Меню

Как работает импульсный свет для фотостудии



Что такое импульсный свет, его преимущества и недостатки

Фотография – это светопись. Именно поэтому правильное освещение играет главную роль при создании удачных снимков. Когда дневного света нет или его недостаточно, на помощь приходят осветительные приборы. Тем более, если съемка проходит в студии. Рассмотрим, что же такое импульсный свет, его преимущества и недостатки.

Источники импульсного света

Существует 2 вида источников света:

  • Постоянные источники освещения непрерывно освещают модель или предмет. К ним относятся дневное освещение, освещение от всевозможных ламп, фонарей, видеосвет и светильники постоянного света, которыми оборудуют фотостудии;
  • Импульсные источники освещения срабатывают одновременно с нажатием на спусковую кнопку фотоаппарата и освещают снимаемую сцену всего доли секунды. К переменному свету относятся обычные вспышки и специальное студийное оборудование.

Импульсный свет в фотостудиях оснащен двумя лампами – пилотной и импульсной. Первая помогает пристреляться – проверить, как свет ляжет на модель или снимаемый предмет. Импульсная лампа срабатывает одновременно с нажатием на спусковую кнопку. При этом пилотная лампа отключается.

Мощность приборов указывается в джоулях и, как правило, составляет от 50 до 2400 джоулей.

Существует различные светильники:

  • точечные;
  • линейные (лайтбары);
  • кольцевые светильники;
  • лайтбоксы.

Также переменное освещение в фотостудии может представлять собой моноблок или генератор.

Моноблоки наиболее часто встречаются в студиях. Они работают от аккумулятора или от сети. Это устройства, в которых в одном корпусе находятся лампы, регулировка управления и остальные части оборудования. Моноблоки дешевле и удобнее в транспортировке. Однако у них меньшая мощность и большая масса.

Генераторы состоят из двух частей. Осветительной головки, в которой расположены лампы, и самого генератора, в котором объединены устройства для управления вспышкой. Генераторы могут располагаться на штативе или прямо на полу или другой поверхности. Такое оборудование отличается большей мощностью и дороговизной. При этом у него есть несколько преимуществ: возможность использовать с одним генератором несколько вспышек и снимать кадры с «замороженным движением». Это оборудование также может работать как от сети, так и от аккумулятора.

Преимущества

Есть несколько параметров, по которым переменное освещение выигрывает:

  • Мощность. Независимо от размеров, стоимости и других параметров импульсный свет всегда мощнее постоянного. Это объясняется просто. Постоянное освещение непрерывно отражает фотоны от окружающих предметов и расходует мощность. Импульсные светильники накапливают энергию, а потом за доли секунды выдают ее в нужном объеме;
  • Размер. Несмотря на небольшой размер, способен осветить помещение также эффективно, как солнце. А при съемке на природе, гораздо удобнее брать импульсное освещение, чем постоянное. Чтобы создать такое же мощное освещение с постоянным светом, придется везти с собой дорогое, тяжелое и совсем некомпактное оборудование. В большинстве случаев это неоправданно;
  • Питание от батареи. Можно использовать без подключения к сети. Провода пригодятся для съемки в фотостудии, а на природу вполне можно отправиться с запасом аккумуляторов или батареек. Сейчас существуют и источники постоянного света, работающие на аккумуляторах. Но они отличаются небольшой мощностью;
  • Цвет. Даже обычная внешняя вспышка для фотоаппарата обеспечивает отличную цветопередачу. Чтобы получить такой же показатель от искусственных источников постоянного света придется очень раскошелиться;
  • Цена. Учитывая мощность и качество цветопередачи, оборудование, дающее импульсный свет, обойдется гораздо дешевле, чем аналогичные по характеристикам источники постоянного освещения.

