Свет для сцены и принципы его размещения
Мы воспользуемся секретами мастеров театральных академий. После прочтения вы поймете, как строить световую картину в зависимости от сюжета и настроения шоу.
Свет помогает обратить внимание зрителей на нужные объекты, черты лица или особенности походки, при этом скрывает то, что в данный момент было бы лишним, неуместным. Можно легко убрать тени или, наоборот, сделать объект более рельефным. Но важно не потерять выразительность, «пересветив» его.
Можно также создавать иллюзии, «обманывая» зрителя, тем, что свет от декоративных фонарей на самом деле также усиливается прожекторами с потолка. Если источника не видно, повышается правдоподобность шоу — используйте это.
Как выбрать угол падения света
Используется пять основных вариантов расположения и угла наклона светильников по отношению к освещаемой зоне:
Горизонтальный — идет прямо и совпадает с тем, как смотрит зритель.
Задний — подсвечивает объект сзади, может быть спрятан за ним.
Боковой — исходит со стороны, возможно, из-за кулис.
Верхний — расположен на потолке или балке.
Рамповый — исходит снизу, иногда буквально из-под ног объекта или перед ним.
Верхний передний — совмещенный вариант;
Диагональный — уходит в сторону и сверху или снизу.
Теперь разберем каждый угол и попытаемся понять, какое настроение можно им передать.
Плоский свет — это база, такая картинка обычно малоинтересна и служит скорее в качестве служебной.
Задний свет дополняет картину, в чистом виде может произвести излишне пугающее или драматичное впечатление, четко выделяя силуэт.
Свет сбоку смотрится интересно и непривычно, в обычной жизни практически не встречается.
Верхняя засветка будто бы давит, выглядит монументально.
Рамповый считает более концертным вариантом и достаточно искусственно выглядит на постановках.
Верхний передний создает натуральное освещение, помогает зрителю погрузится и поверить в происходящее.
Диагональный образует интересные тени, выражает сакральность или необычность происходящего.
Как совмещать разные углы сценического освещения
Разные углы подсветки раскрывают новые грани объекта или взаимодействуют с образом актера. Можно подобрать драматичный и контрастный прожекторы, расположив их под разными углами для цельного образа. Также разные стороны площадки осветит динамичная светомузыка.
Делайте один источник света главным, остальные пусть вторят ему, дополняя общую световую картину. Так получится более выразительно и без мешанины. Не бойтесь ослабить интенсивность вспомогательных ламп. Главный прожектор может имитировать луну или солнце, либо просто выделять действующее лицо.
Не переборщите с комбинацией углов подсветки, выберите 1-2 приоритетных и определитесь с эмоциональным фоном, который пытаетесь создать. Иногда минимализм скорее сыграет на руку, а избыток только размоет общее впечатление у наблюдателей.
Если делать объекты контрастными, ярко подсвечивая их сзади, то это изменит то, как их воспринимает зрители. Даже отдаленная фигура покажется более близкой, что тоже надо учитывать. попробуйте умышленно задействовать этот эффект для большей выразительности.
Реалистичный свет на сцене — это то, что имитирует уличные фонари, солнечные лучи либо настольные лампы. Это очень важно соблюдать при большинстве постановок, в которых действие происходит в реальном, а не фантастическом мире. Тщательно подбирайте не только углы наклона, но и цветовую температуру источников, чтобы они казались достаточно теплыми и передавали естественные оттенки.
В данном разделе можно вывести несколько базовых правил работы:
Делайте картинку динамичной, иначе зрителю надоест, он начнет утомляться, наблюдая одно и то же настроение со сцены. Действие должно передаваться и подчеркиваться в деталях.
Нет ничего лучше света, чтобы подчеркнуть форму или линии.
Не перебарщивайте с драматичным полумраком, иначе зритель не разглядит нюансов.
Глубокие тени придают контраста и сделают сцену более полной, запоминающейся.
