Меню

Как укрепить столбы освещения



Выравнивание ( выправка) опор и столбов ЛЭП

Настоящие Рекомендации предназначены для выполнения работ по устранению наклона (выправке) железобетонных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением 35 кВ и выше, имеющих отклонение от вертикали в плоскости, перпендикулярной линии, образовавшееся вследствие смещения опоры в грунте .Выправка опор может производиться как с отключением, так и без отключения ВЛ.

Выправке подлежат опоры при отклонении стойки от вертикали более чем на:

  • 25 см — для опор с вибрированными стойками длиной 16 м;
  • 35 см — для опор с центрифугированными стойками длиной 22 м;
  • 40 см — для опор с центрифугированными стойками длиной 26 м.

При отклонении стойки от вертикального положения, превышающем указанное в графе 5 табл. 1 значение, выправка опоры производится немедленно.

Не подлежат выправке опоры с центрифугированными или вибрированными стойками, имеющими на высоте менее 5 м от уровня земли:

  • поперечные трещины с шириной раскрытия более 0,4 мм;
  • сколы бетона глубиной более 25 мм, длиной 1 м и более с обнажением арматуры для стоек из вибробетона и площадью более 25 см2 для стоек из центрифугированного бетона.

Выправке не подлежат также стойки опор, имеющие искривление (изгиб).

В скальных и мерзлых грунтах выправка опор запрещается.

Выправка опор производится поперек оси линии созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры.

Рис. 1. Схема выправки железобетонной опоры:

а — отклонение опоры от вертикали; h — высота опоры; 1 — стойка; 2 — откапываемый котлован; 3 — тяговый трос; 4 — динамометр; 5 — блок; 6 — лебедка

Тяжение производится с помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия в тяговом тросе. Контроль за тяжением осуществляется с помощью динамометра, включенного в тяговый трос.

В качестве тягового механизма может использоваться автомашина с лебедкой или ручная лебедка МТМ-1,6.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЯ СТОЙКИ ОПОРЫ ОТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Отклонение стойки опоры от вертикального положения определяется с помощью теодолита или отвеса.

С помощью отвеса отклонение стойки опоры определяется следующим образом:

На наклоненной стойке опоры по оси ВЛ на высоте около 2,0 м наносится первая точка, на расстоянии 1,5 м ниже первой — вторая (рис. 2).

К верхней точке прикладывается отвес, с помощью линейки измеряется расстояние между нитью отвеса и нижней точкой.

По результатам измерений и табл. 1 определяется отклонение стойки опоры и необходимость ее выправки.

При определении отклонения стойки опоры с помощью отвеса необходимо исключить влияние ветра на отвес.

Рис. 2. Измерение наклона опоры:

а — расстояние между нитью отвеса и нижней точкой; 1 — верхняя точка; 2 — нижняя точка; 3-отвес

Значения отклонений стойки опоры, подлежащей выправке

Отклонение (см) нити отвеса и стойки опоры, при котором выправка производится

в плановом порядке

Отклонение нити отвеса на длине 1,5 м

Отклонение стойки от вертикали

Отклонение нити отвеса на длине 1,5 м

Отклонение стойки от вертикали

С вибрированными стойками длиной 16 м

С центрифугированными стойками длиной 22 м

С центрифугированными стойками длиной 26 м

Примечание. Значения отклонений стойки опоры от вертикали приняты в соответствии с «Объемом и нормами испытаний электрооборудования: РД 34.45-51-300-97» (М.: НЦ ЭНАС, 1998) и «Методическими указаниями по оценке технического состояния воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ и их элементов» (М.: СПО ОРГРЭС, 1996).

3. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО ВЫПРАВКЕ ОПОР

3.1. До начала работ по выправке опор производится оценка возможности их выполнения (см. п.1.5 настоящих Рекомендаций), определяется наличие и расположение ригеля, в зависимости от состояния грунта уточняется необходимая глубина откопки котлована и определяются необходимые способы усиления заделки опор в грунте (установкой ригелей, созданием банкеток и т.д.).

3.2. Заглубление опоры в грунте определяется по данным измерения высоты наземной части опоры или расстояния от контрольной риски (наносится на стойке опоры при изготовлении на расстоянии 4,5 м от комля) до уровня грунта.

3.3. Со стороны, противоположной наклону опоры, удаляется грунт вручную или с помощью механизма (экскаватора, буровой машины), не нарушающего значительно целостности грунта.

