Меню

Как передать свет акварелью



Акварельные приемы и техники

Растяжка цвета

Выполняется по-сухому. Желательно лист слегка наклонить в ту сторону, куда нужно делать растяжку цвета от насыщенного к менее насыщенному тону, чтобы вся влага и капельки собирались по краю внизу. Нарисуйте прямоугольник для практики. Наберите довольно густо краску. Нужно, чтобы наполнена была вся кисть от кончика до основания. Для этого используйте палитру. Важно не отжимать более одного раза кисточку о борд стакана с водой, иначе мазок получится слишком сухим. Начинайте закрашивать верх прямоугольника. Следите, чтобы капельки собрались внизу, затем ополосните слегка кисть, немного промокните салфеткой
и продолжите вести прямоугольник, захватывая капельки. И снова
так же остановитесь, промойте кисточку, промокните салфеткой
и завершите свою растяжку. В результате у вас должен получится плавный градиент от темного тона к светлому. Освоение этого приема вам поможет делать мягкие переходы между светом, полутенью и тенью.

Переходы цвета из одного в другой

Соединение нескольких цветов, перетекание одного цвета
в другой, их смешивание и образование третьего цвета.
Всего этого можно достичь и по-мокрому и по-сухому.
Тут есть 2 способа:

1. Накладываем один цвет на первую половину прямоугольника, промываем кисть, набираем другой цвет и покрываем им снизу вторую половину прямоугольника, а там, где цвета встречаются, немного смешиваем краски между собой. Так в середине образуется третий оттенок;

2. Наносим одну краску на первую половину прямоугольника, промываем кисть, набираем другую и наносим, чуть отступив
от края первой, чтобы они не соприкасались, а потом немного отжатой чистой кистью проводим в серединке между двумя цветами, как бы соединяя их. Здесь мы увидим, что какая-то одна более активная краска начнет перетекать в другую, создавая интересные векторы и узоры. Или, если они равнозначны,
то между ними может образоваться четкая ровная линия состыковки цветов. Можно провести ряд экспериментов
со своими красками и изучить, какие являются более активными,
а какие более пассивными;

3. И третий способ — это когда второй цвет красочки мы наносим, чуть задевая предыдущий слой. Такой способ постоянно используют, когда рисуют закаты, переходя от желтых оттенков
в оранжевые, розовые, фиолетовые и синие.

Лессировки

Способ наслоения красок одна на другую. Главное, в таком приеме дождаться полного высыхания каждого нанесенного слоя. Смысл заключается в том, что накладывая вторую краску по уже высохшей первой, мы можем:

1) сделать цвет более глубоким;
2) получить более темный тон того же цвета, таким образом добавить полутень и тень, необходимые рефлексы от других предметов;
3) поменять цвет по законам цветового круга смешения оттенков. Например, если поверх высохшего слоя красного цвета наложить желтый, то мы в итоге получим оранжевый оттенок.

Выбирание цвета с влажного, только нанесенного слоя краски

Допустим, Вы закрасили голубое небо. Для того, чтобы сделать облака, необходимо подождать секунд 30, отжать салфеткой чистую мягкую кисть, придать ей форму лопаточки или другую необходимую вам, и, аккуратно прикладывая кисть, формировать на небе облака. При этом важно после каждого прикосновения кисти промывать её и снова отжимать. Вы увидите, что
на рисунке появляются белые пятна, которые очень легко контролировать и исправлять, пока влажность бумаги позволяет. Данный прием очень часто применяют, чтобы заранее высветлить рефлексы.

Вымывание краски синтетикой по высохшему слою
(также называют отмывкой)

Этот метод немного похож на предыдущий, только применяется на уже абсолютно сухой работе.
Для него чаще используют в меру упругую синтетику,
и в основном такая кисть должна быть плоской, но бывают
и исключения. Её также смачивают в чистой воде, убирают лишнюю влагу о салфетку, и начинают как бы стирать краску там, где это необходимо.
Часто рисующие сталкиваются с образованием разводов после такого приема. Есть некоторые нюансы, которые Вам могут помочь сохранить работу:
1) после каждого мазка снова и снова промывайте и вытирайте кисть;
2) если на работе вдруг рядом с отмытым пятном появились яркие полосы, то, пока они не высохли, к ним надо с усилием приложить сухую чистую салфетку и резко её убрать. Как только сами попробуете, вы поймете, о чем я пишу.

