Адаптивные фары на ВАЗ: сказка или реальность?
Важнейшим элементом пассивной системы безопасности современного автомобиля являются фары головного света. Прогресс не стоит на месте. Устройства светотехники с каждым годом совершенствуются. На данный момент наиболее продвинутым и удобным для среднестатистического водителя является адаптивный механизм работы освещения.
Лучшие мировые автомобильные производители оснащают таким светом свои новые авто. Можно ли использовать их для отечественных машин модели ВАЗ, интересует многих водителей.
Преимущества умных фар и как они работают
Данная светотехника предназначается для освещения необходимого пространства впереди автомобиля в зависимости от дорожной ситуации. Конструкция таких фар отличается от классических устройств.
Она включает следующие элементы:
- фары;
- блоки управления;
- двигатели для перемещения фонарей;
- датчики для считывания информации о дорожной обстановке.
Особенностью данных фар является использование линз, внутрь которых устанавливаются ксеноновые или диодные лампы. Такой свет лучше воспринимается глазом человека. Кроме того, световой луч отличается более ярким свечением. При этом переключение между ближним и дальним режимами света осуществляется с помощью специальной шторки.
Внутрь блока фар вмонтированы двигатели, которые перемещают линзы в разные стороны, изменяя направление светового потока.
Датчики следят за дорогой и передают актуальную информацию в ЭБУ. Именно из этого «мозгового центра» поступает команда на изменение направления пучка света.
Принцип работы адаптивной светотехники заключается в том, что в зависимости от угла поворота рулевой колонки, меняющегося направления движения авто изменяется и освещаемое пространство.
Наиболее полезными такие фары оказываются при преодолении крутых поворотов, движении в условиях с ограниченной видимостью, езде по горным серпантинам в ночное время:
- При таких дорожных ситуациях за счет изменения угла поворота фар освещается только полезное для водителя пространство.
- Кроме того, адаптивные фары самостоятельно определяют наиболее благоприятный момент для переключения ближнего и дальнего режимов освещения.
- При заносе авто поворотные механизмы фар блокируются.
С каждым годом возможности такой техники увеличиваются.
Решение для ВАЗ
Современные технологические решения не всегда можно без специальных доработок применить на отечественных автомобилях ВАЗ.
К примеру, решить задачу улучшения головного освещения для ВАЗ 2110 можно с помощью дополнительных противотуманных систем. После установки внутрь переднего бампера они будут активироваться при включении указателя поворота, освещая именно ту сторону, куда водитель собирается повернуть.
Данный проект реализуется довольно просто:
- Плюсовой провод направляется через диод на реле слабого тока.
- При этом электричество будет подаваться на лампу через выключатель и реле.
- Для того, чтобы обеспечить постоянное свечение противотуманных фонарей, параллельно ножкам катушки реле нужно установить конденсатор 1000 мкФ.
Таким образом, опираясь на простые инструкции, можно значительно улучшить качество лобового освещения автомобиля ВАЗ 2110. Адаптивный свет на отечественных Ладах может стать не сказкой, а вполне осязаемой реальностью.
Источник
Что такое адаптивные фары в автомобиле
Дата публикации: 22 октября 2018 .
Категория: Автотехника.
Качественное освещение дорожного полотна во время езды является очень важным условием для автовладельца. При этом важно не только видеть то, что происходит непосредственно перед машиной, но также обочину, встречные транспортные средства и многое другое. В связи с этим активно продолжается совершенствование систем освещения ТС, самой успешной из которых признана адаптивная оптика.
Фары этого типа – это не отдельные элементы, а целая система освещения, которая оснащена массой датчиков и соединена с бортовым компьютером. Благодаря этому можно сказать, что этот автокорректор способен приспосабливаться к конкретным условиям и обеспечивать автовладельцу наилучшую видимость. Осветительные приборы способны занимать разные позиции в зависимости от положения колеса и условий езды.
Устройство и принцип действия адаптивных фар
Многие полагают, что эта система была создана совсем недавно, но, впервые она была установлена на автомобиле Citroen 2CV еще в 1948 году. Тогда разработчикам пришла в голову идея, что водитель может управлять поворотом фар в зависимости от направления движения колес. В те времена такие манипуляции выполнялись при помощи обычного механического рычага вручную.
Современные модели оснащены более совершенными устройствами, в которых установлены специальные датчики (частоты вращения колес, точного угла поворота «баранки», продольного ускорения, а также освещения). Дополнительно в них устанавливается видеокамера, которая позволяет получать информацию о других ТС, пешеходах животных и прочих объектах.
