Делаем задержку салонного света
Часто автомобили имеют дверные выключатели для освещения салона изнутри. Когда дверь открыта – свет в салоне горит. Стоит закрыть дверь – свет немедленно выключается. Безусловно, это создает комфорт при высаживании или посадке пассажира, но очень неудобно для водителя сразу после того, как дверь будет закрыта.
Если вести речь о темном времени суток – в полной темноте ему приходится искать замок зажигания. Хорошо, если получится, а если нет, ему придется искать выключатель или снова открывать дверь, чтобы повернуть ключ.
Данное устройство обеспечивает задержку света в течение нескольких секунд после того, как дверь была закрыта. Как показывает практика, и тридцати секунд водителю вполне достаточно для того, чтобы найти замок и вставить ключ. Схема предусматривает плавное выключение. Эта функция имеется далеко не в каждом авто. Таким образом, пользуясь данной схемой, можно реализовать задержку отключения электричества в салоне, почти на полминуты, с постепенным угасанием этой функции.
Временной интервал удерживается с помощью регулятора SR1. Во время всего периода работы данного устройства, будет включен светодиодный индикатор. Он обеспечивает контроль за устройством, и предусматривает особое удобство, поскольку его можно легко настроить на нужный вам период времени. Лампа подсветки управляется при помощи транзистора MJE3055. Ускорение или замедление процесса регулируется посредством SR2.
У машины с отключенным двигателем, при закрытии двери, данное устройство обеспечивает выключение света с небольшой задержкой, что очень удобно для автоводителя. Он дополнительно получает несколько секунд, чтобы воспользоваться замком зажигания. У машины с работающим двигателем, данное устройство не изменяет работу схемы при закрывании двери, поэтому свет будет отключаться как обычно, без задержки.
Источник
Универсальная схема плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе.
Самоделкин 2 мая 2013
- Самоделки для авто (автомобилей и мотоциклов)Свет
Сегодня мы расскажем, как своими руками сделать универсальную схему плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе.
Ранее я публиковал статью о плавном отключении света в салоне автомобиля daewoo, но некоторым автомобилистам она может показаться слишком сложной для повторения. Я решил опубликовать самую простую схему задержки выключения и плавного гашения света на конденсаторе и нескольких вспомогательных элементах. Эта схема подойдет для любого автомобиля, вне зависимости от производителя. Все что вам потребуется, это припаять схему параллельно клемам подключения лампы вашего салонного фонаря.
Давайте рассмотрим как действует схема. Верхний на схеме диод защищает схему от переполюсовки и препятствует обратному ходу тока. То есть предотвращает разрядку конденсатора на других потребителей кроме лампы салона. В некоторых автомобилях параллельно лампе салона установлена лампа освещения багажника. Чем больше потребителей, тем большую емкость конденсатора придется задействовать для организации плавного тушения света.
Далее, ток поступает непосредственно на лампу и на токоограничивающий резистор номиналом несколько Ом (на схеме указан 1 Ом). Его функция заключается в ограничении тока зарядки конденсатора.
При подключении разряженного конденсатора к бортовой сети автомобиля будет наблюдаться большой импульс тока, так как в разряженном виде конденсатор представляет собой КЗ, что может вывести из строя предохранитель отвечающий
за цепь освещения салона. Через этот резистор происходит заряд конденсатора и накопление в нем энергии, которая при отключении освещения (на схему перестанет поступать напряжение от борт сети) начнет отдавать запасенную энергию через резистор и параллельно ему подключенный диод к нашей лампочке.
По мере разряда конденсатора напряжение на лампе будет падать и будет создаваться визуальный эффект плавного отключения освещения салона. Время задержки выключения подсветки определяется емкостью конденсатора, чем выше емкость, тем больше задержка. Следует отметить, что в случае применения в осветителе не ламп накаливания, а светодиодных лампочек потребуется меньшая емкость конденсатора и резистор осуществляющий «дотушивание». Это вызвано тем, что ток потребляемый светодиодной лампой при снижении напряжения (на конденсаторе) не линеен и сильно падает при снижении напряжения до 7-8 вольт.
Без дотушивающего резистора вы увидите плавное тушение до определенного предела, а после лампа будет еще минуту светиться в 10% яркости.
Если у вас так же имеются самоделки для автомобиля, поделитесь ими. Пришлите их на нашу почту samodelkainfo@yandex.ru или зарегистрируйтесь на сайте и самостоятельно опубликуйте ваше творение.
Автор статьи “Универсальная схема плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе” Самоделкин
Источник
ЗАДЕРЖКА ВЫКЛЮЧЕНИЯ LED СВЕТА
Вот очень простая и практичная схема. Она состоит из транзистора и еще 4-х простых компонентов (резисторы-конденсаторы). Её можно использовать в качестве задержки выключения салонного светильника автомобиля, или где ещё. Она может питаться от любого напряжения от 4 до 15 вольт и управлять до 78 светодиодами высокой яркости при питании 12 В (или 104 светодиода при 15 В).
Более того, вместо того, чтобы отключать светодиоды по истечении времени задержки, эта схема будет медленно затемнять светодиоды, пока они не погаснут полностью, создавая таким образом приятный для глаз эффект.