Грануляция и флокуляция (флоккуляция)

Они не совсем являются приемами. Это эффекты, которые создаются самой краской при соприкосновении с водой. Визуально это выглядит, как расслоение воды и пигмента. Обуславливается этот эффект свойством некоторых пигментов
в составе краски, который появляется за счет не слишком тщательного перетирания этих самих пигментов. В основном подвержены выпаданию в осадок ультрамарины, кобальты, оксиды и земли. Их гранулы являются более твердыми, из-за чего затрудняется и сам процесс перемалывания. Раньше такие свойства считали признаком некачественной краски. Однако
в наше время художники просто обожают применять в своих работах этот необычный эффект. Особенно, когда надо передать фактуру ржавчины, поверхность бетонных домов, обшарпанность и многое другое.

Флокуляция выглядит как мелкая неочевидная грануляция. Например, вы можете такую заметить у церулеума. А вот грануляция всё же — это то, чего нельзя не заметить. Такой эффект передаёт нам оксид черный (oxide black у красок
Van Gogh и Rembrandt), а также все краски в смеси с ним.

Соль

Об этом приеме написано и сказано везде, где только даются какие-нибудь основы по рисованию акварелью. Тут всё очень просто. На ещё влажный слой акварели нужно посыпать солью,
и не снимать её, пока эта красота не высохнет. После соль достаточно стряхнуть, и нужный нам вид будет достигнут.
Но и здесь есть разнообразие для экспериментов. Эффект будет разным, если насыпать соль сразу же на свеженанесенную акварель и если её применить на чуть впитавшемся слое краски. А ещё можно брать разный помол: мелкий, средний,
как у каменной, и крупный, как у розовой гималайской.
Разницу вы можете заметить на фото. Создать звездное небо таким способом проще простого.

Процарапывание разными материалами

В ход идут пластиковые карты, обратная сторона кисти, ключи, как у нас, например, в разделе Всякие Полезности, зубочистки и многое другое! Так же можно такими царапками и штрихами оставлять либо белые полосы, либо более темные цветные.

Использование салфетки, меламиновой или морской губки

К влажному слою нанесенного цвета можно прикладывать аккуратно скомканную салфетку или меламиновую губку.
Таким способом получается даже сделать кучевые облака. А вот морская губка в сухом или влажном виде поможет сделать необычные узоры. Но лучше её использовать всё-таки немного влажной, чего я не сделала на этом фото.
Поэтому обязательно поэкспериментируйте сами.

Источник

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЦВЕТ И СВЕТ ДЛЯ ЯРКИХ ЭФФЕКТНЫХ КАРТИН

Освойте некоторые продвинутые техники акварельной живописи вместе с Вирджилом Р. Картером. Эти методы позволят превратить цветовую палитру и естественное освещение в орудия создания эффектных акварельных рисунков. Данный урок затрагивает только изображение пейзажей. Однако эти принципы также применимы для работы с любыми объектами от животных до натюрмортов и портретов.

Используемые принадлежности:

Краски из акварельного набора American Journey Artists:

Из набора акварели Da Vinci Watercolors:

ВВЕДЕНИЕ В ЦВЕТОВЫЕ И СВЕТОВЫЕ АКВАРЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

ПОЧЕМУ ЦВЕТ И ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ НАСТОЛЬКО ВАЖНЫ?

Цвет это одно из мощнейших средств художника для передачи личного отношения к предмету, своих эмоций или чувств с ним связанных;

Свет освещает предмет живописи и воздействует на наше восприятие цветов, тонов, эмоций и даже на наше самочувствие и ощущение комфорта;

Вместе цвет и свет помогают судить об объемности и прочности вещества предмета, а также они влияют на настроение и содержание картины.

СТРУКТУРА УРОКА

Данный урок разделен на три части, каждая из которых включает демонстративные иллюстрации. В дальнейшем вы сможете пользоваться этими принципами в работе над своими картинами.

ЗАДАЧИ:

Часть 1 – Основные понятия и применение нескольких ключевых свойств цвета и принципов естественного освещения в живописи.

Часть 2 — Главные понятия и применение некоторых основных компонентов освещения: 1) освещенных поверхностей, 2) поверхностей с собственными и падающими тенями, 3) рефлексов, «световых ловушек» и «ореолов».

Часть 3 – Живопись с использованием цвета и света: Демонстрация написания картины с соблюдением данных принципов применения цвета и света в живописи.

ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Живопись в цвете подразумевает использование воображения при работе с выбранной цветовой гаммой. Если вы не можете назвать себя колористом, попробуйте взять несколько понравившихся оттенков и пользоваться ими в этом уроке. Ниже приводится фото палитры Вирджила.

Верхний ряд (слева направо): Ультрамарин синий (Ultramarine Blue), Кобальт синий (Cobalt Blue), Фталоцианиновый синий (Phthalo Blue), Марганцовый синий (Manganese Blue (mixture)) — смесь, Бирюзовый Эндрю (Andrew’s Turquoise), Изумрудный (Phthalo Green), Весенний зеленый (Spring Green), Серый Пейна (Payne’s Gray).
Нижний ряд (слева направо): Ганза желтый светлый (Hansa Yellow Light), Индийский желтый (Indian Yellow), Кадмий алый (Cadmium Scarlet), Неаполитанский желтый (Naples Yellow), Персиковый (Peachy Keen), Хинакридон золотой (Quinacridone Gold), Кадмий оранжевый (Cadmium Orange), Хинакридон жженый оранжевый (Quinacridone Burnt Orange), Хинакридон Перманент розовый (Permanent Rose Quinacridone), Кобальт фиолетовый (Cobalt Violet).

ПОДХОД К СОЗДАНИЮ КАРТИНЫ

Сколько художников – столько и методик. Какую бы из них вы не избрали, старайтесь разработать собственную систему написания картины. Для этого, прежде всего, поработайте над композицией и тонами с помощью уменьшенных карандашных эскизов в блокноте.

Акварельные блокноты (скетчбуки) это чудесное средство изучения предмета перед применением красок. Чем лучше вы вникнете в предмет рисунка (любой предмет) и чем больше вы будете уверены в нем, тем свободнее будет ваша манера живописи. А это значит, что вы будете меньше переживать и больше наслаждаться процессом! В скетчбуке вы также можете поэкспериментировать с композицией и тонами. Такая незатейливая процедура выручит вас на начальном этапе работы акварелью, и поможет создать полноценную, впечатляющую картину.

Когда вы основываете свой рисунок на наброске, вам остается лишь сделать картину похожей на него. Разработайте собственную цветовую схему, выражающую чувства и эмоции, которые вы хотите передать. И не забывайте правило 80/20: минимум 80 % картины должно воплощать вашу идею.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЦВЕТЕ И СВЕТЕ В ЖИВОПИСИ: ЧАСТЬ 1, ЭТАП 1

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ВИДЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТА И ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Цвет и температура света

Самым важным в живописи с применением цвета и естественного освещения является понимание того, что свет обладает цветом, и температурой.

Как вы видите, свет может быть разных цветов. Его также можно изображать несколькими живописными приемами для создания различного настроения и эффектов. Вирджил также показал некоторые варианты применения цвета для передачи разного освещения, например, полдня, раннего утра, позднего вечера, включая такие атмосферные явления, как изморось и туман.

Цвета могут быть теплыми и холодными. Однако именно цвет падающего и отраженного в окружающую среду света влияет на восприятие оттенка и температуры предмета и всей картины. Даже тон самого предмета зависит от цвета и интенсивности освещения и окружающей обстановки.

ЧАСТЬ 1, ЭТАП 2

Интенсивность света: Второй важный принцип освещения связан с силой окружающего света. Ниже Вирджил наглядно изобразил четыре ее варианта: два способа передачи яркого освещения, и по одному приему изображения слабого света и атмосферных явлений.

  1. Эффект прожектора: Отличается широкой и насыщенной цветовой палитрой и контрастными тонами. Учтите, что этот подход не позволяет выделить изолированные предметы.

Эффект залитого солнцем предмета и/или «ослепительности»: В отличие от резкого эффекта прожектора с интенсивным цветом и контрастными тонами, сильное освещение может изображаться и при помощи близких тонов и цветовых контрастов, передающих «ослепительность». Особенностью этого метода является иллюзия фильтрованного света с более мягкими контурами или их отсутствием, а также слабый цветовой и тональный контраст.

Влияние атмосферных эффектов на освещение: Дождь, изморось и туман — это атмосферные явления, создающие особые условия освещения. По сравнению со слабым светом, они передают еще меньше цветов и тонов. Их контраст почти незаметен из-за преобладания средних и светлых тонов, а оттенки сильно приглушенные и холодные. Формы превращаются в практически совсем плоские силуэты, с визуальным отсутствием объема, деталей или текстуры.

