Меню

Как сделать задержку салонного света



Делаем задержку салонного света

Часто автомобили имеют дверные выключатели для освещения салона изнутри. Когда дверь открыта – свет в салоне горит. Стоит закрыть дверь – свет немедленно выключается. Безусловно, это создает комфорт при высаживании или посадке пассажира, но очень неудобно для водителя сразу после того, как дверь будет закрыта.

Если вести речь о темном времени суток – в полной темноте ему приходится искать замок зажигания. Хорошо, если получится, а если нет, ему придется искать выключатель или снова открывать дверь, чтобы повернуть ключ.

Данное устройство обеспечивает задержку света в течение нескольких секунд после того, как дверь была закрыта. Как показывает практика, и тридцати секунд водителю вполне достаточно для того, чтобы найти замок и вставить ключ. Схема предусматривает плавное выключение. Эта функция имеется далеко не в каждом авто. Таким образом, пользуясь данной схемой, можно реализовать задержку отключения электричества в салоне, почти на полминуты, с постепенным угасанием этой функции.

Временной интервал удерживается с помощью регулятора SR1. Во время всего периода работы данного устройства, будет включен светодиодный индикатор. Он обеспечивает контроль за устройством, и предусматривает особое удобство, поскольку его можно легко настроить на нужный вам период времени. Лампа подсветки управляется при помощи транзистора MJE3055. Ускорение или замедление процесса регулируется посредством SR2.

У машины с отключенным двигателем, при закрытии двери, данное устройство обеспечивает выключение света с небольшой задержкой, что очень удобно для автоводителя. Он дополнительно получает несколько секунд, чтобы воспользоваться замком зажигания. У машины с работающим двигателем, данное устройство не изменяет работу схемы при закрывании двери, поэтому свет будет отключаться как обычно, без задержки.

Источник

Универсальная схема плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе.

  • Самоделкин 2 мая 2013
  • Самоделки для авто (автомобилей и мотоциклов)Свет

Сегодня мы расскажем, как своими руками сделать универсальную схему плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе.

Ранее я публиковал статью о плавном отключении света в салоне автомобиля daewoo, но некоторым автомобилистам она может показаться слишком сложной для повторения. Я решил опубликовать самую простую схему задержки выключения и плавного гашения света на конденсаторе и нескольких вспомогательных элементах. Эта схема подойдет для любого автомобиля, вне зависимости от производителя. Все что вам потребуется, это припаять схему параллельно клемам подключения лампы вашего салонного фонаря.
Давайте рассмотрим как действует схема. Верхний на схеме диод защищает схему от переполюсовки и препятствует обратному ходу тока. То есть предотвращает разрядку конденсатора на других потребителей кроме лампы салона. В некоторых автомобилях параллельно лампе салона установлена лампа освещения багажника. Чем больше потребителей, тем большую емкость конденсатора придется задействовать для организации плавного тушения света.
Далее, ток поступает непосредственно на лампу и на токоограничивающий резистор номиналом несколько Ом (на схеме указан 1 Ом). Его функция заключается в ограничении тока зарядки конденсатора.
При подключении разряженного конденсатора к бортовой сети автомобиля будет наблюдаться большой импульс тока, так как в разряженном виде конденсатор представляет собой КЗ, что может вывести из строя предохранитель отвечающий
за цепь освещения салона. Через этот резистор происходит заряд конденсатора и накопление в нем энергии, которая при отключении освещения (на схему перестанет поступать напряжение от борт сети) начнет отдавать запасенную энергию через резистор и параллельно ему подключенный диод к нашей лампочке.
По мере разряда конденсатора напряжение на лампе будет падать и будет создаваться визуальный эффект плавного отключения освещения салона. Время задержки выключения подсветки определяется емкостью конденсатора, чем выше емкость, тем больше задержка.
Следует отметить, что в случае применения в осветителе не ламп накаливания, а светодиодных лампочек потребуется меньшая емкость конденсатора и резистор осуществляющий «дотушивание». Это вызвано тем, что ток потребляемый светодиодной лампой при снижении напряжения (на конденсаторе) не линеен и сильно падает при снижении напряжения до 7-8 вольт.
Без дотушивающего резистора вы увидите плавное тушение до определенного предела, а после лампа будет еще минуту светиться в 10% яркости.