Недостатки

Несмотря на большое количество плюсов, работа с импульсным освещением все же имеет свои недостатки. Отметим 2 основных:

  • Наличие ограничения при выборе выдержки. Если используется стандартная синхронизация, выдержку на фотоаппарате нельзя делать короче, чем выдержка синхронизации фотокамеры со студийным оборудованием. Как правило, показатель может быть не короче, чем 1/200-1/320 секунды. Многие начинающие фотографы наверняка замечали черную полосу, перекрывающую часть кадра при установке короткой выдержки в студии. Она появляется как раз по этой причине;
  • Импульсный свет может не сработать в решающий момент, и кадр века будет упущен. Причин может быть много: вспышка перешла в спящий режим после долгого перерыва в съемке, разрядился аккумулятор, вспышка перегрелась (спасет небольшой перерыв в работе), перегорела лампа в моноблоке или вспышке, отошел контакт между вспышкой и синхронизатором.

Виды синхронизаторов

Для того, что импульсный свет зажегся одновременно с открытием затвора фотокамеры, нужно использовать синхронизатор.

Для этой роли подойдет 3 вида устройств:

  • Синхрокабель, это по сути провод, который соединяет фотоаппарат и источник освещения. Стоит недорого и стабильно работает, но ограничивает перемещение фотографа;
  • Ик-трансмиттер. Это небольшое устройство, которое подключают к горячему башмаку на камере. Недорогой, но не всегда эффективный прибор. Сигнал бывает нестабильным и устройство может действовать только на ограниченном расстоянии, в прямой видимости от светильника. Подойдет для фотостудий с небольшой площадью;
  • Радио-синхронизатор. Один из самых популярных способов синхронизации. Также крепится к горячему башмаку фотоаппарата. Действует на большом расстоянии, передает сигнал по радиоканалу. Наиболее практичен.
Читайте также:  Рендж ровер вог какая лампа ближнего света

Как настроить фотоаппарат для работы с импульсным светом

Впервые отправляясь в фотостудию, важно заранее узнать о настройках фотоаппарата. Они отличаются от привычных при работе с дневным освещением или внешней вспышкой. По неопытности можно получить смазанные кадры и разочароваться в работе в студии.

Итак, чтобы результат был качественным, следует выставить следующие параметры:

  • ISO – на минимальное значение. В большинстве камер это 100 единиц;
  • Баланс белого – «Автоматический» или «Вспышка»;
  • Выдержка – 1/100-1/160 секунды. Главное – не длиннее 1/320 секунды, чтобы на фото не появилась черная полоса;
  • Диафрагма. Здесь фотограф волен выбирать настройки по своему усмотрению. Как правило, самые удачные параметры при съемке в фотостудии – от f 5.6 до f 11.

Профессионалам не обойтись без импульсного света в фотостудии и при съемке на других локациях. Он выигрывает у постоянного по мощности, мобильности, цветопередаче, стоимости. Поэтому, если в этой сфере есть пробел в знаниях, его нужно срочно восполнять. Для работы понадобится синхронизатор и правильные настройки камеры. Ключевые параметры – светочувствительность, выдержка и баланс белого.

Источник

Импульсный свет в студию — основные правила выбора

Все осветительные приборы, которые используются в профессиональных студиях, делят на две ключевые группы — импульсный и постоянный свет. В спорах о лучшем решении сломано немало копий, у каждого типа свои плюсы и минусы, и это тема для отдельного разговора.

Однако, практика показывает, что большая часть профессиональных студий чаще использует импульсный свет, создаваемый внешними вспышками-моноблоками. Они генерируют разный по продолжительности импульс, и в принципе разброс их характеристик достаточно широк. Это позволяет создавать качественное освещение и в маленьких, и в крупных студиях, но затрудняет выбор.

Обратите внимание на несколько важных критериев при покупке профессионального импульсного света.

Управление мощностью

Мощность студийного импульсного света варьируется от 100 до 1500 Дж и выше. Для работы на закрытой диафрагме, в просторных помещениях она должна быть большой и, что не менее важно, точно регулируемой. Тонкая подстройка позволяет точно создавать даже самые сложные световые схемы, добиваясь по-настоящему профессионального результата. Для студии рекомендуют выбирать не аналоговое, а электронное управление мощностью. Базовые системы регулируются до 1/32, а профессиональные — даже до 1/128. На рынке есть немало недорогих электронных моделей, в том числе с очень маленьким шагом регулировки — до 1/10 ступени.

