Меню

Как сделать свет от лодочного мотор



Система освещения от подвесного мотора

Мы уже сообщали о разработке схемы освещения на подвесных моторах (без дополнительных катушек) сотрудниками УЗМД А. Бариновым и Ю. Беловым (авторское свидетельство № 172159). Схема эта неоднократно проверена в практических условиях и может быть рекомендована к применению. Более того, она может быть использована и для зарядки малых аккумуляторов, обеспечивающих стояночное освещение в то время, когда мотор не работает (при маховиках с мощной магнитной системой, которые применяются, например, в моторах «Ветерок»).

В помещенной ниже статье одного из авторов изобретения произведены краткий разбор и анализ работы различных схем освещения и даны практические рекомендации по применению их для подвесных моторов «Ветерок», «Москва» и «Стрела».

Следует отметить, что детальное исследование различных схем и разработка рекомендаций по использованию первичной обмотки трансформатора магнето в качестве источника освещения были проведены в отделе систем зажигания Всесоюзного научно-исследовательского и экспериментального института автомобильного электрооборудования (г. Москва); результаты этой работы также использованы в данной статье.

Согласно «Правилам расхождения на внутренних водных путях СССР» все суда с мощностью силовой установки до 25 л. с. в темное время суток на ходу должны нести огонь круговой видимости. Как же оборудовать подвесной мотор системой освещения?

Известно, что размещение дополнительной катушки, питающей систему освещения, в магнето «МЛ-10» («Москва», «Зетерок») связано с коренной переделкой магнето. Впрочем, нужна ли дополнительная катушка? Нельзя ли воспользоваться катушками зажигания? Есть ли неиспользованные резервы в системе зажигания двигателя? Эти и подобные им вопросы мы задавали себе, когда приступили к разработке системы освещения мотора «Ветерок».

Задача перед нами стояла следующая: создать на моторе систему освещения для питания ходового огня. Проследим ход решения этой задачи. Вкратце остановимся и на тех вариантах, которые были в конце концов отвергнуты по тем или иным причинам.

1. Можно ли использовать систему освещения дорожного велосипеда — «велодинамку»? Нельзя, так как рабочие обороты велодинамо не соответствуют оборотам двигателя.

2. Можно ли использовать магнитное поле маховика, которое находится вне маховика? Попытка практически осуществить эту идею привела к тому, что нам пришлось изготовить огромный сердечник и намотать такую катушку, которая оказалась больше и тяжелее силового трансформатора телевизора «Рекорд».

3. Вмонтировать катушку освещения в панель не удалось, так как конструкция магнето этого не позволяет.

Отвергнув эти пути, мы принялись за катушку зажигания, пытаясь использовать для получения тока освещения часть электромагнитной энергии, запасаемой в ней.

Катушка зажигания, как известно, имеет две обмотки: высоковольтную и низковольтную. Высоковольтная обмотка нас не интересует, как не интересует и система освещения с рабочим напряжением тысячи вольт. Теперь посмотрим, что происходит в первичной низковольтной обмотке катушки зажигания маховичного магнето «МЛ-10»?

Замкнем контакты прерывателя и при помощи осциллографа проследим характер изменения тока в первичной обмотке одной катушки зажигания (рис. 1, а). При нормально работающих контактах прерывателя осциллограмма будет такой, как показано на рис. 1,6. При работе двух катушек количество импульсов удвоится (рис. 1, в).

Из осциллограмм следует, что полный ток в первичной обмотке катушки зажигания имеет три импульса тока одного направления (1, 3 и 5) и два импульса другого направления (2 и 4). Наибольшего значения ток достигает в третьем импульсе (3). Разрыв контактов прерывателя происходит в точке С, соответствующей наибольшему значению тока в цепи, поэтому все импульсы тока после разрыва цепи контактами прерывателя исчезают.

Пробой искрового промежутка свечи происходит в момент разрыва контактов прерывателя. Следовательно, для системы зажигания используется именно третий, самый мощный импульс тока; остальные импульсы в системе зажигания применения не находят и являются побочным явлением, поглощающим, однако, часть энергии.

Если мы сможем отделить бесполезно затрачиваемые импульсы тока от полезного импульса тока зажигания, удастся использовать их на нужды системы освещения. Отделение второго и четвертого импульсов можно произвести при помощи полупроводниковых диодов, а для отделения первого и пятого импульсов потребуется очень сложная схема, затраты на которую не окупятся результатами. Импульсы два и четыре назовем током освещения, а импульс три (и вместе с ним импульсы один, пять) — током зажигания, который мы не имеем права «трогать».