Если у вас так же имеются самоделки для автомобиля, поделитесь ими. Пришлите их на нашу почту samodelkainfo@yandex.ru или зарегистрируйтесь на сайте и самостоятельно опубликуйте ваше творение.

Автор статьи “Универсальная схема плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе” Самоделкин

Источник

ЗАДЕРЖКА ВЫКЛЮЧЕНИЯ LED СВЕТА

Вот очень простая и практичная схема. Она состоит из транзистора и еще 4-х простых компонентов (резисторы-конденсаторы). Её можно использовать в качестве задержки выключения салонного светильника автомобиля, или где ещё. Она может питаться от любого напряжения от 4 до 15 вольт и управлять до 78 светодиодами высокой яркости при питании 12 В (или 104 светодиода при 15 В).

Более того, вместо того, чтобы отключать светодиоды по истечении времени задержки, эта схема будет медленно затемнять светодиоды, пока они не погаснут полностью, создавая таким образом приятный для глаз эффект.

Чтобы упростить задачу, разобью схему на две части. Первой частью будет контроллер, который не зависит от того, какой источник питания используется. Другая часть — это светодиоды. Далее будет несколько различных конфигураций для разных напряжений и количества светодиодов. Итак, вот контроллер:

Читайте также:  Додж калибр предохранитель ближнего света

  • R1 Резистор 47 Ом 1/4 Вт
  • R2 Резистор 2.2 кОм 1/4 Вт
  • R3 Потенциометр 500 кОм
  • C1 Электролитический конденсатор 100 мкФ 25 В
  • Т1 2N2222 транзистор NPN

Резистор R1 защищает конденсатор от перегрузки по току при нажатии кнопки. R2 и R3 будут определять время, в течение которого транзистор будет подавать ток на светодиоды, поскольку они фактически определяют разряд конденсатора. Следует быть очень осторожным с разъемом «светодиоды», поскольку транзистор не защищен от перегрузки по току. Если этот разъем по какой-либо причине заземлен без ограничительного резистора, то транзистор немедленно сгорит. К этому разъему подключаются светодиоды. В зависимости от источника питания и светодиодов которые хотите зажечь, можете выбрать соединение из приведенных ниже предложений.

Обратите внимание, что эта схема относится к светодиодам с рабочим током 30 мА и падением напряжения 3,6 В. Если у вас разные светодиоды, нужно самостоятельно рассчитать защитный резистор.

Чтобы настроить время задержки выключения, поиграйте с потенциометром R3. Более высокое сопротивление означает больше времени для выключения светодиодов. Можно еще больше увеличить время задержки выключения, заменив конденсатор C1. Например 220 мкФ, 470 мкФ или больше. Чем больше емкость, тем больше задержка выключения. Только имейте в виду, что если планируете использовать схему с питанием 15 Вольт, не используйте конденсатор с пределом 16 В — берите напряжение 25 В или больше.

Источник питания 5 Вольт

Для экономии места на каждой следующей схеме отмечу первую линию буквой RP для защитного резистора и LED (LED1, LED2 . ) для светодиодов. Эта линейка может быть продублирована несколько раз в зависимости от тока. Отмечу вторую линию RPN для защитного резистора и LEDN (LEDN1, LEDN2 . ) для светодиодов.

При питании от 5 вольт в каждом ряду может находиться только один светодиод, так как каждый светодиод падение имеет 3,6 вольт. Защитный резистор для каждого ряда должен быть 47 Ом. Каждая линия потребляет около 25 мА. Транзистор 2N2222 может обрабатывать до 800 мА. Таким образом, с блоком питания 5 В вы можете управлять до 33 рядов светодиодов, что означает, что вы можете управлять 33 светодиодами.

