Меню

Как отражается свет по цветам



Свет и цвета

Свет – это форма энергии. Распространяется он в виде волн (см статью «Волны«) и, подобно морским волнам, может отражаться от препятствий или преломляться. Более 300 лет назад английский физик Исаак Ньютон обнаружил, что белый свет – это смесь лучей всех цветов радуги. Ювелиры гранят алмазы так, чтобы большая часть света отражалась от одной грани. Поэтому алмазы сверкают.

Если тело, будь то Солнце или лампочка, излучает свет, его называют светящимся. Большинство тел не светятся, и мы видим их только потому, что они отражают свет, порожденный светящимся телом. Одни тела светятся более ярко, другие менее. Меру яркости называют силой света. Чем дальше от нас светящийся объект, тем меньше сила света, из-за расхождения световых волн в пространстве. Свет фонарика распространяется дальше, чем свет свечи, и сила его больше. Как всякие волны, свет переносит энергию от ее источника в пространство. Главный источник света на Земле — Солнце (читайте подробнее об этом в статье «Воздействие Солнца на Землю«). Световые волны являются поперечными. В них происходит много миллионов колебаний в секунду, и эти колебания всегда направлены под прямым углом к лучу. Вещество, в котором распространяется свет – воздух, вода, стекло, — называется средой. При прохождении светового луча среда не изменяется. В безвоздушном пространстве свет распространяется со скоростью 300 000 км/с. Свет Солнца доходит до Земли примерно за 8 минут.

Отражение и преломление

В однородной среде свет распространяет­ся прямолинейно, но при изменении свойств среды может изменить направление. Некоторые вещества отражают свет, т.е. луч отскакивает от поверхности объекта. От блестящих и гладких поверхностей свет отражается под тем же углом, под ко­торым падает. Шероховатые поверхности отражают свет под разными углами и тем самым рассеивают его. Изображение, возникающее на поверхности, от которой отражается свет, называют мнимым, поскольку глаз видит не сам объект, а только воспринимает отраженные световые волны. Преломление происходит в том случае, когда световой луч изменяет направление, переходя из одной среды в другую. Так, вода плотнее воздуха, поэтому при переходе света между ними меняется его скорость, а по­тому и направление. Именно поэтому объекты, находящиеся под водой, кажутся нам искаженными или изломанными.

Большинство твердых тел не прозрачны и образуют тени. Тени помогают нам определять форму предметов и расстояние до них. Некоторые животные имеют защитную окраску, т.е. сочетание света и тени делает их незаметными. Тени обычно образуются у основания твердых тел. Кожа газели на брюхе светлее, чем на спине. Со стороны кажется, что у газели нет тени, поэтому ее непросто заметить. Вещества, пропускающие свет частично, называют полупрозрачными. Прозрачные вещества — это те, через которые свет проходит без потерь. Твердые вещества, не пропускающие свет, непрозрачны. Они отбрасывают тени двух видов. Полные тени лежат на участках, до которых свет не добрался вовсе. Там, куда свет частично попал, лежат полутени. Чем меньше источник света, тем больше он создает полной тени и меньше — полутени.

Белый свет состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового. Как правило, цвета смешиваются и в чистом виде не встречаются. Каждому цвету соответствует своя длина волны и чистота. При переходе из среды в среду волны разных цветов преломляются по-разному. Из-за этого свет разлагается на цвета спектра. Фиолетовый цвет преломляется сильнее всего, так как у него наименьшая длина волны. Небо представляется нам голубым потому, что в атмосфере много частичек пыли, свет отражается от них и рассеивается, и волны голубого цвета рассеиваются сильнее других. На закате свету приходиться преодолевать более толстый слой атмосферы. Голубая часть спектра рассеивается так сильно, что ближайшая к Солнцу часть неба уже не кажется голубой.