Полезно! Даже если автовладелец включает стеклоочиститель, адаптивная оптика начинает работать по-другому: сначала фары немного опускаются, а потом возвращаются в исходную позицию.
Внутри самих фар находится небольшой электрический мотор шагового типа, который и отвечает за их способность поворачиваться по точно заданным параметрам. Также учитывается в какую сторону поворачивается машина. Если она двигается вправо, то соответствующая фара повернется на свой возможный максимум (15 градусов), в то время, как левому световому элементу будет достаточно 7-8 градусов. Как только от датчика на электронный блок управления поступает нужный сигнал, происходит его обработка и необходимый исполнительный механизм активируется.
Полезно! Такая система носит название AFS (Adaptive Front lighting System), которое остается неизменным независимо от конкретного производителя автомобильной оптики.
Так как система полностью компьютеризирована и должна взаимодействовать с EPS (курсовой устойчивостью авто), то в ней могут быть установлены только биксеноновые лампы. При этом установка обеспечивает плавное перемещение лучей по дорожному полотну, полностью соответствуя положению колес. Поэтому переживать, что она будет отвлекать водителя не стоит. Если автовладелец теряет управление, то система получает соответствующий сигнал от EPS и перестает «обращать внимание» на манипуляции с рулевым колесом, чтобы не создавать еще больше хаоса в сложной ситуации.
Фары способны двигаться в стороны, вверх или вниз. Это удобно при движении по холмистым участкам дороги. При этом в системе есть датчики, которые опускают световые элементы, как только на горизонте появляется встречное транспортное средство с включенными огнями. Это позволяет не слепить других участников дорожного движения. При этом это далеко не все возможности адаптивной системы.
Режимы освещения
Система может работать в нескольких режимах:
- Городской свет. Режим активируется при скоростном режиме до 55 км/ч. Свет в этом случае не отличается большой дальностью, светотеневая черта располагается горизонтально, что позволяет получить более широкий луч света. Поэтому автовладелец лучше видит пешеходов и оценивает ситуацию при повороте.
- Загородный режим. Активируется при скорости от 55 до 100 км/ч. В этом режиме включается ближний свет ассиметричного характера (правая сторона освещается лучше, чем левая).
- Автомагистраль. В данном режиме освещение переключается при движении со скоростью более 100 км/ч. Происходит активация ближнего света, но, с большей дальностью, благодаря чему автовладелец может безопаснее передвигаться как про прямой, так и при поворотах.
- Дальний свет. В этом случае речь идет о стандартном дальнем освещении, однако переключаться на ближний свет не нужно. Фары двигаются либо вертикально, либо в адаптивном режиме.
- Адаптивный режим. Это самая оптимальный тип, при котором фары начинают работать в полной мере и поворачиваются вслед за рулевым колесом.
- Иллюминация. Этот режим рекомендуется активировать в условиях плохой погоды (например, если идет сильный дождь, начался снег или стоит туман). В этом случае свет будет более емким и рассеянным. Благодаря пониженной дальности иллюминации отсутствуют блики, которые часто появляются при высокой влажности.
Стоит отметить, что адаптивная оптика продолжает совершенствоваться. Благодаря этому появляются новые версии такого освещения.
Система AFL
Данное название расшифровывается как Adaptive Forward Lighting. Такая оптика отличается от привычной AFS тем, что по сути представляет собой комбинированную технологию. Корректировка освещения осуществляется те только благодаря поворотному механизму фар, но и за счет дополнительных ламп.
Пока автомобиль движется на довольно большой скорости, адаптивная система работает в стандартном режиме. Но, как только водитель замедляется до 70 км/ч, то происходит активация AFL. За счет этого подключаются дополнительные лампы, которые значительно увеличивают угол освещения дорожного полотна. Это особенно удобно при совершении поворотов на перекрестках или на узких витиеватых улочках. При этом система не запускается самостоятельно, без лишней на то необходимости (например, при перестроении авто или совершении маневров).
В заключении
Крупные автопроизводители (в их число входят Volkswagen, Opel, Skoda, Toyota и многие другие) уже дано начала встраивать в автомобили адаптивную оптику. Это объясняется статистическими данными, согласно которым транспортные средства с установленными AFS или AFL на 40% реже попадают в дорожно-транспортные происшествия. Поэтому не исключено, что в будущем эта разработка будет только больше совершенствоваться.
Источник
Дополнительное освещение на ВАЗ при повороте своими руками
Много аварий происходит из-за недостающего освещения дороги в ночью, потому в современных авто свет уже роботизирован. Как можно сделать лучше освещение обочины на старых авто ? Мы отыскали решение..