Источник питания 9 Вольт

При напряжении питания 9 В, в каждом ряду может быть по 2 светодиода. Ограничивающий резистор для каждого ряда составляет 68 Ом, и потребляется ток 25 мА. Это означает, что транзистор может питать 33 линии светодиодов. Таким образом, с источником питания 9 В схема может управлять до 66 светодиодов.

Источник питания 12 Вольт

При питании от 12 В в каждом ряду может быть по 3 светодиода. Ограничивающий резистор для каждого ряда составляет 47 Ом, и потребляется ток 30 мА. Это означает, что транзистор может питать 26 линий светодиодов. Таким образом, с источником питания 12 В схема может управлять 78 светодиодами.

Источник питания 15 Вольт

При напряжении питания 15 В каждый ряд может иметь 4 светодиода. Ограничивающий резистор для каждого ряда составляет 20 Ом, и потребляется ток 30 мА. Это означает что транзистор может питать 26 линий светодиодов. Таким образом, при напряжении питания 15 В схема может управлять 104 светодиодами.

Форум по обсуждению материала ЗАДЕРЖКА ВЫКЛЮЧЕНИЯ LED СВЕТА

Источник

Простая схема плавного гашения салонного света

Я собираюсь рассказать Вам здесь о простой схеме плавного выключения освещения в салоне автомобиля. В её состав входит небольшой конденсатор и несколько необходимых для работы этого устройства вспомогательных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту, схема может сгодиться для любого автомобиля. Всё, что для этого потребуется – это бережно и аккуратно припаять её к двум клеммам плафона салонного освещения.

Теперь осветим подробнее, как должна работать данная схема. Спрямляющий диод призван защитить устройство от переполюсовки и надёжно препятствовать непредвиденной утечке тока в противоположном направлении. Тем самым полностью предотвращается случайный разряд заряженного конденсатора в цепь.

Необходимо также учесть, что в ряде автомобилей плафон салона изначально запараллелен с багажной лампочкой. При большем расходе тока нам потребуется, соответственно, и большая ёмкость, которая задействована в нашем устройстве.

От диода ток прямиком направляется на плафон, а также и на сопротивление величиной 1 Ом. Основная функция вспомогательного резистора – ограничение силы тока, напрямую влияющего на зарядку конденсатора. Если подключенный к сети конденсатор окажется полностью разряженным, то произойдёт резкий всплеск потребляемого тока. Конденсатор в данном случае – потенциальный источник короткого замыкания. Именно это может явиться причиной поломки предохранителя, защищающего электросеть от короткого замыкания.

Читайте также:  Определение длины волны света при помощи колец ньютона отчет

Заряженный конденсатор, как только освещение в салоне будет отключено, медленно начинает отдавать наработанную энергию обратно в сеть. По мере того, как будет происходить разряд, напряжение в осветительной цепи неуклонно снижается. Создаётся эффект плавного угасания лампочки в салоне. Длительность его напрямую зависит от ёмкости конденсатора. Чем больше ёмкость, тем медленнее в салоне гаснет свет. И наоборот.

При замене обычных лампочек светодиодами ёмкость конденсатора придётся уменьшить, добавив в схемку «дотушивающий» резистор. Это связано с нелинейностью падения тока в светодиодах. Дело в том, что ток, проходящий через светодиод, при разрядке на него конденсатора нелинеен, и поэтому свет в салоне будет затухать неравномерно. Без такого резистора гаснущий вначале плавно плафон в конце будет продолжать светиться ещё около минуты, сохраняя 10% яркости.

Источник

Схема задержки включения света в салоне автомобиля

В первой схеме когда дверь автомобиля закрыта выключатель SА1 разомкнут, транзисторы VT1 и VT2 заперты и лампа в салоне не светится. Если дверь открыть транзисторы отпираются и освещение в салоне загорится в полную силу. Одновременно с этим будет заряжаться емкость С1. Стоит только закрыть дверь, SА1 разомкнется и свет начнет плавно тухнуть по мере разряда емкости С1.