Длительность импульса

Во многих случаях эта характеристика важнее других, но далеко не все фотографы и владельцы студий умеют с ней работать. Параметр обозначает время, за которое лампа моноблока гаснет до определенной величины — 50% (t 0,5) или, реже, 10%.

Базовый принцип выбора — чем короче импульс, тем лучше. На малой продолжительности вспышки (например, 1/12800 с при t 0,5) при небольшой мощности создаются фотографии с застывшей в движении текущей водой, замороженным всплеском от кубика льда, упавшего в бокал с коктейлем, пойманным в момент разбивания стеклом и тому подобное. Такие эффекты востребованы в коммерческой съемке, и стоит приобрести в студию моноблоки этого типа — они окупятся.

Время перезарядки

Характеристика, к которой очень требовательны профессиональные фотографы. При высоком темпе съемки совершенно недостаточно стандартных параметров — две-три секунды на перезарядку при мощности до 50%. Фотограф не сможет «поймать» нужный ему кадр, ведь порой приходится делать множество «залпов» камеры в секунду. Поэтому принцип выбора тот же — чем меньше время перезарядки, тем лучше.

Конструктивные особенности

В студийной вспышке предусматривают много важных конструктивных элементов:

  • байонеты для крепления светоформирующих насадок;
  • пилотные лампы для быстрой фокусировки на объекте и предварительной оценки светотеневого рисунка;
  • системы охлаждения, влияющие на надежность, бесперебойность работы;
  • дисплей на вспышке — если он есть, проще выставлять параметры для работы.

Байонет желательно выбирать универсальный, чтобы не иметь проблем с совместимостью моноблока с софтбоксами и рефлекторами. Большинство производителей доступных светоформирующих насадок (преимущественно азиатских) используют крепление Bowens, как у техники известной британской марки. Популярны байонеты по типу швейцарских Elinchrom. Альтернативный вариант — купить несколько переходников.

Читайте также:  Если отключили свет за неуплату как поступить

Мощность пилотного света в профессиональных моделях доходит до 1000 Дж. Такие лампы можно даже использовать в качестве постоянного источника (к примеру, при видеосъемке), поэтому не стоит ограничиваться стандартными 100 Дж. Мощный свет требует качественного охлаждения. Лучше, если оно будет активным — с вентилятором, обдувающим радиаторы и платы. При интенсивной работе пассивного охлаждения естественным воздухом недостаточно — вспышка перегреется.

Информация к размышлению

Безусловно, моноблоки — не единственный импульсный свет, который используют в студиях. Их рекомендуют дополнять студийными генераторами, но это специализированное и достаточно дорогое оборудование. Однако, системы с разнесенными блоками управления и вспышками — признак по-настоящему профессиональной студии. Они позволяют получить чистый, стабильный свет при любых настройках мощности. Выбрав хорошие моноблоки, не стоит останавливаться на достигнутых результатах. Совершенству, в том числе в вопросе импульсного света, предела нет.

Источник

Основы работы со студийным импульсным светом

Основы работы со студийным импульсным светом

Представленная информация носит общеобразовательный характер и предназначена для фотолюбителей, которые уже имеют базовые навыки. Предполагается знание и понимание терминов: выдержка, диафрагма, диафрагменное число, ступень F-Stop, экспозиция, гистограмма яркости и элементарное знание органов управления вашей фотокамерой. Эти базовые термины и понятия я рассматриваю в другой моей статье Фотография для чайников. Ликбез от фотографа Игоря Алексеева Статья ориентирована на владельцев зеркальных камер. Компакт-камеры и псевдо-зеркальные камеры могут некорректно работать в ручном режиме из-за электронного видоискателя, не позволяя осуществить кадрирование и фокусировку.

1. Студийное оборудование
В студии мы имеем возможность создавать необходимое нам освещение с помощью источников света и отражателей. Источники постоянного света это мощные галогеновые лампы, потребляющие много электроэнергии и выделяющие безумное количество тепла. Поэтому их редко используют в фотографии, чаще в киносъемке.