Радуга возникает при преломлении солнечного света в мельчайших капельках воды, оставшихся в воздухе после дождя. Каждая капелька преломляет свет как крохотная призма и раскладывает свет на цвета. Исаак Ньютон (1642-1727), английский физик и математик, первым обнаружил, что при прохождении через призму свет разлагается в спектре. Мы считаем, что тело имеет определенный цвет потому, что оно отражает только волны данной части спектра. Во всех окрашенных предметах и красках есть пигменты, т.е. вещества, поглощающие одни цвета и отражающие другие. Цветок выглядит красным пото­му, что он отражает красные лучи и поглощает волны прочих частей спектра. Белые предметы отражают лучи всего спектра, а черные почти весь свет поглощают. Белые предметы отражают свет и тепло лучше, чем чёрные, поэтому в белой одежде прохладнее, чем в чёрной. Синяя бутылка отражает только синие волны и поглощает остальные.

Основные цвета

Почти все возможные цвета получаются при смешивании основных. Для света и красок основные цвета разные. Основные цвета света – красный, зеленый и голубой. При смешивании двух из них возникают так называемый вторичный цвет. Краски, в отличии от света, не могут обладать чистым цветом, поэтому основные цвета у них другие. Основные цвета красок: анилиновый (красный), желтый и лазурный (ярко-синий). Для цветной печати используют клише, составленные из анилиновых, желтых, лазурных, черных точек. На этом основан принцип четырехкрасочной печати. Посмотрите на любую картинку в книге через увеличительное стекло, и вы увидите, что цветное изображение состоит из точек.

Лазеры

Лазерный луч – это тонкий световой пучок чистого цвета. В отличии от обычного цвета он не расширяется и остается сфокусированным при удалении от источника. Лазер – очень тонкий инструмент. Его можно использовать для тонких работ, например, в микрохирургии. Лазеры так же режут металл, измеряют очень малые и очень большие расстояния, обеспечивают телефонную связь, центрируют трубы перед сваркой, «читают» штрих-коды . Лазерный луч может прорезать лист металла.

Флуоресценция

Флуоресцентные вещества поглощают энергию в виде электрических волн или ультрафиолетовых лучей и преобразуют её в яркий свет. Они широко используются в рекламе и в производстве красок, так как с их добавкой краски как бы светятся. Некоторые стиральные порошки содержат флуоресцентные добавки, превращающие ультрафиолетовые лучи в синие. От этого белые вещи выглядят ещё белее. Люминесцентные лампы – это трубки, наполненные газом, например неоном. Когда электрический ток проходит по трубке, электроны атомов газа получают дополнительную энергию, которая превращается в световую. Разные газы дают свет разных оттенков.

Источник

Читайте также:  Домашние деревья не требующие света

Свойства цвета и их зависимость от освещения

По физическому состоянию цвет — составная часть света. Его физические свойства раскрываются в зависимости от двух факторов: спектрального излучения или «испускания» (сло­варный термин) света, а точнее, прохождения его сквозь приз­му или прозрачную поверхность и отражения от предметной поверхности. Эти факторы (излучение и отражение) предопре­деляют образование двух основных видов цветов. Первый вид представляют излучаемые (назовем их условно так) или световые, «невещественные» (по Иттену), и отражаемые, «вещественные» (там же) или красочные цвета. Первые харак­терны для цветов, передаваемых компьютерной графикой, вторые — для используемых в традиционном графическом дизайне и современной полиграфии.

Излучаемые цвета носят специфический характер. Среди них основными являются красный, синий и зеленый цвет. В смешении они дают белый цвет (табл. 3, п. 1). Их физиче­ские свойства подробно разобраны в специальной литературе, посвященной световой колориметрии, в частности исследова­ниям вопросов цветовой коррекции в компьютерных програм­мах (19). Среди отражаемых цветов выделяются три основных цвета: желтый, красный и синий. В гармоническом постро­ении они образуют триаду цветов, которые при смешении дают черный цвет, занимающий ее центр (табл. 3, п. 2). Мы подробнее остановимся на композиционно-художественных свойствах именно этих цветов.