Если установлена автомобильная сигнализация, которая использует эти выключатели в роли датчиков то в разрыв между резистором R5 и зажимом 1 надо добавить диод FR107 анодом к сопротивлению. Транзистор VT2 желательно закрепить на радиатор площадью 4-6 см 2 . Сопротивлением R3 добиваются оптимальной скорости затухания лампы освещения салона. Если предел регулировки окажеться малым, то подберите резистор R6 в интервале 270 — 430 Ом.

Вторая транзисторная схема

Длительность задержки выключения освещения определяется параметрами цепочки R2C1, плавность гашения — сопротивлением резистора R5 (от О до 3 кОм). Для исключения влияния кратковременных открываний двери служит резистор R4. Диод D2 можно исключить, тогда свет будет загораться плавно (R4 регулирует «плавность»). Составной транзистор VT2 можно заменить любым другим составным или парой транзисторов типа КТ503 -КТ815. Радиатор ему не нужен (работает в ключевом режиме). Транзистор VT1 — любой р-п-р типа с коэффициентом усиления >200. Допустимое напряжение >30 В (чем больше, тем лучше).


Схема задержки подсветки в салоне авто

Технология монтажа. Делают платку размерами 10×40 мм из монтажной платы, на которой монтируют схему. Затем помещают платку в термоусадочный кембрик необходимого диаметра, нагревают его и крепят внутри салона (можно к оббивке). Подключают платку с помощью клемм, которые подбирают по месту.

Защитный диод защищает схему от переполюсовки и препятствует разрядке емкостной задержки от других потребителей в салоне автомобиля. После полупроводника ток протекает к лампе накаливания и к ограничительному резистору. Номинал сопротивления резистора лежит в интервале от 1 до 2 Ом.

При разряде емкости конденсатора напряжение в цепи будет плавно опускаться, благодаря чему лампочка в салоне медленно тухнет. Чем больше номинал емкости, тем дольше будет гореть свет в автомобиле.

Если используется светодиодная подсветка салона необходима установка конденсатора меньшего номинала и сопротивления с системой «дотушивания», так как слишком большое напряжение в цепи может вызвать перегорание светодиодов, а применение обычного резистора приведет к тому, что светодиоды плавно потухнут, но будут светить еле-еле в течении пары минут.

Н1 и S1 это так обозначены детали электропроводки автомобиля, соответственно, осветительные приборы и дверные выключатели. Так как они все соединены параллельно, то на схеме показано как одна цепь.

Устройство подключается к дверному выключателю, к выходному контакту замка зажигания, к общему минусу и к общей положительной цепи питания освещения салона, то есть, практически к + аккумулятора. При открывании двери при выключенном зажигании на вывод 2 D1.1 поступает логический ноль через цепь S1-R2. Запускается одновибратор на элементах D1.1 и D1.2 который формирует импульс длительностью около минуты. Длительность напрямую зависит от параметров цепочки C3-R3. На выходе элемента D1.4 появляется логическая единица, которая поступая на базу транзистора VT1, открывает его. Реле К1 переключается и контактами К1.1 замыкает параллельно дверным выключателям. Теперь, когда дверь закрываете, свет остается гореть, так как на лампы поступает ток через контакты этого реле. Свет будет гореть, пока конденсатор СЗ заряжается через резистор R3.

Затем, на выходе D1.4 установится логический ноль, транзистор закроется, а реле выключит освещение. Теперь второй вариант, — водитель открыл и закрыл дверь, включил зажигание. При открывании и закрывании двери происходит тоже самое, что описано выше, то есть, на выходе D1.4 появляется единица на время зарядки СЗ через R3 и реле замыкает параллельно контактам дверных выключателей. Но, после того как водитель включает зажигание напряжение от замка зажигания через R5 поступает на входы элемента D1.3, На выходе этого элемента устанавливается логический ноль, поступающий на один из входов элемента D1.2. Так как это элемент логики «И- НЕ», то появление нуля на одном из его входов переводит элемент в состояние с логической единицей на выходе независимо от того, какие уровни будут на другом входе данного элемента. То есть, независимо от степени зарядки СЗ, от положения двери, на выходе D1.2 будет единица, а следовательно, на выходе D1.3 будет ноль. Ключ VT1 будет закрыт, и реле К1 не будет замыкать параллельно дверному выключателю.