Рекомендуем тренироваться в создании различного настроения с помощью света и делать это постоянно, а не только на реальных перфомансах и шоу. Отточить мастерство можно за пару лет или раньше, но это требует огромного практического опыта.
Вдохновляйтесь чужими работами, фотографиями, клипами и фильмами, всегда обращайте внимания, как связан свет в кадре и настроение, которое передается при просмотре. Старайтесь повторить это самостоятельно. Желательно записывать и сохранять свои наработки, показывать их более опытным коллегам.
Практикуемся в построении освещения
Простейшие упражнения можно повторить даже дома, воспользовавшись любимыми светильниками, торшерами, фонариками и декоративными свечами. Начните экспериментировать, и сразу увидите, что мастерство — это умение обходиться малым, а не только опыт работы с дорогими сетами светотехники и пар прожекторов.
Первое упражнение. Находим угол
Найдите или соорудите сами статичный предмет, который можно подсвечивать с различных положений. Идеально, если это будет кресло или статуя, что-то достаточно масштабное и интересное.
Определитесь с точкой, откуда будет смотреть зритель (в данном случае вы сами).
Расставьте три лампы и поиграйте с их положениями.
Подумайте, какие стороны освещаемого объекта и какие качества выделяет каждый из источников. Попробуйте изменить его восприятие, полностью переставив их.
Также поменяйте яркость или оттенки ламп, эти детали помогут усилить впечатление.
Не забывайте главную идею, один источник должен доминировать в картине. Будет еще лучше, если вы попробуете включить в эксперимент цветные профильные прожекторы или иное RGB сценическое оборудование.
Второе упражнение. Как рисовать светом
Загляните в блоги, журналы и издания о шоу-тематике. Посмотрите, как выстроена картинка на каждой фотографии, какие светильники и как, с какой целью применил светотехник. Попытайтесь понять общий принцип, который стоял за этим. Какое настроение пытался передать создатель? Что можно изменить или улучшить в имеющейся картинке? Как можно воссоздать похожую атмосферу с помощью той техники, которой располагаете вы? Такие вопросы должны возникать у вас при просмотре любых визуальных материалов. Исходя из этого, подбирайте софиты под конкретную задачу.
Старайтесь найти лучшие и худшие примеры всех типов сценического освещения. Не бойтесь мысленно критиковать даже популярные шоу или площадки — ошибки в оформлении могут допускать все. Также это поможет более широко мыслить.
Третье упражнение. Ищем свет
Обращайте внимание на то, что вас окружает в повседневности. В каких ресторанах или залах наиболее приятно находиться? Где атмосфера приветливая, а где слишком гнетущая? Ведь это все также создается за счет освещения. Где холодный свет ламп приносит контрастности и более строгой атмосферы? Как мелкие лампочки выигрывают перед одним единственным источником?
Постарайтесь запомнить эти нюансы и в дальнейшем перенести их на сценическое действие. Попробуйте передать атмосферу спальни, камерного кабинета, жизнерадостного парка, библиотеки. Это эффективная тренировка, которая поможет сделать постановки правдоподобнее, они запомнятся зрителям. Театральные прожекторы помогут создать реалистичную обстановку, имитируя свет от вывесок или ламп накаливания.
Четвертое упражнение. Работаем с актером
Повторите все, что мы делали в первом упражнении, но прибавьте к этому живую модель, которая может двигаться и также передавать определенное настроение, стиль и колорит. В каком освещении этот человек будет наиболее харизматично смотреться? Какой свет скроет недостатки? Как подчеркнуть силуэт, добавить драмы и дерзости? Как сформировать печальную, спокойную и светлую обстановку при участии этого персонажа?
С этой практикой вам откроется огромное поле для творчества. Каждый человек индивидуален, но общие закономерности оформления вы поймете. Регулируйте все параметры, пока светильники идеально не передадут вашу задумку. Попробуйте ввести ограничения, например, по цвету или дистанции ламп.