В иномарках проблему освещения дороги решает адаптивная система главного освещения. Она разрешает изменять направление близкого света фар зависимо от скорости и угла авто.
Естественно этих адаптивных фар на Ваз 2110 не выпускают, означает боковой свет фар мечты? Нет, решение имеются и весьма обычное. Сводится оно к установке доп. Противотуманки в бампер авто. Схем подключения имеются несколько, но по порядку:
Самый простой вариант подключения является схема на картинке 1. Включение освещения обочины будет совместно с включением поворотника.
«Питание» поворотника через диод запускает слаботочное реле (к примеру, В5115С, ток катушки 20…50 мА). Ток от запасного предохранителя подается на боковую фару через выключатель (в светлое время боковой свет выключаем) и контакты реле разомкнуты. Чтоб освещение не мигало как поворотник, надо параллельно ножкам катушки реле подключить конденсатор на 2000мкФ.
Вторая схема на картинке 2 будет включать освещение обочин во время поворота руля. Такой вариант будет очень удобен, когда приходится нередко ездить по лесу, где при маневрах указатели поворотов не включаются.
«Питание» к боковым лампам идет как и в 1 схеме, но управляет ими герконы. Они расположены в пенале, закрепленном напротив механизма управляющий рейки. На болт 2 крепления правой тяги управляющий рейки через проставку 5 (отрезок резиновой шланги длиной возле 50 миллиметров) приклеили «жидкими гвоздями» сильный магнит 6. Во время поворота руля вправо магнит движется вдоль пенала с герконами.
После его прохождения хорошо замкнутые герконы Гк2 и Гк3 остаются включенными, а геркон Гк1 на секунду включится, отправив сигнал на тиристор Д1, который раскроется. Напряжение поступит на реле и лампа бокового света включится. При обратном вращение руля боковой свет будет выключен герконом Гк-2. И тогда тиристор Д-1 закроется, свет выключится. При повороте влево схема работает аналогично, лишь в дело вступят другие герконы Гк4 и Гк3 и тиристор Д2.
Теперь Вы понимаете, что для того, чтоб очень продуктивно освещать дорогу при поворотах в темное время суток совсем не обязательно ставить адаптивные фары света, а купить запчасти б/у можно. Сделать лучше боковое освещение дороги возможно при помощи простых ламп, которые можно установить в боковой части бампера.
Источник
Адаптивный свет
Адаптивный свет — система головного освещения, автоматически изменяющая направление светового потока фар синхронно с направлением движения автомобиля. Система была разработана конструкторами компании Volkswagen AG и получила название Advanced Frontlighting System или сокращенно AFS. Адаптивным светом опционально оснащаются некоторые модели автомобилей Volkswagen Phaeton, Volkswagen Touareg, Volkswagen Passat и другие. Системы адаптивного освещения выпускаются и другими компаниями, в частности — компанией «Хелла». Ее система AFL отличается от AFS тем, что в нее включена дополнительная пара вспомогательных фар, включающихся при резком повороте руля и освещающая правую и левую стороны дороги по ходу автомобиля.
Содержание
Обоснование применения система адаптивного света
При управлении автомобилем, оснащенным обычной системой головного освещения, в ночное время или в условиях плохой видимости водитель лишен возможности получать полную визуальную информацию. Обочина дороги, предметы на ней остаются вне зоня ясной видимости. Внезапно выбежавшее на дорогу животное, крупный предмет (ветка, ствол дерева) могут привести к аварийной ситуации. Однако, жестко закрепленные фары, даже если они правильно отрегулированы, освещают ограниченное пространство впереди автомобиля и в гораздо меньшей степени — пространство по сторонам от направления движения машины.
Систему адаптивного освещения можно сравнить с фонариком, которым пользуется пешеход. Если фонарик жестко закрепить на одежде или головном уборе пешехода, освещаться будет только пространство перед идущим человеком. Это аналог традиционной системы головного освещения. Если взять фонарик в руку, то он будет освещать путь, по которому движется пешеход, в том числе повороты, изгибы тропинки, потенциально опасные и плохо различимые в темноте объекты. Это аналог адаптивной системы освещения автомобиля. На мотоциклах и скутерах с фарами, вмонтированными в головной обтекатель (спортбайки) или в передний щиток (скутеры) система освещения работает так же, как и на автомобилях с прямолинейным светом. На мотоциклах и скутерах с фарами, установленными на рулевой колонке (большинство мотоциклов общего назначения, чопперов, эндуро и других) или на руле (скутеры Vespa и другие), система освещения работает, как условно адаптивная, поскольку световой луч от фары поворачивается одновременно с поворотом руля. Специалистами страховых европейских агентств отмечается, что автомобили, оборудованные адаптивной системой освещения, попадают в аварийные ситуации на 40% реже, чем автомобили с прямолинейным, традиционным светом.