Таким образом, получается, что после включения зажигания устройство перестает влиять на штатную схему освещения салона автомобиля. Третий вариант, — дверь открыли и закрыли при включенном зажигании. Так как при включенном зажигании устройство не влияет на штатную схему освещения, то оно влиять и не будет. Все будет работать так, как будто дополнительной схемы и нет вовсе. Все детали расположены на небольшой макетной печатной плате, типа «решето». Соединения выполнены прокладкой облуженных голых монтажных проводников и пропайкой их по печатным площадкам монтажной платы. На рисунке показана схема монтажа.

На этой схеме показаны только те печатные площадки, которые используются для пайки выводов деталей или монтажных проводов, идущих к схеме автомобиля, все остальные площадки, имеющиеся на макетной печатной плате на этом рисунке не показаны. При желании на её основе можно сделать и специальную печатную плату для этого устройства просто заменив пропаянные проводники печатными дорожками. Микросхему К561ЛА7 можно заменить импортным аналогом — CD4011.

Диоды 1N4148 можно заменить на КД521, КД522. Электролитические конденсаторы «Jamicon», — аналоги К50-35, только меньше. Реле WJ118-1C можно заменить и другим, например BS-115, несмотря на то, что оно другого размера, его выводы сделаны со стандартным DIP-шагом, и его можно тоже установить на макетную плату «решето», только выводы попадут в другие отверстия, что, в общем-то, никой проблемы не создает, — требует небольшой корректировки монтажа. Налаживание, пожалуй, и не требуется. Можно «поиграть» временем выдержки, установив её больше или меньше чем полу­чится, соответственно, изменив номиналы деталей СЗ и R3. А больше ничего налаживать и не нужно.

Через некоторое время ввел в схему задержки включения освещения дополнение (показано на второй схеме), сделанное еще на одной такой же микросхеме и таком же реле. Теперь можно больше не беспокоиться о включенном или выключенном ближнем свете днем (как этого требуют ПДД). После включения зажигания фары зажигаются сами примерно через 5 секунд. А гаснут через время немного больше минуты после выключения зажигания. Входы элемента D2.1 подключаются к выходу D1.4. Поэтому, при включении зажигания на выходе D2.1 появляется логическая единица. Ею конденсатор С5 плавно заряжается через диод VD4 и резистор R6. На зарядку уходит секунд 5. Потом, как напряжение на С5 достигает порога единицы на выходе D1.3 появляется единица, которая открывает транзистор VT2, реле К2 замыкает выключатель ближнего света фар, к которому её контакты подключены параллельно. После выключения зажигания конденсатор С5 разряжается уже через R7, сопротивление которого значительно больше R6. Поэтому и на разрядку уходит больше времени, — немного больше минуты. Вот через это время после выключения зажигания фары и выключаются. Отключить автоматику можно выключателем S2, он отключит реле от питания, и схема не будет влиять на работу штатного выключателя фар. Налаживание заключается в подборе сопротивлений резисторов R6 (задержка включения фар) и R7 (задержка выключения фар).

Диод VD1 используется для предотвращения разряда емкостей через сигнальные цепи, при условии, что сигнализация установлена в автомобиле и подсоединена к кнопкам дверей. Конструкция смонтирована на печатной плате внешний вид которой со стороны пайки показан на рисунке.

Реле Р1 вставляется в клеммы автомобильной проводки, впаянные в печатную плату. Провод идущий от кнопок дверей Кн. отсоединяется от лампы и подключается к диоду VD1. Лампа освещения салона авто подсоединена к контактной группе реле Р1. Время задержки в секундах можно вычислить по формуле:

при указанных на схеме номиналах, время задержки составляет 4-5 секунд

Источник

Свет и его значения © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector