpress начинаются от 700 руб за отражатель 5 в 1 с доставкой (диаметр 80 см). Не думаю, такая сумма для вас будет проблемой.

Используйте эти техники съемки в любом жанре. Я показывал на примере портретов. Но каждый рассматриваемый пример может быть использован для освещения любого объект. Цветы? Снимайте. Животные? Снимайте. Фуд фотография? Снимайте.

Заключение

С точки зрения вариаций этих методов, эта статья не была всеобъемлющей. Честно говоря, использование одного источника света и отражателя предоставит вам бесконечное разнообразие техник для вашей фотографии.

Когда вы начинаете съемку с одним источником света, я настоятельно рекомендую вам изучить ее как можно шире, прежде чем переходить к более сложным схемам, и вы сможете обнаружить, что простота часто будет выигрышнее.

Источник