Пятое упражнение. Увеличиваем количество инструментов
Используйте сразу пять базовых углов освещения из тех, что мы упомянули в начале статьи. Теперь перед вами будут стоять более тонкие задачи по передаче нюансов и стилистики, характера ситуации и персонажа в ней.
Сначала просто включите поочередно источники и почувствуйте тот стиль, настроение, которые они помогут сформировать.
Затем сочетайте их, включая по 2-3, но не одновременно. Понаблюдайте, что смотрится наиболее выигрышно, а каких эффектов стоит избегать.
Не забывайте выбрать один доминирующий источник в картине.
Подберите наиболее выигрышное освещение для модели.
Затем резко поменяйте его, кардинально меняя восприятие человека. Попробуйте сделать его подозрительным, злым, стеснительным, опасным.
Затем переходите к другим настроения. Сможете ли вы с помощью имеющегося света сделать его или ее более загадочной? Попробуйте передать другие стороны личности — доброта, смущение, нервозность, уверенность, возбуждение, страх, интерес.
Сфотографируйте наиболее интересные результаты и сравните их между собой. При этом не нужно жестко критиковать или оценивать их, так как это скорее творческая импровизация.
Шестое упражнение. Правдоподобный, натуральный свет на сцену
Используйте яркие источники и расставьте их вокруг модели таким образом, чтобы образовалось минимум теней и картина напоминала полуденное время. Затем поэкспериментируйте и превратите это в лунную ночь. Результат должен получиться максимально естественным. Здесь также все решает один главный излучатель света, остальные лишь поддержат получившийся эффект.
Седьмое упражнение. Эксперименты с цветным светом
Попробуйте сымитировать следующие ситуации сценическим светом, используя модель, цветные фильтры и RGB заливной свет:
морозный день в лесу;
тропический жаркий полдень;
обстановка строгого кабинета;
ночные неоновые огни;
Вы можете придумать свои локации и ставить себе все новые и новые необычные задачи. Вашей главной целью остается передача эмоций, настроения, всего происходящего, что имеется сценарии.
Восьмое упражнение. Драма
Попробуйте осветить человека в центре комнаты так, чтобы это выражало глубокие эмоциональные состояние — ярость, ненависть, вожделение, страх, нежность, зависть. Вы можете воплотить и оживить все смертные грехи или же воссоздать образы мифологических героев и библейских сюжетов. Попробуйте это упражнение с единомышленниками.
Девятое упражнение. Расширение масштаба
Перенесите результаты предыдущих упражнений на большую площадь — на нескольких человек или участок сцены целиком. Расширяйте освещаемое место, стараясь сохранить ту аутентичную атмосферу, что вы создали путем игры с цветами и количеством источников. Так вы максимально приблизитесь к цели — создать не точечный свет, а оформить всю сцену целиком, повторяя идею или замысел режиссера. Пользуйтесь цветомузыкой для трехмерного эффекта.
При этом избавляйтесь от паразитной засветки или излишне темных участков, не забывайте про динамический диапазон картинки. Вы должны использовать не только свет для сцены, но и тени себе на пользу. Также сцена должна быть живой или готовой ожить, картинка не должна оставаться статичной.
Получите консультацию по сценическому освещению у специалиста:
- Консультация является бесплатной.
- Специалист перезвонит в течение: 30 минут.
Источник
Световое оборудование для сцены. Как правильно выставить сценическое освещение?
С помощью соблюдения принципов построения сценического освещения можно добиться ощущения, что вы находитесь в зале и наблюдаете театральное представление, даже если таких атрибутов на самом деле нет. Сценическое освещение очень важно, от него в прямом смысле зависит, в каком свете люди увидят артистов. Важно не только правильно разместить приборы, но еще и уметь ими управлять.
Принципы светового оформления сцены заключаются в следующих моментах:
- Свет является частью режиссерской постановки и также как музыка или игра актеров способен создавать эмоциональное воздействие на зрителя или существенно усилить его.