Часть 1, этап 3

Направление освещения: Последний важный принцип живописи с применением света заключается в понимании особенностей различных направлений падения света. От этого условия зависит форма и четкость предмета, а также его положение, наряду с настроением и атмосферой картины.

Свет, передаваемый на рисунке, может падать в четырех направлениях, как показано ниже:фронтально, на три четверти, сбоку, сзади.

Освещение на три четверти: Когда лучи падают примерно под углом 45 градусов к предмету, свет, полутень и тень отчетливо видны. Это помогает лучше передать форму предмета и дает возможность использовать усиленные цвета, тона и контрасты.

Боковое освещение: Аналогично предыдущему случаю, оно создает впечатление однородности и объемности предмета. Зачастую такое освещение сопровождается резкими падающими тенями, которые могут приобретать отчетливые очертания и передавать особенности подлежащей поверхности. Боковой свет обладает большим потенциалом с точки зрения композиции и построения форм.

ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОСВЕЩЕНИЯ: ЧАСТЬ 2, ЭТАП 1

ОСВЕЩЕННЫЕ ПОВЕРХНОСТИ, СОБСТВЕННАЯ ТЕНЬ, ПАДАЮЩИЕ ТЕНИ И РЕФЛЕКСЫ

Начнем с разъяснения некоторых общепринятых терминов:

Общие правила и закономерности:

ЧАСТЬ 2, ЭТАП 2

Форма и интенсивность падающих теней

Первым основополагающим свойством падающих теней является их форма и интенсивность. Все зависит от яркости источника света и от его расстояния до предмета, отбрасывающего тень.

Маленькие или невидимые падающие тени: Зависимо от окружающего освещения падающие тени могут уменьшаться или вообще нивелироваться из-за слабого света или атмосферных явлений.

ЧАСТЬ 2, ЭТАП 3

ЦВЕТ И ТЕМПЕРАТУРА ПАДАЮЩИХ И СОБСТВЕННЫХ ТЕНЕЙ

Вторая важная характеристика теней это их цвет и температура:

Слабый свет: Характеризуется недостатком теплого освещения, т.е. температура света ближе к холодной, а его интенсивность меньше. В этом случае падающие тени, если они вообще есть, будут значительно более приглушенными, холодными и мягкими.

ЧАСТЬ 2, ЭТАП 4

ЖИВОПИСНЫЕ ЭФФЕКТЫ

В живописи падающие тени могут включать цвет поверхностей, которые их отбрасывают, особенно при сильном освещении. Введение дополнительных оттенков помогает достичь необыкновенного, мерцающего блеска, в частности при работе с ярким окружающим светом. Более того, произвольные «жемчужины» цветовых вкраплений оживят как освещенные, так и затененные поверхности.

ЧАСТЬ 2, ЭТАП 5

РЕФЛЕКСЫ, «СВЕТОВЫЕ ЛОВУШКИ» И «ОРЕОЛЫ»

Последняя и самая важная особенность падающих и собственных теней связана с тремя маленькими элементами дизайна, которые могут добавить эффектности картине. Иллюстрации ниже показывают варианты использования всех трех этих характеристик.

  1. Рефлексы усиливают живописный эффект цвета и света, заставляя освещенные оттенки играть и создавая «блестящий» эффект окружающего освещения.
  2. Рефлексы могут появляться на освещенных поверхностях, собственных и падающих тенях, особенно при ярком освещении.
  3. Лучше всего рефлексы видно в ясный солнечный день или при интенсивном освещении. Реже их можно заметить при более слабом свете. Они почти отсутствуют в условиях определенных атмосферных явлений.
  4. Общие правила передачи рефлексов: они более светлого тона, чем любая область падающей тени, на которой они отображаются; у них более темный тон по сравнению с любой освещенной поверхностью, где они образуются.
  5. Техники применения: Рефлексы можно изображать на вертикальных и горизонтальных поверхностях, используя метод по-сырому. Также они могут передаваться путем снятия слоя краски.

Эффект «ореола»: Этим термином Вирджил определяет границы форм, на которых создается впечатление отраженного или проходящего через них света. Его также можно назвать иллюзией «окантовки». Он особо отчетливо проявляется при заднем освещении, но также заметен и при других направлениях падения света. Способы его передачи включают смягчение или размывание контуров, в комбинации с нанесением цвета поверхности по-сырому или снятием акварели для создания видимости «ореола». Применяйте этот эффект дозировано, с ним легко переборщить.

Источник

Читайте также:  Как рисуют картины светом