Читайте также:  Кабель для уличного освещения подземный

3.4. При работе вручную откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2 — 1,5 м. Ширина котлована в верхней части должна составлять около 30 см. Ригели, если они имеются, откапываются полностью и отсоединяются от стойки.

3.5. При откапывании грунта экскаватором котлован должен быть ориентирован вдоль линии на расстоянии не менее 0,5 м от стойки опоры, чтобы избежать излишнего нарушения грунта в плоскости действия тягового усилия (рис. 3).

Р ис. 3. Котлован, откапываемый с помощью механизма:

1 — опора; 2 — котлован

3.6. При применении буровой машины диаметр бура должен составлять 0,4 — 0,7 диаметра стойки опоры, подлежащей выправке. Центр бура устанавливается на расстоянии 0,5 м от тела опоры.

3.7. При необходимости котлован вручную очищается от земли.

3.8. После откопки котлована на стойке опоры на высоте около 4 м от земли крепится тяговый трос. Тросовая петля крепится к стойке с борта автомобиля или с земли с подъемом ее шестом или рейкой. Необходимость установки деревянных прокладок между тросовой петлей и телом стойки опоры определяется состоянием бетона стойки. Диаметр троса должен быть не менее:

13 мм — при выправке опор с вибрированными стойками; 17 мм — при выправке опор с центрифугированными стойками.

3.9. В тяговый трос включается динамометр 4 (см. рис. 1) с пределом измерения до 5,0 т.

3.10. Для обеспечения плавности хода тягового механизма рекомендуется применять блок 5 (схему удвоения к тяговому механизму) — см. рис. 1.

3.11. Плавным увеличением тяжения производится перемещение стойки опоры в плоскости, перпендикулярной оси ВЛ. Стойка двухцепной опоры перемещается до вертикального положения; вершина стойки опоры, имеющей неуравновешенный момент (одноцепные ВЛ) и наклон в сторону двух траверс, должна быть перемещена за вертикальное положение на 20 — 30 см.

3.12. Тяговое усилие, прилагаемое к стойке опоры, не должно превышать значений, приведенных в табл. 2.

Для типов стоек, не указанных в табл. 2, значение изгибающего момента в сечении стойки на уровне земли, создаваемого при выправке, не должно превышать 50% его предельного значения. Таблица 2

Значения тягового усилия при выправке опоры

Тяговое усилие (т) не более

СК-1, СК-2, СН-1, СН-2, СН-3, С-301, С-302

СН-220, С-220к, СН-220-пр

СК-4, СК-4а, СК-5, СК-6, СК-8

Вибрированные СВ-1, СВ-2, СВ-3

3.13. Допускается появление волосяных трещин на стойке, образующихся при выправке железобетонных опор с ненапряженной арматурой.

3.14. По окончании выправки пустоты вокруг стойки опоры заполняются гравийно-песчаной смесью или крупнозернистым песком с послойным уплотнением (трамбованием).

3.15. Если опора до выправки имела отклонение от вертикали более указанного в графе 5 табл. 1 значения или недозаглубление более 20 см, ее заделка после выправки должна быть усилена соответственно установкой ригелей или созданием банкетки с ригелями.

Ригели устанавливаются на глубине порядка 30 см от поверхности грунта.

Высота банкетки должна быть равной двойной высоте недостающего заглубления; ригель размещается внутри банкетки (рис. 4).

Во всех случаях ригели следует устанавливать вдоль линии; установка ригелей поперек линии не допускается.

Рис. 4. Усиление заделки железобетонной опоры банкеткой с ригелем:

1 — положение стойки после выправки; 2 — положение стойки до выправки; 3 — ригель; 4 — банкетка; 5 — гравийно-песчаная смесь

4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. При организации и производстве работ по выправке опор должны соблюдаться требования «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок» (М.: Энергоатомиздат, 1989).

4.2. Работы по выправке железобетонных одностоечных опор производятся в соответствии с технологическими картами на этот вид работ, утвержденными руководством энергопредприятия, и настоящими Рекомендациями.

4.3. Работа по выправке опор на ВЛ производится по наряду-допуску бригадой в составе: производителя работ с группой по электробезопасности не ниже IV, двух электромонтеров — с группой не ниже III, двух водителей механизмов (буровой машины или экскаватора) — с группой по технике безопасности не ниже II. При этом члены бригады должны пройти обучение производству данного вида работ на отключенной ВЛ.

4.4. Выправку опор не допускается производить при наличии трещин и сколов бетона, регламентированных в п.1.5 настоящих Рекомендаций.