Чтобы упростить задачу, разобью схему на две части. Первой частью будет контроллер, который не зависит от того, какой источник питания используется. Другая часть — это светодиоды. Далее будет несколько различных конфигураций для разных напряжений и количества светодиодов. Итак, вот контроллер:
- R1 Резистор 47 Ом 1/4 Вт
- R2 Резистор 2.2 кОм 1/4 Вт
- R3 Потенциометр 500 кОм
- C1 Электролитический конденсатор 100 мкФ 25 В
- Т1 2N2222 транзистор NPN
Резистор R1 защищает конденсатор от перегрузки по току при нажатии кнопки. R2 и R3 будут определять время, в течение которого транзистор будет подавать ток на светодиоды, поскольку они фактически определяют разряд конденсатора. Следует быть очень осторожным с разъемом «светодиоды», поскольку транзистор не защищен от перегрузки по току. Если этот разъем по какой-либо причине заземлен без ограничительного резистора, то транзистор немедленно сгорит. К этому разъему подключаются светодиоды. В зависимости от источника питания и светодиодов которые хотите зажечь, можете выбрать соединение из приведенных ниже предложений.
Обратите внимание, что эта схема относится к светодиодам с рабочим током 30 мА и падением напряжения 3,6 В. Если у вас разные светодиоды, нужно самостоятельно рассчитать защитный резистор.
Чтобы настроить время задержки выключения, поиграйте с потенциометром R3. Более высокое сопротивление означает больше времени для выключения светодиодов. Можно еще больше увеличить время задержки выключения, заменив конденсатор C1. Например 220 мкФ, 470 мкФ или больше. Чем больше емкость, тем больше задержка выключения. Только имейте в виду, что если планируете использовать схему с питанием 15 Вольт, не используйте конденсатор с пределом 16 В — берите напряжение 25 В или больше.
Источник питания 5 Вольт
Для экономии места на каждой следующей схеме отмечу первую линию буквой RP для защитного резистора и LED (LED1, LED2 . ) для светодиодов. Эта линейка может быть продублирована несколько раз в зависимости от тока. Отмечу вторую линию RPN для защитного резистора и LEDN (LEDN1, LEDN2 . ) для светодиодов.
При питании от 5 вольт в каждом ряду может находиться только один светодиод, так как каждый светодиод падение имеет 3,6 вольт. Защитный резистор для каждого ряда должен быть 47 Ом. Каждая линия потребляет около 25 мА. Транзистор 2N2222 может обрабатывать до 800 мА. Таким образом, с блоком питания 5 В вы можете управлять до 33 рядов светодиодов, что означает, что вы можете управлять 33 светодиодами.
Источник питания 9 Вольт
При напряжении питания 9 В, в каждом ряду может быть по 2 светодиода. Ограничивающий резистор для каждого ряда составляет 68 Ом, и потребляется ток 25 мА. Это означает, что транзистор может питать 33 линии светодиодов. Таким образом, с источником питания 9 В схема может управлять до 66 светодиодов.
Источник питания 12 Вольт
При питании от 12 В в каждом ряду может быть по 3 светодиода. Ограничивающий резистор для каждого ряда составляет 47 Ом, и потребляется ток 30 мА. Это означает, что транзистор может питать 26 линий светодиодов. Таким образом, с источником питания 12 В схема может управлять 78 светодиодами.
Источник питания 15 Вольт
При напряжении питания 15 В каждый ряд может иметь 4 светодиода. Ограничивающий резистор для каждого ряда составляет 20 Ом, и потребляется ток 30 мА. Это означает что транзистор может питать 26 линий светодиодов. Таким образом, при напряжении питания 15 В схема может управлять 104 светодиодами.
Форум по обсуждению материала ЗАДЕРЖКА ВЫКЛЮЧЕНИЯ LED СВЕТА
Источник
Простая схема плавного гашения салонного света
Я собираюсь рассказать Вам здесь о простой схеме плавного выключения освещения в салоне автомобиля. В её состав входит небольшой конденсатор и несколько необходимых для работы этого устройства вспомогательных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту, схема может сгодиться для любого автомобиля. Всё, что для этого потребуется – это бережно и аккуратно припаять её к двум клеммам плафона салонного освещения.
Теперь осветим подробнее, как должна работать данная схема. Спрямляющий диод призван защитить устройство от переполюсовки и надёжно препятствовать непредвиденной утечке тока в противоположном направлении. Тем самым полностью предотвращается случайный разряд заряженного конденсатора в цепь.
Необходимо также учесть, что в ряде автомобилей плафон салона изначально запараллелен с багажной лампочкой. При большем расходе тока нам потребуется, соответственно, и большая ёмкость, которая задействована в нашем устройстве.
От диода ток прямиком направляется на плафон, а также и на сопротивление величиной 1 Ом. Основная функция вспомогательного резистора – ограничение силы тока, напрямую влияющего на зарядку конденсатора. Если подключенный к сети конденсатор окажется полностью разряженным, то произойдёт резкий всплеск потребляемого тока. Конденсатор в данном случае – потенциальный источник короткого замыкания. Именно это может явиться причиной поломки предохранителя, защищающего электросеть от короткого замыкания.
Заряженный конденсатор, как только освещение в салоне будет отключено, медленно начинает отдавать наработанную энергию обратно в сеть. По мере того, как будет происходить разряд, напряжение в осветительной цепи неуклонно снижается. Создаётся эффект плавного угасания лампочки в салоне. Длительность его напрямую зависит от ёмкости конденсатора. Чем больше ёмкость, тем медленнее в салоне гаснет свет. И наоборот.
При замене обычных лампочек светодиодами ёмкость конденсатора придётся уменьшить, добавив в схемку «дотушивающий» резистор. Это связано с нелинейностью падения тока в светодиодах. Дело в том, что ток, проходящий через светодиод, при разрядке на него конденсатора нелинеен, и поэтому свет в салоне будет затухать неравномерно. Без такого резистора гаснущий вначале плавно плафон в конце будет продолжать светиться ещё около минуты, сохраняя 10% яркости.
Источник