- Все декорации и актеры освещаются только спереди, при этом используется фронтальный свет максимально приближенный к естественному. Располагают приборы вне пределов сцены и зрительного зала.
- Осветительные приборы освещают только сцену и авансцену, и никогда зал, чтобы не ослеплять зрителя, не мешать наблюдению за происходящим и создать ощущение полного отсутствия зрителя.
- Основное освещение предназначено сохранять тени и цвета, задуманные по сценарию, а также четкую видимость между сценой и зрителем.
Фронтальное освещение состоит из:
- верхнего, расположенного за выступами в потолке или в специальных помещениях;
- диагонального, расположенного за выступами боковых стен или на оборудованных балконах и лоджиях залов ярусного типа так, чтобы угол падения света не превышал 40 градусов от края авансцены
- нижнего, расположенного на краю сцены в рампе (стационарной или переносной).
Именно в рампе чаще всего располагаются приборы и с направленным светом.
Такой свет убирает контрастность, возникающую от остальных вдов освещения при условии, что рампа расположена не выше 1,1 метра от пола и высота сцены в пределах 60-70 см.
Диагональное освещение прожекторами с балкона
Освещение исполнителей, декораций и зрительного зала
Освещение больших залов, например концертных, не может обойтись без:
- основного. Часто в театрах это массивная хрустальная люстра больших диаметров – она создает богатое светопреломление, благодаря чему все помещение наполняет блеском и создается торжественная атмосфера. Должна быть оснащена подъемно-опускным механизмом и системой дистанционного плавного управления уровнем света.
- аварийного, запасного освещения от независимого источника питания, например, аварийного светодиодного светильника с аккумулятором;
- подсветки выходов, пола вдоль стен, ступеней с торца, нумерации кресел.
Свет приборов по способу распределению делится на:
- заливочный – для его создания используют светильники, колорченжеры, блиндеры;
- точечный – создается следящими, безлинзовыми PAR или прожекторами с профилированием луча.
Основные варианты светового решения:
- статическое – используется на концертах или во время театральных представлений, когда свет не должен быть основным в восприятии. Статический свет подчеркивает игру актеров, красоту костюмов и декораций или блеск инструментов. Он является неизменным только условно.
- динамическое, предполагает постоянное изменение света и применяется на шоу, конкурсных программах, в перерывах между номерами для придания оживленности происходящим действиям и переключения внимания зрителя.
Освещение зрительного зала
Примеры освещения
Пример 1 освещения театральной сцены: Если используется единственный световой прибор, то для уменьшения теней и их резкости он должен быть очень мощным, с большим по размеру источником света и находиться на значительном расстоянии от сцены.
При этом изменение направления света будет невозможным так же, как и создание акцентов.
Если учесть, что пространство сцены условно разделено на области: авансцена (первый план), средняя часть (второй план) и задняя (третий), а также центр и бока, то получается матричная структура состоящая минимум из 9 участков. Для их полного освещения можно использовать любые комбинации освещения – это даст больше возможностей для получения желаемой световой визуализации. Правильной подсветкой заднего плана можно регулировать глубину сцены, сочетание заливочного света и подсветки проводят лучами с размытыми краями, а проекции и подсветки – с резкими контурами.
Пример 2 двухуровневого освещения зала для проведения конференции или творческих встреч, когда внимание должно быть сосредоточено на предэкранной зоне сцены и зале, так как возможно взаимодействие выступающего с аудиторией:
- освещение занавеса на первом уровне заливающим светом с двух сторон сцены является обязательным в любом театре, так как убирает тени с кулис от верхнего освещения;
- на втором уровне находится предэкранная зона – для нее используются 2 прожектора по сторонам и иногда 1 в центре (если есть возможность установки) на глубине 1/3 зала от экрана.
Основной подход к использованию множественных источников света – это создать световую основу сценического действия, и для отдельных сцен изменять освещение путем добавления источников света.