Читайте также:  Tws реле освещения с датчиком

4.5. Перед началом работ необходимо проверить исправность инструмента, механизмов, приспособлений, такелажа и защитных средств (табл. 3), обратив особое внимание на сроки их испытаний.

4.6. Сигналы и команды, которыми управляется работа механизмов, отрабатываются заранее и напоминаются при инструктаже и допуске бригады к работе.

4.7. В момент натяжения тягового троса члены бригады должны находиться на расстоянии от стойки опоры не менее ее высоты, а тяговый механизм — не менее 1,2 ее высоты.

4.8. Запрещается производить выправку опор при скорости ветра свыше 10 м/с, в темное время суток, при тумане, гололеде, при не полностью оттаявшем грунте.

4.9. Запрещается применять в качестве тягового механизма автомобиль без лебедки.

4.10. При производстве работ по выправке опор на ВЛ, находящейся под напряжением, тяговый механизм и механизмы на резиновом ходу должны быть заземлены.

Заземление может быть установлено непосредственно на тросе или тяговом механизме.

При применении тягового механизма на гусеничном ходу заземление не требуется.

Источник

Технология установки опор уличного освещения

Обустройство системы уличного освещения является ответственным и кропотливым действием. Это объясняется наличием различных требований и норм. Первым делом необходимо достичь максимальной функциональности осветительных приборов и реализовать правильную установку опор освещения.

Разновидности и материал опор

В качестве основной опорной конструкции для приборов уличного освещения используются столбы. В течение многих лет их изготовляли из стали, дерева, бетона, железа и железобетона, что объяснялось надежностью и прочностью этих материалов. Подобные опоры устанавливались в разных точках населенного пункта, включая:

  1. Тротуары улиц и пешеходные дорожки.
  2. Автомобильные трассы или магистральные дороги.
  3. Участки возле государственных учреждений.
  4. Автозаправочные станции.
  5. Стоянки автомобилей.

В зависимости от материала изготовления столбы могут обладать разным весом и характеристиками.

Конструкции из дерева и бетона

Уличные столбы освещения на основе дерева и бетона пользуются большим спросом и применяются в разных странах. В зависимости от типа конструкции выделяют такие разновидности столбов:

  • промежуточные;
  • угловые с подкосом;
  • угловые с оттяжкой;
  • анкерные.

К преимуществам моделей из дерева следует отнести:

  1. Небольшой вес. 10-метровый столб с пропиткой может весить 300 кг, поэтому он гораздо легче изделий из других материалов. За счет этой особенности затраты на транспортировку опоры сокращаются, ее можно погрузить в вагон или машину и доставить на место монтажа.
  2. Отсутствие сложностей установки. Выполнить монтаж опоры из дерева может несколько человек, без применения специальной техники. Для этого используют трос или канат, а также вспомогательные устройства.
  3. Способность дерева выдерживать большие нагрузки. Деревянные опоры не боятся изгибов и сохраняют прочность при интенсивном воздействии.
  4. Диэлектрические характеристики. В отличие от металла, древесина не передает электрический ток на землю в случае короткого замыкания. Это исключает необходимость покупки и установки изоляционных систем.
  5. Доступная стоимость. Опоры из дерева стоят от 2 до 6 тыс. рублей.

К минусам деревянных столбов относят уязвимость к гниению и вероятность повреждения в случае появления кромки льда на проводах. Чтобы укрепить опору, вокруг нее делается бетонная опалубка.

Металлические и железобетонные изделия

Еще для обустройства систем уличного света используются металлические и железобетонные опоры освещения. При этом вторые характеризуются следующими плюсами:

  1. Устойчивость к коррозийным процессам. Это свойство характерно для железобетонных изделий, т.к. металл остается уязвимым к коррозии.
  2. Высокая прочность. Осветительный столб из железобетона намного прочнее металлического, что делает его востребованными для агрессивных условий эксплуатации.
  3. Железобетон считается диэлектриком, который полностью поглощает любой ток и изолирует его от окружающей среды.

Металлические оцинкованные модели создаются на основе листа толщиной 3-4 мм и обладают конической граненой формой. Высота конструкции может варьироваться от 3 до 12 м, хотя существуют и специализированные опоры, высотой до 24 м.

Стальные опоры освещения поставляются с кронштейнами для монтажа осветительных приборов. В зависимости от специфики системы разрабатывается целая гамма металлических кронштейнов.