Объект воспринимается окрашенным в определенный цвет за счет отражения падающего на него света. Белый отражает свет всех цветов (чем больше отражает предмет, тем он кажется белее), черный — поглощает (чем больше поглощает, тем кажется чернее). В природе не существует материала, отражающего 100% падающего на него света, поэтому нет ни идеально белого, ни идеально черного цвета. Самый черный цвет у черного бархата, он поглощает 99,8% падающего на него света. Самый белый — спрессованный в плитку порошок химически чистого сернокислого бария, отражающий около 94% света. Серый цвет отражает свет в зависимости от соотношения в нем белого и черного. Бесконечно разнообразный серый тон предоставляет большие возможности для его использования. Окраска— это способность предмета отражать излучения с теми или иными длинами волн, а цвет — это результат реализации этой способности в определенных условиях освещения. Окраска делится на три вида. Первый — краска проникает в структуру окрашиваемого тела и изменяет его цвет. Второй — красящее вещество образует цветную непрозрачную пленку, покрывающую окрашиваемое тело. Третий — красящее вещество покрывает тело прозрачной окрашенной пленкой и совместно с цветом тела создает новый цвет. Указанные виды окраски могут действовать и совместно. Окраска физически может оцениваться спектральными кривыми отражения, пропускания или оптическими плотностями. Так, к примеру, окраска снега — белая, но в зависимости от освещения он может иметь голубоватый, синеватый или желтоватый цвет.

Окраска поверхности или степень ее светлоты характеризуется относительными величинами, которые зависят от того, как поверхность отражает или пропускает свет (рис. 16).

Рисунок 16 –Количественные характеристики

светлоты поверхности:

Foинтенсивность падающего света;

Fpинтенсивность отраженного света;

FTинтенсивность прошедшего света

Для количественного описания вводится оптическая плотность — мера почернения изображения. Оптическая плотность характеризует степень черноты. Чем плотность больше, тем чернее рассматриваемый участок изображения. Численно плотность равна десятичному логарифму величины, обратной коэффициенту пропускания или отражения. Отраженный свет возникает, когда некоторая поверхность отражает световые волны, падающие на нее от источника света. Идеально белая поверхность отражает все падающие лучи, ничего не поглощая (рис. 17, а). Серая поверхность равномерно поглощает световые волны разной длины. Отраженный от нее свет не меняет свой спектральный состав, изменяется только интенсивность излучения (рис. 17, б). Черные поверхности, существующие в природе, практически полностью поглощают падающий на них свет (рис. 17, в). Идеальная черная поверхность не отражает свет вообще.

Рисунок 17 – Типы отражающих поверхностей

Объект, как правило, освещается солнцем или искусственным источником света. При искусственном освещении зачастую используются цветовые фильтры, что существенно влияет на восприятие. Запомните:

· чем сильнее естественный свет, тем ярче и звонче любой цвет;

· предмет того же цвета, что и освещение, становится ярче. Данное явление широко используют при оформлении экспозиций — в этом случае наиболее эффективно применение светофильтров. Например, красные предметы при красном освещении выглядят очень яркими, а при зеленом — очень темными, почти черными;

· белый всегда «вбирает» в себя цвет освещения. Белые объекты в красном свете выглядят красноватыми, в зеленом — зеленоватыми и т.д.;

· свет отражается сильнее (предметы выглядят ярче), если лучи падают отвесно, а не под углом;

· при удалении наблюдается изменение цвета: на расстоянии все предметы кажутся голубоватыми. С увеличением расстояния светлые предметы не- сколько темнеют, а темные смягчаются и светлеют. Следует иметь в виду, что удачное освещение или умелая, целенаправленная подсветка могут дать дополнительный эффект;