Виды световых приборов для сцены
Самое широкое применение находят прожектора, они имеют мощный световой поток и при этом хорошо создают и точечный и заливочный свет. Могут быть светодиодными и ламповыми. О светодиодных прожекторах подробно можно прочесть тут.
Виды прожекторов для освещения сцены зависит от оптической системы:
- со шлифованной линзой. Чаще всего это однолинзовый с цилиндрическими отсекателями света на выходе – как вариант верхнего освещения.
- низковольтные с параболическим отражателем – для выделения конкретных элементов;
- со сферическими отражателями – для первого и второго плана и кулис;
- профильные с эллиптическими отражателями – подчеркивают рельеф декораций и лица людей;
- для верхнего освещения чтобы ограничить попадание света в зал оптическую систему дополняют специальными диафрагмами и шторками.
Театральный прожектор направленного света
В приборах с линзами можно регулировать фокус луча.
Все сценические осветительные приборы в зависимости от назначения можно разделить на:
- динамические – световые «головы», световые пушки для сцены;
- статические светильники для сцены: прожектор PAR представляет лампу в алюминиевом корпусе, в варианте LEDPAR используются светодиоды, LEDStagebar – это светодиодная планка для подсветки кулис. Основная характеристика: мощность ламп может быть до 1000 Вт.
- фонового освещения: прожекторы, блиндера – для мощной заливки;
- декоративные, например световые экраны для сцены;
- для спецэффектов: стробоскоп предназначен создавать световые импульсы и регулировать их частоту (концерты, вечеринки); лазеры создают прямые лучи и могут создавать рисунки в воздухе; сканер создает быстро движущиеся по площадке узорные лучи с помощью их отражения в своей системе зеркал. В основном такое световое оборудование применяется для освещения дискотек, о чем подробно описано здесь.
Световые «головы» относятся к интеллектуальным приборам света, так как управляются через отдельный сигнальный кабель пульта управления, их корпус способен вращаться по вертикали на 306 градусов, а по горизонтали на 440. Они являются модификацией сканера с движущимся корпусом и разным светом: точечным, рассеянным или лучевым. «Головы» имеют более широкую область освещения, чем обычные сканеры. Располагают их в центре внизу или вверху сцены.
С помощью колорченджеров, прожекторов с автоматической сменой цвета, можно быстро менять цвета на сцене, в них возможна и фокусировка луча. Размещение они обычно имеют верхнее и боковое настенное.
Приборы для спецэффектов не предназначены подсвечивать сцену или актеров. Они создают шоу и кроме типа ламп характеризуются количеством создаваемых картинок.
Световые приборы также делятся на поддерживающие и не поддерживающие стандарт DMX.
Управление сценическим освещением
Для унификации управления приборами освещения разных производителей разработан стандарт DMX передачи данных между контроллерами и оконечным оборудованием. Протокол DMX512 позволяет управлять аппаратурой на большом расстоянии (до 100 метров), так как цифровой сигнал хорошо защищен от помех. Одно устройство может иметь несколько каналов DMX для передачи информации о: цвете, диафрагме, углах наклона или поворотов, скорости движения.
Аналоговые RGB-контроллеры могут быть:
- с ПДУ RF – управление освещением на расстояниях до 100 метров без нахождения в зоне прямой видимости. Работает только от собственного радиопульта, что дает возможность использовать одновременно несколько разных контроллеров;
- с ПДУ и инфракрасным сенсором – дает управление только в прямой видимости до 15 метров, легкое переключение готовых световых программ и взаимозаменяемость пультов;
- многоканальные предназначены синхронизировать цветовые программы от разных устройств и запоминать эти программы переключения.
Использование пакетного реле позволяет управлять включением-выключением светового устройства, не поддерживающего стандарт DMX, с помощью DMX-контроллера.
Диммеры регулируют яркость света светодиодных ламп. К пакетным диммерам в виде электрических розеток подключают PAR прожекторы для сцены.
Футсвич-контроллер управляет доступом к конкретным опциям устройства с помощью педалей.
Источник