Устройство и работа системы адаптивного света
Система адаптивного освещения автомобиля управляется бортовым компьютером, считывающим информацию с датчиков угла поворота руля, скорости автомобиля, положения автомобиля относительно вертикальной оси, системы курсовой устойчивости (ESP) и даже работы стеклоочистителей (для определения изменения дорожных условий при начавшемся дожде или снегопаде).
В блок-фарах адаптивного освещения применяются только биксеноновые источники света. Сами фары оснащены шаговыми двигателями с малой дискретностью, перемещающими корпус блок-фары во все стороны максимум на 15 градусов. При этом величина поворота каждой из двух блок-фар разнится. При повороте налево левая блок-фара поворачивается на полный угол, правая — на половину этого угла (например, на 15 и 7 градусов соответственно). При повороте направо на меньший угол поворачивается левая фара. Это уменьшает опасность ослепления водителей, которые едут по дороге, на которую сворачивает автомобиль. Адаптивное освещение работает в режимах и ближнего, и дальнего света.
При постоянном подруливании (рысканье) датчик ESP сообщает бортовому компьютеру, что изменения направления движения нет — фары светят прямо, система адаптивного освещения отключена. Как только водитель выкручивает руль вправо или влево на большой угол, включается система адаптивного света — блок-фары поворачиваются шаговыми двигателями, луч света меняет направление. При этом внутренняя по отношению к центру описываемой автомобилем окружности фара поворачивается на больший угол и освещает пространство, прилегающее к центральной части дуги, внешняя фара освещает внешнюю часть дуги и частично центральную часть дороги. Площадь освещенного пространства увеличивается — водитель получает полную визуальную информацию о дорожной обстановке. При возникновении прямо по курсу мощного встречного источника света, компьютер дает команду шаговым двигателям повернуть блок-фары по вертикальной оси вниз. В результате луч света несколько опускается, предотвращая эффект ослепления водителя встречной машины. Как только автомобили разминутся, фары возвращаются в исходное положение.
Такая же команда на изменение направления светового потока поступает при работе стеклоочистителей. Световой луч опускается ниже, чем в описанном выше случае — фары начинают работать, как противотуманные. Световой поток при этом распространяется на высоту не более полуметра, «под туман», чтобы свет не отражался от микрокапель водно-воздушной взвеси, из которой состоит туман. Во время дождя и снегопада эффект от «противотуманного» света существенно ниже, но все же изменение направления светового потока по вертикали существенно снижает риск ослепления водителя отраженным от капель дождя светом.
Адаптивная система изменяет направление светового потока и по горизонтали, и по вертикали. Например, на длинном спуске световой луч приподнимается, освещая противоположный подъем, а на крутом подъеме — опускается, чтобы не ослепить водителей встречных автомобилей, поднимающихся на гору с обратной стороны.
Работа компьютеризированной системы адаптивного света отличается высокой плавностью. Единственным заметным эффектом применение адаптивного света является явное улучшение освещенности дороги во всех режимах движения и при любой дорожной обстановке. Усовершенствованная система AFS и некоторые конкурирующие системы, в частности, AFL отличаются от описанной тем, что оснащаются дополнительными фарами бокового освещения. Эти небольшие фары, оснащенные достаточно мощными источниками света, включаются раздельно при резком повороте руля, освещая при повороте направо правую часть дороги, при повороте налево — левую. Как только руль принимает нейтральное положение, а траектория движения автомобиля выпрямляется, задействованная в боковом освещении фара — левая или правая — выключается.
Перспективы развития системы адаптивного света
Специалистами компании Volkswagen AG разрабатывается система адаптивного освещения следующего поколения. Ее особенность заключается в том, что адаптивным станет любой режим освещения. Всего таких режимов предусмотрено четыре. Первый — освещение для автомагистралей, самое мощное, при котором задействованы все источники света блок-фар. Второй режим — освещение для загородных шоссе, при котором включается свет, соответствующий нынешнему ближнему. Третий — освещение для движения в городских условиях, ближний свет меньшей силы, но с расширенным световым пятном. И наконец, четвертый режим — освещение в условиях плохой погоды, соответствует освещению дороги противотуманными фарами. Новая система адаптивного света предусматривает больше степеней свободы поворота фар, более точное управление и дополнительные комбинации включения световых приборов в зависимости от дорожной обстановки.
Источник