· при искусственном освещении происходит изменение цветового тона предметов. Например, белые, серые и зеленые объекты желтеют; синие — темнеют и краснеют; тени предметов резко очерчены; предметы, находящиеся в тени, плохо различимы по цвету (см. табл. 1);

· темная отделка помещений снижает освещенность в среднем на 20 — 40% — в зависимости от варианта освещения (рис. 5): прямое — до 20%, равномерное рассеянное — до 30%, отраженное — до 40%;

· слабо освещенное помещение лучше всего отделывать в светло-желтые и светло-розовые тона. Белый цвет значительно им уступает, т. к. при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми;

· отделка хорошо освещенных помещений, обращенных на юг, может быть более темной; допустимо использование серо-голубых тонов;

· освещенность нижних этажей, особенно первого, всегда хуже, чем верхних, поэтому цвет нижних этажей должен быть светлее верхних.

Таблица 1 – Изменение цветового тона и яркости при искусственном освещении

Цвет Изменение цветового тона Изменение яркости
Красный Становится более насыщенным Усиливается
Оранжевый Краснеет Усиливается
Желтый Белеет Усиливается
Голубой Зеленеет Уменьшается
Синий Теряет насыщенность Уменьшается
Фиолетовый Краснеет в сторону пурпурного Уменьшается

Прежде всего, отражаемые цвета характеризуются разным хроматическим составом. Они разделяются на ахроматические и хроматические.

К ахроматическим цветам относятся белый и черный цвета, а также серые оттенки, получаемые от их смешения. В своем гармоническом построении они образуют основной ахроматический круг, в котором верхнее положение занимает белый цвет, нижнее — черный, а серые оттенки (среднесерые, светлые и темные) располагаются в промежутке между ними. При таком построении четко определяются отношения между основными и дополнительными или смеж­ными ахроматическими цветами. Более тонкая градация черно-белых цветов позволяет построить полный ахромати­ческий круг, в котором оттенки черного и белого цвета плавно переходят друг в друга (табл. 3, п. 4). Четко видеть этот переход — важнейшее требование, предъявляемое к дизайнеру, строящему ахроматическую композицию. Оно успешно выполняется, когда дизайнер сознательно подходит к подбору тональных отношений элементов композиции в связи с решением тех или иных композиционных задач. Например, задачи целостной организации цветового графического поля с использованием одних светлых или одних темных черно-белых оттенков.

Читайте также:  Стороны света компания производство животноводческого оборудования

К хроматическим цветам относятся чистые цвета спек­тра, получаемые при разложении дневного света, проходя­щего сквозь светопреломляющую призму. В первую очередь они различаются по цветовому тону. При своем упрощенном гармоническом построении эти цвета образуют основной хроматический круг, в котором цвета располагаются в поряд­ке, соответствующем их физическому расположению в спек­тральном ряде (как, например, в радуге). В целях более четкого композиционно-графического представления этого ЭЕ круга в ряд спектральных цветов нами введен промежуточный цвет, занимающий место между зеленым и желтым цветами, который образуется от их смешения. Это желто-зеленый цветовой тон. При его введении основные цвета — желтый, красный, синий и зеленый занимают противоположные места на диаметрах круга — табл. 3, п. 5 (в точном компьютерном построении желтый, пурпурный и голубой цвета располагаются в круге под углом в 120 градусов). Между ними располагаются смежные оттенки — оранжевый, фиолетовый и тот же желто-зеленый цвета. При таком расположении четко образуются пары противоположных, так называемых дополнительных цветов, которые при сопоста­влении дополняют, усиливают звучание друг друга.

При более тщательном смешении хроматических цветов образуются оттенки, которые в том же гармоническом поряд­ке образуют так называемый полный цветовой круг (табл. 3, п. 6). В его построении сохраняется принцип противополож­ного расположения основных и смежных цветов. Объективные закономерности построения этого круга важно учитывать при построении графических композиций, наполненных разнооб­разными хроматическими оттенками.