Разница между вторым и четвертым импульсами тока освещения заключается в том, что второй импульс существует в течение всего времени работы магнето и обычно затрачивается на бесполезный нагрев обмотки, а четвертый — при нормальной работе магнето отсутствует, так как цепь первичной обмотки разомкнута контактами прерывателя. Таким образом, нужно для использования второго импульса отфильтровать его от тока зажигания, а для использования четвертого — шунтировать цепью освещения контакты прерывателя на время протекания этого импульса. Это те два принципа, по которым можно составить схему системы освещения. Используя их, составим несколько возможных вариантов схем системы освещения для одной катушки. Рассмотрим работу схем, приведенных на рис. 2.

Читайте также:  Dmx свет что это такое

Вариант 1. Ток зажигания проходит через диод D1 на массу, а ток освещения (импульс два) идет через лампу L. В момент протекания импульса четыре цепь разомкнута.

Вариант 2. До момента разрыва контактов прерывателя Р все импульсы тока идут через прерыватель, минуя лампу L, так как D2 работает в запорном направлении. После разрыва контактов прерывателя последний остается шунтированным системой освещения и обеспечивает протекание четвертого импульса тока освещения.

Вариант 3. Диод D1 пропускает ток зажигания через прерыватель Р, а диод D2 препятствует прохождению тока зажигания через систему освещения и пропускает ток освещения. В этой схеме использованы оба импульса тока освещения.

Проанализируем эти схемы. В схеме 1 последовательно в цепь первичной обмотки включен диод, имеющий небольшое сопротивление при прямой проводимости; поэтому он в некоторой мере влияет на величину тока, уменьшая его. Допустимо ли это уменьшение тока с точки зрения нормальной работы мотора? Как показали испытания, такое включение диода увеличивает обороты бесперебойного искрообразования на 50 об/мин, что практически не ощущается при эксплуатации мотора. В схеме 1 при выходе из строя любого из элементов системы освещения система зажигания остается работоспособной.

В схеме варианта 2 система освещения абсолютно не влияет на систему зажигания при нормальной работе, но при выходе из строя диода прерыватель оказывается шунтированным системой освещения, и искра пропадает. Следовательно, надежность этой схемы зависит от надежности диода.

Схема 3 имеет недостатки обеих предыдущих схем, но обеспечивает получение вдвое большей мощности для лампочек освещения.

При составлении схемы системы освещения от двух катушек одновременно необходимо сохранить разобщенность систем зажигания обоих цилиндров. Три варианта таких схем (4, 5 и 6) приведены на рис. 3.

Таким образом, всего мы имеем шесть вариантов. Проанализируем каждый из них с точки зрения стоимости деталей и получаемой мощности.

Экспериментально установлено, что использование одного (любого) импульса тока освещения одной катушки обеспечивает мощность в цепи освещения около 3 вт при напряжении 12 в. Отсюда мощность систем освещения по схе-мам 1, 2, 3, 4, 5, 6 соответственно будет около 3, 3, 6, 6, 6, 12 вт при напряжении 12 в.

Дальность видимости источника освещения в 1 свечу около 4 км (при хорошей видимости). Следовательно, источник света в 6 свечей будет с запасом удовлетворять требованиям «Правил плавания» даже в условиях плохой видимости.

Испытания показали, что диод D1 должен быть рассчитан на ток 5 а, а D2 — на 0,3÷0,45 а. Обратное пробивное напряжение обоих диодов должно находиться в пределах 300—350 в. Действительно, если напряжение во вторичной обмотке достигает 20000 в, а коэффициент трансформации катушки 61, то в первичной обмотке максимальное напряжение будет 20000:61 = 330 в.

Наиболее легкоосуществимы варианты 2 и 5, в которых можно применять маломощные диоды типа Д7Ж (цена диода 50 коп.). Остановимся на схеме 5 с диодами марки Д7Ж. Эта схема обеспечивает нормальный накал лампочки в 12 в и 6 свечей от магнето мотора «Ветерок».

Таким образом получилась простая и надежная система освещения. Для ее осуществления необходимо сделать два вывода от прерывателей панели магнето и подключить их через диоды к лампе освещения.

Конструктивно систему освещения можно оформить двумя способами: поместить диоды в специальную вилку, подключаемую вместе с лампой к штепсельным гнездам, смонтированным на поддоне мотора, или же смонтировать колодку с диодами в удобном месте под кожухом мотора, а к гнездам подсоединять только лампочку. В опытной серии «Ветерков», прошедшей длительные испытания, применялся первый способ, вполне себя оправдавший. Следует отметить, что данные диоды обладают большой надежностью в работе и случаев их замыкания ни разу не наблюдалось.