Импульсные источники света (вспышки) состоят из двух ламп, непосредственно лампы вспышки и обычной лампы «пилотного» света (далее «пилот») не большой мощности (100-200W). Пилот необходим для того, что бы оценить светотеневой рисунок. Его мощности не достаточно для съемки.

Импульсные источники можно разделить по исполнению на 2 типа: моноблоки и генераторы.

В моноблоке элементы управления, лампа-вспышка и пилот выполнены в одном корпусе, который устанавливается на штатив и шнуром включается в розетку.

В генераторе элементы управления несколькими источниками размещены в одном корпусе, а сами лампы на штативах подключаются к этому корпусу специальными проводами. Одно из удобств генераторов это возможность быстро управлять мощностью сразу нескольких источников.

Органы управления (основные: мощность импульса, мощность пилота) могут отличаться в зависимости от фирмы производителя и модели прибора. Шкала мощности также может быть дискретной и выражаться либо в кратных значениях от максимальной мощности, либо указана в диафрагменных числах.


Мощность импульсных источников света указывают в Джоулях (Дж.) Например 150Дж, 300Дж, 500Дж, 1000Дж

Производители профессионального студийного фотооборудования? которые можно купить в Москве: Prograph, Hensel, Bowens, Broncolor, Elichrom, Rekam, Visatec, Multiblitz, Elinchrom, Марко, Марко-ПРО, Prolinka, GuangBao, Falcon (перечисление без комментариев. ВНИМАНИЕ я не даю советы какое оборудование купить!)

Светоформирующие насадки. Насадки это навесные конструкции, которые присоединяются к источникам света, через механическое соединение (байонет) и служат в основном для изменения характера светового потока.

Характер света:
— Направленный свет (жесткий, резкий) — свет, дающий на объекте резко выраженные света?, тени и в некоторых случаях блики.
— Рассеянный свет (мягкий, бестеневой) — свет, равномерно и одинаково освещающий все поверхности объекта, вследствие чего на них отсутствуют резкие тени, блики

Разделение насадок по характеру света:
— Направленный свет — тубусы, «тарелки», соты и др.
— Рассеянный свет — зонты (бывает на отражение и на просвет), софт-боксы и их разновидности и др.

Отражатели.
Пассивное световое оборудование. Сами свет не излучают, а только отражают (или просвечивают), позволяя менять его направление, характер, цветовую температуру. Обычно это белая, черная, золотая или серебристая ткань, одетая на каркас круглой или прямоугольной формы.
2. Синхронизация импульса.
Синхронизация импульса -одновременность импульса света и открытия затвора камеры. Перечислим основные способы синхронизации : ИК-пускатель, синхрокабель, вспышка фотоаппарата.

ИК-пускатель — универсальный способ синхронизации. Это небольшая коробочка, которая крепится на место внешней вспышки вашей камеры(т.н.«hot shoe»). Синхронизация происходит через инфракрасный импульс, в моноблоках естьсоответствующие устройства-ловушки.

Синхрокабель — синхронизация через провод, который подсоединяется в синхроразъем на источнике света и в синхро-разъем камеры. Типы разъемов у разных фирм-производителей отличаются.

Читайте также:  Как сменить выключатель света

Вспышка — встроенная или внешняя вспышка вашей камеры «поджигает» источники света (в них установлены «ловушки»). Для того, что бы исключить вмешательство света от вспышки фотоаппарата в световую картину необходимо прикрыть её (например, бумажкой), а также уменьшить её мощность в настройках вспышки или фотоаппарата. В большинстве камер вспышка работает так: делается оценочный импульс, что бы определить экспозицию, а затем уже основной импульс. Глаз обычно воспринимает эти две вспышки как одну, но «ловушки» в источниках света срабатывают по первому импульсу, в результате кадр получается недоэкспонированным. Решение либо отключить оценочный импульс в камере или вспышке (если это возможно, например, на камерах Nikon), либо воспользоваться кнопкой «экспопамяти».
Например, в камерах Canon это * AE-Lock, нажать, получить первую вспышку, дождаться перезаряда источников и нажать на спуск. Иногда встречаются импульсные источники, которые умеют пропускать первый оценочный импульс и срабатывать по второму, но это редкость, и все моноблоки в студии должны быть оборудованы этой функцией. Именно поэтому способ синхронизации с помощью вспышки камеры является неудобным.