Второе важное композиционное свойство хроматического, как и ахроматического, цвета — светлота. Она означает сте­пень присутствия в нем белого или черного цвета. При разном количестве отраженного света хроматический цвет выглядит светлым или темным. Его крайние состояния — собственно белый и черный цвета.

Третье основное свойство цвета — насыщенность. Она определяется как отношение хроматического (спектрально­го) цвета к серому цвету. Чем «чище», заметнее хроматиче­ский цвет на фоне серого, тем он насыщеннее. В композициях в целях достижения большего единства используются, как правило, цвета одной степени насыщен­ности. При этом общая цветовая композиция оценивается как мягкая, сдержанная, спокойная. Если применяют резко отличающиеся цвета, причем по нескольким свойствам, например светлоте и насыщенности, то она оценивается как активная, контрастная. Резкое отличие цветов по свет­лоте и насыщенности выражается понятием цветовой кон­трастности.

Яркость цвета связана с его цветовым тоном, насыщенно­стью и светлотой и вызывает ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности. Так, ярко-красный или ярко-синий цвет создает впечатление поверхно­сти, освещенной лучами от сильного источника света.

Уточним, что совокупность оттенков в цветовой композиции определяется как тональность, или цветовая гамма. Сочетание многих цветов, составляющих не одну, а несколько гамм, рассматривается как полихромия, или палитра цветов (колорит).

Следует заметить, что в практике графического дизайна довольно редко используются чистые спектральные цвета. Большей частью им придается разная яркость. К тому же они смешиваются. В связи с этим встает проблема гармоничного сочетания таких сложных цветов. Теоретически она решается путем гармонического построения, так называемого цветового тела. Это тело или наиболее полная и наглядная модель сочетающихся цветов представляется в различных видах — кубе, цилиндре, двухвершинном конусе («юле») или шаре. Цветовой шар наиболее полно и наглядно дает представление о гармонических отношениях цветов по светлоте и насыщенности. На концах его вертикального диаметра располагаются основные ахроматические цвета: белый вверху и черный внизу. Центр занимает серый цвет. По «экватору» располагаются насыщенные цвета спектра. При приближении к «полюсам» они высветляются или утемняются, а при приближении к центру теряют насыщенность. Цветовой шар дает возможность легкого прочтения взаимоотношений и свободного подбора в графических композициях самых разных цветов.

3.1.3. Цветовая гармония и цветовые контрасты

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного –неприятного или привлекательного – непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

В области объективных закономерностей гармония — это равновесие, симметрия сил. Так, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» — зеленый. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом.

Рисунок 18 – Симультанный контраст

Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат накладывается серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На желтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом — голубовато-серым, на красном — зеленовато-серым, на зеленом — красновато-серым, на синем — оранжево-серым и на фиолетовом — желтовато-серым (рис. 18). Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок.

Симультанным контрастом, является способность чистых цветов окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет.

Симультанное действие будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотретьна основной цвет и чем ярче его тон. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устает.

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же причине.

Читайте также:  Как делается вокруг света с мячом

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это еще и с другой стороны. Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет. Как физик он исходил из изучения спектральных цветов. В разделе, посвященном физике цвета, уже говорилось, что если изъять какой-либо спектральный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цветов будет зеленой, то есть мы получим цвет дополнительный к изъятому. В области физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый цвет, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-черный тон.

Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция — расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция — их восстановление — уравновешены. Это значит, что средне-серый цвет создает в глазах состояние равновесия». Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на черном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим черный квадрат и на оборот. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

Можно получить один и тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета — желтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета: красный — зеленый = красный — (желтый и синий); синий — оранжевый = синий — (желтый и красный); желтый — фиолетовый = желтый — (красный и синий).

Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой. Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией.

Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов.

Специфичны родственные отношения цветов (табл. 2, 4), образующих полные ахроматический и хроматический круги. В целом они сводятся к сочетаниям близких и далеких цветов. Их характер определяется расположением оттенков в разных частях полного цветового круга. По родственным отношениям в этом круге можно выделить следующие цветовые гармонии:

• ахроматическая — построена на сочетании ахроматических оттенков;

• монохроматическая — сочетание оттенков одного хроматического

• дихроматические — сочетание оттенков дополнительных цветов

• бихроматическая — сочетание оттенков рядом расположенных цветов;

• мезохроматическая – сочетание оттенков сближенных хроматических

• посткилохромия – многоцветная гармония все хроматические цвета

которой, подчинены оттенку одного хроматического цвета;

• полярная — сочетание не менее двух хроматических цветов и их

градация (растяжка) до белого (хроматического) цвета и/или черного(хроматического) цвета;

• полихроматические — отмеченные сочетанием оттенков разных цветов.

Таблица 2 – Цвета разных родственных отношений. Левый вертикальный ряд — близкие (нюансные) цвета. Правый вертикальный ряд — далекие (контрастные) цвета.

Таблица 3 – Основные виды цветов, различающиеся композиционно-художе­ственными свойствами. Цвета представлены по полному цветовому кругу.

3.2отношение цветовых полей

В отношении площадей цветовых полей (или пятен) обнаруживается следующая закономерность: чем тон светлее, тем его площадь по сравнению с темным тоном выглядит больше. При учете этой закономерности обеспечивается зри­тельная равновеликость разных по светлоте цветовых полей, включаемых в композицию. Здесь, видимо, действует закон зрительного удаления и соответственно уменьшения темных цветных полей и приближения (увеличения) светлых. Для создания равномерно заполненной плоскости в ахроматиче­ской композиции при максимальном размере черных пятен минимальная площадь отводится белым пятнам. При использовании близких (серых) ахроматических пятен отно­шения между их площадями принимаются в среднем от 1:10 до 1:1. Аналогичным образом при построении целостной гра­фической композиции устанавливаются взаимоотношения яркостных площадей хроматических цветовых пятен. При этом исходным принимается условие, что равносветлые теплые и холодные цвета, например оранжевые и зеленые или красные и фиолетовые, выглядят по-разному: первые светлее и соответственно кажутся большими по площади, чем вторые.

Как можно заметить, отношения цветов по занимаемой площади напрямую связаны с их отношениями по зрительной удаленности. Наибольшую такую удаленность имеет черный цвет, наименьшую — белый цвет. Изменяя светлоту и площадь цветовых пятен, можно добиться зрительного сохранения или разрушения графической плоскости. Однако следует учиты­вать, что при крайне большой цветовой площади эффект его удаленности имеет обратную силу: светлая площадь зрительно раздвигает пространство, темная — сдвигает, зрительно пода­вляя человека.

Можно выделить также различие цветов по той же зрительной теплоте, легкости и мягкости. (Эти свойства цвета опреде­ляются чисто эмоциональной реакцией зрителя, связывающего его с ощущениями разных по цвету природных материалов и форм, например льда, снега, воды, зелени, песка, солнца, огня и т. д.) В целом оно наглядно проявляется в построении полного цветового круга. Характер этого различия представлен в табл. 6. Необходимо признать, что и он относителен, ибо вытекает из субъективных впечатлений, производимых цветом. Однако схожесть его оценки многими людьми дает основание считать такое различие также принципиальным.

Чрезвычайно важен для построения цветовой графической композиции учет такого художественного свойства цвета, как активность. Определяется она разной степенью чисто зрительного его воздействия на человека. По такому воздействию различают более активные цвета — ярко-красно-оранжевые и менее активные — фиолетово-синие. Нейтральными по воздействию считаются желто-зеленые оттенки.

3.3ЦВЕТОПСИХОЛОГИЯ. ВАЖНЫЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА

Источник

Adblock
detector