В заключение следует сказать, что на моторе «Стрела» можно осуществить систему освещения по варианту 2, а на моторе «Москва»—по варианту 4. Для этих двух схем подойдут диоды Д7Ж или Д204. Лампочку для системы освещения мотора «Стрела» надо брать 3-свечовую на 12 в, а для «Москвы», имеющей более слабое постоянное магнитное поле маховика, 1-свечовую на 6 в. Выводы для системы освещения берутся так же, как у «Ветерка», от верхних клемм конденсаторов.

Читайте также:  Как проверить стартер для лампы дневного света

Направление включения диодов в схеме подбирается практически: если диод включен неправильно, пропадает искра в системе зажигания.

Источник

Генератор для лодочного мотора

У мощных лодочных моторов, свыше 15-20 л.с. и особенно у тех, которые оснащены электростартером, всегда есть выходной разъем для подключения аккумулятора, а уже на сам аккумулятор вешается нагрузка от эхолота, ходовых огней и холодильника с пивом. А вот на маломощных моторах зачастую даже катушки света нет, а если и есть, то она идет как отдельная опция при покупке.

Генераторы для аккумулятора являются штатной комплектацией на многих лодочных моторах мощностью от 9,9 л.с. Если же у вас мотор 4 или 5 л.с., то на нем вы найдете лишь штатное место для установки катушки света, да и то не всегда, не все производители задумываются об этом.

Место установки генератора (два выступа с отверстиями под винты), как и сам генератор, если он присутствует, находится под маховиком, там же где и магдино, которое по сути тоже генератор, только для системы зажигания. Понять, есть ли у вашего мотора генератор, достаточно просто, от него всегда выходят два проводка (чаще всего зеленого цвета), которые вы найдете под маховиком, со стороны блока цилиндров.

Катушка света

Некоторые не совсем родные генераторы предполагают еще и замену штатного маховика лодочного мотора. В принципе можно использовать такую же катушку магдино, как и у вашего мотора, а если вдруг у вас есть друг-электрик, то попросите его сделать вам катушку с необходимыми параметрами. Если посадочные места у вашего мотора имеются, новая катушка встанет как раз напротив магдино, а провода нужно будет прокинуть под корпус маховика и вывести наружу. Но бывает и так, что посадочное место под генератор есть, а вот отверстий нет (например у Mercury ME 5M), но проблема решается дрелью и резбовёртом.

Зарядный комплект для мотора Honda 5

Снятие маховика лодочного мотора

Самостоятельная установка генератора потребует снять сам маховик, а это не такая простая задача. Сначала нужно снять ручной стартер, после чего можно будет добраться до гайки, которая натягивает маховик на коленвал. Момент затяжки у гайки большой и открутить её будет трудно. Лучше перед этим открутить шкив храпового механизма ручного стартера, которая прикручивается к маховику тремя болтами.

Снятие маховика. a) Шкив стартера; b) Болты (3 шт.); c) Шкив стартера; d) Ключ с обвязочной лентой; e) Гайка маховика

Чтобы открутить гайку маховика нужно застопорить сам маховик с помощью металлического стержня, установив его между уступами сверху, а гайку откручивать накидной головкой с удлинителем. Но на некоторых моделях таких уступов может не быть, в этом случае, если у вас нет специального съемника, надо стопорить поршневую, сделать это можно через свечное отверстие. Если же для откручивания гайки требуется слишком большое усилие, то лучше сделать специальный ключ с обвязочной лентой (см. рисунок выше).

Откручивание гайки маховика. a) Металлический стержень

Еще в качестве варианта можно вкрутить в те отверстия, которые держали чашку стартера три болта (но не те самые, а другие, не нужные) и, вставив между ними силовую отвертку или стальной прут, создать тем самым противодействующий рычаг. Но будьте готовы, что болты эти могут сломаться у основания, так что не затягивайте их сильно. Но даже если это случиться, болты обычно ломаются, оставляя небольшой торчащий зубец, за который их можно выкрутить плоскогубцами.

Ну и конечно кайку маховика можно сбрызнуть той же WD-40 или т.п. жидкостями и дать ей немного отмокнуть. И вот когда гайка будет откручена, маховик можно снимать.

Съемник маховика. a) Съемник

Съемник для маховика

Для снятия маховика нужен специальный инструмент — съемник, т.к. маховик сильно натянут на конусную часть коленвала. Есть и не очень дружественные для мотора способы разделения этих двух деталей — на перевернутом моторе ударить (возможно несколько раз) молотком по коленвалу с наживленной на резьбу гайкой до тех пор пока маховик не удастся стронуть с конуса. Но мы не рекомендуем так делать. При таких нагрузках можно сорвать резьбу, да и подшипники поршневой вам спасибо не скажут. Хотя такой «варварский» метод снятия маховика часто применяют на «сервисах», не захотели или не смогли купить нужный съемник.