Радио-синхронизация – синхронизация по радиоканалу. Обычно это комплект приемника и передатчика. Приемник включается в синхро-разъем источника света, передатчик крепится на камеру, так же как и ИК-пускатель.

3. Экспонометрия при работе с импульсным светом
Экспо-автоматика современных камер не рассчитана на работу со студийным импульсным светом. Определить экспозицию с помощью камеры невозможно!
Студийная съемка проводится исключительно в ручном режиме (M, Manual) камеры!

Чувствительность матрицы. Снимайте с минимальной доступной для вашей камеры чувствительностью, что бы избежать цифрового шума. Также я настоятельно рекомендую снимать не в JPG, а в RAW. Этому можно было бы посвятить целую статью, но упомянем лишь то, что RAW прощает ошибки экспозиции.

Выдержка. Длительность импульса моноблоков чрезвычайно мала. Следовательно, выставляем в камере так называемую выдержку синхронизации, указанную в руководстве камеры (обычно 1/200-1/500 сек.).
Выдержка синхронизации — минимальная выдержка, при которой полностью открыт затвор.
Если поставить выдержку меньшую (более короткую), то вы получите не экспонированную (черную) часть кадра!
Если поставить более длительную выдержку, то это не повлияет на результат. Мощность импульсного света по сравнению с естественным светом в студии велика, а длительность импульса мала .

Вывод: При работе с импульсным светом, управлять экспозицией с помощью выдержки практически невозможно.

Диафрагма (сленг: «дырка») Пожалуй, единственный способ управлять экспозицией при работе с импульсными источниками, за исключением изменения мощности источников света.

Определение правильной экспозиции. Мы уже уяснили, что можем влиять на экспозицию диафрагмой и мощностью моноблоков, но как определить верную экспозицию? Рассмотрим 2 варианта.

Флеш-метр
Для определения правильной экспозиции (правильной диафрагмы) существует прибор флеш-метр. По сути это экспонометр, который в отличие от встроенного в камеру, умеет работать с импульсным светом. Наверняка видели в клипах, как к лицу какой-нибудь звезды специально обученный мальчик подносит коробочку с белой полусферой?

Пользоваться флеш-метром очень просто: устанавливаете в нем чувствительность ISO, выдержку синхронизации, надеваете белый колпачок и подносите к модели или к тому, что вам нужно померить (колпачок смотрит на объектив камеры, меряет падающий свет). Ассистент либо нажимает на кнопку TEST одного из моноблоков (не загораживая световой поток) либо другим описанным ранее способом синхронизации инициирует импульс.
Флеш-метр покажет значение диафрагмы. Можете ставить диафрагму на камере и быть уверенным, что экспозиция у вас скорее всего =) правильная. Если флеш-метр вам не знаком, попросите показать , как им пользоваться хозяина студии.

Гистограмма яркости
Если же флеш-метра нет, не стоит отчаиваться. В любой приличной камере есть возможность отобразить гистограмму полученного кадра.

Гистограмма яркости — это график распределения полутонов изображения, в котором по горизонтальной оси представлена яркость (полутоновые градации от черного цвета слева до белого цвета справа), а по вертикали — относительное число точек с данным значением яркости (чем выше столбец, тем больше точек).

Изучив гистограмму, мы можем получить общее представление о правильности экспозиции (определить передержку и недодержку) и оценить требуемое изменение экспозиции. При съемке нужно всего лишь стремиться, чтобы гистограмма не не упиралась в верхний край, что означает “недодержку”(левая часть) или “передержку” (правая часть) и по возможности следить за равномерностью распределения гистограммы по горизонтали (зависит от специфики конкретного кадра).

Источник