Меню

Как цилиндр отражает свет



СВЕТОТЕНЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ

Простейшие геометрические тела лежат в основе строения любых предметов. Зная законы распределе­ния светотени на шаре, цилиндре, ку­бе, т. е. на шаровых, цилиндриче­ских и плоских поверхностях, мож­но легко разобраться в светотени лю­бых сложных по форме предметов. Так, прежде чем приступить к изоб­ражению какого-нибудь предмета, необходимо найти его основные, ха­рактерные признаки. Если предмет

похож на шар, значит, главный, ос­новной признак его формы — шарообразность и общее распреде­ление светотени будет следовать закону распределения светотени на шаре. Сравнение и нахождение сход­ства данного объекта с формой прос­тейшего геометрического тела, кото­рое является для него основой, об­легчает светотеневое решение слож­ной формы.

Так как рельеф формы и светоте­невые градации становятся хорошо заметными в простейших условиях освещения, когда изображаемый предмет, как это почти всегда бывает в природе, освещается одним основ­ным источником света и, кроме то­го, отраженным светом (одним боль­шим по силе, другим меньшим), то для установления характера распре­деления светотени на геометрических телах будем освещать их сильным боковым светом с подсвечиванием теневых сторон отраженными луча­ми. Поставим белую вертикальную плоскость недалеко от теневой части предмета (рис. 17,48). Лучи света, освещающие цилиндр и шар, разде­ляют их поверхность на освещенную и теневую части, граница которых обозначена на рисунке линией (АА‘ — для цилиндра, АВ — для шара).

Часть поверхности тела, которая скрыта от источника света и на­ходится в тени, называется собствен­ной тенью, а освещенная часть по­верхности — светом.

Степень освещенности отдельных участков кривой поверхности опре­деляется величиной угла падения лу­чей света: самым освещенным будет участок, перпендикулярный к на­правлению лучей.

Постепенный переход от света к тени на цилиндрических и шаровых поверхностях будет включать участок полутени, так как угол падения лучей света по мере приближения к линии тени постепенно уменьшается. Отраженный свет, падающий на теневую часть тела, образует реф­лекс. Отраженные лучи, падающие под прямым углом на теневую часть, как показано на рисунке, образуют самое светлое место рефлекса, кото­рое постепенно утемняется к линии тени. Отраженный свет слабее света первоисточника, поэтому рефлекс в теневой части предмета темнее полу­тени, куда попадает скользящий свет.

В зависимости от формы пред­мета отражение от его поверх­ности бывает более или менее равно­мерным во все стороны, но на участ­ке, на который мы смотрим под уг­лом, равным углу падения лучей ос­новного света, отражение в нашу сторону будет наибольшим. В этом месте мы видим предмет более свет­лым, чем в других. Это светлое пят­но называется бликом. Свет, полу­тень, тень имеют на поверхности предмета определенные места, но блик не имеет определенного место­положения, так как зависит не толь­ко от направления источника света и формы предмета, но и от местопо­ложения рисующего.

На предметах с блестящими (глянцевыми) поверхностями блики ярче и определеннее по своим границам, чем на матовых и шероховатых поверхностях. Форма блика нахо­дится в прямой зависимости от фор­мы предмета и источника света. Тщательно прорисованные блики имеют большое значение в передаче материальности предметов, под­черкивают их объемность и характер источника освещения.

Освещенные куб и пирамида мо­гут дать представление о размеще­нии светотени на предметах с плоскими поверхностями. Их грани осве­щаются различно. Наиболее осве­щенной будет та грань, на которую лучи света падают под большим углом, а по мере уменьшения угла между лучами света и гранью сте­пень ее освещенности уменьшается. Каждая грань куба и пирамиды зри­тельно воспринимается освещенной неодинаково во всех ее точках. В си­лу контраста светлая поверхность на границе с темной всегда будет ка­заться несколько светлее, а тем­ная — темнее. Итак, мы установили, что свет­лота поверхности зависит от рас­стояния до источника света, от угла падения света на поверхность, от характера и цвета самой поверхности, способной в той или иной мере отра­жать свет.