Установка маховика. a) Шпонка маховика; b) Маховик; c) Шайба; d) Гайка

А ведь на самом деле съемники для маховика не такая уж и распространенная вещь, найти нужный не так просто. Моделей лодочных моторов сейчас развелось ооочень много и даже универсальные съемники зачастую не подходят.

Читайте также:  До какого числа установить счетчики света

Универсальный съемник маховика

Но выбора у вас нет, либо молоток либо съемник, хоть сами его изобретайте и изготавливайте. Принцип работы у них у всех одинаковый. Три болта через толстую стальную пластину съемника вкручиваются на место болтов чашки для стартера, а третий, бОльшего размера, проходит через резьбу в центральном отверстии съемника и упирается своей заостренной частью в специально созданную для этого площадку на торце коленвала. При закручивании центрального болта, пластина поднимается и, учитывая, что через нее проходят болты, прикрученные к маховику, тянет маховик за собой вверх. Но есть варианты съемников, которые вкручиваются в резьбу на маховике в углублении вокруг оси коленвала. Иногда, но не везде, в комплекте съемника идет еще и длинная ручка, которая поможет работать с упорным болтом и с гайкой маховика.

Главное не забыть, после того как вы все закончите и установите маховик на место, затянуть его как следует, вращается он с большой скоростью, да еще и масса у него большая.

Места крепления генератора вы найдете как раз под маховиком (для того то мы его и снимали). Если специальных мест крепления нет, значит у вашего лодочного мотора не предусмотрена установка катушки света, информацию о такой возможности вы найдете в документации к мотору.

После того, как вы болтами закрепили катушку на её месте (как раз напротив магдино), провода от неё выводите туда же, где идут провода от магдино и укладывать их нужно так, чтобы они не перетерлись вращающимся маховиком.

Установка катушки света. a) Выводы катушки; b) Катушка; c) Винты (2); d) Хомут крепления выводов; e) Винт Установленная катушка света на лодочном моторе Tohatsu 9.8. a) Магдино; b) Катушка света

Генератор для зарядки аккумулятора от лодочного мотора

Но на установке катушки дело получения электричества на вашей лодке не заканчивается, т.к. эта самая катушка вырабатывает переменный так, а это нам не подходит. Большинство мощный лодочных моторов от 25 л.с. уже имеет у себя контроллер заряда, маломощные моторы оснащаются исключительно генератором. Так что, чтобы получить постоянный ток для заряда аккумулятор, нам нужно сделать выпрямитель. По сути это простой диодный мост, который можно спаять самому своими руками, или снова попросить знакомого электрика. Если же вы хотите все оригинальное, то вам тогда нужно купить такую штуку как «преобразователь переменного тока в постоянный» и стоит эта «уникальная» штука для мотора в 5 л.с. будет около 6-8 тыс. рублей.

И еще нам нужен будет стабилизатор, который будет ограничивать напряжение, т.к. обороты лодочный мотор выдает разные, и при максимальных, напряжение на генераторе может переваливать за 30 вольт, а это для зарядки аккумулятора многовато. А вот стабилизатор будет ограничивать напряжение 13-14 вольтами, что для 12-вольтового аккумулятора самое то.

С силой тока немного сложнее, её надо смотреть уже конкретно на каждом генераторе. Так же нужно учитывать и требования вашего аккумулятора к силе тока при зарядке. Для большинства АКБ сила тока для зарядки равна 10% от их ёмкости. Но для литиевых аккумулятора такой способ не подходит.

Лодочный мотор в 5 л.с. выдает в ток среднем 2-2,5А, более мощные моторы — 6А.

Пару раз нам встречались владельца маломощных моторов в 2,5 л.с., которые вырабатывали от них электроэнергию не совсем обычным способом. К маховику прижимался упругий валик, который вращал уже генератор постоянного тока, снятый с какого нибудь старого электродвигателя. Мотору это не доставляло никаких проблем, а энергии вырабатывалось достаточно. Так что немного воображения и вы сможете осветить свой путь в ночи, зарядить севший телефон или подключить эхолот. Но аккумулятор для этого все же понадобиться.

Ни в коем случае не подключайте ваши электроприборы к генератору лодочного мотора без стабилизатора и выпрямителя. Посчитайте выходные характеристики своей новой катушки света и вашего лодочного АКБ, который будет выступать в роль буфера в вашей электрической цепи на лодке, а дальше ищите старые электроприборы, в который если и не найдете готовые части цепи, то уж компоненты к ним точно обнаружите. А дальше паяльник в руки и . Или вы хотите купить у своего дилера мотора простейшие электрические приблуды по цене этого самого мотора?

Источник