Основные принципы размещения

Существует несколько принципов и норм, в соответствии с которыми устанавливаются опоры уличного освещения. Перед определением расстояния между столбами освещения нужно разобраться с их конструктивными особенностями. Подобное изделие состоит из 2 частей:

  1. Основной элемент, который является опорой. Высота столбов зависит от его назначения и условий эксплуатации. При установке конструкций в малонаселенных пунктах принято придерживаться такой технологии, чтобы падающие лучи формировали своеобразный конус на земле.
  2. Источник светового потока. Прибор устанавливается в самой верхней части осветительного столба и может обладать разной формой и рабочими параметрами. Они определяются местом монтажа линии освещения. Так, если нужно обустраивать иллюминации автомобильных дорог, понадобится установить мощное оборудование, поэтому его размер будет достаточно большим. При освещении парков отдыха, скверов или открытых площадей основной акцент ставится на декоративность осветительных приборов.
Читайте также:  Измеритель освещения ms6610 mastech

Нередко столбы с лампами предназначаются не только для обеспечения улиц светом, но и фиксации различных коммуникационных проводов и линий электропередач. Расстояние между ними увеличивается в соответствии с установленными нормами.

Организация и порядок выполнения работ

На первый взгляд может показаться, что работы по установке столбов с фонарями не требуют больших усилий. У многих создается впечатление, что достаточно применить кран, поднять им опоры и закрепить их в заранее проделанных скважинах, но на практике ситуация выглядит иначе.

Существует масса норм и технологических карт, по которым выполняется монтаж опор.

Использование технологической карты

Самая распространенная технологическая карта предназначена для установки и демонтажа опор и других подобных конструкций с помощью краново-буровой машины «BOSCHUNG DELPHI S-111».

С помощью бурильной установки проделывается скважина, после чего туда фиксируется столб. При демонтаже опоры из земли применяется аналогичная техника.

Если технологическая карта адаптирована к отдельной строительной площадке, следует определить объем работ, провести расчеты и составить приблизительный график. С помощью карты можно организовать автоматизированное рабочее место для специалистов, которые будут участвовать в строительном процессе.

Монтаж опор

Перед тем как приступить к монтажу опор освещения, нужно реализовать несколько подготовительных действий:

  1. С учетом Правил о договорах подряда на проведение строительных работ подготавливаются нужные документы.
  2. После этого происходит согласование графиков поставки исходного сырья и техники. На этом этапе учитывается последовательность монтажных работ, которые будут выполняться на строительной площадке.
  3. Согласно СНиПу, необходимо предусмотреть все требования противопожарной безопасности.
  4. На последнем этапе осуществляется разработка проекта и подготовка документации для инженеров и бригадиров.

В случае если подключение уличных светильников осуществляется на проезжей части или загородной автомобильной магистрали, нужно разработать проект по организации движения автомобилей. Перед монтажом фонарных столбов проводится геодезическая разбивка осей трассы.

В конце происходит составление акта со всеми сопутствующими документами и технологической картой.

Демонтаж опор освещения

Необходимость извлечения опоры уличного освещения возникает в случае повреждения конструкции или изменения технологической карты. Подобный процесс требует повышенного внимания и осторожности, а в его выполнении принимают участие специалисты. Изначально они проводят обследование линий напряжения, определяют состояние столбов и определяют план действий.

Для демонтажа опор мастерам нужно обладать навыками промышленного альпинизма и применять автомобильный кран.

Технология демонтажа определяется способом крепления столба освещения. Сегодня применяются такие варианты фиксации: сварка, крюки, специальные крепежные элементы. Порой удается осуществить демонтаж своими усилиями, но в основном приходится задействовать профессиональную технику. Но независимо от специфики крепления, работы по демонтажу столбов осуществляются на большой высоте и требуют особой ответственности.

Демонтаж проводится после отключения проводов и состоит из следующих этапов:

  1. Предварительная оценка участка и состояния столбов.
  2. Создание плана действий по демонтажу.
  3. Задействование специальной техники и оборудования.
  4. Снятие электрических проводов.
  5. Демонтаж опоры и фундамента (если он имеется).
  6. Установка нового столба или засыпка углубления.
  7. Вывоз образованного в процессе демонтажа мусора на свалку.

Обязательные требования для проведения работ

Установка опор наружного освещения осуществляется с учетом установленных требований и правил.

В первую очередь нужно позаботиться о всей требуемой документации и разрешениях. Для повышения надежности крепления фланцев применяются корончатые гайки со шплинтом. Сам столб обрабатывается защитной краской или грунтовкой, а при монтаже в мягкую почву дополнительно усиливается песчано-щебеночной подушкой.

Если учесть такие нормы, процесс установки опор будет максимально качественным и результативным.

Источник

Adblock
detector