Читайте также:  Вы как свет средь тьмы

Источник

Что такое светотень? Разбор светотени на рисунке

Распределение света и тени на всем, что нас окружает в мире, называется светотенью. Благодаря ей мы видим объем предметов и понимаем их форму. Чем достовернее переданы взаимоотношения между светом и тенью, тем объемнее и живее будет выглядеть нарисованный нами мир. Поэтому одной из первостепенных задач для художника стоит грамотное изображение светотени.
Светотень делится на несколько тонов со своими названиями и определенным местоположением:

  • самым темным местом на предмете является собственная тень.
  • со стороны, куда напрямую направлен источник света, самая освещенная часть предмета — свет.
  • место перехода от собственной тени к свету называется полутенью, или искусственной тенью. Свете падает на эту часть не прямо, а проходит вскользь.
  • с теневой стороны есть рефлекс — это отраженный свет.
  • и тень, отбрасываемая предметом на другие поверхности, называется падающей.

Самый простой школьный пример для разбора светотени – это геометрические тела разной формы, то есть со скругленными и прямолинейными поверхностями. Для наглядности возьму куб, шар и цилиндр. В качестве цилиндра выступает серебристый баллончик.

Как нарисовать куб со светотенью

Самая простая и понятная глазу светотень на кубе.
На кубике есть грани и линии излома, которые разграничивают элементы светотени друг от друга. Причем наибольший контраст и интенсивность света и тени находится как раз на этих гранях. Собственная тень самая яркая и интенсивная на границе со светом, она постепенно затухает и переходит в рефлекс.

Свет также самый белый и яркий на границе с тенью по линии излома. И также теряет свою интенсивность в направлении от линии излома.

Сверху кубика находится полутень. Самая темная она на границе со светом по линии излома. А на границе с собственной тенью она наоборот – светлая, кромка прямо осветится, она чистая и белая.

Падающая тень всегда самая темная, темнее, чем собственная тень. И наибольшую черноту и интенсивность имеет на границе со светом и с предметом. И затухает и светлеет в направлении от границы света.

На задней грани куба собственная тень явно ярче и плотнее падающей, которая заходит за кубик и затухает. Это хорошо видно на моем рисунке.

Как нарисовать шар со светотенью

У шара все компоненты светотени плавно переходят один в другой. Есть яркий четкий блик на свету и вобщем шар по отношению к нему смотрится серым.
Также на шаре хорошо и отчетливо виден рефлекс, который подсвечивает шар с теневой стороны.

Читайте также:  Что происходит с временем при скорости света

Но всегда нужно помнить: рефлекс – часть тени, поэтому он никогда не может быть таким же светлым, как освещенная часть шара и светлее полутени. Иногда кажется, что рефлекс ярко светится и на рисунке из-за этого есть вероятность переборщить с его свечением. Поэтому всегда нужно обращать внимание, чтобы рефлекс на Вашем рисунке со светом не путался, если такое происходит, то его нужно гасить.

Падающая тень очень плотная и яркая, самую интенсивность имеет под шаром, где он соприкасается с поверхностью стола. Но так же, как и у куба падающая тень заходит за шар и там светлеет.

Шарик глянцевый, поэтому у него яркий блик, а также с теневой стороны отражается баллончик.
Вот так это выглядит на моем рисунке. Обратите внимание на штриховку, она идет по форме скругления шарика, что придает ему дополнительный объем.

Как нарисовать цилиндр со светотенью.

Баллончик, выступающий в роли цилиндра, имеет блестящую поверхность, поэтому сильно рефлексирует и путает зрителя – не совсем понятно, где собственная тень, где свет, как идет полутень, все в полосках.

Зато все градации светотени четко видно по крышке – она матовая.

В баллончике все то же самое, только выглядит более контрастным и полосатым, правда с теневой стороны есть еще одна черная полоска – отражение падающей тени на баллоне.
Еще одна полоска – белая полоска на собственной тени, это отражается куб. Но мы не будет копаться во всех полосочках детально, дабы не раздробить форму, нам нужно показать светотень в общем, так, чтобы был виден объем цилиндра.

Крышка имеет линию излома. Самый контраст находится на приближенном к свету крае.
То есть полутень здесь такая же, как на кубике – темная и контрастная у границы и плавно расходится в более светлый тон. На свету яркий блик у самой границы излома, который затухает к низу.

У падающей тени здесь имеется небольшая особенность. Кажется, что она светлее собственной, потому что стол белый, а баллончик серый. Однако, не везде это так. Под баллончиком, у его основания падающая тень все таки темнее собственной, контрастности ей до кучи добавляет рефлекс.

И так у меня это все выглядит в карандаше.

Я всегда рекомендую добавлять фон даже на самой черновой учебной работе. Это отличная тренировка навыка штрихования, плюс фон подчеркивает светотень на предметах.

Светлое на темном, темное на светлом – отличное правило для любой карандашной работы с максимальной выразительностью.

Это значит, что не нужно покрывать тоном весь фон, в первую очередь фоном следует подчеркивать свет на предмете, то есть добавлять фон с освещенной стороны, а с теневой не трогать его вообще.
Баллончик в целом серый, поэтому делать вокруг него тон вообще не стоит. Плюс не лишним будет добавить линию излома стола – она добавляет пространства в работу, предметы сразу встали, а не просто абстрактно зависли на листе.

Светотень превращает плоский линейный рисунок в объемный и живой. Светотень на всех других предметах, абсолютно любых, с любой поверхностью имеет все тот же набор элементов светотени и такие же принципы распределения.

Поэтому, чтобы делать объемные, реалистичные рисунки постичь тему светотени, научиться грамотно ее передавать – первостепенная задача для начинающего художника.

Читайте также:  Как не забывать выключать свет фар

Источник

Тональный рисунок цилиндра

ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ. Научиться создавать на листе объем цилиндра при помощи тона.

ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ. Изобразите на листе цилиндр, постройте падающую тень, тонируйте рисунок, проявляя объем цилиндра.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

При таком расположении источника света, как это показано на рис. 4.52, его лучи будут освещать верхнее основание стоящего цилиндра и боковую поверхность. Линию собственной тени будут определять часть окружности верхнего основания и две образующие цилиндрической поверхности. Положение этих образующих можно определить, проведя две касательные к основанию цилиндра из точки проекции источника света Б’ на плоскость. Линия падающей тени от стоящего цилиндра будет тенью от линии собственной тени – двух образующих и части окружности верхнего основания. Падающие тени от образующих – прямые линии, принцип построения которых вам уже знаком. Падающая тень от окружности основания на плоскость, ей параллельную, есть окружность, а в перспективном рисунке – эллипс.

После определения положения линий собственной и падающей теней для продолжения светотеневого рисунка необходимо хорошо представлять основные тональные отношения освещенных и теневых поверхностей цилиндра (рис. 4.53). Как вы уже знаете, на поверхности, состоящей из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами. На изогнутой цилиндрической поверхности, не имеющей граней, переход от света к тени будет постепенным.

Линия собственной тени – самое темное место на цилиндре. Контраст между светом и тенью усиливается ближе к источнику света и к зрителю. На теневую поверхность цилиндра действуют отраженные лучи света, вызывая постепенное ее высветление по мере удаления от линии собственной тени (рефлекс). Самое светлое место цилиндрической поверхности располагается вдоль образующей, лежащей на пути лучей, проходящих через ось цилиндра.

На освещенную часть цилиндрической поверхности лучи света падают под все более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. Между самым светлым местом и линией собственной тени на боковой поверхности цилиндра располагаются полусвета и полутени, постепенно утемняющиеся от света и мягко переходящие в тень.

Рассматривая цилиндр с разных точек зрения, мы заметим, что линия собственной тени не меняет своего места на цилиндрической поверхности. Неизменными остаются также области собственной тени и рефлекса. Однако освещенная поверхность цилиндра существенно меняется. При перемещении точки зрения вокруг цилиндра воспринимаемое глазом относительно светлое место также перемещается: оно располагается в том месте поверхности, которое отражает наибольшее количество лучей света в глаз зрителя. При этом воспринимаемая глазом область полусветов и полутеней, заключенная между перемещающимся относительно светлым местом и постоянной линией собственной тени, соответственно сжимается или расширяется. Падающая тень от цилиндра усиливается, т. е. становится темнее по направлению к цилиндру и зрителю. Рассмотрите примеры тонального решения цилиндра с различным положением источника света на рис. 4.54; 4.55; 4.56 и 4.57.

Источник